Глава 20. Тысячелетнее царство

1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

3. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.

6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Ангел, сходящий с неба, имеет ключ от бездны и большую цепь. Его задача — заключить дьявола в бездну на тысячу лет. Напомним, что при седьмой язве земля была разрушена страшным землетрясением (см. Откр. 16:18—21). Затем, при Втором пришествии, умершие праведники были воскрешены и вместе с преображенными живыми праведниками вознесены к Господу на небо (см. 2 Фес. 4:16, 17). Нечестивые, которые дожили до Второго пришествия, умерли (см. Откр. 19:21). Эти и прочие не ожили, доколе не окончилась тысяча лет (см. Откр. 20:5). Таким образом, на земле, поверхность которой разрушена страшным землетрясением, никого не осталось в живых.

В таком разоренном состоянии наша планета будет пребывать тысячу лет. Это состояние опустошения предвидел еще пророк Иеремия: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, на небеса — и нет на них света… смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись» (Иер. 4:23—26).

На этой разоренной земле останутся только дьявол и его павшие ангелы. Они будут скованы цепью обстоятельств, ведь искушать будет некого (ст. 1—3). Доступ на небо для них закрыт (см. Откр. 12: 8, 9). По окончании тысячи лет сатана будет освобожден на малое время (ст. 3). Во время тысячелетнего периода на небе будет происходить суд над павшими ангелами и над непокаявшимися людьми (см. 1 Кор. 6:3). Особенностью этого суда станет то, что в нем будут участвовать святые (ст. 4). Они блаженны и святы, ибо имеют «участие в воскресении первом» (ст. 6).

Последнее великое противостояние

7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.

8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

10. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая.

15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Если на земле в течение тысячи лет не было ни одной живой души, то откуда взялись народы Гога и Магога1 и притом в таком большом количестве? Ответ содержится в стихе 5: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Значит, по окончании тысячи лет воскресли эти «прочие из умерших». Священное Писание называет их воскресение вторым воскресением, или «воскресением осуждения» (Ин. 5:29).

Вот теперь, когда окончилась тысяча лет и воскресли нечестивые, сатана на малое время получает свободу действий (ст. 7). Теперь есть кого искушать, и Он собирает их на брань (ст. 7). Они выходят «на широту земли» и окружают «стан святых и город возлюбленный». Откуда на разоренной земле «город возлюбленный»?

Объяснение пытливый читатель найдет в следующей главе (см. Откр. 21:2). Небесный город Новый Иерусалим сойдет с неба на землю с Христом и всеми святыми. Сатана и его подданные организуют осаду города, пытаясь завладеть им (ст. 8). Но с неба сойдет огонь и истребит их (ст. 9, 10).

С 11-го текста эта картина дополняется деталями. В граде Божьем (или над ним) — белый престол. Сидящий на престоле вершит суд над старым миропорядком (ст. 11). Нечестивые, пришедшие завладеть городом, слышат свой приговор. Книги, в которых записана жизнь каждого, раскрыты, и человеческая жизнь перестает быть тайной (ст. 12). Нечестивые не вписаны в «книгу жизни» и повергаются в озеро огненное (ст. 14, 15). Эта же участь постигает сатану, зверя и лжепророка (ст. 10). Их мучение продлится дольше, чем мучение обольщенных ими людей (см. Мал. 4:1). В конечном счете, огонь испепелит всех, и корень греха, и падших ангелов, и падших людей (см. Иез. 28:18, 19). Мучения в бесконечно горящем аду не будет. Не будет «дурной вечности в огне», как справедливо отметили такие религиозные мыслители, как Н. Бердяев и С. Булгаков и другие. Слова Евангелия «мука вечная» произнесены символическим, иносказательным языком и не имеет буквального исполнения.