Глава 12. Михаил

12:1. И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Как уже упоминалось, Михаил, князь великий (Иисус Христос), защищая Свой народ на небесном суде, вносит их имена в Книгу жизни. Он также защитит народ Божий и в дни великой скорби.

И наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди. Действительно ли мировое сообщество вступает в эпоху особо «тяжких времен»? Можем ли мы говорить о том, что это время уже наступило?

Средства массовой информации дают многочисленную пищу для размышлений на эту тему. Сегодня человек испытывает многократные перегрузки и давление сил зла во всех сферах жизни как на физическом уровне, так и на духовном. В этой книге невозможно поместить даже часть имеющегося фактического материала по данному вопросу, так как его объем чрезвычайно велик.

Вот лишь некоторые аспекты этой темы: Земля вошла в эпоху непредсказуемых климатических явлений и катаклизмов (вспомним недавние события с цунами в Индийском океане — за короткое время погибли сотни тысяч человек); усилилась во много раз сейсмическая активность. Земля буквально сотрясается под ногами грешников от их беззаконий. Участились резкие перепады температуры на 15—20о в течение суток. Все, от мала до велика, испытывают негативное влияние магнитных бурь и температурных перепадов.

Человечество вступило в эпоху необратимого экологического кризиса: мировой океан в своих глубинах медленно превращается «в ядовитый бульон» — так свидетельствуют океанологи; катастрофически сокращается на земле количество чистой питьевой воды (особенно эта проблема касается больших городов, и там же существует другая экологическая проблема — загрязнение воздуха) — все это влечет умножение болезней.

Время тяжкое, о котором говорит 1-й стих 12-й гл., которого не было с тех пор, как люди существуют на земле — это не стереотипная библейская фраза.

Это реальность ближайшего будущего, которое начинается уже сегодня. Становится очевидной истина о том, что человечество не может спастись собственными силами. Оно нуждается в сверхъестественном спасении.

12:2. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Второе пришествие и воскресение мертвых — неразрывные события. Праведные восстанут для вечной жизни, а нечестивые — на вечное посрамление и поругание (см. Ин. 5:28, 29; Откр. 20:4—6).

12:3. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.

Праведные названы разумными потому, что они обратили многих к правде. Они будут облечены небесной славой и получат венцы вечной жизни.

12:4. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение.

Даниил должен сокрыть слова сии и запечатать книгу до последнего времени. Ее значение будет открываться по мере исполнения пророчеств, описанных в ней.

В жизни и служении Иисуса Христа исполнился ряд пророчеств Даниила (см. Дан. 9:25, 11:22; Мф. 24:15). Книга Откровение дает новую перспективу пророчествам Книги Даниила (см. Откр. 10:1, 2). Значение многих пророческих истин начало открываться по окончании периода 2300 вечеров и утр (см. книгу Е. Уайт «Великая борьба» и др.).

12:5. Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки.

12:6. И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?»

12:7. И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени, и времен, и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится.

Мы снова читаем о двух мужах, стоящих на разных берегах реки. Это напоминает нам видение из Дан. 8:13, а также видение мужа в льняной одежде из Откр. 10:5. Вопрос: «Когда будет конец этих чудных происшествий?», похож на вопрос: «На сколько времени?» Это говорит в пользу единой литературной и тематической композиции всей книги Даниила. Бог контролирует бурлящий поток земной истории (не случайно историю нередко сравнивают с рекой): Он стоит над этой рекой, прокладывая русло и определяя ее протяженность. Зло не будет вечно господствовать в мире, ему будет положен конец.

Время, и времен, и полувремени1 — пророческий период с 538 по 1798 г. (см. Дан. 7:25). Окончание периода в 1260 дней (лет) еще не знаменует собой конец, так как после этого периода народ Божий должен быть испытан. Это лишь верный признак приближения последних дней.

12:8. Я слышал это, но не понял и потому сказал: «господин мой! что же после этого будет?»

12:9. И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.

