Глава 8. Семь труб

1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

3. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

5. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение.

В предыдущей шестой печати нам была показана картина Второго пришествия Христа и завершения земной истории. Далее, в седьмой главе, мы видели торжество спасенных на небе, у престола славы Божьей. Почему же седьмая печать сообщает о безмолвии на небе? Что это за безмолвие, и чем оно вызвано? Это безмолвие «как бы на полчаса», представляет собой тайну Божью, которую, по-видимому, Бог откроет по завершении времени испытания. Подобную тайну содержат голоса семи громов (см. Откр. 10:3—7). Здесь говорится о том, что Иоанн не должен записывать и открывать эту тайну, но что Господь откроет ее народу Божьему при завершении седьмой трубы. Возможно, это ожидание после объявления дня и часа Второго пришествия, которые провозгласят семь громов накануне этого величайшего события (Великая борьба, с. 40, 462 [639]).

Возможным прообразом безмолвия седьмой печати является неделя ожидания Ноя и его семьи в ковчеге перед опустошительным потопом. Запечатленные подобно этому прообразу будут находиться в «ковчеге», ибо они определены ко спасению и ожидают приближающейся встречи с Господом. Приемлемо и другое объяснение: «Как бы на полчаса». Исходя из того. что один пророческий день равняется одному буквальному году (см. Дан. 7:25), на этом основании «полчаса» равняется одной буквальной неделе. Время вознесения искупленных на небо (Комментарий АСД на Откр. гл. 8).

Семь ангелов с семью трубами

Тексты со второго по пятый. Здесь начинается третья пророческая линия, изображающая суды Божьи в ходе истории, начиная с четвертого столетия до Второго пришествия (см. схему: Структура Откровения IIIСа). Эта линия повествования, как и две предыдущих (семь церквей и семь печатей) начинается с видения храма Божьего на небе. Ангелы Божьи стоят подобно тому, как священники в древности стояли с трубами в земном храме в Иерусалиме. Ангел с кадильницей у золотого жертвенника подобен священнику, входившему в первое отделение (святое), где стоял золотой жертвенник и где он совершал ежедневное, или праздничное ходатайственное воскурение. Так и Христос, вознесшись на небо, стал ходатаем (защитником верующих) в Новом Завете (см. Евр. 8).

Мы не можем переоценить значение Его ходатайства за род людской и за нашу землю. Только благодаря заступничеству Христа род людской еще не погиб, только благодаря Его мольбам земля еще плодоносит и природа еще поддерживает экологическое равновесие. Прекращение служения ходатайства Христа будет обозначать конец времени благодати на земле. Повержение кадильницы с углями на землю указывало на завершение служения, так вкратце ежедневно повествовалось о плане спасения в целом. Но было не только ежедневное служение в земном храме, было еще и служение годовое, которое также иллюстрировало весь план спасения в расширенном виде. В течение года был один день праздник труб (первый день десятого месяца), когда трубы трубили еще до завершения годового цикла служения (за десять дней до судного дня) (Лев. 23:24). Поэтому мы вправе видеть в иллюстрации семи трубных сигналов в Откровении Божьи предупредительные сигналы и следующие за ними суды, которые последовательно раздаются на протяжении всей истории до завершения служения Христа в небесном храме (святилище). Последней и самой продолжительной иллюстрацией всего плана спасения был пятидесятилетний цикл. Он также завершался торжественным трубным гласом в день очищения, т. е. в судный день последнего сорок девятого года. Причем трубили все семь серебряных труб вместе. После этого начинали юбилейный год — символ конца рабства и символ торжества спасенных при Втором пришествии (см. Лев. 25:9). Итак, одно и то же великое дело спасения мира через ходатайство Христа многократно иллюстрировалось в служении храма ветхого завета. Подобные им образы используются и передаются в Откровении, представляя служение Христа в небесном храме, идущее на протяжении всей истории от вознесения Христа до Второго пришествия.

Параллельно с небесным служением происходят земные исторические процессы, началом которых являются трубные сигналы семи ангелов. Они также идут последовательно через земную историю и завершаются Вторым пришествием.

