Глава 9. Молитва героя веры

9:1. В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,

Первый год Дария приходится на год взятия Вавилона мидянами и персами (539 г. до Р. Х.). В одной из персидских надписей конца VI века до Р. Х. есть сведения, что мидяне и персы говорили на одном и том же языке (см. Всемирная история. Т. 1, М., 1956. С. 594). Однако персы подчинили мидян в 550 г., причислив их вождей к своей знати. В свете этого совсем не удивительно, что Дарий Мидянин «поставлен был» Киром Великим над Вавилонией.

9:2 В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

Даниил, изучив пророчества Иеремии (Иер. 25:11, 12) и вычислив число лет пребывания в Вавилоне, сделал вывод, что время плена оканчивается.

9:3. И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте, и вретище, и пепле.

Бог обещал, что народ возвратится из плена в свою землю, но Даниил сознавал, что для исполнения Божьего обещания необходимо глубокое раскаяние народа (см. Втор. 30:1—5). И хотя он менее других был повинен в национальной катастрофе народа Божьего, он исповедует грехи своего народа, как свои собственные.

9:4. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался, и сказал: «Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!

9:5. Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;

9:6. И не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.

9:7. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.

9:8. Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.

9:9. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него

9:10. И не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.

9:11. И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.

Покаянная молитва Даниила. Эта часть молитвы является выражением:

— чувства вины за отступление, нарушение заповедей (ст. 4, 5);

— раскаяния в непослушании и неприятии увещеваний пророков (Иеремии, Иезекииля, Исаии, Михея и др.) (ст. 6);

— стыда из-за того, что своими грехами евреи обесчестили имя Божье перед другими народами (ст. 7, 8);

— сознания, что Бог прав и совершил над ними суд завета, записанный особо в законе Моисея (Втор. 28:15 — 29:29).

9:12. И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.

9:13. Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.

9:14. Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.

9:15. И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.

9:16. Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.

9:17. И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.

9:18. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

9:19. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

В продолжение молитвы звучит настойчивая просьба о помиловании с напоминаниями об Исходе как изначальном действии Божьем. Исход положил начало истории народа, когда Бог особо руководил им, и потому о нем всегда вспоминается в торжественных случаях. Далее идет речь об Иерусалиме, священном городе, где в течение многих лет в храме пребывал ковчег завета. Теперь святилище опустошено и народу не на что больше надеяться, разве что на великое милосердие Божье.

Молитва Даниила — это не молитва законника, похваляющегося своими заслугами.

Последний возглас (ст. 19) — просьба совершить прощение ради Самого Бога — самый сильный и единственный довод, который может выдвинуть кающийся грешник, веря в праведность и милость Божью.

9:20. И когда я еще говорил, и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;

9:21. Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

9:22. И, вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.

9:23. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение.

Далее следует объяснение пророчества, изложенного в 8-й главе. Даниил, как мы помним, получил весть о поругании святилища и его окончательном очищении по истечении 2300 вечеров и утр. Несмотря на объяснение, данное Гавриилом, тогда он не понял видения (Дан. 8:27).

Даниил вникал в пророчества для того, чтобы определить, когда окончится вавилонский плен. Он понимал: прежде чем очистится святилище, его нужно восстановить, заново отстроив Иерусалим. Теперь ангел пришел, чтобы дать ему сведения, которые помогут понять предыдущее видение 8-й главы.

9:24. Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.

Выражение «семьдесят седьмин» означает семьдесят недель, т. е. 490 дней. Но по масштабности событий, которые должны произойти за это время, это не простые дни, а годы — 490 лет. Этот взгляд разделяет большинство толкователей, так как в Библии пророческий день равен году (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6). Сами иудеи в древности понимали седьмины Даниила как семилетия (см. «Книгу юбилеев» III в. до Р. Х.). Христианские толкователи также согласны с этим (см. Толковая Библия. Т. 7. С. 62, 63). Эти семьдесят седьмин (490 лет) определены, или точнее — отрезаны (от евр. глагола hatak — отсекать) для еврейского народа. От чего отрезаны? От большего пророческого периода — 2300 лет. Оба периода имеют одну точку отсчета — 457 г. до Р. Х. Именно видение о 2300 вечеров и утр было неясно Даниилу, и ангел Гавриил пришел объяснить ему это, но толковать он будет только часть этого периода, которая равна 490 годам.

Что же должно произойти за эти 490 лет?

— Должно быть покрыто преступление: ожидая пришествия Мессии в мир, иудеи должны были покаяться в грехах и преступлениях, чтобы они были покрыты, или прощены.

Этот текст в новом переводе (под ред. М. П. Кулакова): «чтобы покончить с их восстанием (по другому чтению: обуздать нечестие)». В более широком смысле это символизирует восстановление прерванной связи человека с Богом.

Запечатаны были грехи и заглажены беззакония: это Мессия (Христос) Своей смертью совершил на кресте — Он искупил всякую вину.

