Введение к Книге Откровение

Об Апокалипсисе (откровении тайны).

«Эта пророческая книга написана не для своих лишь современников, но для всех времен, хотя каждая эпоха читает ее своими глазами и по-своему… Но следует при этом установить общий принцип, что наше постижение священного текста никогда не имеет исчерпывающего, окончательного характера, но всегда углубляется и возрастает, сохраняя для нас в этом смысле новые возможности понимания» (Отец Сергий Булгаков. «Апокалипсис». С. 169, 152).

Все будущее христианства, вся его способность к возрождению зависит от того, будет ли принято в христианстве пророчество и будет ли оно раскрыто. Н. Бердяев. «Философия свободного духа». С. 227.

Жителям Земли послано предельно краткое и чрезвычайно важное сообщение:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7—9).

Это не фрагмент из фантастических фильмов о межзвездных войнах, а настораживающее сообщение о пришельцах из космоса, низверженных на землю несколько тысяч лет тому назад.

Возглавлял этих изгнанных с неба мятежных ангелов сам дьявол, названный «великим драконом». Они подняли восстание против Бога, и затем дьяволу удалось искусить наших прародителей Адама и Еву. Потому история нашей земли есть продолжение великой борьбы, начатой на небе. Опасность заключается еще и в том, что они невидимы для нас, но активно и неутомимо продолжают искушать людей. Род человеческий давно бы погиб в этой неравной для человека борьбе, если бы Бог отдал землю на произвол жестоких сатанинских сил. Библия свидетельствует о том, что Творец вселенной на протяжении всех веков посылал помощь нашей охваченной восстанием планете, Дух Божий и Его святые ангелы непрестанно посылаются людям, ищущим Бога, чтобы хранить их от зла. Более того, Сам Сын Божий, Христос, приходил в наш мир, чтобы сокрушить силу сатаны. Без небесного оружия и брони, без легионов верных Богу ангелов Христос победил врага Своей святой и непорочной жизнью и Своей смертью на кресте доказал всей вселенной, что Бог есть любовь. Духовно враг побежден, но борьба продолжается на земле. Пророческие книги Даниила и Откровения Иоанна раскрывают нам историческую панораму этой борьбы за человека.

В ходе всемирной истории все больше раскрывается сущность греха. Каждая цивилизация в ходе своей истории показывает, что грех не изживается прогрессом науки и культуры, ростом гражданских и политических свобод. Человечество само по себе никогда не преодолеет болезнь греха, которая длится из века в век, умножая власть над людьми. Откровение Иоанна — именно та книга, которая свидетельствует нам, что Бог совершает на протяжении веков, чтобы зло на земле было совершенно искоренено. И потому, как справедливо сказал виднейший мыслитель ХХ века Н. Бердяев, «Движение к Царствию Божию есть основная тема мировой истории» (Н. Бердяев. «Мессианизм и история». С. 342).

* * *

Кем и когда написано Откровение Иоанна (или Апокалипсис)? Иоанн был апостолом Иисуса Христа, Его самым молодым учеником. Он был свидетелем крестной смерти и воскресения Господа Иисуса1. Активно трудясь на ниве Божьей, он дожил до глубокой старости и мужественно встретил гонения на христианскую церковь, которые совершались во дни римского императора Домициана2 (81—95 гг.). Местом ссылки пожилого апостола был остров Патмос в Эгейском море.

Исторический фон тех событий вводит нас в мир Откровения. На глазах апостола Иоанна римские чиновники требовали у всех поклоняться статуям императора. В ту пору Домициан заполнил Капитолий своими статуями, провозгласил божествами отца, брата, жену, сестер, а также самого себя. Он основал новый жреческий орден — флавиалов (flaviales), которому поручено было отправлять культ этих новых богов, и приказал официальным лицам называть его в своих документах Dominus et Deus Noster — «наш господин и бог»1. Но заповедь Божья гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4, 5). Этот эпизод борьбы характерен для великого противостояния сатанинских сил и народа Божьего, длящегося на протяжении всех веков.

