Глава 3

1. Для сего-то — Эта фраза, очевидно, ссылается на непосредственно предшествующее заявление относительно язычников, которые не были больше

чужими и пришельцами, но устроены в святом храме, так как это вполне соответствовало намерению Бога. Таким образом, Павел тактично привлёк их внимание к некоторым важным вопросам, которые он желал выразить. О важности наставления в этой главе (см. СП 391).

я Павел — Сравните 2Кор. 10:1; Гол. 5:2; Кол. 1:23, 24, Флм. 19. Подчёркивание личного имени, несомненно, употреблено по причине последующего заявления, о его великом поручении. Он сам изумлялся, при миссии быть инструментом Божиим, чтобы сделать известной великую работу искупления, так всесторонне описанную им.

узником — Относительно заключения Павла в темнице в это время (см. 30 стр.). Павел часто ссылается на своё заключение три раза в этом послании (ср. гл. 4:1; 6:20). Лучше быть в заключении за доброе дело, чем быть свободным и не исполнять своих обязанностей и преимуществ.

Иисуса Христа — Т.е., узнику принадлежащему Христу или узнику ради

Христа.

за вас язычников, — Павел был в заключение из-за своей работы ради язычников Деян. 21:28, особенно за утверждение, что они были равными наследниками обетования. За это он был, ненавидим своими собственными соотечественниками. Широта его кругозора перешагнула через всё национальные барьеры.

2. Как вы слышали — Здесь начинается отклонение от темы, которое простирается возможно до 14 ст, где слова «для сего-то» 1 ст. повторены, чтобы подвести итог первоначальному ходу мыслей. В этом отклонении Павел рассматривает две близко соприкасающиеся темы: Откровение скрытой тайны, что язычники должны быть сонаследниками; и свой личный, особый призыв к апостольству, чтобы сделать эту тайну известной для них.

Неопределённость выражения в этой части предложения «как вы слышали» (в другом Английском переводе «если вы слышали») было представлено как доказательство, что послание не было адресовано Ефесянам. Павел по их утверждению, не должен был так выражаться к людям, среди которых он трудился на протяжении трёх лет. Может быть предложено несколько объяснений: 1) Что заявление является тонкой, полу иронической ссылкой на факт, который не является сомнительным; 2) что послание предназначалось не только для Ефесян, но и для церквей Малой Азии вообще; 3) что поскольку прошло около пяти лет, с того времени, как Павел в последний раз посетил Ефес, состав церкви изменился до такой степени, что Павел решил говорить с меньшей определённостью. Он предполагал, что новые члены могли слышать, что он говорил к более давним членам. Относительно дискуссии об этой проблеме (см. введение к Галатам 993 стр.).

домостроительстве — См. на гл. 1:10. Существенная, весьма ценная мысль этого слова должность — управления, управляющего Ефес 3:2- Кол. 1:25.

благодати — Относительно определения слова «благодать» (см. на Рим. 3:24). Павел возвышает свою должность и унижает себя как орудие или управляющего. [1014] Когда Учитель поставил нас работать, Он, таким образом, почтил нас.

для вас, — Т.е., для язычников (см. Деян. 9:15; 22:21). Его деятельность, работа всей жизни, состояла из полного самопосвящения на служение другим Деян. 26:17,18; Рим. 1:5.

3. чрез откровение — См. на Гол. 1:11,12; ср. ДА 386. Павел чувствовал глубокий смысл в своём призвании. Он был апостолом, но не апостолом, оставленным в том же состоянии, чтобы самому лично что-либо придумывать или изобретать. Он получил наставление, поручение, просвещение, и это откровение объясняет его основательные познания тайн Евангелия.

тайна, — Греч, musterion (см. на Рим. 11:25; ср. на Ефес. 1:19).

о чем я и выше писал — Ссылка вероятно не на предыдущее послание, но на всё раннее написанное в этом послании гл. 1:9-13; 2:11; и т.д. Мы можем сказать: «Как я писал выше». Однако некоторые доказывают, что он ссылается на более ранее послание.

4. усмотреть — Или, «воспринять», «постигнуть разумом».

