Мы стали учениками Христа

Все, уставшие от греха, приглашаются стать учениками Христа

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28).

Именно сегодня мы слышим нежный голос милости. Именно сегодня к нам нисходит небесное приглашение. Именно сегодня все Небо говорит нам: «Приди!»1

Приди, ибо все готово. Всякий желающий пусть приходит и берет воду жизни даром. Нам нужна ныне детская простота. Нам нужно, чтобы всякая гордость, всякая суета, всякое безумие оставили нас. Нас ожидает суд. Мужчинам и женщинам нужна большая сила, чем человеческая поддержка. Они должны опереться на могущественную руку Иеговы. Грядет день, когда будут рассмотрены и испытаны дела людей. Поэтому нам нужно приготовиться… Мы призываем вас освободиться от мирской гордыни, суетности, безумия. Иисус любит вас. Иисус жалеет вас. Он посылает ангельское воинство для служения вам. И теперь, когда все небо беспокоится о вас, побеспокоитесь ли вы сами о себе?2

Некоторые люди, по-видимому, боятся довериться обещаниям Бога, данным в Его Слове, считая это самонадеянностью. Они молятся о руководстве Господа, однако опасаются довериться Божьему Слову и поверить в то, чему научились от Него. Почему мы должны сомневаться в исполнении Божьих обещаний, если смиренно приходим к нашему Отцу, готовые учиться, томимые жаждой получить знание от Него?.. Стремясь познать Его волю, верьте в Божье водительство и благословение, сопровождающее исполнение Его воли… Это Христос руководит Своим народом сегодня, показывая, где и как нужно трудиться3.

Мы учимся у Христа

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мер. 11:29).

Истины Слова Божьего можно понять только с помощью Божественного Учителя. У Него мы учимся кротости и смирению. Он раскроет нам тайны благочестия4.

Пусть все, желающие самого высокого образования, знают… что Бог близок к ищущим Его всем сердцем.

Чем больше человек узнает Бога, тем смиреннее он становится, тем скромнее думает о себе. Фактически это доказывает что он живет мыслями о Боге и находится в союзе с Иисусом Христом. Если же мы не обладаем кротостью и смирением, то не можем воистину утверждать, будто имеем какое-то понятие о характере Божьем. Люди могут считать, что они обладают высшей квалификацией. Их блестящий талант, большие знания, красноречие, деловитость, усердие могут ослепить окружающих, вызвать восторг и восхищение у тех, кто обращает внимание только на внешнюю сторону. Если же этим дарам не сопутствуют смирение и кротость, результатами станут самовозвышение и самопрославление. Если эти таланты не посвящены Господу, если те, кому Господь их вверил, не ищут благодати, которая одна только может сделать эти таланты приемлемыми для Бога, то на таких людей Господь смотрит как на негодных рабов. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»… Люди, сердца которых смягчены, которые узрели славу Божьего характера, не проявят беззаботной самонадеянности… Собственное «я» будет забыто, ибо они осознают и оценят дивную славу Божью и увидят свое полно недостоинство. Те, кому дорого радостное, святое общение с Богом… будут готовы сделать все, лишь бы увидеть проблеск Его славы. Во всяком месте и при всех обстоятельствах они будут молиться Богу, чтобы им было позволено увидеть Его. Они будут исполнены кротким и сокрушенным духом, который трепещет перед словом Господа5.

Он учит нас, что иго Его благо, и бремя Его легко

Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).

Мы должны носить иго Христа, чтобы быть в совершенном единении с Ним. «Возьмите иго Мое на себя», — говорит Он… Это иго объединяет человека с дорогим и возлюбленным Сыном Божьим. Беря свой крест, мы освобождаемся от эгоистичного «я» и учимся носить Христово бремя. Невозможно следовать за Христом, не неся Его бремени, не беря креста и не идя за Ним. Если наша воля не находится в согласии с Божественными требованиями, нам необходимо отказаться от своих взлелеянных влечений и желаний и идти вслед за Христом…

Люди стремятся сами определять для себя иго, которое, как им кажется, носить легко и удобно, но оно сильно натрет им шею. Христос видит это и говорит: «Возьмите иго Мое на себя». Иго, которое мы сами надели себе на шею, полагая, что оно полностью нам подходит, не подходит нам вовсе. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня урокам, необходимым для вас, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Иго мое благо, и бремя Мое легко. Господь никогда не ошибается в оценке Своего наследия. Он взвешивает людей, с которыми трудится. Когда люди покорятся игу Христа, когда они откажутся от борьбы бесполезной как для них самих, так и для дела Божьего, они обретут мир и покой. Признав свои слабости и недостатки, они найдут радость в исполнении воли Божьей. Они покорятся игу Христа. Тогда Бог сможет трудиться в них по Своей воле и Своему благоволению, которые часто не совпадают с человеческими планами. Когда мы получаем небесное помазание, мы учимся урокам кротости и смирения, а это всегда приносит покой душе6.

Вас ждут испытания, однако если вы будете достойно их переносить, они сделают ваш путь еще более драгоценным7.

