Глава 2

1. мертвых — Человек страдает более чем только от плохого социального приспособления или различных раздражающих факторов, — он находится в состоянии духовной смерти. Состояние не возрожденного человека имеет близкое сходство с физической смертью. В последнем состоянии потерян жизненный принцип, присущий для возрастания и энергии, именно это, и является условием духовной смерти Ефес. 5:14; Ин. 6:53; 1Ин. 3:14; 5:12; Откр. 3:1.

преступлениям и грехам — Буквально, «определённым преступлениям и определённым грехам». Сила определённого артикля становится ясной, когда последует часть предложения, «в которых …». Два термина, вероятно, употреблены совокупно, чтобы выделить различные аспекты греха.

2. некогда — Т.е., прежде своего обращения.

жили, — Греч, peripated, буквально, «вести себя повсюду», в переносном смысле «жить», «проводить в жизнь», и т.д. В большинстве встречающихся НЗ случаев (употреблённых преимущественно Павлом и Иоанном) это слово имеет переносное значение «поведение в жизни». Сравните употребление Евр. halak (см. на Быт. 5:22). О значении слова «жить» в этом послании сравните с Ефес 2:10; 4:1; 5:8, 15. В противоположность поведению невозрождённого в «преступлениях и грехах» стоит поведение возрождённого в «добрых делах» гл. 2:10.

обычаю — Греч, aion, буквально, «эпоха», «период» (см. на Матф. 13:39).

Но Греческое слово aion выражает не только время, оно может также означать образ жизни, которая принадлежит эпохе, — разобщение и отделение от Бога (в англ. перев. — «линия поведения»).

мира — Греч, kosmos (см. на Матф. 4:8). Kosmos иногда употребляется почти как синоним aidn (сравните 1Кop. 3:19; с 1Кop. 2:6) всё же отличие остаётся в том, что aidn выражает точки зрения его выдающейся характеристикой, в то время, как kosmos представляет мир в этом же периоде.

князя, — Т.е., диавола. Иисус назвал его «князем мира сего» Ин. 12:31. Рационализм говорит, что сатана является просто мифологической личностью. Диавол только лишь желает, чтобы люди верили, что он не существует. Священное Писание ясно представляет его, как реальное существо (см. на Матф. 4:3).

воздухе, — Вероятно, означает атмосферные небеса. Данное выражение, возможно, подчёркивает тот факт, что диавольские существа невидимы и обитают в воздухе вокруг нас.

сынах противления, — Т.е., непослушных детях или непослушном народе. Этот класс рождён в непослушании, непослушен в самом естестве и подвержен осуждению гл. 5:6. Естественно, плотской человек находится по существу во враждебном отношении к Богу и в состоянии восстания Па 67:7; И с, 1:2-63:10; и т.д.

3. и мы все — После обращения к язычникам в 1,2 cm. Павел теперь срав-

нивает их положение с состоянием Иудеев и показывает, что он и его соотечественники также были в классе «сынов противления» (см. Рим. 2:1; ср. Рим. 3:20). Грехопадение унизило всех людей до общего уровня Рим. 3:9, 23; Гол. 3:22.

жили — Греч, anastrepho, буквально, «вращаться туда и сюда», следовательно, «вести себя». В Древнем Английском языке «беседовать» имело это значение. Anastrepho не ссылается исключительно на разговор, но всё же разговор может войти в значение его, как один из многих аспектов поведения личности.

по нашим плотским похотям, — Побуждения более низкого свойства

(см. на Рим. 7:5; 8:4-7).

исполняя желания — Т.е., исполняя желания плоти и невозрожденного ума. Грех лежит глубоко внутри человеческого [1007J естества, более грубые чувственные грехи в такой же мере, как и неподдающиеся контролю воображения ума.

чадами гнева, — Т.е., детьми достойными гнева или народа, заслуживающего гнева. Об определении гнева Божия (см. на Рим. 1:18). Относительно образа действия, при котором грех Адама повлиял на его потомков, что они стали «чадами гнева» (см. на Рим. 5:12). Сравните выражение «сосуды гнева» (см. на Рим. 9:22).

