Глава 22. Спасённые у дерева жизни

1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

4. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.

5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

6. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

7. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

8. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;

9. Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

10. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.

И вот еще нечто прекрасное и достопримечательное, о чем поведал и показал ангел Иоанну. От престола Божьего истекает река жизни, воды которой светлы, как кристалл (ст. 1). На обоих берегах реки, протекающей посередине улицы, растет дерево жизни, создавая живую арку над рекой и улицей. Оно цветет круглый год и каждый месяц приносит новые плоды. И даже листья его целебны, используются для блага людей (ст. 2). У престола Божьего благоговейно служат рабы Божьи, которых Христос назвал друзьями (см. Ин. 15:15). Они видят лицо Божье, и это делает их подобными Ему. Их мысли угодны Богу, и Его имя запечатлено в их разуме (ст. 4).

Небывалая освещенность города не перестает удивлять Иоанна, и он снова повторяет, что «ночи не будет там», ибо слава Божья освещает его жителей и дает живительную силу. Они знают, что будут царствовать во веки веков (ст. 5).

Все это Господь показал рабам Своим, чтобы они знали, чему надлежит быть вскоре (ст. 6). Господь непременно грядет, и день Его пришествия не за горами, и потому блаженны все, кто хранит себя от зла и руководствуется в жизни пророческим светом (ст. 7).

Иоанн, преисполненный восторга, забывает об уроке и снова падает к ногам Ангела. И снова Ангел поднимает его с колен и повторяет увещевание: «Смотри, не делай сего». Как скромно и кротко говорит о себе Ангел Божий: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам…» (ст. 9) Дух взаимного служения господствует на небе, и потому там нет раздоров и борьбы. Этот мир, который приготовил Христос: «Богу поклонись!» (Ст. 9). Книга должна быть открыта, ибо она путеводитель для людей, живущих надеждой войти в город (ст. 10).

Приду скоро!

11. Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.

12. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

13. Я есмь Альфа и Омега1, начало и конец, Первый и Последний.

14. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город воротами.

15. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

16. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

17. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

18. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

19. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.

20. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

21. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

За каждым человеком Бог сохраняет право на выбор. От того, что мы изберем — добро или зло, зависит наша вечная участь. Библия не делает различия между большим злом и меньшим. И добро, с библейской позиции, не может быть умеренным, иначе это не добро. Если человек отдал свое предпочтение духовной нечистоте, пусть он не обманывается, что может согрешать «в меру», оставаясь порядочным. Нечистота оскверняет всего человека. Если же он избрал путь правды и святости, пусть правда эта завладеет его душой полностью. Праведность освящает всего человека (ст. 11).

«Скоро!» Кажется, что обещание это тонет в бесконечном, по человеческим меркам, времени испытания. Но разве Бог заставил кого-то из людей ждать Своего прихода дольше, чем длится кратковременная жизнь человека? И Он воздаст каждому по делам его (ст. 12). В начале и в конце великой борьбы Христос преследует одну и ту же цель: освободить людей от власти греха и пороков. Он первым начал дело спасения, и Он скажет последнее слово в деле искоренения греха. Он положит предел существованию греха и грешников (ст. 13).

Если Адам и Ева, согрешив, лишились права вкушать плоды от древа жизни и жить в райском саду, то теперь это право возвращено тем, кто верою исполнил заповеди и вошел в небесный город воротами (ст. 14). Любящие и делающие неправду не наследуют права на жизнь (ст. 15).

Как в начале Книги Откровение, так и в ее конце Христос говорит церквам об истинности этой святой книги (ст. 16). Вечная жизнь в царстве любви и света предлагается всем. Призыв «приди!» обращен ко всем жаждущим и тщетно ищущим справедливости в этом мире (ст. 17).

Стихи 18 и 19 предупреждают, что нельзя не прибавлять к тексту книги, не убавлять от нее. Откровение — не плод человеческого ума, а слова Божьи (см. Втор. 4:2; 12:32).

И в третий раз мы слышим обещание скорого возвращения Господа! Его Второе пришествие завершает земную историю. Уже слышны шаги приближающегося дня Господня! Приди, Господь наш Иисус! (Ст. 20). Неизреченная милость нашего Господа Иисуса Христа со всеми вами. Аминь!

