Глава 6. Даниил среди львов

Вступление

Первые христиане гонимые римскими сыщиками прятались в катакомбах и там проводили свои потайные богослужения. Они оставили настенные изображения событий, которые их впечатляли и поддерживали в трудные годы подполья. Есть среди этих изображений и эпизод из жизни пророка Даниила стоящего среди львов. Это символ победы верующих над дьяволом и смертью. Об этом как раз и повествует шестая глава.

Сменилась царская власть в Вавилоне. Вместо опозорившего себя Валтасара, персидский царь Кир Великий поставил близкого ему человека Дария Мидянина. Мидийцы и персы говорили на близком друг к другу наречии и великий завоеватель Кир включил мидийскую знать в число своих приближенных. Совместные военные силы мидян и персов составили главное ядро армии Кира, которая затем включила в свои ряды многие покоренные и примкнувшие племена.

Огромные масштабы завоеваний потребовали закрепить уже покоренные территории, прежде чем двигаться далее. Так Дарию Мидянину было доверено Вавилонское царство. Он был уже пожилым человеком и управлял страной недолго. Но и в этот короткий срок его правления произошло событие, которое навеки вошло в историю народа Божьего.

Завистники, которых везде бывает довольно, изощряясь в лукавстве, убедили царя Дария подписать указ о запрете всякого богослужебного поклонения в течение сорока дней. Но верность Даниила живому Богу, его неподкупная честность стали непреодолимой охраной его жизни.

Современные археологические раскопки подтвердили подлинность существования «львиных рвов», куда бросали в персидскую эпоху преступников. Образно говоря, нам мир в некотором смысле, напоминает «львиный ров», где обитает сатана, здесь он промышляет, чтобы поглотить если возможно и верующих.

Остро ощущаемой нуждой наших дней является необходимость безопасности и надежной защищенности. Влиятельные люди делают все, чтобы оградить себя от террористов и криминальных элементов. Но невозможно до конца все просчитать и обезопасить себя в мире, где обитают злодеи и павшие ангелы. Заговор против детей Божьих в конце истории земли будет подобен в некотором смысле заговору против Даниила.

Но подобно тому, как Бог послал Своего Ангела, чтобы спасти Даниила так и сегодня Он спасает ежедневно и ежечасно Своих детей от невидимых «львов» павших ангелов. Спасает и от коварных заговоров людей готовых погубить всякого, кто твердо хранит истину в последние годы всемирной истории.

Только вечность покажет как велика была опасность гибели и как неусыпно хранил Господь свое наследие.

6:1. Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве,

6:2. А над ними трех князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.

Над всеми областными правителями (сатрапами) были поставлены три князя, среди которых Даниил выделялся опытом и мудростью, данными ему Богом.

6:3. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.

Высокий дух — это особое помазание Святым Духом, данное Богом Даниилу. Именно Дух Божий делает его проницательным управителем, успешным во всех делах. Царь Дарий, хотя и был язычником, верно оценил способности Даниила и помышлял дать ему возможность реализовать полученные от Бога дарования на высшем государственном посту. К сожалению, не все администраторы верно оценивают способности своих подчиненных, тем самым закрывая пути к реализации их талантов. Таким образом проявляется неуважение к Богу, наделяющему людей теми или иными дарами.

6:4. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.

Враг человеческого рода через царских вельмож задумал погубить самого Даниила, чтобы сорвать Божий замысел по освобождению Его народа. Завистники пытались усмотреть нечестность в делах Даниила, но напрасно.

6:5. И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его.

Зная особую веру иудеев в единого Бога и поклонение только Ему одному, враги воспользовались этим поводом.

6:6. Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи!

6:7. Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.

6:8. Итак, утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен.

6:9. Царь Дарий подписал указ и это повеление.

Коварный заговор вельмож был составлен так, чтобы царь оценил их рвение, усмотрев в нем знак высочайшей верности ему. Тот же указ ставил Даниила в безвыходное положение и посягал на его религиозные убеждения.

Царь Дарий подписал постановление, которое связало его же свободу. Таким образом была приготовлена сатанинская ловушка и для Даниила, и для Дария.