4. Бог, — Стихи 2, 3 представляют мрачную картину, которая кажется неизбежным роком или судьбой; теперь Павел вводит альтернативу, то есть, выбор.

богатый милостью, — Бог не только милостивый, Он богат милостью ко всем взывающим к Нему (см. Рим. 10:12), не потому что они достойные её, но по причине благоволения Божия, даровавшего благодать 1Пет. 1:3; Тит. 3:5.

великой любви, — Любовь Божия нечто большее, чем сострадание, она ведёт к благодетельному действию и является неизменной. Бог возлюбил нас «когда мы были ещё грешниками» (см. на Рим. 5:8), и никогда не перестаёт любить нас. Именно такая любовь побудила Его совершить спасение Ин. 3:16. Любовь важнейшее свойство Его характера 1Ин. 4:8, обнаружило своё наивысшее выражение в личности Христа. Бог пощадил нас, ибо мы Его создание. Его великое дело для человека не было просто актом благожелательности или благотворительного снисхождения, это было действие привязанности, любви. Относительно дискуссии слова «любви» agape (см. на Матф. 5:43; 1Кор. 13:1).

5. мертвых по преступлениям, — Эта фраза может быть соединена с «возлюбил нас», таким образом, обращая внимание на великую любовь Божию к нам, «когда мы были ещё грешниками» (см. на Рим. 5:8).

оживотворил — Греч, suzoopoieo, «сделать живыми вместе», «оживотворить» (см. на / ст.). Это слово употреблено в НЗ только здесь и в Кол. 2:13.

Эта и его более простая форма zoopoied, «оживить» употреблены 14 раз в 113 и ссылаются на изменение от смерти в жизнь, возрождение, новую жизнь. Как Христос ожил от смерти, так и человек оживотворен от духовной смерти. Цель Божия привести человека в новую сферу, в новые отношения, в которых он руководствовался бы новыми принципами.

со Христом, — Мы распяты с Ним, мы умерли с Ним, мы воскресли с Ним, мы наследники с Ним, мы царствуем с Ним, мы сонаследники с Ним, мы страдаем с Ним, мы соучастники в Его славе (см. Рим. 6:3-8; 8:17; Гал. 2:20). Спасение достижимо не через наставление или моральное увещевание, но чрез доступ верующего посредством веры к сообщающей энергию жизни, которая течёт от Христа.

благодатию вы спасены, — См. на 8 ст. Апостол исполнен темой спасения через благодать и таким образом заключает в этой мысли, замеченной здесь мимоходом, основной момент чудесного действия Бога. Форма глагола подчёркивает прошедшее действие, происходящее в настоящем положении. Существует три вида спасения — прошедшее, настоящее и будущее (см. на Рим. 8:24).

6. воскресил — Сравните Рим. 6:5; Фил. 3:10. Мы воскрешены оживляющей силой благодати Божией, чтобы жить новой жизнью во Христе Иисусе.

посадил — Христос в небесах занимает место одесную Бога Ефес. 1:20; Кол. 3:1, и мы, принимаем Его, как нашего великого представителя, можем также в духовном смысле быть сонаследниками Его трона.

на небесах — См. на гл. 1:3. Те, которые видят Бога, могут пребывать в атмосфере неба, в то время как они ещё находятся на земле. Верующие теперь принадлежат к небесному миру, и вход Христа в небесные дворы является залогом входа туда всех, которые примут спасение. Духовная жизнь на земле тогда становится предвкушением, ожиданием небесной жизни. Христос находится с нами чрез Своего Святого Духа Матф. 28:20, и Он считает нас как уже живущих с Ним.

во Христе Иисусе, — Это ключ фразы этого места стоит в резкой противоположности к фразе «мертвых по преступлениям» (см. на 5 ст.).

7. явить — Или, «проявить», «показать». Этот стих представляет одну из благотворных целей дела благодати.

грядущих веках — Или, «грядущих веках вечности». Павел представляет себе вечность, как бесконечный, последовательный ряд периодов, а не как относящийся к определённому времени.