Даниил не понял значения, ибо слова эти были «запечатаны до последнего времени» — времени перед Вторым пришествием Иисуса Христа.

12:10. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.

Переплавлены в искушении — очищение народа Божьего в испытаниях подобно тому, как огнем очищается золото от примесей.

Нечестивые же не уразумеют пророческих слов даже в последние дни, потому что погрязнут в беззаконии.

12:11. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.

12:12. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.

Подводя итог сказанному, Небесный посланник направляет внимание пророка на два временных периода — 1290 и 1335 дней (см. примечание и таблицы).

12:13. А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».

Даниил прожил долгую жизнь (около 90 лет) и может теперь успокоиться. В конце времени он восстанет для получения своего жребия.

* * *

В Книге пророка Даниила мы находим пять основных пророческих периодов, связанных друг с другом: «Время, и времена, и полувремя», или 1260 дней (Дан. 7:25); «две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8:14); семьдесят седьмин (Дан. 9:24); тысяча двести девяносто дней (Дан. 12:11); тысяча триста тридцать пять дней (Дан. 12:12). И все они наполнены событиями одного характера.

Если мы признаем литературное и тематическое единство книги, то ключ для исчисления этих периодов следует искать в самой книге. Пророчество о семидесяти седьминах расположено в середине книги, оно является ключевым, ибо говорит о смерти Христа. Оно предлагает систему исчисления: пророческий день равен году (70 седьмин = 490 дней = 490 лет). Мы вправе приложить это правило и к другим временным пророческим периодам: 2300 вечеров и утр, 1260 дней, а также 1290 и 1335 дней. Три последних пророческих периода указаны в последней главе, они накладываются друг на друга:

— все они начинаются в одну и ту же эпоху — в эпоху раннего Средневековья (с 508 по 538 гг.).

— все они заканчиваются в эпоху Новой истории — с 1798 по 1844 гг.

Автор использует в книге длительные исторические периоды, уменьшая их во временном масштабе, подобно тому, как географическая карта уменьшает в пространственном масштабе изображенные на ней объекты.

Пророчества Даниила показывают историю как единый, длящийся веками процесс, устремленный во Второму пришествию Иисуса Христа. События, совершавшиеся в первых главах и относившиеся к Даниилу и его окружению, раскрывают закономерности, по которым будут развиваться судьбы целых народов и цивилизаций на протяжении последующих веков, включая заключительные события всемирной истории.

Господь через эту пророческую книгу открывает нам тайны, которые были запечатаны «до последнего времени». Но время это уже наступило, и ведение (знание) умножается: великий свет послан нашим современникам.

Книга Даниила называет разумными тех, кто воспользуется этим знанием, чтобы ходить во свете, который им открылся, дабы быть в числе спасенных. Скоро, очень скоро земля будет встречать Иисуса Христа. Искупленные же будут сиять, как светила в небе навеки, навсегда! Аминь.

Семьдесят седьмин

Дан. 9:24—27

Семьдесят седьмин (490 лет) были определены для еврейского народа, чтобы они приготовились к встрече Мессии (Иисуса Христа). Это было время благодати для покаяния и заглаживания грехов. Но этот же период был временем наполнения меры беззаконий для тех, кто не хотел покаяться. Одно и то же время разные люди используют по-разному.

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых» (Дан. 9:24).

Схема 70 седмин

1. Начало отсчета семидесяти седьмин, согласно Дан. 9:25, — со времени декрета о восстановлении Иерусалима. Этот декрет был издан Артаксерксом Лангиманом в седьмой год его правления (см. Езд. 7:6—28).

Это был 457 год до Р. Х. Указ впервые восстановил действие Закона Божьего на территории Иудеи, также сама Иудея получила автономию в пределах Персидской империи.

Опираясь на этот указ, Ездра и его сотрудники начали восстановление стены (см. Езд. 4:12). Однако они были оклеветаны самарянами, и тот же Артаксеркс запретил на время строительство города (4:18—23). Это общий обзор всех событий дан в начале в главе Ездр. 4, а затем в Ездр. 7 дается подробное описание указа Артаксеркса.