Христос — небом посланный Учитель

Иисус же сказал им: Я есмъ хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35).

Ум — это лучшее наше имущество, но он должен быть развит посредством исследования, размышления, обучения в школе Христа, самого лучшего Учителя из всех, когда-либо известных миру8.

Христос есть «Хлеб жизни», Источник и Хранитель нетленной духовной жизни. …Есть Его плоть и пить Его кровь означает принимать Его как Учителя, посланного Небом. Без веры в Него нет духовной жизни. Те, кто питается Словом, никогда не будут алкать, никогда не будут жаждать и желать более возвышенного блага9.

Слово Божье дает самое истинное, самое возвышенное знание. Оно красноречиво в своей простоте. Нередко люди подхва-: тывают слова великих, как им кажется, людей мира сего и с удовольствием повторяют их мысли как нечто очень ценное. Вы не раз услышите, как люди восхваляют и возвышают тех, кто почитается мудрым в этом мире. При этом, они забывают о Христе. Он не является для них смыслом их жизни — первым, последним и самым лучшим во всем. Им необходимо сидеть у ног Иисуса и учиться у Того, познав Которого, они обретут жизнь вечную10.

Библия — надежный путеводитель к вечной жизни. Бог вдохновил людей написать Слово, в котором изложена истина. Оно привлекает к себе, и если человек живет согласно Слову, он исполняется такой нравственной силой, которая ставит его в один ряд с самыми просвещенными умами. Изучение Слова Божьего расширяетумствен-ные способности. Оно, как ни что другое, может обострить проницательность и углубить каждое человеческое дарование… Оно тесно связывает нас с небесами, наделяя мудростью, знанием, пониманием… Евангелие, как духовная пища, удовлетворяет духовный голод человека. В любом случае именно в Евангелии нуждается человек11.

Мы обретаем веру, действующую любовью

Ибо во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5:6).

Вознося прошение Господу, мы должны делать это в смирении, не хвастаясь своими высокими достижениями, но сознавая свою подлинную душевную жажду Божьего благословения. Христос всегда знает наши сердечные чаяния. Мы должны приходить к Господу, веря, что Он услышит наши молитвы и ответит на них. Будем помнить, что «все, что не по вере, — грех». Подлинная вера действует любовью и очищает душу. Живая вера не бездействует. Если бы мы пришли в сад и увидели, что в растениях нет сока, а в листьях — свежести, не видно раскрывающихся почек и распускающихся цветов, если бы мы не увидели признаков жизни в стволе и ветвях, мы сказали бы: «Растения мертвы. Надо вырвать их с корнем, потому что они уродуют клумбы». То же происходит с теми, кто называют себя христианами, но не имеют духовности. Если нет признаков духовной жизни, если нет соблюдения заповедей Господних — значит нет пребывания во Христе, Живой Лозе12.

Вера и любовь являются необходимыми, яркими, действенными свойствами христианского характера. Обладающие ими находятся в единении со Христом и осуществляют Его миссию… Мы должны сидеть у Христовых ног как Его прилежные ученики и трудиться с Его дарами веры и любви. Тогда мы понесем иго Христа, и возьмем Его бремя, и Христос признает нас едиными с Ним. На небе будет сказано: «Вы соработники у Бога». Будет ли помнить наша молодежь, что без веры угодить Богу невозможно? Это должна быть вера, которая действует любовью и очищает душу13.

Невозможно переоценить простую веру и безусловное послушание. Когда мы следуем по пути послушания в простоте веры, наш характер обретает совершенство14.

Мы учимся говорить на языке Небесного Ханаана

Польется, как дождь, учение мое, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву (Втор. 32:2).

Мы должны быть свидетелями Христа, а это станет возможным, если мы будем ежедневно возрастать во Христе. У нас есть возможность всякий день все более уподобляться Ему. Тогда мы научимся выражать свою любовь к Нему более возвышенными и чистыми словами. Наши представления будут расширяться и углубляться, а суждения станут более здравыми и точными. Свидетельство же наше обретет больше силы и уверенности. Не стоит культивировать земной язык земли и слишком сильно привыкать к обыденной речи, ибо тогда язык Небесного Ханаана покажется нам новым и незнакомым. Нам необходимо учиться в школе Христа. Однако многие довольствуются лишь ограниченным духовным опытом, — в их молитвах и свидетельстве обнаруживается весьма слабое знание духовных вопросов. В делах, касающихся наших вечных интересов, проявляется меньше здравого суждения, чем в делах, касающихся временной земной жизни.

Христиане должны быть добросовестными учениками в школе Христа, все более познавая небесное, все более вникая в слова и волю Бога, все более постигая истину и приобретая умение добросовестно использовать даруемые им знания15.

Язык должен быть прежде всего чистым, добрым и правдивым — «внешним проявлением внутреннего благородства»… Лучшая школа для обучения этому языку — семья.

