Глава 8. Покушение на Вождя

Через земное воплощение Сына Божьего были достигнуты великие цели Евангелия: спасение людей, принявших Его верою; уничтожение их грехов; оправдание Божьего характера, Его закона и правления перед всей Вселенной.

Эти великие истины были образно представлены в служении земного святилища (постоянное служение — евр. тамид, — включало ежедневные жертвы, служение священников в святом отделении святилища и, наконец, служение очищения святилища от грехов народа Божьего, совершаемое первосвященником в конце года в день, называемый Судным — Лев. 16:30).

Бог желал, чтобы народы понимали план спасения, образно представленный через служение в земном святилище. Ибо все это было прообразом жизни и служения Иисуса Христа, Его жертвы на кресте и последующего служения в Небесном храме.

Именно на эти истины враг рода человеческого нацеливал свои удары. В центре восьмой главы описано покушение на Вождя завета, на Его жертву и на Его постоянное служение в небесном святилище, которое, несмотря на все это, очистится по истечении указанного пророческого периода Дан. 8:14.

8:1. В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.

С восьмой главы и далее, до конца, книга написана на еврейском языке. Это видение пророк получает спустя два года после событий, описанных в 7-й главе.

8:2. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, — как бы я был у реки Улая.

Город Сузы — центр Еламской области. Позднее он вошел в состав Персидской державы, как одна из ее пяти столиц.

Река Улай (совр. р. Карун) протекала к востоку от Суз.

8:3. Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.

Здесь в образе животных — овна (барана) и козла (ст. 5) — изображены враждующие царства.

Два рога овна, согласно толкованию Ангела, — это цари Мидии и Персии (ст. 20). Сначала мидяне господствовали над персами, но в 550 г. до Р. Х. персы перехватили главенство. Тем не менее, мидяне продолжали оставаться привилегированной частью общества потому, что были близки персам в этническом отношении.

8:4. Видел я, как этот овен бодал к западу, и к северу, и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него: он делал, что хотел, и величался.

Овен — Мидо-Персидская империя, — завоевала на западе Лидийское царство (546 г. до Р. Х.), Вавилон (539 г. до Р. Х.), Египет (525 г. до Р. Х.). Предпринимались даже походы на север к скифам (514 г. до Р. Х.), но закончились они безрезультатно.

8:5. Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.

8:6. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.

8:7. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.

С запада пришли греки и сразились с персами. Александр Македонский «растоптал» огромную Персидскую империю (334—331 гг.) и создал на ее просторах свое царство.

8:8. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.

В зените славы Александр неожиданно заболел и умер в 323 г. до Р. Х., а его огромная империя вскоре разделилась на части (см. Дан. 7:6).

8:9. От одного из них вышел небольшой рог1, который чрезвычайно разросся к югу, и к востоку, и к прекрасной стране,

Откуда вышел малый рог? Он вышел от одного из четырех ветров. (Четыре ветра — это четыре стороны света. См. перевод под ред. М. П. Кулакова.) По отношении к Иерусалиму малый рог находился на северо-западе.

Небольшой рог, согласно тексту, распространился к югу, востоку к прекрасной стране. Здесь имеется в виду главные маршруты завоевательных походов Рима в последующие века.

На юге Рим завоевал все побережье Северной Африки (включая Карфаген, Киринаику, а впоследствии Египет).

На востоке — Македонию, всю Грецию, всю Малую Азию (сегодняшняя Турция), Сирию до пределов Вавилона.

К прекрасной стране — в 63 г. до Р. Х. римские легионы достигли Иерусалима и с тех пор все перечисленные области, ранее принадлежавшие грекам, надолго вошли в состав Римского государства.

Небольшой рог как нельзя лучше характеризует, во-первых, сам город Рим, который из небольшого селения на берегу реки Тибр постепенно превращается в миродержавный город, подчинивший себе как эллинистический мир, так и варварские страны (особенно к востоку и к югу от него).

8:10. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,

Десятый текст раскрывает нам истину о том, что под символом небольшого рога подразумевается также дьявол, некогда поднявший восстание на небе и увлекший за собою третью часть ангелов (Откр. 12:7—9).

Но сатана во все века действовал подобным образом и через земные власти. Особого успеха он достиг посредством Рима языческого (Дан. 2:40; 7:7).

8:11. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.

Данный текст говорит о продолжении работы сатаны через небольшой рог — папский Рим, который является преемником Рима языческого. Эта преемственность четко прослеживается в предыдущем видении (Дан. 7:8, 24, 25).

Вознесся на Вождя воинства — Иисус Христос — Вождь воинства небесного. Сатана руками римлян распял Христа и сжег Божий храм в Иерусалиме. Затем сатана исказил понимание самой важной и драгоценной для грешного человека истины: только Христос — наш небесный Первосвященник, Он прощает грехи и спасает от проклятия греха — смерти.

