Глава 21. Торжество жизни на Новой земле

1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

2. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая.

Иоанн, подобно Моисею, издали видит обетованную землю. Но это гораздо больше, чем земной Ханаан, где течет молоко и мед. Славная картина вечности не поддается описанию. Иоанн с трудом подбирает слова и сожалеет о скудости человеческого языка.

«И увидел я новое небо и новую землю» (ст. 1). Этой фразой любимый ученик Христа ставит жизнеутверждающий аккорд, которым заканчивается история старого мира и открывается вечность.

Желая донести до последователей Христа славную картину будущего, Иоанн предпринимает смелую попытку описать святой город, сходящий от Бога. О нем уже шла речь в предыдущей главе, у стен этого города погибли враги Царства правды и добра (20:8, 9). Бог всегда хотел облачить человечество в одеяния небесной славы и красоты, и вот теперь Он беспрепятсвенно воплощает задуманное в жизнь (ст. 2).

«Скиния Бога с человеками» — место их встречи и общения. В ветхозаветную скинию могли входить лишь священники и левиты из рода Ааронова. В новую скинию войдут все спасенные всех веков и народов (ст. 3).

«И отрет Бог слезу». Скорби — удел этого мира, но небесная радость ничем не омрачена. Бог отрет всякую слезу и восполнит любую потерю, ведь не зря Он обещает сотворить все новое (ст. 4). И если нынешний мир хранит еще места удивительной красоты, то что ждет нас в грядущем?! И раз сегодня больное дерево продолжает плодоносить, то тем более будет цвести и плодоносить здоровое дерево грядущего мира. Божьему обещанию можно доверять (ст. 5). Бог, желая вселить в нас уверенность, называет видимым и свершившимся то, что еще, к сожалению, недоступно нашему взору. В третий раз звучит Его восклицание: «Совершилось!» Совершилась победа на кресте (см. Ин. 19:30). Совершилась победа над Вавилоном (см. Откр. 16:15). Совершилось торжество Царства Божьего (ст. 6). Побеждающий наследует все и вернется к Богу, как сын к отцу (ст. 7).

«Боязливых…» Среди тех, кто по своей вине будет отвержен, на первом месте окажутся боязливые. Страх, как не что иное, способен поработить человека, и лишь благоговение перед Богом ведет человека к вечности (ст. 7, 8).

Новый Иерусалим

9. И пришел ко мне одни из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

11. Они имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

13. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — смарагд.

20. Пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — вирилл, девятое — топаз, десятое — хризопрас, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист.

Тот же самый ангел, который ранее держал чашу гнева Божьего и показывал Иоанну суд над великой блудницей, теперь открывает пророку торжество верной Церкви Божьей.

Два образа. Две жены. Одна царствовала на земле и блудила с царями. Другая, скрываясь от дракона, скиталась по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (см. Евр. 11:38; Откр. 12:17). И конечные судьбы обеих оказались совершенно разными (ст. 9). Чтобы увидеть суд над блудницей, ангел повел Иоанна в пустыню. Теперь же он вознес апостола на великую и высокую гору. Отсюда хорошо виден святой город Иерусалим, нисходящий с неба, от Бога (ст. 10).

Дивное соцветие камней, сияющих в лучах славы Божьей:

Яспис — прозрачный горный кристалл зеленого цвета;

Сапфир (не совр. определение) — камень небесно-голубого цвета;

Халкидон (сегодня неизвестен) — предположительно бледно-зеленый;

Смарагд (совр. изумруд) — ярко-зеленого цвета;

Сардоникс (оникс) — белый камень с розовыми и коричневыми прожилками;

Сердолик — ярко-красного цвета;

Хризолит — золотой камень ярко-желтого цвета;

Вирилл — цвет морской волны;

Топаз — драгоценный камень зеленовато-золотого цвета;

Хризопрас — маслянисто-зеленый цвет;

Гиацинт — фиолетовый, сине-красный камень яркого цвета;

Аметист — пурпурно-яркого цвета.

Отрывок 21:11—21 содержит описание небесного города, архитектор и строитель которого — Сам Бог. Вот как звучит стих 11 в современном переводе: «Сиял этот город славою Божьей, и сиянье это было подобно сиянию драгоценного камня, прозрачного, как хрусталь, алмаза»1.

Город окружала большая, высокая стена, в которой сияли двенадцать ворот. То обстоятельство, что каждая сторона города обращена к одной из четырех сторон света, говорит о том, что город будет центром новой земли, куда отовсюду будут стекаться спасенные. Запад больше не будет воевать с Востоком, и Север не пойдет войной на Юг. Все концы земли увидят спасение Бога нашего.

«Стена города имеет двенадцать оснований», на них сверкают имена святых апостолов, ибо новозаветная Церковь была построена на основании апостолов и пророков (см. Еф. 2:20).

Сияющий город, состоящий сплошь из золота и драгоценных камней, может показаться нам иллюзорным, призрачным. Однако это не плод воображения, а реальный город, который можно измерить и площадь которого можно посчитать.

«Двенадцать тысяч стадий» в пересчете на современные единицы измерения — 2200 км. Стадия — мера длины, равная примерно 185 метрам. Локоть — мера длины, равная 52 сантиметрам (ст. 15—17). Город, описанный Иоанном, — это реальный город, который станет достоянием всех спасенных.

Сияние славы

21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

26. И принесут в него славу и честь народов.

27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Иоанн вслед за спасенными входит в город жемчужными воротами и идет по улице из чистого золота, подобного прозрачному стеклу (ст. 21).

В городе больше нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец. Весь город стал скинией, местом встречи Бога и Его искупленных детей (ст. 22).

Слава Божья воссияла над городом, и в ее лучах меркнет свет солнца и луны (ст. 23).

Спасенные народы входят в город торжественными процессиями и освещаются лучами Славы Божьей, и в этом свете они неописуемо прекрасны (ст. 24—26). Исполняются великие пророчества о поклонении всех народов и племен пред Творцом и Искупителем (Ис. 45: 22; Иер. 3:17; Дан. 7:14; Зах. 14:9). В городе никто и никогда не встретит лжецов, прелюбодеев, завистников и грабителей. На новой земле живут только те, кто на Божьем суде вписан в книгу жизни (ст. 27).