1 Послание Иоанна 2:18—23 7. Реальное представление о враге

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. 19 Они вышли вт нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.

20 Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. 22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это -антихрист, отвергающий Отца и Сына. 23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца: а исповедующий Сына имеет и Отца.

Иоанн сознавал, что участвует в битве за правду. То же самое можно сказать и о нас. Если лжеучителя проявляют активность, христианская церковь должна быть способна нанести им сокрушительный удар. Если же церковь подражает окружающему миру, то под его влиянием она сама и ее миссия пойдут по тому же пути, который уготован миру. Все это преходящее. Это именно та трагедия, которую мы наблюдаем во многих церквах на протяжении всего нашего столетия. Церкви постепенно отходят от учения апостольского Евангелия, и все меньше и меньше людей собираются под их кровом. Если наше поколение евангельских христиан не станет жить и веровать в соответствии с Божьей правдой и, главное, передавать ее другим, то следующего поколения христиан может вообще не быть.

Часто мы лишь пожимаем плечами в ответ на эти предостережения, поскольку наша культура заражена релятивизмом !. Все люди вокруг говорят: «Совершенно неважно, во что верить, была бы искренность». Смысл этих слов состоит в том, что мы больше не верим в истину как таковую; не верим ни во что, выходящее за пределы реальности (не говоря уже о вере в кого-то!). Мы понимаем лишь то, что мы ничего не можем знать. Поскольку просвещение внесло в нашу современную жизнь интеллектуальную терпимость, христианам позволено верить в Бога, но вряд ли мы можем рассчитывать, что идеи христиан привлекут к себе внимание других. Это всего лишь одна из книг на полках идеологического супермаркета, к тому же слегка устаревшая для нашего времени, но, если вам нравится, вы можете купить ее. «Если, по-вашему, это стоящее дело, прекрасно, все мы во что-нибудь верим. Искренность прежде всего, не так ли?»

Однако кто был бы удовлетворен таким подходом в других областях жизни, где вопросы правильно или ошибочно, истинно или ложно имеют более очевидные драматические последствия? Предположим, вы с семьей совершаете загородную прогулку. Ваша маленькая дочь замечает сочные, манящие, красные ягоды. Они очень красивы, и она искренне верит в то, что они приятны на вкус и от них не может быть никакого вреда. Стали бы вы поощрять своего ребенка действовать в соответствии с ее искренней верой?

Можно быть искренним и в то же время заблуждаться. Сколько бы мы ни обманывали себя, говоря, что живем в мире, лишенном абсолютов, никто из нас не смог бы жить в таком мире. Наш мир и наша жизнь сами по

Релятивизм (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. (Философский словарь, М., 1991) — прим. ред.

себе имеют ограничения. В духовной сфере, так же, как и в физической, существует определенная структура реальности. Это значит, что одни наши верования истинны, а другие ложны. Например, закон тяготения будет действовать всегда, даже если кто-то «искренне» впадет в заблуждение и станет отрицать его. Апостол озабочен именно тем, чтобы научить нас отличать правду от лжи. Развивая тему стиха 17, где сказано, что «и мир проходит, и похоть его», Иоанн в стихе 18 говорит о последнем времени. Означают ли эти слова, что приближается возвращение Христа? На это в контексте указаний нет. Слова последнее время перекликаются с новозаветной фразой о «последних днях», где речь идет о периоде между первым и вторым пришествием Христа, или, точнее, между днем Пятидесятницы и возвращением Христа (о заключительном отрезке того времени, с которого, как считают некоторые, началась эпоха Евангелия и церкви). Если рассматривать историю с точки зрения божественной перспективы, предстоит произойти лишь одному судьбоносному событию, а именно — возвращению Христа уже как Царя и Судьи. Весь этот период отмечен враждебностью со стороны мира, иногда в форме проникновения в церковь лжеучений, вносящих смятение в умы, иногда в виде открытых гонений. Ближе к концу этого периода, в то время, которое можно было бы назвать последним из последних дней, противоборство этих антихристианских сил возрастает в предвидении завершающего появления Христа. Пока этот День не настал, христиане должны быть настороже, умея распознавать врага и противостоять его тактике.

