Глава 1

1. Павел — См. на Рим. 1:1.

волею Божиею — Сравните 1Кор. 1:1; 2Кор. 1:1; Кол. 1:1; 2Тим. 1:1; см. на 1Кор. 1:1. Павел не пытался превознести свой личный авторитет, но скорее желал ясно выразить смысл признания и обязанности (ср. 2Кор. 8:5). Он был призван непосредственно Богом (см. на Гол. 1:15, 16). Твёрдое убеждение Павла об этом было секретом его сильного служения и посвященной христианской жизни, а также источником его мужества и веры при страданиях.

Апостол — Греч, apostolos (см. на Деян. 1:2).

Иисуса Христа, — Относительно значения этих титулов (см. на Матф.

1:1).

в Ефесе — Текстовое свидетельство раздвоено (см. 10 стр.), между оставлением или опущением этого выражения (см. введение к Галатам 933 стр.; V том, 182 стр.). Если эту фразу опустить, последнюю фразу можно будет перевести, «святым и верным во Христе Иисусе».

святым — Греч, hagioi, буквально «святые личности» (см. на Рим. 1:7; 1Kop. 1:2). Греческое слово подчёркивает отделение от обычного употребления.

верным — Греч, pistoi, «верный», «верующий».

во Христе Иисусе: — Эту или любую из её родственных форм — «во Христе», «в Нём», «в Котором», «в Господе», «в возлюбленном», — можно рассматривать как ключевую фразу этого послания. Эти выражения многократно встречаются в послании и определяют Иисуса Христа, как сферу и среду, в которой верующий живёт и движется. Они подчёркивают близость единства, которое существует между христианином и его Господом. Всё, что христианин делает, ссылаясь на своего Господа.

2. Благодать … и мир — Относительно значения этого слова приветствия

(см. на Рим. 1:7).

Бога … Иисуса Христа. — В упоминании обоих Отца и Сына, как источников духовного благословения, Павел подчёркивает равенство, которое существует между ними (ср. на Рим. 1:7).

3. Благословен Бог — Это выражение хвалы представляет одно из наиболее возвышенных мест Священного Писания, иногда называемое «вратами хвалы». Стихи 3-14 представляют в обзоре курс откровения Божественной благодати и излагают обетование Божьей искупительной любви, и чудесные преимущества церкви. Эти стихи можно рассматривать как план спасения в общих чертах.

благословивший нас — Греч, eulogeo, «воздать хвалу», «благословить» глагольная форма, родственная прилагательному eulogetos.

во Христе — См. на 1 ст.

всяким духовным благословением — Буквально, «каждым духовным

благословением». Духовное благословение или принадлежность к Духу Святому или сформированное через Него.

в небесах, — Греч, en tois epouraniois, «в небесных [местах]». Эта фраза характерна для послания к Ефесянам, гл. 1:3,20; 2:6; [998] 3:10; 6:12. В гл. 6:12 фраза переведена «поднебесных». Однако слово переведённое «небесный» встречается и в других местах Ин. 3:12; 1Кop. 15:48; Фил. 2:10; и т.д. В Ефес. 1:20 фраза en tois epouraniois «на небесах» очевидно, употреблена как синоним небес, где Христос сидит одесную Отца. Кажется, такое же значение оно имеется и в гл. 2:6. Если мы воскрешены со Христом и находимся «во Христе», и Христос сидит одесную Бога в небесах, тогда мы в этом смысле, посажены с Ним в небесах. В гл. 3:10 en tois epouraniois описывает место пребывания сильных ангелов; вероятно добрых ангелов и в гл. 6:12 злых ангелов. В гл. 1:3 фраза, кажется, определяет «духовное благословение» через указание небес, как их источник.

4. Так-как — Стихи 4-6 иногда употреблялись для защиты учения, что определённые лица избраны ко спасению, а другие к погибели, и что личность ничего не может сделать в пользу своей судьбы. В действительности, место Писания говорит об определенных личностях избранных прежде создания мира и предопределённых быть усыновленными как дети. Но здесь ничего не сказано о какой-либо личности, что она избрана к погибели. Кроме того, словом избрал, обозначено «нас», то есть, христиан которые верой приняли Господа Иисуса Христа. Прежде создания мира, когда был положен план спасения, было определено, что те, которые примут условия этого плана, должны быть восстановлены как сыновья. Желание Бога, чтобы все приняли этот план и были спасены 2Пет. 3:9; 1Тим. 2:4. Относительно дискуссии о проблеме предопределения (см. на Рим. 8:29).