Добрые слова подобны росе и легкому дождю для души. Писание говорит, что уста Христа источали благодать, что Он «мог словом подкреплять изнемогающего». И Господь призывает нас: «Слово ваше да будет всегда с благодатию», чтобы оно могло служить благодатью для слушающих16.

Сердце чистое будет наполнено богатством премудрости17.

Мы учимся остерегаться пустого обольщения и лести

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8).

Лесть — это искусная уловка сатаны, которую он использует в надежде обольстить человека, дабы тот лелеял высокое мнение о самом себе… Лесть — это пища, на которой взращены многие юные души, а те, кто занимался восхвалением и лестью, думали, что они поступают правильно. Но они ошибались. Похвала, угождение, лесть привели на ложный путь больше драгоценных душ, чем любое другое сатанинское изобретение. Лесть почитается в мире, но не у Христа. Лесть способствует тому, что люди, исполненные слабостей и недостатков, становятся самоуверенными и приходят к мысли, что им нечего менять в своем характере. Их плотский ум надмевается. Они опьяняются мыслью о способностях, которых у них в действительности нет. Их духовный опыт становится хаотичным. Если по милости Божьей они не перестанут обманывать себя, не обратятся и не научатся азбучным истинам в школе Христа, то потеряют свою душу. Многие молодые люди обмануты лестью о том, что они обладают какой-либо способностью как природным даром, тогда, как способность, на которую молодой человек претендует, может быть достигнута только упорным трудом, прилежным обучением и совершенствованием в сочетании с постижением науки кротости и смирения у Христа… Бог допускает, чтобы сатана подверг нападкам такого молодого человека и тот увидел свои слабости. В его жизни происходит какой-нибудь кризис, так что он испытывает болезненное унижение. Но когда он терзается сознанием собственной слабости, его не следует судить сурово… Как раз в это время ему нужен преданный и терпеливый друг… Заблудшему нельзя помочь, прибегая к лести… Ему следует указать на первые ступени лестницы, и он дрожащими ногами должен ступить на низшую ступень лестницы прогресса… С помощью мудрых советчиков его поражение обратится в победу18.

Скорби учат нас стремиться к небу

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17).

Господь обещает Своему народу не избавление от страданий, но нечто гораздо лучшее. Он сказал: «Как дни твои, будет умножаться сила твоя» (др. пер.)… Если вы призваны пройти ради Него огненное горнило испытаний, Иисус будет рядом с вами, как Он был с тремя верными юношами в вавилонском плену. И тот, кто, действительно, любит своего Спасителя, радуется всякому случаю претерпеть вместе с Ним оскорбление и поношение. Любовь к Господу скрашивает все переносимые ради Него скорби.

Во все времена дьявол преследовал детей Божьих, мучил и убивал их; но, умирая, они становились победителями. Своей непоколебимой верностью они доказывали, что Тот, Кто рядом с ними, сильнее сатаны. Враг мог растерзать и уничтожить тело, но он не властен над жизнью, сокрытой со Христом в Боге. Он мог бросить их в тюремные застенки, но не мог сковать их дух. Невзирая на окутывавшую их тьму, узники могли видеть вдали будущую славу и восклицать: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»…

Церковь Божья, ненавидимая и гонимая миром, обучается и воспитывается в школе Христа. Она идет узкою тропою, очищенная в горниле испытаний. Дети Божьи следуют за Господом, преодолевая беды, тяготы и горькие разочарования, но благодаря этому они познают проклятие и горечь греха, и смотрят на него с отвращением. Разделив страдания Христа, они разделят и Его славу. В видении пророк видел торжество народа Божьего. Он говорит: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие… стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца»19.

Нам следует учиться у природы

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут (Мф. 6:28).

Наука о природе — это Божья кладовая, из которой может черпать знание каждый учащийся в школе Христа. Пути Божьи в природе и тайны Его взаимоотношений с че^ ловеком являются сокровищницей, из которой могут черпать все20.

На радость людям существуют полевые цветы в их беспредельном многообразии. Бог Сам питает каждый корень, тем самым выражая Свою любовь ко всем, кто смягчится и покорится Ему, наблюдая за делами Его рук. Нам нет нужды что-то придумывать, чтобы поведать людям о Боге. Божья любовь раскрывается в Его прекрасных творениях21.

Христос стремится направить внимание Своих учеников от искусственного к естественному: «Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» Почему наш Небесный Отец не раскрасил всю землю коричневыми или серыми тонами? Он избрал самый успокаивающий, самый приятный цвет. Как ободряет сердце и освежает утомленный дух ковер свежей зелени, покрывающий землю! Без этого покрова воздух был бы насыщен пылью, а земля оказалась бы пустыней. Каждая былинка, каждая раскрывающаяся почка и распускающийся цветок являются знаком Божьей любви. Они должны научить нас верить и доверяться нашему Небесному Отцу. Христос привлекает наше внимание к их естественной красоте и уверяет нас, что самая роскошная одежда величайшего из царей, который когда-либо держал земной скипетр, не идет в сравнение с самым простым цветком. Вы, вздыхающие по рукотворной красоте, которую можно приобрести, только имея большое богатство, по дорогим картинам, мебели, одежде, прислушайтесь к голосу Божественного Учителя. Он указывает вам на полевой цветок, изящества которого не достичь человеческим умением22.

