Мы повинуемся Божьему закону любви

Заповеди Божьи верны

Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте (Пс. 110:7,8).

Адам и Ева по сотворении своем имели познание о законе Божьем. Он был вписан в их сердца, и они сознавали его требования. Закон Божий существовал до сотворения человека. Он был понятен и необременителен для святых существ; даже ангелы руководствовались им. После падения принципы праведности остались неизменными. Ничто не было изъято из закона; ни одно святое предписание не могло быть улучшено. И как он существовал от начала, так он будет существовать на протяжении всей вечности1.

Наш долг повиноваться этим заповедям должен быть подтвержден в последней вести милости нашему миру. Закон Божий не нов. Он является выражением не новой святости, а святости, о которой давно известно. Это свод принципов, отражающих милость, благость и любовь Бога. Он открывает падшему человечеству Божий характер и четко формулирует долг человека перед Богом2.

Правление Божье зиждется на законе любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного согласия с великим принципом справедливости. Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его сущности. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему3.

«Все заповеди Его верны…». Все, что построено на человеческом авторитете, разрушится, но то, что созидается на скале неизменного Слова Божьего, будет стоять вечно4.

Священные заповеди, которые сатана возненавидел и пытался уничтожить, будут возвеличены во всей безгрешной Вселенной5.

Божий закон совершен

Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс. 18:8).

Законы, данные Богом древнему Израилю, были во много раз мудрее, лучше и гуманнее законов самых цивилизованных народов земли. Законы человеческого общества носят следы слабостей и страстей необновленного человеческого сердца, а Божьи законы заверены Божественной печатью6.

Псалмопевец говорит: «Закон Господа совершен». Как дивен в своей простоте и совершенстве закон Иеговы! Он настолько краток, что его предписания трудно не запомнить, и в то же время настолько емок, что выражает всю волю Божью и имеет отношение не только к действиям, но к мыслям, намерениям и чувствам человека. Человеческие законы на это не способны. Они имеют дело только с внешними действиями. Человек может быть безза-конником и все же скрывать свои проступки от человеческих глаз. Он может быть преступником — вором, убийцей или прелюбодеем, но пока он не пойман не подлежит осуждению законом…

Закон Божий прост, его легко понять. Если бы сыновья и дочери человеческие приложили все старания, чтобы повиноваться этому закону, они обрели бы силу ума и способность понимать планы Господа и Его цели. И этот прогресс продолжался бы не только в этой жизни, но и в течение всей вечности, ибо, сколько бы ни длилось познание Божьей мудрости и силы, ему не будет предела7.

Так как «закон Господа совершен», каждое отклонение от него становится грехом8.

Послушание было единственным условием, при котором для древнего Израиля могли исполниться обетования, делавшие его народом, наделенным особым благословением Божьим. И сейчас послушание тому же закону принесет великие благословения отдельным личностям и целым народам9.

Закон свят, праведен и добр

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим. 7:12).

Являясь Верховным Владыкой Вселенной, Бог учредил законы, управляющие не только всеми живыми существами, но также всеми процессами в природе. Все — от малого до великого, одушевленное и неодушевленное — подчиняется законам, игнорировать которые нельзя. Из этого правила нет исключения, ибо ничто из сотворенного не забыто Творцом. На земле, только человека, венец Своих творческих дел, Бог наделил разумом, чтобы он понимал святые требования закона, и сердцем, способным любить этот закон как святой, праведный и добрый. От человека же требуется безотлагательное и полное послушание ему10.

Господь запрещает всякое притеснение со стороны родителей и всякое непослушание со стороны детей. Господь полон любви, милости и истины. Его закон свят, справедлив и добр и должен исполняться родителями и детьми. Заповеди, которым надлежит следовать и родителям и детям, обусловлены безграничной любовью, и щедрые Божьи благословения ожидают тех родителей, которые претворяют Его закон в своих семьях, а также детей, которые повинуются этому закону. В доме должно ощущаться единое влияние милости и справедливости. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются». Семьи, в которых царит такая дисциплина, будут ходить путем Господним, творить справедливость и суд11.

Пусть молодежь взирает на Божественный идеал и никогда не довольствуется меньшей целью… Живите твердо, не колеблясь, во благодати и силе Иисуса Христа. Ему дана вся власть на небе и на земле. Укройтесь в Иисусе Христе и с верой заключите с Ним нерушимый завет, чтобы любить Его и служить Ему12.

Так как закон Божий «свят, праведен и добр» и отражает Божественное совершенство, то и характер, сформированный на основе повиновения этому закону, будет праведным. Христос есть совершенный Пример подобного характера13.

Закон есть истина и правда

Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина (Пс. 118:142).

Бог послал истину в наш мир в сияющей славе, красоте и совершенстве и противопоставил ее заблуждению. Ни люди, ни бесы не могли обнаружить никакого изъяна в характере Христа, но откровение истинного Света, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир, настолько противопоставило тьму свету, что люди не захотели принять свет… Между злыми ангелами и злыми людьми не существует естественной вражды, те и другие являются нарушителями закона Божьего, а порок неизбежно объединяется против закона Божьего. Падшие люди и падшие ангелы заключают безрассудный союз…

Чистота и святость Христа пробуждали самые худшие страсти в человеческом сердце… Его совершенное послушание заповедям Отца было постоянным упреком сладострастному и порочному роду. Его незапятнанный характер излучал свет среди нравственной тьмы мира…

Те, кто становится сынами Бога, не могут избежать конфликта с сонмом отступников… Благодаря заслугам Искупителя, Бог принимает усилия греховного человека соблюсти Его закон, который свят, праведен и добр.