Итак, в нашем комментарии мы подтверждаем историческое исполнение семи труб как последовательно идущие длительные исторические периоды, излагаемые в комментариях нашей церкви на протяжении 150 лет. Однако нужно признать, что некоторые аспекты вестей семи труб не получили окончательного исполнения в прошлом. Почему? — Потому, что провозглашенные в семи трубах суды Божьи были смягчены служением Христа в небесном святилище. Ибо кровь Христа удерживала окончательный приговор. Подобно тому, как в приговоре Адаму прозвучало окончательное решение: «в день, в который вкусишь смертью умрешь», но исполнилось оно не в этот день, когда он вкусил, а спустя 800 лет. Кто дал ему этот дополнительный шанс, не отменяя приговор? Не Агнец ли закланный от создания мира?

Семь труб имеют одно исполнение, которое растянулось на века, но завершится в конце во всей полноте в семи язвах. Это одно исполнение имеет, видимо, две фазы — длительную символическую и буквальную короткую, завершающуюся в семи последних язвах. И если первое прочтение труб как длительных исторических событий распространилось на территории Западной и Восточной римских империй, то эсхатологическое прочтение (относящееся к концу) говорит о том, что в последнее время театром драматических бедствий будет вся земля, и трубные звуки седьмой трубы, многократно усиленные, облетят всю землю в сжатые сроки и завершатся в судах семи последних язв (суд без милости).

Римская империя перед ее падением по многим признакам была прообразом возникающей на наших глазах глобальной империи нового миропорядка, а потому и суды Божьи, обрушившиеся на римский и средневековый миры, подобным образом свершатся в современном мире в конце дней.

Итак, первая труба:

7. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Историческое истолкование первой трубы с 395 по 410 гг. по Р. Х.

Перед нами яркие образы войны и суда, а также стихийных бедствий, засвидетельствованные историками. Подобное имело место в древнем Египте (см. Исх. 9:23—25). Многочисленные орды вестготов перешли Дунай, вторглись во Фракию и взяли штурмом знаменитый город греков Афины, опустошили Коринф, Аргос, Спарту. Напрасно римский император Аркадий заключил с королем вестготов Аларихом мир и назначил его своим наместником, передал ему целую область Иллирию. Жажда наживы повлекла вестготов в Италию. «Следующим летом жара была настолько необычной, что пересохла большая часть рек, обстоятельство, благоприятствовавшее вторжению Алариха в Западное царство». Поэт Клаудин сетует о судьбе деревьев своего времени, которые при пожаре страны тоже сгорели (Мысли об Откровении, с. 259).

В страшные годы с 408 по 410 жители «вечного города» трижды трепетали от попыток Алариха взять штурмом город. Когда надменному королю вестготов сообщили, что в городе собралось очень много народа, он сказал: «Густую траву легче косить, чем редкую». Деревья, трава, люди изнывали и трепетали от жары и от пожаров, бушевавших повсюду.

24 августа 410 года готы ворвались в Рим. На протяжении многих веков ни один вражеский солдат не проходил победоносно по улицам Рима. Теперь же не было ни одного переулка, ни одной площади, где бы не разгуливали толпы свирепых варваров. Дворцы и дома были беспощадно разграблены и преданы огню. Три дня и три ночи вопли мужчин и женщин свидетельствовали о неслыханном насилии. Оставив позади дымящийся от пожаров город, Аларих направился на юг Италии, но неожиданная смерть прервала его дальнейшие планы разграбить Сицилию и затем Африку.

Звук первой трубы применим и к нашему времени даже больше, чем к эпохе четвертого века. Характерной особенностью наших лет является быстрое исчезновение растительного покрова планеты.

Лесные пожары ежегодно уничтожают миллионы гектаров леса. Еще острее стоит проблема широкомасштабных вырубок: это резко сократило возможность очищать атмосферу планеты от углекислого газа. «Леса, которые больше всего поглощают СО2 в природе, исчезают с угрожающей быстротой, особенно тропические — главные потребители этого газа (и источник кислорода на нашей планете). Поля или пастбища, возникающие на месте джунглей, поглощают примерно четверть того, что поглощали леса»1.

В эсхатологической перспективе будущего суд первой трубы перекликается с пожаром всемирного Вавилона последних дней: «…В один день придут на нее казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18:8).

И подобный вопль мы слышим в будущем: «И, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» (Откр. 18:18).

Первые четыре трубы представляют собой суды Божьи в отношении Западной Римской империи и католической церкви и открывают собой ранний период средневековья. Историческая школа объясняет пророчества о первых четырех трубах Откр. 8:7—12 как серию нашествий варваров на европейскую часть империи, которые имели место с 395 по 552 годы по Р. Х.