И у Него отнята ежедневная жертва. О какой жертве здесь идет речь? Смерть Христа на Голгофе упразднила обряд жертвоприношений в храме (жертвенный Агнец — Христос, умерший однажды за нас) (Ис. 53:7; Ин. 1:29).

Но Библия говорит еще об одной жертве — жертве уст человеческих (Евр. 13:15; Пс. 118:108) — о молитве (будь то молитва покаяния, благодарения, хвалы, прошения), которая ежедневно восходит к нашему Спасителю, Ходатаю и Первосвященнику в Небесное Святилище — ко Христу. Он — Единственный, кто может снять с нас поношение и бремя греха, в котором мы перед Ним раскаиваемся и исповедуемся.

Именно на это служение, дающее надежду падшему человеку на вечную жизнь, посягнуло Римское папство, затмив его земной мессой и утверждая, что земная церковь с ее служителями есть место отпущения грехов. Следуя этой искаженной истине, вся христианская Европа на протяжении ряда веков была научена исповеданию своих грехов в земных храмах, а также тому, что все полномочия и власть — отпущение грехов, которые принадлежат Безгрешному Небесному Первосвященнику, «переданы» священникам земным — таким же грешным людям, как и все остальные («нет праведного ни одного»). Так была отнята у Христа ежедневная жертва, так поругано было место святыни Его.

Новый перевод под ред. М. П. Кулакова Дан. 8:11 гласит:

«Держался он (малый рог) высокомерно и, противопоставляя себя Предводителю воинства того, посягнул на Его постоянное служение, и когда осуществил задуманное, то и само Святилище Его своим осквернением превратил в место заброшенное и забытое».

8:12. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

Дерзкое восстание сатаны на небе (Дан. 8:10, 11), когда он увел от Бога часть небесных ангелов, продолжилось на земле. Особо активным орудием дьявола стала Римская военная держава. Иудеи были обольщены римлянами и неоднократно заключали с ними военные союзы (со II в. до Р. Х. и до дней Ирода Великого было заключено пять военных союзов).

Но впоследствии за свое отступничество от Божьего завета иудейское священство, народ, город Иерусалим и храм были «растоптаны» теми же римлянами (Дан. 9:26).

Повергая истину на землю. — В эпоху раннего средневековья союз Христианской Церкви с той же самой Римской империей содействовал возвышению папства.

Это повлекло за собой потерю чистоты евангельской истины:

— изменение Закона Божьего (Дан. 7:25);

— присвоение принадлежащего Христу права прощения грехов (Дан. 8:11) и через это стирание в памяти верующих истины о первосвященническом ходатайственном служении Христа в Небесном святилище.

8:12 (Перевод под ред. М. П. Кулакова): «Войско было дано маленькому рогу, восставшему против постоянного служения. Он повергал истину на землю и в том преуспевал».

В оригинале слово тамид обозначает ежедневное или постоянно совершаемое служение в святилище. В обоих переводах это понятие присутствует. В первом говорится о предании не только воинства, но и ежедневной жертвы за нечестие — то есть о повреждении ежедневного служения. Второй перевод уточняет, что это повреждение истинного «постоянного служения» стало результатом восстания.

Иисус Христос в Небесном храме выступает как ежедневная заместительная жертва за грехи наши и одновременно как наш Первосвященник — Заступник и Ходатай (Рим. 8:34; 1 Ин. 2:1; Евр. 7:25—27).

Так к кому же нам еще идти, ведь «нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись»?

Однако эта истина устранена из сознания большинства людей и на ее место выдвигается учение о прощении грехов путем исповеди перед земными священниками. Внимание верующих было перенесено со Христа на папу, с небесного священнодействия на священнодействие земное (мессу).

8:13. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?»

Задается вопрос о продолжительности «опустошительного нечестия» — до каких пор это будет? Слово «видение», хазон, связано с овном и козлом, то есть Мидо-Персией и Грецией. Иначе этот вопрос можно сформулировать следующим образом: «Сколько этим событиям, начиная от возникновения Мидо-Персии, Греции и, наконец, до восстания Рима на небесное служение Христа, будет позволено продолжаться?»1.

8:14. И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

В стихе 13 мы слышим разговор небесных вестников. Один из них задает вопрос другому: «На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» Этот вопрос задан, чтобы обратить особое внимание слушающих или читающих на сколько времени… или «до каких пор…»*.

Здесь в общем вопросе содержится три следующих элемента:

1) о том, до каких пор будет «ежедневная (жертва)» или «постоянное священнодействие»?

