Глава 4

1. Итак я, — Этот стих начинает тему, которая может быть названа практическим разделом послания, хотя апостол Павел не рассуждает об учении и практике, как отдельных сферах веры. Теория, и её применение вплетены в ткань его высказываний о великой теме единства верующих. Но в этом разделе особое увещание дано относительно христианских обязанностей и преимуществ с точки зрения благодати, которая была получена и согласно ответственности, которую собратья верующие должны были иметь один к другому. Ударение в данном случае ставится более на эффект, чем на основание духовной жизни.

узник — См. на гл. 3:1.

поступать достойно — См. на Ефес. 2:2; ср. Ефес. 2:10; 5:8, 15; Кол. 1:10. Невозможно быть вполне достойным нашего звания, но возможно быть постоянно под водительством Божиим. Бог не призвал нас, потому что мы достойны, ибо достоинство следует после призыва. [1021] Но человек никогда не может быть призван Богом, если он полагается на своё достоинство. Когда блудный сын громко рыдал, что он недостоин, называться сыном своего отца, он выразил признание всех верующих грешников Лук. 15:19. Ефесяне, которые прежде были «чужие и пришельцы», теперь соединились в одном теле с прежним избранным народом Божиим и получили обетование, призваны проявить определённые, очевидные доказательства этого чудесного изменения. Поступать достойно звания христианина, может означать более, чем только заботиться об отдельных фактах внешнего поведения, это относится к внутреннему состоянию и позиции, которая предусматривает побуждающее влияние прежде действий.

2. смиренномудрием — Греч, tapeinophrosune, «смирение ума» (см. на Деян. 20:19). Идея «смиренномудрия» не имеет высокого уважения среди людей не христиан. У небиблейских писателей tapeinophrosune и его производные слова означают унижение духа, но христианство возвысило их к понятию не эгоистического, бескорыстного смирения. Учитель представил себя в связи с ярмом, которое его последователи должны взять на себя, будучи «смирен сердцем» Матф. 11:29. Повеление поступать со всяким смиренномудрием, трудно

передать не возрождённому сердцу, ибо оно склонно быстро реагировать как каждое естественное побуждение человеческого духа.

кротостью — Греч, praotes (см. Гол. 5:23; ср. на Матф. 5:5, где употребленное ргащ родственное прилагательное). Кроткий человек принимает несправедливости, причинённые ему другими, рассматривая их как испытание жизни Это неотъемлемое качество для единства церкви, без него вскоре проявится разделение. Кротость это отказ от самозащиты, даже при подстрекательстве и посему не может существовать без смиренномудрия.

долготерпением, — Греч, makrothumia (см. на Рим. 2:4; Гол. 5:22). Терпение при любых условиях и по всякой причине составляют сущность долготерпения. Это Божественное качество, которое Бог проявил во всех отношениях на протяжении тысячелетий к восставшим, грешным ангелам и людям, и которое снизошло к человеку, как плод Духа. Это слово многократно употреблено для описания Божественного терпения 2Пепи 3:15; Рим. 2:4; 1Тим. 1:16.

снисходя — Греч, apecho, «относиться терпимо к кому-либо».

любовью, — Качество снисхождения проявляется только сердцем, которое любит.

3. Стараясь — Или, «серьёзно стараться».

единство духа — Павел допускает, что это состояние единства, данное Духом Святым уже существует и он побуждает, чтобы оно поддерживалось через проявление добродетелей, которые он перечислил. Теперь он переходит к семи особенностям, в которых это единство выражается, единство в котором мир является «связью» или «скрепляющим средством».

4. Одно тело — См. на гл. 1:23; 2:15, 16. В гл. 4:4-6 встречается семикратное повторение слова «одно». Тема апостола в этих стихах, — единство. Имеется много членов, но тело одно (см. на 1Кор. 12:12-14). Христианин не одинокий странник, но он принадлежит к живому организму, семье Божией. Это вполне восстановленное положение, постоянное сообщество, которое приравнивается к человеческой семье, как наивысшему предмету своей привязанности.

один дух, — Это тот же Дух, о котором упоминалось в 3 спи Такой же Дух, который, как вознаграждающая сила, был рекомендован Никодиму Ин. 3:5. Все дары, плоды, качества христианской жизни, нисходят от Духа, Живущего в личной жизни верующих, и таким образом, в церкви. Дух устраняет разделения внутри отдельной человеческой жизни, внутренние разногласия, которые превратили жизнь многих в настоящее поле битвы. Разделение, является определённым признаком того, что Дух Святой отсутствует.

одной надежде — Надежда возникает от призыва Божия к человеческому сердцу — надежда спасения и явления Господа Turn. 2:13. Это надежда заключительного осуществления царства, которое представляет реальную, прочную основу для мира и радости, мужества и хорошего настроения. Дух утверждает эту надежду (ср. Ефес. 1:13, 14), которая в свою очередь объединяет верующих

и становится, в самом деле «живым упованием» 1Пет. 1:3. Такая надежда непременно приведет к преобразованию жизни, ибо «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» 1Ин. 3:3.

вашего звания; — В других переводах «вашего призвания», то есть, принадлежать к вашему званию или призванию, как неотделимо связанному с ним. Они имеют надежду через самый факт их признания.

5. Один Господь, — См. на Шор. 8:6. Здесь наивысшая цель верности. Те, которые проявляют полное подчинение и преданность такому Господу, не будут во вражде друг с другом. Он Господь по праву творения и восстановления и всякий авторитет покоится в [1022] Нём. Абсолютное повиновение Ему, является величайшей радостью для христианина. «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди» 1Ин. 2:3.