избрал нас — Мидраш Раббат на Быт, 3:1 (издания Санкина, 6 стр.) сказал, что Бог избрал Израиля прежде творения. Павел здесь выражает подобную мысль относительно церкви или духовного Израиля. Это всеобщее, но не личное избрание.

в Нем — Христос является сферой, в которой избрание может быть сделано, ибо всякая духовная жизнь сосредоточена в Нём. Приходящий ко Христу избран ко спасению в таком же смысле, как присоединяющийся к хору избран петь. Следовательно, это непроизвольное избрание. Бог намерен спасти всех, которые изберут основание своей веры во Христе как их Искупителе.

прежде создания мира, — План спасения был положен прежде создания мира. Цель Божия заключалась в том, чтобы спасти тех, которые будут сотрудничать с Его планом (ср. на Откр. 13:8).

святы — Греч, hagioi (см. на Рим. 1:7; ср. ДА 51). Быть святым значит отражать Божественный образ, ибо Бог свят Шепи 1:16. Цель плана спасения восстановить Божественный образ в человеке (см. Вое. 125).

непорочны — Греч, amomoi, «без порока», «безупречны». В гл. 5:27, это

слово переведено «не имеющий пятна или порока» и в Откр. 14:5 «непорочны». В переводе LXX применено слово amomos транслитерация с Евр. mimat которое означает «без порока». Tamim употреблялось для описания жертвенных животных, которые должны были быть без пятна или порока Лев. 1:3; и т.д. Amomos употреблено для описания совершенной жертвы Христа Went. 1:19; Евр. 9:14.

в любви, — Эта фраза может быть соединена или с 4 ст. как в Английской Библии KJV, или с 5 ст., чтобы смысл стиха читать «в любви предопределив». Древне-Латинский перевод и Сирийский Пешита, соединяют его с 5 ст. С другой стороны Вульгата и некоторые позднейшие рукописи соединяют его с 4 ст. Древнегреческие манускрипты не в состоянии разрешить проблемы, поскольку там, ещё не было разделения на определённые мысли по причине, что ещё не было какой-то пунктуации и слово отделения или в лучшем случае был элементарный её вид. Фраза имеет добрый смысл в соединении с любым стихом. Все Божественные действия истекают из основного свойства Божьего характера любви agape (см. на Матф. 5:43, 44; 1Кор. 13:1).

5. Предопределив — Греч, proorizo (см. на Рим. 8:29; ср. на Ефес. 1:4).

усыновить — Греч, huiothesia, буквально «определить как сына» (см. на

Рим. 8:15).

чрез Иисуса Христа, — Или, «посредством Иисуса Христа». Он является исполнителем плана спасения, между Богом и человеком Пит. 2:5. Что далеко от сущности жестокого Бога, который требует умиротворения, Отец действует посредством Христа, достигая Своей цели, — спасения человечества. Сравните Гол. 4:3-5. [999]

благоволению — Греч, eudokia, «добрая воля», «доброе желание». Фразы подобные «по благоволению воли своей», где два одинаковых выражения соединены, — представляют особенность стиля послания к Ефесянам. Благоволение Божие заключалось в том, чтобы предусмотреть и привести в действие план спасения, по мере того, как многие утвердят свою веру в Иисуса Христа, должны быть усыновлены как дети в семье Божией Ин. 3:16; Откр. 22:17.

6. В похвалу — Как результат откровения благодати Божией в усыновлении, вселенная получит истинное представление о характере и намерениях Бога и ответ с выражением хвалы. Одним из намерений плана спасения является оправдание характера Божия перед вселенной (см. ПП 68; ср. ЖВ 625, 626;Ефес. 3:10, И).

славы благодати Своей, — Изобилие и полнота благодати Божией выдающаяся тема этого послания; представлена как первая причина для уверенности и надежды. Относительно определения слова «благодать» (см. на Рим. 3:24).

облагодатствовал — Греч, charitoo, «одарить благодатью», «совершить приятное, милостивое». Здесь очевидно приемлемо первое значение. Мысль

заключается в благодати, свободно дарованной, через которую мы можем быть обогащены или украшены. Тот, Который отдал Своего Сына на позорную смерть, также даровал обилие Своих других богатств Рим. 8:32. Благодать Божия, благосклонность, милостивое расположение к нам, предоставили возможность таких отношений к Нему, которые иным образом были бы невозможны. Бога нельзя купить, умилостивить, или упросить. То что Он сделал, Он сделал исходя из Своей собственной доброй воли и Божественного намерения.