разумение — Или, «проницательность», «понимание». Павел в данном случае не говорит о своей собственной смышлености, но указывает на факт, что Бог даровал ему определённую проницательность, которая могла быть подтверждена духовно рассуждающими читателями, что он был вполне осведомлён о вопросах, относительно которых писал, и таким образом уверенность в нём, не могла быть поколеблена. Каждое свидетельство Павла о Боге могло иметь эту уверенность, что его весть истинна и обоснована.

тайны — Греч, musterion (см. на Рим. 11:25; ср. на Ефес. 1:9).

5. прежним поколениям — Буквально, «другим поколениям». Каждое поколение, соответственно, имело своё откровение, но никогда в такой степени и виде, как поколение со времени пришествия Христа. Откровение было в известном смысле прогрессивным, рассчитанным, с одной стороны, чтобы служить лучшим образом интересам каждого поколения, с другой стороны, оно ограничилось преднамеренным неведением народа, до тех пор, пока обильный поток откровения проявился в личности Иисуса Христа.

сынов человеческих, — Человечество в общем, то есть, все люди. Фраза

передаёт обычное Иудейское выражение.

ныне открыта — Тайна известна только Богу, открывающему её. Бог не пытается сохранить её секрет. Он желает, сделать его известным. Об этом значении «тайны» (см. на Рим. 11:25).

Святым Апостолам … и пророкам — Сравните на гл. 2:20. Употребление слова «святым» в этом сочетании, является интересным. Критики подвергли

сомнению использование Павлом этого слова по отношению к апостолам, одним из которых был он сам, но верующие также названы святыми Втор. 7:6; Марк 6:20; Кол. 1:22; Евр. 3:1.

Духом (Святым), — См. на 2Пет. 1:21.

6. сонаследниками, — Сравните на Рим. 8:17; Гол. 3:29; 4:7; Евр. 11:9.Ни одно из благословений спасения не должно было быть скрыто от язычников; чтобы таким образом, исполнилось бы обетование к Аврааму, что в нем благословятся все племена земные Быт. 12:2, 3.

Национальная история Иудеев ясно показывает, что они не осознавали, что план спасения простирается на язычников и благая весть имеет всеобщий характер; следовательно, язычники остались в относительном неведении обо всём этом. Однако на протяжении ВЗ периода были даны пророчества о славе, которую Бог намеревался открыть (Быт. 18:18; Пс. 21:28; и т.д.; см. IV том, 26-30 стр.).

одно тело, — См. гл. 2:16. Соединить в одно тело тех, которые на протяжении столетий были отделены враждебностью и страхом, — общепризнанная цель Бога посредством Иисуса Христа. Все исторические различия расы, нации, социального положения должны быть изглажены не путём политического объединения, но непреодолимой силой любви, и общей преданностью личности Христа. Все знаменитые люди только напрасно истратили усилия, чтобы изгладить их различия, их попытки потерпели неизбежную неудачу, ибо они не руководствовались основными принципами царствия Божия, принципами взаимного уважения и любви. Именно об этом Павел намеревался сообщить как Иудеям, так и язычникам.

сопричастниками — Буквально, «присоединённых участников». Таким образом, это переведённое слово встречается только здесь и в г/7. 5:7.

обетования Его — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «обещание», то есть, обещание спасения.

во Христе — Ключевая фраза (см. на гл. 1:1). Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «во Христе Иисусе» Все драгоценные Божьи обетования к Израилю, а теперь также и к язычникам, были исполнены во Христе 2Кор. 1:20. Фраза «во Христе [1015] посредством благовествования» относится не только к «обетованию» но также и к «последователям» или «соучастникам».

благовествования, — Или, «посредством Евангелия». Сравните утверждение, «я родил вас … благовествованием» (1Кор. 4:15; ср. Рим. 10:8-15). Весть о том, что люди не должны считаться потерянными, но что они теперь могут все присоединится к одному телу Христа, и к их вечному спасению, это является благовествованием, то есть, Евангелием.

7. служителем — Греч, diakonos (см. на Марк 9:35). Слово предполагает

деятельность, подчинение и служение.