Мы входим в Христов покой

Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою (Ис. 63:14).

Если вы готовы учиться кротости и смирению сердца в школе Христа, Он обязательно даст вам Свой мир и покой. Отказ от собственной воли и собственного пути требует большого усилия. Но, усвоив этот урок, вы обретете мир и покой. Гордость, эгоизм, честолюбие должны быть побеждены. Свою волю надо полностью растворить в воле Христа. Вся ваша жизнь может быть одной постоянной жертвой любви, каждое ваше действие и каждое ваше слово — ее проявлением. Подобно тому как животворные соки лозы движутся по стеблю и кисти, опускаются до нижних волокон и поднимаются до самого верхнего листа, так любовь и благодать Христа будут пылать и изобиловать в душе, наполняя собою все существо и воздействуя на тело и ум23.

Становясь соработниками Христа в великом деле, за которое Он отдал Свою жизнь, мы обретаем истинный покой. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Он хочет, чтобы мы пришли к Нему и научились от Него. Тогда мы найдем покой. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Поступая так, мы найдем покой, который дает Христос, покой, который обретается ношением Его ига, и Его бремени24.

Сам по себе вид благочестия, лишенный силы, утомителен и тягостен. Но когда служению Христа отдается все сердце, душа обретает покой, ибо Бог ежедневно помогает побеждать силы тьмы. Бог помогает тому, кто посвящает свою душу Господу как верному Создателю25.

Усвоить уроки Христа — значит приобрести самое большое сокровище. Ученики обретают покой, сознавая, что стараются угодить Господу26.

Зависимость от Бога

Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

Прежде всего… необходимо научиться зависимости от Бога… Как цветок полевой пускает корни в землю и получает воздух, росу, дождь и солнечный свет, так и мы должны получать от Бога то, что способствует жизни души27.

Христианину обещано Божье присутствие. Это живое присутствие есть Скала веры, на которую может опереться самый слабый. Считающие себя самыми сильными могут оказаться самыми слабыми, если они не положатся на Христа, видя в Нем свою силу и свое достоинство. Это Скала, на которой мы можем успешно созидать. Бог приблизился к людям в Христовой искупительной жертве, Его посредничестве, Его любящей, нежной заботе о Церкви. Восседая на вечном престоле, Он с глубоким интересом наблюдает за ней. Пока члены Церкви верою черпают жизненные силы в Иисусе Христе, а не в человеческих мнениях, мифах, учениях, пока они полностью доверяются Ему, уверенные в близости Божьей во Христе, у них будет живая связь со Христом, подобная тому как ветвь связана с лозой. Церковь учреждается не на человеческих теориях, не на долгосрочных планах и не на обрядах. Она зависит от Христа, ее праведности. Она созидается на вере во Христа, и «врата ада не одолеют ее»…

Сила каждой души заключена в Боге, а не в человеке. Спокойствие и уверенность должны быть присущи всем, отдающим свои сердца Богу. Христос питает к нам не случайный интерес. Он любит нас сильнее, чем мать любит свое дитя… Наш Спаситель, находясь в человеческой плоти, искупил нас Своими страданиями, скорбью, поношением, отвержением, позором, насмешками и смертью. Он бодрствует над тобою, трепещущее дитя Божье. Под Его защитой ты обретешь уверенность. Наша слабость, заключенная в человеческой плоти, не преградит нам доступ к Небесному Отцу, ибо Христос умер, чтобы ходатайствовать за нас28.

Сосредоточим свои мысли на Христе

А обновиться духом ума вашего (Еф. 4:23).

Наших молодых людей вполне можно подготовить к достижению высоких и святых целей… Они учатся в школе Христа, усваивая день за днем уроки Божественного Учителя29.

В молодости, человек имеет самые пылкие привязанности, самую острую память, самое чуткое к Божественному влиянию сердце. В юности умственные и физические силы должны быть посвящены коренным преобразованиям в соответствии с требованиями настоящей и будущей жизни.

Трудно себе даже представить, сколько ценных знаний может получить наша молодежь! Но для достижения высокого духовного уровня ей необходимо хранить себя от порочных мыслей, которые внушает сатана, и противостоять его искушениям. Неуклонно стремясь к чистой, благородной цели, прилагая все усилия к тому, чтобы во всем соответствовать Божьему предназначению, молодежь может приобрести то, что невозможно купить за золото. Ум необходимо приучить сосредоточиваться на чистых помышлениях. Молодежь должна изучать Писания, и воплощать в повседневную жизнь Божественные заповеди, предназначенные для ее наставления. Тот, кто состарился в служении Богу, может не вспомнить событий, происходивших недавно, но в его памяти всегда живы впечатления детства. О, если бы молодежь сознавала, как важно хранить себя в чистоте, быть свободными от порочных мыслей, от нечестивых поступков — ведь чистота или нечистота юности остается в памяти до самой старости30.

