Глава 11. Два свидетеля

1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца.

3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.

4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,

8. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

9. И многие из народов, и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.

10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.

11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.

12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.

13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.

14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.

В конце предыдущей главы ангел повелел Иоанну съесть книгу. Это даст ему возможность «опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (10:11). В начале этой главы Иоанн получает трость и повеление измерить «храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем» (ст. 1). «Съедание книги» (ее исследование) и последующее «измерение храма» — взаимодополняющие действия.

Книга пророка Даниила многократно говорит о поругании храма, о поставлении в нем «мерзости запустения» и, наконец, об очищении, или восстановлении, святилища в конце 2300 вечеров и утр (см. Дан. 9:26; Дан. 8:13, 14). Все эти пророчества о храме становятся понятными только после того, как книга «распечатана». Раскрытие тайны древней книги происходит в период шестой трубы (см. Откр. 10:6, 7).

«Измерять» нужно не земной храм, разрушенный в Иерусалиме в 70 г. по Р. Х., а храм небесный и совершающееся в нем служение искупления. Напомним, что ветхозаветный храм служил прообразом храма небесного. Значение и порядок служения Христа в небесном святилище определяются через сопоставление с ветхозаветной скинией (см. Послание к Евреям).

«Внешний двор храма» исключен и не нуждается в измерении. Эти слова относятся к буквальному Иерусалиму, который больше не имеет отношения к спасению. От Иерусалимского храма ничего не осталось, а внешний двор его, как верно замечено в пророчестве, был отдан языческим народам. Что же касается «святого города», то теперь под «святым городом» следует понимать Церковь Божью на земле. Именно ее язычники попирали сорок два месяца.

«Сорок два месяца», или «тысяча двести шестьдесят дней», — это пророческий период, охватывающий все средневековье с 538 по 1798 гг. (пророческий день равен году).

Далее говорится о двух свидетелях. Они «суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (ст. 3, 4).

Книга Захарии помогает нам соотнести эти символы со Словом Божьим, через которое действует Дух Святой (см. Зах. 4:3—6, 14). Два свидетеля Божьих на земле — это Ветхий и Новый Заветы. 1260 дней (лет) они пророчествовали, «будучи облечены во вретище», т. е. находясь под запретом официальной католической Церкви или же в условиях строжайшей цензуры.

Несмотря ни на что они выполняли свою роль. Суды Божьи посещали человечество в эпоху средневековья, как об этом говорится в стихах 5 и 6. По окончании 1260 дней (лет) из бездны вышел зверь, который, сразившись с ними, убил их (ст. 7). Действительно, по окончании пророческого периода разразилась Французская революция, идеологи которой совершенно отвергли веру в Бога и объявили войну Библии и христианской вере.

В 1793 году в Париже была запрещена вера в Бога и провозглашен «культ разума». Около двух тысяч церквей было закрыто. В столице и во всей Франции устраивались торжества и шествия в честь «богини разума». Это безумие длилось три с половиной года1.

Это первое в истории Европы проявление воинствующего атеизма эхом отозвалось в XX веке в Советском Союзе, Китае и других странах коммунистической ориентации. Подобно тому как в древнем Египте фараон заявил: «Я Господа не знаю» (Исх. 5:8), так в Содоме и Египте наших дней (в атеистических сообществах) проявился дух древних фараонов. Следствием атеизма во многих странах стал культ личности вождей.

Эпоха атеизма во Франции и других странах Европы началась и окончилась революционными потрясениями и гибелью людей. Слава Богу, что там, где господствовал атеизм, наступило возрождение Слова Божьего и христианской веры. Так было во Франции в тридцатые годы XIX века, а совсем недавно в России и в Восточной Европе.

Атеизм оказался бессильным и не смог уничтожить Слово Божье. Многие же «воздали славу Богу небесному» (ст. 13).

Стих 14 говорит: «Второе горе прошло». Следовательно, трубный звук шестого ангела включает эпоху атеизма в Европе. Наступает перерыв, время благодати, но оно коротко, ибо «идет скоро третье горе».

15. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков.

16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,

17. Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарялся.

18. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.

Третья пророческая линия, как и предыдущая, завершается апогеем Божьей славы в последние дни (см. структуру Книги Откровение).

Заканчивается время благодати. «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его» (ст. 15). Двадцать четыре старца падают ниц перед Богом и благодарят Его за то, что Он принял силу великую и воцарился.

Во время трубного звука седьмого ангела на земле одно за другим стремительно произойдут последние события:

— будет проявлена ярость язычников,

— земля узнает гнев Божий (излитие семи язв из Откр. 16);

— произойдет суд над мертвыми,

— пророки, святые и все, боящиеся Господа, получат награду.

Таким образом, здесь лишь намечены последние события, которые будут подробно описаны в главах 15—21.

Последний текст 11-й главы начинает четвертую пророческую линию (11:19—14:20).

19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град.

Четвертая пророческая линия начинается, как и три предыдущие, картиной небесного храма. На небе открывается храм. Свет Божественной славы льется из Святого святых, от ковчега завета Божьего. Вопрос верности этому завету станет основным в главах 12—14.

Во Святом святых земного святилища находился ковчег завета, а в нем — закон Бога Небесного, Владыки неба и земли (Десять Заповедей — основной закон). Ковчег был престолом Божьим, над его крышкой открывалась непостижимая святость и слава Творца. Святое святых открывалось для первосвященника только один раз в году — в судный день, когда он входил туда для очищения святилища от людских грехов.

Иисус Христос вошел в небесное святилище сразу после вознесения на небо. Он ходатайствует за людей на протяжении всех веков. Но и небесное святилище нуждается в очищении (см. Евр. 9:23). Очищение Христом небесного святилища совпадает с началом суда на небе (см. Дан. 7:9, 13; Откр. 14:6).

Суд на небе и очищение небесного святилища начинаются, согласно Дан. 8:14, по истечении 2300 пророческих дней (лет), т. е. в 1844 году (см. схему). Чтобы мы могли увидеть суть великой борьбы между Христом и сатаной, нам в главах 12—14 Книги Откровение предлагается историческая панорама.