благодати — Здесь, говорится об определенном даре, для выполнения цели его апостольства и служения (см. на Рим. 3:24). Павел был всегда благодарен за призыв и оказанную ему в этом честь.

действие силы — Сравните на гл. 1:19. Энергичный труд Павла был результатом силы, данной ему. Божественный дар благодати сопровождался божественной силой.

8. наименьшему из всех — Сравните 1Кор. 15:9, 10; 2Кор. 11:30; 1Тим.1:12-16. Признание благодати и благосклонности Божией, всегда побуждало в мыслях Павла сознание скромности и низкого положения. Он всегда остро чувствовал тот факт, что он был гонителем святых. Следовательно, оценка величия его призвания, и с другой стороны, — личного несоответствия этому, — всегда было свежим перед ним. Павел, казалось, всегда изумлялся, как Бог мог взять такого виновного человека, который был мятежником, и сделал его служителем Своей благодати. Он чувствовал себя не только меньшим пророком и апостолом, но наименьшим любого из святых. Те, которые имеют величайший доступ к Божественной благодати, будут наиболее скромными. Только таким образом они имеют необходимые качества, чтобы служить.

Тем не менее, чувства, возникшие в Павле, как отражение его прошедшей жизни, должны быть поняты в связи с его утверждением, что он «доброю совестью жил пред Богом» Деян. 23:1, и его призывом к своим обращенным быть последователями (буквально, «подражателями») ему 1Кор. 4:16; 11:1; Фил. 3:17. Скромность не является отрицательным качеством, она совместима с познанием личной победы над грехом и возрастанием в благодати.

язычникам — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «к

язычникам».

неисследимое богатство — Сравните Иов. 5:9; 9:10; 11:7; Рим. 11:33.

Духовную щедрость Бога мы можем видеть только отчасти, ибо мы «видим как бы сквозь тусклое стекло» 1Кор. 13:12. Во Христе есть достаточность, которую невозможно исчерпать, ибо Он не только обладает неисследимыми богатствами, Он Сам лично является богатством. И эти богатства не потому неисследимы, что скрыты или отделены, но лишь потому, что они преизобильны. Он богат в Своей благодати к язычникам, Своей любви к грешникам, и в Своей искупительной деятельности. Это означает, что во Христе будет найден ответ на любую и каждую человеческую проблему, которая может возникнуть. Его ресурсы неисчерпаемы. Не удивительно, что Павел, движимый таким понятием и убеждением, провозгласил: «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом, распятого» 1Кop. 2:2.

9. открыть всем, — Буквально, «просветить» [или озарить] всех [людей].Евангелие освещает тайны, которые были сокрыты 5-5 спи Посредством Евангелия, вся человеческая семья, язычники и Иудеи, должны увидеть намерение Бога. Любая церковь и любая проповедь, которая не достигает такого результата, не исполняет своей миссии. Сравните гл. 1:18 «просветил очи сердца нашего».

домостроительство — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «отправление правосудия», «раздача», «распределение» означающее, «планирование», «управление делами» (см. на гл. 1:10; ср. гл. 3:2). Мудрость Бога должна быть проявлена через церковь, распорядительницей этой тайны. Скрытый план теперь проявлен.

от вечности — План искупления был положен прежде основания мира (см. на гл. 1:4). Историческое, внешнее исполнение этого плана, выражение вечной доброты Бога.

в Боге, — Или, «Богом». Есть лишь незначительное доказательство самого текста (ср. 10 стр.) в поддержку чтения «Богом».

создавшем все — Вероятно, Павел присоединил эту мысль о творческой силе, чтобы привлечь своих слушателей к величию темы. Творение и восстановление, всегда тесно связанные между собой в благой вести, исполнились в Сыне и через Сына (см. Ин. 1:3; Кол. 1:20; Евр. 1:2). Бог, Который создал всё, в равной степени сильный завершить намерения в искуплении. [1016]

Иисусом Христом, — Очевидность самого текста свидетельствует (ср. 10 стр.) за опущением этой фразы. Однако эта истина изобильно представлена повсюду Ин. 1:3; Кол. 1:20; и т.д.

10. соделалась известною — Скорее, «может сделаться известной», «может быть провозглашённой».

