Глава 2. Бессилие вавилонской премудрости

Вступление

Продолжая тему, начатую в предыдущей лекции, мы напомним, что противостояние двух систем богопоклонения (языческой религии и религии богооткровенной) нашло свое особое воплощение в исторических судьбах Вавилона и Иерусалима в VI веке до Р. Х.

По всей вероятности, вавилонская «академия наук» претендовала на высшее знание не только земных тайн, но и тайн небесных, касающихся сверхъестественного мира. Ученые, входившие в совет царя, представляли собой средоточие знатоков в областях астрологии, магии, экспертов по оккультным «наукам» Древнего Востока. Царь полностью доверял им, и они были постоянными советниками при дворце. Посредством этих людей сатана искусно оказывал свое влияние не только на правителей Вавилона, но и на все общество блистательной столицы мира. Магизм и тайноведение было основой языческих религий, тем фундаментом, на котором зиждилось религиозное миропонимание древних и более поздних мистических культов. Поэтому вопрос, поднятый во второй главе, действительно ли вавилонские мудрецы, тайноведцы и гадатели обладают истинным знанием, затрагивал не только авторитет группы ученых, но и ставил под сомнение всю систему языческой религии, опиравшейся на магию. Следовательно, вопрос стоял не только о способности мудрецов открывать тайны но и о способности языческих богов влиять на ход событий.

Разум царя Навуходоносора и всех его слуг был окутан влиянием предрассудков, и чтобы говорить к их сознанию, Бог небесный должен был развеять эту тьму. Во все века лучи божественного света проникают к людям после разоблачения и крушения излюбленных идолов. Только после того, как кумиры падают, открывается дорога для духовного развития личности или общества.

Так было и в те дни, вначале эпохи нововавилонского царства. Мы уже упоминали, что последний расцвет вавилонской цивилизации, охвативший по времени около 70 лет, с 606 по 538 гг. до н. э., был тем блестящим периодом в истории Месопотамии, который окончился ее вечным закатом. Вавилонская цивилизация эпохи Навуходоносора вобрала в себя всю многовековую традицию предшествующих языческих культур Шумера и Аккада, и предыдущих царств Междуречья. Вавилон справедливо считал себя наследником самой древней после потопа цивилизации. Таинственное влияние его двухтысячелетней истории ощущали на себе все окружающие народы.

В те дни, когда недавно восшедший на престол Навуходоносор, стоял перед великим выбором: как использовать представленные ему исключительные возможности — Бог небесный послал ему сон, значение которого он не смог понять. Вторая глава книги пророка Даниила сообщает нам, что царь был сильно встревожен необычным сном, который посетил его и тут же исчез из памяти. На Востоке придавали особое значение толкованию сновидений, и Провидение использовало на этот раз именно такую возможность. Обеспокоенный и взволнованный Навуходоносор вызывает к себе мудрецов», чтобы они напомнили ему забытый сон и дали его истолкование. Знающие себе цену, мудрецы, как всегда, с достоинством и почтением предстали перед монархом. Но на этот раз разговор оказался исключительно коротким и принял неожиданный и крайне опасный для них оборот.

«Скажите мне сон, и я узнаю, что вы сможете объяснить его», — настаивал царь. Спорить было опасно. В ответе мудрецов ясно выделены два момента: первое — ни один царь никогда не требовал такого, и второе — те боги, которым они служат, не могут ответить на этот вопрос. Первое подтверждает необычность постановки вопроса. Мудрецы никогда не читали в своих книгах, чтобы прежних монархи требовали от мудрецов разрешения подобных вопросов. Это подтверждает, что о своей практике тайноведцы опирались на обобщенный опыт многовековой традиции, и вот во всем арсенале прошлых записей нет подобного опыта. Таким образом, они подтвердили, что не только знание магии их поколения, но и всех прошлых, бессильны решить поставленную царем задачу. Второй ответ — признание в том, что не только они и их «наука» в целом не может ответить на вопрос царя, но что и боги, которым они, а следовательно, и сам царь служат, не в силе решить подобные вопросы, — был еще более потрясающим свидетельством, чем первый.

Отсюда понятно, почему Навуходоносор пришел в такую ярость. Это гнев человека, который обнаруживает неожиданно, как велик обман ложной религии, так долго владеющей его сознанием. Подобное повторяется всегда, когда приходит время крушения взлелеянных заблуждений. Именно носители ложных идей, когда приходит время прозрения, в ярости готовы растоптать то, чему так долго и прилежно служили. Откровение 17 гл. в конце повествует о том, что носители и защитники духовного Вавилона произведут суд над ним.

Гнев Навуходоносора против жрецов ложных религий — прообраз окончательного конфликта в среде религиозно-политического союза в конце истории народов.

2:1. Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.

На древнем Востоке цари придавали особое значение снам. Считалось, что боги возвещают свою волю царям посредством сновидений. Истинный же Бог использует разные способы и обстоятельства в жизни людей, чтобы открыть им Свою волю (в том числе и через сновидения), учитывая контекст культурной среды, в которой живет человек.

