Глава 4. Видение небесной литургии

1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

3. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

6. И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

9. И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10. Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

11. Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

«Дверь… на небе». Это дверь небесного святилища — небесного храма, где вечным светом сияют семь золотых светильников и где в неприступной славе возвышается престол Божий.

«На престоле был Сидящий» — Бог Отец восседает на престоле славы. Иоанн счел непозволительным подробное описание внешнего вида Бога-Вседержителя. Он подчеркнул лишь Его статус Правителя Вселенной.

«Яспис» — драгоценный камень, который при попадании на него солнечных лучей излучает необыкновенные по яркости и сочности краски. Иоанн использует это сравнение для того, чтобы передать нам свое впечатление как очевидца Божественной славы.

«Сардис» — также драгоценный камень красноватого цвета.

«Радуга… подобная смарагду» — символ завета милосердия (см. Быт. 9:13). Смарагд — камень зеленоватого цвета. Ослепительная по красоте радуга излучает зеленоватое свечение. Эта радуга символизирует собой сочетание справедливости и милости, что и указывает на характер Божий.

«Двадцать четыре старца» — это реальные люди, которые раньше остальных были воскрешены и вознесены на небо. Возможно, это те, кто встал из могилы во время воскресения Христова (см. Мф. 27:52, 53). Напрашивается параллель с двадцатью четырьмя очередями священников, которые служили в земной скинии. Нам неизвестны имена этих «старцев», но бесспорным является тот факт, что некогда они жили на земле, а теперь обладают вечной жизнью. Они — Божий залог того, что в будущем род людской преодолеет зло и смерть силой Великого Бога.

Семь светильников огненных символизируют семь духов Божьих (полноту Святого Духа). Семисвечник находился в первом отделении земного храма. Теперь же Иоанн созерцает небесный храм, а точнее, его первое отделение.

Море стеклянное, подобное кристаллу, — обширнейшее пространство, кристально чистая поверхность которого играет разноцветными бликами и отражает славу Божью. В лучах этой славы будут ходить искупленные, прославляя Бога в небосном пении (см. Откр. 15).

Четыре животных, исполненных очей спереди и сзади, символизируют высших духовных существ, наделенных Богом премудростью и силой для управления всем мирозданием. Здесь они представлены с лицами льва, тельца, орла и человека с двусторонними глазами (см. Иез. 1:10). Каждое из них имеет как бы четыре лица и одно тело. Посредством этого символа показаны их чрезвычайные способности. Комментаторы делают следующие предположения: человек — это образ Божий; лев — символ несокрушимой силы и власти; телец — символ смирения и созидания христоподобного характера; орел — символ быстроты и проницательности. Все эти свойства дарованы Богом для управления и служения в бесконечных просторах мироздания.

Это второе видение Иоанна, если считать с первой главы, где ему явился прославленный Христос (см. Откр. 1:10—20). Отметим, что всего в Книге Откровение восемь видений небесной славы (см. структуру Откровения). Каждая из картин небесного храма показывает определенный этап служения Иисуса Христа как небесного первосвященника и ходатая нового завета.

Описанная здесь небесная литургия (священнодействие) началась после вознесения воскресшего Господа на небо. Важно отметить, что каждый год служение в земном святилище совершалось от праздника к празднику. Каждый из семи праздников прообразно указывал на последовательность действий Божьих в деле искупления рода человеческого от греха. Пасха, первый праздник, указывал на смерть Спасителя, Праздник опресноков — на Его воскрешение, Праздник первого снопа — на плоды Его победы, Пятидесятница — на излитие Духа Святого, Праздник труб — на проповедь Евангелия и приготовление к судному дню. Великий День искупления — судный день указывал на очищение святилища от грехов народа Божьего. И, наконец, Праздник кущей указывал на торжество искупленных в Царствии Божьем.

За каждым видением небесной славы следует пророческое описание земных событий. Это говорит о том, что земная история возможна лишь благодаря заступническому служению Христа на небе.