Те, кто воистину соединен со Христом, будуттворитьтежедела, что творил и Он, живя здесь, на земле. Они возвеличат и прославят закон… Когда последователи истины явят ее силу своей жизнью и характером, царству сатаны будет нанесен сокрушительный удар14.

Характер Божий есть праведность и истина; такова и природа Его закона. Псалмопевец говорит: «Закон Твой — истина» и «Все заповеди Твои праведны»… Такой закон, будучи выражением мудрости и воли Божьей, должен быть таким же вечным, как и его Автор15.

Безусловное послушание приносит богатые благословения

Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс. 118:60).

Послушание Божьим законам развивает в человеке прекрасный характер, который находится в гармонии со всем, что чисто, свято и непорочно. В жизни такого человека ясно видна евангельская весть Христа. Принимая милость Христа и Его избавление от силы греха, человек устанавливает правильные отношения с Богом. Жизнь, очищенная от суетности и тщеславия, наполняется Божьей любовью. Ежедневное следование закону Божьему формирует характер, гарантирующий вечную жизнь в Божьем Царстве.

Своей земной жизнью Спаситель оставил нам пример святости, которой мы можем достичь, если будем творить добро для людей, которые нуждаются в нашей помощи. У нас есть преимущество нести радость — скорбящим, свет — находящимся во тьме и жизнь — погибающим. Для нас звучит Божественная весть: «Что вы стоите здесь целый день праздно? Трудитесь, пока день. Приходит ночь, когда никто не может делать». Каждое сказанное нами слово, каждое сделанное нами дело, которое способствует счастью других, умножит и наше собственное счастье и уподобит нашу жизнь жизни Христа.

Мы должны бодро и радостно выполнять свои повседневные обязанности. Прежде всего, наши слова и наши поступки должны быть явлены в жизни, которой присущи небесные качества. Слово жизни дано нам для изучения и практического исполнения. Наши действия должны строго соответствовать закону Небесного царства. Тогда небеса смогут одобрить наш труд; тогда таланты, используемые нами в служении Богу, будут умножаться, а наша полезность возрастать. Посвященная Творцу жизнь будет сиять среди нравственной тьмы этого мира, указывая погибающим душам путь к истине Слова Божьего…

В Своем даре миру Господь показал, насколько Он озабочен тем, чтобы мы были отмечены знаками нашего небесного гражданства, позволяя, чтобы каждый принятый нами луч света сиял в добрых делах, совершаемых для наших ближних16.

В своем доме

И напиши их на косяках дома и на воротах твоих (Втор. 6:9).

С древних времен верные в Израиле уделяли большое внимание вопросам воспитания. Господь дал наставление, чтобы дети с самого младенчества узнавали о Его благости, Его величии, явленных особым образом в Его законе и показанных в истории Израиля. С помощью песнопений, молитв, уроков из Священного Писания, в доступной форме преподанных развивающемуся уму, отцы и матери должны наставлять своих детей в том, что закон Божий является выражением Его сущности, и, что принимая принципы закона в сердце, они запечатлевают в своей душе образ Божий17.

Если для Моисея было важно переложить заповеди Божьи в священные песнопения, чтобы, идя по пустыне, дети смогли стих за стихом петь закон, то как важно в наше время научить наших детей Слову Божьему!18

Истинное счастье в жизни — этой и будущей — зависит от послушания словам: «Так говорит Господь»… Да будет Христова жизнь образцом для вас! Сатана предпримет все усилия для того, чтобы уничтожить этот высокий эталон благочестия, выдавая его за слишком строгий. Ваша задача — запечатлеть в сердцах детей в их юные годы мысль о том, что они созданы по образу Божьему. Христос пришел в этот мир, чтобы дать живой пример того, какими они должны быть, и родителям, которые исповедуют веру в истину для нашего времени, надлежит научить детей любить Бога и повиноваться Его закону. Это величайшее и наиважнейшее дело для отцов и матерей19.

С семьи должно начаться великое преобразование. Послушание Божьему закону является великим стимулом к прилежанию, бережливости, верности и правильным отношениям между людьми20.

Благородный, гармонично развитый характер не появляется сам собой. Он развивается с ранних лет в доме, где исполнению Божьего закона отводится должное внимание21.

В соблюдении Божьего закона сила каждого народа

Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! (Пс. 67:29).

Божьи законы предназначались не только для иудеев. Нравственный закон был дан еще до того, как появился народ, называющий себя иудейским. Закон Десяти Заповедей обязателен для всех. Система жертвенного служения была предназначена для того, чтобы указывать на одну великую Жертву, Агнца Божьего, Который должен был взять на Себя грехи мира и ради грешника исполнить требования Божественной справедливости.

Господь не желает, чтобы Его народ был в исключительном по-ложениеи. Посланные Христом вестники должны провозглашать Евангелие Его благодати всем народам, племенам и языкам. Мы должны показать, что Великий Ходатай обращается ко всему миру. Иудейская церковь была призвана служить представительницей Божьей в падшем мире, и, чтобы исполнить эту миссию, иудейскому народу надлежало вести жизнь, совершенно отличную от жизни всех языческих народов на земле. Они должны были являть в мире особый, святой характер. Они должны были сохранять духовность, делая то, что не смогли сделать Адам и Ева, а именно, выполнять все Божьи заповеди и являть своим примером Божью милость, благость, любовь и сострадание. Следовательно, по уровню духовности они должны были быть выше всех народов. Господь хотел показать, какие щедрые благословения ожидают целомудренный, послушный народ. Таким образом принципы законов, управляющих Его Царством, предстояло возвысить во всем мире. В случае, если бы израильтяне откликнулись на посланные им милость, свет и благодать, они стали бы светом мира. Они постоянно направляли бы внимание других к Богу как мудрому, совершенному Высшему Правителю, и вся земля прославила бы Бога… Господь — наш Бог. И сегодня у Него та же цель относительно верующего в Него и преданного Ему народа22.