На протяжении всего повествования просвечиваются два параллельных пласта повествования:

— небесный: служение нашего Господа Иисуса Христа в небесном храме, откуда Бог руководит земной жизнью, посылая своих ангелов для спасения людей и совершая суды над народами, и все происходящие там события.

— земной: на историческую сцену выходят поочередно народы, сменяются царства, предсказанные ранее. В конце времени организованное человечество вступает в последний кризис, вызванный богоотступничеством.

В самом же конце повествования действия и события двух плоскостей — небесной и земной сливаются в одно целое: Божье небесное царство сходит на землю и устанавливается там НАВЕЧНО!

Литературная структура Откровения делится на два больших раздела: первый, начиная с 1 по 15-ю главы, описывает историю борьбы Церкви с силами тьмы на протяжении всех веков истории, которая содержит четыре параллельные пророческие линии:

— семь церквей, гл. 2, 3

— семь печатей, гл. 6, 7

— семь труб, гл. 8:2 — 11:18

— обзор всей истории, гл. 12 — 14:20.

Это не четыре разные истории, но одна, описанная четырежды в разных символах, чтобы охватить множество граней единого исторического процесса протекающего на земле.

Вторая часть Откровения с 15-й главы до конца 21-й гл. — это последние события великой борьбы, которые вскоре должны развернуться в глобальных масштабах и охватить весь мир (эсхатология от греч. эсхато — последние). Завершение Книги Откровение дано в двух последних главах — 21-й и 22-й. В них мы видим вершину торжества жизни на обновленной планете Земля. Апокалипсис — это не ужас всеобщей гибели, это победа Божья над силами тьмы, это очищенная и ликующая Вселенная, в которой род человеческий соединится с Богом и Его Сыном на веки веков.

Глава 1. Апокалипсис

1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

2. Который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

Откровение. Греческое слово «апокалипсис» буквально означает «снятие покрывала». Будущее мира было сокрыто от людей, как запечатанный семью печатями свиток. Христос снимает печати и разворачивает этот таинственный свиток.

Которое дал Ему Бог. Будущее одинаково хорошо известно Отцу, Сыну и Духу Святому. Право же открыть эту тайну людям Отец даровал Сыну после совершенного Христом искупления (см. Откр. 5:9).

Через Ангела Своего рабу Своему Иоанну. Здесь назван только один ангел, тогда как в Книге Откровение задействовано множество ангелов. По всей видимости, речь идет об ангеле, которого Бог уполномочил передать Иоанну весть всей книги. Возможно, это Гавриил, передающий, как правило, особо важные вести (см. Дан. 8:16; 9:21; Лк. 1:19, 26).

Апостол Иоанн свидетельствовал слово Божье, указывая на то, что все ветхозаветные мессианские пророчества исполнились в жизни Христа. Как очевидец и участник земного служения Христа он также свидетельствовал о том, что воплотившийся Христос был живым Словом (Логосом).

3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Вести, содержащиеся в Откровении, приносят благословение читающим, слушающим и живущим по написанному. Всем тем, чья жизнь построена на убежденности в скором пришествии Христа.

4. Иоанн — семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

5. И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

6. И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Получив откровение от Бога, Иоанн уполномочен передать святое приветствие семи церквам в Асии. Несмотря на гонения и суровые условия тех дней, он говорит о «благодати и мире» как о небесном даре, который не смогут отнять у верных детей Божьих гонители и палачи.

Благодать и мир исходят от Того, Который есть и был и грядет, — от Вечносущего Бога Отца. Семь духов, находящихся перед престолом Божьим, образно показывают на Святого Духа и на полноту духовных даров, данных человечеству.

Иисус Христос, восседающий одесную (справа) от Отца, есть верный свидетель всего того, что совершилось на земле. Он — первенец (по значению) среди воскресших из мертвых, ибо Его смерть и воскресение разрушили державу смерти дьявола (см. 1 Кор. 15:20, 57).

«Омывшему нас от грехов наших Кровию Своею». Ни на небе, ни на земле нет другого средства избавления от грехов, как только Кровь Христа (см. Евр. 10:19, 29; 1 Петр. 1:19).

