Глава 5

1. подражайте — Греч, mimetai, «подражатели», «имитаторы». Этот стих является продолжением и расширением смысла гл. 4:32. Апостол настаивает на том, чтобы Ефесяне наследовали пример Бога, особенно в духе прощения. Бог является образцом, идеалом, Которого мы должны стремиться достигнуть в этом случае с особой ссылкой на дух прощения. Конечно, серьезный, ревностный верующий, через личную благодать Бога сможет научиться прощать, даже в такой мере, как Бог простил.

чада возлюбленные, — Или, «возлюбленные дети». Знание, что Бог любит нас, является первым источником способности подражать Ему 1Ин. 4:19. Сознание Его Отцовства поощряет нас любить друг друга 1Ин. 4:11. Те, которые искренно называют Бога своим Отцом, неизбежно должны рассматривать других людей как своих братьев и сестёр.

2. живите в любви, — Или, «старайтесь ходить в любви», «сделайте это привычкой, разговаривать в любви». Вся жизнь должна быть проведена в атмосфере любви. Относительно определения слова agape (см. на 1Кop. 13:1).

как и Христос возлюбил нас — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.), может также цитироваться «вас» вместо «нас» (ср. на гл. 4:32).

предал Себя — Христос показал Свою любовь чрез отдачу Себя, и мы не можем сделать меньше. Сила любви Христовой была настолько велика, что Он добровольно предложил Себя в жертву. Одной из целей Его воплощения было, проявить Свою любовь и Отца, ибо «Бог во Христе примирил с Собою мир» 2Кор. 5:19. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Ин. 15:13.

приношение и жертву — Служение Христа и жертвенный акт, были прежде представлены в символическом служении во святилище. Добровольная отдача Христа, Самого Себя, прежде символизировалась в церемониальных обрядах древнего Израиля. Некоторые подчёркивают отличие между словом «приношение» как отмечающее приношение без крови и слово «жертву» как закалаемую жертву. Слова Греческого оригинала, таким образом, переведённые не подразумевают такого отличия. Павел, вероятно, позаимствовал эту фразу из Пс 39:7.

благоухание приятное. — Буквально, «благоухание душистого запаха». Богу Отцу в такой же мере понравилось приношение Христа, как и дух, в котором оно было сделано, однако не в смысле, что Он нуждался быть умиротворённым или примиренным (см. на Рим. 5:10). Относительно образа «благоухание приятное» (см. также на 2Кор. 2:15; ср. Фил. 4:8).

3. А — Один из поразительных контрастов, с помощью которого Павел часто достигал повышенного эффекта своей вести. Всё, что он теперь представил, находится в наиболее отвратительном контрасте с «приятным благоуханием» приношения Христа 2 ст.

блуд — Греч, porneia, обычное [1032] выражение для сексуальных незаконных сношений всякого рода (см. на 1Кop. 6:8).

нечистота — Или, «грязь», «засорение». Блуд и нечистота многократно упомянуты совместно, как в 2Кор. 12:21; Гал. 5:19; Кол. 3:5. Павел переходит от рассматривания святой любви к не святой любви, чтобы показать, как могут быть извращены наиболее святые чувства.

любостяжание — Греч, pleonexia, «желание иметь больше». Связь этого греха с блудом и нечистотой возможно многозначительна (ср. 1Кop. 5:11; Ефес. 5:5; Кол. 3:5). Любостяжание, это жадность иметь всё более и более, таким же является и признак всех сексуальных грехов. Алчность прихоти, как и скупость, необходимо рассматривать в свете величайших грехов, и все, которые носят имя христианина, должны питать отвращения к ним. Многие ли христиане готовы поместить грех скупости в таком перечне грехов, как блуд? Жадность, это смертельный грех, который часто проходит неотмеченным в наиболее почтенных кругах, в самом деле, он многократно укрывается за такими выражениями как «конкуренция» и «успех».

именоваться — Так ужасны и устрашающи упомянутые грехи, что они не были даже пригодны для рассуждения среди святых. Они упоминались лишь с целью порицания, но излишне было рассуждать о них, ибо они не должны существовать среди святых.

святым; — Греч, hagioi, «святые» (см. на Рим. 1:7).

4. сквернословие — Греч, aischrotes, «отвратительное, постыдное поведение», вероятно включающее непристойную развратную речь. Это слово больше нигде не встречается в НЗ.