Эти нашествия многих народов, пришедших с востока, называются в истории Великим переселением народов. Хотя германские племена и ранее жили на восточных границах империи, проходившей по Дунаю и Рейну, все же они не совершали прежде таких массовых вторжений, как те, что начались с четвертого-пятого столетий.

Великое переселение народов во многих отношениях остается загадкой для истории. Что побудило сдвинуться с родных просторов великое множество племен, объединенных в десяток крупнейших племенных союзов, и лавинообразно устремиться на Запад? Отчасти нашествие гуннов с востока, но ведь и после разгрома гуннов продолжали двигаться волны народов на юго-запад и северо-запад. Бесспорно, это событие чрезвычайной важности, и оно было предсказано еще за много веков в Книге пророка Даниила, а затем в Книге Откровение (см. Дан. 2:41—43; 7:24; Откр. 13:1; 17:12).

Предсказания эти говорят о том, что четвертая после Вавилонской империи могущественная империя Рима будет наконец разделена на десяток частей (здесь «десять» — символ множественности).

Было ли это значительным событием в мировой истории? Бесспорно! Рухнул римский мир, простоявший непоколебимо более шестисот лет. Рухнул безвозвратно разделенный невежественными дикими варварскими племенами.

Политическая картина Европы изменилась до неузнаваемости. Высокая римская цивилизация с ее тысячами благоустроенных городов (в одной Италии городов 1 200 уже в I в.), прекрасных дорог, пересекавших просторы империи (общая протяженность дорог 150 тыс. км) была растоптана, сожжена, разграблена ордами варваров, которые не собирались уходить после победы; осели на завоеванных землях, как хозяева, и смешались с остатками местного населения (как железо с глиною), чтобы спустя тысячу лет создать новую Европу. Историки указывают дюжину причин падения Западной Римской империи, но основной причиной все же было моральное разложение общества. Империя веками созидалась на крови порабощенных народов, и нравы жителей, утопавших в разврате и коррупции, были ужасны, о чем свидетельствуют историки тех времен.

Крещение населения после принятия императорами христианской веры было массовым (к началу IV века христиан было 20% от всего населения, а к концу того же века — 80%). В огромном большинстве случаев обращение было формальным и поверхностным. Отцы Церкви, на Востоке Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и на Западе Амвросий Медиоланский, Августин и многие другие, обличали императоров, знать и простонародье во грехах и тщетно призывали к покаянию.

Неожиданный крах цивилизованного и порочного общества начался через столетие после издания императором Константином указа о свободе христианской Церкви в империи и в то же десятилетие, когда император Феодосий Великий сделал христианскую Церковь государственной (ок. 380 г. по Р. Х.) Бог долго терпел языческую империю несколько веков, но когда империя одела христианские одежды, а в жизни осталась языческой, ровно через сто лет, произошли величайшие бедствия, предсказанные в Откровении 8:7—12.

Важно также отметить, что были и природные катастрофы, предсказанные в первых четырех трубах, о чем свидетельствуют и современные исследования. Есть сегодня сведения о колоссальном метеорите, упавшем в океан, и о необычно мощном извержении вулкана Кракатау, выбросившем огромнейшее количество пыли, покрывшем пеленой небеса над материками на несколько месяцев и повлекшем неурожаи и голодоморы. Глубинное бурение льдов на северных и южных полосах свидетельствуют, что слой пепла обнаружен даже там, на глубине отложений, соответствующих 535—540 гг. по Р. Х. Также и кольца на срезах многовековых деревьев свидетельствуют о похолодании в те годы. Не все сегодня еще обнаружено, многое навсегда забыто, но то, что сильнейшие стихийные катастрофы одна за другой потрясли мир на пороге раннего средневековья, это уже доказано.

Есть ли связь между стихийными бедствиями и великим переселением народов IV—VI века?

Да, это одна из причинно-следственных закономерностей. Резкое ухудшение климата, неурожаи побуждали кочевников искать лучшие места на Юге и Западе.

Были ли эти бедствия предсказаны Иисусом Христом в проповеди на Елеонской горе? Было ли еще раз предсказано Им же в Откровении? (См. Мф. 24:6, 7; Мк. 13:7, 8; Лк. 21:25, 26).

