Введение

Прежде всего задумаемся: «Зачем вообще читать Евангелие от Марка?» Ответ очевиден — оно написано, и мы не хотим упустить имеющейся возможности. Более того, принято считать, что это Евангелие было первым из Евангелий и в дальнейшем использовалось Матфеем и Лукой в качестве одного из источников. Но другие новозаветные Евангелия длиннее, причем каждое обладает своими отличительными особенностями — у Матфея повествование разворачивается на ярком еврейском фоне, у Луки оно основано на сострадании к отверженным, а у Иоанна четко вырисовывается тема «Я семь Сущий». Что же предлагает нам Марк?

Во все времена бытовало мнение, что Марк, в отличие от других авторов Евангелий, написал простой и незамысловатый рассказ о жизни и служении Иисуса, расположив события в хронологическом порядке. И такой подход не следует отвергать, поскольку в самом общем смысле он остается правильным, ибо заставляет задуматься над скрытым смыслом Евангелия, а также показывает тень креста, с самого начала нависшую над служением Иисуса.

Но с первых же страниц Евангелия становится ясным и то, что Марка мало заботит историческая связь между отдельными событиями, изложенными в его послании. Он не дает никакой информации о предках Иисуса, Его рождении или детстве. Это не биография Иисуса. Если подлинник Марка действительно заканчивается на 16:8, то многие события, происшедшие после воскресения Иисуса, также опущены. Точно так же Марк не старается быть точным в определении географических реалий. История повествования движется от события к событию без всяких пояснений. Совершенно очевидно, что автора заботит нечто иное. Это «нечто» и является тем наиважнейшим элементом, с помощью которого мы сможем осознать цель подобного изложения материала, и, следовательно, сумеем правильно понять само Евангелие.

Лучше всего намерения Марка раскрываются в тех строках, где он сам определяет цель Евангелия, поэтому в первую очередь мы должны прочесть эти строки. После этого мы исследуем центральные места учения, содержащегося в Евангелии. То, что Марк выделяет в своем повествовании, также поможет нам увидеть его цель. Нам следует прочитать евангельские истории, стараясь вникнуть в их смысл, чтобы понять, почему Марк включил их в свое повествование. Нельзя не обратить внимания на источники информации, которыми пользовался Марк (не отвлекаясь при этом от повествования в целом). Нам следует постараться понять людей, которые задействованы в представленных событиях. Это также дает нам возможность приблизиться к пониманию Евангелия. Важны и другие люди, те, для кого изначально было написано это Евангелие. То, что мы узнаем об их взаимоотношениях, об их жизни и нуждах, раскроет нам, какое отношение к ним имело произведение Марка. Но мы не должны забывать и о себе, ибо в Священном Писании мы ищем водительства того же Святого Духа, Который вел Марка в его труде.

Задача не из простых. Она во многом сходна с разгадкой тайны! Но тех, кто желает посвятить свое время ее разрешению, ждут духовные награды и вдохновение. Нужно только проявить терпение и настойчивость.

Цель Марка

В ответе на этот вопрос не должно возникать сомнений! Первые тринадцать стихов раскрывают его цель с поразительной ясностью.

Во-первых, фраза — «начало Евангелия» (1:1). Она необычна тем, что Марк впервые использовал понятие «евангелия» как способа передачи доброй, Благой вести (это и есть значение слова «евангелие») в письменной форме. Но в этом понятии заложено нечто более важное. Слово «евангелие» имеет значение не только «вести», «сообщения» или «письменного документа». Ранее оно использовалось для обозначения какого-либо важного исторического события, способного изменить ход мировой истории. Например, в этом смысле «евангелием» было названо рождение будущего императора Августа. Марк предлагает написанное им Евангелие в качестве уникальной Благой вести, впервые представляя Благую весть как цельное повествование в письменном виде. Но, пожалуй, самое важное здесь — это провозглашение события, после которого история мира уже никогда не будет прежней.

В центре этого события, составляющего суть Благой вести, находится Иисус Христос. Марк дает понять, что личность Иисуса являет Собой продолжение деятельности Бога в мире. На это также указывают цитаты из Ветхого Завета (1:2,3). Сюда же можно отнести свидетельства Иоанна Крестителя, пророка, обещанного израильскому народу в Ветхом Завете, который должен был подготовить путь Мессии, Божьему Помазаннику, пришедшему в этот мир, чтобы дать освобождение Израилю (1:4-8). В свете ветхозаветных пророчеств после Иоанна должен был явиться Мессия.