1. Как распознавать антихристов

В стихе 18 сказано об антихристе и о многих антихристах. Иоанн — единственный среди авторов книг Библии использует это выражение (см. также 2:22, 4:3 и 2 Ин. 7), хотя Иисус Сам предостерегал Своих последователей от «лжехристов»: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Павел также говорит о «человеке греха», который будет выдавать «себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4) и объединит антихристианские силы перед возвращением Христа. Интерпретаторы расходятся во мнениях по поводу того, что конкретно тут имеется в виду, — особого рода личность или повсеместно распространившаяся идеология. Из Нового Завета ясно одно, что в каждом поколении антихристианские силы будут проявлять себя непримиримым противостоянием Христу и Его церкви.

Существуют, по крайней мере, две доминирующие идеи относительно того, что или кто обозначается термином антихрист. Первая представляет его как соперника Христа, претендующего на обладание всеми Его силами и возможностями. Вторая утверждает, что речь идет об оппозиции, сознательно выступающей против Иисуса, Его справедливости и правды. Таким образом, антихрист — это узурпатор, под всякими фальшивыми предлогами присваивающий себе положение, претендовать на которое у него нет никаких оснований, и оказывающий упорное сопротивление Тому, Кто по праву занимает это положение, то есть, Христу. Этот обман должен быть раскрыт, ему должны противостоять наша вера и наше поведение.

а. Вера (ст. 22-23)

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Повторение слова «отвергает» («отвергающий») придает особую силу этому утверждению. Все зависит от веры в Иисуса. Если человек не верит в то, что Иисус из Назарета был и есть Христос, Сын Божий, посланный Отцом, значит, он (буквально) против Христа. Это значит, что ему недоступно и духовное общение с Богом-Отцом, поскольку он отвергает всю ту основу, на которой оно может осуществляться. Это очень важный критерий, он должен применяться по отношению к любому существующему религиозному учению.

Исторически именно это побудило христианскую церковь осуществлять свою миссию. Мы, христиане, не верим, что к свету ведут все пути. Все, отрицающие божественность Иисуса Христа, являются «антихристами». Это не значит, что в учениях, которым они следуют, не может быть никаких зерен истины или что мы должны начать против них новый ужасающий крестовый поход! Но это значит, что миллионы людей попали в сети неверных религиозных и идеологических учений и нуждаются в познании Божьей правды.

Церковь должна стоять на страже, зорко следя за теми, кто, находясь в ее собственных рядах, отрицает либо полноту человечности, либо полноту божественности Христа. Как правило, долго незаживающие раны наносят именно те раздоры, которые возникают внутри церкви. То, чего не сумел добиться Нерон своими гонениями, может сделать ересь. Отрицание второй ипостаси Троицы влечет за собой отрицание и первой. Это утверждение Иоанна, проводящее четкую грань между правдой и ложью, лежит в основе христианской доктрины. Не следует представлять себе доктрину как «холодное (или скучное) умствование» или как нечто, являющееся «исключительно результатом умственной деятельности». «Ложная доктрина есть ложь; она противоположна правде; и никакое количество предполагаемого благочестивого опыта не может заменить ее» 1. Говард Маршалл со свойственной ему проницательностью подтверждает ту же мысль: «Низводить Иисуса до положения простого человека или допускать, что Он служил временным пристанищем для некоей божественной силы, вселившейся в Него, — значит подрубать самый корень христианства» 2.

Стих 23 еще более категоричен. Всякий, не верящий в Сына, «не имеет и Отца». Иисус сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Этот путь может быть отвергнут, но другого не существует. Просто верить в одного Бога — значит не верить вообще. Библейский Бог триедин. Существует только один истинный Бог, являющийся Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Не познав Сына, мы не можем познать Отца. Конечно же, тем, кто отрицает это, ничто не мешает в рассуждениях употреблять слово «Бог», но они не могут знать, Кто Он на самом деле.

б. Наше поведение (ст. 19)

Антихристы, как правило, сторонятся тех, кто придерживается ортодоксальной христианской доктрины. Они крайне опасны, потому что появляются внутри самой церкви, и проходит достаточно много времени, прежде чем их сущность становится очевидной для всех. Вспомним хотя бы о современных сектах и экстремистских группировках, которые наносят так много вреда христианскому служению. Их отступничество доказывает (Иоанн обращает на это особое внимание), что это не просто сбитые с толку, невежественные христиане; они столь энергично противятся правде, они не могут сосуществовать рядом с мощным библейским учением. Поведение подтверждает их еретические взгляды. Конечно, это не означает, что все, покидающие церковь, — антихристы; но будьте внимательны, если появляется группа, которая устраивает тайные сборища, считает себя элитной, стоящей ближе к Богу, и претендует на более глубокое религиозное понимание и опыт по сравнению с другими христианами. Вначале их сомнения и вопросы будут просто лишать верующих душевного равновесия, и пройдет немало времени, прежде чем их заблуждения станут понятны всем. Если отрицаются основные истины веры, утрачивается и тяга к общению с другими христианами.