в Возлюбленном, — Это иная форма ключа фразы в этом послании (см. на 1 спи). Здесь присуще определение Сына Божьего, как Возлюбленного. Мы стали ближе к Богу чрез Возлюбленного Сына и в свою очередь можем быть названы возлюбленными детьми гл. 5:1. Те, которых Бог одарил Своей благодатью, возлюблены Им, таким же образом, как Он возлюбил Своего собственного Сына.

7- В котором — Это искупление вызвано чем то большим, чем только видом сотрудничества со Христом или просто таинственным союзом с Ним. Христос является «живой сферой» искупления, только в Его личности великое дело достигает совершенства. Он является в одно и тоже время Архитектором, Мастером, Строителем и Краеугольным камнем. Он для паствы церкви является в такой же мере Пастырем, как и Дверью Ин. 10:1-14.

искупление — Греч, apolutrosis, «выкупить», «искупить», «освободить»

(см. на Рим. 3:24).

Кровию Его, — Жизнь в крови Лев. 17:11. Пролитая кровь Христа представляет жизнь, предназначенную для искупления человека.

прощение грехов, — Искупление это избавление от рабства, в котором человек находился чрез нарушение закона, — избавление невыразимой ценой. Его кровь была пролита «во оставление грехов» (см. на Матф. 26:28).

по богатству благодати Его, — Сравните богатство благодати Рим. 2:4, славы Ефес. 3:16; Фил. 4:19; Кол. 1:27; и т.д.

8. в преизбытке даровал нам — Или, «щедро расточил на нас» KJV. Богатство благодати Божией не только восполняет каждую нужду, но они в преизбытке изливаются в дополнительных дарах. Вся природа свидетельствует о щедрой руке, которой Творец одарил Свои творения. Прошение о благодати не говорит, что Он менее щедр в Своих духовных дарах.

во всякой премудрости и разумении, — Эта фраза может быть соединена с предыдущим или последующим. Если её рассматривать как часть 8 ст., она представляет сферу, в которой свободный дар Божьей благодати обильно изливается на нас; «премудрость» и «разумение», Его дары для нас. Если эту фразу рассматривать как первую часть 9 ст., тогда она относится к свойствам Бога. Древние рукописи, не имеющие знаков препинания, допускают любое из этих двух истолкований.

9. тайну — Греч, musterion (см. на Рим. 11:25). Наступило время для от-

крытия тайны Божьей воли. Мир долго приготовлялся к этому часу, и Павел был удостоен высокой чести быть одним из носителей этой тайны, «сокрытой от веков и родов» (Кол. 1:26; ср. Ефес. 3:3). Преизобильная благодать Божия оставалась тайной до тех пор, пока не открылась в жизни и [1000] смерти Христа и её мера и применение лишь теперь становились известными язычникам. Это последнее в большей степени было главной мыслью Павла при написании настоящего послания.

Некоторые настаивают на том, что Павел здесь приводит три слова — «тайна», «разумение» и «премудрость», — из таинств и понятия не ограничиваются пределами этих религий. Их равнозначные Иудейские выражения обнаружены в рукописях Мёртвого моря, отражающие Иудейские понятия. Хорошо обладая Иудейскими понятиями и словарным запасом слов, он мог поместить их посредством вдохновенных мыслей в более ценное обрамление со ссылкой на Бога, который предусмотрел христианство.

благоволению, — См. на 5 ст. Милостивое намерение Бога даровать это откровение. Он не обнаружил Себя в затруднительном положении лицом к лицу с проявлением греха и неохотно предпринял шаги относительно чудесного, но мучительного дела искупления. Не было нужды, чтобы принуждать Его или чтобы Он был под влиянием обстоятельств вне Себя Самого. Всё, что Бог совершил ради человека, Он совершил с удовольствием. Не соответствует действительности и непочтительно, представить характер Бога, как неохотно уступающего настоятельным просьбам человека или в таком же свете представить Христа, прежде Его желания простить грех или придти на помощь Своему разбитому сердцем творению.

10. устроение — Греч, oikonomia, «Управление», То Есть, Обязанность управителя, «приводить в порядок», «планировать». Павел здесь, кажется, ссылается на план спасения, который должен окончательно достигнуть единства, здесь описанного.

