Глава 5. Пир Валтасара

Вступление

Великолепный тронный зал, воздвигнутый Навуходоносором перешел по наследству к последнему царю Вавилона Набониту и его соправителю Валтасару. Там под его великолепными сводами и совершилось событие последней ночи независимого Вавилона. Это был праздник, посвященный городу и его богам. Образно выражаясь — это был «пир во время чумы».

Большая часть царства была уже потеряна. Страну наполнили мидяне и персы с многочисленными союзными племенами (539 г. до Р. Х.). Однако вавилонская элита верила в несокрушимость укреплений опоясывавших город тройными стенами да еще и широким водным рвом, протекавшим перед наружными стенами. Так всегда случается, что самые надежные запоры один раз забывают закрыть.

Вот этот «один раз» и подвел Вавилон. Речные ворота остались открытыми и персы с мидянами вошли в город по обмелевшему руслу реки. Если бы вавилонские генералы помнили историю падения крепости города Ниневии, столицы Ассирии, то стерегли бы город, закрыв речные ворота. Ибо именно вавилоняне вместе с мидийцами и скифами проникли в злополучную Ниневию пятьюдесятью годами раньше так же по обмелевшему руслу реки Хуцур. Но обильные яства и изысканные вина, притупили бдительность не только вельмож, но и стражи, которая не отставала от начальства в возлияниях.

Тронный зал гремел от музыки, возгласов и тостов. Когда по приказу Валтасара слуги внесли сосуды-трофеи некогда изъятые из хранилищ храма в Иерусалиме. Рев пирующих выразил их восхищение. Кощунство всегда попирает святыню с особым сатанинским восторгом.

Наполнили вином священные чаши и ничего не случилось – земля не разверзлась. Потом еще и еще. Но почему неожиданно в оцепенении замолк царь? Самым страшным для кощунников является не гром с неба, а безмолвное явление сверхъестественной силы. Так случилось и на этот раз. Кисть руки вышла из стены и стала писать огненные буквы на извести стены.

Небо остановило вакханалию в момент ее наивысшего разгула. Свершился Божий суд. Осаждающие уже в городе, их не смогла остановить охрана дворца. Короткая схватка нападающих с телохранителями и окровавленный царь простерся на своем ложе. Пал, пал Вавилон! Звучали слова пророков Исаии и Иеремии на протяжении десятилетий. Кто внимал гласу предупреждения? Кто внемлет сегодня пророческому слову, что падение современного Вавилона будет еще стремительнее? «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18:21).

5:1. Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

5:2. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.

5:3. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.

Священные сосуды Иерусалимского храма были вывезены в Вавилон Навуходоносором как трофеи его победы. Однако ими не пользовались до этого времени: они лежали в царской сокровищнице. Это говорит о том, что Навуходоносор и последующие правители Вавилона с почтением относились к собственности Живого Бога несмотря на то, что она оказалась в их власти. Такое поведение царей Вавилона приносило им благополучие. Бог небесный ценит и замечает даже небольшие знаки внимания и почтения к Нему.

Но Валтасар и его окружение дерзко нарушили традицию своих предшественников — они посягнули на Божью собственность и бросили вызов Богу. Погрязшая в пьянстве элита Вавилона решила «перепосвятить» своим идолам то, что было посвящено Истинному Богу. Это кощунство совершилось по приказу Валтасара.

5:4. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

Царь Валтасар — сын и соправитель вавилонского царя Набонида (556—539), предположительно был внуком Навуходоносора по материнской линии.

Описываемые события происходят в 539 г. до Р. Х. в Вавилоне, когда мидо-персидские войска, вторгшись в страну и одержав ряд побед, уже были на подступах к столице. Набонид же в то время там отсутствовал.

Несмотря на критическое положение, Валтасар устроил огромное пиршество в своем дворце, рассчитывая на неприступность стен Вавилона. Более того, он безрассудно посягнул на святыню, повелев принести священные сосуды из храма Божьего в Иерусалиме.

Ему было все нипочем: ни Бог Небесный, ни вражеская армия, вступившая в страну. Он живет по известной пословице: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» (Ис. 22:13).

Валтасар прославляет своих идолов из золота, серебра, меди и железа, совершенно пренебрегая предшествующим духовным опытом своего деда Навуходоносора.

5:5. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.

5:6. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.

Вдруг вакханалия прерывается: люди не верят своим глазам! Таинственным образом появившаяся рука пишет на стене загадочные слова. Ужас и страх охватывает всех присутствующих. Куда делись их пьяная дерзость и беспечность?

5:7. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

5:8. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.

5:9. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.