«Соделавшему нас царями и священниками Богу». Униженные верующие, не удостоившиеся чести войти в римское общество на земле, на небе причислены к царственному священству (см. 1 Петр. 2:9).

7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Второе пришествие Христа вопреки распространенному мнению не будет тайным для людей. Фраза «узрит Его всякое око» недвусмысленно указывает на то, что явление Христа будет видимым для всех, живущих на земле, праведных и нечестивых (см. Мф. 24:27).

«Те, которые Его пронзили», — те, которые судили и оскорбляли Иисуса, а затем Его распяли, будут воскрешены, чтобы увидеть Его славу (см. Дан. 12:2; Мк. 14:62; Мф. 26:64). В конце концов они признают Иисуса истинным Мессией, но будет уже слишком позндо.

«И возрыдают пред Ним все племена земные». Здесь описан вселенский плач народов, которые отвергли Христа, хотя и слышали проповедь Евангелия. Все, что они приобрели в этой жизни, все, чем обладали, будет потеряно. Самой же великой утратой, которую ничем нельзя восполнить, станет потеря предложенного Христом спасения (см. Мф. 24:30; Зах. 12:10—14).

8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита. Под «началом» в греческой философии понимается исходный момент бытия. «Начало» в Евангелии — это Личность, Сам Бог, ставший первопричиной всего творения. Он же и Конец всего, или окончательный смысл, к которому стремится все творение (см. Кол. 1:17).

Однако в стихах с 10-го по 16-й титул «Альфа и Омега» принадлежит Христу, Который также говорит о Себе как о Первом и Последнем. В Откр. 22:13 Христос снова назван «Альфой и Омегой». Следовательно, Отцу и Сыну одинаково присуща черта безграничности.

Греческое слово, переведенное как «Вседержитель», буквально означает «Правитель всего». Этот титул часто встречается в Откровении (см. 14:8; 11:17; 15:3; 16:7).

9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Повествование ведется от лица апостола Иоанна, написавшего свое Евангелие и три коротких послания. Он лично знал Спасителя и был Его любимым учеником. Петр, Андрей и Иоанн были свидетелями преображения Господня и Его гефсиманских страданий.

Все ранние христианские писатели соглашаются друг с другом в том, что Книга Откровение была написана апостолом во время гонений Домициана ок. 95 г. по Р. Х.

Остров Патмос — небольшой скалистый остров, расположенный в Эгейском море недалеко от юго-западного побережья Малой Азии. Расстояние от острова до ближайшего города Ефеса составляло около 90 км (см. карту). Туда было адресовано одно из семи посланий (2:1–7).

10. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.

«Я был в духе в день воскресный». В оригинале — «в день Господень» (от греч. куриаке хемера). Замена слова продиктована предположением, что под днем Господним Иоанн мыслил воскресенье. Предположение это основано на трудах отцов Церкви II века, зафиксировавших факты празднования христианами воскресенья[4]. Язычники, считавшие первый день недели днем императора (себасте), якобы натолкнули первых христиан на мысль праздновать этот же день, но в честь воскресшего Христа.

Было бы опрометчивым шагом утверждать, что Иоанн под днем Господним понимал воскресенье. Напомним, что апостол писал Книгу Откровение не во втором веке, а в первом, когда вопрос дня поклонения вообще не обсуждался христианами, которые называли следующий за субботой день первым днем недели (см. Мф. 28:1; Мк. 16:2; Лк. 24:1; Деян. 20:7).

Важно отметить, что в Книге Деяния апостолов, подробно описывающей религиозную практику первоапостольской Церкви, мы не находим даже косвенного указания на то, что христиане называли первый день недели днем Господним.

Сам апостол Иоанн, написавший свое Евангелие после написания им Откровения, использует фразу «первый день недели» (Ин. 20:1, 19).

Очевидно, что в первом веке под словами «день Господень» христиане еще понимали субботу, так как это соответствовало контексту Ветхого Завета и учению иудаизма (см. Исх. 20:10; Ис. 58:13).

