Глава 12. Жена и дракон

1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

2. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.

4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

5. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

8. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

12. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.

14. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в свое место, от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою.

16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

17. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Нет никаких сомнений в том, что родившийся Младенец — не кто иной, как Иисус Христос, пришедший на землю в человеческом облике. Жена же представляет собой Церковь Божью (см. Ис. 54:5, 6; 2 Кор. 11:2; Еф. 5:25—32). Ветхозаветная Церковь в лице ее пророков и верных детей Божьих с нетерпением ожидала прихода Мессии в мир.

Здесь в образе жены представлена истинная Церковь Божья всех веков (см. Песн. П. 6:10). Солнце и луна — символы Слова Божьего в Ветхом и в Новом Заветах (см. Откр. 8:12). Двенадцать звезд — двенадцать апостолов Агнца.

«Большой красный дракон» — это противник Божий, дьявол (см. Откр. 12:9). Он представлен с семью головами, увенчанными диадимами. Это земные силы, посредством которых он осуществляет свое правление во все века. Десять рогов — это его ударные политические силы, которые он особо будет использовать в конце истории (см. Откр. 17:12). Семь голов и десять рогов вновь появятся в Откр. 13:1 и 17:7. Общим для семи голов есть зверь (дракон) — дьявол.

Восстание началось на небе (см. Ис. 14:12, 13) и продолжилось на земле. Зачинщик восстания все тот же, и его борьба направлена против Бога и Его закона с самого начала и до последних дней земной истории.

Еще царь Ирод хотел убить младенца Иисуса, но у него ничего не вышло. Христос добровольно принял смерть за грехи мира и тем разрушил державу вечной смерти (см. 1 Кор. 15:55—57). Он вознесся к престолу Божьему и стал недосягаем для врага. Теперь всю свою ненависть дракон обрушил на Жену — Церковь.

Согласно Книге Откровение, истинная Церковь не будет царствовать здесь, на земле, ей уготовано место от Бога в пустыне, а не во дворцах и роскошных палатах (ст. 6). Ее ждут преследования в течение тысячи двухсот шестидесяти дней. Этот временной отрезок семь раз упоминается в Библии и покрывает исторический период с VI по XVIII век в Европе. Как справедливо отметил русский религиозный философ Н. А. Бердяев: «Открылся долгий путь истории».

Земную историю можно понять лишь тогда, когда мы рассматриваем ее как продолжение начавшихся на небе событий. Невозможно понять суть происходящих на земле событий, если рассматривать историю только в земной плоскости.

Зло имеет космическое происхождение — восстание началось на небе. Его возглавил Люцифер, он увлек за собой треть всех ангелов. Конфликт вылился в прямое столкновение павших ангелов с ангелами Божьими, которых возглавил Христос.

Ввиду грехопадения Адама и Евы отступившие ангелы были низвержены на землю. Небо освободилось от клеветы и бесконечного поношения восставших ангелов. Там снова воцарились любовь, мир и радость, как это было до восстания (ст. 10).

А согрешившие люди оказались заложниками сатаны и его армии. Люди могут победить сатану только кровью Агнца (ст. 11). Потери, горе и страдания рождены грехами самих людей. Дьявол — первопричина зла (ст. 12).

Враги преследуют Церковь Божью, но Бог, спасая Свой народ, укрывает его, подобно тому как пророк Илия был спрятан от Иезавели (ср. Откр. 2:20).

Десятый текст продолжает тему девятого. После низвержения дьявола и его ангелов на землю небо было очищено от присутствия врага Божьего, но он продолжал обвинять Бога в несправедливости. После смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте вся непавшая вселенная увидела страшную жестокость врага: он был разоблачен окончательно и лишен доступа на небо. С другой стороны, праведной жизнью и самоотверженной любовью, открывшейся через Христа, вся вселенная утвердилась в истинности Божьего характера и справедливости Его правления. Обвинения сатаны против народа Божьего теряют силу, когда Христос берет кающихся людей под Свою защиту.

Одиннадцатый текст говорит, что все спасенные побеждают врага не своей силой, но «кровью Агнца и словом свидетельства своего…» Испытание может поставить на карту даже их жизнь, но любовь Христова побеждает и в этот последний час, что было засвидетельствовано многими мучениками за веру во все века.

