Введение

1. Заглавие. В ранней церкви существовало почти полное согласие, что послание было адресовано Ефесской церкви, и каждый известный без исключения манускрипт носил заглавие «К Ефесянам». Однако слова en Epheso «в Ефесе» в гл. 1:1 отсутствует в Ватиканском и Синайском Кодексе двух более древних иавторитетных рукописях, также как и в Честер-Бити MSP 46, ещё более древнем папирусном манускрипте. Василий Великий 329-379 по Р. Хр. около 4-гостолетия сказал (Против Евномия ii. 19), что он видел древние манускрипты, в которых слова en Epheso были пропущены. Заявления сделанные Оригеном(Комментарий) и Тертуллианом (Против Маркиона v. 17) поддерживают эту мысль. Из этого становится ясным, что около 2-го столетия были некоторые рукописи, в которых слова, о которых идёт речь, были пропущены. См. V том,181-183 стр.

Также подмечаем, что хотя Павел провёл в Ефесе три года в плодотворном служении и, несомненно, мог иметь много близких друзей, однако в этом послании нет личных приветствий. Скорее оно имело дело с доктринами, имеющими отношение ко всей церкви.

Есть три объяснения, обычно предлагаемых для разрешения этой проблемы:

а. Послание было адресовано Лаодикийской церкви (см. Кол. 4:16).

б. Это было циркулярное письмо энциклика к Мало-Азиатским церквам.

в. Оно было адресовано к Ефесянам.

Сочетание второго и третьего предположения, по-видимому, удовлетворяет обсуждаемый вопрос. Очень возможно, что письмо было послано в Ефесскую церковь, как столицу Мало-Азиатского проконсульства, с целью, что оно будет послано другим церквам в этой области. Это можно отнести к традиции, что церковь в Ефесе была упомянута в послании, и также как факт, что очень рано были распространены копии книги, которая не содержала слов en Epheso, и которая могла быть копией, с оригинальной рукописи, которая распространялась среди соседних церквей. Несомненно, в любом из этих случаев, послание было прочитано верующим в Ефесе, и также другими в провинции Малая Азия.

2. Авторство. Павел, как автор послания к Ефесянам, никогда не вызывал сомнения, вплоть до последнего столетия, когда многие современные критически настроенные учёные пришли к заключению, что им не был Павел или авторство его признавалось только частично. Подчёркивалось, что это послание было [994] лишь более многословным повторением послания к Колоссянам, и что определённые выражения отмечают, что писатель никогда не был в Ефесе.

Ефес. 3:2, 3; 4:21. Было указано также, что в послании нет приветствий к членам церкви в Ефесе, где Павел трудился на протяжении трёх лет Деян. 20:31.Было объявлено, что послание не соответствует стилю, настроению и цели Павла, и было высказано предположение, что человек, находившийся в тюрьме, не мог написать такое бодрое, радостное послание. Относительно обсуждения этих проблем (см. V том, 181-183 стр.).

Начиная с самого раннего периода, когда подложные и апокрифические книги были отделены от подлинных, послание к Ефесянам было помещено в канон Нового Завете. Бесчисленные посторонние свидетельства доказывают её правоту занять такое положение. Она, очевидно, была известна Клименту из Рима (около 90 г. по Р. Хр.) и также подтверждена Игнатием и Поликарпом в начале 2-го столетия. Имя Павла, как автора, упомянуто в Мураторианском каноне и позже Иренеем (185 г. по Р. Хр.), Климентом Александрийским (190-195 г. по Р. Хр.), Тертуллианом (207 г. по Р. Хр.), и многими другими ранними писателями. Этот комментарий исходит из точки зрения, что автором послания был именно Павел.

3. Историческая обстановка. Павел, используя свои права как Римского гражданина, обратился к цезарю и был послан в Рим, куда вероятно прибыл весной 61 г. по Р. Хр. Здесь он был в заключении на протяжении двух лет. Таким образом, это послание, вероятно, было написано приблизительно в 62 году по Р. Хр.

Как заключённый, он, очевидно, пользовался определённой свободой (ср. Ефес 6:19; Кол. 4:3-11), которая представила ему благоприятную возможность, для размышления и написания посланий. Воспользовавшись этим, он послал Мало-Азиатским церквам много доктринальных и практических наставлений. Это послание, возможно, было написано приблизительно в такое же время, как к Колоссянам и Филимону, ибо послания к Ефесянам и Колоссянам доставил Тихик, и он же, путешествуя вместе с Онисимом, доставил письмо к Филимону {Ефес. 6:21; Кол. 4:7-9; Флм. 12; ср. ДА 456). Послание к Ефесянам, таким образом, должно быть одним из четырёх, написанное в период первого тюремного заключения, послание к Филиппинцам также написано на протяжении этого периода, вероятно последним из четырёх (см. 105, 106 стр.).