Принятые в сердце библейские истины вознесут мысли от мирского и порочного. Если бы Слово Божье ценилось как должно, то и молодые, и пожилые владели бы незыблемыми моральными устоями и принципиальностью, которые помогли бы им сопротивляться искушению31.

Сопротивление искушению

Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас (Иак. 4:7).

Сатана продолжает искушать людей и использует для этого всевозможные средства. Он искусно маскируется, и потому многие не подозревают о его уловках. Недавно мне был задан такой вопрос: «Верите ли вы в существование дьявола?» Я ответила утвердительно. Собеседник возразил: «Убежден, что такого существа нет. Ведь наши недобрые мысли и побуждения — это и есть единственный дьявол, о котором мы знаем!» «Но кто внушает такие мысли? — спросила я. — Откуда они, как не от сатаны?»

У нас есть личный враг — это столь же несомненно, как и то, что мы имеем личного Спасителя. Наш враг жесток, коварен, он постоянно следит за нами, замышляя уловить нас в свои сети. Успешнее всего он действует под чужой личиной. Более всего он активен именно тогда, когда люди не верят в его существование. Когда мы меньше всего догадываемся о его присутствии, тогда он берет над нами верх. Я чувствую тревогу, когда вижу, как много молодых людей, не подозревая о том, покоряются его силе. Если бы они видели опасность, то поспешили бы ко Христу — убежищу грешника32.

Поставьте перед собой цель — быть добросовестными учениками в школе Христа, ежедневно сообразуя свою жизнь с Божественным Образцом. Обратите свое лицо к небу, и устремитесь к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе. Терпеливо проходите христианское поприще и одолевайте каждое искушение, каким бы тяжким оно ни было. Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и, если вы пожелаете сделать первый шаг навстречу Ему, Его рука будет простерта, чтобы помочь вам. От вашего личного решения зависит, будете ли вы жить в свете Солнца праведности, или во тьме заблуждения. Истина Божья может служить вам благословением только тогда, когда вы позволите ей очистить свою душу33.

Будем любящими и добрыми

Братолюбие между вами да пребывает (Евр. 13:1).

Ни один член семьи не должен замыкаться в себе… Если он исполнен любовью Христа, то будет вежливым, добрым, внимательным к чувствам других. Проявляя любовь, он будет делиться с близкими людьми нежными, благодарными, радостными чувствами. Всем будет видно, что он живет для Иисуса, ежедневно учится у Его ног, обретая Его свет и мир34.

Недостаточно самого тщательного соблюдения внешних правил, чтобы избавиться от всякой раздражительности, от резкости в суждениях и неподобающей речи. Истинной благовоспитанности не достичь до тех пор, пока эгоистичное «я» является главной целью. Любовь должна жить в сердце. Настоящим христианином движет глубокая любовь к Господу. Бескорыстный интерес к братьям берет свое начало в привязанности ко Христу.

Из всего того, к чему люди стремятся, что они лелеют и поощряют, ничто не является таким важным в Божьих очах, как чистое сердце, благодарный дух и душевный мир.

Если в сердце живет Божественная гармония истины и любви, то она проявится в словах и делах… Дух истинной доброжелательности должен пребывать в сердце. Любовь наделяет того, в ком она живет, благопристойностью, привлекательностью манер. Любовь озаряет лицо и смягчает голос; она очищает и возвышает всего человека. Она приводит его в согласие с Богом, потому что является небесным качеством35.

Не позволяйте эгоизму жить в вашем сердце и поселиться в вашем доме… Когда все станут членами царской семьи, в семейной жизни проявится истинная вежливость. Каждый член семьи будет стремиться угодить другому36.

Смирение

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Мы находимся в безопасности только тогда, когда в полной покорности и послушании соединены со Христом. Его иго легко, потому что Христос Сам несет его. Когда вы возьмете крест, он покажется легким; этот крест для вас — залог вечной жизни. Преимущество каждого христианина — радостно идти за Христом, восклицая на каждом шагу: «Милость Твоя возвеличивает меня». И если мы направили путь свой к небу, то должны руководствоваться Словом Божьим как своим путеводителем. Мы должны изо дня в день черпать наставления в богодухновенных словах…

Унижение, которому подверг Себя Иисус Христос, став человеком, непостижимо для человеческого разума. Но те, кто верит Слову Божьему, никогда не сомневались в Его Божественности и существовании до создания мира. Апостол Павел называет нашим Посредником Единородного Сына Божьего, Который был облечен славою, являясь Богом, Повелителем всех небесных сонмов. Он сокрыл Свое Божественное естество покровом человеческой природы и принял образ раба…

Согласившись стать человеком, Христос проявил смирение, которое поразило небожителей. Само согласие стать человеком не было бы унижением, если бы не возвышенное пред существование Христа. Мы должны уяснить, что Христос снял Свою царскую одежду, Свой царский венец, оставил Свое высокое положение и облек Свою Божественность в человеческое естество, чтобы найти с человеком общий язык и наделить род людской нравственной силой быть сыновьями и дочерьми Бога. Чтобы искупить человека, Христос стал послушным до смерти, даже до смерти крестной37.