одна вера, — Павел, кажется, говорит о вере во Христа, как личного Спасителя, присущей одному лицу скорее, чем о вере, как системе вероисповедания (ср. на Рим. 1:5). Есть только одно средство спасения, именно вера (см. на Гол. 2:16). Как Иудеи, так и язычники входят в церковь «тело» Ефес. 4:4 только путём веры Рим. 3:29, 30.

одно крещение, — Водное крещение надлежащим образом, символизирует смерть и воскресение. Также оно имеет значение очищения и является публичным провозглашением союза с телом Христа церковью. Принятые таким образом в видимую церковь все вместе символизируют подобие смерти и воскресения Христа Рим. 6:3-5.

6. Один Бог и Отец всех, — См. на 1Кор. 8:6. Общепринято, что Отец является источником полного единства. Величайший факт, что человеческое сердце может узнать, что Бог является Отцом, Которому можно довериться, Отцом, который является другом человека. На протяжении веков, люди тосковали о личности, к которой, они могли бы обратится, именно те, которые испытали, как не дружелюбен мир.

над всеми, — Он является наивысшим в Своём собственном доме. чрез всех, — Бог вездесущий (см. на Пс. 138 гл.).

во всех нас. — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению местоимения, но вполне допустимо чтение «нас» (в других переводах «вас»). Опущение любого местоимения делает фразу параллельной с двумя предыдущими фразами и лишает силы значение выражения Павла.

7. Каждому — Существует очевидный порядок и план в распределении работы и талантов каждому лицу (ср. Рим. 12:6). Каждый дар своей ценностью содействует единству церкви. Не должно быть места для гордости со стороны тех, которые имеют больше даров, ибо большего ожидают от них, также недолжно быть зависти со стороны тех, которые получили меньше талантов, ибо они ответственны за проявление только того, что они получили (см. НУХ 127;ВМ309; 2СЦ245; 9СЦ37).

Ефес. 4:7-13 имеем дело с разнообразием даров внутри церкви. Павел сделал более полное сообщение о разновидности даров в 1Кор. 12 гл. Сравните урок Иисуса в притче о талантах Матф. 25:14-30. Имеется разновидность не только в сверхъестественных дарованиях, которые Бог дал людям для особых целей и случаев, но также в обычных духовных способностях различных лиц.

8. сказано: — Цитата взята из Пс. 67:19. Относительно значения первоначального цитирования (см. на Пс. 67:19; см. вступление к Пс. 67гл.).

«восшед — Павел применяет слова Псалмиста к вознесению Христа. Он указывает на воскресение Христа, как гарантию Его способности дать дары Духа людям (ср. на 1Кор. 15:12-22).

пленил плен — Здесь, несомненно, в значении «пленил множество пленных». В псалмах ссылка вероятно на пленных врагов Израильского царя. В данном случае, ссылка может быть понята в отношении пленённых смертью и воскресших со Христом в Его воскресение (Матф. 27:51-53; ср. РП184,189, 190; ЖВ 786). Узы греха были разорваны, пленники сатаны были увлечены силою Христа.

дал — В Еврейском тексте и в переводе LXX Пс. 67:19 «принял». Так вдохновенный писатель, Павел приспособил заявление псалмиста к действиям Христа в распределении духовных даров, последующих за Его триумфальным входом в небеса.

9. «восшел» … нисходил — Вознесение Христа подразумевает, что было и предшествующее ему нисхождение (ср. Ин. 3:13). Сын Божий не только снизошёл, Он испытал самую большую глубину человеческих переживаний, таким образом делая Своё вознесение к престолу славы ещё более славным.

прежде — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между опущением и оставлением этого слова.

преисподние места земли? — Эта фраза может быть понята как ссылка или на саму землю, «землю» в смысле подходящем к «преисподние места земли» или к «аду» (hades, см. на Матф. 11:23), где душа Христа описана как находящаяся в состоянии смерти (Деян. 2:31; см. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл., 918 стр.). Последнее истолкование должно иметь место к смерти и [1023] погребению Христа. Это было Его унижением, которое вело к Его возвышению Фил. 2:5-11. Благодаря такому пережитому опыту, Он стал чутким, отзывчивым и действенным Первосвященником, знакомым со всеми превратностями человеческой жизни, даже самой смертью Евр. 2:14-18; 7:25-27.

10. Он же есть и восшедший — Нисхождение было глубоким, но вознесение было ещё более высоким в сравнении с любой глубиной (ср. гл. 1:10, 20-23).

превыше всех небес. — Возможно, указывает символически на высоту превозношения. Иудеи говорят о высоте семи небес, и сам Павел ссылается на третье небо 2Кор. 12:2.

наполнить все. — Некоторые придерживаются мнения, что Павел здесь говорит о вездесущности Христа, что как человек, Христос принял ограничения человеческой природы, но теперь Он в состоянии даровать Свои дары и излить Свою благодать в неограниченной силе и славе, что Он является Светом мира, Солнцем праведности, проливая Свои жизнедательные лучи в каждый мрачный уголок. Другие придерживаются мысли, что апостол здесь говорит о Христе, наполняющем всё, в смысле, что Он Глава тела «полнота наполняющего всё во всём» гл. 1:23. Всякое благословенное познание истекает к человеку от Него.