полноты времен, — Множественное число подчёркивает непрерывный ряд периодов или сезонов времени (ср. на 1Кор. 10:11). Кажется, здесь подразумевается полнота евангельской эпохи. Подобно тому, как существуют соответствующие времена для сеяния семени и собирание урожая, так же есть подходящие периоды для Божьей деятельности в связи с искуплением человечества. Некоторые дела могут быть завершены в одно время, а не в другое, поскольку Бог имеет дело со свободными моральными существами, которых Он даже не пытается вынуждать к согласию со Своими целями. Всё-таки, на протяжении веков, один за другим, раскрывались планы Божий фазы развития ведущие к конечной цели, когда будет всеобщее единство. Апостол увеличивает внимание на этой теме по мере завершения своего послания.

соединить — Греч, anakephalaiod, «подводить итог», «суммировать», «достигать высшей точки», «сосредоточить». Это слово встречается в НЗ только здесь и в Рим. 13:9, где Павел изображает закон как сущность всего перечисленного.

под главою Христом; — Это Божественная цель — восстановить потерянное единство. Всё это должно быть непременно во Христе, ибо Он центр всего. Всё было создано чрез Него, он содержит всё словом Своей силы, Он центр церкви и её наивысшая надежда. Христианская жизнь не является переживанием отдельной личности в царствии Божием; христианин член общества, тела Христовой церкви. Грех разрушил единство в Божией Вселенной. Тайна воли Божией, Его план восстановить это единство, когда представится случай, восстановление должно быть завершено через Христа. Эта тайна обнаружит свою кульминационную точку в конце великой борьбы, когда всё небесное и земное будет соединено во Христе и Божественный характер будет оправдан.

11. В Нем — Эти слова можно рассматривать скорее как часть 11 ст., нежели 10 ст. где они просто служили бы повторением (в Синодальной Библии они именно так и расположены).

сделались наследниками, — Или, «были избранны [посредством жребия]». Каждый верующий уже обладает своим наследством чрез обетование. Христианин становится наследником по праву усыновления, упомянутого в 5 ст. Это наследство во Христе, Который искупил его Своею кровью.

бывши предназначены — «Будучи отделены наперёд» (см. на 4, 5 ст.). Повторная ссылка на предопределение приводится снова вероятно для того, чтобы показать, что получение наследства не было случайным. Оно было в согласии с предопределённым намерением Бога.

по изволению воли Своей, — В этом причина для уверенности, что дела Божий соответствуют Его воле, а дела человека не соответствуют Его воле, ибо человеческая воля непостоянна и неопределённа. Люди подвергают сомнению действия Бога и хотят приписать Ему такое же [1001] непостоянство, которое находится в них самих, забывая, что за каждым Его действием стоит Его совершенство и Его безграничная любовь. Поскольку в Нём соединена безграничная мудрость с бесконечной любовью и наивысшей волей, Он не находится под принуждением или вынуждением.

12. к похвале славы Его — Сравните на 6 ст.

которые ранее уповали на Христа; — Буквально, «которые уповали прежде [и ещё уповают] во Христе». Эти слова имеют особое применение к христианам из Иудеев, которые посредством своих отцов должны были быть первыми соучастниками наследия, ибо даже со времён Авраама Иудеи взирали вперёд на Мессию. Они имели особые преимущества жить, и трудиться «к похвале славы Его», подобно христианам сегодня, которые, имея истины Евангелия, являются управителями Его благодати по отношению к языческому миру.

Христианское упование или надежда больше, чем просто желание о будущем, ибо оно основано на обетованиях Божиих во Христе. Священное Писание говорит о «совершенной уверенности в надежде» Евр. 6:11, «живом уповании» 1Пет. 1:3, «надежде, которая не постыжает» Рим. 5:5, «Бог же надежды» Рим. 15:13. Это глубоко укоренившееся состояние человеческого сердца, которое

взирает на счастливое окончание в виду трагических, жизненных проблем. Бог является источником надежды, ибо Он насадил её.

