3:9-12 17. Уповающий на Христа

…и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

1. чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

2. чтобы достигнуть воскресения мертвых.

3. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как дос тиг меня Христос Иисус.

»

«Я могу сделать не более того, что от меня зависит», — часто говорим мы. И однако как часто мы должны признать, что зависящее от нас опять ускользнуло. Это заявление не о достижении, а о неудаче. Даже пристрастно и снисходительно оценивая себя, мы видим, что есть высоты и идеалы, которые мы не реализовали. Немногие из нас могут сказать вместе с Павлом, что «по правде законной» мы «непорочны» (ст. 6). Но Павел, который мог так сказать, не нашел в этом поддержки, так как это не дало ему уверенности в предстоянии перед Богом. Поэтому он радостно и с готовностью счел всю свою «законническую» праведность тщетой и вверился Христу.

Об этом мы прочитали в свидетельстве Павла (Флп. 3:4-8). В стихах 9-12 темы остаются теми же, но Апостол переходит от фактов к разъяснениям. В своем свидетельстве он сказал нам, что произошло, теперь он объясняет, почему так должно быть. Почему плоть не может сделать нас угодными Богу? Почему Христа достаточно? И какова природа радости, которую он нашел во Христе?

1. «Найтись в Нем»

Павел только что показал Иисуса Христа как все-достаточное богатство, к которому он стремится все более и более (ст. 8). Теперь он меняет образ: Господь Иисус — обитель, настолько манящая, что Павел не может вынести пребывания вне ее. Он не хочет ничего, кроме того как найтись в Нем (ст. 9). Похожее выражение было в 2:7, где он говорит об Иисусе Христе: «по виду став как человек» (в англ, тексте в обоих случаях использован один и тот же глагол в пассивной форме: «be found», т. е. «найтись, его находят»). Это значит, что любому случайному наблюдателю, встретившему Его, Господь Иисус представлялся просто человеком. Павел хочет «найтись во Христе», чтобы всякий, кто смотрит на него, видел бы его человеком во Христе; и как бы ни обернулись для него в будущем обстоятельства, он хочет смотреть им в лицо как человек во Христе. Иисус — его неизменная обитель. Павел может находиться в Риме, Филиппах, Иерусалиме; он может быть здоровым, больным, обеспокоенным, свободным от забот — но он всегда будет «в Нем».

2. Уповающий на благословение Его

В этой «неизменной обители», «во Христе», есть особое сокровище: праведность. Во Христе Павел гово-

рит о себе как о человеке не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере. Итак, есть праведность ограниченная, узкая (не со своею праведное-тью) и есть праведность, отвечающая требованиям Бога (праведностью от Бога); и существует путь к достижению этой праведности (которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере).

Праведность означает быть «правым перед Богом». Павел верит, что во Христе, через веру, возможно предстать перед испытующим Божьим взором и услышать: «Павел прав; Павел представляет собой именно то, что я от него требую; Павел праведен».

а. Праведность, которую он отвергает

«Найдя себя в Нем», Павел не желает своей праведности, которая от закона. Это «самодельная» праведность; она приобретается собственными усилиями и личными добрыми делами. Эти добрые дела делались в соответствии с законом, и, следовательно, это праведность, которая от закона. Некогда Павел мог гордиться такой праведностью, тем, что он был «по учению фарисей… по правде законной — непорочный» (ст. 6). Его ревностные, напряженные и жертвенные труды вполне соответствовали кодексу законов поведения.

Чего стоила эта конформистская праведность? Она была всего лишь «удостоверением хорошего поведения», и не более того! Это была праведность, основанная на законе, буквально — от закона, та праведность, которая происходит из соответствия стандарту. Но ведь такая праведность не дает нам уверенности, что Бог будет судить нас милостиво. Во-первых, даже если бы нам удалось добиться безупречного послужного списка, мы еще должны сохранить его незапятнанным до судного дня, и одного промаха достаточно, чтобы закон провозгласил неблагоприятный приговор и наша

«праведность» рухнула. И во-вторых, такая праведность есть нечто, присуждаемое себе самостоятельно. Мы взвесили свои заслуги, рассмотрели свое право на вердикт. Мы были и подсудимым и судьей. Но мы никогда не можем быть уверенными в том, что наш вывод будет одобрен Богом. А разве наш пристрастный и снисходительный взгляд на самих себя может быть таким же всепроникающим, как Его святой пристальный взгляд? Например, мы могли бы присудить себе высокий проходной балл, оправдав свои отклонения от тропы послушания или глядя на них сквозь пальцы. А ведь даже Павел осознал себя побежденным перед законом (Рим. 7:7). Удостоверение о хорошем поведении, которое мы сами себе выдали, недостаточно для уверенности, когда мы стоим перед лицом суда Божьего.

