Глава 9. Саранча

1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней — как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;

8. И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были как у львов.

9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;

10. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион1.

12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Как и в описании третьей трубы, мы видим упавшую с неба звезду. И как уже было отмечено, звезда эта указывает на начало новых бедствий (см. Лк. 10:18; Откр. 12:9). Ей дан ключ, или право, открывать кладезь бездны и выпускать оттуда дым. Но воспользоваться этим правом она может только сейчас, в период звучания пятой трубы.

Уход в тень подлинно евангельской истины в эпоху средневековья (см. комментарий на четвертую трубу) открыл дорогу другим религиозно-политическим системам. Среди них особенно выделяется Арабский халифат.

В Книге Судей войска мадиамитян, выходцев из восточных пустынь, сравниваются с бесчисленной саранчой (см. Суд. 7:12). У пророка Иоиля саранча так же уподобляется бесчисленному воинству (см. Иоиль 1:4—7; 2:2—11). Войска, наводнившие Вавилон, так же сравниваются со стаей этих вредных насекомых (см. Иер. 51:24, 27).

Все эти сравнения использованы в Библии при описании судов Божьих. В пятой трубе речь также идет о возмездии Божьем.

Эта саранча в отличие от обычной саранчи:

— не причиняет вреда траве и деревьям;

— вредит людям;

— имеет предводителя — ангела бездны;

— имеет необычный вид: венцы на головах, человеческие лица, женские волосы и т. д. (Откр. 9:7—9);

— оставляет в живых, но причиняет мучения;

— не трогает людей, запечатленных печатью Божьей.

Несмотря на столь сложное описание, можно допустить, что это символическое изображение арабского, а затем и турецкого воинства, которое в короткий срок захватило огромную территорию1.

Турки-сельджуки разгромили греческие войска в 1299 г. в битве при Виффаиме, отняв у Византии Малую Азию. Спустя 150 лет под натиском турок-османов пал Константинополь. Восточная Римская империя прекратила свое существование в 1453 г.

«Второй Рим пал», — так говорили об этом на Руси. На просторах бывшей Византийской империи раскинулась огромная Османская империя, ставшая нешуточной угрозой для Европы.

Положение христиан под властью турок было крайне тяжелым, они беспощадно подавляли всякие восстания. Однако они оставили за смиренными и благочестивыми христианами право на свое богослужение, сохранив даже их храмы и церковную иерархию.

Справедливости ради отметим, что далеко не все из двадцати указанных в главе признаков могут быть объяснены применительно к арабам и туркам. Не исключено, что некоторые аспекты, указанные в описании пятой трубы, дождутся своего исполнения в период излития семи последних язв (см. Откр. 16:10, 11). Описание семи последних язв, как мы убедимся позже, перекликается с описанием семи труб, однако это не одно и то же, а завершение процессов, начавшихся в семи трубах. Увидим ли мы такую странную мутантную саранчу, или же это будут военные силы, символически так сложно описанные. Будущее прояснит этот вопрос.

13. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,

14. Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того чтобы умертвить третью часть людей.

16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.

18. От этих трех язв — от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, — умерла третья часть людей;

19. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.

20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

В видении Иоанн слышит голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом. Это прямое напоминание о жертвеннике курения, который стоял в Святом — первом отделении храма и возле которого совершалось ходатайственное служение. Теперь действие разворачивается в небесном святилище, где наш первосвященник Иисус Христос ходатайствует перед Отцом за род человеческий.

Голос повелевает освободить четырех ангелов, связанных у реки Евфрат. Это голос правосудия Божьего. Освобождение четырех ангелов приводит в конечном счете к губительным последствиям — гибели третьей части людей.

Библейские комментаторы XIX в. усматривали в этом пророчестве губительные войны в эпоху Османской империи и потерю ею своей независимости ок. 1840 г. Такое объяснение было вполне логичным в ту эпоху, если учесть 391 год бесконечных войн, в которых турки принимали участие со времен покорения Византийской империи. Напомним, что уже с XVI века широко применялось огнестрельное оружие. (Подробнее об этом см. Комментарий АСД на Откровение. Приложение к гл. 9.)

Но, по всей видимости, этим объяснением не исчерпывается пророческая картина, представленная в Откр. 9:13—21. Дело в том, что отрывок представляет собой завершенное описание суда Божьего в период шестой трубы. Часть событий исполнилась, а часть — нет. Предсказанное исполнится во всей полноте, как только будут отпущены четыре ангела. Но, по всей видимости, этот роковой год, месяц, день и час еще не настали.

С одной стороны, правосудие выносит свое решение. Но, с другой стороны, ходатайство Иисуса Христа еще удерживает мир от этих жутких событий. Это видно из Откр. 7:1—8.

Следующая глава продолжает описание событий, совершившихся по благодати Божьей в период шестой трубы. У человечества еще есть небольшой запас времени до наступления конца. Это подтверждает также литературная структура Книги Откровение (см. схему).

На современных просвещенных поколениях людей лежит великая ответственность за судьбы мира. Два великих свидетеля — Слово Божье и история человечества представляют нам факты: во что обернулось тысячелетнее военное противостояние христиан и мусульман средневековья. Не для кого не секрет, что противостояние севера и юга (см. Дан. 11:40—45) сегодня снова стало весьма значительным. Пророчество предупреждает, чем это может завершиться. Хватит ли у ответственных государственных лидеров двух великих цивилизаций благоразумия не повторить роковую историю средневековья? История — открытый и недетерминированный процесс. Всякий человек сегодня, будь он христианин, мусульманин или иудей, должен взывать к Богу, чтобы это бедствие больше не повторилось. Господь, Которого чтут все христиане, и мусульмане, и иудеи, говорит: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7—10). Мы все нуждаемся в покаянии, чтобы не исполнились в наши дни страшные слова: «От этих трех язв — от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их — умерла третья часть людей… Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих…» (Откр. 9:18—20).