Некоторые предполагали, что послание к Ефесянам могло быть написано в период тюремного заключения в Кесарии, но доказательств в пользу Рима более веские. В том, что он находился в заключении во время написания, не может быть никакого сомнения гл. 3:1; 4:1, но условия его тюремного заключения в Риме кажется, были более благоприятными для написания посланий Деян. 28:16, 20. Находясь в Римской тюрьме, он надеялся на скорое освобождение Флм. 22, в то время как в Кесарии он не лелеял какой-либо подобной надежды. Павел очень желал посетить Рим (Рим. 15:23, 24,) и находясь там, намеревался идти в Колоссы Флм. 22. Однако кажется, что он никогда не имел намерение идти в Колоссы из Кесарии.

Время и окружающая среда положили свой отпечаток на весть Павла, когда он писал это послание. Кровожадный Нерон был императором; безнравственность, расточительность, убийства были весьма распространены Отмечено к примеру, что когда Л. Педаний Секунд, сенатор Рима, был убит рабом в соответствии с законом, как возмездие за это, около 400 рабов его дома были осуждены к смерти. Примерно в период написания послания (62 г. по Р. Хр.) в Британии произошло восстание Боадикеи или Боудикка, сказано, что в это время погибло «около 70000» Римлян вместе со многими тысячами восставших. Среди такого замешательства и как результат размышления и вдохновения, апостол [995] написал одно из своих наиболее благородных высказываний относительно веры, которая одна в состоянии возвратить мир и единство человеку. Послание названо «Альпами Нового Завета», и стоит в середине вершин — девяти посланий Павла, написанных к семи церквам.

4. Тема. Тема послания к Ефесянам — единство во Христе. Оно было написано церкви (или церквам), состоящих из Иудеев, язычников, Азиатов и Европейцев, рабов и свободных, — всех классов разделённого мира, которые были возвращены к единству во Христе. Это вызвало необходимость единства личности, семьи, церкви и человеческой расы. Восстановление личного единства в жизни каждого верующего, является гарантией единства с Божией вселенной. Тема единства подразумевается даже там, где она точно не выражена, повсюду в книге.

Павел выражает свою тему в тоне высокого духовного восторга, побуждая всех проявить самый благородный характер и поведение, ибо цель единства заключается не только в учении и организации, — но во Христе, как Главе и в церкви — таинственном теле Христа. Хотя «во Христе» является ключом, выраженным фразой послания, не трудно подобрать ключом стих, ибо едва ли можно найти стих, который бы не представлял в том или другом виде основную тему. Избрание, прощение, предопределение, семейные отношения, — всё «во Христе».

Апостол намеревался сказать не меньше о вере, чем о благодати. В своих наиболее ранних писаниях он подчёркивал отношение отдельной личности ко спасению; здесь он более подчёркивает спасение целой группы людей, общины и всей церкви в целом, и он говорит о сущности «во Христе» скорее чем о всём достигаемом через Христа, о Христе живущем в верующем, чем о Христе распятом. Павел не представляет свою тему как формальное доказательство или утверждение. Он просто говорит о том, что снизошло к нему чрез откровение, а не из-за его чрезвычайного личного ума или проницательности, но единственно по причине, что он был орудием благодати Божией, которому было даровано видение о неотъемлемом духовном единстве царствия.

Можно утверждать, что если послание к Галатам и Римлянам были пищей для 16-го столетия и протестантской реформации, то послание к Ефесянам, для церкви Божией сегодня. Что христианство в состоянии сказать об отношении личности к семье, семьи к нации, ко всей человеческой расе, и всех к церкви и Богу? Павел ответил на всё это, представляя Христа, как центр и цель всего, выполняющего Свои намерения через церковь «соединить под главою Христом» гл. 1:10.

Нет более настойчивой нужды сегодня, чем вопрос о единстве, сохраняющем свободу личности; единстве без жестокого единообразия. Павел получил

откровение, которое представляет единственное разрешение проблемы, занимающей мысли всех добрых людей.

5. План.

I. Приветствие — 1:1,2.

II. Доктринальный раздел — 1:3 по 3:21.

A. Благословения верующего — 1:3-14.

1. Гимн хвалы — 1:3-10.

2. Верующие запечатлены ко спасению -1:11-14.

Б. Молитва относительно церкви — 1:15-23.

B. Иудеи и язычники одно во Христе — 2:1-22.

1. Возрождение силой Божьей — 2:1-10.

2. Все едины во Христе — 2:11-22. [996]

Г.Откровение тайны- 3:1-21.

1. Она была возвещена пророкам и апостолам — 3:1-6.

2. Божия мудрость, проявленная через церковь — 3:7-13.

3. Молитва о верующих и прославление -3:14-21.

III. Практический раздел — 4:1 по 6:20.

A. Единство через дары Духа — 4:1-16.

1. Доводы относительно единства — 4:1-6.

2. Цель и природа даров — 4:7-16.

Б. Преобразование жизни — 4:17 по 5:21.

1. Духовная тьма, по сравнению с духовной жизнью — 4:17-24.

2. Качество преобразованной жизни — 4:25-32.

3. Наставление о чистоте жизни — 5:1-14.

4. Мудрость и безрассудство — 5:15-21.

B. Обязанности всех, находящихся в доме — 5:22 по 6:9.

1. Мужа и жены- 5:22-33.

2. Родителей и детей — 6:1-4.

3. Слуг и господ — 6:5-9.

Г. Всеоружие христианина -6:10-20.

IV. Заключения и благословение — 6:21-24.