Впоследствии он же разрешил доделывать стены уже во время Неемии, в 444 г. до Р. Х. (см. Неем. 1 гл.). Поэтому указ 457 г. и есть указ, впервые давший право восстанавливать город Иерусалим.

2. Иерусалим был восстановлен спустя 49 лет в 408 году.

3. Год крещения Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане (см. Лк. 3:1) — пятнадцатый год правления Тиберия. Император Август умер в 14 году Р. Х. За год до смерти Августа, в 13 году, Тиберий получил власть трибуна и проконсульские полномочия, равные полномочиям Августа, став соправителем империи. Это дает право считать первым годом правления Тиберия 13-й год, следовательно, 15-м годом будет 27 год.

4. Смерть Иисуса Христа на Голгофе в середине последней седьмины, то есть около 31 года.

5. Побиение Стефана камнями около 34 года. Этим годом окончились 70 седьмин, или 490 лет.

В библейских пророчествах часто используется измерение «день за год» (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6; Дан. 9:24). Семьдесят седьмин — это семьдесят недель, или 490 дней, фактическое же исполнение заняло 490 лет. Этот же масштаб приложим к Дан. 8:14.

__________________________

1 Подробнее см. материалы в разделе Персидский период. См. также Толковая Библия. Т. 7. С. 63.

2 Биккерман Э. Хронология древнего мира. Наука, 1976. С. 285 и С. 60. См. Толковая Библия. Т. 9. С. 149.

Сравнительная таблица 7-й и 8-й глав Книги пророка Даниила

Дан. гл. 7

Дан. гл. 8

Лев — Вавилон (ст. 4)

 

Медведь — Мидо-Персия (ст. 5)

Овен — Мидо-Персия

Барс — Греция (ст. 6а)

Козел — Греция (ст. 2—4)

Четыре головы — греческие царства после Александра Македонского (ст. 6б)

Четыре рога — греческие царства после Александра Македонского (ст. 8)

Зверь страшный и ужасный с зубами железными и когтями медными, все попирающий — Рим языческий (ст. 7)

Рог, разрастающийся к югу, востоку и к прекрасной стране — Рим языческий.
Небольшой рог (возносится до неба) — возносится на Вождя воинств (ст. 11а) отнята у Него жертва (тамид) (ст. 11б), поругано Святилище (ст. 11в) — Рим языческий.

Десять рогов зверя; три из них исторгнуты

 

Небольшой рог — Рим папский (ст. 8) произносит слова против Всевышнего (ст. 25б), возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (ст. 25в), они преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени (ст. 25г).

Повергает истину на землю (ст. 12), воинство предано за нечестие (ст. 12) — Рим папский

Судьи (суд) воссядут и отнимут у него власть (ст. 26)

Святилище очистится (ст. 14)

Зверь убит, тело его сокрушено (ст. 11)

Будет сокрушен не рукою (ст. 25)

Обе главы изображают одно и то же последовательное движение истории, дополняя друг друга. Чтобы было ясно, где начинается самое опасное звено истории, нам открыто время его появления. В конце разделенных греческих царств на мировую арену выходит Рим. Он существует (в двух его фазах) до конца истории. (Почему Рим не назван по имени? Потому, что, когда Даниил получил эти видения, Рим был ничтожно мал и неизвестен в культурном мире.)

Вехи земного и небесного служения Иисуса Христа

Основной вопрос библейской истории — это спасение людей от грехов их.
Это то, чему посвятил Себя Иисус (Спаситель). Он является Христом (Мессией) — помазанником, то есть Царем и истинным Богом в человеческой плоти.
Лк. 4:18; 1 Тим. 3:16
Книга пророка Даниила называет Его Вождем Завета, Дан. 11:22
Все, что должен был совершить Иисус Христос для спасения людей, сначала было представлено в символах земного святилища в Ветхом Завете:
Во-первых, жертва за грех (непорочный агнец). Лев. 4:23, 24.
Во-вторых, ходатайство священника, вносившего кровь во святилище. Лев. 4:25.
В-третьих, очищение святилища раз в год от грехов народа (судный день). Лев. 16:16.
В-четвертых, возложение всех грехов на козла отпущения и удаление его из стана. Лев. 16:20—23.
Это основные этапы служения очищения грешника посредством крови животных и посредством ходатайства священника.