Кротость и смирение, присущие Христу, будут явлены в жизни и характере тех Его последователей, которые привыкли «поступать так, как Он поступал»38.

Кротость

Направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим (Пс. 24:9).

Вам нужно четко понять — каким же Бог хочет видеть человека. Вы должны, подобно Иисусу, быть кроткими и смиренными сердцем. Вы должны дорожить интересами других больше, чем своими собственными. Ваша повседневная жизнь и дела должны свидетельствовать о том, что вы не были прогульщиками и лентяями в школе Христа39.

В сердце, где обитает Христос, нет места эгоизму. Если же это качество не выкорчевать, оно вытеснит все остальное. Эгоизм поведет вас к удовлетворению своих прихотей, а не к исполнению долга, к самовозвышению, к потаканию себе, а не к тому, чтобы быть благословением для других. Вас поработят ваши желания и удовольствия. Но истинное счастье состоит не в самоугождении, а в познании Христа… Те, кто доверяет собственной мудрости и выбирает собственный путь, идут и жалуются на каждом шагу, потому что бремя, которым эгоизм связывает их, — очень тяжелая ноша…

Иисус любит молодежь. Он жаждет наделить ее внутренним миром, который может дать только Он. Иисус призывает молодежь научиться у Него кротости и смирению сердца. В настоящее время это драгоценное качество редко встречается среди молодежи, даже среди тех, кто называет себя христианами. Собственные пути кажутся молодым людям правильными. Приняв имя Христа, они не принимают Его характер… поэтому они ничего не знают о радости и мире, обретаемой в служении Ему40.

В том доме, где проявляется кротость Христа, царит истинное счастье. Кротость не вызывает раздоров и злых слов, но успокаивает раздраженный дух и распространяет вокруг себя истинное чувство удовлетворения, ласки и любви; здесь, на земле, такое семейство будет частью великой небесной семьи41.

Внимательность

Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12).

Взирайте на Иисуса как на своего Вождя в пути, следуйте Его примеру… Учитесь быть внимательными к другим, кроткими и смиренными, как Он. Тогда вы сможете возрасти «в Того, Который есть глава Христос». Вы можете уподобиться Ему, Он примет вас как Своих, когда вернется на землю42.

Если мы постигнем Иисуса верою и дадим Ему возможность войти в святое святых нашей души, то Дух Святой будет формировать и образовывать наш характер по подобию Христа. Такая душа будет ежедневно учиться в школе Христа. Дерево узнают по его плодам. «По плодам их узнаете их». Христианин будет сиять, как светильник, среди нравственной тьмы этого мира. Он проявит чуткость и внимание к чувствам других. Слово Божье увещевает нас: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Долг каждого христианина — руководствоваться Словом Божьим, чтобы быть «делателем неукоризненным». Служение настоящего христианина будет таким же непреходящим как вечность. Оно не будет замешанным на эгоизме, безответственной и беспечной работой43.

Между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами должна всегда царить нежная привязанность. Избегайте необдуманных слов; не допускайте даже намека на то, что кто-то не любит другого. Долг каждого члена семьи — быть приятным, разговаривать доброжелательно.

Лелейте нежность, привязанность и любовь, которые проявляются в маленьких знаках внимания, в словах, в заботливом отношении44.

Бог ценит внутреннюю красоту, благословенные качества Духа, добрые слова, заботу о других45.

Самообладание

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян. 24:16).

Сила характера обусловлена волей и самообладанием. Многие молодые люди ошибочно принимают сильную необузданную страсть за силу характера. Истина, однако, состоит в том, что человек, руководимый своими страстями, — это слабый человек. Реальное величие и благородство человека оцениваются его способностью обуздывать свои чувства, а не подчиняться им46.

Мы никогда не должны терять самообладания. Будем всегда подражать Христу, Образцу совершенства. Грешно говорить нетерпеливым, раздраженным тоном или даже испытывать гнев — пусть даже невысказанный. Мы должны жить достойно, представляя Христа в правильном свете. Произносить гневные слова — все равно, что быть кремнем о кремень: от искр непременно воспламенятся яростные чувства.

Не цепляйтесь, как репей. Дома не позволяйте себе резкие, грубые слова. Вам следует пригласить в свой дом небесного Гостя — постарайтесь, чтобы Христу и небесным ангелам было хорошо под вашим кровом. Вы должны принять праведность Христа, освящение Духа Божьего, красоту святости, чтобы открыть Свет жизни окружающим вас людям…

Один прославленный император на смертном одре сказал: «Среди всех моих завоеваний только одно дает мне сейчас хоть какое-то утешение — это победа, которую я одержал над своим бурным нравом». Александру и Цезарю было проще покорить весь мир, чем победить себя. Завоевывая государство за государством, они пали — один «жертвой невоздержания, другой — жертвой безумного честолюбия»47.