чрез церковь — Или, «посредством церкви». Назначение церкви быть живым проявлением Божией мудрости, подобно тому, как выздоровевший пациент свидетельствует об искусстве врача. В самом деле, можно сказать, что церковь, не столько является посредником силы и мудрости Бога, как доказательством или очевидностью её. Церковь проявит своё свидетельство лучшим образом, когда она приведёт в действие все дары всех её членов.

начальствам и властям — См. на гл. 1:21. Всеобщая цель в искуплении включает оправдание имени и характера Божия, который сатана подверг сомнению, распространив это сомнение и на ангелов (ср. на гл. 1:6). Это величайшее зрелище, которое могут созерцать разумные небесные существа (ср. Шор. 4:9). Нужно ли ход истории рассматривать подобно им, поскольку от их преимущественной точки, которую они могут заметить, зависит взаимодействие сил и событий?

на небесах — См. на гл. 1:3.

многоразличная премудрость — Особенно проявленная в деле искупления. Мудрость Бога, также видна в различных видах материального мира, в сложности человеческого ума и в бесчисленных методах, которые Он использует, чтобы достигнуть людей и осуществить их спасение. Полная мера этой мудрости не будет понята до тех пор, пока не окончится план спасения.

11. предвечному определению, — Буквально, «намерение», «цель веков». Священное Писание и жизнь в одинаковой мере говорят о внешнем проявлении

Божественною намерения. Бог не напрасно создал мир, и хотя Его планам временно воспрепятствовали, но они, в конце концов, восторжествуют.

Христе Иисусе, Господе нашем — См. гл. 1:10, 22, 23. Павел напоминает своим читателям, что исторический Иисус, которого они признали Господом был Христос. Вечное намерение Бога было, чтобы осуществить спасение человека и оправдать Его характер. Единство Его цели призывает к необходимому полному подчинению воли каждого верующего Своему Господу и Учителю Единство подобно такому состоянию, которое музыкальный руководитель, дирижер ожидает от различных инструментов своего оркестра. Церковь, которая не может раствориться в единстве и общей преданности своему Господу, встретит определённое поражение и отвержение. Аргумент Павла вот в чём:

1) что воля Божия должна была открыться нам,

2) что эта воля уже проявлена,

3) и что, в будущем она проявится в восстановлении согласия среди нарушенного мира Божией вселенной.

12. дерзновение — Греч, parresia, «свобода речи» (см. на Деян. 4:13).

доступ — См. на гл. 2:18. Адам имел это свободное общение с Богом в начале, но. потеряв его, он скрылся среди деревьев сада, ибо он не мог более смотреть Богу в лицо с искренностью и чистой совестью. Действие искупления заключается в том, чтобы восстановить человеку новый и свободный доступ к Богу без страха или ограничения и без необходимости в любых посредниках, подобно священникам, святым или различным ритуалам. Бог доступен на прямую к каждой доверяющейся душе, чрез заслуги Христа.

чрез веру в Него. — Означает без сомнения, нашу веру в Него. Мы, прежде всего, пришли ко Христу верой и продолжаем жить жизнью, которая требует веры. Мы можем придти к Богу с дерзновением, только на основании веры во Христа, как нашего посредника. Он лишь Один, перекинувший мост через пропасть, которая отделила человека от Бога со времени грехопадения Ис. 59:1, 2.

13. Посему — Потому, что язычники принадлежат теперь труду Христа, потому что, великая цель исполнена, потому что мы имеем свободный доступ к Богу и потому что, такое чудесное великое дело могло совершиться. Павел обратился к своим читателям с деликатной просьбой, а именно, что они не будут слишком много печалиться о его страданиях, которые являются последствием принесения им благословений Евангелия.