6:10. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

6:11. Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим,

Даниил снова подвергается суровому испытанию, но он доверяет живому Богу и не отступает перед коварными уловками врагов. Он понимает, что этот указ будет использован против него и против его народа, но Даниил верен Господу, и своим поступком пророк смело и спокойно заявил, что никакая земная сила не имеет права становиться между душой и Богом.

6:12. Потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения.

6:13. Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами.

Даниил молился трижды в день и славил Бога, и по его обычаю окна в горнице были открыты в сторону Иерусалима. Изменить своей привычке или закрыть окна означало бы дать знак врагам, что он боится их и отступает от своих религиозных убеждений.

Львиный ров — имеется в виду подземный резервуар (колодец) для хранения дождевой воды, который мог использоваться в качестве тюрьмы или зверинца.

Враги поспешили с доносом к царю. Только теперь Дарий разгадал их замысел и понял, какие чувства и мысли сановников таились под личиной их верноподданности.

6:14. Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.

Печаль царя о верном слуге и советнике и его желание изменить участь Даниила были бесплодными; даже царь оказался связан указом, который сам подписал.

6:15. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено.

Настойчивость и неотступные требования высших сановников способны парализовать волю правителей (ср. Иер. 38:5).

Неизменность законов Мидо-Персии отражена также в Есф. 1:19; 8:8. Непреложность персидских законов подтверждают и другие источники (см. Диодор Сицилийский XVII, 30).

6:16. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!

6:17. И принесен был камень, и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле.

«…Суровые испытания, переносимые силой благодати Божьей, развивают терпение, бдительность, стойкость и глубокое, неизменное упование на Бога. Триумф христианской веры состоит в том, что она наделяет исповедующих ее способностью страдать и оставаться сильными, повиноваться и тем покорять, быть умерщвляемыми всякий день и все-таки жить, нести крест и тем завоевать венец славы»1.

6:18. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.

Царь не в силах спасти Даниила, и он вместе с Даниилом уповает на Бога, Которому тот служит.

Камень запечатан печатями вельмож, чтобы царь не смог тайно спасти Даниила, и печатью царя, чтобы вельможи не убили Даниила в том случае, если львы его не растерзают. Царь настолько потрясен происшедшим, что отказывается от ужина. Обычно ужин в той земле — самый торжественный и обильный прием пищи. Царь же, по-видимому, также молит Бога об освобождении Даниила.

6:19. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному,

6:20. И, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

Рано утром царь поспешил к львиному рву — это говорит о том, что он надеялся на спасение, которое мог совершить один лишь живой Бог.

6:21. Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи!

6:22. Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.

6:23. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.

Львы молчат, камень опечатан — и это видимые признаки смерти Даниила. Но царь взывает к Даниилу, желая услышать голос из могилы, и оттуда раздается спокойный и сильный голос человека, пережившего смертельную опасность.

Ангел Господень сошел в львиный ров и сохранил жизнь Божьего слуги. Эта ситуация символически воспроизводит воскресение праведных в день Второго пришествия Христа (1 Кор. 15:53—55).

6:24. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их, и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.

Чудо, которое совершил Бог, упразднило указ Дария, и теперь участь, которую вельможи готовили Даниилу, постигла их самих. Таков исход самых коварных замыслов против детей Божьих.

6:25. После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится!

6:26. Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

6:27. Он избавляет, и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».

6:28. И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского.

Подобно Навуходоносору (Дан. 3:31—33 и Дан. 4:34), Дарий посылает письмо во все области, подвластные ему, провозглашая чудеса и величие Божьи. К сожалению, указы Навуходоносора и Дария о признании верховной власти Божьей не возымели реального действия на население страны, так как истина не может быть навязана посредством издания декретов.

Даниил дожил до правления Кира Персидского и смог представить ему пророчества 45-й главы Книги пророка Исаии об особом предназначении царя в освобождении народа Божьего. Кир выполнил пророчество Иеремии о возвращении пленных иудеев из Вавилона на родину (Иер. 25:11, 12; 33:11; Езд. 1:1—4).