Цель этих судов Божьих была в высшей степени поучительна для истории христианской цивилизации в ее самом начале. Бог не благоволит к замене свободной Церкви на государственно-церковную, охватившую все население. Но не только падение Римской империи имеет в виду пророчество. Господь указал, что подобные потрясения и природные катастрофы постигнут мир накануне Второго пришествия. Падение Западной и Восточной римских империй — прообраз падения глобальной цивилизации наших дней.

Региональное исполнение пророчеств, предсказанное в семи трубах, будет иметь глобальное исполнение в семи последних язвах (см. Откр. 16).

Мы живем в годы участившихся сильнейших техногенных катастроф (например, взрыв ядерного реактора Чернобыльской АС). Участившиеся ураганы, морские цунами, повышение сейсмической активности земной коры — все это нарастает, кажется, в геометрической прогрессии (см. карту).

8. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,

9. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Снова используется символический язык.

«Гора, пылающая огнем», — выражение, которое уже применялось в отношении исторического Вавилона (см. Иер. 51:24, 25). Низвержение горы в море предрекает судьбу Вавилона.

Стоит отметить, что в дни Иоанна, в I веке по Р. Х., древний Вавилон утратил свое значение. Право называться Вавилоном перешло языческому Риму (см. 1 Петр. 5:13). Римская империя была великой средиземноморской державой. Ее крушение во многом было обусловлено тем, что сначала вандалы, а затем арабы и викинги отрезали Рим от Великого моря.

Исторический аспект исполнения второй трубы.

Следующей страшной волной, прокатившейся по всей Европе, были вандалы. Пройдя Галлию, они ворвались в Испанию, а оттуда переправились в Африку и там создали свое королевство. Вандалы построили свой флот и стали господами Средиземного моря. Теперь римляне лишились своей главной экономической артерии. Мы помним, что в 410 году вестготы жестоко опустошили «вечный город» Рим. Но прошли десятилетия, и за это время город поднялся из руин и пепла и снова наполнился нечестием и развратом. Об этом подробно пишут историки и богословы той эпохи Августин1 (354—430), Сальвиан Марсельский2 (390—ок. 484), особенно последний живой свидетель тех лет. В пример развращенным римским гражданам он ставил вандалов, готов, франков. В то время, когда дворцовые интриги в Риме достигли своего апогея, в устье р. Тибр появился многочисленный флот вандалов во главе с опытным вождем Гейзерихом (455 г.). Ворвавшись в город, они совершали такой грабеж и разрушение памятников, какого не делали даже вестготы. С тех пор слово «вандализм» стало нарицательным для всех, кто разрушает предметы искусства, памятники. Но самое потрясающее событие совершилось именно на море, когда огромный византийский флот в 1 130 кораблей был сожжен и потоплен вандальскими кораблями, начиненными горючим составом, в 468 году.

Трагедии морей и океанов — знамения наших дней. Нужно признать, что в истолковании второй трубы Откр. 8:8, 9 имеет место не только символическое исполнение гибели огромной эскадры, истребленной Гейзерихом в эпоху падения Западной Римской империи, но и буквальное исполнение.

Падение в море большой горы, пылающей огнем, говорит о падении огромных масс пылающей магмы извергавшихся вулканов (наподобие извержения Кракатау), имевших свое место в эпоху раннего средневековья. Нечто подобное реально может иметь место и в наше время. Гибель растительного мира и всего живого в морях и океанах больше всего происходит именно в наши дни, не только от природных катастроф, но и от быстрого загрязнения мирового океана и морей отходами современной технотронной цивилизации. Уже в восьмидесятые годы ХХ века сообщалось о гибели третьей части всего живого в Средиземном море. В это же время авторитетный журнал, издаваемый ООН, «Курьер ЮНЕСКО» сообщил, что в глубинах мирового океана скопилось столько ядовитых и радиоактивных веществ, что никакая наука будущего не сможет излечить океан. Что же касается военных действий в морях и океанах во время второй мировой войны, то масштабы их были весьма велики, но и они блекнут перед современной огневой мощью эсминцев, атомных подводных лодок и авианосцев, начиненных оружием.

10. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

11. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Образ большой звезды перекликается с Ис. 14:12, где идет речь о царе вавилонском. Однако пророческая перспектива гораздо шире: за фигурой земного вавилонского царя стоит куда более сильная личность Люцифера, управляющего духовным Вавилоном. Упавшая с неба звезда — символ сатаны (см. Лк. 10:18).