Христос выполнил это служение, когда стал истинной жертвой за грехи мира, а затем священником-ходатаем в небесном святилище.
Вот четыре основных этапа спасения. Все они взаимосвязаны в пророчествах, один вытекает из другого:
Во-первых, жертва за грех — это смерть Иисуса Христа на Голгофе. Ин. 1:29, 36; 1 Петр. 1:18—20.
Во-вторых, Его ходатайство на небе после вознесения. Он — истинный священник Нового Завета. Евр. 8:1, 2.
В-третьих, Он первосвященник, совершающий очищение небесного святилища (с начала суда на небе). Дан. 7:9, 13, 14; Евр. 9:12, 23.
В-четвертых, Он возложит все грехи народа Божьего на козла отпущения (на сатану) в день Второго пришествия. Откр. 20:1—3.
Пророчества Даниила указывают время трех событий:
1. Время распятия Христа
2. Ходатайство Его как священника в святилище (со времени вознесения)
3. Время начала суда или очищение небесного святилища
4. Время Второго пришествия не открыто.

 

2300 вечеров и утр/лет

¬————————————————————————®

¬——490 лет——®¬———— 1810 лет———————®

7 седьмин 62 седьмины 1 седьмина Небесное святилище Очищение Второе

Христос — Ходатай небесного пришествие

в небесном святилище святилища Христа

(храме) суд

Земное святилище

прообразное служение ┼

457 г до Р. Х. 27 г. 31 г. 1844 г. ?

На этой схеме все события плана спасения от греха показаны во взаимосвязи и последовательности. Одно событие следует за другим, каждое последующее событие вытекает из предыдущего.

Примечание. Обоснование указанных в Библии дат дано в последующих таблицах.

Пророчество о 2300 вечерах и утрах помогает нам увидеть общую линию плана спасения, которая проходит через всю Библию и отражается в последовательности исторических событий.

Это самый продолжительный пророческий период, который представлен Библией1.

2300 вечеров и утр/лет

¬————————————————————————®

70 седьмин

————————————————————————— Начало суда на небе

490 лет

7 седьмин 62 седьмины 1 седьмина Учение о ходатайстве

Христа сокрыто

457 г. до Р. Х. 408 г. 27 г. 31 г. 34 70 538 498 1844 г.

Персия Греция Рим языческий Рим папский Рана зверя Исцеление Рима

Эллинизм эпоха романизма, средневековье эпоха атеизма глобализм

Единство плана спасения в Ветхом и Новом Заветах обеспечивает единый Спаситель, Мессия Иисус Христос. Поэтому оба пророческих периода: 70 седьмин и 2300 вечеров и утр взаимосвязаны. 70 седьмин или 490 лет даны еврейскому народу для приготовлению к Первому пришествию Христа. «Чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи… приведена была правда вечная… и помазан был Святой святых… по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Дан. 9:24, 26).

Все, что здесь перечисляется, символически совершалось в земном святилище и завершилось смертью Иисуса Христа. Это первая часть пророческого периода. Следующая часть — это продолжение служения Христа в небесном святилище в роли небесного священника. Это служение Иисус совершает со дня вознесения на небо. Завершающая фаза служения Христа, следственный суд на небе и очищение небесного святилища от грехов народа Божьего, это служение, согласно пророчеству, должно произойти по окончании 2300 вечеров и утр, что совершилось в 1844 году. Христос придет второй раз, чтобы установить Свое вечное Царство. В настоящее время на небе идет суд (см. Дан. 7:9—14; Откр. 14:7).