Закон Божий веселит сердце и просвещает очи

Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9).

Мы имеем весьма смутное представление о потрясающей широте Божьего закона… Многие, утверждая, что верят в испытующие истины для этих последних дней, поступают так, словно Богу неведомы их непочтительность к принципам Его святого закона и не повинуются им. Закон является выражением Его воли, и Бог предполагает сделать сыновей и дочерей человеческих Своими сыновьями и дочерьми посредством послушания этому закону. Для того чтобы через добровольное послушание всем Божьим заповедям, в человеке был восстановлен нравственный образ Божий, была принесена безграничная жертва. Велико спасение наше, ибо праведность Христа дает нам все возможности, чтобы быть чистыми, непорочными, без всякого недостатка… Если человек будет соблюдать закон посредством веры во Христа, в его распоряжении окажутся сокровища неба23.

Откройте очи сердца вашего, взгляните на прекрасную гармонию Божьих законов в природе. Склонитесь в трепете и благоговении перед своим Творцом, Верховным Правителем неба и земли. Очами веры посмотрите на Того, Кто склонился над вами в любви… Вера в Иисуса придаст вам целеустремленность и постоянство. Все ваше счастье, мир, радость, успех в этой жизни зависят от неподдельной веры в Бога. Эта вера вдохновит вас на послушание всем Божьим заповедям. Познание Бога и вера в Него есть сильнейшее средство, удерживающее от зла и побуждающее к добру. Верьте в Иисуса! Он прощает ваши грехи и желает вам счастья в обителях, которые Он пошел приготовить для вас. Господь хочет, чтобы вы были вместе с Ним, обрели вечную жизнь и носили славный венец24.

Соблюдение Божьих заповедей вознаграждается уже в этой жизни тем, что совесть не осуждает нас, а наши сердца находятся в мире с Богом, а не во вражде с Ним25.

Божьи повеления всегда даются для нашего блага

И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, чтобы сохранить нашу жизнь, как и теперь (Втор. 6:24).

Когда молодые люди выходят в мир и сталкиваются с соблазнами — страстью к деньгам, развлечениями, самоугождением, гордостью, роскошью, экстравагантностью, накопительству, коварством, грабежом, насилием — с какими учениями им предстоит там встретиться?

Приверженцы спиритизма утверждают, что люди — это непадшие полубоги, что «каждый сам себе судья», что «истинное знание ставит людей выше любого закона», что «всякий совершаемый грех невинен», ибо «все, что делается, правильно», и Бог никого не осуждает. Самые порочные человеческие существа представляются выходцами с небес, высоко там возвеличенными… Таким образом, множество людей поверили, что желание — это высший закон, что свобода — это вседозволенность и что человек несет ответственность только перед самим собой.

В этом учении, предлагаемом в юношеском возрасте, когда сердечные порывы наиболее сильны и, когда крайне необходимы требования чистоты и самоограничения, как оградить добродетель?.. В то же время анархия стремится к уничтожению всех законов — не только Божественных, но и человеческих…

С этим предстоит столкнуться современной молодежи. Чтобы противостоять этому в жизни, нужно уже сейчас закладывать основание характера. Каждое поколение в любой стране имеет надежное основание и единственный образец для подражания в формировании характера — Божественный закон: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Великий принцип, проявленный в жизни и характере нашего Спасителя, является единственно надежным основанием и единственно верным руководством…

Только в этом гарантия личной честности, целомудрия семьи, благополучия общества или стабильности государства. Во всех конфликтных ситуациях, жизненных затруднениях и опасностях есть одно спасительное и надежное правило — поступать так, как говорит Бог26.

Нам дано заверение в вечной жизни

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр. 22:14).

Сластолюбец не думает о небесном, а всецело поглощен земным. Ради временных интересов он жертвует вечной славой. Стремясь к земным богатствам, он забывает о небесном сокровище. Интересы будущей жизни подавляются суетой этого преходящего существования…

Христос направляет наши взоры к прекрасному, славному миру. Он открывает преимущества гражданства в городе, имеющем основание, Художником и Строителем которого является Бог. Он подводит нас к порогу вечности и показывает ее славу, говоря, что она доступна всем, живущим в согласии с законами Божьими. Следуя этим законам, человеческая семья может стать единой, счастливой семьей в граде Божьем. Но там не окажется места для тех, кто не считается с волей Господа. Все желающие могут иметь вечную жизнь, но только на условии принятия ими Божьего закона как своего путеводителя и отказа от следования собственным законам… Того, кто будет стремиться к гармонии с Небесным Отцом, Христос наделит Своими добродетелями27.

Вы думаете, что соблюдающие заповеди будут проливать горькие слезы, когда жемчужные ворота Золотого Города повернутся на своих сверкающих петлях и они услышат слова приветствия? Нет, ни в коем случае. Они возрадуются, потому что они не в порабощении у закона, но свободны от него, потому что исполнили его. Они будут иметь право на древо жизни и на его целительные листья28.

Небесный Бог дарует благословение тем, кто соблюдает Его заповеди29.

Тот, кто был верен в малом на земле, будет поставлен над многим в вечном Царстве славы30.

Христос возвеличил и прославил закон

Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон (Ис. 42:21).

Закон Божьего правления должен был быть возвеличен смертью Единородного Сына Божьего; Христос взял на Себя вину за грехи мира. Вся наша надежда только в воплощении и смерти Сына Божьего. Он перенес страдания, потому что Его поддерживал Бог, и в Нем не нашлось ни единого пятна неверности или греха. Христос одержал победу ради человека, взяв наказание за грех на Себя. Он обеспечил людям возможность вечной жизни, возвеличив и прославив закон31.