Именно об этом говорит голос, прозвучавший с небес во время крещения Иисуса. Вводная часть, начавшаяся фразой «Сын Божий» в 1:1, заканчивается провозглашением «Ты Сын Мой Возлюбленный» в 1:11. Марк прямо говорит, Кем он считает Иисуса.

Описывая начало служения Иисуса, Марк провозглашает никак не меньше, чем «Царствие Божие». Оно приближается и уже приблизилось, а потому люди должны покаяться и уверовать в Евангелие (1:14,15).

Образ Мессии, ниспосланного Богом Его народу, становится еще более убедительным после рассказа о чудесах, сотворенных Иисусом. В первых восьми главах Евангелия одно чудо следует за другим. Марк постоянно употребляет слово «тотчас», словно торопит читателя от одного примера высвобождения Божественной энергии к другому.

Эти свидетельства являются очевидными и убедительными, если, как предполагают некоторые исследователи, Евангелие было написано в качестве учебного материала для вновь уверовавших или для ранних христианских евангелистов. Всемогущий Сын Божий преодолевает все препятствия и разрешает все проблемы, с которыми идут к Нему люди. Он их учит, исцеляет и избавляет. «Никогда ничего такого мы не видали!» (2:12) -такова естественная реакция людей.

Однако было бы ошибкой думать, что единственное намерение Марка — нарисовать портрет Иисуса как Всемогущего Сына Божьего. Главная цель его повествования заключалась не в этом. Высокая христология первых тринадцати стихов и бурные эмоции первых восьми глав, в которых описываются чудеса, совершенно очевидно представляют собой необходимую подготовку к чему-то еще более важному.

Первый намек на это «нечто более важное» мы видим в самом начале рассказа о, проповедническом служении Иисуса. Людей призывают не только услышать о приближении Царства Божьего, но и что-то предпринять самим: они должны «покаяться и веровать в Евангелие». Читая Евангелие, нам тоже следует постоянно помнить об этом. Марк обращает наше внимание на две вещи: во-первых, ‘Кто есть Иисус, во-вторых, как людям следует отвечать на призыв Иисуса. Эти две темы неразрывно связаны друг с другом на протяжении всего повествования. Они являются основным материалом, из которого соткана вся история Иисуса. И обе они постоянно развиваются по мере продвижения повествования, что приводит нас к более точному определению и пониманию цели, поставленной Марком.

Кто есть Иисус

На протяжении всей истории Церкви большое значение придавалось тому, что после определенных событий [а именно: после исповедания Петра в Кесарии Филипповой («Ты — Христос», 8:27-30) и после преображения Иисуса (9:2-13)] в повествовании Марка изменяется изображение служения Христа. Основной акцент переносится на то, Кто есть Иисус — «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». До этого момента основное внимание уделялось обращению Иисуса к людям, сопровождавшим Его, в то время как Его личность вызывала самые противоречивые толки. После этого все Свое внимание Иисус концентрирует на подготовке учеников. И теперь главным вопросом становится уже не разгадка личности Иисуса, но та миссия, которую Он пришел исполнить. Эта мысль настойчиво повторяется в трех последовательных отрывках (8:31; 9:31; 10:32—34). Величайший смысл заключен втом, с какой любовью Иисус помогал Своим ученикам осознать истину о Себе и Своем предназначении.

Кроме того, следует признать, что эти события (в Кесарии Филипповой и Преображение) значительным образом изменили развитие двух ключевых тем нашего повествования — Кто есть Иисус и как мы должны отвечать Ему.

Что касается личности Иисуса, после двух вышеупомянутых событий мы замечаем поразительную перемену в Его поведении, причем Его авторитет и власть никак от этого не страдают. Начиная с 8-й главы и далее, Иисус открыто выступает против религиозных лидеров, постоянно напоминая о неизбежном Своем страдании, отвержении и последующей смерти. Всесильный Целитель и Чудотворец с покорностью идет на крест (8:31 и т. д.), несмотря на протесты Петра, возмущенного таким исходом (8:32). Иисус знает о предстоящих Своих страданиях (14:32-42). Он даже не пытается защищаться отложных обвинений (14:61).

