Глава 2. Семь писем чрезвычайной важности

Перед нами не просто письма апостола Иоанна к семи церквам. Это послания Самого Бога, данные Церкви спустя шестьдесят лет после вознесения Христа на небо. К кому обращен Божественный голос, и о чем он говорит? Обращается ли Бог только к верующим Малой Азии I века по Р. Х., или же Его весть имеет непреложное значение для всех детей Божьих во все дни истории мира?

Несомненно, в первую очередь они направлены к современникам апостола Иоанна и отражают реальность первого столетия христианской эры. Но помимо этого в этих письмах предсказаны события, ждущие своего исполнения в будущем. И именно пророческий характер этих писем делает их особо важными для последующих поколений христиан. Кроме того, из этих писем видно, каков Бог, как Он относится к людям, как оценивает их поведение и какие гарантии Он дает ищущим Его.

Многовековая история христианской Церкви образно представлена в этих письмах. Семь писем — последовательное описание семи эпох истории христианства, следовавших одна за другой до конца времени.

Но и этим не исчерпывается их значение. В жизни отдельных христианских общин и в личной жизни верующих зачастую происходят события, описанные в семи письмах. Это также делает их актуальными для всех и во все времена.

Итак, мы рассмотрим каждое из семи писем в двух значениях: во-первых, как послания, адресованные конкретным общинам в городах Малой Азии, а затем как соответствующие им периоды христианской истории.

Послание к церкви в Ефесе

1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

2. Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

3. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Город Ефес (от греч. желанный) некогда размещался на берегу залива Эгейского моря у реки Кайстер. Он был знаменит на весь древний мир своим величественным храмом Артемиды — языческой богини, по красоте и архитектуре его причисляли к одному из семи чудес света. Даже из далекого Вавилона приезжали в Ефес купцы, а оттуда по морю отправлялись в столичный Рим. Апостол Павел, возвращаясь из своего второго путешествия в Грецию, посетил Ефес. Там он жил несколько лет и учил тех, кто обратился «от тьмы к свету», от сатаны — к Богу (см. Деян. 19).

В этом городе возникла Церковь христиан, которые не обольщались больше ни таинственными мистериями язычников, ни храмом Артемиды с его распутными жрецами. Туда, в Ефес, было адресовано послание ап. Павла. Это одно из самых замечательных его посланий. Там впоследствии жил и престарелый апостол Иоанн, который дополнил глубокие познания, переданные ап. Павлом теплом любви Божьей. Два великих апостола заложили здоровую основу — церковь была хорошо научена Слову Божьему, и никакие лжеучителя не могли ее обольстить. Кроме хорошего познания истины христиане Ефеса отличались сильной, «первой» любовью к людям, и все эти черты делали общину носительницей истинного света. Но Христос на острове говорит Иоанну, что его подопечные утратили прежнюю любовь. Ненавидеть ложь достойно похвалы, но этого мало. Мало различать изощренные лжеучения. Нужно хранить «первую любовь» к Богу и людям, ибо это плоды Святого Духа. Без этого светильник гаснет, а погасший светильник убирают с его места. Печальный опыт ефесян является поучением для всех христиан во все века.

6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Николаиты — распутные еретики, учившие, что благодать покрывает нераскаянные грехи. По их понятиям, Закон Божий больше не нужен и можно делать все, чего пожелает похоть плоти. Ириней (140—202 гг.) говорит о николаитах, что «они жили, потакая необузданным похотям плоти» («Против ереси» 1,26.3). Они также вопреки решения собора (см. Деян. 15:28, 29) учили, что можно есть идоложертвенную пищу, удавленину и кровь. Эти люди были более опасны для христиан, чем язычники, ибо прикрывались именем христиан, создавая компромиссные понятия, подрывали Церковь изнутри. Сегодня подобные лицемеры оправдывают внебрачные связи между верующими, гомосексуализм и другие явления.

7. …побеждающему дам вкушать от древа жизни…

В новом переводе М. П. Кулакова — «верну право» — возвращение прав на рай и вечность. Какое великое обетование нашей надежды!