преизобильное богатство — Недостаточно одной жизни или века, чтобы открыть все богатства благодати Божией, для этого нужна вечность. На протяжении бесконечных веков существования искупленные [1008] сонмы обнаружат «преизобильное богатство благодати Его» (ср. на гл. 1:6).

благости — Христос был особенным каналом, через которого Бог проявил Свою благость к людям «Бог во Христе примирил мир» 2Кор. 5:19.

8. благодатью …чрез веру, — Благодать со стороны Бога и вера со стороны человека. Вера принимает дар Божий. Через акт вручения самих себя Ему мы спасены, при этом вера не является средством нашего спасения, но просто каналом спасения (см. на Рим. 4:3). Относительно определения слова «благодать»(см. на Рим. 3:24). О дискуссии относительно слова «вера» в отношении ко спасению (см. на Рим. 4:3).

не от вас, — Т.е., спасение не осуществляется человеческими усилиями.

Божий дар: — Спасение является свободным даром, без денег или цены

(см. Ис. 55:1; Ин. 4:14; 1Ин. 5:11; 2Кор. 9:15).

9. Не от дел. — См. на Гол. 2:16; ср. на Рим. 4:4. Дела не являются основанием спасения, но лишь результатом, следствием его (см. на Рим. 3:31).

хвалился. — Нет человека, который когда-либо сможет похвалиться собой: «я заслужил спасение». Единственная цель плана спасения показать в грядущих веках вечности богатства благодати Божией гл. 1:7. Таким образом, там не будет места для какого-либо хвастовства человеком.

10. Его творение — Греч, poiema, «то что создано» или «завершено», «дело», «творение». Здесь ссылка на Божье духовное восстановление человека. Мы восстановлены Им для цели «добрых дел».

созданы во Христе Иисусе — Сам по себе человек не в состоянии совершать добрые дела. Для человека необходимо быть духовно пересотворённым во Христе, прежде чем он сможет производить добрые дела, которые он должен совершать, согласно намерений Божиих. Через изменение воли, чувств, намерений преимущество и обязанность свидетельства чрез дела станет возможным Матф. 5:14-16.

предназначил — Или, «приготовил заранее». Прежде создания мира был положен план, что спасение посредством благодати будут иметь добрые дела как свидетельство об истине. Это последствие было записано в духовном кодексе, которым человек должен был жить.

исполнять. — Относительно НЗ смысла «вести себя», «жить» (см. на 2 ст.) «вести себя» или «жить» в данном случае изображает контраст в 2 спи Исполнение добрых дел будет обычным навыком, не как нечто требуемое, но как естественное выражение новой жизни, сотворенной в верующем. Если кто не исполняет добрых дел, уместно спросить, или таковой получил благодать. Творец вселенной является также Творцом души, действующей согласно вечного намерения гл. 1:4. Бог не только предусмотрел благоприятные возможности для добрых дел, но также и средства для их исполнения Ин. 15:16; 2Тим. 2:21.

11. Итак помните, — Хорошо для христиан помнить своё прежнее положение. Как для Иудеев, так и для язычников, в одинаковой мере было удивлением обнаружить, что оба вошли в новозаветные отношения с Мессией одинаковым путём, даже если Иудеи имели преимущество получить первыми предсказания Божий Рим. 3:1, 2.

язычники по плоти, — Ссылка на их положение как необрезанных.

необрезанными … обрезанные — Характерные термины, отмечающие язычников и Иудеев (см. на Рим. 2:25-29; Гол. 5:6).

12. без Христа, — Или, «отдельно от Христа», отделённые от Него. Это выражение не осуждение язычников, но просто утверждение факта, что, будучи вне связи с Мессией, они были без источника возрождающей силы. «Без Христа» ужасная противоположность, в часто повторяемой теме фраза «во Христе» (см. на гл. 1:1).

отчуждены — Буквально, «были отчуждены» (ср. Ефес. 2:19; Кол. 1:21).