11. Он поставил — В Греческом языке слово «Он» подчёркнуто, что означает «Он Сам», конкретно определённое слово.

Апостолами, — См. на Деян. 1:2; 1Кop. 12:28. Павел не говорит о том, что определённые дары были даны людям, чтобы они могли стать апостолами, но что получившие дар личности, были даны церкви. Церковь получила для своего служения людей, которые были надлежащим образом, приготовлены для своих обязанностей. Сравните Рим. 12:6-8.

пророками, — См. на Быт. 20:7; Матф. 11:9; 1Кop. 12:10. Пророки излагали и объясняли волю Божию, которая была возвещена им сверхъестественным образом. Они упоминаются в Ефес. 2:20; 3:5 наряду с апостолами. Идея предсказания не является существенной для значения слова и также элемент предсказания не обнаружен во всех пророческих изречениях Деян. 15:32; 1Кop. 14:3. Пророческий дар совершенно необходим для учреждения церкви в НЗ времена и является определённым руководителем церкви остатка Откр. 19:10.

Евангелистами, — Греч, euaggelistai, «проповедниками Евангелия», слово родственное euaggelizo (см. на Деян. 8:4). Euaggelistai очевидно не были прикреплены к какой-либо местности, но несли своё свидетельство с места на место. Они, вероятно, не проявляли полного авторитета апостолов Деян. 21:8; 2Тим. 4:5. Кажется, что служение Евангелистов главным образом было направлено на проповедь язычникам, в то время как пастыри и учителя служили в местных общинах.

Вероятно, возникает вопрос, почему Павел не ссылается на работу епископов, диаконов и других служителей в этом месте Священного Писания. Очевидно, здесь он говорит о тех, которые были особенным образом заметны через получение даров Духа с целью наставления, скорее, чем о тех, которые были заняты административными вопросами, — однако без подразумеваемого превосходства или подчинения. Эти служения не были взаимно исключающими.

пастырями и учителями, — Структура этой фразы в Греческом языке подчёркивает, что Павел намеревался говорить в двух фазах одного служения. Любое эффективное служение, это учительское служение. Пастырская функция служения представлена в Ин. 21:16; Деян. 20:28, 29; Шет. 5:2, 3; и т.д. И

учительское направление в Деян. 13:1; Рим. 12:7; 1Тим. 3:2, и во многих других местах. Сам Учитель, был великим Пастыреначальником, Который пас стадо и учил их.

12. К — Или, «с целью», «с намерением».

совершению — Греч, katartismos, «снаряжать», «экипировать», «наряжать», «совершенствовать». Глагол katartizo употреблён в Матф. 4:21 для исправления сетей и в Гол. 6:1 для восстановления павших в согрешении. Сравните на 1Кор. 1:10. Дары были даны с целью «исправления» святых и их объединения. Совершенствование включает в себя, как подчёркивает контекст, приведённое в порядок служение и управление церковью.

дело служения, — Или, «дело помощи», «дело обслуживания», таким образом, включая все виды служения и обслуживания внутри церкви. Служители церкви не должны господствовать над стадом, но рассматривать самих себя как слуг. Это непосредственная цель даров.

созидания — Или, «сооружения», «устройства», «застраиваться вокруг». Церковь должна возрастать «застраиваться вокруг», как в характере, так и численно.

13. Доколе — Упомянутые служения будут необходимы, и будут продол-

жать своё существование до установления царства Божия.

придем — Или, «прибудем», «достигнем».

единство — Это слово соединено как с верой, так и с познанием, то есть, единство во Христе и единство в познании Его. Вера всегда связана с познанием.

познания — Греч, epignosis, проявление духовного «познания» (см. на гл. 1:17).

мужа совершенного, — Или, «зрелого человека». Эта ссылка более всего направлена не к отдельной личности, но к церкви, которая должна придти к состоянию согласованного единства, полноте и зрелости в противоположность младенцам, отмеченным в 14 спи Уподобление Христу, вот цель, которая должна быть достигнута как каждой отдельной личностью, так и церковью в целом Рим. 8:29. Отказ от возрастания является более великим грехом, чем сама незрелость и всё это истекает от самоудовлетворения и низких идеалов.

возраста — Греч, hel1Кia, «век», «период жизни», «рост», «стан», «фигура». Здесь идея зрелости кажется будет наиболее подходящей. Сравните Лук. 2:52; 12:25.

полного … Христова; — См. на Ефес. 1:23; 3:19; ср. Ин. 1:14, 16.

Только Христос имеет полноту возраста и является завершённым и совершенным человеком. Мы призваны быть соучастниками такого характера, и все служения в церкви и все дары Духа даны для этой цели.

14. младенцами, — Греч, nepioi, «ребёнок», «дитя». Это слово, так часто

переводимое «младенцы» Матф. 11:25; Рим. 2:20; и т.д. Иносказательно оно обозначает скорее детскую несерьёзность, чем их невинность, простоту и искренность (ср. 1 Кор. 3:1; 13:11; Гол. 4:1, 3; Евр. 5:13). Мы с удовольствием желаем стать подобно «маленьким детям» paidia Матф. 18:2-4, в скромности, и доверии, но не в непостоянстве или незрелости. Цель данных даров, ,чтобы дети Божий могли достигнуть зрелого духовного возраста. В таком состоянии нет более такого жалкого вида, как приостановка умственных и физических проявлений в личности зрелых годов.