Церковь в Ефесе является символом всей первоапостольской Церкви первого века христианской эры (с 31 по 101 гг. по Р. Х.). Этот период церковной истории отмечен великим светом новой мировой веры в умершего за всех и воскресшего Господа Иисуса Христа. Проповедь Евангелия распространилась по всей Римской империи в течение одного поколения. Многие тысячи людей в городах и селах не только уверовали, но и изменили свою жизнь, обратившись «от тьмы к свету». Гонения во дни императора Нерона и Домициана не сломили Церковь. Еретики не смогли обмануть христиан, но угасание любви, споры о том, кто значительнее в церкви, споры о разномыслиях между верующими ослабили свет первой любви. Церковь Христова не просто земная организация, не просто теория религии, это живое тело Христово, наполняемое Его Духом и силой. Это нужно помнить всегда.

Послание к церкви в Смирне

8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Смирна — современный город Измир — выгодно расположена в долине реки Манес. Это позволило наладить прочные связи с такими городами, как Пергам, Сардис и Ефес. Христианство пришло в город из близлежащего Ефеса, где долгое время проповедовал апостол Павел. Смирнская церковь, преемница первоапостольской ефесской церкви, перенесла ряд гонений. Местные иудеи, сгорая от ненависти к смирнской церкви, предали на смерть римским властям престарелого епископа Поликарпа. Поликарп мученически скончался в 169 г. по Р. Х. во время свирепствовавшего в Малой Азии гонения Луция Вера и Марка Аврелия. Во время этого гонения пострадали многие христиане. Как прекрасный ответ на письмо от Самого Христа, переданное церкви через ап. Иоанна, звучит «окружное послание Смирнской церкви к другим церквам»1. Пророчество Иисуса Христа о гонениях и скорби в Смирне исполнилось буквально.

«Десять дней». «На основании принципа исчисления пророческих периодов „день за год“ это выражение соответствует буквальным десяти годам и относится к жестокому преследованию христиан с 303 до 313 года. В течение этого времени император Диоклетиан и его преемник Галерий проводили самые жестокие операции с целью уничтожения христианства… Преследования начались с армии, где было много воинов-христиан, и затем распространились по всей империи» (Комментарий АСД).

Диоклетиан издал четыре эдикта. Первый эдикт повелевал разрушать молитвенные дома христиан и уничтожать Священные Писания, лишить христиан гражданских прав и чинить над ними всякое насилие на суде.

Второй эдикт повелевал заключать в темницы служителей Церкви как политических преступников.

Третий эдикт вынуждал заключенных приносить жертвы языческим богам. Четвертым эдиктом все христиане принуждались к отречению от веры во Христа. Многие тысячи верующих были пытаемы, истязаемы и, наконец, убиваемы самым зверским образом.

Смирнский период может быть ограничен эпохой с 101 по 313 гг., он вмещает также восемь основных гонений, которые выпали на долю почти каждого поколения (см. таблицу гонений на с……).

Эта страшная эпоха заканчивается во дни императора Константина в 313 г., издавшего Миланский эдикт веротерпимости. Но будет и другая эпоха для тех, кто был верен до смерти: эпоха вечной славы в Царстве Божьем.

Судьба христиан в Смирне символически представляет судьбу всей Церкви Христовой, перенесшей страшные гонения во втором и третьем столетиях, окончившиеся только в 313 г. по Р. Х.

Послание к церкви в Пергаме

12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

13. Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Город Пергам (ныне Бергама) был отстроен на высоком холме у реки Каика (совр. р. Бакыр). К моменту написания Откровения он был населен богатыми и знатными людьми, а также учеными и жрецами. После падения Вавилона сюда перекочевали вавилонские жрецы и волшебники. Пергамские цари унаследовали тайны Вавилона. Понтифекс Максимум (верховный первосвященник) — титул пергамских монархов перекочевал затем в Рим к императорам, а затем к папам.

«…Ты живешь там, где престол сатаны».

Пергам был одним из центров языческой культуры в Малой Азии. Здесь был возведен блистательный акрополь — храм, построенный под влиянием культа поклонения императору Августу. Влияние храма и языческого служения, бесконечных пиршеств и развлечений приводило к распущенности и жестокости всего населения. Очевидно, что в эпоху гонений среди христиан в Пергаме было немало мучеников за веру. Есть предание, что епископ пергамский (Антипа?) был сожжен в чреве раскаленного железного быка, но не отрекся от своей веры1. Это произошло при жестоком императоре Домициане в 93 г. по Р. Х. Однако против пергамской церкви выдвинуто и серьезное обвинение — в мирное время в ее среде нашлись люди, которые пошли на компромисс с языческими обычаями (учением Валаама).