унывать — Греч, egkaked, «увеличение усталости», «потерять мужество». Павел, возможно, имел в виду: «Я просил [Бога], чтобы я мог не унывать …». Или «Я просил [вас] не унывать». Последнее значение соответствует контексту и лучше подходит к всеобщему стилю Павла. Апостол, находясь в заключении, был озабочен, чтобы его паства не была обеспокоена его стеснённым положением. Он был заинтересован их благополучием более, нежели своим собственным. Они могли заключить, что то, о чём он проповедовал, имело мало спасающей силы в себе; что Бог, на [1017] Которого Павел положился, был невнимателен к судьбе Своего слуги, что они сами могли вскоре лицом к лицу встретиться с подобными испытаниями, что и в самом деле совершилось. Это трогательный пример заботы апостола об своих детях по вере. Павел хорошо знал, что несчастье является испытанием для тех, которые смотрят на него таким же образом, как и на тех, которые переносят его. Страдания, перенесённые мужественно, являются, несомненно, чудесными, при условии, что как наблюдающие, так и страдающие извлекают из них хорошие качества, свойства характера.

ваша слава. — Павел, подобно доброму пастырю, отождествляет себя со своим стадом. Если он обнаружит славу в своём несчастии, они разделят его вместе с ним. Он страдал по причине своего возвышенного служения как апостола и посланника Божия и Ефесяне, плоды этого апостольства. Следовательно, они имеют право отражать славу. Когда одной части тела Христова причиняется боль, всё тело сочувственно страдает.

14. Для сего — См. на 1 ст. Мысль, которая была прервана в первом стихе, здесь возобновляется, следует пространное вступление.

преклоняю колена мои — Относительно преклонения колен, как положение при молитве (см. Лук. 22:41; Деян. 7:60; 20:36; 21:5; Рим. 14:11; Фил. 2:10).

Господа нашего Иисуса Христа, — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.)

склонно к опущению этой фразы.

15. всякое отечество — В других переводах «всякая семья». Было много дискуссий или эту фразу переводить «всякая семья» или «каждая семья» или«отечество». Греческую фразу можно перевести любым образом, хотя обыкновенно такая конструкция, как приведённая здесь, должна быть переведена «каждое» а не «всякое». Однако можно процитировать целый ряд исключений из этого правила, в которых такие, как и здесь конструкции стоят за «всякое» или«полное», «сплошное» Матф. 3:15; 28:18; Деян. 1:21; и т.д. Известное возражение в Ефес. 2:21, где подобная конструкция переведена «всё здание» или«всё устройство», как сказано в RSV, в то время как в гл. 3:15 там же RSV переведено «каждая семья». Поскольку Греческая фраза не вполне определённа, в таком случае должен решить контекст, какой перевод принять. Павел, по-видимому, говорит о единстве и кажется, представляет себе несколько семейств или «отечеств» на небесах. Священное Писание не может дать такого описания. Поэтому, кажется лучшим принять чтение «всякая семья» или «всякое отечество», что и отражает смысл единства и цельности общества Бога, Отца всех, тема, к которой апостол многократно возвращается.

16. богатству славы Своей. — Сравните гл. 1:18. Это мерило, согласно которому Бог изливает Свои благословения на человечество, следовательно, неограниченные источники находятся в распоряжении детей Божиих. Человек измеряет согласно своей собственной немощи и незначительности, Бог согласно Своих неограниченных богатств и славы. Павел не удовлетворился тем, что его обращенные стали просто христианами по имени. Он желал, чтобы они получили обилие духовной жизни, разделяя славные богатства царства Божия.

крепко утвердиться — Могущество, которое возрастает, является силой Божией. Сила передаётся через действие Святого Духа. Та же сила, которая обратила людей, должна постоянно пребывать в них, если они желают быть возрастающими христианами. Именно здесь то состояние, где многие христиане потерпели неудачу. Они не осознали, что духовная стойкость требует также много благодати Божией, как и первоначальное обращение. Подобно тому, как физическая сила возрастает через принятие пищи и умственная жизнь чрез мышление, так духовная жизнь подкрепляется непосредственным присутствием и силою Святого Духа.

во внутреннем человеке, — Греческая фраза подчёркивает силу, входящую внутрь и остающуюся там. Насущные духовные силы внутри человека не берут начало в его собственной натуре, он не имеет ничего собственного, что мог бы предложить, ничего собственного, чем бы мог похвалиться.

17. Верою — Именно вера подготавливает почву сердца для Христа. Вера доверяет истине о Боге и Его обетованиям и постоянно поддерживает принципы жизни (см. на Рим. 4:3).