Но ни разу Марк не позволяет нам усомниться в том, что Иисус продолжает полностью контролировать ситуацию. Автор Евангелия не сравнивает и не противопоставляет время шумного успеха и популярности Иисуса у народа с периодом открытой враждебности к Нему со стороны религиозных властей. Иисус у Марка переходит из одной фазы повествования в другую с твердой решимостью и уверенностью. Он Сам предсказывает, что последует дальше. Нам дают понять, что даже во время допросов Иисус знает намного лучше, чем кто-либо другой, что происходит на самом деле. Демонстрация Его мощи и силы в первой части пове-ствования и страдания и унижения на пути к кресту во второй части являются единым процессом в исполнении воли Отца. Следуя этой воле, Иисус проявляется и в том, Кто Он есть, и в том, что Он пришел исполнить. Обе эти части неразрывно связаны друг с другом. В этом заключена разгадка тайны послания Марка об Иисусе и о Царстве Божьем.

Об этом же говорят титулы Иисуса в Евангелии от Марка: «Сын Божий» и «Сын Человеческий».

Происхождение имени Сын Божий следует искать в ветхозавет-ных писаниях, таких как, например, Вторая книга Царств 7:14, или в Псалмах 2:7 и 88:27,28. Иногда так называют израильских царей, а иногда — мессианского Царя, Который по обетованию придет избавить народ Божий. Читатель, встречая этот титул у Марка, должен понять по контексту, какое именно значение можно считать наиболее приемлемым в каждом конкретном случае. Тем не менее рассказы о крещении Иисуса, Его преображении и допросе перед синедрионом требуют мессианской интерпретации.

Что же можно сказать относительно второго имени Христа? Одержимый бесами назвал Иисуса «Сыном Божьим». К концу Евангелия в значении этого имени появляется еще один оттенок. При распятии Иисуса римский сотник заметил: «…истинно Человек Сей был Сын Божий». Конечно, произнося эти слова, сотник руководствовался человеческими эмоциями. Но Марк недаром вложил в уста солдата слова, имевшие глубокое духовное значение (чего говоривший и сам не мог предположить). Осознав это, мы окажемся намного ближе к пониманию послания Марка. Однако будем последовательны.

Наряду с титулом Сын Божий употребляется титул Сын Человеческий. В Ветхом Завете он встречается в самых разных значениях. В Псалме 8:5 это имя соотносится с сынами человеческими вообще. А в Книге Пророка Даниила 7:13 говорится о некой небесной личности, прославленной Богом. В Книге Пророка Иезекииля Бог называет так самого пророка, обращаясь к нему.

В Евангелии оба этих титула встречаются и вместе, и порознь. Марк показывает, что Иисус Сам называл Себя Сыном Человеческим. А в стихе 8:29 Петр признает в Иисусе «Христа» (в значении «Помазанника», или Мессии). Тем самым Петр проявил проницательность и истинное понимание сущности Иисуса. Однако Иисус тут же, говоря о Своем будущем, называет Себя не Мессией, но Сыном Человеческим, и предсказывает неизбежность предстоящих Ему страданий. Титул Сына Божьего использован для пояснения других имен. Когда во время допроса Иисус подтверждает Свой титул «Христа, Сына Благословенного», Он тут же поясняет это исповедание в свете того, что предстоит «Сыну Человеческому». Когда Иисус пытается объяснить Своим ученикам, что Его предназначение заключается в искуплении людей, которое Он и пришел совершить, Он использует определение «Сын Человеческий» (10:45). Средоточием всего Евангелия являются три пророческих высказывания о предстоящей Ему мучительной смерти, и в каждом из них фигурирует «Сын Человеческий».

Еще раз забегая вперед, следует отметить, что пророческие высказывания Иисуса о будущем сопровождаются объяснением природы ученичества в Царстве Божьем. И здесь мы опять приближаемся к главной теме Евангелия — «каков хозяин, таким должен быть и слуга».

К такому же выводу мы придем, если рассмотрим представление Марка о Царстве Божьем. Иисус начинает с того, что объявляет о приближении Царства, или даже о его наступлении. Следует обратить внимание на очень важный момент — по мере развития событий становится все более ясно, что центральное место в этом Царстве занимает Сам Иисус. Его власть над болезнями, силами природы и бесами прославляет это Царство. Более того, к великому огорчению религиозных лидеров, Иисус дает людям уверенность в возможности найти примирение с Богом и получить Его прощение (2:1—12). Люди, принимающие условия Царства Божьего, получают назидание, как следовать за Иисусом. Может быть, следует уточнить, что Бог, а не Иисус является Царем этого Царства, но в Иисусе люди могут видеть Божий эталон Царя.