чужды — Бог заключил Свой завет с Авраамом и его потомками Быт. 12:3; 22:18. Они должны были преимущества завета сделать доступными для язычников и пригласить их принять участие в поклонении истинному Богу (см. IV том, 28-30 стр.). Они упустили возможность выполнить план Божий, и язычники остались «отчуждены». До пришествия Христа, познание «заветов обетования» было, таким образом, ограничено почти полностью среди Иудеев.

не имели надежды — Язычники не имели надежды на Мессию, следовательно, не надеялись на благословения истекающие от Него. В катакомбах Рима слово «надежда» [1009] находится повсеместно в христианских надписях, но такие надписи никогда и нигде не обнаружены на языческих памятниках.

безбожники — Греч, atheoi, от которого происходит наше слово атеист. Однако Греческое слово в настоящем контексте, возможно, означает не более чем «не знающие Бога». Это наибольшее несчастье и потеря. Язычники не были атеистами в смысле отсутствия богов, ибо они имели множество богов. Они были без познания истинного Бога, свойства которого святость, любовь, справедливость и милость.

13. А теперь — Другой поразительный контраст Павла для выделения (ср. 4

ст.).

далеко, … близки — С призывом христианской церкви (см. IV том, 35 стр.) Евангелие было проповедано язычникам (см. на Рим. 11:12). Многие из них ответили на призыв и таким образом «стали близки».

Кровию — Мы примирились через Его кровь Рим. 5:10; 2Кор. 5:19, искуплены посредством Его крови Кол. 1:14 оправданы Его кровью Рим. 5:9, и очищены через Его кровь 1Ин. 1:7. Кровь Христа была оправданием доброго имени Бога и доказательство Его любви. Говорят, что Топ-леди, автор чудесного гимна «Скала Веков», был обращен, слушая проповедь на текст Ефес 2:13 сказанную работником в амбаре. Об отношении крови Христа ко спасению (см. на Рим. 3:25).

14. Он есть мир наш, — Слово «Он» в Греческом языке подчёркнуто.

Христос не только Примиритель, Он Сам мир, связь единства и мира. В Нём все деления человечества должны быть упразднены. В ВЗ, идея мира часто соединялась с мыслью о Мессии (Ис. 9:6; ср. Мих. 5:5). Будучи их миром, перед Богом, Христос осуществил мир между Иудеями и язычниками.

соделавший из обоих одно — Нет теперь ни Иудея, ни Грека, ни раба, ни

свободного Гол. 3:28.

стоявшую посреди преграду, — Буквально, «разделяющая стена в ограде», означающая «разделяющая стена», которой является «ограда». Образное выражение, возможно, происходит от барьера или от ограды храма, отделяющей двор язычников от двора Иудеев (см. V том, 67 стр.). По ту сторону стены язычники не смели проходить. Смотрите иллюстрацию перед 449 стр.

15. Упразднив — Греч, katarged, «отменить», «сделать недействительным и лишённым силы». Глагол, употреблённый по отношению к бесплодной смоковнице, которая «мешала» (katarged) земле Лук. 13:7, (в Синодальном переводе «что она и землю занимает) и также в отношении неверующих, которые превратили веру в Бога в «неверность» (см. на Рим. 3:3).

вражду — Это слово можно рассматривать как сущность, относящуюся или к «стоящей посреди преграде» или к «закону заповедей». Греческое выражение кажется благосклонно к первому присоединению, хотя последнее также возможно, и может быть предпочитаемо на основании контекста. Обе идеи связаны. Христос удалил вражду, упразднив «закон заповедей учением».

Плотию Своею, — Т.е., жертвою Своего тела на кресте.