Двенадцатый текст провозглашает радость всей Вселенной, ибо Христос-победитель вернулся к ним после воскресения из мертвых. Небо защищено навсегда от искушений и восстаний, но землю будут сотрясать бедствия, ибо враг — дьявол продолжает искушать и губить людей.

«Горе живущим на земле и на море». Это предупреждение об опасности высшего порядка, и это предупреждение направлено на то, чтобы остеречь людей от беспечности и легкомысленного заигрывания с грехом. История земли изо дня на день и из века в век свидетельствует о подлинности этого предсказания. Отрадно то, что горе это будет продолжаться недолго, ибо «не много ему остается времени».

Тринадцатый и четырнадцатый тексты снова напоминают о преследовании жены (Церкви) драконом, ибо достичь Младенца он больше не может. Теперь ярость врага обращена против детей Божьих. «Два крыла большого орла». Символ орлиных крыльев был знаком народу Божьему в древности. Избавление от фараона и его войска представлено этим символом (см. Исх. 19:4; Втор. 32:11, 12). Бог наделил Свой народ крыльями веры и надежды. Они также были предупреждаемы, чтобы быстро убегать в случае надвигающейся опасности (см. Мф. 24:16, 20).

Пустыня, куда улетела жена и там «питалась в продолжение времени времен и полувремени». Это те неприступные горные вершины в Альпах и других горах, те пещеры и покрытые густыми лесами места, где укрывались дети Божьи (вальденсы, богемские братья, гугеноты и др.) от преследования инквизиции. Также «время времени и полувремя». Это выражение употребляется в Книге Даниила (см. Дан. 7:25), и обозначает 1260 лет гонений в эпоху господства папства в Европе с VI по XVIII века (см. Откр. 11:2, 3; 12:6; 13:5). Когда же был открыт американский континент, множество гонимых в Европе христиан переправились в Канаду и другие области Нового света. Туда уехали также молокане с Кавказа и др.

Тексты пятнадцатый и шестнадцатый. Змей пускает вслед жены «воду как реку». После того, как окончились гонения в Европе и инквизиция и орден иезуитов были запрещены в ряде стран, дьявол решил потопить христиан великим множеством лжеучений, направленных против Библии. Вода в Библии обозначает учение. «Вода живая» исходит от Иисуса Христа (Ин. 4:14; 7:37, 38). Вода губительная исходит от дьявола.

И действительно, критика Библии расцвела пышным цветом в XIX столетии. Это и тюбингенская школа в Германии: Штраус и Бауэр; и атеистические труды Феербаха и Ницше; и эволюционная теория Чарльза Дарвина в Англии; и новый спиритизм в Америке, восточный оккультизм и теософия и великое множество тоталитарных сект и культов и даже прямой сатанизм как религия. Все это хлынуло через литературу и средства массовой информации мощным потоком лжи.

Но «разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (ст. 16).

Новая наука «Библейская археология» с конца XIX и XX вв. представила огромный материал, подтверждающий историческую подлинность событий, описанных в Библии, которые ранее отрицались ее критиками. Образно говоря, «камни вопиют» к людям с окаменевшими сердцами. Кумранские рукописи в Израиле подтвердили целостность и верность библейского текста. Креационизм как наука систематизирует факты, подтверждающие подлинность сотворения мира Богом, как об этом говорит Библия.

Текст семнадцатый «И рассвирепел дракон на жену…» В заключительной драме истории сатана постарается физически уничтожить детей Божьих «прочих от семени ее». Это последнее поколение христиан, «остаток», — проявляя верность Богу, он будет любить и сохранять заповеди Божьи, несмотря на то, что власти земли будут преследовать их особо за заповедь о субботе (см. Откр. 13:15).

Происходящее связывается с эпохой средневековья, так как есть указание на период «времени, времен и полвремени» (ст. 14). Только вечность откроет нам, сколько раз в те годы Бог укрывал Своих детей в лесах и горах от кровожадных инквизиторов. Когда же был открыт Американский континент, множество гонимых в Европе христиан переправилось в Канаду и другие части Нового света. С XVI по XIX века пресвитериане из Англии, моравские братья из Чехии, русские молокане с Кавказа, и не только они, находили там прибежище. Однако наступит время, когда и там дракон проявит свою силу (ст. 17).