вселиться — Греч, kato1Кeo, «жить», «пребывать», «быть в доме», «поселиться». Идея постоянного пребывания присоединится теперь к утверждению 16 ст. Христос не случайный посетитель, но пребывающий в сердце, с постоянно имеющейся в распоряжении силой, для просвещения и очищения (ср. Ин, 14:23; Откр. 3:20). [1018]

18. укорененные и утвержденные — Эти два отличительных образа многократно употреблялись Павлом и другими писателями Священного Писания Пс. 1:3; Иер. 17:8; Кол. 1:23; 2:7. Павел часто сочетал иносказания, чтобы усилить свою точку зрения 1Кор. 3:9.

в любви, — Эти слова в Греческом подлиннике находятся в подчёркнутом начальном положении. Таким образом, они могут быть приняты как соединённые с первой частью 17 ст. читается так: «верою вселиться Христу в сердца ваши в любви». Или они могут быть поняты как соединённые со словами, укоренённые и утверждённые с подразумеваемым чтением: «укоренённые и утверждённые в любви». Любовь, которая «укоренена» глубоко в почве души, привлекает все способности ума, в то время как любовь, которая «утверждена» является твёрдым основанием, на котором покоятся, все наши взаимоотношения. Her аргумента против любви такого рода, ибо нет ничего большего его 1Кор. 13 гл. Любовь истекает непосредственно из опыта преобладающего пребывания Христа, и становится укореняющей и утверждающей силой единства между Богом и человеком, и между человеком и его ближними.

могли — Тема, вне пределов досягаемости обыкновенного понимания, поэтому Павел молится, чтобы его слушатели могли получить особую, необходимую силу для достижения её.

постигнуть — Буквально, «понять», иносказательно «постичь».

всеми святыми, — См. на гл. 1:1. Есть определённые духовные дела, про-

исходящие только в личном сердце, но есть и другие вопросы, которые принадлежат всему обществу Бога и понимание любви Христовой является одним из них. Это всеобщее обладание, которое соединяет верующих вместе.

широта — Павел не излагает каких-либо определённых размеров измерений упомянутых в этой части стиха. Комментаторы истолковывают это по-разному. Возможно, самое простое объяснение, что Павел внезапно прекратил своё изречение, как будто преисполненный, поражённый величием темы, которую он созерцал. Он просто, в конце концов проникновенно растроган, поглощённый созерцанием тайны, — пребывания Христа, любви Божией, единства тела Христова или особенно Христовой любви 19 ст. Это подобно тому, как если бы в звёздную ночь, наблюдатель обозревал во всех направлениях безграничной Божией вселенной, теряясь в изумлении.

19. превосходящую разумение — Любовь Христа выше понимания человека, ибо она безгранична и свободна, никогда неистощима и всегда представляет новые сферы или лично возрастающего опыта любви 1Ин. 4:9. Люди могут лишь поверхностно коснуться силы жизни, которая может быть обнаружена в опыте полноты любви Христовой.

любовь Христову, — Здесь очевидно, не наша любовь ко Христу, но Его

любовь к нам.

полнотою Божиею. — См. на гл. 1:23. Это славное завершение дела, пребывания Христа в жизни. Церковь подобна сосуду, должна исполниться небесной благодатью так, чтобы отдельные члены, составляющие тело Христа, проявили или отразили что-либо из «полноты Божией». Павел представляет наиболее возвышенное состояние человеческой природы и его возможности для возрастания в благодати. Человек был создан по образу Божию. Ему были даны возможности усовершенствования и высокое преимущество стать соучастником «Божеского естества» 2Пепи 1:4. Благословения Божий не делятся ограничено на части. Они ведут к постоянному возрастающему пониманию мыслей Божиих, и заполнению духовной силой свободных мест в жизни людей. Поскольку лишь во Христе обнаружилась полнота Божия Кол. 2:9, Божественная «полнота», приходит к человеку только через пребывание Христа в его сердце (см. Ефес. 3:17).