Если Его ученики осознали это (как можно предполагать, исходя из признания, сделанного Петром в Кесарии Филипповой), тогда мы вполне можем представить их ужас при мысли о том, что Иисусу предстоит умереть в Иерусалиме от рук Его народа. Общее настроение всех учеников выразил Петр сразу после исповедания Иисуса Христом. Будущее, представленное Иисусом, не совпадало с их пониманием Его роли в истории израильского народа. Иисус подтвердил Свой статус как Христа, Сына Божьего. Но дело не в том, что Его титулы были неверны, а в том, что он просто предупреждал о превратном представлении о Себе, ибо Мессия виделся иудеям царем только лишь земного царства.

Иисус позволил использовать по отношению к Себе традиционные ветхозаветные титулы, но отверг подразумеваемое ими значение. При этом Он определенно контролировал ситуацию и находился в центре событий, демонстрируя смиренную покорность воле Своего Отца. Он пошел на страдания ради того, чтобы в сердцах людей и в их жизни была установлена власть Царства Божьего.

Поэтому мы будем правы, если увидим в центре повествования Марка личность и работу Иисуса. Однако Марк привлекает наше внимание к тому, чего не заметили последователи Иисуса, Его враги и толпы народа: по мере развития повествования Иисус изменяется, превращаясь из победоносного и всемогущего центра и источника Божественной энергии в покорного, смиренного и страдающего Слугу Божьего. И это также было высвобождением Божественной энергии, совершенно необходимой и намного более значительной, чем та силовая стратегия, которая предшествовала ей. Приходится признать, что понять это трудно, но необходимо, ибо ученичество означает следование за Учителем.

Мы рассмотрели одну из главных тем в повествовании Марка, а именно: Кто есть Иисус. Мы увидели, что на протяжении всего Евангелия эта тема развивается в двух направлениях. Иисус изменяется, превращаясь из Всемогущего Чудотворца в смиренного и умирающего Слугу, при этом ни на миг не теряя Своей власти и авторитета. И рассказ о том, «Кто есть Иисус», во второй части Евангелия становится фундаментом для повествования о том, «что Иисус пришел исполнить».

Ответ Иисусу

Оба направления в развитии повествования Марка чрезвычайно важны для понимания следующей рассматриваемой нами темы, которую мы назвали как ответить на призыв Иисуса.

Значимость этой темы Марк подчеркивает уже в 15-м стихе первой главы Евангелия. Поскольку Царство Божье приближается, услышавшие об этом должны «покаяться и веровать в Евангелие» (1:15). После этого следует целый рад чудес, которые сотворил Иисус, Человек, с Которого началось преображение человеческих жизней. Мы вполне могли бы ожидать от очевидцев происходившего ответной реакции в виде горячей и искренней веры. Однако реальное развитие событий существенно отличается от предполагаемого (как в случае с признанием в Иисусе обетованного Мессии, так и с реакцией людей на призыв Иисуса).

На вопрос: «Как люди в Евангелии от Марка проявляют свою веру в Иисуса?» — следует откровенный ответ: «В основном они не верят!» Семья не понимает Его и старается вернуть домой. Жители родного города завидуют Ему и открыто отказываются признать в Нем Божьего Посланника. Религиозные руководители, вначале проявившие равнодушие к Иисусу, позже начинают Ему активно противодействовать и стараются избавиться от Него. Толпы людей следуют за Христом, радуясь Его учению и чудесам, но в решающий момент и они ничего не делают, чтобы спасти Его. Даже ученики Иисуса, пытаясь понять Его, понимают совсем не так. Некоторые женщины сохраняют Ему верность вплоть до распятия, но даже их вера в конце концов иссякает.

Из всехлюдей, похоже, ближе всех к нужному ответу находятся только отчаявшиеся и одержимые. Последние, по крайней мере, являют признаки того, что знают, Кем является Иисус. Но их признание ведет к сопротивлению, а не к вере, во всяком случае до тех пор, пока они не получают освобождения. Только обездоленные верны до конца. Им некуда идти и нигде для них нет надежды на исцеление. Как правило, они полностью полагаются на Иисуса и находят в Нем все, что им необходимо, и даже больше того.