Чтобы приведена была правда вечная означает не только прощение грехов, но и наделение человека вечной праведностью Божьей.

Запечатаны были видение и пророк: видения, данные Даниилу, исполнятся в служении Христа, а сам пророк будет признан истинным (поставлена печать, подтверждающая истинность).

Возможное толкование текста: запечатан — сокрыт под печатью, то есть данные в Книге Даниила видения и пророчества сокрыты от понимания для тех, кто не принял Христа как Мессию и тех, кто не углубляется в Слово Божье.

И помазан был Святой святых (по евр. кодеш-кодешим) — чаще всего это выражение относится к предметам святилища и к Святому святых святилища. Логично допустить мысль о помазании небесного святилища кровью Христа после Его вознесения на небо (Евр. 8:1, 2; 9:11, 12) — новый перевод замечает в сноске: в значении посвятить святилище.

9:25. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

Предложение «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» означает, что до первого пришествия Христа должно пройти 483 года (7+62=69 седмин; каждая седмина — семь лет; 69х7=483 года).

С какого указа о восстановлении Иерусалима нужно начинать отсчет четыреста восьмидесяти трех лет? Этих указов было три. Первый указ, разрешивший изгнанникам вернуться на родину, был издан Киром в 539 году до Р. Х. (Езд. 1:1—4). Тогда только часть иудеев вышла из Вавилона и вернулась в свою страну. Этот указ, прежде всего, касался восстановления храма, а не всего города.

Второй указ, изданный царем Дарием Гистаспом (не путать с Дарием Мидянином) в 520 г. до Р. Х., только подтвердил указ Кира (Езд. 6:1, 2, 6—12) — и было завершено было строительство храма.

Третий указ был издан Артаксерксом Лангиманом в 457 году до Р. Х. (Езд. 7:12—26).

В Книге Ездры слово «повеление» относится к совокупности всех трех указов: они все имеют свое значение, но указ 457 года наиболее полный по своему содержанию. Следующие факты позволяют заключить, что именно об этом повелении идет речь в этой главе:

1. Иудея после разрушения и плена наконец получила юридический статус независимой области в пределах Персидской империи и стала независимой от Самарянских правителей.

2. Закон Божий был восстановлен как религиозный и гражданский закон, имеющий юридическую силу для всех жителей Иудеи (см. Езд. 7:23—26). Город Иерусалим, естественно, стал столицей этой области.

3. Впервые после Вавилонского плена была восстановлена целостность ветхозаветной религиозной системы, которая нераздельно включала: страну, народ, город Иерусалим, храм и служение в нем. Именно такого рода восстановление Иерусалима имело вес в пророческом понимании.

Теперь уже не было царя, как это было до Вавилонского плена, но зато восстанавливался принцип Божьего управления как напоминание о Божьем управлении во дни судей: в некотором смысле это был прообраз созидания Божьего царства.

4. 457 г. — начало пророческого периода семидесяти седмин. Согласно тексту, 69 седьмин, или 483 года как раз и достигают времени Христа Владыки. Если начать отсчет именно от 457 г. до Р. Х., прибавляя 483 года, мы приходим к 27 году после Р. Х., а это и есть год, когда Христос начал Свое служение после крещения в реке Иордан.

9:26. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

В последней седмине Мессия-Христос предан смерти1, благодаря которой предрешена окончательная победа над державой смерти и властью сатаны над этим миром. Как следствие этого наступает новый этап — служение Христа в Небесном святилище, когда воскресший Христос ходатайствует на небе за будущих членов царства Божьего.

Город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет. Все это исполнилось при разрушении Иерусалима и храма войском римского полководца Тита в 70-м году.

9:27. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

В течение последней, семидесятой седмины, с 27 по 34 гг. по Р. Х., произошли ключевые события Нового Завета, благодаря которым утвержден завет для многих:

— это земное служение Иисуса Христа;

— Христос объявил на Тайной Вечере: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

— Христос умер на кресте; с этого момента завет вошел в силу (Евр. 9:16);

— Христос воскрес и вознесся на небо, стал Ходатаем нового завета в Небесном святилище (Евр. 8:6; 9:15);

— в половине седьмины, т. е. в 31 г., со смертью Христа земные жертвы в храме потеряли свое значение (Евр. 10:1—9);

— побиением Стефана закончилось особое время для еврейского народа (окончились 70 седьмин).

Благодаря вышеперечисленным событиям утвержден завет для многих («Вождь сей —утвердит завет для многих» — см. перевод под ред. М. П. Кулакова).

На крыле святилища будет мерзость запустения. Впоследствии, когда храм остался пуст, так как Господь покинул Его, мерзкие дела священников — убийц Христа, дополнили меру беззаконий иудеев (см. 1 Фес. 2:16).

Опустошитель не замедлил прийти: и город Иерусалим, и его храм подверглись невиданному разрушению и опустошению на многие века (см. Иосиф Флавий «Иудейская война», книга VI, глава IV).