Христиане из Иудеев, имели преимущество первыми уповать на Христа. Павел ссылается на своих родственников Андроника и Юнию, которые уже уповали на Христа прежде него Рим. 16:7 и, несомненно, он всегда сожалел о своих более ранних напрасно потерянных годах. Счастливы скорее те, которые пришли ко Христу в юности своей и всецело вручили жизнь Ему, чем представившие Богу остатки своих напрасно истраченных лет. Надежда подобна верёвке, опущенной тонущему человеку. Как безрассудно для него обсуждать намерения, опустившего верёвку или сомневаться в его силе! Погибающий, который ухватится за «блаженное упование», обнаружит, что оно поддерживает его и приведёт его ко Христу, который предлагает вечную жизнь.

13. слово истины, — Слово истины, здесь определено как «благовествование вашего спасения» (ср. Рим. 1:16). Побуждение к нам услышать это слово Марк 4:24, принять его с кротостью Иак. 1:21, и с верой Евр. 4:2, ибо оно является средством для получения жизни вечной. Истина более чем собрание изложенных фактов, которые не имеют спасения в самих себе; истина должна, в конечном счете, привести нас к Нему, Который есть «путь, истина и жизнь» Ин. 14:6. Каждое благородное побуждение, которое возникает в любой человеческой душе, будь то христианина или язычника, исходит от Единого источника. В самом деле, влияние Святого Духа необходимо для эффективного принятия истины 1Кор. 2:12-15. Подобно семени, которое пало на неплодородную почву, написанное или сказанное слово бессильно изменить жизнь, исключая случай, когда оно будет сопровождаемо Живым Словом.

уверовавши — Это слово добавлено. Другие комментаторы, ссылаясь к другим чтениям, было предложено: 1) думая, что смысл идет возвращаясь назад к первой части 11 спи, которые «сделались наследниками», должно быть добавлено, делая читаемое место, «среди Него, Которым вы также сделались наследниками»; 2) которые «являются», должно быть добавлено, делая читаемое место, «среди кого также вы»; 3) что, кажется идет впереди к слову «запечатлены» возле конца стиха, когда никакое слово уже не будет добавлено, и место читалось бы так, «в Нём, Которым вы также … были запечатлены» (см. RSV). Против добавлено слово, «уверовавши», это убеждение что слово в 12 спи действительно «ранее уповали» (единственное слово на Греческом) на и, что эта мысль не соответствует 13 спи

запечатлены — Греч, sphragizo (см. на 2Кор. 1:22; ср. на Ин. 6:27). В жизни верующего происходит последовательное изменение: сначала слышание, затем уверование и наконец, запечатление, которое возлагается на него, подобно печати или штампу.

обетованным Святым Духом. — Святой Дух назван таким образом по причине, что Он был обещан с прежних времён Ис. 32:15; Иез. 36:26; И о ill 2:28, и также самим Христом Ин. 14:16, 17. Этот Дух обетования, Который запечатлевает или устанавливает тождество тех, которые суть Его собственные 2Тим. 2:19 и охраняет их до тех пор, пока длится день искупления Ефес. 4:30.

Он отождествляется здесь как посредник запечатления. Те, которые запечатлены, имеют свидетельство в самих себе, что они дети Божий Шн. 5:10.

Святой Дух заверяет нас, что обетования Божий верны и именно это убеждение является тем, что в большей степени отличает верующих от неверующих. Печать полагается [1002] на всех, которые решились стать святыми.

14. залог — Греч, arrabon (см. на 2Кор. 1:22). Вся мысль этого места Писания, в общем, заключается в том, что Святой Дух был обещан в Слове Божиеми когда этому Слову поверили, Святой Дух был получен и верующие были запечатлены, это запечатление является дальнейшим обетованием о заключительном исполнении обетовании Божиих человеку.

Дитя Божие уже теперь имеет преимущество свидетельствовать о небесной радости и в самом деле, оно может хорошо испытать свой опыт, если поступает не так. Оно может быть глубоко уверено о воскресении тела, возвращении Господа, даре бессмертия и в реальности всего вечного. Обетование верно, поскольку оно гарантировано Самим Богом, посредством Божественного Духа.

искупления — См. на 7 ст. Здесь искупление необходимо рассматривать как сущность будущего, несмотря на то, что верующий уже имеет спасение посредством своего освобождения от грехов и его последствий, эта слава должна ещё открыться.

удела — Греч, peripoiesis, «приобретение», «получение», «вступить во владение». Слово peripoiesis переведено как «удел» в Шет. 2:9, в фразе «люди взятые в удел», буквально, «люди приобретённые» или «народ, которым владеет [Бог]». Некоторые комментаторы применяют фразу Павла к святым, как Богом приобретённому владению, другие к наследству, которое святые получат (см. на Ефес 1:18). Последняя точка зрения, кажется должна быть именно той, которую требует контекст. Святые взирают вперёд на будущее владение, залогом которого является Дух Святой.