2) о том, что будет «опустошительное нечестие» (по отношении к этому постоянному священнодействию).

3) это повлечет за собой попирание святилища.

Каждая часть этого вопроса важна.

Вначале речь идет о «постоянном» или «ежедневном» служении в святилище. Ежедневное священнодействие в земном святилище включало в себя принесение жертв всесожжения утром и вечером, зажигание светильников в святом отделении, принесение жертв за грех и другие ритуалы. Все это символически говорило о служении заступничества Христа и ходатайства за грешников и о милости Божьей к людям.

Посредством крови жертв грехи людей переносились во святилище в первое отделение. Грехи как бы оставлялись в святилище — Бог брал на Себя вину за раскаявшихся людей, а человек получал прощение и оправдание. Так совершалось служение в течение года. В конце года в Судный день (Йом-Киппур) святилище нуждалось в очищении от внесенных туда грехов. Такой порядок служения должен был сохраняться по пророчеству до тех пор, пока Иисус Христос придет на землю как истинная жертва за грехи. После воскресения Он взошел на небо в Небесное святилище со Своею Кровью и продолжил там Свое служение как ходатай за грехи людей. Так служение в земном храме прекратилось, но продолжилось в храме небесном с той разницей, что Христос Сам стал и жертвой за грехи людей и Священником — ходатаем Нового Завета.

Но вопрос Дан. 8:13 включает не только служение примирения, когда грехи вносились во святилище узаконенным Богом путем. Вопрос подразумевает и опустошительное нечестие, когда священники и народ небрежно относились к служению в храме. Храм также осквернялся идолопоклонниками, вносившими своих идолов в пределы храма.

И наконец, происходило «попирание святыни» врагами народа Божьего: греками и римлянами в эпоху Ветхого Завета (буквальное), а затем устранение истины о Небесном святилище папством в эпоху Нового Завета — в духовном смысле.

Таким образом, вопрос Дан. 8:13 «на сколько времени» или «до каких пор…?» включает все время законного служения в святилище земном и небесном, а также одновременно с ним идущее нечестие и попирание святилища.

Ответ дается такой: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» или же «пройдет 2300 вечеров и утр, и тогда святилище будет очищено». Это победоносный ответ: все виды греха: раскаянные грехи и богохульство, кощунство и грехи нераскаянные — предстанут на суд Божий во Святилище небесном. Но когда начинается этот пророческий период 2300 вечеров и утр (лет)? Ответ на этот вопрос дает нам 9-я глава. Там есть обоснование того, что период 2300 вечеров и утр (лет) начался в 457 г. до Р. Х.

По прошествии 2300 лет, то есть с 1844 года, начался Небесный суд, во время которого совершается очищение Небесного святилища. Завершится оно полным уничтожением всех грехов народа Божьего, полным оправданием детей Божьих всех веков, полным и совершенным оправданием Божьего правления во вселенной. Затем последует возвращение нашего Господа Иисуса Христа на землю, чтобы собрать всех, кого Он оправдал на суде, в вечные обители Отца Небесного.

В то самое время, когда Даниил получил видение и прозвучал вопрос с последующим торжественным ответом, Иерусалимский храм лежал в развалинах, там не совершалось ежедневное служение.

Но вопрос предполагает, что такое служение снова будет совершаться, а затем снова будет попираема святыня до определенного времени, но в конце 2300 вечеров и утр святилище все-таки очистится.

Видение об очищении святилища относится к отдаленным дням, к концу определенного времени.

Чрезвычайно важно осознавать и помнить, что небольшой рог начинает действовать под конец греческих царств и существует до конца истории мира. Это соответствует времени действия четвертого зверя из седьмой главы и по порядку выхода (четвертый), и по длительности действия (до конца), и по характеру деятельности. Следовательно, это Рим языческий, а затем Рим папский.

Это дает право понимать, что период 2300 вечеров и утр завершается в эпоху четвертого зверя, до его гибели. Период 2300 вечеров и утр включает не только время владычества персов и греков над Иерусалимом, но и всю экспансию языческого и папского Рима против святилища, и поэтому он не может быть исчислен в 2300 буквальных днях. Имеем ли мы библейское основание считать, что 2300 вечеров и утр это не обычные дни, а годы? Следующая глава Книги Даниила даст на это ответ.

8:15. И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа.

Даниил искал значения, — не успокоился, но размышлял над увиденным, — настойчиво искал новых Божьих откровений и получил их.

16. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!»

Даниил слышит голос человеческий, обращенный с повелением к Гавриилу. Кто может повелевать Гавриилом? Только Тот, Кто выше его. Из 9:21 следует, что Гавриил — это высший Ангел, Небесный вестник, стоящий пред престолом Божьим (Лк. 1:19) и выполняющий особо важные поручения Господа.