[1] Иеремия указывает (см. Иер. 25:1–12), что осада началась на четвертый год правления Иоакима и этот же год был первым годом царствования Навуходоносора II. Кажущееся противоречие устраняется, если мы берем в расчет две системы исчисления. Иеремия пользовался иудейской системой, при которой первым годом царствования считался год вступления на царство. Даниил, живший в Вавилоне, мог пользоваться вавилонской системой престолонаследия, при которой срок царствования официально начинался с первого дня следующего за воцарением года. Это был 605 г. до Р. Х.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 479.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 483.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 480.

1 Матримониальный [лат. matrimonialis<мatrimonium — брак] — уст. брачный, относящийся к браку, супружеству.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 499, 500.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 504.

1 Шестидесятиричная — кратная шестидесяти.

1 В литературе свирелью часто называют флейту Пана.

2 В древнем Риме симфонией называли инструментальный ансамбль, оркестр (греч. symphonia — созвучие).

[2] Толковая Библия/Издание преемников А. П. Лопухина. Репр. воспр. текста изд. 1910 г. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Место вып. ориг. Изд.: Пб. Т. 7. С. 32.

3 Уайт Е. Пророки и цари. С. 512.

4 Уайт Е. Пророки и цари. С. 512.

5 Уайт Е. Пророки и цари. С. 513.

1 По мнению ряда исследователей, последние три стиха третьей главы начинают следующий эпизод (примеч. редактора).

[3] Ср. Толковая Библия. Т. 7. С. 20.

1 Уайт Е. Пророки и цари. С. 521.

1 Уайт Е. Деяния апостолов. С. 468.

1 Гафуров Б. Г. Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М., 1980. С. 371.

1 Григорий Турский. История франков. М., 1987. С. 55, 370, 371.

2 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Кн. 2. М., 1993. С. 257.

3 Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1996.

4 Арианство — ересь, возникшая в IV в. н. э. и отрицавшая Божественность Иисуса Христа.

1 Чичерин Б. История политических учений. М., 1903. С. 145.

1 Сейсс Дж. А. Апокалипсис: Лекции по Книге Откровение.

1 Богословское обоснование инквизиции было построено на толковании Августином (354—430 гг. н. э.) учения Иисуса, изложенного в притче о брачном пире, где Он говорит: «Убеди их прийти» (Лк. 14:23).

Августин толковал это выражение так: «Заставь их, если не захотят прийти по доброй воле».

Известный римско-католический богослов Фома Аквинский (1225—1274 г. н. э.) на вопрос относительно еретиков отвечал так: «Если фальшивомонетчики и другие злодеи сразу же осуждаются на смерть светской властью, то существует намного больше причин, чтобы еретики, как только признаны виновными в ереси, были не только отлучены, но и умерщвлены» (Книга Даниила: Пособие по изучению библии. Заокский, 2004. С. 96).

1 В то время, когда Даниил писал свою книгу (в VI в. до Р. Х.), Рим был всего лишь небольшой городской общиной, территория которой немного простиралась за черту города. Тогда Рим был малоизвестен в странах Древнего Востока и ничего собой не представлял значительного на политической арене той эпохи.

1 Пфандл Г. Пособие по изучению Библии. Заокский, 2004. С. 170.

* Новый перевод 13 текста: «До каких пор будет продолжаться то, что в видении показано было о постоянном священнодействии, о преступлении, несущем с собою запустение, и о попрании Святилища и служения?»

1 Христос действительно был предан смерти в середине последней — 70-ой седмины, то есть в 31 г. н. э.

1 Ценз — учет уровня материального благополучия, в связи с которым совершалось налогообложение.

1 Время — год (12 мес.х30 дн=360 дней — пророческий год).

Времен — два года — 720 дней.

Полувремени — полгода — 180 дней.

Всего 1260 дней или лет.

1 Книга Даниила использует метод, когда в пророческих периодах день приравнивается году. Семьдесят седьмин (недель) говорит о 490 днях, но многие толкователи Библии согласны в том, что это 490 лет. Система день за год заложена в Библии (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6).

2 В самом начале, где речь идет о небольшом роге, подана мысль о том, кто его вдохновляет (Дан. 7).

1 Почему в Библии используется система «день за год», нам дает ответ Сам Господь в книге Чис. 14:34; Иез. 4:6.