пустословие — Безвкусный, глупый разговор. Каждое праздное слово будет представлено на суд Матф. 12:36, и безрассудная речь включает в себя более чем просто бессодержательность.

смехотворство — Греч, eutrapelia, состоит из двух корней, означающих «хорошо» и «поворачиваться»; следовательно «остроумность», но здесь это слово употреблено в низком смысле шутовства, непристойности или легкомыслия. Апостол не выражается против игры, лишённой юмора, но напротив шутовства, которое является грубым и низким.

не прилично — Т.е., не пригодно или не соответствует.

благодарение: — Дух благодарности и бодрости является лучшим противоядием для несоответствующего духа легкомыслия (ср. Иак. 5:13).

5. Ибо знайте, — Подчёркнутое выражение, означающее, что если и может быть что-либо недостоверным, сомнительным, это является определённым.Призыв обращается к совести.

блудник, — Греч. pornos, «прелюбодей», тот, который совершает porneia (см. на 3 спи). Личность с распущенным характером непригодна для царствия (см. Откр. 22:15).

нечистый, — Или, «нечистая личность» (ср. 3 ст.).

любостяжатель, — См. на 3 ст. Любостяжание определено как идоло-служение (ср. Кол. 3:5) и достойно подобного осуждения.

идолослужитель, — Жадный человек имеет бога, заключающегося в предмете его алчности. Идолопоклонство является одним из дел плоти Гал. 5:19-21.

наследия — См. на 1Кор. 6:9.

Христа и Бога. — Божественность Христа, по крайней мере, сильно подразумевается чрез тесную связь Его имени с именем Бога (ср. на Рим. 9:5). Греческую фразу также можно перевести: «Христа, даже Бога».

6. пустыми словами, — Буквально, «словами без смысла», такими, как упомянуты выше перечисленных грехов 5-5 ст. таковые не наследуют царствия. Зарождающейся церкви всё ещё угрожала ересь. Павел предостерегал против обманчивого образа действий ложных учителей, которые вкрадывались в христианские общины. О дальнейших общих предостережений, относительно обманов, которые разделяли стадо (см. Рим. 16:18; 1Кор. 3:18; 2Кор. 11:3;Кол. 2:8; 2Фес 2:3, 4).

гнев Божий — См, на Рим. 1:18. сынов противления; — См. на гл. 2:2.

7. сообщниками — Буквально, «общие участники», то есть, с ними в их

грехах.

8. некогда — Греч, pote, «однажды» или «прежде». В древнеанглийском

языке, это слово имело значение «некогда».

тьма, — Сравните 1Ин. 2:11; Рим. 2:19. Прежде они были погружены в тьму и совершали отвратительные дела тьмы (ср. Ефес. 2:11,12; 4:18).

свет — Идея здесь кажется заключается в том, что они были не только «в свете» но они были светом, посредством их единства со Христом, Который Сам является светом. [1033]

поступайте, — Т.е., поведением вашей жизни (см. на гл. 2:2).

чада света, — Необычайная чистота жизни первых христиан в противоположность жизни язычников, отчасти была отмечена, хотя и неохотно, такими

людьми, как Плиний, который рассказывал об этом в письме к Трояну (Письмо х. 96; издания Лоеб, II том, 401-405 стр.). Сравните Ин. 12:36; Иак. 1:17; 1Фес. 5:5.

9. плод Духа — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению«плод света». Плод Духа является также плодом света. «Плод» употреблён всмысле результата или последствия. Как тьма разрушительно и вредно отражается на рост и плод, так свет неотъемлемо необходим для них.

благости, — Греч, agathosune (см. на Гал. 5:22).

праведности — Греч, d1Кaiosune, здесь принцип честности (см. на Матф.

5:6)

истине; — Греч, aletheia, здесь вероятно обозначается искренность во всех её видах, в словах, мыслях и делах. Благость, справедливость и истина заключают в себе заповеди и все обязанности человека.

10. Испытывайте. — Греч, dokimazo (см. на Рим. 2:18). Христианин должен постоянно испытывать себя в благости, праведности и истине с намерением, чтобы выяснить, что благоугодно Богу Рим. 12:2. Воля Божия, как она открыта в Его слове и на опыте, пробный камень, которым испытуют и одобряют, как необходимо поступать. «Как поступил бы Иисус?» должно стать важнейшим вопросом постоянно звучащим в сознании верующего.