закон заповедей — Это выражение обычно понимают, как относящееся к церемониальному закону. Истинно, что церемониальный закон пришёл к концу на кресте, необходимо помнить, что церемониальная система, в таком виде, как Бог дал её, не создавала вражды, которую Павел описывает. Это было истолкование Иудеев, помещённое на неё прибавления, которые они сделали к ней и результатом была недоступная и враждебная позиция, которую они заняли. Присоединённые предписания и правила вместе с запутанными истолкованиями, служили или к смягчению силы и ответственности первоначальных повелений или ещё больше к аннулированию их. Всякий язычник, который желал присоединиться к «обществу Израильскому» 12 спи стоял лицом к лицу с запутанной системой узаконенных требований. Не трудно увидеть, как мало притяжения эта система имела для него, или как Бог, Который согласно его верований был автором этой системы, не мог обращаться к Нему. Иудейская система, таким образом, стояла как непреодолимый барьер, стена разделения, препятствующая язычникам принять участие в поклонении истинному Богу. Иудеи чувствовали отвращение и ненавидели своих языческих соседей и язычники, в свою очередь, ненавидели и презирали своих соседей Иудеев.

Бог вручил Иудеям Божественные «предсказания» Рим. 3:2. Они были помещены в мире как официальные представители истинной религии. До тех пор, как основанная христианская церковь не стала другим народом, которому Бог

мог направить ищущих [1010] для спасения. Ссылаясь на книжников и фарисеев, которые «сели на Моисеевом седалище», сам Христос советовал народу: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» Матф. 23:3. Когда Иудеи отвергли Христа, их положение как официальных представителей истинной религии было отнято от них и передано христианской церкви (см. на Матф. 21:43). После распятия на кресте для дитяти Божьего не было более нужды выполнять ритуалы Иудаизма (см. на Гал. 2:16). Сначала различие между христианством и Иудаизмом было не слишком понимаемо. Многие обращенные из Иудеев верили, что христианство было просто Иудаизмом, к которому была прибавлена вера в Иисуса как Мессию. Они утверждали, что язычники должны быть обрезаны и должны подчиняться Иудейской узаконенной системе в дополнение к их принятию Иисуса Христа. Иерусалимский совет собрался, чтобы решить этот вопрос Деян. 15 гл. Совет вынес решение против требований этих людей. Однако не все, по-видимому, желали принять решение Совета. Обнаружилась сильная группировка, которая продолжала настаивать, что язычники должны принять Иудаизм вместе с христианством. Класс фанатически настроенных приверженцев из этой группировки нарушала порядок в церквах Галатии, это положение дало повод к написанию послания Павла к Галатам, в котором он ясно представил, что система Иудаизма была теперь вышедшей из употребления.

В данном случае подобный переход от Иудаизма к христианству является темой Павла в этом настоящем стихе. Иудаизм, с его запутанной системой заповедей и постановлений, был упразднён. Как только они приняли Христа и устранили этот барьер, язычники «бывшие некогда далеко, стали близки».

Но наступление конца Иудаизму, не означает отмены всех законов, которые Бог дал Иудеям. Церемониальный закон, который указывал на Христа, естественно пришёл к концу, когда Христос исполнил его символы. Иудейский гражданский закон уже в значительной степени прекратился с потерей национального суверенитета. Но моральные предписания, которые являются копией характера Божия, также вечны, как и сам Бог, и никогда не могут быть отменены. Во всём своём учении относительно прекращения Иудейской узаконенной системы, Павел ясно подчеркнул, что моральный закон не был отменён (см. на Рим, 3:31). Говоря о конце обряда обрезания, Павел заботливо прибавил, «но [все] в соблюдении заповедей Божиих» (см. на 1Кор. 7:19). См. далее на Гол. 2:16.

учением, — Греч, dogmata, «постановления», «декреты», «приказы», «законы». В других переводах и оригинале «в указах», таким образом, эта часть стиха читается: «Упразднив вражду плотию Своею, даже закон заповедей в указах». В Лук. 2:1 употреблено слово «повеление» в смысле декрета от кесаря Августа «чтобы сделать перепись по всех земле» и в Деян. 17:7, в смысле декретов кесаря в общем. В Деян. 16:4 dogmata описывает декреты Иерусалимского Совета. В настоящем стихе dogmata изображает постановление Иудейского закона.

создать — Греч, ktizo, «создать», как это слово переведено в 10 спи из двух — Т.е., Иудеев и язычников.

одного нового человека, — Это обозначает более чем гармонию, восстановленную между ними. Греческое слово для выражения «нового» означает нового скорее в характерных чертах, чем во времени. Здесь новая личность, отличительного свойства от любого из двух элементов, составляющих её (ср на гл. 4:24).