колеблющимися и увлекающимися — Буквально, «быть бросаемым волнами». Потеря постоянства, так свойственна юношеству, не должна быть отличительным знаком верующего — терпение, стойкость, устойчивость вот его характерные черты (ср. Иак. 1:6; Евр. 13:9). Те, которые всегда ищут чего-либо нового и прельщаются любыми сенсационными идеями, представляют слабое основание для жизни церкви. В равной мере теологические и философские рассуждения сверх законных границ приведут к неустойчивости веры и характера.

ветром учения, — Или, «ветром определённого учения». В данном случае Павел не пренебрегает учением или богословием как сущностью основной части познания о Боге, но скорее предостерегает против колебаний, неуверенности и неопределённости, которая столь часто сопровождает богословие. Он, несомненно, также ссылается на пустое рассуждение, которое часто отмечает религиозные споры или дискуссии. Обе эти крайности являются мешающими элементами в жизни церкви.

лукавству — Буквально, «играть в кости». «Ветры учения», рассчитаны на обман, подобно тому, как какой-либо неподозревающий игрок становится жертвой коварного шулера. Это не просто вопрос случая, ибо при игре это нечестное добытое преимущество проявления учения Христа не является фактически таким. В своём последнем обращении к Ефеским пресвитерам в Мелите, Павел предостерёг их, что «лютые волки» должны войти в их среду Деян. 20:29, и очевидно что это время наступило. Целостность в учении истины является настолько же существенной, как и честность при её применении на практике.

хитрому искусству — Греч, panourgia, «искусный», «хитрый», «мошенничество», «лукавство» (см. на Лук. 20:23; Шор. 3:19).

обольщения, — Буквально, «для [или с целью] лукавого обмана». Их конечная цель обман.

15. истинною — Греческое слово включает идею сущности истины в такой же мере, как и говорить истину, именно то. что последующая истина подразумевает, скорее, чем обманчивые учения, против которых Павел предостерегал. Простой дух искренности и праведности является действенной охраной против ветров ложных учений (см. Ин.3:21; 8:44; 18:37; 1Ин. 1:8; 2Ин. 4).

любовью — Любовь и истина нераздельны. Истина не должна быть лить правильной в идее, но любезной в образе действий (ср. Гол. 4:16). Любовь, однако, не подразумевает прощение греха. Никто из апостолов не был [1025]

более определенным в своём разоблачении грешников, чем Павел, но любовь была внутренним состоянием его сердца, в то время как он говорил истину; любовь требовала говорить истину (см. Ефес. 3:17-19).

глава — Подобно тому, как деревья пускают корни вниз, в почву для получения питания и влаги, так возрастающее дитя Божие простирается ко Христу ради своей жизнеспособности и получения средств к существованию. Союз со Христом является одновременно причиной и результатом возрастания. Он глава каждого человека в такой же мере, как и всей церкви 1Кор. 11:3.

16. составляемое — Сравните гл. 2:21. Возрастание в Нём гарантировано энергией, текущей от Него к членам тела, которые тесно соединены вместе. Таким образом, личности самых различных дарований в состоянии трудиться совместно.

совокупляемое — Непрерывное соединение одного члена с другим, гарантирует твёрдость и силу. Сложное строение возрастает посредством контакта с главой, дающей благодать.

действии — Греч, energeia, «действующая сила», «действие». Наше слово «энергия» происходит от energeia. Каждая часть тела имеет свою существенную обязанность для исполнения. Каждый член является деятельным членом.

каждого члена, — Существенная мысль заключается в том, что совместная согласованность и общий рост совершается чрез связь с главой (ср. Кол. 2:19).

приращение — В то время как источником снабжения является глава, каждая часть или член должен исполнить свою работу, чтобы осуществилось приращение. Возрастание происходит в двух направлениях, — численное возрастание церкви и лично, в духовных качествах.

созидания — См. на 12 ст.

17. говорю и заклинаю Господом, — Увещание, которые следуют далее, будут даны в свете Христа, как главы церкви и источника силы для праведной жизни. Павел не выражает просто своё личное мнение. Он глубоко осознавал всё то. о чём желал научить их. О подобном утверждении (см. Деян. 20:26;Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; Гол. 5:3; Фил. 1:8; 1Феа 2:5).

поступали, — См. на гл. 2:2, 10.

прочие народы, — Буквально, «остальные язычники». Однако, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению «прочие». Павел настаивает на том, что верующие должны отличатся от язычников. Ефесяне когда-то сами были язычниками, но теперь они стали принадлежать к «Израилю Божию» Гол. 6:16.

суетности — Греч, mataiotes (см. на Рим. 8:20). Мысль заключается не в тщеславии и самонадеянности, но в бессмысленности и пустоте целей. Без Христа язычники бесцельно блуждали. В Рим. 1:21-32 Павел приводит картину абсолютной развращённости, когда люди предались «пустому» (mataws) вооо-

ражению. Это вырождение свило себе место в руководящей части человеческой натуры, в мыслях, так что целенаправленное использование способностей уступило неверному и неуправляемому воображению. Такая суетность была не только ничего не стоящей, она была унизительной.

18. помрачены в разуме, — Имеется в виду, затемнение ума. Иносказательно тьма, многократно употребляется в Священном Писании Ин. 3:19; Деян. 26:18; 1Ин. 1:5, 6; Кол. 1:13; 1Фес. 5:4, 5. Естественный ум не в состоянии уразуметь духовную истину, ибо он был испорчен грехом не только в его моральном восприятии, но и в его рассудительных способностях. Лишённый помощи свыше, разум совершенно непригоден к духовной проницательности, так необходимой для спасительного знакомства с Богом.