благоугодно — Или, «нравится» (ср. Кол. 1:10).

11. не участвуйте — Они не только не пожелают принять участие в подобных делах, но они не пожелают поддерживать их или иметь любое сочувствие кним.

бесплодных — Т.е., настолько приносят добрые плоды, является интерес.

Сравните Гал. 5:19-21 на «дела плоти».

обличайте, — Греч, elegcho, «опровергать», «обличать», «разоблачать». Сравните употребление этого слова в Лук. 3:19; Ин. 3:20; 8:9; 16:8. Словом и жизнью христиане должны быть постоянным упрёком миру греха. Недостаточно «не участвовать» с делами зла, они должны быть обличаемы. Христианин не может быть нейтральным, пассивным наблюдателем пред лицом безнравственности, он должен быть активным в разоблачении и публичном осуждении греха. Сочувствие к огорчённым людям не должно превратиться в беспечное равнодушие или чувствительную терпимость, иначе трудно будет показать, что мы «не участвуем» в делах тьмы.

12. стыдно — Вежливый, нежный в обращении христианин, не позволяетрассуждать об определённых вещах, не говоря уже о совершении их. Обычнодостаточно назвать грехи без детального описания их процессов. Определённаяоткровенность рекомендуется, но очень мало можно сказать в защиту поразительной грубости, с которой часто обсуждают грех в наш извращённый век. Павел назвал и разоблачил постыдные пороки 3-5 ст., но он не разукрасил их в

преступные, сенсационные цвета, поскольку это послужило бы призывом к низкому и чувственному желанию читателей.

тайно. — Павел, возможно, ссылается на «тайны» празднуемые язычниками, которые сопровождались развратными и постыдными церемониями, при посвящении в эту тайну, вступления в общество и т.д. Или он, возможно, просто намекает на те греховные привычки, тайно совершаемые, которые разлагают и ослабляют личность.

13. обнаруживаемое — Греч, elegcho (см. на 11 спи). Скрытые и тёмные факты в жизни личности разоблачаются под яркими лучами духовного света. Когда Христос направил свет истины на лицемеров своего времени, притворство было видно для тех, кто таким действительно был. Когда дела, совершаемыев темноте, рассматриваются в темноте, их очертания неясны, их истинный характер не раскрыт (см. на Ин. 3:20).

делается явным — Когда пламя истины озаряет жизнь, тайные грехи, упомянутые в 12 ст. разоблачаются. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» Евр. 4:12. Это своего рода зеркало, которое собирает лучи истины и направляет с пылающим убеждением на совесть.

14. Посему — Т.е., в виду того, что было сказано относительно рассеяния

тьмы светом.

мертвых, — Т.е., те, которые погружены в сон духовной смерти.

«встань, — Эта цитата не обнаружена в ВЗ. Некоторые усматривают в этом намёк на Ис. 26:19; 60:1. Другие предлагают принять за его источник некоторые ранние христианские гимны, неизвестные [1034] для нас. Очевидно тогда, как и всегда, в церкви были духовно спящие. Увещание встать, очень распространено в Священном Писании Шет. 1:13; Рим. 13:11-14; 1Кop. 15:34; 1Фес. 5:6, 8.

осветит тебя — Душа, которая обращается ко Христу, будет обеспечена исцеляющими лучами света, исходящего от «солнца праведности» Мал. 4:2. Здесь раскрывается мольба к нераскаянным, встать он летаргического сна и таким образом представить Христу возможность совершить Его спасительное дело в их душе.

15. осторожно, — Греч, akribos, «точно», «пунктуально», «прилежно», «осторожно». Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим и чтением, «обратите серьёзное внимание, как вы поступаете». Верующий имеет крайнюю необходимость следовать дисциплинированным курсом. Он должен приложить все усилия, чтобы сопротивляться искушениям, которые окружают его.

неразумные, — Буквально, «не мудрые».