б. Праведность, которой он жаждет

Существует, однако, такое свидетельство о праведности, которое присуждает Бог. И в этом случае, если Бог объявляет нас правыми в Его глазах, мы навсегда обретаем уверенность. Эту уверенность Павлу дает Христос, и именно это придает блеск его радости: найтись в Нем. Он говорит нам о происхождении такой праведности, об условиях, на которых она дается, и о том пути, который к ней приводит.

Что касается происхождения, то это праведность от Бога. Эта праведность происходит от Бога, она — Его награда. Значение этого невозможно переоценить. Не может быть спасения до тех пор, пока Бог не удовлетворен. Если Бог не захочет нас вернуть, то всякое усилие бессмысленно. Крестная смерть Христа, смывающая наш грех, — единственное спасение для грешников, которое удовлетворяет Бога. Это праведность, которая от Бога. Следовательно, она надежна изначально.

Во-вторых, эта праведность возможна только при наличии веры: «с праведностью от Бога по вере». Спа-

сение дается просто как дар. Оставлены усилия соблюсти закон и приверженность букве закона, осталась позади тревога из-за того, что, может быть, сделано недостаточно. Мы достигаем цели, поднимаясь не по лестнице, а на лифте. Вера означает, что Бог ручается за обетованную Им праведность для тех, кто не пытается спастись самостоятельно.

Есть (так называемая) «вера», которая — не что иное, как доверчивость. Вера имеет ценность, только когда она направлена на достойный объект. Поэтому высшей ценностью обладает праведность, которая дается нам чрез веру во Христа. Как это изумительно! Мы полагаемся на самого Сына Божьего, чтобы он привел нас домой — чтобы Бог принял нас. Сын Божий — Посредник в праведности для тех, кто возлагает на Него свое упование.

Насколько глубоки были познания филиппийцев, чтобы понять эти глубокие истины, которые Павел так кратко выразил в стихе 9? Мы должны задать тот же вопрос и себе: обладаем ли мы основой познания, в пределах которой эти ссылки на праведность, закон и веру обретают смысл?

Стоит обратить внимание на три ключевых слова. Первое из них — замена. Наш Господь Иисус Христос — совершенное выражение Божьей праведности. Его слова и учение, Его характер и поступки, дела, которые Он свершил, Его отношение к людям и к Себе, Его послушание Богу, абсолютная полнота всего, чем Он был, чему учил и что свершил, — словом, все, что когда-либо можно было видеть в Нем, сказать о Нем или искать в Нем, — это именно и абсолютно то, чего требует праведный Бог. Христос есть праведность Божья. И, согласно Библии, поэтому Он (и только Он) может быть нашей заменой, стоять вместо нас, принять наш приговор и быть наказанным вместо нас. «Агнец у вас должен быть без порока» (Исх. 12:5). «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21).

Идем дальше; второе слово — ответчик. Христос — наша замена; но здесь есть и другая сторона: так же, как Он отождествился с нами, взяв на Себя наши грехи, так и мы в Нем отождествились с Его праведностью.

Смотри, Он там! воскресший Агнец!

Моя совершенная, незапятнанная Праведность!*

Он был сделан «для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»; «вы во Христе Иисусе, который сделался для нас… от Бога, праведностью»; «послушанием одного сделаются праведными многие» (2 Кор. 5:21; 1 Кор. 1:30; Рим. 5:19).

Именно этот полный пакет — наши грехи, возложенные на Иисуса, и Его праведность, причисленная нам, — мы принимаем простой верой. Он все это сделал; Бог все обещает нам; мы покоимся в вере в Божьи обетования и разделяем положенные блага. Это не со своею праведностью… но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Третье ключевое слово — одежда. «Облекшись в нового» (Кол. 3:10), — говорит Павел. Божий дар праведности — больше чем акт подведения счетов; это новое творение (2 Кор. 5:17). Это наше новое сердце и жизнь, когда мы стремимся к совершенной праведности Христа и готовы проявить ее на деле, когда мы повинуемся Богу, как это делал Иисус, то есть когда мы «облекаемся» в Господа Иисуса Христа в нашей повседневной жизни (Рим. 13:14; Кол. 3:12). К этой мысли подводит нас теперь Павел (Флп. 3:10).