отчуждены — См. на Ефес. 2:2; ср. Кол. 1:21. Это слово, также как и Греческое, от которого переведено, подчёркивает прежнее пребывание в союзе. Человек, который однажды придерживался связи со своим Творцом, теперь отделён от жизни Божией, то есть, от жизни, которая исходит от Него 1Ин. 5:11. Отчуждение от жизни Божией означает потерю вечной жизни — духовную смерть.

невежества — Их невежество не явилось как результат их умственной неспособности, но по причине морального недостатка, за что они могли быть ответственны. Невежество относительно воли Божией не извинительно, когда представляется возможность узнать эту волю, ибо Бог никогда не может смотреть «сквозь пальцы» на вину невежества (ср. Деян. 17:30).

ожесточения — Греч, porosis, «ожесточение», в смысле духовной бездушности и нечувствительности (ср. Рим. 11:25). В Рим. 1:21 Павел описывает, как случилось подобное ожесточение. Как в том случае, так и здесь подразумевается, что люди сами навлекли его на себя.

19. дошедши до бесчувствия. — Или, «стали бесчувственны». [1026]

предались — Это означает добровольную уступку. Огромная разница между тем, кто споткнулся чрез хитрые уловки диавола и тем, кто намеренно навлёк на себя его авторитет. Сравните Рим. 1:24, где сказано, что «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте». Но прежде чем Бог признаёт человека безнадёжным, всегда следует ответственное избрание грешника идти по пути зла, решение Бога никогда не предшествует этому выбору. Величайшие высоты и наибольшие низины, достижимы силою воли, проявленной в одном или другом направлении, или для праведности или для греха.

распутству — Греч, aselgeia (см. на Рим. 13:13). Это слово отмечает полную и безрассудную несдержанность к похоти. Человеческая природа, предоставленная сама себе, теперь такая же, как была тогда.

ненасытимостью. — Греч, pleonexia, «желание иметь больше», «жадность». Pleonexia часто употребляется в НЗ со словом нечистота (ср. Ефес. 5:3, 5; Кол. 3:5).

20. познали Христа, — В других переводах «узнали Христа». Здесь представлен резкий контраст жизни язычников. Эта фраза не встречается где-либо в другом месте: «знать Христа» более распространённое выражение 1Ин. 4:7;2Кор. 5:16; Фил. 3:10. «Познать Христа» не просто изучать что-либо о Нём, это означает познакомиться с Его служением и работой как Первосвященника, пророка, царя, ходатая и посредника и принять для своей личной жизни блага Его искупительного дела. Когда Сам Иисус сказал: «научитесь от Меня» Матф.11:29, Он представил Себя как образец, здесь Он представлен не как великий учитель, но как исключительная цель познания и веры.

21. Потому что — В других переводах «если так было». В Греческом оригинале положение представлено как истинное. Кроме того, ударение ставится на местоимении «Нём». Они слышали Его, как овцы слышат голос пастыря и они решились быть послушны Ему.

в Нем — Т.е., они получили познание о Нём чрез живой союз с Ним.

истина — Об определении слова «истина» (см. на Ин. 8:32). Иисус провозгласил, что Он есть истина Ин. 14:6. Вся истина воплощена в личности Иисуса. Это не философское предположение относительно Него, но знакомство с Ним и получение Его благодати, которая приносит истину в Нём.

Иисусе, Это обособленное имя редко употреблено в посланиях, обычное выражение суть «Иисус Христос», «Господь Иисус» или «Христос Иисус». Когда упомянуто только личное имя, подчёркивается историческая сущность Иисуса, воплощение, распятие, воскресение, вознесение. Он был откровением Бога, следовательно, вместилищем всей истины. Христианство стоит или падает на историчности этих событий. Павел утверждал всё на мысли, что в определённое время Бог необыкновенным образом вошёл в переживание человечества, посредством личности человека Иисуса.

22. образ жизни — Греч, anastrophe, «поведение», «вести себя». Относительно комментария на родственный глагол anastrepho (см. на гл. 2:3). Прежний образ жизни был описан в гл. 4:17-19. Прежняя, греховная природа должна быть возвещена снова; «и облечься в нового человека» (см. на 24 ст.). Одежда праведности должна занять место грязных одежд самоправедности.

ветхого человека. — См. на Рим. 6:6; ср. Кол. 3:9. Это выражение, кажется, выражает более чем ветхие действия или мысли, но включает исключительно мысли и характер, которые являются источником всякого действия. Ветхий человек умер Рим. 6:6, и не должен быть оживлён.

истлевающего — Буквально, «будучи развращённым», «испортившийся». Форма слова отмечает продолжение или увеличение морального разложения в состоянии «ветхого человека». Грех является разрушительным фактором в жизни, раковая ткань в духовном теле.

обольстительных похотях, — Буквально, «похотях обмана». Фраза состоит в противоположность «истине» 21 ст. Когда люди осознают рабство и разложение, которое приносит им грех, то он должен быть представлен таким, как он

действительно есть, в его страшном и ужасном виде. Однако его настоящий характер скрыт до тех пор, пока он не поработит свои жертвы. Похоти плоти обманчивы, ибо они обещают счастье, а приносят печаль, обещают свободу, но дают рабство, обещают защиту от результатов преступлений, но приносят лишь разрушение.