16. Дорожа временем, — Буквально, «приобретайте для самих себя благоприятное время», то есть, используя наилучшим образом благоприятные возможности (ср. Кол. 4:5). Воспользоваться каждым моментом времени для великих и благородных целей — является обязанностью и преимуществом каждого христианина. Дорожить временем, (или выкупать время, как сказано в других переводах — переводчик) означает более просто воздерживаться от праздности или легкомысленной деятельности. Личность не является доброй лишь потому, что она не плохая. Подобно Иисусу, каждый должен «быть в том, что принадлежит Отцу» Лук. 2:49, активно ища благоприятных возможностей, чтобы делать добро Гол. 6:10, даже своим врагам Матф. 5:44. В притче о неправедном управителе Иисус указал на прилежание и мудрость торговых людей мира в ведении своих дел, как пример для детей света (см. на Лук. 16:1-12).

дни лукавы. — Необходимость воспользоваться каждым предоставляющимся удобным случаем очевидна, если принять во внимание как жизнь постоянно подвергается всякого рода злу, не только преобладающему моральному злу, — но плохое здоровье, преследования и умственные страдания, — всё это лишает христианина многих благоприятных возможностей, чтобы служить (ср. Еккл. 12:1; Ам. 5:13).

17. Итак — Т.е., в виду доказательства, которое он только что представил

относительно тьмы, света, времени и лукавых дней.

нерассудительны, — Греч, aphrones, «бессмысленны», «глупы». Сравните употребление этого слова в Лук. 11:40; 12:20; Шор. 15:36. Христианин совершает грех, когда он не употребляет свои, то есть, Богом данные способности и сообразительность в изучении Божией воли относительно него.

познавайте, — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «познавайте вы». Не может быть мудрой жизни без познания. «Познание Святого-разум» Пр. 9:10.

воля Божия. — Познать волю Божию, должно быть наивысшим намерением верующего (см. на Ин. 7:17). Обновлённый ум заключает в себе не только способность понимать волю Божию, но Божественно внедрённое чуткое понимание, которое является средством удостоверяющим её, как «благую, угодную и совершенную» Рим. 12:2.

18. не упивайтесь вином, — Павел говорит о тьме и безрассудстве людей неразумных. Но есть лишь немного вещей более безрассудных, чем пьянство. Этот грех многократно осуждён в Священном Писании Пр. 20:1; Лук. 21:34;1Кop. 5:11; Гал. 5:21; 1Тим. 3:3. Павел, вероятно, размышляет о нём не только как об удовлетворение аппетита, но также рассматривает его как социальное зло, которое прославляет расточительность, эмоциональное возбуждение за счёт здравого смысла и безрассудное преследование удовольствий. Всё, что отнимает у человека разум, является средством вырождения души и непригодно для царствия Божия.

распутство; — Греч, asotia, «распущенность», «необузданность». Сравните употребление этого слова в (1Пет. 4:4; Тит. 1:6; ср. Лук. 15:13), где помещено наречие asotos. Распущенность, разгул, заброшенность, невоздержанность всякого рода, вот последствия потворства своим желаниям пить вино.

Духом, — Или, «в [вашем] духе», который можно рассматривать как ссылку на человеческий дух. Возбуждение пьянства противопоставлено радости и воодушевлению духа. Земное возбуждающее средство, которого так добивался человек, в последствии замещается духовным энтузиазмом человеческого духа, источником которого является Дух Святой. Хотя истинно, что работу Духа Святого сопровождает трезвость, тем не менее, результат присутствия Святого Духа виден в восторженном свидетельстве веры. В день Пятидесятницы проявление Духа в словах и действиях [1035] учеников было в насмешку сравнено с пьянством Деян. 2:13.

19. Назидая самих себя — Или, «обращаясь один к другому», в других переводах RSV «адресуя один другому». Здесь возможно намёк на противоголосное пение или ответное пение псалма, или это возможно ссылка на взаимную пользу, которая достигается через всеобщее поклонение. Плиний сказал, выражаясь о первых христианах и их поклонении так: «Они имели привычку собираться в определенно установленный день, прежде наступления утренней зари, когда пели попеременно строфы гимнов Христу, как Богу» (Письмо х. 96; издания Лоеб, II том, 403 стр.). Одним из первых проявлений личности, исполненной Духа, является радость в общении верующих и принятие участия во всеобщем поклонении.

