Глава 19. Пришествие

1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему!

2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

9. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я — сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Песнь победы

Иоанн видит седьмое видение (см. структуру книги). Наконец-то свершилось то, чего так ждали небожители и любящие Бога люди. Небеса ликуют! Сладостное пение небесного хора наполнило собой все мироздание. Четырехкратное «аллилуя» (с евр. Слава Иегове!) звучит как шум волн необозримого океана (ст. 1, 3, 4, 6).

Небожители славят Бога за Его праведный суд над Вавилоном, которому Земля обязана всеми своими невзгодами (ст. 2).

Все мироздание наблюдало за ходом небесного суда (см. Дан. 7:9—14). И вся Вселенная признала тот факт, что Агнец, Сын Человеческий, праведным путем получил царственное право на Землю и ее будущее население. Его царство состоит из спасенных и оправданных сыновей и дочерей Адама.

Два столь славных и величественных события — воцарение Христа и Его бракосочетание с Церковью происходят у престола Божьего (ст. 5—7).

«Виссон чистый и светлый» 1) виссон (греч.) — тончайшая льняная ткань царская и первосвященническая одежда; 2) дар Христовой праведности, которым Он наделил святых (ст. 8). Разве можно представить себе более ценный дар, чем этот?! Вот почему те, кто откликнулся на приглашение разделить брачную вечерю Агнца, воистину блаженны (ст. 9).

В порыве восхищения Иоанн падает к ногам ангела, но небесный вестник останавливает пророка: «Смотри, не делай сего… Богу поклонись» (ст. 10). Здесь преподан урок всему христианскому миру. Ни живой ангел, ни великолепие небес не могут быть объектом нашего поклонения, ибо заповедь Божья гласит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Ни сильные эмоции, ни религиозный экстаз — ничто не может оправдать нарушение Божьего повеления. Ни для кого и ни при каких обстоятельствах не делается исключения: ни для апостолов, ни для новообращенных; ни в повседевной жизни, ни в минуты величайшего мистического озарения.

Всадник на белом коне

11. И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

14. И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

16. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

В очередной раз представлена картина Второго пришествия Христа (см. структуру книги, Откр. 6:14—17; 14:14—16). И хотя описаний этого события несколько, пришествие — одно. Второе пришествие Христа — уникальное событие, которое в земной истории свершится лишь однажды.

Можно сказать, что параллели II б и VII б` (см. структуру Книги Откровение) окаймляют всю историю проповеди Евангелия. Христос сдержал Свое обещание: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). В этом отрывке Он представлен как победоносный Царь на белом коне во главе воинства ангелов, также скачущих на белых конях (ст. 12—14). Имя Ему — «Слово Божие» (см. Ин. 1:1), ведь победа была достигнута Словом, духовным мечом (ст. 13, 15). Спаситель сказал: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его [отвергающего Христа] в последний день» (Ин. 12:48).

Одежда венценосного Всадника обагрена кровью, на одежде и бедре надпись «Царь царей и Господь господствующих» (ст. 16). Подобное определение Бога мы встречаем у пророка Исаии (63:1—6). Этот титул свидетельствует о полной победе Бога и, наоборот, о сокрушительном поражении Его противников (ст. 13, 16). Господь — единственный Царь всех царствовавших в истории.

Ангел, стоящий на солнце

17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

18. Чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

19. И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

21. А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Солнце испокон веков было предметом поклонения языческих народов. Памятником языческой традиции поклоняться солнцу стал первый день недели — День солнца (нем. Sontag, англ. Sunday). Ангел Божий, стоящий на солнце, показывает, что оно не спасло своих почитателей (ст. 17).

Битва еще не началась, армии еще не схлестнулись, а ангел уже повелевает всем птицам лететь на поле брани. Им готовится великий пир (ст. 18).

С одной стороны — Сидящий на коне и Его воинство, с другой — воинство зверя, лжепророка и подчинившихся им царей (ст. 19). Но этим двум армиям не суждено скрестить мечи. Войско зверя не смогло спасти своего вождя: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк…» (ст. 20). Антихрист и его пособник схвачены на месте преступления на виду у их многочисленного воинства.

Бесконечно долго они злоупотребляли своей свободой выбора, предпочитая послушанию противление, но вот их беззаконию положен конец. Как преступники они схвачены и брошены в озеро огненное (ст. 20).

И прочие убиты мечом Сидящего на коне (ст. 21). Многочисленные сторонники антихриста не смогут возразить, что поступали вопреки своей воле. Их богоборчество было открытым и осознанным, и потому их также ждет смерть.