Послание к Римлянам 9 — 11

«Главы 9-И Послания к Римлянам так же насыщены проблемами, как еж иглами, — сказал доктор Том Райт. — Многие оставили это занятие — попытку разобраться с ними — как непосильное. Для них Послание к Римлянам так и осталось книгой, состоящей из восьми глав «благовестия» в начале, четырех «прикладных» глав в конце и трех, представляющих собой загадку, — в середине»1. Некоторые склонны рассматривать главы 9—11 как «вводную часть», «экскурс» или даже «приложение». Даже Мартин Ллойд-Джонс называет их «чем-то вроде постскриптума», посвященного особой теме 2, хотя не отрицает их существенного значения. Другие, впадая в крайность, объявляют главы 9—11 центром Послания, а остальные главы считают только вступлением и заключением. Епископ Стендаль назвал их «вершиной Послания к Римлянам»3, его «настоящим центром тяжести».4

Между этими двумя крайними позициями располагается третья, более умеренная, согласно которой главы 9-11 гармонично входят в развернутую Апостолом картину и «являются важной частью Послания», и, конечно, недопустимо относиться к ним как к какому-то отклонению от основной темы.

1; Райт. С. 231.

2; Ллойд-Джонс. Т. 8. С. 367 и дал.

3; Стендаль. С. 4.

4; Там же. С. 28

Почти единодушно признается, что эти три главы рассматривают отношения между иудеями и язычниками и, в

частности, уникальное место первых в плане Бога. Павел уже касался этого в некоторых других местах Послания (напр.: 1:16; 2:9 и дал.; 17 и дал.; 3:1 и дал.; 29 и дал.; 4:1 и дал.; 5:20 и дал.; 6:14 и дал.; 7:1 и дал.; 8:2 и дал.). Здесь он переходит к анализу этой темы. Но на чем же он фокусирует свое внимание в пределах столь широкого исследования? Этот момент вызывает довольно многочисленные споры. Наблюдается довольно широкий разброс богословских мнений. Одни полагают, что центр внимания Апостола — суверенный выбор Божий между иудеями и язычниками (Роберт Хэлдан); другие считают, что Апостол сосредотачивает свое внимание на включении язычников и исключении евреев (Чарлз Ходж); также говорят о месте иудеев в исполнении пророчества (характерное для современного евангелизма занятие), о еврейско-языческой солидарности в Божьей семье (Кристер Стендаль), о том, совместимо ли оправдание верой с обето-ваниями Бога Израилю (Андерс Найгрен, Джон Цислер), о христианской миссии у язычников, куда включены и иудеи (Том Райт), о реализации Богом Своих планов и обетовании относительно современного неверия иудеев (Джон Мюррей, Джеймз Денни, Д. М. Ллойд-Джонс). Даже те комментаторы, которые пытаются найти одну общую для Послания к Римлянам тему, все же с готовностью соглашаются, что в этих трех главах все-таки есть какие-то иные, хотя и второстепенные темы.

Доминирующая тема — неверие иудеев. Как могло случиться такое, что привилегированный народ Бога не узнал своего Мессию? Ведь Благая весть была «обещана… в святых писаниях» Богом (1:2; ср.: 3:21) — почему же они не услышали ее? Если Благая весть была действительно могущественным Божьим обетованием спасения «во-первых, Иудею» (1:16), почему же они не приняли ее первыми? Как можно примирить их равнодушие с Божьим заветом и обетованиями? Каким образом обращение язычников и уникальная миссия Павла как Апостола язычников согласовались с планом Бога? И каков был Божий план относительно будущего иудеев и язычников? Каждая глава посвящена отдельному аспекту отношения Бога к прошлому, настоящему и будущему Израиля:

1. Падение Израиля (9:1-33): Божественный выбор.

2. Вина Израиля (10:1-21): Бог сокрушен его непослуша нием.

3. Будущее Израиля (11:1-32): долгосрочный план Бога.

Хвалебный гимн Богу (11:33-36): мудрость и велико душие Бога.