Самое убедительное доказательство благородства христианина — это самообладание48.

Служа Господу, вы постоянно пребываете в школе, где можно научиться самообладанию, святому достоинству и учтивости49.

Чистота

Избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих (Иов 22:30).

Человек, который будет заслуженно носить имя христианина и уподоблятся Христу в своей жизни, преисполнится благочестия и чистоты, любви и благоговения перед Богом и Посланником Его — Иисусом Христом. Его дух, его слова, его дела — все будет носить печать небес. Другие увидят, что он был с Иисусом и научился у Него. Его простые горячие молитвы вознесутся к Богу на крыльях веры. Учась в школе Христа, он будет иметь скромное мнение о самом себе. Он может и не обладать земными богатствами, но зато он будет богат благословенными качествами Духа Божьего. Он станет благословением для других, обогащая их своим духом и влиянием, потому что Христос будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Он будет распространять вокруг себя атмосферу надежды, мужества и силы, и постыдит тех, кто формально исповедует свою веру, кто эгоистичен, привязан к миру, носит имя, будто жив, но он мертв50.

Драгоценная вера, вдохновляемая Богом, наделяет человека силой и благородством характера. Когда мы подолгу размышляем о Его благости, милосердии, о Его любви, наше восприятие истины становится более чистым; более высоким и святым станет наше желание иметь чистое сердце и чистоту помыслов. Душа, пребывающая в чистой атмосфере святых помыслов, преображается отношениями с Богом через изучение Его слова. Истина так велика, так необъятна, так неизмеримы ее глубины, она так широка, что при свете ее тускнеет и меркнет наше «я». Сердце смягчается и покоряется ей в смирении, доброте и любви… Очистив свой разум, люди станут по-настоящему сильными и стойкими духом51.

Чистота сердца и привлекательность духа ценнее золота для этой жизни и вечности. Только чистые сердцем Бога узрят52.

Простота

Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11:3).

Кто будет держаться простоты во всех своих привычках, сдерживая свои влечения и господствуя над своими страстями, тот сумеет сохранить свой ум живым, активным, деятельным, способным быстро принимать правильные решения, делать четкое различие между святым и несвятым, и будет способен к любому свершению для славы Божьей и для блага человечества53.

Малых детей следует обучать по-детски просто. Их надо научить радоваться малым, но полезным делам, удовольствиям и переживаниям, естественным для их возраста. Детство можно сравнить с зеленью из притчи, но у зелени есть своя, особая прелесть. Детей не следует подталкивать к преждевременной зрелости; им нужно как можно дольше сохранять свежесть и привлекательность юных лет. Чем спокойнее и проще жизнь ребенка, чем он дальше от источников искусственного возбуждения и чем ближе к природе, тем успешнее будет идти развитие его физических, умственных и духовных сил.

Своим примером родители должны поощрять формирование у детей привычки к простому образу жизни, отвлекать их от рукотворного и привлекать к естественному. Простые и искренние дети — самые привлекательные54.

Самый великий Учитель из всех, когда-либо известных миру, вызывал восхищение Своей простотой. Он открывал истину в такой форме, что даже дети понимали Его слова, и в то же время Он привлекал внимание самых образованных и глубоких мыслителей мира. Истина, которую Он раскрывал, используя наглядные примеры, становилась понятна обычным людям. В простоте Он сеял семя евангельской истины в умах и сердцах Своих слушателей. Оно всходило и приносило жатву в жизнь вечную55.

Слава Христа была в Его простоте56.

Непоколебимость

То поднимешь незапятнанное лицо твое и будешь тверд и не будешь бояться (Иов 11:15).

Хорошо, если молодые люди стремятся к наивысшему развитию своих интеллектуальных способностей. Нам не следует ограничивать образование, которому Сам Бог не положил предела. Но наши достижения ничего не стоят, если их не применять ради прославления Бога и для блага рода человеческого…

Нам нужны знания, укрепляющие ум и душу, которые нас, людей, делают лучше. Образование сердца гораздо более важно, чем просто изучение книг. Хорошо, даже очень важно, иметь знание о мире, в котором мы живем; но если мы оставим вечность за пределами наших интересов, то потерпим поражение, от которого никогда не оправимся… Если бы молодые люди осознавали свою немощь, они обрели бы силу в Боге57.

На свете существует наука христианства, которой нужно овладеть, — наука настолько более глубокая, обширная и возвышенная, чем любая земная наука, насколько небеса выше земли. Ум необходимо дисциплинировать, воспитывать, тренировать, ибо мы призваны служить Богу теми методами и средствами, которые идут вразрез с нашими врожденными наклонностями. Нужно преодолевать унаследованное и развившееся в процессе жизни влечение ко злу. Часто приходится отказываться от образования, приобретенного на протяжении всей жизни, чтобы стать учеником в школе Христа. Наши сердца должны быть воспитаны и научены, чтобы стать стойкими в Боге. Нам следует так формировать образ мыслей, чтобы мы были способны противостоять искушению. Мы должны учиться взирать ввысь. Принципы Слова Божьего — это принципы, которые высоки, как небеса, принципы, следование которым приводит в вечность. Необходимо осознавать их значение в нашей повседневной жизни. Каждый поступок, каждое слово, каждая мысль должны находиться в согласии с этими принципами. Все свое естество нужно привести в состояние гармонии с Христом и подчинить Ему58.

