Глава 3. Безликое массовое сознание

Третья глава особенна еще и тем, что показывает как вавилонская система порождает массовое, безликое сознание и оно противостоит личному, индивидуальному сознанию тех, кто верит в живого Бога.

Тысячи знатных чиновников из разных народов поклонились золотому истукану, чтобы сохранить свои посты, не утратить своего знатного положения и жизни. Им не важно какой будет форма истукана. Будет ли он в виде льва, медведя, орла или тельца, им не важно на каком языке совершается служение, лишь бы поклонение перед ним содействовало их карьере и обогащению. Они служат за золото и поклоняются золоту.

В этом есть сходство с нашим временем. Культ капитализма, известен как поклонение «золотому тельцу». В мире на первое место выходят материальные ценности, — прибыль, успех, обогащение.

Многие религиозные, политические и культурные деятели зачастую готовы поклониться «золотому истукану» в долларовом обличии высоко возвышающемуся над национальными и традиционными ценностями народов. Одиннадцатая глава Книги Даниила именно указывает на это массовое поклонение «чужому богу», которого не знали отцы их.

3:1. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.

Еще в древности жители Сеннаарской долины пытались построить башню до небес, чтобы «сделать себе имя» (мы знаем ее как Вавилонскую башню). Для той же цели предназначался и золотой истукан.

С учетом предыдущей главы мы можем объяснить эту инициативу Навуходоносора его желанием навсегда утвердить власть Вавилона. «Он задумал сделать истукана не таким, каким видел его во сне, а гораздо лучше. Ценность истукана не должна была уменьшаться по мере удаления от головы к ногам. Он виделся Навуходоносору целиком золотым — символом всего Вавилона как вечного, нерушимого и всемогущего царства, которое сокрушит все остальные царства, а само будет стоять вечно»1.

Шумеро-аккадская система исчисления была шестидесятиричной1. Это говорит в пользу исторической достоверности описываемого события. Поле Деир предположительно находилось в девяти километрах южнее Вавилона. Археологи обнаружили большой фрагмент кирпичной кладки — остатки площадки, на которой, по-видимому, стоял истукан. Кроме того, в этой местности есть горючие вещества: нефть, асфальт, смола, которые были необходимы при постройке сооружения и для разжигания печи.

3:2. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

3:3. И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.

3:4. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:

3:5. В то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

Государственные сановники всех уровней собраны на торжественную церемонию, чтобы быть участниками поклонения истукану — символу религиозной и политической власти Вавилона.

Детальное и неоднократное перечисление участников этого торжества, а также описание музыкальных инструментов даны в стиле протокольной записи — литературного жанра той эпохи.

Требование беспрекословного послушания под страхом смертной казни толкало всех собравшихся на преступление против Закона Божьего и являлось посягательством на свободу выбора всего населения империи. Однако это не вызвало сопротивления со стороны язычников, так как они практиковали подобное поклонение идолам.

3:6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.

3:7. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

Навуходоносор, желая пресечь возможные попытки неповиновения, угрожает смертной казнью прямо здесь же, на поле Деир, тем, кто ослушается его повеления. Пророчества, относящиеся к концу истории мира, говорят о подобной ситуации, когда весь мир на короткое время станет подобным полю Деир (см. Откр. 13:8, 15). Во все века верность народа Божьего Богу проверялась послушанием Закону Божьему, и во все века он спасался верою в праведность Господа, надеждой на Божью любовь и Его всемогущество: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17).

3:8. В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.

3:9. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!

Настал удобный момент для завистников-халдеев: они поспешили донести на трех иудеев, занимавших в государстве высокие посты. Совсем недавно, когда смерть угрожала мудрецам халдейским, Даниил сделал все, чтобы спасти их жизнь. Подобная же ситуация выявила истинную сущность доносчиков, которая проявилась в желании умертвить тех, кого они считали своими соперниками.

3:10. Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану;

Снова перечисляются инструменты, которые использовались во время праздников в Вавилонии: труба — это обычный рог, издававший сильный и чистый звук; свирель1, деревянный духовой инструмент наподобие флейты; цитра — струнный щипковый инструмент наподобие гуслей; гусли — старинный струнный щипковый инструмент, широкий плоский ящик с натянутыми сверху струнами; цевница —деревянно-духовой инструмент, род многоствольной флейты; устройство симфонии не установлено2.

3:11. А кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем.

3:12. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

Неповиновение указу — недостаточно убедительный аргумент для врагов Сидраха, Мисаха и Авденаго, и, чтобы еще более усугубить их вину, они доносят царю, что еврейские юноши вообще не служат его богам.