псалмами и славословиями и песнопениями духовными, — Отличие между этими тремя словами хвалы может быть следующим: вообще псалмы, были ВЗ псалмами, пение которых сопровождалось инструментальной музыкой; славословия — восхваление Бога, составленные верующими и пелись всей группой; в то время как духовные песнопения или оды (от Греческого, песнь хвалебного, торжественного характера), были более всеобщего и созерцательного задумчивого характера с аккомпанементом или без него (см. на Матф. 26:30; Деян. 4:24-30; Иак. 5:13; Шор. 14:26; ср. на Кол. 3:16). Восхваление является наиболее важной частью поклонения.

поя и воспевая — Греч, psallo, «играть на струнных инструментах», «воспевая гимны». Слово, таким образом, может ссылаться или на инструментальную музыку или на пение вообще. Некоторые полагают, что psallo здесь ссылается на первое значение, в виду того, что «пение» уже было упомянуто, другие полагают, что в НЗ это слово означает только «воспевать».

в сердцах ваших — Восхваление должно истекать из сердца, а не быть просто лишь представлением. Музыка всегда должна быть употреблена как вспомогательное средство для поклонения, и христианство должно возвысить и освятить её. В религиозном поклонении пение должно быть направленно к Богу, иначе оно будет лишь представлением самих себя. Именно это было опасностью, которая склонила Кальвина и Нокса, говорить пренебрежительно об инструментальной музыке. Музыка не существует ради себя самой, но подобно молитве, является средством приближения к Богу. Действительно, молитва может проявляться в различных видах, таких как слова, созерцание, музыка.

20. Благодаря — «Ничто так не содействует здоровью тела и души, как дух благодарности и хвалы» (СИ 251). Дух хвалы является противоядием греху и упадку духа. Когда всё проявится в своём самом худшем смысле, христианин в лучшем смысле этого слова будет наиболее бодрым и весёлым. Дух благодарности преобладает в радости или в печали, в победе или в поражении, ибо это постоянное, поддерживающее свойство христианского характера (см Кол 3-17-1Фес 5:18).

за_всё — За всё приятное в такой же мере, как и неприятное Иов. 2:10; Рим. 8:28. Нет особенного достоинства в благодарности просто за полученные благословения, не больше чем в любви любящих вас друзей Матф. 5:46. Тяжёлое испытание, любить наших врагов, но ещё более трудным является жить с ними.

Бога и Отца, — Скорее, «Бога, даже Отца».

Во имя — Бог является получатель благодарности, но она возносится во имя Иисуса Христа. Отец имеет право на благодарность, ибо Он является нашим Отцом Рим. 8:14-17; Гол. 4:4-6. Он доказал Своё отцовство в отдаче Своего Сына, поэтому молитва и благодарность предлагается во имя Сына. Поскольку через Христа всё, что Отец имел дать, стало достижимым для людей, мы можем обращаться к нашему Богу с величайшим доверием Ин. 14:13; 15:16; 16:23,24.

21. Повинуясь друг другу — Этот общий принцип можно отнести ко всему предшествующему, но он также естественно ведёт к мысли последующего содержания Священного Писания, где оно находит особое применение. Повиновение, смирение и подчинение являются существенными, неотъемлемыми, характерными чертами верующего. Выше всего Бог, затем ближний, а внизу каждый из нас лично. Часто требования, которые мы имеем один к другому, даже наши права — противоположны духу любвеобильного служения, который является духом Евангелия Ин. 13:15, 16; Гол. 5:15. К тому же подчинение старшим по возрасту и авторитету и уважение к тем, кого мы рассматриваем как равных; должно быть также христианское подчинение тем, которые могут быть рассматриваемы как старшие по положению. Это подчинение раскрывается в размышлении, милосердии и уважении всех детей Божиих.

В этом общем, утверждённом принципе апостол приготовил путь для [1036] детального наставления, которое он намеревался передать. Он предложил три сферы, в которых дух подчинения найдёт полное отражение, если включённые взаимоотношения будут совершаться в христианском духе, отношения мужа и жены, родителей и детей, господ и слуг.

страхе Божием. — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению

«в страхе Христовом», то есть, с почтением ко Христу.