На каждой душе лежит обязанность неуклонно следовать по стопам Христа, являющегося великим примером для человеческой семьи. Он сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего». Фарисеи думали, что Он стремился умалить требования Божьего закона, но Его голос прозвучал твердо: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

Христос пришел возвеличить и прославить закон, возвысить древнюю заповедь, которую люди имели от начала. Следовательно, и мы нуждаемся в законе и пророках. Нам нужен Ветхий Завет, который приводит к Новому Завету. Новый Завет не подменяет собою Ветхий, а более отчетливо открывает нам план спасения, придавая смысл всей системе жертвоприношений и тому слову, которое мы слышали от начала. Совершенное послушание требуется от каждой души. Такое послушание ясно выраженной воле Бога сделает вас едиными со Христом, о Котором написано: «Вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце»32.

В своей жизни мы должны исполнять заповедь о любви

Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10).

Сколь многим недостает любви! Такая любовь могла бы изгладить из сердца ненависть, дух соперничества, вражду, горький корень, которым осквернены многие. Пока из сердца не удалены завистливые чувства, ненависть, ревность, злые подозрения — любовь Иисуса никогда не может быть принята и излита в сердце…

Многие обманывают себя, ибо в их сердцах не воцарился принцип любви. Они могут закрыть глаза на собственные заблуждения и недостатки, но им не обмануть Бога. Нам необходимо преображение. Плуг истины должен глубоко распахать борозды в нашем гордом сердце и удалить из него дерн неосвященного естества, чтобы в нас могли быть насаждены Дух и любовь Иисуса. Время бежит быстро, и всякое наше дело будет вскоре рассмотрено в суде. Тогда из книги жизни вычеркнут либо наши грехи, либо наши имена…

Чистая любовь проста в своем проявлении и отличается от любого другого принципа действия. Когда к ней примешиваются земные побуждения и эгоистичные интересы, она перестает быть чистой. Бог смотрит больше на то, с какой любовью мы совершаем наш труд, чем на его объем. Любовь — это небесное свойство. Плотское сердце не способно испытывать ее. Это небесное растение произрастет только в том сердце, где Верховным Владыкой является Христос. Где любовь, там проявляется сила и истина. Любовь творит добро, и ничего кроме добра. Имеющие любовь приносят плод святости и в результате обретают вечную жизнь33.

Тот же самый Иисус, заповедавший любовь как руководящий принцип в Ветхом Завете, повелел, чтобы она была таким же принципом в сердцах Его последователей в Новом Завете. Истинное освящение есть осуществление принципа любви34.

Закон любви, написанный в сердце

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Пер. 31:33, 34).

Задача христианства в этом мире — не принижать закон Божий, не умалять ни в малейшей степени его святое достоинство, а вписывать этот закон в человеческое сердце и ум. Когда Божий закон таким путем проникает в душу верующего, тот приобщается к вечной жизни благодаря заслугам Христа…

Если это происходит, великая цель Евангелия достигнута. Из века в век задача Евангелия состояла в том, чтобы соединять сердца Христовых последователей в духе всеобщего братства посредством веры в истину, и таким образом установить небесный порядок и гармонию в семье Божьей на земле, чтобы ее члены могли удостоиться чести стать членами царской семьи на небесах. Бог в Своей мудрости и благости испытывает людей здесь, на земле, чтобы видеть, будут ли они повиноваться Его голосу и уважать Его закон или восстанут, как это сделал сатана…

Давая закон греховному человечеству, Бог хотел, чтобы человек благодаря Иисусу восстал из падшего состоянии, соединился с Богом. Тогда в его естестве и характере произойдут величайшие нравственные изменения. Такое нравственное преображение необходимо, иначе человек будет представлять опасность в Божьем Царстве, ибо он вновь поднимет мятеж…

Эта жизнь для человека является испытательным сроком. Ангелы Божьи наблюдают за развитием его характера и взвешивают его нравственную ценность. Вопрос стоит так: послушен ли человек Божьим заповедям или нет? Превращается ли грешник в этом мире благодаря заслугам Христа в послушного слугу, чтобы быть достойным присоединиться к небесному обществу?35

Закон Божий, пребывающий в нашем сердце, подчинит наши личные интересы высшим и вечным интересам36.

Мы призваны любить Бога всем своим сердцем

«Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»(Мф. 22:37).

Всякий, в чье сердце обильным потоком излита Божья любовь, будет отражать чистоту и любовь Иеговы, явленную Христом в нашем мире. Человек, в чьем сердце живет Божья любовь, не враждует против Божьего закона, но добровольно повинуется всем Его заповедям, а это и есть христианство. Тот, кто любит Бога превыше всего, проявит любовь и к своим ближним, принадлежащим Богу — как по праву сотворения, так и по праву искупления. Любовь есть исполнение закона, и долг всякого чада Божьего — повиноваться Его заповедям…

Закон Божий является воплощением совершенной святости и единственным истинным мерилом характера. Любовь выражается в послушании, и совершенная любовь изгоняет всякий страх. Любящие Бога имеют на своем челе Божью печать и вершат дела Божьи. О, если бы все, называющие себя христианами, знали, что значит на деле любить Бога… Они хотя бы отчасти сознавали безграничную святость Божью, зная, что Он сидит на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняют храм. Они оказывали бы могучее влияние на окружающих людей, что действовало бы как закваска на тесто, преображая других силою Иисуса Христа. Соединенные с Источником силы, они неизменно оказывали бы действенное влияние, постоянно возрастая в эффективности37.