в похвалу славы Его. — См. на 6 ст. На этой возвышенной записи заканчивается замечательное вступление к этому посланию. Настолько мысль Павла последовательно простирается от «прежде создания мира» до «искупления удела Его», он видит Христа, как центр всего этого. Всё в «Нём», Павел представляет эту идею не как теологическую отвлечённость, но как вопрос величайшей практической ценности. Это не философское сочинение или написанный трактат, отражающий проблему предопределения или свободу воли. Они видят Христа как соответствующего каждой интеллектуальной и нравственной проблеме, с которой люди встречаются лицом к лицу.

15. Посему и я, — По причине благословений, описанных в 1-14 ст., апостол теперь произносит молитву в духе хвалы и благодарения.

услышав — Во время своего тюремного заключения Павел многократно получал вести из церквей и заботился о церквах, которые он основал то он, как радовался, так и печалился, исходя из всего услышанного. Вера Ефесян была источником великого одобрения для него.

о любви ко всем — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением слова «любви». Однако это слово необходимо для вполне правильного понимания предложения. Павел везде соединяет вместе веру и любовь 1Кор. 13:13; 1Фес. 1:3; и т.д., ибо они являются именно тем, что отличает всех истинных христиан. Любовь к святым, является естественным результатом веры во Христе. Невозможно любить Бога, без того чтобы любить святых 1Ин. 4:20, и в самом деле, таковых кто не настолько свят. Любовь, которую рекомендует Павел, всеобъемлюща, ибо она включает всех святых, даже тех, которых, возможно, будет трудно любить по причине их различных привычек и наклонностей.

16. Непрестанно благодарю — Подобные заявления благодарности имеются также в Рим. 1:8; 1Kop. 1:4; Фил. 1:3; Кол. 1:3; 1Фес. 1:2; 2Фес. 1:3;2Тим. 1:3; Флм. 4, 5. Дух благодарения Павла проявлялся «непрестанно» и нашёл выражение во многих случаях. Многократность проявленных Павлом благодарений подчёркивают радостную и излучающую природу его духа, без которой он никогда не смог бы перенести своих всевозможных страданий. Характерный признак радости и благодарности к великой печали утерян в жизни многих христиан, средство для излечения от такого состояния в некоторой степени может быть найдено, участвуя в счастливых переживаниях религиозной жизни.

вспоминаю о вас — Изучение молитв Павла открывает, что его ходатайства преимущественно выражались о его церквах и отдельных личностях (см. Рим, 1:9; Фил. 1:4).

17. Бог — Бог Отец, описанный как Бог Иисуса Христа, не подразумевается в смысле подчинения Сына (см. на Ин. 14:28). В молитве к Богу мы отождествляемся с нашим Старшим Братом, даже хотя мы лишь частично осознаём значение такого взаимоотношения.

Отец славы, — Сравните на Деян. 7:2. [1003] Выражение может подразумевать Отца, Которому принадлежит слава, как характерное свойство. Для определения «славы» (см. на Рим. 3:23). Сравните употребление слова «слава» в Ефес. 1:18, где оно подчёркивает, что лично имеет также наследие славы. Как Отец прославил Сына славою, которую «Он имел прежде создания мира» Ин. 17:24, так Он прославит тех, которые придут к Нему через Христа 2Кор. 3:18.

Духа — Или, «духа». Выражение может относиться к озарению человеческого духа, хотя также истинно, что мудрость и откровение нисходит от Духа Святого (см. Лук. 12:12; Ин. 14:26; 1Кop. 2:% 10).

премудрости — Греч, sophia (см. на Лук. 2:52), соответствует Евр. chokmah относительно определения которого (см. на Пр. 1:2).

откровения — Павел здесь вероятно ссылается не на прямое сообщение от Бога, но на способность понимать открытое Богом. Необходимо использовать нечто большее, чем разум, чтобы придти к истинному познанию Бога необходимо Божественное просвещение, духовное зрение, данное непосредственно Богом верующей душе.