22. Жены, повинуйтесь — Павел предписал для жен положение подчинения в отношении к своим мужьям (ср. 1Пет 3:1-6). Этика христианских взаимоотношений внутри семьи ясна, стоит только увидеть, что различие и подчинение не совершаются по любому поводу подразумеваемого более низкого положения. Подчинение, предписываемое жене, является такого вида, которое может существовать только между равными, не рабское послушание, но добровольное подчинение, принимая во внимание почтение, которым Творец определил мужа быть главою (ср. Быт. 3:16). Каждое общество с целью организации и существования должно иметь главу. Даже в наш свободный век настойчивого требования равенства мужчин и женщин, муж, который не в состоянии принять на себя руководство своей семьёй в любви, рассматривается как нечто презираемое, в равной мере, как мужчинами так и женщинами. Этот принцип подчинения является постоянным, но его специфическое применение может изменяться из века в век, согласно обычаям и общественного сознания. Сравните 1Кop. 11:3, 7-9; Кол. 3:18; 1Тим. 2:11,12; Тит. 2:5).

своим мужьям, — Т.е., сказано, не путём противопоставления с мужьями других жен, но особое ударение ставится на святое родственное обладание, на котором подчинение основано.

как Господу, — Сравните фразу, «как прилично в Господе» Кол. 3:18. Жена должна видеть в отношении к своему мужу отражение или иллюстрацию её отношения ко Христу.

23. глава — Эта фраза повторяется дважды в этом стихе без определённого артикля в Греческом оригинале, таким образом, подчёркивая равнозначность главенства. Такое же утверждение Павел сделал в 1Кop. 11:3. В то же самое время он подчёркивал, что перед Богом «нет [раба], ни свободного, нет мужеского пола, ни женского» Гол. 3:28. Различие пола, класса или расы не существует среди тех, которые «во Христе» однако, различие пола, классов и рас, каждый с которых имеет их особое содействие или вклад, применяемый друг к другу и обществу посредством их различных качеств, всё-таки имеется. Главенство мужа заключается в его способности и ответственности заботиться о своей жене, в таком самом смысле как Христос заботится о церкви.

тела; — Т.е., для церкви. Христос является «Спаситель тела» церкви, так и муж должен быть защитником и поддержкой своей жены и семьи. Вопрос подчинения и главенства не поднимается в семье, где муж проявляет такую заботу о благополучии своей жены, которую Христос проявляет о своей церкви.

24. Церковь повинуется — Что характеризует подчинение церкви Христу? Готовность, доверие, вера, любовь. Зависимость в любви является наиболее приятным переживанием; «бремя Моё легко», сказал Глава церкви Матф.11:30.

во всем. — Т.е., конечно, во всём, что находится в согласии с мыслями Божьими, ибо неверность может стоять между отдельной душой и Богом.

25. любите свои жен, — Ответ мужа на подчинение жены не заключается в том, чтобы давать приказания, но любить. Это непременно вызовет дух товарищества, в противном случае будет диктаторством. Настоящий муж никогда не будет произносить грубых приказаний. Его любовь проявится самым различным образом. Она будет выражена в словах, полных понимания и любви. Муж будет надлежащим образом, заботиться о своевременной поддержке для своей жены Ним. 5:8, он сделает все возможное, чтобы гарантировать её счастье 1Кор. 7:33, он окажет ей всякую честь 1Пепи 3:7. Об определении типа любви, здесь предписанного agapan (см. на Матф. 5:43).

предал Себя — Наивысшее испытание любви, готовы ли мы отказаться от счастья, чтобы другие могли его иметь. В этом отношении муж должен подражать Христу, отказаться от личных удовольствий и удобств, чтобы добыть счастье своей жене, находясь рядом с ней в час её болезни. Христос отдал Себя за церковь, ибо она была в отчаянной нужде. Он решился спасти её. Также и муж отдаст себя за спасение своей жены, [1037] служа её духовным нуждам, а она его, в духе взаимной любви.

26. освятить ее, очистив — Христос снял грязные одежды и дал взамен одежду Своей совершенной праведности (см. на Матф. 22:11).

банею — Греч, loutron, «баня», «место для мытья», «купание». Это слово встречается в НЗ только в Тит. 3:5, где оно передано фразой «банею возрождения». Поскольку контраст говорит о браке, здесь вероятно имеется намёк на древний обычай, обряд очищения невесты в бане прежде брака. Или это ссылка на крещение. В любом случае главный смысл заключается в том, что Христос очистил церковь, чтобы она могла стать чистой церковью, и таким образом пребывать с Ним всегда.