8:17. И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!»

8:18. И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое,

8:19. И сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени.

Первые слова Гавриила — «…видение относится к концу времени». Из этого следует, что вовсе не ближайшие политические события исчерпают значение видения. «Конец времени» или же, в 19 тексте, — «…последние дни гнева», — относятся к концу определенного Богом пророческого времени, наступившего после окончания 2300 вечеров и утр — это эпоха очищения небесного святилища: с 1844 г. наступают «дни конца», которые завершатся излитием последних «семи язв» (Откр. 16).

8:20. Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский.

8:21. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь;

8:22. Он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.

С 20-го стиха и до конца главы следует объяснение всего видения, показанного в начале главы 8 (стихи 3—9): ближайшие исторические события касаются Мидо-Персии и Греции, а затем четырех греческих царств, возникших в результате распада империи Александра Великого. Они были гораздо слабее ее. Этот период не столь отдален; он покрывает ту часть видения, которая, очевидно, была понята Даниилом (см. комментарий к 8:8).

8:23. Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;

Рим приходит «под конец царства их», то есть на смену греческих царств. Фактически римляне подчинили себе все эти греческие царства: Македонию и Грецию (Элладу) к 146 г. до Р. Х., Малую Азию к 121 г. до Р. Х., Сирию к 64 г. до Р. Х., Египет к 30 г. до Р. Х. Они включили названные государства в состав своей империи и подступили к Иерусалиму в 63 г. до Р. Х.

Когда отступники исполнят меру беззаконий своих. Отступники — это не греки и не римляне, а сами иудеи, которые своими грехами и грехами своих священников «наполняли меру беззаконий». (См. Ездр. 9:14, 15; 10:18—44, Неем. 13:23—31, Мал. 2:1—9. См. также свидетельства историков: Иосиф Флавий «Иудейские древности» XI, 7, XII, 5; XIII, 13.5; XIV, 2.3.) Верхом беззакония священников станет предательство Иисуса Христа во дни Анны и Каиафы.

В результате отступничества иудеев было осквернено святилище Божье, а затем оно неоднократно осквернялось язычниками, греками и римлянами, до тех пор пока не было полностью уничтожено.

Восстанет царь наглый и искусный в коварстве — искусная и изощренная Римская дипломатия руководствовалась коварным принципом: «Devidе et impera» — «Разделяй и властвуй». Она покоряла своих противников тем, что провоцировала конфликты между ними, а затем оказывала им «помощь» — становилась посредником и судьей, подчиняя их в конечном счете Риму. Этот же почерк сатаны проявляется и в современной глобалистической политике.

8:24. И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать, и действовать, и губить сильных и народ святых,

8:25. И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою.

«И укрепится сила его, хотя и не его силою». За кулисами всех успехов Рима (как впрочем и других империй) стоял несомненно князь тьмы — невидимый и неутомимый вдохновитель всех побед империи (как дипломатических, так и политических).

Стихи 24 и 25 дают дополнительную информацию к 8:11, 12, 13 о характере небольшого рога.

Малый рог все более будет преуспевать и укрепляться, а также производить удивительные опустошения, достигающие своей масштабностью отдаленных времен. Языческий Рим постепенно передал эстафету папскому Риму, который на протяжении долгих веков действовал уже не военной силой, но умом и коварством. (Иезуитская дипломатия во многом преемница изощренной Римской дипломатии.) Средневековый Рим погубил многих детей Божиих и повергал на землю саму истину (см. 8:12). В конечном счете эта система будет уничтожена не руками людей, но Самим Богом (см. Откр. 18) — «…будет сокрушен — не рукою».

8:26. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».

Здесь снова говорится об истинности видения о вечере и утре (см. ст. 14), о котором сказано, что оно относится к отдаленным (для Даниила) временам. Кульминацией этого пророческого периода станет очищение Небесного святилища.

8:27. И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.

Весть об очищении святилища не была понятна Даниилу.

В следующей главе речь пойдет о восстановлении земного святилища и его разрушении по истечении 70 седмин. В 8-й же главе говорилось не о земном храме, а о храме Небесном и его очищении (Евр. 8:8; 9:23) в конце 2300 вечеров и утр, т. е. 2300 пророческих лет. Так рассуждать нам позволяет продолжительность событий 8-й главы, охватывающая историю Древнего мира, Средних веков и последнего времени. В фокусе главы находится постоянство великой борьбы между Богом и сатаной за род людской. Цель этой борьбы — спасение человека от греха, осуществляемое посредством крови Христовой и Его ходатайственного служения в Небесном святилище.