В третий раз в Книге Даниила говорится о бессилии вавилонских мудрецов, которые слыли самыми учеными людьми на Востоке. Мудрецы и гадатели снова оказались перед неразрешимой задачей, а их беспомощность только усилила страх, вызванный таинственным явлением. Так был поколеблен авторитет магии и оккультизма, веками господствовавших над людьми.

5:10. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего!

5:11. Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,

5:12. Потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.

Царица-мать (предположительно Никотрис) хорошо помнит события прошедших десятилетий и лично знает Даниила, входившего в ближайшее окружение Навуходоносора.

Она напоминает, что в Данииле дух Святого Бога, и именно поэтому он может изъяснять тайны, скрытые от халдеев.

Даниил забыт царем, но он является Божьим посланником в Вавилоне, а не рядовым пленником. Большую часть своей жизни Даниил прожил в Вавилоне (с 605 по 539 гг. до Р. Х.). В тот момент ему было более восьмидесяти лет.

5:13. Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?

5:14. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.

5:15. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить значение его; но они не могли объяснить мне этого.

5:16. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснить значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

Судя по тексту, Даниил больше не руководил вавилонскими мудрецами и не был среди приближенных царя, ибо царь до сего момента не искал совета Божьего слуги во дни своего царствования.

Но в этот час, когда все его советники испугались, а золотые, серебряные, медные и железные боги оказались беспомощными, Валтасар провозглашает перед всеми власть единого Бога и признает мудрость Его слуги.

Разрешать узлы — эта фраза в данном случае эта означает «решить трудную задачу».

Быть третьим властелином в царстве — после царя Набонида и его сына Валтасара.

5:17. Тогда отвечал Даниил и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.

5:18. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.

5:19. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.

5:20. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,

5:21. И отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет.

Даниил не желал ранее почестей от процветающего Вавилона, не ищет он их и сейчас, когда город обречен. Награды и дары Вавилона представляли большую ценность, но они не привлекали того, кто знает о нетленной награде Царя Вечного Царства.

В краткой и одухотворенной речи Даниил напомнил о власти и могуществе Навуходоносора, опыт которого не был востребован его наследниками. Оказался забытым и тот урок, когда Бог Небесный явил Свою власть над Навуходоносором, коснувшись его тела, ума и духа. Исцелили царя не земные лекари и заклинатели, а Тот, Кто совершил над ним Свой праведный суд, и Навуходоносор, смирившись, признал силу и правоту Божью.

5:22. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,

5:23. Но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

5:24. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание.

Валтасар пренебрег всем, о чем, несомненно, слышал ранее. Не обладая мудростью и дарованиями своего славного предшественника, он стал на ложный путь самоутверждения и гордыни. Его дерзкий вызов Богу подытожил все его злодеяния.

5:25. И вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

5:26. Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;

5:27. ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким;

5:28. ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Недостаточно дать этим словам лексические эквиваленты, ибо каждое из слов является ключевым и содержит целую мысль.

Мене — по-арамейски считать. Находясь под Божественным влиянием, Даниил изъясняет это слово: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему».

Текел — это слово можно перевести как весы. Здесь Даниил изъяснил: «Ты взвешен на весах и найден очень легким». Небесный суд нашел его бездуховным, пустым человеком.

«Эти страшные слова приговора обличают всех, кто, подобно Валтасару, пренебрегает данными Богом возможностями. Во время продолжающегося сейчас следственного суда… люди взвешиваются на весах святилища для определения, соответствуют ли их моральные качества и духовное состояние тем преимуществам и благословениям, которые Бог даровал им» (Библейский комментарий Церкви АСД. Т. 4. С. 805).

Перес обозначает часть, появившуюся в результате разделения.

Упарсин (как форма множественного числа) обозначает части, куски. Даниил толкует так: «Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

5:29. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу, и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.

Церемония награждения и возведения в должность, которую совершает Валтасар явно запоздала.

5:30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,

5:31. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.

Как раз в эту ночь персы и мидяне отвели воды Евфрата в другое русло и вошли под покровом темноты в город через речные ворота, а внутренние ворота города были открыты и никем не охранялись. В первую очередь они поспешили захватить царский дворец и покончить с Валтасаром и его ближайшим окружением (см. Иер. 51:56).

Дарий Мидянин (предположительно, Гобрий) царствовал над Вавилонией около года. Судя по дальнейшему изложению, он стал соправителем Мидо-Персидской империи, которую возглавил Кир Великий (см. Дан. 9:1). «Внезапно пал Вавилон и разбился…» (Иер. 51:8). «И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным и не пробудятся, говорит Царь — Господь Саваоф имя Его» (Иер. 51:57).