20. Тому, — Всё содержание, которое Павел намеревался представить до сих пор в послании, заключается в величественном прославлении 20, 21 ст.Прославление Бога охотно исходит от обращенного сердца. В Священном Писании отмечено много прославлений 1Тим. 6:15, 16; Откр. 1:6, и каждое из них со своим отличительным смыслом. В этом месте, апостол преисполнен чувством неописуемой силы Божией и Его неограниченной любви к людям.

силою — См. на Ефес. 3:16; ср. Ефес. 1:19, 20; Кол. 1:29.

может — Павел многократно подчёркивает способность Бога выполнить всё, что Он наметил исполнить Рим. 4:21; 11:23; 2Кор. 9:8. Павел видел, какое

великое ободрение для уставшего святого, когда он уверен, что не возлагает своей веры на какого-либо слабого и с недостатками человека. [1019]

несравненно больше всего. — Греч, huperekperissou, «сверх всякого ограничения». Павел употребляет чрезмерно оптимистические слова. Здесь он указывает на превосходящее изобилие, которое выше всякого исполнения (ср. 1Фес. 3:10; 5:13). Это изобилие в особенности проявлено во время самой глубокой нужды (ср. Рим. 5:20), и верующий должен лишь стремиться, чтобы овладеть им.

просим, — Скорее, «просим за [кого-то]», «просим о себе». Полное выражение, несомненно, относится к духовным качествам «полноты Божией» 19 ст. Павел присоединяет ударение относительно сверх изобилия благодати и даяний Божиих. Источники духовной силы, доступные для нас, свыше самого большего понимания. Мы не просим их так, как должны. Сравните увещевание нашего Господа (см. на Матф. 7:7).

21. слава — Только Богу принадлежит заслуга, признание и честь за спасающую работу благодати. Не может быть места для присвоения достоинства и славы со стороны церкви или её членов.

в Церкви во Христе Иисусе — Повод для прославления Бога обнаруживается тогда в этих двух местах, — в церкви, ибо там отражена Его слава, — во Христе, ибо Он глава тела церкви.

во все роды, от века до века. — Буквально, «во все поколения, из века в

век», то есть, вечно.

Аминь. — См. на Матф. 5:18.

Так заканчивается и первая часть послания. Удивительная слава и воплощения в обетованиях Бога к Своему заблудшему, но всё же надеющемуся чаду, были темой, которую нельзя выразить человеческим языком. Она оставляет сердце приподнятым, дух целомудренным, и даёт живую надежду на пришествие царствия Божия в его полноте.

Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе Ефесянам

I 5СЦ 730.1-21 СП 391.3 ДА 302.5-11 ДА 159.

6 ДА 19; ЖВ 402.

6, 7 2СЦ 609.

8 ДА 134, 567, 600; ВБ471; ОЖ 17, 84; 5СЦ 74, 730, 731.8-10 6СЦ 13.

8-11 СП 292.

9 ДА 527; СЕ 186; 2СЦ609.9,10 МЖС 368.

10 ДА 9; Вое. 308.

10,11 ЖВ26.

II НУХ397.

13-21 ОЖУ 439; 0X71.

14 СЕ 178; ПЦ48; ОЖ 84.14,15 ДА И; ЖВ25; 6СЦ366.14-19 СИ426; 8СЦ289; 9СЦ183.

15 Вое. 306; ВБ677.

16 ЖВ200; СЕ 262; 8СЦ 132.16-19 С3 593; ВБ476; ОЖ 84; 2СЦ522.16-21 ОХВ 180.

17 РУУ223; Ев. 361.

17-19 ДА 334; СП 387; ЗСЦ213.

18, 19 ДА 469; НУХ 129; ЖВ 670; ОХВ 178; НПХ 34, 76; 2СЦ213,

266; 5СЦ264, 740; 7СЦ214.

18-20 8СЦ335.

19 ДА 308; ПП 64; 2СЦ215; ЗСЦ467; 5СЦ 105.19,20 СЕ 262.

20 НУХ 147, 397; ССШ 108; ЖВ 200, 249, 421, 679; Вое. 307;ВБ351; СЕ 38; НПХ 20; МС 203; ПП 554; СП 208; 5СЦ 50;7СЦ273.