«Учение Валаама» — это типологическое напоминание исторического отступления в израильском народе (см. Чис. 25). После долгого странствования по Синайской пустыне израильтяне, перенесшие немало воин с язычниками, впервые встретились не с военной угрозой, а, напротив, с искушением заключить союз с язычниками и перенять их нравы. Пророк Божий Валаам научил моавитского царя Валака, как можно вступить в союз с израильтянами и лишить их Божьей защиты, — привлечь израильтян к участию в языческих празднествах (см. Чис. 31:16). Нечто подобное позднее имело место в Пергаме среди части верующих. Но типологические связи на этом не обрываются, ибо ситуация, возникшая в Церкви с принятием христианства императором Константином (313 г. по Р. Х.), напоминает теперь уже соблазн самого Валаама. Союз Римской империи и христианской Церкви был великим соблазном для христиан, так как в Церковь влилось множество необращенных язычников, привнесших туда свои нравы и обычаи. Кроме того, императоры властно вмешивались в церковную жизнь. Около 380 г. по Р. Х. император Феодосий объявил Церковь государственным институтом.

«Держащиеся учения Николаитов» (см. ком. к 2:6)

Фраза «сражусь с ними мечом уст Моих» может обозначать суды Божьи, которые вскоре обрушились на Римскую империю и на ее христианизированное языческое население.

К этому времени также применимы и другие пророческие картины из Книги Откровение. Например, третья печать (Откр. 6:5, 6) и трубы, с первой по четвертую (традиционное историческое толкование).

«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну…» Манна — хлеб, сходивший от Бога в пустыне (см. Исх. 16:4). Этот хлеб был праобразом Иисуса Христа (см. Ин. 6:51), Он питает людей не только дарами земли, но и сокровенным духовным хлебом.

«Дам ему белый камень» (Откр. 2:17). В древности судьи использовали два камня: черный и белый. Судьи, имея каждый два этих камня, при вынесении приговора опускали один из камней в общий мешок. Белый камень означал оправдание, черный — осуждение. Большее количество камней одного цвета решало участь подсудимого.

«На камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Бог давал новые имена (Аврам — Авраам). Эти имена свидетельствовали об опытах веры, приобретенных в общении с Богом. Духовные опыты каждого верующего различны и индивидуальны. Общение каждого человека с Богом — это также тайна, известная только самому человеку и Самому Богу. Никому постороннему не дано читать наши мысли и измерять глубину переживаний и чувств. В соответствии с нашими опытами веры и терпением Бог даст каждому спасенному новое имя. И только тогда каждый спасенный постигнет глубину Божьей любви, дарованной именно ему. «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12).

Послание к церкви в Фиатире

18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих,

23. И детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

25. Только то, что имеете, держите, пока приду.

26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

28. И дам ему звезду утреннюю.

29. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам.

Фиатира — небольшой торговый город в Малой Азии. В нем была христианская церковь, которая вела деятельную и благочестивую жизнь, однако некоторые члены этой церкви попали под влияние знатной женщины, которую Иоанн именует Иезавелью. Эта женщина также называла себя пророчицей и добилась расположения тех членов церкви, которые прислушивались к ее учению. Она утверждала, что общение с язычниками и безнравственная жизнь не имеют принципиального значения в деле спасения.

Письмо в Фиатиру символично и имеет прообразный характер.

Это письмо — самое длинное из семи писем (почти в два раза длиннее, чем любое другое). Это не случайно. Ситуация по своей сложности и длительности напоминает средневековый период развития христианства, затянувшийся болеее, чем на тысячелетие. В некотором смысле время застыло.

Верующие люди эпохи средневековья были, бесспорно, людьми одухотворенными и стяжавшими добродетель, людьми целостными, терпеливыми и ищущими спасения. Как справедливо заметил испанский писатель Ласарильо де Тормес, «вся Испания стояла на коленях». Люди свершали длительные паломничества, горячо каялись в своих грехах. Подобно многим подвижникам и монахам, они изнуряли свои тела. Вспомним молодого Мартина Лютера, лежащего на каменном полу в своей келье и ночи напролет взывающего к Богу. Таких людей было великое множество как на Западе, так и на Востоке. Их аскетизм не был лишен крайностей и ошибок, но нельзя отказать им в терпении и горячем стремлении к Богу. Тот, у Кого очи, как пламень огненный, смотрит вглубь сердца и дает Свою оценку каждому человеку. Он судит людей не по их теологии, а по их жизни.

Но было бы в корне ошибочным считать, что Он безразличен к вероучению Вселенской Церкви.

«Но имею немного против тебя потому, что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих» (Откр. 2:20).