Неслучайными являются и действия «небольшого рога», ясно, что это не отдельная личность, а система, которая действует на протяжении веков: Рим языческий, а затем Рим папский. За кулисами этой системы стоит древний змий2, который направляет удары целенаправленно — против Христа,

— против Закона Божьего,

— против «ежедневной жертвы»,

— против «святилища» и «завета»,

— против народа Божьего.

Суд на небе и очищение небесного святилища — одно и то же событие.

Пророчество о 2300 вечерах и утрах помогает нам увидеть общую линию плана спасения, которая проходит через всю Библию и отражается в последовательности исторических событий. Это самый продолжительный пророческий период, который представлен в Библии (2300 лет)1.

2300 вечеров и утр (лет)

Семьдесят седьмин Ходатайство Христа на небе Суд на небе Второе

7 седьмин 62 седьмины 1 седьмина пришествие

1260 лет Христа

457 г. до Р. Х. 31 г. 538 г. 1798 г. 1844 г.

Персия Греция Рим языческий Рим папский эпоха атеизма глобализм

Пророческий период 2300 лет подразделяется на два этапа:

I этап — 70 седьмин (или 490 лет) — дан еврейскому народу для приготовления к Первому пришествию Христа: «Чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи… приведена была правда вечная… и помазан был Святой святых» (Дан. 9:24—26).

II этап — с 31 г. н. э. До окончания периода 2300 лет в 1844 г., — это служение Иисуса Христа в небесном святилище после Его вознесения на небо в роли Первосвященника (Рим. 8:34; 1 Ин. 2:1, 2; Евр. 7:25; 8:2).

III этап — с 1844 г. до Второго пришествия Христа — завершающая фаза служения Иисуса Христа во Святом святых небесного святилища.

В это время Христос выступает на следственном суде как Ходатай народа Божьего всех времен (очищение святилища от грехов и следственный суд на небе происходит одновременно) (см. Дан. 7:9—14; Откр. 14:7; Евр. 9:23).

Итак, главнейшая цель всей Библии — спасение людей от грехов осуществляется одной Божественной Личностью — Иисусом Христом (см. Ос. 13:4; Ис. 43:25; Деян. 4:11, 12).

Приложение к главе 8

Некоторые считают, что «малый рог» в 8-й главе — это греческий царь Антиох IV Эпифан, но это не соответствует действительности, потому что:

а) Согласно тексту, «малый рог» выходит к концу четырех греческих царств. 8:23а

а) Антиох IV Эпифан правил в 174—163 гг. до Р. Х. Это еще не был конец греческих царств, так как его Сирийское царство просуществовало после него еще сто лет до 64 г. до Р. Х., и после него еще правили двадцать царей в этом царстве.

б) «Малый рог» приходит, когда еврейский народ наполнит меру беззаконий к концу определенного времени. 8:23б

б) Во дни Антиоха IV народ Божий еще не наполнил меру беззаконий, и это еще не был конец пророчески определенного времени (семидесяти седьмин).

в) «малый рог» умен и коварен. 8:25а

в) Антиох IV не отличался большим умом, его называли безумным (эпиман).

г) «малый рог» существует до конца истории и будет сокрушен не рукою человеческой. 8:25б

г) Антиох IV погиб задолго до заключительных событий всемирной истории.

 Выводы.

«Малый рог» полностью соответствует Риму языческому, а затем папскому. Языческий Рим положил конец всем греческим царствам, в том числе Сирийскому в 64 г. до Р. Х. и Египетскому в 30 г. до Р. Х.

Языческий Рим разрушил до основания Иерусалим и храм по истечении пророческого времени семидесяти седьмин, то есть спустя 40 лет после распятия Христа.

Папский Рим полностью соответствует пророческой характеристике «малого рога» — «ум и коварство», «повергал истину на землю» (отмена 2-й и 4-й заповедей Закона Божьего), «отнял ежедневную жертву» (ходатайство пап вместо служения Христа), «губил сильных и народ святых» (инквизиция), существует до конца истории.