Любовь к Богу должна быть живым принципом, лежащим в основе каждого поступка, слова и мысли. Если в силе Христа мы стремимся поддерживать такое посвящение, то будем ежедневно общаться с Богом… Принципы Божьего закона будут пребывать в сердце, определяя наши поступки. Тогда стремиться к чистоте, святости, избегать духа и влияния мира и искать блага окружающим будет так же естественно для нас, как для ангелов славы — выполнять миссию любви, предписанную им38.

Мы призваны любить наших ближних, как самих себя

Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39).

Божественный закон предписывает нам любить Бога превыше всего и наших ближних, как самих себя. Без проявления этой любви самое горячее исповедание веры всего-навсего лицемерие39.

Если человек воистину поклоняется Богу, ему чужда даже самая малая крупица эгоизма. Он не может выполнять свой долг перед Богом и в то же время притеснять своих ближних. Второй принцип закона подобен первому: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Так поступай, и будешь жить». В жизни любого человека, желающего быть христианином, не должно быть никакого отступления от этих слов. Именно послушание Божьим заповедям формирует человеческий характер по Божественному подобию…

Оставлять страдающего ближнего без помощи означает нарушать Божий закон… Кто любит Бога, тот будет не только любить своих ближних, но и с нежностью относиться к Божьим творениям. Когда в людях живет Божий Дух, Он побуждает их облегчать страдания других, а не наносить им раны… Мы должны быть внимательны к каждому горю и считать себя Божьими орудиями для оказания помощи нуждающимся в меру своих сил. Мы должны быть соработниками у Бога. Есть люди, которые проявляют большую привязанность к своим родственникам, друзьям, любимцам и не оказывают доброты и внимания тем, кто нуждается в нежном сочувствии, кто нуждается в доброте и любви. Спросим себя искренне: «Кто мой ближний?» Наши ближние — это не просто наши соседи или близкие друзья, это не просто члены нашей церкви или единомышленники. Наши ближние — это вся человеческая семья. Мы должны делать добро всем, и особенно своим по вере. Мы должны показать миру, что значит исполнять закон Божий. Мы должны любить Бога превыше всего и ближних своих, как самих себя40.

Милость, явленная тысячам, любящим Божий закон

И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:6).

Десять Заповедей, произнесенных Христом на горе Синай, явились откровением Божьего характера, и мир познал, что Он властвует над всей человеческой семьей. Этот закон Десяти Заповедей, выражающих самую великую любовь, которая когда-либо была явлена человеку, есть голос Божий с небес, обращенный к душе с обетованием: «Поступай так, и ты освободишься от власти и принуждения сатаны». Смысл закона не в запретах, хотя так может показаться. Он провозглашает: ДЕЛАЙ и живи… Господь дал Свои святые заповеди, чтобы они были защитной стеной вокруг сотворенных Им существ41.

Бог сделал все, от Него зависящее, чтобы явить нам Свою великую милость и любовь. Он «так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Положитесь же всем сердцем на заверения в Божьей любви… Бог возлюбил нас не потому, что мы прежде полюбили Его, но «когда мы были еще грешниками», Христос умер за нас, сделав все возможное со Своей стороны для нашего искупления. Хотя из-за своего непослушания мы заслужили только Божье неодобрение и осуждение, Он не покинул нас, не оставил нас бороться с врагом своими слабыми силами. Небесные ангелы сражаются за нас и, трудясь совместно с ними, мы можем одолеть силы зла… Когда мы приближаемся к Богу посредством веры, Он Сам приближается к нам, принимая нас в Свою семью и делая нас Своими сыновьями и дочерьми42.

Верным в Божьем служении обещана милость не только до третьего и четвертого рода, но до тысячи родов43.

Забота и милости Божьи неизмеримы, и те, кто ценит любовь Христа, будут обновлены в святости и приведены ко Христу, своему Пастырю. Они последуют за Богом как Его дорогие чада44.

Мы любим Божьи заповеди больше золота

А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118:127).

Неужели в это опасное время мы проявим меньше посвящения истине Божьей и меньше горячей преданности Его закону, чем в прошлые годы? Сейчас существует то самое положение вещей, которое, по словам Христа, должно существовать непосредственно перед Его Вторым пришествием в силе и славе. Преобладающее нечестие парализует и даже разрушает истинную веру и истинное благочестие. Сейчас то время, когда золото христианской веры должно воссиять самым ярким светом в противоположность тьме лицемерия и испорченности. Сейчас настала пора избранникам Христа явить свое посвящение Его служению — всем Его последователям пора нести самое прекрасное свидетельство об их Господе, твердо противостоя мощному потоку зла.

Когда мы видим результаты пренебрежения законом Божьим: бессовестность, воровство, вседозволенность, пьянство, убийство — мы готовы сказать вместе с псалмопевцем: «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого… В соблюдении их великая награда». Когда Божественный закон находится в пренебрежении, и семьи, и общество постигают величайшие страдания. Наша единственная надежда на лучшее — в верности Божьим принципам. Безбожная Франция однажды попыталась поставить над собой эксперимент и отвергнуть Божью власть. Какие ужасные события за этим последовали! Люди отбросили Божественный закон, как иго рабства, и со своей хваленой свободой оказались во власти порочнейшего из тиранов. В тот страшный день правили анархия и кровопролитие. Тогда всему миру было показано, что самый верный путь к подрыву основания порядка и правления — это нарушить Божий закон…

Вместо того, чтобы искать оправдание своим грехам, мы должны осознать, как никогда прежде, справедливость Божьих требований, предъявляемых нам, и святость Его закона, ибо ради увековечения его авторитета умер Христос. Пройдет немного времени, и послушные дети Божьи увидят благословенные результаты соблюдения всех Божьих заповедей45.