3. «Сообразуясь Ему»

Это дарованное нам Богом спасение настолько свободно, настолько независимо от каких-то усилий

* К. Л. Банкрофт, Перед престолом всевышнего Бога. — C.L. Bancroft, Before the throne of God above.

или заслуг с нашей стороны, что можно подумать, что и грех ставится в заслугу. Павел видел это, когда повторял чей-то недоброжелательный вопрос: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» (Рим. 3:8). Действительно, если Бог показал нам Свое удивительное милосердие в то время, когда мы были грешниками, не продолжать ли нам грешить и таким образом провоцировать еще большую и величайшую милость? Если независимо от наших дел и заслуг Бог благословил нас даром праведности, не должны ли мы и дальше оставаться без дел и заслуг и надеяться на еще большие блага?

Сам факт, что благовествование Павла открыто для этого обвинения, есть доказательство того, что он проповедовал и верил в спасение по благодати. Если бы он оставил хоть малейшее место для нашего вклада в свое спасение, о его учении нельзя было бы злословить таким образом. Но спасение оплачено не нами.

Мы, спасенные, получили дар Божьей праведности, что влечет за собой «правильную жизнь». Чтобы разъяснить это, Павел в стихе 10 показывает, что христианин приведен спасением в область нравственной смелости и стойкости. Апостол дает этому характерное определение — «сообразоваться Христу». Не ясно ли, что если мы обязаны Христу спасением, то будем стараться уподобиться Тому, Кто принес нам такой дар?

Тема уподобления Христу вводится словами чтобы познать Его. С точки зрения Священного Писания, наше определение «знания» как истины, хранимой разумом, — всего лишь третья часть целого. Библия добавила бы, во-первых, практическое измерение. Ничто не познается по-настоящему до тех пор, пока не становится частью повседневного поведения: «Удаление от зла — разум» (Иов. 28:28). Во-вторых, Библия добавила бы личное измерение. В личных взаимоотношениях «знать» — значит вступить в теснейшую близость и союз: «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4:1). Библия говорит так не для того, чтобы избежать во-

просов секса, а потому что именно это и есть брак, и это есть знание между людьми — глубокий, сокровенный союз. Поэтому Павел, спасенный всецело и единственно Христом, хочет вступить с Ним в самый глубокий союз. Он хочет познать Его.

Что же означает «познать»? Жизненный путь Христа, как показано в 2:5—11, был путем сошествия в смерть и через нее в славу вознесения. Чтобы уподобиться Христу, войти с Ним в сокровенный союз, познать Его, необходимо пережить тот же опыт, сообразуясь* смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Как часто мы недоумеваем, когда жизнь приносит нам свои испытания! Но чего мы ожидали? Хотим мы сообразоваться Христу или нет? Уподобление Христу ведет на Голгофу. Мы должны быть готовыми — и не можем надеяться избежать — к пути Распятого. Именно так было с Павлом: вниз — к темнице, а оттуда — к плахе палача. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»; «Раб не больше господина своего»: нам сказано: «огненного искушения… не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (2 Тим. 3:12; Ин. 15:20; 1 Пет. 4:12 и далее). Это путь, пройденный Господом Иисусом, и для нас это путь уподобления Христу.

Однако, подробно остановившись на словах «сообразуясь смерти Его», мы рассматривали стих не по порядку. Теперь мы должны вернуться к началу и посмотреть, какие ободрения Павел использует, говоря о реальности креста в опыте христианина. Во-первых, давайте спросим, почему он говорит о воскресении Христа раньше, чем о Его смерти? Конечно, он перевернул ход событий в опыте нашего Господа, но он

* Глагол symmorphizomai встречается только в этом месте Нового Завета. Он содержит в качестве составной части morphhe — «образ» (ср. с 2:6). Таким образом, подразумевается идентичность природы и, следовательно, образа жизни с Христом. Ср.: прилагательное symmor-phos, Рим. 8:29; Флп. 3:21.

сделал это с определенной целью. Для Христа смерть предшествовала воскресению, но для христианина, который решается следовать за Господом, сила воскресшего Христа — первое событие опыта. Так что, когда мы идем по пути уподобления Христу в апостольской решимости «сообразоваться Ему» вплоть до того, чтобы разделить Его страдания, у нас есть сила Его воскресения, чтобы укрепить, сохранить и провести нас через все.