посредством — Или, «в» означающем «посредством».

слова; — Греч, rhema, «изречение», «слово», «заявление». Сравните употребление этого термина в Рим. 10:8, 17; 2Кор. 13:1; Евр. 1:3. Многие толкователи видят здесь ссылку на форму, употребляемую в связи с обрядом крещения (см. Матф. 28:19). Другие видят ссылку на выражение веры новообращёнными Рим. 10:8-10. Ещё другие применяют rhema к Евангелию или к слову веры, проповеданному прежде крещения.

27. представить — Греч, paristemi, «поместить рядом», «представить».Сравните употребление этого слова во 2Кор. 4:14; Кол. 1:22, 28; Иуд. 24.Христос представил церковь, невесту Самому Себе. Христос снизошёл, чтобы спасти Свою невесту. Позже, как жених, Он получит её в славном доме, который Он приготовит (ср. Ин. 14:2, 3).

славною — Греч, endoxos, «в чести», «в великолепии». Интересное сравнение находится в Пс. 44:10-14. Это место о Христе и церкви рельефно изображает чудесную и прекрасную картину брачных отношений, как Павел рассматривал её. Союз Христа и церкви, является не менее реальным, чем союз мужа и жены.

пятна, или порока, — Это положение не осуществится до тех пор, пока

Христос придет снова. Плевелы и пшеница будут расти вместе до жатвы Матф. 13:30. Тогда плевелы будут удалены, и церковь станет чистой.

свята — Греч, hagios (см. на Рим. 1:7). Апостол, возможно, поднялся выше сравнения с браком в своём рассуждении о заключительном положении, которого церковь должна достигнуть.

непорочна. — Сравните Ефес 2:4; Кол. 1:22; Евр. 9:14.

28. Так — Павел немного отклонился, чтобы сказать о прославленной церкви и теперь снова возвращается к своей теме и подчёркивает главный элемент, в котором земной брак подобен союзу Христа и церкви, это неиссякаемая, самоотверженная любовь. «Так», ссылка на описание любви Христовой в 25-27 ст.

как свои тела: — Наивысший идеал представлен не по причине любви к себе, но потому, что муж и жена являются одно тело и одна плоть (ср. Быт. 2:24; Ефес. 5:31). Как муж охраняет своё собственное тело от опасностей и неудобств, так он уделит своей жене равное уважение. Павел подчёркивает неотъемлемое единство, которое должно преобладать.

любит самого себя. — Всё это лишь потому, что их интересы подобны, их идеалы соответственны, их духовные цели идентичны. Когда он содействует её благополучию, он содействует своему собственному, не только потому, что они близко связаны вместе, но потому что она наделяет его счастьем, которое он приносит для неё. Доброта рождает доброту.

29. Ибо никто никогда — Павел констатирует обычную истину. Толькоумственно неуравновешенный человек будет ненавидеть свою плоть.

питает — Греч, ektrepho, «воспитывает», «выращивает». В гл. 6:4, такое же слово употребляется для воспитания детей. О добром муже иногда говорят, как о «добром добытчике для своей семьи».

греет — Греч, thalpo, главным образом «греть», следовательно «лелеять». Слово встречается в НЗ только в 1Фес. 2:7, где Павел утверждает, что он заботился о Фессалоникийцах, «как кормилица нежно обходится с детьми своими».

30. члены — Греч, mele, «член» или «часть [тела]» (см. на 1Кор. 12:12; ср.Рим. 2:4, 5; 1Кор. 6:15; Ефес 4:25). Существует близкое единство между Христом и Его телом.

плоти … костей — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этих двух последних фраз. Выражение подчёркивает заявление Быт. 2:23, «это кость [1038] от костей моих и плоть от плоти моей», слова в которых Адам описал близость родства между собой и Евой. Эти слова, если их включить, применимы образно. Как жизнь, которая поддерживается виноградной лозой, течёт к ветвям и становится источником их жизни Ин. 15:1-8, так и вера получает свою духовную жизнь и качество характера от Христа. Он ничего не может сделать сам собой, и он должен умереть духовно, — и, в конце концов, физически, — если отделён от своего Господа.

31. Посему — Цитата взята из Быт, 2:24 (см. на Быт, 2:24; Матф. 19:5).