устрояя мир, — Эти слова объяснены фразой «ибо Он есть мир наш» в 14

спи

16. в одном теле — Т.е., «нового человека» в 15 спи и «тело» в гл. 1:23,оба ссылаются на церковь, главой тела которой является Христос гл. 1:22.

примирить — Греч, apokatalasso, усиленная форма от katalasso (см. на

Рим. 5:10)

посредством креста — Только один раз крест упомянут в этом послании. О нём сказано, как о средстве примирения и месте, где была уничтожена вражда. Крест является великим уравнителем, общим знаменателем для всех людей, ибо Христос умер за всех, и нет другого средства спасения.

убив вражду — В смысле, что смерть Христа, положила конец вражде (ср. на Кол. 1:20). Разногласия в семье, партийные раздоры, национальная враждебность, сектантская подозрительность и личное напряжённое состояние, и конфликты, — всё это удаляется, [1011] когда человеческие существа становятся сынами и дочерями Бога и таким образом «одно во Христе».

на нем; — Буквально, «в этом», или «в нём».

17. пришел, — Это вероятно ссылка на Его пришествие посредством Духа,после Его вознесения. Через Духа, Евангелие мира было провозглашено как язычникам, так и Иудеям.

благовествовал мир — Мир, и доброжелательство к людям — всегда были результатом проповеди Евангелия. Сравните фразу «Он наш мир» (см. на 14 спи). Он же только гарантия нашего мира, Он наш мир.

дальним и близким, — См. на 13 спи Здесь вероятно идёт ссылка на Ис. 57:19. Иудеи имели нужду в примирении в такой же мере, как и язычники, ибо хотя они имели познание о Боге, но были отделены от Него своими преданиями и грехами Ис. 59:2; 1Пет.1:18; Гал. 1:14; 4:9. Разорванная в храме завеса при смерти Христа Матф. 27:51 не только означала, что символ встретил своё исполнение, и таким образом церемониальная система пришла к своему концу, но разорванная завеса также символически изображала, что разделяющая стена между Иудеями и язычниками была разрушена (см. РП 209). Сравните Рим. 3:30.

18. доступ — Греч, prosagoge, «приближение», «введение» (см. на Рим.5:2). Иисус сказал о Себе: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется» Ин.10:9. Истинная цель всякой религии найти доступ к Богу. Три личности Боже-

ства все представлены в этом стихе; чрез Него (Христа), в одном Духе, доступ к Отцу.

Отцу, — Это слово было особенно ценным в значении для «дальних». Для язычников, уставших от своих божеств и искавших «познания Бога» Деян. 17:23, идея о любящем Отце представляла призыв, имеющий силу.

в одном Духе. — Нет одного Духа для Иудеев и другого для язычников.

19. чужие и … пришельцы, — Сравните с 12 спи Чужие (xenoi) были чужестранцы, но пришельцы (paro1Кoi) были полу иностранцами, постоянными жителями, не имевшими права гражданства и более правильно называющимися«поселенцами» (см. Деян. 7:6, 29).

сограждане — Язычники, которые приняли Христа, имели права на все преимущества гражданства в новом обществе (ср. 12 ст.) христианской церкви.

святым — См. на гл. 1:1. Они теперь включали как Иудейских, так и языческих христиан, образуя «тело» (церковь) в гл. 1:23; 2:16.

свои — Т.е., члены семьи, родственники. Они имеют преимущества защиты, поддержки и общения (ср. Гол. 6:10). Бог одновременно является Царём граждан и Отцом семьи. Они уже более не поселенцы или гости; они теперь постоянные жители Ефес. 3:15.

20. основании — Иллюстрация изменяется в стиле характерном Павлу, от личностей в доме, к самому устройству дома. Образ отличается от приведённого в 1Кор. 3:11, где Христос представлен основанием.