Христос пришел на землю исполнить закон

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17).

Бог избрал Израиля хранителем бесценного сокровища истины для всех народов. Он дал еврейскому народу Свой закон как идеал, которому они должны были следовать на виду у мира, ангелов и непадших миров… Однако избранный Богом народ проявил непослушание и неверность, полностью опровергнув ожидания Бога, — израильтяне не стали теми, кем можно было стать, повинуясь Его закону. Они поставили свои установления и обряды выше истины, заменив ими установления Божьи… Закон Божий был погребен под хламом внешних форм — таких как частое омовение рук перед едой, омовение сосудов и чаш. Десятину отдавали даже с простых садовых трав. Тем, кто уделял столько внимания мелочам, Христос сказал: «сие надлежало делать, и того не оставлять»…

Среди всей этой сбивающей с толку многоголосицы появилась потребность в учителе с вдохновенными устами, посланнике неба, который обращался бы к человеческим сердцам и провозглашал испытующие истины, столь важные для каждого человека…

Миссия Христа как Учителя, посланного Богом, заключалась в том, чтобы объяснить истинный смысл законов Божьего правления… Обрамляя истину Божьим законом, Он представил ее сияющей первоначальным, небесным светом. Христос возвел на должную высоту Божественные принципы и утвердил величие вечной, нетленной истины, исходящей от Бога, Источника всякой истины…

Христос пришел не только оправдать закон пред лицом обитателей этого мира, но Своей жизнью навсегда утвердить его незыблемость… Бог никогда не допустит гибели того, кто вручит Ему свою душу. Бог возлюбил тех, кто любит Иисуса, и возлюбил до конца46.

У нас не будет других богов

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20:3).

Десять Божьих Заповедей — это десять данных нам обетовании, обусловленных нашим послушанием им, как закону, управляющему Вселенной47.

В Библии нет ни одного нравственного предписания, которое не было бы отражено на двух каменных скрижалях, данных Моисею на горе Синай. Первые четыре заповеди указывали человеку на его долг служить Господу Богу своему всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью. Здесь нет места двоедушию. Любовь должна быть такая пламенная, такая сильная, чтобы никакие чувства и никакие мысли не вытесняли Бога из сердца, и тогда дела человека будут нести небесную печать. В сравнении со славой Божьей все второстепенно. Наш Небесный Отец должен быть для нас всегда превыше всего: радостью, счастьем, светом и полнотой нашей жизни и нашей частью вовек48.

Да поклонятся и служат люди Господу Богу и только Ему! Да не будет их богом гордыня или деньги! Если чувственные желания не окажутся под контролем высших сил разума, то в человеке возобладают порочные страсти. Все, что чрезмерно занимает мысли и чувства, поглощая разум, является ложным богом, которого человек предпочитает Господу49.

Иегова, Вечный, Сущий от начала, не сотворенный, но Сам являющийся Источником жизни и Создателем всего, один достоин самого высокого почитания и поклонения. Только Всевышний может быть средоточием человеческой любви или служения. Когда мы лелеем в сердце то, что ослабевает нашу любовь к Богу или мешает служить Ему, то тем самым мы творим себе иного бога50.

Мы не будем служить никакому изображению

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4,5).

Наш Творец требует нашего полного посвящения и безусловной верности. Все, что ослабляет нашу любовь к Богу и препятствует служению Ему, становится идолом. Для некоторых идолами служат их земли, дома, их торговля. В своих делах человек проявляет усердие и рвение, а служение Богу оказывается второстепенным. Семейным служением пренебрегают, тайную молитву забывают. Многие заявляют, что праведно поступают с ближними своими, и похоже считают, что они исполняют весь свой долг. Но недостаточно соблюдать только последние шесть заповедей Десятисловия. Мы должны любить нашего Господа Бога всем сердцем. Только послушание каждому предписанию… может удовлетворить требования Божественного закона.

Сердца многих настолько ожесточены благополучием, что они забывают Бога и забывают нужды своих ближних. Называющие себя христианами украшают себя драгоценностями, кружевами, дорогостоящей одеждой, в то время как бедняки Божьи лишены самого необходимого. Люди, которые притязают на искупление посредством крови Спасителя, расточают средства, вверенные им для спасения других душ, а затем неохотно дают подачки на духовные цели, уделяя щедро только тогда, когда это приносит им славу. Такие люди являются идолослужителями51.

Все, что отвращает мысли от Бога, становится идолом. Вот почему в Церкви сегодня так мало силы52.

Вторая заповедь запрещает поклоняться истинному Богу, используя иконы или иные изображения… Разум, отвлеченный от безграничного совершенства Иеговы, больше будет прикован к творению, нежели к Творцу53.

Бог испытывает сердца. Он видит разницу между истинным служением и идолопоклонством54.

Мы не будем произносить имя Господа напрасно

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).

Христос объясняет, почему дано это повеление: мы не должны клясться «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». Все исходит от Бога. Все, что мы имеем, получено от Бога, за все заплачено драгоценной кровью Христа55.

Ни в коем случае нельзя произносить жгучие, гневные слова, ибо в очах Божьих и для святых ангелов они являются разновидностью богохульства56.

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также запрещает нам небрежно или легкомысленно произносить имя Господа, не думая о его внушающем трепет значении. Мы бесчестим Бога и тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, и тогда, когда в каких-либо незначительных делах призываем Его в свидетели, и тогда, когда часто всуе повторяем Его имя. «Свято и страшно имя Его!» (Пс. 110:9). Нам всем следует размышлять над величием, чистотой и святостью Бога, чтобы сердце прониклось сознанием Его благородства, Его святое имя следует произносить с благоговением и торжественностью57.