1 Кларк, с. 79.

2 Маршалл, с. 159.

2. Как противодействовать антихристам

Недостаточно только лишь распознать неправильные взгляды, необходимо противодействовать им, непоколебимо придерживаясь правды и живя в соответствии с ней; мы должны не просто поверить в нее умом, но принять всей душой. Нужно, чтобы Божья правда занимала такое же место в нашей жизни, какое занимает сердце в работе организма; ее «пульсацией» должно определяться все. Джон Беньян, автор книги «Путешествие пилигрима», сказал, что сама Его кровь была «Библией»; образно говоря, если разрезать Христа, из Его вен хлынула бы Библия. Примерно таким же должен быть уровень приверженности Божьей правде со стороны преданных Ему людей, чтобы они могли эффективно бороться с антихристом и нанести ему поражение. Слова Иоанна в стихе 20, подтверждают это: «Впрочем, вы… знаете все». Несколько раз в последующих стихах Иоанн возвращается к этой мысли (2:27, «Впрочем, … вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас»; 3:2, «Знаем только…»; 3:5, «И вы знаете…»). Мир с его завораживающим обманом и лжеучителя с их вводящими в заблуждение доктринами и стилем жизни могут легко поймать Божьих детей в свои сети и помешать им применять на практике Божью правду, впрочем… Стихи 19 и 21 учат, как противостоять антихристам и одержать победу над ними, быть стойкими в вере и во внешних ее проявлениях.

а. Вера (ст. 20-21)

Впрочем, вы имеете помазание. В этом стихе употреблено греческое слово chrisma. Христос — Помазанный, дал chrisma каждому, кто верит в Него. Это всех нас делает christoi, помазанными, или, иначе говоря, христианами. Как напоминает нам Павел в Послании к Ефе-сянам 4:7-8, «каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано (здесь Павел цитирует 1с. 67:19): «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». На всех в этом мире распространяется дар восшедшего на высоту Христа — Дух Святой, Чье вели-ше служение состоит в том, чтобы наставлять детей Бо-(сьих «на всякую истину» (Ин. 16:13) с помощью свиде-ельств Апостолов. Каждый христианин знает истину, потому что без этого знания он не может быть христианином. То, что мы знаем ее, объясняется воздействием исключительно дара Божьей благодати, проявленного с помощью Святого Духа. Иоанн хочет сказать нам, что даже самый неопытный христианин, находящийся в стадии «раннего детства» в вере, понимает достаточно, для того чтобы отличить правду от лжи. Следовательно, в стихе 21 акцент делается на том, насколько важно придерживаться уже известного, не поддаваясь никаким новым спекулятивным теориям или учениям, фактически отрицающим саму сущность веры. Даже когда нас одолевают сомнения, недопустимо поддаваться им. Ответ на них кроется в самой истине даже больше, чем в вере. Вера может являться результатом субъективного опыта, в то время как истина представляет собой объективную реальность, проявляющуюся вне ее самой. На самом деле, мы могли бы даже оказаться достаточно глупы для того, чтобы вовсе не верить! Но и в этом случае нам следовало бы скорее усомниться в своих сомнениях, чем в Божьей правде.

б. Поведение (ст. 19)

Нужно приложить все усилия к тому, чтобы продолжать и развивать общение с другими христианами. Мы нужны друг другу, не только для того, чтобы поднимать наше слабеющее моральное состояние, необходимо оказывать поддержку и в более серьезных проблемах. Принадлежа Христу, мы принадлежим и Его людям; признаком этой принадлежности является то, что мы находимся рядом с ними. Когда возникает ощущение, что наши друзья-христиане не понимают нас, когда появляется какое-нибудь новое волнующее учение или переживание, сулящее желанное облегчение, тогда-то нам и необходимы Божьи люди. В конечном счете, проявляя преданность, мы тем самым доказываем реальность нашей любви.

Наше время очень опасно. Действует множество враждебных сил. Предмет нашей веры имеет очень большое значение, равно как и наше общение с другими христианами. Мы должны реально воспринимать нашего врага и доверять только Спасителю. Давайте предоставим последнее слово в этом вопросе Апостолу Петру: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5:8-9).