Но есть и нечто большее. Снова, прежде чем сказать: «сообразуясь смерти Его», Павел обратился к «участию» в Его страданиях. Почему он дважды упоминает о кресте Христовом? По следующей причине: он хочет, чтобы мы поняли, что в своем желании следовать за Ним и нести свой крест мы не оставлены в одиночестве; Он поддерживает нас; мы не копируем мертвую Модель, а идем вместе с живым Спасителем.

Этот акцент на силе и поддержке Христа укрепляет нас в пути. Но цель тоже поощряет нас: мы хотим достигнуть воскресения мертвых (ст. 11). Нас могли бы ввести в заблуждение слова если возможно** которые, казалось бы, указывают на то, что Павел не был уверен в окончательном спасении. Это не только диссонировало бы со стихом 9, но и категорически противоречило бы 1:23 и многим другим высказываниям в посланиях Павла (напр., 2 Кор. 5:1; Рим. 8:38 и далее). Этот стих действительно выражает неуверенность, но не в цели, а в пути к ней. Воскресение несомненно; неясны различные обстоятельства. Мы не знаем ни сколько дней нам осталось на земле, ни каковы они будут, но мы точно знаем, что будет ли их много или мало, будут ли они спокойными или бурными, в конце их будет слава, воскресение мертвых. Итак, Павел поддерживает себя и нас на пути уподобления Христу своей решимостью, словно бы говоря:

* В англ, тексте: «if possible»; в русском тексте их нет; дальейшие рассуждения автора построены на английском варианте. — Прим, перев.

«Итак, какой бы путь ни назначил Бог — а я не знаю, каким он будет, — укрепленный воскресшим Христом, вместе с Ним, я последую за Господом, неся свой крест, сходя с Ним в смерть, а потом навечно с Ним же буду обладать славой воскресения».

4. «Не достигну ли и я…»

Наконец мы подходим к заключительному стиху этого отрывка. Павел выразил свою готовность «идти до конца» со Христом, настолько глубока и всеобъемлюща его радость в Нем. Сейчас он приостанавливается, чтобы оценить прошлое (не потому, чтобы я уже достиг), настоящее (стремлюсь) и будущее (не достигну ли и я).

Здесь говорится о трех моментах. Во-первых, о новом понимании, которое приносит с собой обращение. Мы уже уяснили, что если мы позволяем себе быть одновременно и подсудимым и судьей на своем собственном суде, то не можем правильно оценить самих себя. Теперь мы видим, что это действительно так. Когда-то Павел думал, что он «достиг», потому что судил о себе «по правде законной — непорочный» (ст. 6). Но посмотрите на его оценку теперь: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился. Безгрешным совершенством не обладает даже Апостол до прихода славы. Он видит себя новыми глазами; к нему пришло духовное понимание. Более того, зная, что он еще не «достиг», Павел сознает, что он несет личную ответственность за то, чтобы стремиться. Тот самый Павел, который в стихе 9 напоминал нам, что своими стараниями мы не можем обрести праведности, которая от Бога, теперь полон решимости прилагать все усилия, чтобы жить праведной жизнью. Он говорит: стремлюсь. Слово это решительное — «преследую цель», «гонюсь» — такое же сильное, как и его действия, когда он в былое время преследовал церковь (ст. 6).

Во-вторых, мы узнаем, в чем состоит фабула обращения: достиг меня Христос Иисус. Мы храним как сокровище память о своем обращении, когда мы с верой протянули пустые руки к Иисусу. Но за этим, делая это возможным, воплощая это в реальность, стояло деяние Бога, который избрал нас. Избрал ли Павел Христа? Конечно да, но только потому, что Иисус прежде избрал Павла. Выбор принадлежал Христу; все, что мы сделали, вытекало из решения, уже принятого Богом во Христе. Мы реагировали на Его выбор и могли сделать это только благодаря Его призыву. Сам Иисус сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Вот что дает нам чувство безопасности и уверенность: мы — «во Христе», потому что такова была Его неизменная, любящая воля.

i

Наконец, мы находим здесь единственную цель тех, кто действительно обращен: не достигну ли и я. Довольно точна версия RV «не постигну (то есть схвачу, достигну) ли я то, ради чего я был достигнут Христом Иисусом». Для чего Он завладел мной? С одной стороны, целей столько же, сколько отдельных людей, потому что для каждого Бог уже предназначил добрые дела, которые мы должны совершать для Него (Еф. 2:10). Но в то же время, для каждого обращенного человека существует одна и та же цель: найти себя во Христе и расти, уподобляясь Ему.