Апостолов и пророков, — Эту фразу можно рассматривать как применимую к «основанию». Место Писания может тогда означать, «основание», которым являются апостолы и пророки. Некоторые в данном случае ограничивают слово «пророки» пророками НЗ {Ефес. 3:5; 4:11; ср. Шор. 12:10). Другие верят, что здесь ссылка на ВЗ пророков, полагая, что они положили основание работе Мессии. Пророки, которым Бог открыл богатство Своей благодати и апостолы, особые благовестники этой благодати, составляют основание. Другие христиане дополняют устройство здания. Это место не говорит, что церковь была основана на одном апостоле Петре, но на всех их, со Христом, Краеугольным Камне.

краеугольным камнем, — Это выражение обнаружено только здесь и в 1Пет.2:6, где здание изображено, как сделанное из живых камней. Цель образного выражения краеугольного камня рассматривать его как скрепляющего вместе всё здание. Христос скрепляет вместе различные части духовного дома, придавая ему форму и единство. Сравнение взято из Пс. 117:22, и было применено Христом к Самому Себе Матф. 21:42.

21. На котором — В других переводах «в Котором», то есть, Иисусе Христе. Это выражение ключ, переданный фразой послания (см. на гл. 1:1), представляет таинственное, но вполне реальное переживание, как записано фразой

«в Господе» в конце стиха. Христианин возрастает, полагая свою личность «в Нём». [1012]

слагаясь стройно, — Греч, sunarmologed, или, «соединять вместе подходящим образом». Это слово переведено также «составляемое и совокупляемое» в гл. 4:16 единственном другом случае, встречающемся в НЗ. Церковь не груда камней, появившихся вместе случайно; она имеет форму и связь. Каждый камень имеет своё надлежащее место. Прочность здания зависит от точного планирования.

возрастает — Через присоединение новых членов к церкви.

святой храм — Или, «святое святилище». Как Святилище было особенным местом присутствия и проявления Бога, так церковь Божия является храмом, в котором Он живёт. Всё, к чему прикасалась рука и присутствие Бога, освящено так, что Его святилище или «святой храм», везде, где Он присутствует.

22. и вы — Т.е., язычники. Заметьте контраст между здесь описанным опытом и прежним состоянием «мертвых по преступлениям и грехам вашим» 1 спи

устрояетесь — Или, «будучи устрояемы совместно», подчёркивая постоянный процесс, как новое прибавление, сделанное для церкви.

Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе Ефесянам

1 ДА 203, 209; Ев. 137,288; ОХВ 332; СИ 85, 163; ПХ43; СП440; 4СЦ354; 6СЦ 66, 280, 426; 7СЦ243; 8СЦ 31, 196, 203;9СЦ 137, 143.

2 СП 16, 73; 9СЦ21.

4 ЖВ517; 6СЦ480; 8СЦ62; 9СЦ50.

4-6 6СЦ 300.

4-7 МЖС 100; 5СЦ 730.

4-8 НУХ 98.

4-22 СП 387.

6 ДА 46; СУ 163; МС 46; СП 124; 6СЦ 479; 7СЦ 32, 226;8СЦ 196; 9СЦ 188; СБ 169.

6,7 Вое. 308.

7 ЖВ 26, 249; Ев. 628; ПЦ 314.

8 Вое. 253; СЕ 161; ПХ61; СП 148, 387.

9 НУХ 401; СУ 341.

10 ОХВ 425.

12 ОЖ82; 4СЦ568; 7СЦ238; 9СЦЗЗ,256.

12.13 ДА 175.

13.14 НУХ 386; ПЦ370.

14 ДА 14, 19, 136, 161; ЖВ 622; РП 209; НПХ 42, 47; СИ 25;

ИС 285, 303; 9СЦ 181, 190.

17 Ев. 46, 326, 408; ОХВ 273.

18-22 5СЦ266.

19 ДА 139, 175; ПП447.19,20 ДА 176.

19-22 ДА 596; 9СЦ 180.

20 ЖВ597; ЗСЦ387.20, 21 ПЦ 36.

20-22 Ев. 573; ВБ416; 5СЦ291.

21 НПХ 150; 4СЦ258; 7СЦ 131.21,22 ЖВ 162; СП 387.

22 ЖВ 209.