Не человека мы должны возвышать и не ему поклоняться. Только Богу принадлежит по праву наше поклонение и почитание. Согласно Священному Писанию мы бесславим Бога, если величаем служителей «ваше преосвященство» и тому подобными титулами. Ни один смертный не имеет права приписывать эти звания себе или любому другому человеку. Они принадлежат только Богу и отличают Его от любого другого существа… «Свято и страшно имя Его!». Мы бесчестим Бога, если используем это слово там, где не подобает… Только Отец и Сын должны быть возвышены58.

Мы будем святить субботний день

Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8).

Бог сказал: «День седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Он выделил этот день, освятил и благословил его как день покоя… Во всем Десятисловии это единственная заповедь, которая говорит нам о том, Кем является Бог. Она противопоставляет Бога всем другим божествам. В ней сказано, что Бог сотворил небо и землю, деревья, цветы, что Он сотворил человека. О Боге вы должны говорить своим детям и, указывая на цветы, рассказывать им, что Он сотворил эти цветы и покоился в день седьмой от всех Своих трудов… Седьмой день — это Богом данный памятник творения59.

Указывая на Бога как Создателя неба и земли, суббота учит нас отличать истинного Бога и всех лжебогов. Все, соблюдающие седьмой день, доказывают тем самым, что они являются поклонниками Иеговы. Таким образом, суббота будет оставаться вечным знамением верности человека Богу…

Бог дал человеку для труда шесть дней, и Он требует, чтобы люди выполняли свою работу в эти шесть рабочих дней. В субботу не возбраняются лишь дела по неотложной необходимости и дела милосердия. За больными и страдающими должно ухаживать всегда, но излишней работы следует строго избегать… Эта заповедь распространяется на всех, находящихся в нашем доме. Все домочадцы должны отложить свои земные дела в святые часы. Все должны объединиться вместе, чтобы прославить Бога в святой день своим добровольным служением Ему60.

До тех пор, пока существует небо и земля, суббота будет знамением силы Творца. И когда Едемский сад вновь расцветет на земле, святой день Божьего покоя будет почитаться всеми, живущими под солнцем. «Из субботы в субботу» жители славной новой земли будут «приходить… пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь»61.

Тем, кто почитает родителей, обещано долголетие

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).

Те, кто воистину следует за Христом, должны позволить Ему пребывать в своем сердце на правах Верховного Владыки. Они должны проявлять Его дух и характер в семейной жизни, с добротой и сердечностью относиться ко всем, с кем они встречаются. Многие дети, претендующие на знание истины, не воздают должного уважения и почтения своим родителям. Они проявляют мало любви к отцу и матери, не считаются с их желаниями и не стремятся облегчить их заботы. Многие, называющие себя христианами, не знают, что значит: «почитай отца твоего и мать твою», а следовательно, им не узнать, что значат слова: «Чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»… Испытующий сердца видит, каково ваше отношение к родителям, ибо Он взвешивает ваш характер на золотых весах небесного святилища. Признайте же, что вы пренебрегали своими родителями, были равнодушны к ним и нарушали святую Божью заповедь62.

Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, — отвергает авторитет Божий. Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также и любви и нежности; заботы о родителях, сбережения их репутации. Эта заповедь требует также, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы63.

Пятая заповедь обязывает детей к послушанию, пока живы их родители и они сами64 .

Мы не будем убивать

Не убивай (Исх. 20:13).

Все неправедные действия, способствующие сокращению жизни; дух ненависти и мести или потворство любой страсти, которая ведет к поступкам, ранящим других или заставляет нас хотя бы желать им зла (ибо «ненавидящий брата своего, есть человекоубийца»); черствое, пренебрежительное отношение к нуждающимся или страждущим; всякое потворство своим прихотям или же, наоборот, ненужные ограничения или чрезмерный труд, разрушающий здоровье, — все это так или иначе является нарушением шестой заповеди65.

Одни в надежде на счастье жертвуют нормами, обязывающими их заботиться о своем нравственном и физическом здоровье, но теряют как душу, так и тело. Другие ищут счастья в угождении противоестественному аппетиту и предпочитают это угождение здоровью и жизни. Многие навлекают на себя страдания, находясь в рабстве греховных страстей. Они жертвуют физической силой, интеллектом и моральной крепостью ради удовлетворения своей похоти. Они безвременно уйдут в могилу, и на суде будут осуждены как самоубийцы66.

Дух ненависти и мести — порождение сатаны; он толкнул его на то, чтобы предать смерти Сына Божьего. Всякий, вынашивающий злобу и ненависть, вынашивает тот же самый дух, и плод его будет к смерти. В мстительной мысли сокрыто злодеяние, подобно тому как в семени сокрыто растение67.

Закон Божий осуждает зависть, ненависть, злобность, мстительность, похоть и амбиции, которые осаждают душу, но не выражаются во внешних действиях, лишь потому, что не представляется подходящего случая. И за эти греховные эмоции придется дать отчет в тот день, когда «всякое дело Бог приведет на суд и все тайное»68.

Для верующих в Него, Христос является праведностью, освящением и искуплением… Он дал нам совершенный пример святого послушания Божьему закону69.

Мы будем чисты

Не прелюбодействуй (Исх. 20:14).

Эта заповедь запрещает не только грязные и безнравственные поступки, но также чувственные мысли и желания или же всякое другое действие, которое ведет к возбуждению таковых. От каждого требуется чистота не только внешней жизни, но и самых сокровенных намерений и помышлений сердца. Христос, учивший углубленному пониманию обязанностей человека по отношению к Закону Божьему, говорил, что нечистая мысль или взгляд почитаются таким же грехом, как и преступное деяние70.