Воды и источники вод в свете Иер. 2:13 представляют учение Божье (см. Ин. 7: 37, 38). С полынью в ветхозаветных текстах сравнивается грех идолопоклонства: «Да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь» (Втор. 29:18). Таким образом, речь в тексте Откровения идет о смешении учения Божьего с заблуждением. Повреждено не все учение, а лишь его часть. Однако результаты плачевны: «Многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (ст. 11). Символика той эпохи не исключает также и буквальные события. Это эпоха нашествия гуннов, которые прошли Европу вдоль рек Дуная и Рейна и вышли к г. Орлеану во Франции. Их нашествие было настолько стремительным, что римляне смогли остановить их лишь тогда, когда они захватили многие города вдоль великих рек. Ими повелевал свирепый вождь Аттила, который считал себя сыном бога войны Марса. Сын звезды пронесся, подобно большому метеориту.

Здесь, на Каталаунских полях, произошла самая великая битва раннего средневековья (451 год). Римляне, объединившись с вестготами и другими племенами, дали решительный отпор гуннам. В этой битве погибли до 300 тысяч человек, так что потоки крови наполнили ручьи, и вода, смешанная с кровью, которую пили раненые, погубила многих. Аттила потерпел поражение, но и победители понесли огромные потери. Дальнейшие походы Аттилы уже не были столь губительны. Рим откупился от него данью, вскоре великий вождь гуннов неожиданно умер и был похоронен на дне реки.

Таково историческое истолкование третьей трубы. Но это пророчество не в символическом, а в буквальном исполнении совершается уже сегодня. Мы живем в эпоху, когда реки — эти живые артерии нашей планеты быстро превращаются в сточные канавы. Загрязнение рек зачастую угрожает гибелью не только рыбам и птицам, но и жителям густонаселенных городов. Катастрофы наподобие Чернобыльской АЭС, загрязнение Байкала и рек Сибири — это только эпизоды и «начало болезней» мирового масштаба.

12. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

Явление это не похоже на обычное затмение солнца и луны, которое периодически повторяется в природе и не представляет никакого бедствия (здесь даже не полное затмение). Отметим, что обычное затмение никак не отражается на звездах. В описании четвертой трубы, как и в описаниях первых трех, также используется символический язык.

Солнце и луна символизируют библейские светила — Новый и Ветхий Заветы. Свет в священном Писании всегда исходит от Бога (см. Мал. 4:20; Пс. 83:12; Ин. 8:12; 9:5). Чуть позже в Откровении мы увидим образ жены, облеченной в солнце. «Под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (12:1). Жена — символ Церкви Божьей — озарена светом Слова Божьего. С этими текстами также перекликается Откр. 21:23.

Звезды, если верить пророчеству Даниила (см. 12:3), — это люди, имеющие свет Божий (см. Мф. 5:14; Лк. 16:8). С падением Западной Римской империи в 476 г. по Р. Х. закатилась слава ее императоров, сенаторов, консулов. Исчезает ее правление, ее культура, ее законы и образованность.

Частичное затмение небесных светил напоминает нам время темного средневековья. Истина не исчезла, она оказалась в тени. Этот временной отрезок совпадает с Фиатирским периодом и соответствует описанию четвертой печати. Папство заменяет подлинный смысл библейского сравнения своей теорией двух светил. Теперь церковная власть трактуется как солнце, а власть светская — как луна1.

В Откровении не говорится о том, как долго будет звучать четвертая труба. Сравнивая 8:12, 13 с описанием церкви в Фиатире (2:18—29), можно предположить, что обозначенный в этом пророчестве период соответствует средним векам в Европе.

Напомним, что история делит средневековье на три периода (начиная с падения Западной Римской империи в 476 г.):

Раннее средневековье (V—X вв.);

Высокое средневековье (XI—XIV вв.);

Позднее средневековье (XV—XVI вв.).

Уход в тень библейской истины и замена ее средневековыми папскими теориями привели к страшным последствиям. Стоит только вспомнить крестовые походы и жертв инквизиции. Если идти еще дальше, то мы увидим Французскую революцию и порожденный ею атеизм.

13. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Большинство бед нового времени в Европе уходят своими корнями в средневековье. Конечно же, и новое время в этом отношении успело отличиться. Пока лишь мы отметим, что переходный период от средних веков к новому времени, называемый поздним средневековьем и продлившийся с XV по XVI в, был одним из самых тяжелых в истории человечества.