23. обновиться — Грех является незваным гостем, разрушителем первобытной чистоты человека. [1027] Несмотря на столетия вырождения, человек всё ещё проявляет некоторые черты первоначального создания Божьего и через работу Святого Духа в возрождении и освящении «ветхий человек» 22 спи может быть создан снова новым. Имеется глубокий разлад, как в человеческой душе, так и в человеческой семье; разлад, который возможно исправить только чрез объединённое влияние и силу Господа Иисуса Христа.

духом ума вашего — Изменение не означает лишь поверхностное изменение или новые доктринальные понимания, оно воздействует на природу ума, его руководящие принципы.

24. нового — Греч, kainos, «нового [в качестве]». Принять вид новой природы или «человека», это мы не в состоянии достигнуть сами собой и оно не является также просто обновлением человека. Бог является действующей силой, но изменение не совершается без человеческого согласия и сотрудничества (см. НПХ 142).

созданного — См. на Ефес 2:10; ср. на 2Кор, 5:17.

по Богу, — Буквально, «в согласии с Богом». Сам Бог является идеалом, по которому новый человек скопирован Матф. 5:48, и поскольку «новый человек» действительно возвратился к первоначальному состоянию человека, это обозначает восстановление образа Божия в душе (Быт, 1:27; Вое. 125; ср. Кол. 3:10).

праведности — Греч, d1Кaiosun (см. на Матф. 5:6).

святости — Греч, hosiotes, «благочестие», «святость». Это слово встречается в НЗ ещё только в Лук. 1:75. Относительно прилагательного hosios «благочестивый», «святой» (см. на Деян. 2:27; 13:34).

25. ложь, — Греч, pseudos, «ложь», «не истина», «обман»». Обман приносит своё собственное разложение души обманщика, часто причиняя ему больший вред, чем обманутому. Как могут те, которые являются последователями Того, Кто является истиной, сделать что-либо кроме одного, стойко придерживаться всевозможной честности во всём? В жизни христианина нет места, чтобы воспользоваться другим в торговых сделках, для приукрашивания рассказываемых историй, для придания ложного впечатления посредством намёка, давать обещание без намерения сдержать их, для передачи слухов и сплетен.

говорите истину — Цитата взята из Зах. 8:16. Говорить истину, утвердившаяся привычка христианина.

члены друг другу. — Ложь имеет склонность разрушить единство братства, обман направляет одного члена против другого (ср. 1Кор. 12:15). Не может быть истинного единства между человеком и человеком, кроме как на основании полного доверия (ср. Зах. 8:16).

26. Гневаясь, — Цитировано по переводу LXX из Пс. 4:5. Толкователи расходятся во мнениях или принять смысл в Еврейском Пс. 4:4 (5 ст. LXX) так как переведено в KJV или принять перевод LXX, с которым согласуется приведённое место Павла. В Греческом языке оба элемента «будьте вы гневливы» и«не согрешайте» являются повелительными. Были сделаны различные предположения, с целью избежать, значение повелительного тона быть гневливыми, ини одно из этих предположений не принесло удовлетворения. Возможно самое простое решение, рассматривать здесь сказанный гнев, как праведное негодование. Христиане, которые не возбуждаются к негодованию чрез проявление грехов и несправедливости, могут быть нечувствительны к некоторым фактам, которые должны бы их интересовать. Праведное негодование имеет наиболее важное название в поощрении людей в борьбе против зла. Иисус не гневался в силу любых личных оскорблений, но чрез лицемерный вызов к Богу и несправедливости, причинённые другим (см. Марк 3:5). Законный справедливый гнев направлен против несправедливого действия, без враждебности к грешнику. Необходимо быть в состоянии отделить эти два понятия, это есть наиболее важное христианское достижение.

не согрешайте: — Это повеление, так ясно подчёркнуто в Греческом оригинале. Предостережение дано, чтобы законный гнев, могущий быть оправданным, не привёл к чувствам личной обиды, мстительности и потери самообладания. Некто выразил подходящее замечание: «Мы преуспеваем в том, что, время от времени гневаемся, и мы в это время часто ошибаемся».

солнце да не зайдет — Здесь предусмотрена предосторожность против злоупотребления праведным негодованием. В то время как мы должны всегда оставаться в негодовании против греха, нужно помнить, что затаённые обиды разрушают душу. Справедливое, беспристрастное испытание свойств гнева покажет, или данная личность сможет легко и охотно молиться о личности, против которой направлено несправедливое действие гнева.

гневе — Или, «раздражении», греховное чувство личной обиды, в которую легко превращается даже справедливый гнев.

27. места — Т.е., сферы деятельности или благоприятной возможности.

Сравните Рим. 12:19). [1028]

диаволу. — Греч, diabolos, «обвинитель» (см. на Матф. 4:1). Павел употребил diabolos только в своих последних посланиях (ср. 1Тим. 3:6, 7, 11; 2Тим. 2:26; 3:3; Тит. 2:3), в то время как в своих более ранних посланиях применял обычное выражение Satanas, «сатана» (Рим. 16:20; Шор. 5:5; 1Фес. 2:18- 2Фес. 2:9; ср. 1 Тим. 1:20; 5:15). В 26 cm. предоставляется удобный для

диавола случай настраивать членов тела Христова одного против другого, следовательно, здесь совет, — не давать возможности места диаволу для действий.