Христос говорит, что какой бы тайной ни была вынашиваемая греховная мысль, она показывает, что в сердце еще господствует грех, что душа исполнена горькой желчи и находится в узах неправды. Тот, кому доставляют удовольствие безнравственные зрелища, кто идет на уступки греховным мыслям и «похоти очей», тот увидит в явном грехе с его позором и душераздирающей скорбью сущность зла, скрыто лежащего в глубине его собственной души. Искушение, при котором человек совершает тяжкий грех, не порождает греха, но обнаруживает то зло, которое сокрыто в сердце. «Каковы мысли в душе» человека, «таков и он», ибо из сердца «источники жизни»71. Сердце, в котором пребывает Христос, настолько исполнено Его любовью, что уже не стремится обратить на себя внимание или вызвать сочувствие. Когда душа подчиняется Богу, Его мудрость может совершить то, что не под силу мудрости человеческой72.

Пока существует жизнь на земле, чувства и побуждения человеческой души должны сдерживаться непоколебимой принципиальностью. Ни одной минуты мы не можем чувствовать себя в безопасности, если не доверимся вполне Богу и наша жизнь не будет сокрыта во Христе73.

Чем больше мы сближаемся с Иисусом, тем больше уподобляемся Его чистоте и святости, тем очевиднее становится гнусность греха, тем возвышеннее и желаннее — чистота и привлекательность Христа74.

Мы не будем красть

Не кради (Исх. 20:15).

Этот запрет включает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она осуждает воровство и грабеж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчета с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счет чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается как обман в небесных книгах75.

Восьмая заповедь призвана забаррикадировать душу, оградить человека от того, чтобы он не допустил губительного посягательства на права ближнего, к чему его толкает самолюбие и жажда наживы. Она запрещает все виды обмана, несправедливости, мошенничества, как бы ни были они распространены и какими бы благовидными предлогами ни прикрывались76.

«Не кради», — начертано перстом Божьим на каменных скрижалях, однако, как много происходит скрытых краж, когда у людей крадут нежные чувства и привязанности. Обольстительное ухаживание и частная переписка продолжаются до тех пор, цока неопытная и не подозревающая о последствиях подобной связи девушка не охладевает до известной степени к своим родителям и не сосредоточивает всю силу своих чувств на человеке, чьи поступки с очевидностью показывают, что он недостоин ее любви. Библия осуждает любой вид нечестности77.

Игра чьими-либо чувствами является серьезным преступлением в очах Святого Бога78.

Как мы поступаем со своими братьями, проявляя непорядочность в малом или демонстрируя явный обман, так мы будем поступать и с Богом. Люди, упорствующие в своем нечестии, будут следовать своим принципам до тех пор, пока они не погубят свои души и не потеряют вечную жизнь79.

Пока существуют небо и земля, будут существовать и святые принципы Божьего закона — источник благословения, посылающий живительные потоки на землю80.

Мы не будем лгать или лжесвидетельствовать

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20:16).

Девятая заповедь требует от нас неукоснительной приверженности истине в любом нашем высказывании, которое может повлиять на формирование характера наших ближних. Язык, который так неохотно поддается контролю, должен быть обуздан сильными надежными принципами, законом любви к Богу и человеку81.

Любая ложь, всякая попытка или намерение обмануть нашего ближнего подпадает под эту заповедь. Намерение обмануть рождает обман. Одним взглядом, жестом, выражением лица можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намек или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, но вводящее в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию нашего ближнего, либо рисуя действительность в ложном свете, либо необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди82.

Он [Иисус] учит, что руководящим правилом во всех наших разговорах должна быть безусловная истина. «Да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»…». Этими словами Христос осудил все бессмысленные выражения и обороты речи, которые похожи на богохульство. Он осудил всякую ложную похвалу, отступление от истины, всякую лесть, преувеличение, всякий обман в торговле, что широко распространено в обществе и деловом мире. Он учит, что всякий, желающий выглядеть таким, каким он в действительности не является, и чьи слова не выражают его подлинных чувств, не может быть назван честным человеком…

Все, что делает христианин, должно быть прозрачно, как солнечный свет. Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме — от лукавого… Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть истина83.

Мы не будем желать чужого

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни -рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17).

Последняя заповедь осуждает стяжательство. Любое эгоистичное желание, любое недовольство, любая хитрость, любое потворство своему себялюбию содействует развитию характера, который уничтожает в человеке подобие Христу и закрывает перед ним ворота Божьего града84.

Когда… ангелы приходят послужить тем, кто желает наследовать спасение, и вдруг видят алчность, корысть, нечестность в делах, попытки обогатить себя за счет ближних, то с горечью отворачиваются от людей… Нет лучшего способа прославить Господа и почтить истину, чем показать неверующим, что в жизни алчных и корыстолюбивых от природы людей произошли благотворные перемены под влиянием истины. Если сразу бросается в глаза, что вера этих людей оказала на них удивительное, облагораживающее влияние, что из жадных, скупых, корыстных, мелочных, сребролюбивых они превратились в людей, любящих творить добро, ищущих возможности использовать свои средства на благо нуждающимся, приходящих на помощь сироте и вдове в их скорбях и хранящих себя от осквернения мира, это будет доказательством того, что их религия истинна… Люди, утверждающие, что они бодрствуют в ожидании явления своего Господа, не должны позорить свое исповедание чрезмерной жесткостью в делах и желанием торговаться до последнего цента. Такие плоды не вырастают на христианском дереве85.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, которые являются источником беззаконных поступков. Тот, Кто в послушании закону Божьему опасается даже в сердце своем таить греховное желание завладеть тем, что принадлежит другим, не совершит никакого бесчестного поступка по отношению к ближним86.