Глава 16. Семь язв

1. И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.

2. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

3. Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

4. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

5. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил;

6. За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

7. И услышал я другого, от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

8. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.

9. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

10. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,

11. И хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

События и суды Божьи, перечисленные в первых пяти язвах, мощным потоком обрушиваются на людей, закосневших в своих беззакониях. Они пользовались всеми благами жизни и извратили пути свои. В большей степени это относится к процветающим странам современного мира, где материальное благополучие и вседозволенность уподобили людей ненасытным жителям Содома и Гоморры.

Первая язва излита на противников Бога, которые своими руками создали образ зверя и заставили других поклоняться ему. Ближайшее будущее покажет, какие страны и какие народы особо активно насаждали культ зверя и его образа. Суды Божьи во всем сходны с египетскими язвами (см. Исх. 7—10), они сходны и в том, что имеют ограниченную сферу воздействия. В излитии последних семи язв мы также видим процесс, прямо противоположный сотворению мира: мир вырастал из ничего по слову Бога, как некая стройная и гармоничная система (см. Быт. 1). В конце же времени в результате извращения природы грешными людьми он будет разрушен излитием последних семи язв.

Экологический кризис, вызванный деятельностью особо развитых стран, — лишь преддверие событий, описанных в этой главе.

Ангел вод говорит, что суды Божьи есть возмездие за пролитую кровь (см. ст. 6). Видимо, еще не вся кровь праведников обагрила землю, раз сегодня еще не происходят те процессы, что описаны в пророчестве о семи язвах. Земная биосфера все еще под защитой Божьей. Вот почему еще сохраняется жизнь на нашей планете.

Стихи третий и четвертый.

Вторая и третья язвы поразят водные пространства моря и реки: это продолжение судов, предсказанных во время второй и третий труб: Откр. 8:8—11.

Огромные водные ресурсы нашей планет тысячелетиями были жизненно важны для всего живого на земле. Это постоянно обновляющееся жизненное пространство наполнялось бесчисленным рыбным богатством, полезными водорослями и планктоном. Океаны, моря и реки всегда действовали как единая взаимосвязанная система со всей атмосферой планеты. Известный сегодня круговорот воды в природе был знаком еще древним: «Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1:7). Существуют и подземные реки и еще много неведомых доныне тайн. Это непостижимо слаженная сверхсистема управляется Богом посредством ангела вод (см. Откр. 16:5). Современное человечество, освоившее водные просторы призывается поклониться: «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7). И если это не произойдет, изольются суды Божьи, которые лишат людей чистоты водных стихий, где еще сегодня есть жизнь. Они пролили кровь святых и пророков, и за то им дано пить кровь. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем» (Откр. 16:8). Мы не имеем сегодня объяснения того, что произойдет на солнце. Но уже в последние тридцать лет ученые бьют тревогу по поводу образования так называемых озоновых дыр над полюсами земли. «Все живое укрыто от губительного ультрафиолетового излучения невидимым щитом — озоновым слоем. Адская смесь… выбрасываемых в воздух промышленных химикатов методично разрушает эту защитную пелену. Если вовремя не предпринять меры, глобальная катастрофа неминуема. Кроме того, увеличивается риск солнечных ожогов и других заболеваний» (Тайны мира. Франция. 2001. С. 298).

Пятая язва показывает, что суды имеют конкретную направленность: престол зверя, окутанный тьмой (см. Исх. 10:22). Люди ожесточены до крайней степени. Они знают, что Бог есть, но вместо того, чтобы взывать к Нему о помощи и прощении, они хулят Его имя (см. ст. 11).

12. Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

13. И видел я выходящих из устдракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:

14. Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Высыхание вод в великой реке Евфрат напоминает ситуацию, которая возникла в далеком прошлом, когда войска Кира Персидского подошли к городу Вавилону (Геродот, I, 190—191). Река Евфрат была перекрыта выше по течению. Персы и мидяне вошли в город по обмелевшему руслу. Они так же пришли с восточной стороны (ст. 12).

Река Евфрат была жизненной артерией Вавилона. Она снабжала водой не только столицу, но и всю страну. Высыхание реки было бы гибельным для Вавилона. Духовный Вавилон последнего времени образно представлен женой, «сидящей на водах многих» (17:1). Воды — это народы, которые его поддерживают (см. Откр. 17:15). Следовательно, высыхание воды указывает на то, что Вавилон потеряет свое былое влияние на народы в результате излития пятой язвы (ст. 10).

Чтобы поддержать Вавилон, выходят три нечистых духа (ст. 13). Их цель — собрать царей земных и вдохновить их на брань против Господа (см. Иез. 38, 39). Посредством ложных чудес и знамений им удается это сделать (ст. 14).

15. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

16. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Голос Божий подкрепляет Его народ в этот суровый час: «Приду неожиданно» (ст. 15, буквальный перевод). Дети Божьи блаженны, ибо они бодрствуют и хранят одежды Христовой праведности (ст. 15).

Свое название Армагеддон унаследовал от древнего города Мегиддо. Его именем назван главный перевал через горы на юго-западе, а также равнина на севере и северо-востоке Палестины. С древних пор здесь проходили великие сражения. В Книге Судей описывается поражение хананеев, решивших сразиться с народом Божьим. Их поражение было сокрушительным, ибо Бог помог Своему народу (см. Суд. 5:19, 20).

В Книге Откровение «Армагеддон» — это не географическое место, а событие, последняя духовная брань между Христом (в лице Его народа) и сатаной (в лице его сторонников). Враги Божьи решают погубить верных детей Божьих (см. Откр. 13:15). Господь вступится за свой народ и разрушит планы врагов (ст. 16, 17).

17. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!

19. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

20. И всякий остров убежал, и гор не стало;

21. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Прежде всего обратим внимание на возглас «Совершилось!» (Ст. 17). Это слово прозвучало из уст нашего Господа на кресте, когда Он совершил спасение рода людского (см. Ин. 19:30). Теперь этот возглас исходит не от креста, а от престола Божьего, возвещая окончание великой борьбы добра и зла и конец времени испытания.

Излитие седьмой язвы вызывает глобальные катаклизмы в природе. Сотрясаются горы, острова уходят под воду, разрушается даже земная поверхность (ст. 17, 18).

Распад великого Вавилона на три части говорит о полном крушении богоборческих сил. В стане тех, кто участвовал в последнем противостоянии Творцу Вселенной, царит замешательство (ст. 19). Сравните это с поражением врагов Божьих в дни царя Иосафата (см. 2 Пар. 20: 21—24; Иоил. 3:12). Град, величиной в талант, довершает дело суда (ср. Иез. 38:19—23).

Талант — у древних евреев мера веса (ок. 34 кг) у греков (от 26 до 36 кг).