Глава 14. Весть трёх ангелов

1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.

3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

4. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,

5. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

Перед нами еще одна пророческая линия, четвертая по счету. Она намечает историческую перспективу, обращенную к нам, людям, живущим в последнее время. Если сравнить обзорные панорамы последнего времени в 7-й, 10-й, 11-й и 14-й главах (см. структуру Откровения), то можно увидеть, как картина запечатления, начавшаяся в 7-й главе, дополняется раскрытием книги и измерением храма в 10-й—11-й главах. Кульминацией становится явление ковчега завета в небесном храме (см. 11:19). Здесь же, в 14-й главе, мы видим запечатленных вместе с Агнцем на горе Сионе, они уже собраны в Церковь последних времен.

Сатанинская лжетроица из 13-й главы — дракон, зверь из моря, зверь из земли — не сможет всех погубить. Далеко не все примут страшную печать зверя. Сто сорок четыре тысячи запечатленных Божьей печатью поют новую песнь. Содержание песни носит очень глубокий личностный характер. Только те, кто прошел через все страдания последних времен, смогут оценить и понять значение этой песни (см. ст. 3). Это песнь их следования за Агнцем.

В предыдущей главе сказано, что начертание зверя и имя зверя — одно и то же (см. Откр. 13:16, 17). Поклонники зверя принимают его характер и уподобляются зверю. Здесь же мы видим обратное: принявшие печать Божью уподобляются Агнцу (Христу). На их челе «запечатлено имя Его и имя Отца Его» (ст. 1, буквальный перевод). Они искуплены как «первые плоды человечества Богу» (ст. 4, перевод под ред. М. П. Кулакова1).

6. И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать всем живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу;

7. И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод.

8. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

Проповедь Евангелия имеет вселенский размах, что делает ее известной всякому племени и народу. Это косвенно говорит о всемирном сообществе последнего времени, живущем в едином информационном пространстве.

«Вечное Евангелие». Проповедуется вечное Евангелие, а не предания или традиции какой-то одной нации.

«Призыв убояться Бога и воздать Ему славу». В современном секулярном мире исчезло понятие страха Божьего в значении благоговения перед Ним. Человек воздает славу себе и своим достижениям, забывая славить Бога за обильные благословения современной цивилизации.

«Наступил час суда Его» (ст. 7). На небе начался суд, о котором предсказывал пророк Даниил (см. Дан. 7:9—14).

Небесное святилище будет очищено от грехов народа Божьего кровью Иисуса Христа, и будет решена вечная участь каждого верующего в Него. Этот час был пророчески предсказан в Дан. 8:14.

«Призыв поклониться Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». Современная наука и средства наблюдения необыкновенно расширили представление об окружающем мире, о бесконечной сложности и слаженности всех частей биосферы. Есть все основания, чтобы увидеть и признать следы творческой силы Божьей и поклониться Творцу неба и земли. Четвертая заповедь Закона Божьего (см. Исх. 20:8—11) повелевает помнить седьмой день, субботу, как памятник сотворения мира. Этот день особо освящен Богом для поклонения Ему как Творцу неба и земли, моря и источников вод, и самого человека.

Другой ангел говорит о падении Вавилона. Древний город Вавилон пал в далеком прошлом, но он стал символом смешения истины с заблуждением, а значит, и символом современного мира. Необходимо во всеуслышанье заявить, что между Евангелием Иисуса Христа и историческими преступлениями средневековой Церкви нет ничего общего. Нет ничего общего между чистым Словом Божьим и человеческими преданиями, вытеснившими заповеди Божьи (см. Мк. 7:9; Откр. 14:8).

Кроме всего прочего, современная цивилизация отличается смешением различных теорий и парапсихологии, астрологии, прогнозирования, оккультизма и теософии.

Все это было характерно для древнего Вавилона и было одной из причин его падения. Современный мир повторяет судьбу древнего Вавилона.

9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,

10. Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Третий ангел провозглашает чрезвычайно грозное предупреждение. Предыдущая глава говорит о трех силах, которые будут доминировать в конце истории мира. Они потребуют поклонения (см. 13:8, 12). Весть первого ангела предлагает вечное Евангелие как противоядие этому насилию над свободой совести (см. ст. 6).

Бог делает все возможное и невозможное, чтобы спасти человека. Всякий, кто примет печать Божью и силу Святого Духа, устоит в этой борьбе. Для тех, кто поклонится зверю и его образу, не будет оправданий, ибо они были заранее предупреждены об опасности такого поклонения.

«Начертание зверя» имеет множество равноправных толкований в зависимости от времени. Например, в эпоху Домициана, в I веке, таким начертанием был приказ поклоняться изображению императора как божеству. Это было нарушением второй заповеди Закона Божьего (см. Исх. 20:4, 5). Кто не подчинялся этому повелению, тот подлежал суду.

Поклонение зверю и его образу в последние дни будет состоять в том, что люди признают за папством право изменять Закон Божий, и, в частности, четвертую заповедь о субботе, которая вопреки Божьей воле была заменена воскресным днем (см. Исх. 20:6; Дан. 7:25). Вопрос в том, кому люди отдадут свое предпочтение — Библии или традиции, опирающейся на имперские законы и постановления раннего средневековья (см. приложение).

Если раньше, при отсутствии личных свобод и недостатке библейского света, Господь не взыскивал с людей, непреднамеренно и по незнанию нарушавших вторую или четвертую заповеди Закона Божьего, то в последнее время, характеризующееся обилием света, всеобщей грамотностью и неприкосновенностью прав, возрастет личная ответственность каждого человека перед Богом.

12. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

13. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

14. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

15. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

16. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

17. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

18. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

19. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

20. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

«Терпение святых» есть плод Святого Духа (см. Гал. 5:22). Это не природная черта волевых людей, ибо в условиях трудного времени грех способен сломать даже человека железной воли.

Святые соблюдают заповеди Божьи не своей силой, но силой Христовой веры. Эта вера не отменяет заповеди Закона Божьего, но утверждает их (см. Рим. 3:31; 8:4).

«Отныне блаженны мертвые», почившие в Боге. Смерть избавила их от мучителей. Они всецело принадлежат вечности (ст. 13).

«На облаке сидит подобный Сыну Человеческому». Цари земные не вооружались серпами, а жнецы не ходили в золотых венцах. Это картина славного прихода в мир царственного Жнеца, Которому принадлежит жатва всех веков (ст. 14).

«Жатва на земле созрела». Рост знаний и научных достижений, с одной стороны, и духовное опустошение, с другой, — знак того, что цивилизация достигла предела своих возможностей. Бог повелевает: «Пусти серп твой и пожни… ибо жатва на земле созрела» (ст. 15).

Воскресение праведных станет первой жатвой (см. Мф. 13:30). Христос соберет их в «житницу Свою». Обрезание винограда и истоптание ягод за городом — вторая жатва — означает воскресение нечестивых и суд над ними (Ин. 5:29; Откр. 20:5, 15).

«Потекла кровь… до узд конских». Так в образной форме представлено самое разгромное поражение противников Божьих в земной истории.