По правилам исторического метода истолкования любой термин или ссылка объясняется терминологией того времени, в которое написан документ, но никак не в терминах последующего времени. Те, кто видит в Откр. 1:10 доказательство празднования Иоанном первого дня недели, допускают анахронизм. Апостол в конце книги говорит о том, что в небесный город войдут люди, соблюдающие заповеди Божьи, и потому не может он в начале книги называть «днем Господним» языческий праздник первый день недели, именуемый «себасте». Днем Господним именовалась в Библии только суббота.

11. То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Очевидно, что слова эти исходят от Самого Христа, Который в стихе 17 скажет о Себе, что Он «Первый и Последний».

«Что ты видел». Апостол Иоанн видел и слышал живого Иисуса Христа во дни Его земной жизни, теперь же Иоанн видит Христа прославленного. Подобно этому, все верующие увидят и услышат Сына Божьего в день Второго пришествия (см. Откр. 1:7). Восприятие Христа органами зрения и слуха сводит на нет любые попытки представить явление Христа событием тайным или призрачным.

Семь церквей носят названия семи городов, в которых они и находились. Все перечисленные города располагались на полуострове Малая Азия и были соединены друг с другом общей кольцевой дорогой. Ожидалось, что общины по очереди ознакомятся с адресованным им посланием, а также со всем содержанием книги. Весть Книги Откровение была универсальна тогда, не потеряла она своей универсальности и значения сегодня.

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников

13. И, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

14. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный;

15. И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его — как шум вод многих.

Сначала Иоанн слышит позади себя голос, и лишь затем, обернувшись, видит семь светильников и Христа. Видению предшествует слышание. Сегодня мы слышим голос Божий и, если обратимся, то некогда воочию увидим славу Божью.

Семь золотых светильников, согласно стиху 20, символизируют семь церквей. Образ показывает, что Церковь была создана для просвещения этого мира (см. Мф. 5:14).

Христос ходит посреди церквей. Если они учат людей соблюдать все, что Он повелел им, Христос пребудет с ними до скончния века (см. Мф. 28:20).

«Подобный Сыну Человеческому, облеченного в поддир». Иисус называл Себя Сыном Человеческим, ибо Он соединил в Себе Божественную и человеческую природы. Подир — длинная белая одежда, которую носили первосвященники и цари. Золотой пояс опоясан не по бедрам, а выше, по груди, в знак царской власти. Христос больше не узник земных правителей, Он — небесный первосвященник и небесный Царь. Как показала последующая история Церкви Божьей на земле, смертные цари и священники не раз пытались управлять Церковью, но время показало непреложность одной очень важной истины: в вопросах совести и веры последнее слово остается за Иисусом Хрстом, Верховным Правителем Церкви и Вселенной.

«Волосы белы, как белая волна». Сверкающие белизной волосы — знак святости, чистоты и премудрости Предвечного Бога (ср. Дан. 7:9).

«И очи Его — как пламень огненный». Огонь в глазах Спасителя напоминает нам о Его всеведении, ибо ничто не может быть сокрыто от Него. Взор Христа проникает в глубины человеческого естества.

«Ноги подобны халколивану, как раскаленные в печи. Халколиван» — греческое слово, обозначающее особый вид ливанской меди. Этот же корень употреблен в слове «халкаспиды», которым называли вооруженных бронзовыми щитами воинов, чьи ноги были защищены бронзовыми и оттого сверкающими при ходьбе пластинками. Христос, Вождь небесного воинства, идет впереди, прокладывая дорогу для проповеди Благой вести. Он идет среди пламени преследований, и никто не сможет остановить Его шествие.

«Голос Его — как шум вод многих». Иоанн слышал шум волн, разбивающихся о скалистый берег острова. В бурю этот шум заглушал людские голоса. Подобно этому, голос Божий сильнее всех голосов во Вселенной. Когда Бог говорит, люди замолкают.

16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей.

Десница (слав.) — правая рука — правящая рука, одновременно поддерживает церкви. Семь звезд — ангелы семи церквей (см. ст. 20). Острый с обеих сторон меч символизирует собой слово Божье (см. Ис. 49:2; Евр. 4:12).

«Лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей». Молодой Иоанн уже однажды видел на горе Преображения сияющий, как солнце, лик Спасителя (см. Мф. 17:2). Безусловно, он не мог забыть это славное явление, и теперь, спустя 65 лет, снова видит тот же образ. Небесная слава не стареет и не тускнеет с годами.

17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

18. И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Мы, смертные, даже не представляем себе, насколько славен и свят наш Господь. Когда Он открывает людям Свою славу, они теряются настолько, что падают на землю, словно мертвые (см. Иез. 1:28; 3:23; Дан. 8:17; 10:7). Страх этот имеет очищающее свойство, ибо Господь возлагает на них Свою руку и успокаивает. Если люди, названные в Писании святыми и праведными, так робеют перед Господом, то что будет с нечестивыми тогда, когда Он явится при Втором пришествии?

«Не бойся; Я есмь Первый и Последний». Своим сыновьям и дочерям Господь всегда говорит: «Не бойся». Пророки в таких случаях были подкреплены прикосновением руки Спасителя (см. Иез. 2:1; 3:24; Дан. 8:18; ср. с Ис. 6:6, 7).

«И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков». Во Христе сокрыта жизнь неиссякаемая, ибо Он источник жизни всей Вселенной. Будучи живым и истинным Богом, на земле Он претерпел смерть за грехи мира. Иоанн был свидетелем Его смерти и воскресения (см. Ин. 19:26, 27; 20:8).

«И имею ключи ада и смерти». Ключи дают возможность открыть запертую дверь. Только Христос может открыть дверь смерти и вызвать умерших из могил к жизни.

«Ад и смерть». Согласно библейскому пониманию, ад — это могила (см. Деян. 2:27—29, 31). Смерть — прекращение всех жизненных функций умершего (см. Еккл. 9:5, 6, 10; Ис. 38:18, 19). При Втором пришествии состоится воскресение праведных, а спустя тысячу лет будут воскрешены нечестивые, которых ждет окончательная погибель (см. Откр. 20). «Все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия; И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29).

19. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Господь повелевает Иоанну записать все видение:

«И что есть». Имеется в виду современное для I века состояние семи церквей и те опасности, которые им угрожали в то время.

«И что будет после сего». Подразумеваются последующие после эпохи Иоанна события всемирной истории, имеющие непосредственное значение для жизни Церкви. Очень важно отметить, что речь идет не только о событиях из далекого будущего, но и о событиях более ранних. Пророчество последовательно показывает сменяющие друг друга эпохи и в конце концов подводит читателя к заключительным (эсхатологическим) дням земной истории.

Непрерывный ритм исторического движения красной нитью проходит как в Ветхом, так и Новом Заветах, и Откровение в данном случае не является исключением. Демонстрируя весь путь истории Церкви, Книга Откровение помогает увидеть взаимосвязь исторических периодов и выявить тактику сатаны. Типологически сходные эпохи порождают и сходные ситуации, и похожие характеры. Это также помогает лучше понять Божественный характер и Его долготерпение к человеческому роду на протяжении веков. Узнав, какие силы действовали в истории прошлых веков, мы можем предугадать, какие силы будут действовать в конце земной истории. Теория разрыва во времени, которую предлагают некоторые комментаторы, не позволяет разобраться в настоящем и будущем, ибо она оставляет без внимания события средневековой и новой истории.

20. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

В книге Откровение слово «тайна» означает загадочный символ, который будет непременно объяснен тем, кто поверит и последует словам этой книги. Тайна Господня открывается боящимся Его и желающим исполнять Его волю, но отнюдь не гордецам, думающим своим умом постичь смысл Откровения.

Семь звезд — это ангелы семи церквей. Верные пастыри стада Христова именуются здесь звездами и даже ангелами. Еще пророк Даниил сравнивал вестников истины со звездами (см. Дан. 12:30). Иисус призывал Своих последователей быть светом этому миру (см. Мф. 5:14). Греческое слово «ангелос» (вестник) иногда применяется и к людям, возвещающим спасение (см. Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 7:24, 27).

«Семь светильников». См. комментарий на стих 12.

«Семь церквей». См. комментарий на стих 4.