2:2. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли и стали перед царем.

Тайноведцы и гадатели представляли собой ученых специалистов (экспертов) по истолкованию царских снов (см. комментарий на Дан. 4:4).

2:3. И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

Царь надеялся, что его встревоженный дух будет успокоен ответом, и он узнает что-то очень важное.

2:4. И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.

Отрывок с Дан. 2:4, начиная с прямой речи, по Дан. 7:28 написан в оригинале на арамейском языке в отличие от остальной части книги, написанной на еврейском. Халдеи просят царя рассказать им сон, обещая дать его истолкование.

2:5. Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены и дома ваши обратятся в развалины.

2:6. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак, скажите мне сон и значение его.

Царь вынужден признаться, что забыл сон. Но царю не подобает извиняться, поэтому в раздражении он срывает свой гнев на мудрецах, угрожая им жестокой расправой.

2:7. Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.

2:8. Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.

2:9. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак, расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.

Вот как неожиданно и просто открылось подлинное невежество и бессилие специалистов оккультных знаний. Царь начинает понимать, что тайноведцы, волшебники и гадатели, а также звездочеты (астрологи) и все, кто так долго пользовался его доверием, беспомощны в той сфере, в которой им не было равных во всем Вавилоне. И в наши дни многие выдающиеся люди и даже главы государств прибегают за помощью к астрологам и другим знатокам оккультного мира, но это не только не избавляет их от опасности, но ввергает в самую большую опасность — навсегда потерять жизнь вечную.

2:10. Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.

2:11. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.

2:12. Рассвирепел царь, и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

Для того, чтобы вызвать у царя сочувствие к себе, халдеи говорят о пределе человеческих возможностей, тем самым подтверждая, что никто на земле не в силах решить поставленную царем задачу. И даже боги Вавилона не могут в этом помочь. Вавилонские мудрецы вынуждены упомянуть о богах, «которых обитание не с плотью», они признают, что не знают, как к ним обратиться. Эта ситуация невольно готовит почву для беседы царя с Даниилом о силе Бога Небесного.

2:13. Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.

2:14. Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;

2:15. И спросил Ариоха, сильного при царе: «почему такое грозное повеление от царя?» Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.

Хотя Даниил и его друзья не были приглашены для беседы с царем, так как царь привык полагаться на своих самых опытных советников, но они также оказались в опасности. В данной ситуации именно доверительные отношения, сложившиеся у них со служащими царского дворца, изменили предполагаемую канву событий.

2:16. И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.

Даниил отважился просить царя дать ему время — то, в чем было отказано мудрецам (Дан. 2:8). Забытый сон продолжал тревожить царя, и он пошел на уступку, внутренне чувствуя, что Даниил и его друзья имеют общение с Богом, Которого не знают его мудрецы.

2:17. Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,

2:18. Чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.

Даниил верил в силу совместной молитвы к Богу Небесному. Ни на минуту юноши не сомневались, что рука Божья привела их в это место, и мы знаем, что Господь замыслил через них открыть Свою волю могущественному царю Вавилона.

2:19. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.

2:20. И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;

2:21. Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным;

2:22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.

2:23. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

Господь ответил на молитвы Даниила и его друзей таким же образом, каким послал весть царю: во сне. Слова благодарности изливаются из сердца Даниила, и в этом благодарении отражено понимание цели, с какой Бог дал этот сон: Бог руководит историей, Он поставляет и низлагает царей, Он изменяет «времена и лета». В конечном же счете времена сменяются вечным царствием Божьим. Полученную мудрость Даниил считает даром Божьим, и это не дает поселиться в его сердце гордости и самопревозношению.

2:24. После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна.

2:25. Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна.

2:26. Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?

Даниил не случайно идет сперва к Ариоху: судьба обреченных на смерть мудрецов небезразлична ему. Он удерживает руки Ариоха от кровопролития, идя таким образом еще дальше в познании Бога, чем Илия-пророк, — благодать Божья может быть спасительной даже для ярых противников Бога, если они примут ее.

Ариох с радостью объявляет царю, что выход найден: пленник из покоренной халдеями страны получил доступ к тайне царя.

2:27. Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.

Снова царь Навуходоносор слышит, что его тайна не доступна ни мудрецам, ни обаятелям, ни тайноведцам, ни гадателям. Всеведение о каждом человеке, о судьбах всех народов находится в руках Господа, и об этом необходимо напоминать, если хочешь освободить от заблуждения человека, тем более такого, который стоит у руля государственной машины.

2:28. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:

После того, как рухнула надежда на человеческую мудрость и на помощь лжебогов, со всей ясностью прозвучала весть о Боге Небесном. Только Он открывает тайну мировой истории.

2:29. Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

2:30. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.

То, что Даниил знает разгадку сна, стало понятно с первых же слов. В них юноша напомнил царю, о чем тот думал вечером, накануне той ночи на своем ложе. Только Богу известны наши сердечные намерения и помышления, если мы, конечно, ни с кем больше ими не делились. (Новый день, как правило, вытесняет вечерние размышления свежими впечатлениями.) Навуходоносор думал о том, что может случиться с его царством, но предугадать это было трудно. Даниил еще раз говорит царю, что это не его личные предположения, а Божье откровение.

2:31. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

2:32. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,

2:33. Голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

2:34. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

2:35. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

Краткое исследование содержания сна: арамейское слово «истукан» в современном языке означает «статуя». Истукан пугает своими огромными размерами, заставляя человека почувствовать свою слабость.

Почему историческая картина мира изображена в образе истукана, или идола? Потому, что идолопоклонство — характерная черта человечества после грехопадения. (Все, чему поклоняются люди, кроме Бога Истинного, есть идол, или истукан.) Золото, серебро, медь, железо и железо, смешанное с глиной — эта нисходящая кривая ценности металлов в истукане как бы говорит нам о том, что жизненные силы человечества постепенно истощаются; умножение болезней все более ослабляет человеческую природу, а колосс мировой цивилизации стоит на хрупких глиняных ногах. Когда же, без содействия человеческих рук, оторвется камень, он разрушит истукан и греховный мировой порядок будет сменен Царством Божьим.

2:36. Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

2:37. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,

2:38. И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова!

Навуходоносор считал, что он получил свое царство от верховного бога Вавилона — Мардука. Даниил очень тактично указывает на его ошибку. Он подчеркивает, что это Бог Небесный одарил Навуходоносора властью и силой.

Ты — это золотая голова. Слова относятся непосредственно к Навуходоносору — основателю нововавилонской империи. Огромные строительные работы по всей стране и в самой столице превратили Вавилонию в процветающее царство (с 605 по 539 гг. до Р. Х.).

2:39. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

После нововавилонской империи на этой же территории и за ее пределами возникло Мидо-Персидское царство (539—331 гг. до Р. Х.), а затем огромная империя мидян и персов была завоевана греками (331 г. до Р. Х. ).

2:40. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

Четвертым после Вавилона было Римское царство или, точнее, империя. Господство римлян в мире было самым прочным и долгим. Оно продлилось с 168 г. до Р. Х. по 476 г. по Р. Х., т. е. около шести веков.

2:41. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.

Римское население смешалось с варварами в результате нашествия германских племен в эпоху «великого переселения народов» (IV—V вв. н. э.), а Римская империя распалась на ряд варварских королевств. В ходе истории из них постепенно образовались европейские государства (см. комментарий на Дан. 7:24).

2:42. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

С тех пор в Европе всегда были сильные и слабые государства. Они наследовали элементы римской культуры, а также свои национальные обычаи и традиции.

2:43. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.

Мечта о восстановлении Римской империи жила в умах монархов на протяжении веков. Матримониальная1 политика европейских императоров и королей всегда ставила своей целью посредством родственных связей объединить европейские государства. Они действительно смешались через «семя человеческое», но так и не слились в единую империю. Образование национальных государств в Европе завершилось только в XX столетии.

2:44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,

Во дни тех царств — имеются в виду дни их особого расцвета и могущества, которые наблюдаются в Европе в последние десятилетия. Эти слова также позволяют сделать вывод, что упомянутые выше царства устоят на арене истории вплоть до Второго пришествия Христа.

2:45. Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Даниил неоднократно говорит царю: «Так как ты видел», тем самым свидетельствуя о подлинности видения, данного сначала царю, а затем и ему самому.

Камень в Писании часто обозначает Христа (см. Ис. 8:14; 28:16; 1 Петр. 2:6—8), а скала — неоднократно символизирует Бога (см. Втор. 32: 4, 15). Камень, оторвавшийся от скалы, — это Христос, пришедший от Бога.

При Первом пришествии Христос не уничтожил земной миропорядок, но это мгновенно произойдет при Его Втором пришествии.

Одновременное разрушение всех пяти частей истукана говорит об определенной преемственности культур в истории. Хотя Вавилон, Персия, Греция и Рим правили миром поочередно, все они передавали последующим царствам свой опыт и культурное наследие. Историки часто говорят, что Европа — это преемница греко-римского мира (ср. с первым зверем из Откр. 13, унаследовавшим черты предыдущих зверей). Камень, наполнивший всю землю, — символ Царства Божьего, не ограниченного пространством.

2:46. Тогда царь Навуходоносор пал на лицо свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.

2:47. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

2:48. Тогда возвысил царь Даниила, и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.

Впечатление, пережитое царем Навуходоносором после услышанного, было таким сильным, что он пал на лицо свое и поклонился Даниилу. Его дух соприкоснулся с присутствием Божьим, и он был сокрушен и умилен.

Царь воспринял Даниила как посланника неведомого ему Бога и воздал славу Богу богов и Владыке царей (ср. Откр. 19:10; 22:8).

2:49. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя.

Даниил был возвышен царем и поставлен на высокий государственный пост, но пророк, зная свое призвание, упросил царя возложить эту ответственность на Седраха, Мисаха и Авденаго. «При чтении летописей истории человечества на первый взгляд создается впечатление, что процветание народов, возвышение и падение империи зависит от воли и доблести человека… Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех действиях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои планы»1.