3:13. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.

3:14. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?

3:15. Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

Допрос Навуходоносора потребовал немедленного и прямого ответа трех мужей. Несмотря на сильный гнев, царь предложил еще одну возможность избежать казни: теперь им необходимо было сделать выбор между жизнью во дворце и смертью в пламени печи. Навуходоносор в припадке гнева неосознанно бросает вызов Богу Живому: «Какой Бог избавит вас от руки моей?»

3:16. И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

3:17. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

3:18. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Молодые люди, укрепленные силой свыше, делают однозначный выбор. «Нет нужды нам отвечать тебе на это» звучит не как дерзкий ответ, а как напоминание о том, что уже известно царю. Навуходоносор не по наслышке знает о великом Боге, Которому они служат и Который уже однажды спас их от смерти. Если Богу угодно, Он снова спасет их, но даже если этого не случится, они не поклонятся золотому истукану и останутся верны своему Господу.

3:19. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,

3:20. И самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

Повеление разжечь печь в семь раз сильнее говорит о неописуемой ярости царя и дается, очевидно, для того, чтобы все остальные получили наглядный урок ужасной расправы с непокорными.

На глазах собравшихся самые крепкие мужи из войска связывают Седраха, Мисаха и Авденаго. (Обычно обреченных на смерть раздевали, но гнев царя так велик, что совершение кары не терпит промедления.)

3:21. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.

3:22. И как повеление царя было строго и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.

3:23. И сии три мужа, — Седрах, Мисах и Авденаго, — упали в раскаленную огнем печь связанные.

Очевидно, печь имела сверху дымоход, а снизу отверстие для удаления пепла. Сразу после того, как связанные были брошены в печь, пламя вырвалось из печи и убило палачей.

3:24. Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!

Божественной рукой была ограничена убийственная сила огня. Пламя вырывалось наружу, а в центре печи было безопасно. Находившиеся внутри испытывали на себе дуновение влажного ветра и оставались живы, тогда как разводившие огонь сгорели заживо[2].

3:25. На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.

Навуходоносор первым признает сверхъестественное вмешательство Бога и обращается к своим вельможам с вопросом, выражающим его недоумение. Он видит четырех мужей, не связанных, ходящих посреди огня. Между ними Некто четвертый, подобный Сыну Божьему. «Они уповали на Бога, помня в час испытания обетование Божье… Чудесным образом на глазах у всех была прославлена их вера в Живое Слово»3.

Здесь мы видим исполнение обетования, данного Богом через пророка Исаию: «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).

3:26. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего, выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня.

3:27. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.

Навуходоносор, свидетель чуда Божьего, сам лично приглашает спасенных выйти из печи. Свидетелями же спасения оказались и все те, кто наблюдал за казнью. Огонь сжег только веревки, связывавшие тела обреченных на смерть. Их одежда и волосы не пострадали даже в малой мере. Такое торжество жизни переживут все воскресшие праведники при Втором пришествии, когда смерть не оставит никакого следа на тех, кто ее пережил (см. 1 Кор. 15: 54, 55).

«Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам людьми, приглашенными Навуходоносором на посвящение. Бог был прославлен по всей земле верностью Своих детей»4.

«…Так и в последние дни земной истории Господь чудесным образом будет действовать во благо тех, кто неколебимо отстаивает истину… Его постоянное присутствие утешит и поддержит их. Во время скорби — скорби, невиданной с тех пор, как существуют люди на земле, — Его избранный народ будет несокрушим. Сатана вместе со всем своим воинством зла не сможет погубить самого слабого из святых Божьих»5.

3:28. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него, и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!

Тот же язык, что несколько минут назад надменно спрашивал: «Какой Бог спасет вас?», теперь во всеуслышанье заявил: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго». Поведение трех мужей, которое раньше заслуживало самого сурового порицания, теперь получает высочайшее одобрение и похвалу. Тем, кто ранее был публично унижен, вручается наибольшая власть в стране.

3:29. И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго был изрублен в куски и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

3:30. Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.

Навуходоносор в тот день радикально изменил свое мнение о Боге: теперь Царь угрожает смертью всем, кто будет хулить Бога. Вряд ли эта инициатива царя заслуживает похвалы, так, как истинный Бог никого не заставляет насильно служить Ему — «Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

3:31. Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится!

3:32. Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам.

3:33. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды.

Навуходоносор издает манифест, через который обращается ко всем народам, возвеличивая истинного Бога и свидетельствуя о Его чудесах. Он поставил истукана с целью увековечить свое царство, но теперь признаёт, что лишь Божье Царство вечно1.