Одно из объяснений феномена неверия заключается в греховности человеческого сердца. Марк показывает это, уделяя особое внимание понятию следования за Иисусом. Многие комментаторы сходятся во мнении, что разделение всего Евангелия на две части, одна из которых сконцентрирована на чудесах, а другая — на страданиях, не случайно. Такое построение невольно привлекает к себе внимание и подчеркивает, что истинное ученичество не предполагает бесконечной демонстрации сверхъестественной силы, не требует подтверждения авторитетности учения с помощью чудес. Ученичество — это в большей степени смирение, бесценное повиновение воле Божьей, открытое противостояние греховности и злу Ученики Иисуса показали нам, как трудно человеку осознать и принять такую жизнь. Они, казалось бы, радуются всем чудесам, но отвергают разговоры о цене ученичества. Они спорят о том, кто займет почетные места в Царстве, одержавшем победу. Петр, который, по-видимому, был главным источником информации для Марка, является особенно ярким примером печальной несостоятельности добрых намерений тех людей, с которыми встречался Иисус.

Итак, одна сторона тайны неверия заключается в силе греха в жизни человека. Однако это не единственная и не самая важная причина отсутствия в этом Евангелии примеров полного и истинного ученичества. Марк указывает, что люди, о которых он пишет, знали Иисуса до Его смерти и воскресения, поэтому не могли прийти к настоящему ученичеству. Они еще не знали всей истории. Если сущность ученичества заключается в несении креста, в следовании за Христом и в осознании Божьей любви к нам, несущим этот крест, тогда они просто были не в состоянии воспринять полное значение ученичества до тех пор, пока Он не умер и не воскрес (хотя отчаявшимся, по-видимому, это открылось раньше).

Свидетельство именно такого понимания Марком сущности ученичества — это тень креста, с самого начала нависшая над всем повествованием Евангелия. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем и в других Евангелиях представлено с подтекстом, направленным на объяснение смерти Иисуса как добровольной жертвы за наши грехи. Само крещение символизирует добровольную связь Иисуса с нашими грехами, ибо Сам Он совершенно безгрешен. Но у Марка уже в первых главах Евангелия представлена притча о радости, которая царит в доме, пока жених рядом, пока «он не отнят». Затем в середине повествования происходит драматическая перемена, выраженная в повторяющихся пророчествах о смерти и о последующем воскресении. Большая часть Евангелия описывает страдания Иисуса, а также Его воскресение. И если к этому добавить то, что Иисус говорит об ученичестве — возьми крест свой и следуй за Мной, — то важность Его смерти и воскресения в качестве образца для нашего ученичества становится совершенно очевидной.

Именно в этом конкретном аспекте тем более отчетливо можно увидеть, что Евангелие от Марка во многом основано на теологии Павла. Центральная истина в учении Павла — это реальность и сила греха в мире. Единственно возможным разрешением этой проблемы становится смерть Иисуса. Более того, Павел видит жизнь христианина как каждодневную смерть и воскре-. сение его с Христом. Символом этого и является крещение. Марк многое заимствовал у Павла и Петра, именно поэтому его Евангелие представляет собой большую ценность для христи- -анского вероучения.

Пытаясь понять цель, которую ставил перед собой Марк, мы исследовали построение Евангелия и развитие повествования. Мы отметили главные темы повествования: личность и служение Иисуса; сущность ученичества и требования, предъявляемые к нему. Обе эти темы пересекаются в кульминационной точке смерти и воскресения Иисуса, которое и было целью Его пришествия в мир и секретом истинного ученичества. Приняв это за основу всего послания, мы переходим к знакомству с людьми, действующими в повествовании Евангелия, и с той ролью, которую они в нем играют.

Читатели Марка… и мы

Теперь мы вправе спросить, для кого же писалось Евангелие от Марка! Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует найти упоминания об этих людях в самом Евангелии и понять, кем они были и почему стали адресатами послания.