В этом — ключ к пониманию пророческих периодов в Книге Даниила (таким образом в 70 седьминах содержится 490 дней, которых приравнивают к 490 годам. С таким исчислением согласны многие толкователи. К примеру, Толковая Библия. Т. 7. С. 62, 63; Сантало Р. Христос в Писаниях Ветхого Завета.

1 Свидетельства в пользу истинности авторства ап. Иоанна подтверждали ученик его Поликарп Смирнский (II век), Ириней епископ Лионский (202 г.), затем Иустин философ (II век) и другие.

2 Историк Дион Кассий прямо говорит о преследовании христиан в то время. Дион, LXVII, 14.

1 Дюрант В. Цезарь и Христос. Крон-пресс. М. 1995. С. 314.

[4] См. Игнатий, Послание Магнезийцам, 9, 1, а также Дидахе 14, 1.

1 Большая часть этого послания представлена в «Истории церкви» Евсевия (IV, 15–16). См. также: Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия». Т. 2, 1995. С. 360.

1 См. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 3. С. 526.

1 О дороговизне хлеба в средние века см. Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории. СПб, 1903. С. 197.

1 История Европы. М., 1996. С. 159.

[5] Там же. С. 165.

[6] Там же. С. 168.

1 Русский богослов и философ Сергий Булгаков справедливо отметил, что небесный суд совершается до вознесения праведных (т. е. прежде «паруссии»). См. М. П. Булгаков, «Опыт догматического истолкования Откровения».

1 Все тайны мира, Франция, 2001 г. С. 297.

1 Августин. «О городе Божьем».

2 Сальвиан. «Об управлении Божьем и провидении».

1 Католические богословы объясняли, что солнце обозначает власть духовную (церковную), а месяц — светскую (государственную). Чичерин Б. «История политических учений». Часть I. М., 1903. С. 238.

1 Губитель

1 В начале VIII в. испанский монах Битус видел в описании саранчи нашествие арабов на северную Африку, Ближний Восток и Испанию. Живший спустя семь веков Мартин Лютер разделял эту точку зрения. Позднее такого же мнения придерживались многие комментаторы Откровения.

1 С 26 ноября 1793 г., когда в Париже вышел Декрет о запрещении религии, и до 17 июня 1797 г., когда французское правительство отменило вышедший ранее указ, запрещающий свободу вероисповедания.

1 Эти положения имеются у папского теоретика Эгидия Римского, повторяются Альваром Пелагием. Цитирую по Чичерину Б. История политических учений. Ч. I. М., 1903. С. 217.

2 Там же. С. 217.

1 Хроника человечества. Мюнхен, 1994. С. 588.

2 Там же. С. 604.

3 Там же. С. 638.

1 Подробнее об этом см. Уайт Е. Великая борьба, Заокский: Источник жизни, 1998. Глава 25.

1 Новый Завет в современном русском переводе. Заокский: Институт перевода Библии. 2000.

1 См. Чичерин Б. Н. История политических учений. М., 1903. С. 146—294.

2 Ли Г.-Ч. История инквизиции в средние века: В 3-х т. // Под ред. С. Г. Лозинского. СПб. 1912 г. Т. 2. С. 598.

1 Христианство, энциклопедический словарь. М. 1995. Т. 2. С. 229, 300.

1 См. Всемирное писание. М. 1995. С. 11. Сегодня этот процесс идет под благим лозунгом объединения всех христианских церквей (так называемое экуменическое движение). Если бы можно было достичь подлинного мира посредством Международных ассамблей и всевозможных деклараций, то люди могли бы решить проблему греха и без Искупителя.

1 Народы Гога и Магога — Магог имя сына Иафета (Быт. 10:2), а также по его имени названа земля (Иез. 39:6). Гог — царь земли Магог (Иез. 38:15, 16). Поскольку потомки Иафета были распространены до пределов земли (Быт. 9:27), то здесь имеется ввиду, что дьявол соберет все нечестивые народы, и даже самые удаленные. Это, конечно, символический язык, указывающий на глобальный масштаб восстания против Бога. На четырех концах земли — четыре стороны света.

1 Новый Завет в современном русском переводе. Заокский: Институт перевода Библии, 2000.

1 Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита.