6:11-7:4 11. Призыв Павла к коринфянам

Этот отрывок знаменует конец «длинного отступления» (2:14 — 7:4), большой части послания, посвященного «служению», то есть «служению Нового Завета» и «примирения». Павел завершает его двойным призывом к коринфянам — примириться с ним и уйти от чрезмерного сближения с «неверными».

1. Призыв к примирению (6:11-13)

Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. 12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. 13 В равное возмездие, — говорю, как детям, —распространитесь и вы.

Павел обращается к своим читателям по имени, только когда очень взволнован, как было с прельщением галатов (3:1), добротой филиппинцев (4:14) или, в данном случае, проявлением своей собственной большой любви к коринфянам. Поскольку Павел был тем, благодаря кому они духовно переродились, он считает себя их отцом (2 Кор. 12:14; 1 Фес. 2:11; 1 Кор. 4:15). Именно в качестве их духовного отца он говорит с ними так интимно (ст. 13).

Его слова не лишены печали, так как следуют за перечнем сопутствующих его служению страданий. С духовной точки зрения апостол является для них всем. Пребывая с ними в Коринфе, он не щадил себя, чтобы те родились во Христе. Отсутствуя, но проявляя заботу о них, он написал четыре послания1. Сохранившиеся

Два из них не сохранились; см.: 1 Кор. 5:9; 2 Кор. 2:4.

два — самые длинные. Он сделал им много хорошего и не причинил вреда (7:2). Как отец любит свое дитя, так и Павел любит коринфян.

Он дважды употребляет совершенное время, чтобы донести до них, что любил их с самого начала, любит сейчас и будет любить впредь. Свобода его обращения к ним отражает, насколько его сердце было расширено любовью к ним. И тем не менее — и здесь можно почувствовать печаль — выказанная им любовь не была принята и не стала взаимной. Так широка любовь апостола к коринфянам, что все коринфяне помещаются в его сердце (ст. 3); сердца же коринфян так узки, что для него почти нет места. Незнакомцам, проповедовавшим Лжехриста и использовавшим коринфян в корыстных целях, был оказан теплый прием; истинному же апостолу, который их любит, был оказан сдержанный, лишенный радушия прием. Павел, несомненно, ожидает, что между служителем и общиной должны сложиться теплые и близкие отношения. К этому должны стремиться как служители, так и простые верующие.

Затем Павел прерывает это увещевание (которое возобновится в 7:2), чтобы призвать уйти от язычества.

2. Призыв Павла уйти от язычества (6:14 — 7:1)

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием ? Что общего у света со тьмою ? 15 Какое согласие между Христом и Велиаром ? Или какое соучастие верного с неверным? 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; 18 и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». 7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Учение Павла о Новом Завете, начало которого мы находим в гл. 3, а завершение — · в данном отрывке, появилось как ответ на деятельность вновь прибывших иудействующих проповедников. Вероятно, они видели в апостоле язычников человека, по крайней мере, равнодушного к нравственным принципам Нового Завета и нарушившего постановление «воздерживаться от оскверненного идолами», принятого на Иерусалимском соборе в конце 40-х годов (Деян. 15:20). Фарисействующим христианам-евреям из Палестины указания Павла коринфянам относительно идоложертвенной пищи определенно представлялись недостаточно строгими (1 Кор. 10:23— 11:1).

Павел обычно не запрещал есть дома (1 Кор. 10:25—30) предложенную идолам пищу, прежде чем она продавалась в лавках. Но он строго возражал против вкушения верующими такой пищи в языческих храмах (1 Кор. 8:10; 10:14-22)1. Отнюдь не будучи снисходительным к коринфянам в нравственных вопросах, как хотели это представить его критики (Рим. 3:8), апостол занял очень твердую позицию в отношении характерных для язычества грехов идолослужения и сексуальной распущенности (1 Кор. 10:6—8). «Бегайте блуда… <…> …Убегайте идолослужения», — предостерегает он коринфян в своем послании (1 Кор. 6:18; 10:14). Павел желает, чтобы к его предостережению отнеслись очень серьезно — явленный им Новый Завет Христа и Духа никоим образом не допускает поклонения идолам и посещения языческих храмов.

Чувствительность Павла к критике со стороны христиан-евреев по этим вопросам, вероятно, стала более острой после того, как верующие-язычники не смогли полностью отойти от храмовых культов. И вполне возможно, что незадолго до того у них произошло уклонение в идолослужение. «Многие, — пишет он -не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве» (12:21).

Афины были городом «полным идолов» (Деян. 17:16), таким же был и Коринф. Столетием позже в своем описании Коринфа Павсаний упоминает, что, помимо храмов Аполлона и Афродиты, там было еще двадцать образов «под открытым небом», шесть храмов, посвященных греческим богам, и пять участков при храмах, где происходили мистерии2. Коринф, по словам Павла, был городом «многих богов» и «многих господ» (1 Кор. 8:5). Часть этих храмовых комплексов занимали маленькие трапезные, где могли расположиться 10-15 человек. Существовал обычай приглашать

1 См. также: G. D. Fee, 41 Corinthians VI.14 — VIM and Food Offered to Idols’, NTS 23 (1977), pp. 140-161.

2 Description of Greece, Book II, 2-5 (Loeb edition, pp. 253-273).

своих друзей на трапезу в честь какого-либо божества. В ходе такого пиршества могли происходить моления, посвященные какому-либо богу1. Тщательное изучение этого отрывка и соответствующих фрагментов из первого послания показывает, что Павел призывал коринфян не посещать эти храмы и не участвовать в проводимых там трапезах.

Этот отрывок первоначально мог быть мини-проповедью2, которую Павел включил в послание. Можно предположить, что она состояла из вступительного поучения, красноречивого пояснения к новозаветным «обетованиям» и завершающего поучения.

Начало увещевания Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными (ст. 14) является ключом к пониманию всего фрагмента. Все, что следует далее, связано с этим требованием. В этой простой метафоре, основанной на Втор. 22:10 (где запрещается впрягать вместе в ярмо вола и осла), дается понять, что «христиане являются племенем, которое отлично от неверующих и которому запрещено неподобающее общение с последними»3. Здесь нет призыва, как часто полагают, к христианам отделиться от нехристиан по вероучительным или этическим причинам. Павел истребует полного разрыва с неверующими. Если христианин женат на неверующей, он не должен искать развода (1 Кор. 7:12—15). Если его приглашают в дом к неверующему, он может прийти (1 Кор. 10:27). Неверующим не запрещено посещать собрания христиан (1 Кор. 14:22-25). И в самом деле, как писал ранее Павел, полный разрыв с блудниками, лихоимцами, хищниками, идолослужителями означал бы полный «выход из мира сего» (1 Кор. 5:9-11). Скорее, как следует из следующего далее красноречивого пояснения, апостол запрещает лишь участие в языческом храмовом богослужении. Учитывая это, представляется сомнительным, чтобы Павел одобрил бы христиан, которые принимают участие в межрелигиозных богослужениях, например с мусульманами и индусами, так как это означало бы смешение с неверными.

1 См.: G. Н. R. Horsley, New Documents illustrating Early Christianity (Macquarie University Press, 1981), pp. 5-9.

2 О происхождении этого фрагмента и его авторстве см.: Furnish, pp. 375- 383, 140-147.

3 Fee, op. с//., р. 157.

Он ставит пять риторических вопросов, изложенных в виде парных сопоставлений. Смысл каждого вопроса в том, что народ Божий должен иметь отличительные особенности и должен отказаться от верований и традиций, характерных для неверных. Поэтому не может быть никакого общения праведности с беззаконием, ничего общего у света с тьмою, никакого согласия между Христом и Велиаром (сатаной), никакого соучастия верного с неверным. Пятый вопрос является наиболее серьезным; он указывает, что не может быть никакой совместности храма Божия (то есть местной церкви) с идолами (ст. 16). Следует повторить, что эти стихи сами по себе не призывают полностью разорвать с миром или удалиться от христиан, с которыми нет вероучитель-ного согласия. Они представляют собой специфическое увещевание не употреблять идоложертвенную пищу и не участвовать в идолослужении, что (некоторые) коринфяне, несомненно, продол жал и делать.

Основное увещевание теперь подкрепляется новозаветными «обетованиями» (7:1). Бог пребывает в храме или общине (1 Кор. 3:16) живого Бога и ходит среди Своего народа, будучи их Богом(ст 16; см.:Лев. 26:11,12; Ос. 1:10). Поэтому Павел увещевает выйти из их среды (то есть идолопоклонников), отделиться и не прикасаться к нечистому (то есть к идолам и храмам; ст. 17). Более того, поскольку Бог является Отцом Своих сыновей и дочерей, здесь применим тот же принцип разрыва и удаления (ст. 18). Под «обетованиями» Павел подразумевает цитируемые им ветхозаветные тексты, которые учат, что Бог живет среди Своего народа и что Он их Отец.

Павел завершает свою мини-проповедь заключительным увещеванием, которое, как и предыдущая часть, основано на изначальном призыве не смешиваться с неверными. Павел переходит от увещевания, обращенного к коринфянам, к призыву, обращенному также и к себе: очистим себя… совершая святыню. Церковь как храм, где пребывает Бог, должна очиститься от всякого соприкосновения с поклоняющимся другим богам; ее члены должны совершенствовать свою святость в страхе Божьем. В первом послании Павел учил, что, хотя других богов и не существует, участвовать в языческой трапезе — — значит участвовать в поклонении бесам (1 Кор. 10:20). Как раз от этого и призывает сейчас уйти и очиститься Павел.

В заключение следует подчеркнуть, что речь здесь идет о фундаментальных истинах, касающихся Бога, Христа и христианских убеждений, когда верующие сталкиваются с темным и соблазнительным язычеством. Слова Павла уместны всякий раз, когда христиане впутываются в идолослужение, оккультную или языческую практику. Христиане могут иметь бытовое общение с неверующими, а также пребывать с ними в браке; им лишь воспрещается участвовать в их богослужениях.

3. Призыв Павла к примирению: заключение (7:2-4)

Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3 Нее осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилуюрадостью, при всей скорби нашей.

Павел сейчас возвращается к своему призыву к коринфянам примириться с ним. Он снова побуждает их вместить его [в их сердца] (ст. 2), иначе говоря, быть более открытыми в отношениях с ним. Предыдущий отрывок, где речь идет об идолослуже-нии, вероятно, указывает на то, что в среде коринфских христиан Павел не пользовался расположением одной из двух групп: либо евреев, либо язычников. Многие язычники, похоже, находили его учение об идолослужении слишком запретительным или вообще ненужным (ср.: 1 Кор. 10:23), в то время как верующие евреи, особенно после подстрекательств вновь прибывших иудействующих миссионеров, могли почувствовать недостаточную суровость его требований. В ответ Павел очень четко излагает учение о разделении и призывает коринфян впустить его в их сердца.

Не вдаваясь в подробности, Павел приступает к опровержению трех выдвинутых против него обвинений, а именно: что он кого-то обидел, кому-то повредил и от кого-то искал корысти. Мы точно не знаем, в чем заключались эти обвинения, но они могли быть связаны со сбором денег для верующих в Иерусалиме. Возможно, Павла обвиняют в мошенничестве и безнравственности, проявленных в этом деле. Тем не менее он пишет это не в осуждение коринфян (ст. 3). Если они говорят об этом, то происходит это из-за злобной клеветы других людей. На самом деле, он видит, что в будущем он и коринфяне будут тесно связаны и в жизни, и в смерти. Павел готов с ними вместе и умереть, и жить (ст. 3). Как верующие они вместе делят общую судьбу.

Очевидно, что, несмотря на возникающие трудности, Павел не теряет оптимизма и уверен в своих отношениях с ними. Он пишет, что много надеется на коринфян, и хвалится ими, и говорит, что, несмотря на огорчения, выпадающие ему из-за служения, он исполнен утешением (ст. 4). И тут мы понимаем, какой необыкновенной стойкостью и настойчивостью обладал апостол Павел. Эти качества он, несомненно, приписал бы Божьей благодати и силе Духа Святого (так следует делать и нам).