Глава 17. Вавилон

1. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

2. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

5. И на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

6. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.

Эта глава делится на две части. Первая часть говорит о преступлениях Вавилона и объясняет, почему ему вынесен суровый приговор (ст. 1—6). Вторая часть содержит сам приговор и говорит о том, как он будет приведен в исполнение (ст. 7—18).

В роли рассказчика выступает один из семи ангелов, по всей видимости, седьмой, так как во время излития седьмой язвы и совершится полный суд над Вавилоном (ст.1). Сначала он говорит о жене — царственной блуднице.

Напомним, что в Откр. 12 перед нами предстает чистая и святая жена, гонимая драконом. Это образ Церкви, гонимой, но сохранившей верность Богу. В 17-й главе появляется образ другой жены — жены, царствующей в этом мире. Это церковь-гонительница. Блудная женщина — характерный для ветхозаветных пророчеств символ неверности израильского народа Богу. Исаия восклицает: «Как сделалась блудницею верная столица… Правда обитала в ней, а теперь — убийцы» (Ис. 1:21; 23:17). Ему вторят Иеремия (3:9), Иезекииль (23:15—17), Осия (4:15) и другие пророки.

Еще в дни Иоанна языческий Рим проливал кровь святых, и это ни у кого не вызывало удивления. Но текст говорит, что видение удивило Иоанна. Дело в том, что пророк давал себе отчет в том, что видение это простирается на века вперед. Что может быть удивительнее, чем церковь, ставшая блудницей и гонительницей детей Божьих. Это совершенно не укладовалось в голове пророка (ст. 6).

Церковно-государственный союз, впервые заявивший о себе в средневековой Европе, — это уже свершившаяся история1. Приговоры, вынесенные церковными инквизиционными судами, приводили в исполнение гражданские власти.

«Инквизиция ввела в суды систему, извратившую уголовное дело во всех странах, попавших под ее влияние, на целые столетия обратила уголовный суд в жестокую насмешку. Она предоставила святому престолу могущественное оружие для его политических вторжений, она внушала светским монархам желание подражать ее примеру; она опозорила религию…»2.

7. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

9. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

10. И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть.

11. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

12. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, на примут власть со зверем, как цари, на один час.

13. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

14. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

15. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки.

16. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

17. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

18. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

«Зверь багряный», подобный красному дракону из Откр. 12:3, — не кто иной, как сам дьявол. Он проявил себя, когда искушал Адама и Еву, а затем стал невидим. Отсутствие зримого образа заставляет многих думать, что его нет. Когда же он выйдет из бездны по истечении тысячи лет, все снова увидят его. Явив себя в последний раз миру, он «пойдет в погибель» (ст. 8, ср. Откр. 20:10).

«Семь голов» можно толковать двояко (ст. 9). Это и семь гор, на которых расположен город Рим, и семь царей, или царств, пять из которых пали. Ко времени Иоанна, к концу I века, пали пять великих империй, посредством которых дьявол хотел погубить народ Божий. Это Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия и Греция (ст. 10).

«Один [царь] есть» — это указание на Римскую империю времен Иоанна. Рим во второй своей фазе просуществует до конца истории (Дан. 2:40—44). «Другой [царь] еще не пришел» — указание на грядущий глобалистический период (см. Откр. 13:11—17).

«Восьмой из числа семи» (ст.11). Спустя тысячу лет сатана выйдет, чтобы снова обольщать тех, кто служил ему в прошлом (см. Откр. 20:7—9). Это его восьмой поход против Бога. Его воинство будет состоять из всех семи «голов» — из всех, кто восстанет во второе воскресение. Их имена не вписаны в книгу жизни.

«Десять рогов». Это царства на территории Римской империи после ее завоевания варварами. Уточнение, что эти десять царей еще не получили царства, легко объясняется хронологически. Пройдет пять столетий, прежде чем варвары нарушат целостность Римской империи.

«Но примут власть со зверем, как цари, на один час» (ст. 12). Как будет видно из последующих стихов (ст.17), этим царствам предстоит выполнить особую миссию: они разорят Римскую империю, что они и сделали в V веке, они же истребят блудницу в конце истории (ст.16, 17). И это при всем том, что изначально они были единомышленниками со зверем и вели брань против Агнца (ст. 13, 14). Нам уже знаком этот парадокс. Французы, некогда боготворившие папу, во время Французской революции разорили тысячи католических храмов. Это закономерный результат противоестественного союза (прелюбодейной связи). Нечто похожее, но более масштабное, совершится в конце истории (ст.17).

«Жена… есть великий город» (ст. 18) — еще одно уточнение. Город Рим был столицей империи, которой были подвластны многие цари. В средние века Рим стал столицей духовной империи пап, где короновались многие императоры и короли Европы1.