Глава 3. Послание к церкви в Сардисе

1. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

2. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

3. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

4. Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.

6. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Город Сардис некогда был богатым торговым городом в Малой Азии. Он гордился своей могущественной крепостью, расположенной на высокой, неприступной скале. В дни, когда верующим Сардиса было написано письмо, большая часть граждан селилась внизу под горой. Увлеченные своими ремеслами, христиане этого города считали себя духовно здоровыми, но, по определению Божьему, они были мертвы. Здесь можно усмотреть и историческую аналогию с Реформацией XVI века в Европе. Протестанты утвердились на скале Слова Божьего. Протестантизм провозгласил великий принцип: оправдание по вере. Белые одежды — символ праведности по вере — несколько раз упоминаются в этом послании. К Реформации примкнули князья и целые государства. «Церковь живая» — и поныне гимн протестантов. Однако первоначальный духовный порыв вскоре угас. Скала и крепость на ней были вблизи, но люди занялись своей жизнью внизу, устраивая земные дела.

Господь говорит: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти… вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать…»

В истории древнего Сардиса так и случилось: город был взят дважды врагами совершенно неожиданно по недосмотру охраны (в персидскую эпоху, ок. 546 г. до Р. Х., и в греческую, в 332 г. до Р. Х.).

Но Господь ободряет тех немногих представителей Сардийской церкви, которые «не осквернили одежд своих». Они будут ходить в белых одеждах со Христом. Здесь уместно вспомнить содержание пятой печати: оправданные Христом будут иметь белые одежды (см. Откр. 6:11). «И не изглажу имени его из книги жизни и исповедаю имя его перед Отцом Моим и пред Ангелами Его». Это обещание Господь Иисус исполнит во время следственного суда на небе (см. Дан. 7:9, 10).

Послание к церкви в Филадельфии

7. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:

8. Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

9. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

10. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

11. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

12. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

13. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Филадельфия (от греч. братская любовь). Этот город греки основали в 138 г. до Р. Х. По-видимому, он был самым молодым из остальных семи городов. Его имя должно было напоминать жителям историю возникновения их города. Два царственных брата, Атталий и Именис, любили друг друга, и после смерти Имениса его брат мирно взошел на престол. Церковь Христова в Филадельфии получила самое ободряющее письмо от Христа. Судя по его содержанию, христиане в Филадельфии были стеснены иудеями, которые никуда не давали им доступа. Однако они «сохранили слово терпения Христова», и теперь Христос «открыл пред ними дверь», т. е. никто не может помешать им в их благовестии окружающим. Христос имеет «ключ Давидов» (см. Ис. 22). Лжеиудеи, которые всегда мнили себя последователями царя Давида, теперь вынуждены признать, что этот ключ у Христа и его верных детей.

Типологически подобная ситуация открылась перед христианами в начале XIX века, когда проповедь Евангелия сделалась возможной во многих странах мира, до этого закрытых для благовестия. С того времени в разных странах открываются библейские общества, которые несут людям Слово Божье.

Это эпоха начала работы многих библейских обществ, которые, исполняя волю Божью о проповеди Евангелия всем народам мира, стали переводить Слово Божье на разные языки и распространять его по всем странам.

В 1804 г. было открыто Британское и иностранное библейское общество, в 1813—1814 г. Российское библейское общество, 1816 г. — в Пруссии, в 1816 г.Американское библейское общество затем много других библейских обществ. За столетие существования Британского библейского общества были совершены переводы некоторых библейских книг более чем на 300 языков и распространено 165 млн. экземпляров Библий. Это благословенное движение охватило сегодня весь земной шар так, что пророчество Иисуса Христа о всемирной проповеди Евангелия исполняется в наши дни (см. Мф. 24:15).

Дверь открыта, и никто не сможет закрыть ее. Кроме того, открыта дверь к разумению незаслуженно забытых к тому времени библейских пророчеств. Повсеместно проповедуется о скором Втором пришествии. Трехангельская весть звучит с середины XIX века ко «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6, 7).

Христос восстанавливает столпы веры — центральные библейские истины. Всякий, кто принимает участие в этом деле на земле, получит «новое имя» и будет «столпом в храме Бога» в небесном Иерусалиме. Этот период можно примерно определить от конца XVIII столетия до середины XIX ст. Некоторые комментаторы указывают на годы с 1798-го по 1844-й гг.

Послание к церкви в Лаодикии

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

15. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!

16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.

20. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.

21. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.

22. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Лаодикия означает народ суда (судного времени — нашего времени!). В дни Иоанна этот город являлся процветающим торговым центром. Его отличительной особенностью была протекающая через него река Ликус, воды которой всегда были теплыми из-за расположенных выше по течению горячих источников. Это было неприятное свойство воды, так как в жарком климате только холодная вода дает освежение и прохладу.

Так и Христос обличает лаодикийскую церковь в том, что она в «теплом» состоянии безразличия, бездействия, бесчувствия.

Многие христиане наших дней нередко подобны лаодикийцам: они имеют как материальные блага в большом достатке, так и духовные: изобилие духовной литературы, владение доктринальной истиной — что делает их самооценку более чем высокой: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Слова Христа должны отрезвить нас: человеческая сущность по-прежнему греховна. Даже называющий себя христианином и обладающий духовной истиной может быть «жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Именно к нам, имеющим знание библейской истины для последнего времени, в наибольшей степени обращен призыв Христа: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное…». Что это за золото высокой пробы, которое советует купить Христос? Это вера (доверие) Христа, которая укрепляется и укрепляет нас — особенно во время опасностей и испытаний. И в них она закаляется и очищается. Далее господь предлагает купить у Него белую одежду — одежду Небесного Царя — Иисуса. Всех богатств мира не хватит для такой покупки, но тот, кто уже приобрел «золото, огнем очищенное» (веру), имеет и необходимые средства для приобретения белоснежной одежды. Ты научился доверять Богу в трудностях? Бог дарует тебе одежды Своей чистоты и праведности — веришь ли ты этому? Если да, то вера твоя и есть достаточная цена за Его одежду. Ты больше не наг и не в рубище самоправедности: Его праведность, незримо для тебя, окутала все твое естество, но ты еще не видишь этого. Поэтому Христос говорит: «Помажь глазною мазью твои глаза» (см. Откр. 3:18).

Потеря связи с Богом через отвержение Его святого влияния сделала духовно слепым все человечество. Потому и обратный процесс — духовное прозрение есть результат покупки «глазной мази» за «золото веры». Именно верой принимается Дух Святой, который дает духовное прозрение.

«Се, стою у двери и стучу…»

Иисус по-прежнему любит Свою Церковь и терпеливо и кротко стучит в сердце, охваченное суетой, и предлагает открыть Ему дверь души. «Раскаянием и верой мы сделаемся способными повиноваться всем заповедям Божьим и будем найдены без порока и пятна перед Ним» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 472).

И снова звучит обетование для побеждающего: он сядет на престоле рядом со Христом и Отцом Небесным. Христос делится со своими детьми всем и до конца — Своею любовью, Своею кровью, Своею праведностью, Своим престолом, Своим бессмертием, Своими привилегиями священника и царя! Какое великое наследие. Слава и благодарность наших сердец Ему! Аминь.

Примечание. Начало этого периода (лаодикийского) — 1844 год. Будучи последним из семи периодов, он простирается до конца времени.