28. вперед не кради, — Павел обращается преимущественно к вышедшим из язычников. Кроме того, есть множество путей открытого взимания имущества других, в которых мы можем быть также виновны в этом грехе, таких как обман или махинация в торговой сделке. Следовательно, повеление Павла, можно применить к исповедующим христианство. Воровство имеет много скрытых маскировок, но во всех случаях, это нарушение основной заповеди любовь к ближнему.

трудись, — Это может быть обсуждено так, или воровство стало причиной или результатом праздности, но конечно, труд является средством избавления от неё. Павел не просто воспрещает делать зло. Если истинно, что «природа не терпит пустоты», в равной мере истинно, что удалённые привычки должны быть изменены на другие (ср. Матф. 12:43-45). Праздность и воровство склонны идти рядом, также как труд и честность.

делая своими руками — Павел сам лично представил пример, трудясь своими собственными руками Деян. 20:34, в этом он последовал своему Учителю, Который трудился на плотницком верстаке Своими собственными руками. Честный труд неотъемлем от счастья людей, будь это умственная или физическая работа, и христианин не имеет права быть на содержании у других, если он в состоянии поддерживать себя. В тяжелом труде заключается терапевтическая ценность, наставление Павла настолько же справедливо психологически, как и истинно духовно (см. Рим. 12:11).

чтоб было из чего уделять — Это дополнительная причина к увещеванию трудится. Есть много тех, которые не могут содержать самих себя по причине возраста или нетрудоспособности или по другим причинам. Таковые представляют благоприятную возможность для проявления единства, которое является темой послания. Преимущество христианина, дать нуждающимся и тем, которые без такой помощи могут погибнуть. Приобретать средства ради своей личной выгоды есть не христианская деятельность, вознаграждение честного труда необходимо получить и раздать в духе христианского управительства. Верующий трудится, чтобы быть в состоянии помочь другим, затем после исполнения своих обязанностей по отношению к обществу, для поддержки самого себя. Таким образом, он живёт в заметном контрасте с вором.

29. гнилое — Греч, sapros, «гнилое», «плохое». В Матф. 7:17 sapros описывает худое дерево и в Матф. 13:48 несъедобную рыбу, которая была выброшена прочь. Грязная речь, является признаком разлагающего сердца, «ибо от избытка сердца говорят уста» Матф. 12:34. Богохульство и непристойные, бесстыдные песни и шутки, даже легкомысленная, безжизненная беседа, недолжны иметь места в христианской жизни, в самом деле, они являются признаком невоздержанного духа.

доброе — Недостаточно, чтобы христианин воздерживался просто от непристойной речи. Его слова должны исполнить полезную цель. Иисус предостерегал против произнесения праздных слов Матф. 12:36, слов которые не служат доброй цели.

для назидания — Буквально, для «созидания в силу нужды». Сравните с переводом RSV «наставления, соответствующего случая». В то время как сказанное не всегда может быть унылого или серьёзного характера, оно всегда должно воспитывать или созидать, делая людей лучшими, чем они были до слышания этих слов. Как в 28 ст. труд христианина должен быть для пользы других, так и в данном случае его слова должны служить для блага его ближних. Имеется в виду не только неприличная, нескромная речь, но также пропитанная духом эгоизма, злобы, критики или соблазна, разврата. Здесь в своих мыслях апостол, кажется, снова возвращается назад к центральной теме своего послания — единству. Всё то, что не служит воспитанию (этого единства, согласно контекста — переводчик) среди поверженных и разделённых, должно быть удалено. Сравните 1Фес. 5:11-14.

благодать — Греч, charts, здесь вероятно в значении «пользы» (ср. на

Рим. 3:24).

30. оскорбляйте — Греч, lupeo, «причинять боль», «огорчать». Греческая фраза может быть переведена, «прекратите огорчение». Здесь ясно подразумевается личность Святого Духа, только личность может быть огорчена. Относительно поведения, при котором можно оскорбить Святого Духа (см. на Матф.12:31). [1029J

запечатлены — Как в гл. 1:12, 13 о верующих сказано, что они были запечатлены «во Христе», так здесь они запечатлены в «Святом Духе» (см. на Ефес. 1:13; ср. 2Кор. 1:22). Относительно значения печати (см. на Откр. 7:2). Получение Святого Духа при обращении, является удостоверением Божиим, что верующий принят, что одобрение небес покоится на его избрании и опыте.

в — Скорее, «в виду». Именно это является надеждой, что верующие будут проявлять настойчивость, и что они будут прославлены. Это может быть только тогда, «если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца» Евр. 3:6. Действие запечатления не гарантирует навсегда спасение, ибо возможно согрешить против Духа Святого и таким образом лишиться искупления (см. на Матф. 12:31; ср. на Евр. 6:4-6). Грех, для которого нет извинения, приходит как высшая кульминационная точка в ряде огорчений. Как важно, поэтому быть на страже даже против единственного поступка огорчения.

искупления. — См. на гл. 1:14.

31. раздражение — Греч, p1Кria, «горечь», то есть, иносказательно настроение, характер и склонность характера. Раздражительная личность находится в состоянии продолжающегося антагонизма к своим собратьям, таким образом, теряя единство с ними (ср. Деян. 8:23; Рим. 3:14). Относительно перечня грехов, подобно здесь перечисленных (см. на Кол. 3:8).

ярость. и гнев — Греч, thumos kai orge. Thumos означает кратковременное ожесточение и возбуждённое состояние ума; orge, постоянное состояние обиды и вражды (ср. на Рим. 2:8).