познанию — Греч, epignosis, «полное познание», или «точное познание». Это не просто признание Бога, но ясное определённое познание Его. Это познание приходит к тем, которые желают принять откровение Бога о Нём лично. Это не только умозрительное познание, или просто интеллектуальное согласие, скорее это экспериментальное, опытное познание, которое исходит к оживлённым, духовно-одарённым, которые стали восприимчивы к духовной истине. Такое познание, прогрессивно. День за днём Бог открывает новые проявления Своего характера трепещущей душе и вдохновляет её на более святую жизнь.

Его, — Т.е., Бога, как показано в 18-20 спи

18. очи сердца вашего, — Эта поразительная фраза не встречается больше нигде в НЗ. «Сердцем» Евреи изображали местопребывание мыслей, воли и чувств (см. на Рим. 1:21). Именно в таком значении Павел, кажется, употребил это выражение здесь. «Очи» изображают проницательность, просвещённые глаза, духовное сознание и моральное понимание. «Имеют очи, но не видят, имеют уши, но не слышат», показывая, что видят только духовные глаза (см. на 1Кор. 2:9, 10). Новое и глубокое освещение имеет место, когда затрагиваются глубочайшие личные свойства. Это не новая способность или дар, лишь новое зрение или проницательность.

познали, — Апостол перечисляет три пункта познания, которые постигают имеющие просвещённые глаза 18,19 спи

надежда — См. на Рим. 5:2-5; 8:24. Некоторые комментаторы полагают, что в этом настоящем месте Священного Писания Павел ссылается не на факты надеющихся на что-либо, но на принципы надежды в жизни воодушевлённых Божественным призванием. Иметь что-либо драгоценное сверх меры. Читатели Павла ещё не осознали полного значения их призвания, и он страстно желал, чтобы они увидели, что христианская надежда основана на факте искупления «Христос в вас, надежда славы» Кол. 1:27, 28. Они получили прощение грехов, стали детьми Божьими, но их глаза всё ещё не были вполне открытыми. Он желал, чтобы они имели такую надежду, которая представляла собой нечто большее для них, чем они могли вообразить. Надежда состоит из веры и уверенности, но она взирает на будущее, на его завершение. Верующий может знать, что если он призван Богом через Духа Святого, то вся его жизнь будет насыщена благословенной надеждой.

Другие толкователи придерживаются мнения, что посредством «надежды» Павел ссылается на конец цели призыва Божия — высоты духовных достижений, к которым он призывает Своих святых и заключительное прославление, которое увидят святые, восстановленные к состоянию, из которого человек однажды упал.

призвания — См. на Рим. 8:30.

наследия — Это выражение может быть понято, или как ссылка на святых,

как Божие наследие, или на преимущества, которыми пользуются святые, как наследники Божий. Относительно искупленных везде говорится, как о сокровище Божием. богатстве или наследии Исх. 19:5. Они Его, чрез творение и искупление. Они «куплены дорогою ценою» 1Кор. 6:20, и, следовательно, Ьму доставляет удовольствие Его наследие.

Рассмотренное, как преимущество святых, наследие является чудесным и богатым, ибо «побеждающий наследует все» Откр. 21:7. Богатство Божией благодати, [1004] любви, силы, милости и царства разделены с Его верными детьми (ср. Фил. 4:19).

19. величие могущества Его в нас, — В прибавление к познанию «надежды» и «богатств» 18 ст., апостол молился о познании на опыте силы Божией в жизни. Наша немощная природа оживленна и преобразована Божественной силой при обращении и освящении. Выдерживающие «надежду своего призвания» 18 ст. никогда не должны мучиться в переживании и быть неудовлетворёнными за сопровождающую силу.

верующих — Вера является каналом, чрез который в состоянии действовать Божественная сила (см. на Рим. 4:3-5).

по действию — Стандарт или норма силы Божией, все её действия или

достижения во Христе 20 ст.

силы — Греч, kratos, «сила», «мощь». Это слово в смысле «силы» употреблено в НЗ только в сочетании с Богом или с Его словом. Могущество силы Божией проявлено в преобразовании грешника в святого. Это чудесное изменение, не достигается посредством философии, воспитания или добрых дел; это действие Божественной благодати и силы.

20. воздействовал во Христе, — См. на 19 ст.

воскресив — Чудесный факт, что такая же сила, которая воскресила Христа, теперь действует в сердцах верующих. Эта сила воздействовала на мёртвое тело Христа, и она снова действует на тех, которые «мертвы во грехах и преступлениях» (Ефес. 2:1; ср. Рим. 8:11; 2Кор. 4:14). Христос восстал в прославленном теле и занял положение одесную Бога. Его воскресение является залогом воскресения святых Рим. 4:25; 1Кор. 15:20-22, и Его возвышение залог заключительного возвышения святых (ср. Ефес. 1:18).