Некоторые внешние свидетельства можно получить из текста Евангелия. Люди, которым оно было адресовано, в основном были язычниками, поэтому Марку приходится объяснять обычаи. Из текста ясно и то, что он обращается не к церкви, раздираемой изнутри иудейско-христианскими противоречиями. Поэтому из четырех предполагаемых мест, где могло писаться это Евангелие (Египет, Антиохия, Галилея и Рим), наиболее вероятен Рим. Распространение Евангелия Марка и использование его другими авторами Евангелий дает возможность предположить, что за спиной Марка стояла надежная и сильная церковь. Ссылки на неизбежность «страданий» в ученичестве наводят на мысль о недавних преследованиях христиан, чему вполне соответствовала обстановка в Риме при императоре Нероне, тем более, если Евангелие было написано после мученической смерти Петра, а может быть и Павла. Возможная же дата написания Евангелия — от 64 г. н. э. идо разрушения Иерусалима в 70 г., что для описываемых в Евангелии событий является будущим и поэтому заставляет нас отнестись более серьезно к пророческому элементу в нем.

Если читатели, к которым было обращено Евангелие, проживали в Риме, то они принадлежали к совершенно разным слоям населения. Поэтому требовалось объяснить им неизбежность страданий в христианской жизни. Но не возникало ли в этих обстоятельствах искушения представить христианство как некую силу, способную противостоять гонениям, происходившим в реальном мире? И не была ли представлена Божественная природа и всемогущество Иисуса в такой подчеркнутой форме, что Его человеческая натура и человеческие нужды были соответственно преуменьшены? Разве не могли христиане недоумевать, отчего, имея своим Спасителем Сына Божьего, им приходится страдать? Ответ на эти вопросы не может быть исчерпывающим, но в попытке ответить на них можно достичь определенного понимания происходящего.

Марк представляет нам сильного и смиренного Иисуса, страдания Которого стали смыслом и содержанием нашего спасения (о чем верно сказал Петр в день Пятидесятницы, Деян. 2:36-39).

Что касается автора Евангелия, то обычно комментаторы придерживаются мнения, что оно было написано Иоанном Марком, упомянутым в Деяниях святых Апостолов 12:12,25; 15:37—39, в Послании к Колоссянам 4:10, во Втором послании к Тимофею 4:11 и в Послании к Филимону 23. Марк был человеком, близким Петру. Он путешествовал с Павлом. Таким образом, его свидетельства стоят многого!

Совершенно очевидно, что Марк и не пытался представить в своем труде биографию Иисуса в хронологической последовательности. В его распоряжении имелись устные и письменные материалы, а также личные свидетельства, полученные от апостола Петра. Все это он проанализировал, отсеял ненужное и представил оставшееся в том виде, какой казался ему правильным. Такой взгляд на происхождение Евангелия (ни в коем случае не умаляющий роли Святого Духа в его создании!) объясняет цель его возникновения и признает значимость личности самого автора этого произведения. Принимая такой подход, мы избавляемся от ложного понимания боговдохновенности библейского произведения, утверждающего, будто автор всего лишь излагает то, что получено им с небес. С другой стороны, согласившись с таким подходом, мы можем смело отбросить предположение, что Марк просто соединил разрозненные фрагменты преданий, руководствуясь одним желанием — включить в свой труд как можно больше информации. Кроме того, подобная точка зрения позволяет нам сконцентрировать внимание на самом тексте и на его содержании. В боговдохновенности человеческих усилий есть тайна, и нам следует признать ее и принять роль Святого Духа как таковую, поскольку Он, действуя по воле Божьей, использует разум людей, предоставивших себя в качестве инструмента исполнения Его воли.

Как нам принять и читать Евангелие от Марка? Многое в культуре того времени может показаться нам странным. Нужно постараться понять значение этой культуры для тех, кто участвовал в событиях Евангелия, а также для тех, кто впервые прочитал его. Мы должны настроиться на сознание и опыт людей того времени, и это поможет нам правильно воспринять Библию. Наше восприятие будет проходить под руководством Бога Духа Святого. Святой Дух руководил и автором в его работе, так же как будет руководить нами при чтении Писания, поэтому мы сможем принять его основополагающие истины с той же ясностью, с какой их понимали первые читатели. Такие темы, как природа Царства Божьего и наша роль в нем, личность и авторитет нашего Господа Иисуса Христа, центральное место Его смерти и воскресения, значение этих событий для ученичества, а также наше собственное понимание и преданность нашей миссии — все это вклад Марка в нашу духовность и служение Христу. Его глубокое и открытое учение может безмерно обогатить нас.