крик, — Греч, krauge, «крик», «выкрик», «громкая ссора». Ссора между фарисеями и саддукеями по поводу учения о воскресении характеризовалась krauge криками Деян. 23:9.

злоречие — Греч, blasphemia, «богохульство», «клевета», «ругательство». Шумно кричащий вскоре становится клеветником, стараясь разрушить репутацию других. Все грехи, упомянутые в этом месте Писания, имеют склонность нарушать единство тела верующих, воздвигая барьеры между теми, которые должны придти вместе посредством их общего гражданства на небесах.

злобою — Греч, kakia (см. на Рим. 1:29). Некоторые усматривают естественный порядок в перечисленном Павлом списке грехов, раздражение вскоре становится страстным и вспыльчивым гневом, гнев сливается в постоянный гнев, гнев ведёт к непристойной ссоре, а ссора всегда сопровождается оскорблением и клеветой, и всё это исходит от сатанинской злобы, приютившейся в сердцах людей. Все эти качества должны быть удалены, ибо все они принадлежат к делам плоти Гол. 5:19-21.

32. добры, — Греч, chrestoi, «мягкий», «милостивый», «снисходительный». Просто доброта или мягкость (chresiotes) является одной из самых глубоких рекомендаций христианина и является плодом Духа Гол. 5:22. Она находится в прямой противоположности злобе в Ефес 4:31. Через духовную алхимию, обращение изменяет злобу в доброту.

сострадательны, — Греч, eusplagchnos, «сострадательный», «мягкосердечный». Это слово переведено также «сострадательный» в Шет, 3:8. Сравните выражение «облекитесь … в милосердие» Кол. 3:2, которое подразумевает нежное отношение к слабостям и нуждам других. Бездушное равнодушие к страданиям, всецело несовместимо с христианским духом (ср. Лук. 6:36; 1Пет. 3:8; Фил. 2:4).

прощайте — Доброта, и мягкосердечие принесут мало пользы, если они не будут выражены в прощающем духе. Доброта может быть просто видом вежливости или учтивости, если она неохотно совершает шаг прощения. Прощающий дух более чем идеал или добродетель, это определённая позиция сердца и души.

Сам Господь является исключительным образцом, Которому мы должны стараться последовать Матф. 6:12; Лук. 6:36. Для людей прощение было куплено безграничной ценой, тогда как люди не имели совершенно никаких издержек, исключая жертву какой-либо личной гордости, для просвещения другим. Наше просвещение может быть измерено на примере Божественного прощения (ср. Матф. 18:32, 33), а факт, который становится ещё более поразительным, когда мы его более оценим.

во Христе — Ключевая фраза в послании (см. на гл. 1:1). Нет основания для перевода «ради Христа». Такое чтение поддержало бы неправильное понимание того, что Христу необходимо было склонить Своего Отца уделить Своё бесчувственное внимание к грешнику, прежде прощения, которое может быть проявлено (см. 2Кор. 5:19; см. на Рим. 5:10).

вас. — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.), может цитироваться чтением «нас». [1030]

Комментарий Е. Г. Уайт к 4 главе Ефесянам

1 9СЦ276.

1-3 МЖС39; 0X65.

1-6 5СЦ 239, 292.

3 МЖС276; 9СЦ197.

3-5 ВБ 379.

5 9СЦ196.

7 НУХ 149; МЖС 37.7,8 НУХ 327.

8 ЖВ 786; РП 190.

8-16 8СЦ176.

11.12 МС249; 8СЦ 170.

П-13 ЖВ362; МЖС38; СП 29; ЗСЦ 446; 5СЦ 237; 6СЦ 48, 243,

291. 11-15 СП 52.

12.13 BBviii; СП 406.

13 ДА 49, 284; ХД 213, 298; СЗ 594; ССШ 30, 106; РУУ 491;Ев. 337; ОХВ 167, 199; ВБ 470; СЕ 283; МЖС 101; МС 32;ВМ 16, 45; ПХ 67; 2СЦ 237; ЗСЦ 446, 559; 4СЦ 359, 367,556; 5СЦ 105, 252, 264, 265, 267, 309, 484, 577, 597; 7СЦ 24;9СЦ48, 153, 184.

13.14 ДА 470.

14 Ев. 362; СЕ 289; 1СЦ418; ЗСЦ 427; 4СЦ 74; 5СЦ 80, 273.

15 НУХ67, 97; ПХ 67, 75, 81; СП 288; 1СЦ353; ЗСЦ 46; 4СЦ367; 5СЦ393, 500; 9СЦ 160.

16 СП 27; 7СЦ131, 174.17,18 ДА 470.

17-19 5СЦ171.

18 ЖВ764; 2СЦ138; 4СЦ147.

19 1СЦ189.

22-24 4СЦ92; 5СЦ 172.

23 ОХВ 182.

24 СУ 28; Вое. 27; СИ 163; 2СЦ484.

25 Вое. 286.

26 СП 101.

28 СУ 122; РП 58, 95; 1СЦ206.

29 ХД435; НУХ 336, 337; СЕ 122; НПХ 69; МЖС 114; 2СЦ302,316.

30 С3 561; СЕ 98; ВМ 387; 1СЦ 124; 2СЦ 263; ЗСЦ 73, 265;4СЦ 410, 491, 493, 626; 5СЦ 120, 310, 365; 8СЦ 56.

32 РП 26; НПХ 114; МЖС 235.