Очень сильное замечание, связанное с именем Иезавели. Вспомним, что Иезавель не простая женщина: она была царицей в Израиле (см. 3 Цар. 16:31). А здесь, в Фиатире, Иезавель называет себя пророчицей. В ней как бы соединяются государственная власть и власть церковная. Это напоминает церковных иерархов средневековой Европы. Большая часть верующих на протяжении веков безоговорочно признавала их авторитет, тогда как они зачастую вводили в заблуждение детей Божьих (см. Откр. 2:20). Подобно тому, как в древнем мире Иезавель убивала Божьих пророков, так и средневековая инквизиция сожгла тысячи людей.

По благословению пап тысячи отправлялись в крестовые походы, питались идоложертвенным, покупали индульгенции, которые гарантировали прощение любого греха, в том числе и любодеяния.

«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр. 2:21). Это относится к церковным грехам самой иерархии, а не индивидуальным грехам людей средневековья, многие из которых, как упоминалось выше, глубоко каялись, совершая паломничества и дела милосердия.

Но Господь говорит, что Его суды постигнут как иерархов, так и народ. От этих судов содрогнутся все церкви. Их действие не ограничено рамками какой-то одной общины. И средневековая Европа, как раз после неудачных крестовых походов, испытала ряд страшнейших бедствий: и раздиравшая народы Столетняя война между Англией и Францией (самыми ревностными участниками крестовых походов), и опустошившая Европу эпидемия чумы «черная смерть», и страшный голод после чумы. Как здесь не вспомнить суды, описанные в третьей и особенно четвертой печатях, где всадник носит имя «смерть», и ад следует за ним (см. Откр. 6:8). Наиболее опустошительной была эпидемия XIV века, прокатившаяся в 1348—1351 годах по всем странам Европы и Азии.

«Чума пришла с Востока. Она убивала в несколько дней, иногда в несколько часов. В Неаполе, в Монпелье погибли две трети жителей. В Марселе умер епископ со всем капитулом, все монахи-доминиканцы и минориты. Целые местности совершенно обезлюдели… Особенно свирепствовала чума в Авиньоне. Падали наземь сраженные кардиналы… Папа заперся в самых далеких покоях, никого не допускал к себе, поддерживал целый день большой огонь, жег на нем очищающие травы и куренья…» Да, в этом сравнительно небольшом южном французском городе, бывшем тогда папской резиденцией, чума поразила 60 тысяч человек. Среди них была и знаменитая Лаура — возлюбленная великого Петрарки. Как рассказывает сам Петрарка, темным вечером, при свете смоляных факелов, по народным поверьям прогонявших заразу, люди в просмоленных балахонах, с узкими прорезями для глаз, предали ее тело земле. Чудом уцелевший Петрарка был так потрясен и смертью Лауры, и размерами постигшей страну катастрофы, что не мог долго оставаться на одном месте: всюду ему мерещилась смерть.

Совершала чума набеги и на Русь. В «Повести временных лет» рассказывается, что в 1090 году в Киеве от «мора» в течение двух недель погибли семь тысяч человек. На протяжении XIII—XVIII столетий чума по нескольку раз опустошала Киев, Москву, Смоленск, Чернигов. В XIV веке в Новгороде и Пскове она уничтожила две трети населения, в Глухове и в Белозерске жители вымерли все поголовно.

Примечание: Литературу о папстве, инквизиции и крестовых походах см. приложение.

Однако в этом письме в Фиатиру упоминается еще одна группа людей: «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения» (Откр. 2:24).

В средние века всегда были люди и целые движения, которые отрицали учение Иезавели. Они находились в лоне Церкви, но вместе с тем не соглашались с ее злоупотреблениями. Если Франциск Ассизский просто благочестив и не претендует на звание реформатора, то уже Савонарола во Флоренции поднимает гневный протест против роскоши и популярных грехов, а Уиклиф идет еще дальше. За ним следуют Ян Гус, Иероним — предшественники Реформации. Так, к концу средневековья подходит определение «последние дела твои лучше первых». Господь учитывает общее состояние общества и не налагает на них «иного бремени» (Откр. 2:24).

Образы и события, имевшие место в Фиатирской церкви, продолжают быть актуальными во все времена. «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Подобно тому, как в предрассветные часы появляется светлая утренняя звезда, так и в мрачные годы средневековья Христос просветлял умы и сердца искренних людей, любящих Бога и ближних (см. 2 Петр. 1:19).