одна плоть. — Мужчина и женщина, взаимно дополняющие друг друга, взятые вместе, как это и было, представляют одну совершенную личность. Любое серьёзное созерцание этой мысли должно воспрепятствовать легкомысленному образу действий, в котором заключаются многие браки, иногда с обдуманным намерением, расторгнуть брак, если он не будет успешным. Бог имел намерение, что брак должен быть пожизненным союзом, и любое общество, которое легкомысленно относится к этому установлению, сеет внутри себя семена своего собственного уничтожения. Семья является действительно фундаментальным союзом в обществе, чтобы вносить самовольные изменения в нём. Христос также желает, чтобы Его союз со Своим народом был вечным Ин. 10:28, 29.

32. Тайна сия велика: — Скорее, «тайна эта велика». Относительно комментария на «тайну» (см. на Рим. 11:25). Это слово, употреблённое в НЗ, подчеркивает нечто, что было скрыто, особенно духовную истину, но которая теперь открыта. Павел говорит, что открытая тайна о союзе мужа и жены является, в самом деле, великой и глубокой тайной, но которую он применил к союзу Христа и Его церкви. В то время как человеческий брак может быть понят, тайна союза между Христом и верующими, всё ещё свыше нашего полного понимания; мы ещё «видим как бы сквозь тусклое стекло гадательно» 1Кор. 13:12.

33. Так — Павел возобновляет тему, о которой он рассуждал в 21-29 ст. После отклонения от любви, которую Христос показал Своей церкви, апостол возвратился к вопросу, который должны усвоить все, обязанность мужа и жены одного к другому и переходит личное применение истины, которую он провозгласил.

каждый — Павел подчёркивает идею личной ответственности и преимущества.

любит свою жену, — См. на 28 ст.

боится — Буквально, «уважает». Павел не имеет в виду раболепный страх, но страх, который вытекает из совета, который он дал. Это честь и уважение, не достигаемое путём ликвидации любви со стороны жены. Это означает, что естественный порядок Бога в семье не должен быть ниспровергнут и что особая обязанность руководства, которую Бог возложил на мужа, должна быть уважаема (см. на 23 спи). Там, где есть взаимная любовь и уважение, никогда не встанут вопросы господства и отчуждения.

Комментарий Е. Г. Уайт к 5 главе Ефесянам

1 5СЦ249; 9СЦ283.

1,2 5СЦ173.

2 ХД 114; НУХ 156; ЖВ 563; СЕ 160; СИ 361, 396; 2СЦ

127; 7СЦ46.

3 ПП 496.

4 Ев. 644.

5 ВБ541; 5СЦ270.

8 2СЦ488; ЗСЦ 199; 6СЦ335.

9 ОЖ80; ЗСЦ 65.

11 ДА 290; НПХ69; ВМ 390; ПЦ252; СП 87; 1СЦ279; 2СЦ

441; ЗСЦ 239; 5СЦ 76, 164.

14 ЖВ320; СП 451; 2СЦ71, 114; 5СЦ 134, 367, 388.

14-16 ВБ 602.

15 ЗСЦ 482; 7СЦ 104.

15,16 ДА 470; МЖС 115.

15-20 1СЦ509.

16 ЛЕ47; НУХ 342; РУУ46; 2СЦ 48, 301, 317, 321, 501; 5СЦ

19,353,549; 6СЦ149,200.

17 МС 330.

18 НГХХ31; СИ 246.

18,19 МЖС 90.

19 ХД 510; РУУ 234; Ев. 510, 512, 630; МЖС 56, 174; ПП

289; 2СЦ417,435.

20 МЖС 153.

21 ЗСЦ 361; 5СЦ108.

22 ХД 115.

22-25 ХД 114; 1СЦ307; 7СЦ46.

23 ХД215.

23-25 ХД95.

24,25 ХД 103, 106; СИ 361.

24-28 НПХ 64.

25 ХД470; Вое. 268; СП 53.

25.26 ХД117.

25-27 МЖС249; 1СЦ339; 6СЦ 129. 25-28 СИ 356.

26.27 2СЦ 111,473.

27 ДА 470; НУХ310; ВБ 425, 484, 490; СИ 130; ВМ 105, 144;

ПЦ489; 1СЦ163, 533; 2СЦ 453; 5СЦ214, 592; 6СЦ261;

8СЦ171. 29 ХД25; ПП46.