одесную — Правая рука место положение власти. Мысль о разделении авторитета Отца со Христом ясно выражена повсюду в Священном Писании Ин. 1:1; 17:5; Деян. 7:55; Откр. 3:21.

на небесах, — См. на 3 ст.

21. всякого начальства … и господства, — Этот перечень названий обычно понимается как ссылка на ангельские власти (ср. на Ефес. 6:12; Рим. 8-38)возможно добрых и злых сил. Христос превыше всех сил, как небесных, так и земных. Он наивысший Господь с верховным и всеобщим авторитетом (см на Рим. 8:38; ср. Шор. 15:24; Ефес. 3:10; 6:12; Кол. 1:16). Постоянная забота

Павла была представить ясно, что Христа нельзя рассматривать как подчинённое Божество, понятие которое легко воспринималось в виде возрастающего влияния Гностической ереси. Он употребил термины, уже хорошо известные в общепринятых Иудейских учениях (см. Апокрифический труд Еноха 61:10) и представил истину, что Христос выше всех других существ, независимо от их действительного или предполагаемого высокого положения.

всякого имени, — Фраза, включающая в себе всё, употреблялась при перечислении последовательных рядов вплоть до высшей точки. Нет другого имени для сравнения с именем Христа, ибо нет существа, которое можно бы сравнить с Ним.

веке, — Греч, aion, «век», «эра», «эпоха» (см. на Матф. 13:39). «Сем веке» можно рассматривать, как означающее настоящий порядок вещей, как на небе, так и на земле, и век «будущий» как будущий век во вселенной. Как результат Его унижения, а затем возвышения, Христос будет признан вообще наивысшим не только в этом веке, но и также и в веке грядущем.

22. под ноги Его, — См. на 1Кор. 15:24-28.

выше всего, главою — Это взаимоотношение заключает в себе больше, чем только управление. Главенство как оно использовано в этом послании, заключает в себе идею о жизненно необходимом союзе и взаимоотношении Ефес. 4:15, 16; Кол. 2:19. Голова это активный центр всех действий тела. Павел подчёркивает идею единства, хорошо иллюстрированную в близком родственном взаимоотношении, которое существует между головой и телом.

Церкви, — Греч, ekklesia (см. на Матф. 18:17).

23. тело Его, — Христос, Глава является центром всякого авторитета для церкви. Аналогия церкви и человеческого тела очень близка. В то время как тело одно, и церковь одна, оба состоят из различных членов, каждый из которых имеет свои собственные дары и склонности. Хотя среди них существует очень много различных даров, однако, это не мешает согласованному, гармоничному общению и действию. В самом деле, члены могут исполнять свойственные им обязанности, только когда они действуют совместно. [1005]

полнота — Греч, pleroma, «полнота суммы чисел», «полная мера», «полнота содержимого», также «комплект». Слово ссылается на того, кто исполнен, или к наполненному положению (в пассивном значении), какого-либо предмета (ср. на Кол. 1:19). Павел видел церковь, как тело Христа, исполненное всею полнотою Божией Ефес. 3:19. Христос одарил Своей полнотой, Своими свойствами церковь, наполняя её святой жизнью, в самом деле, жизнью с избытком. В послании к Колоссянам Павел подчёркивает Божественность Главы, в послании к Ефесянам преимущество тела.

Наполняющего — См. на гл. 4:10.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Ефесянам

3 СП 518.

3-5 ОХВ403.

3-7 5СЦ 729.

6 ЖВ 113,675, 834; МЖС 11,260; ПЦ313; 5СЦ 229.

7 СЗ 17; ПХ55; 5СЦ635; 6СЦ257.

9 ДА 159.

14 ХД 128, 540; ЖВ 827; ВБ 674; ПЦб?2; ПП 67.

17 СП 104; СЦ335.

17,18 МЖС 44, 360.

17-19 BB ix; 5СЦ740; 7СЦ 154.

18 ОХВ 112; НПХ 89; МЖС 264; 6СЦ 3^9.

19 ЖВ200; СЕ 262.

20,21 ЖВ 787; МЖС 295; ИС 427.

22,23 ЖВ414; Вое. 268; ОХВ 413; 1СЦ28^-