Терпение

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр.ШЗб).

Некоторые люди лишены мира и радости, потому что они постоянно находятся в плену своего эгоизма. Они постоянно ищут сочувствия у других. Если бы такие люди увидели, какими полезными они могут стать, какую любовь и какое ободрение они могут нести людям, то их души, ныне высохшие и печальные, стали бы, как напоенный водою сад.

Вам необходимо усвоить преподанные Христом драгоценные уроки терпения. Не падайте духом, но в смирении совершайте свой труд. Это приблизит вас к Иисусу и научит взирать на Образец совершенства. Вам необходимо трудится так, как трудился Иисус59.

Испытания ждут даже тех, кто вполне посвящен. Терпение самых терпеливых будет сурово испытано… Часто молчание является самым суровым укором, обращенным к тому, кто согрешил устами.

Когда они [дети и молодежь] теряют самообладание и говорят резкие слова, то молчание зачастую самый приемлемый способ разрешить ситуацию. Лучше смолчать, что-то доказывать или осуждать. Раскаяние придет очень быстро. Золото молчания часто гораздо действеннее, чем все слова, которые могут быть сказаны.

Когда кто-то рядом нетерпелив, раздражителен и недоволен из-за своего неукрощенного себялюбия, начните петь какой-нибудь псалом Сиона. Когда Христос работал за верстаком, подчас недобрые люди обступали Его, стараясь вывести Его из Себя; но Он начинал петь прекрасные псалмы, и, прежде чем обидчики осознавали, что делают, они подхватывали песнопение под влиянием силы Святого Духа, Который присутствовал там60.

Человеку даны совершенный пример Христа и Божья благодать, для того чтобы он мог научить своих сыновей и дочерей быть сыновьями и дочерьми Божьими61.

Самоотречение

Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мк. 10:28).

Всем нам нужно ежедневно учиться в школе Христа и приобретать опыт, который поможет нам осознать свой долг перед Ним.

Многие честные, благонамеренные люди не движутся вперед в христианской жизни, потому что не усматривают необходимости постоянно учиться у Христа. Впервые обратившись, человек радуется, что встал на сторону Господа, но год спустя в его жизни ничего не меняется. Не видно признаков духовного роста; он еще слаб, как дитя… Много радости и счастья приносит вновь обращенному его первый духовный опыт. Но приходят испытания, встречаются жизненные трудности; греховные, необузданные вовремя черты характера начинают преобладать и очень часто побеждают. Тогда исчезают уверенность и мир, человек пренебрегает молитвой и чтением Писания. Из-за недостатка необходимых знаний и опыта многие оказываются побеждены сатаной. Они не знают, как распознать его искушения и сопротивляться им.

Верьте в Иисуса, вашего Помощника. Помните, нельзя делать выбор по своему усмотрению и идти своим путем — надо взирать на Иисуса как на своего Вождя в пути и Образец для подражания. Пусть Его пример будет всегда перед вами. Постоянно спрашивайте себя, что угодно Ему. Учитесь у Него самоотречению и самопожертвованию62.

Бодрствуйте каждое мгновение, постоянно размышляйте о Боге, вместо того чтобы сосредоточивать мысли на одежде или лелеять свою гордыню. Стремитесь к самоотречению. Будьте святы. Сосредоточивайтесь на небесном как в мыслях, так и в разговоре… Кто следует за Христом, тот предпочтет страдание и самоотречение. Он обретет одобрение Бога здесь и… славу, бессмертие, вечную жизнь на небе63.

Прощение

Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13).

Религия Иисуса Христа означает прогресс. Она означает постоянное стремление к святому и высшему идеалу. Христианин, чье сердце тронуто красотой характера Спасителя, должен воплотить в практическую жизнь то, чему он научился в школе Христа. Мы должны быть способными учениками в школе Христа, охотно познавая все, чему Он учит нас день за днем64.

Мы никогда не достигнем совершенства характера, если не будем слушать голос Божий и повиноваться Его советам. Это наставление обращено главным образом к тем, у кого возникла неприязнь к своим братьям, кто был обижен, кто пострадал, может быть в материальном отношении, может быть от несправедливых упреков, критики, недопонимания, недооценки. Таковые не должны позволять ненависти или другим недобрым чувствам вкрасться в их сердце, когда они смотрят на людей, причинивших им вред…

Подобно Христу, мы должны прощать своих врагов и использовать всякую возможность показать тем, кто обидел нас, что мы любим их и готовы делать им добро. Если обидевшие нас продолжают упорствовать в своем неправильном образе действий… следует постараться примириться с нашими братьями в соответствии с библейским указанием, которое оставил нам Христос. Если же наши братья отказываются от примирения, не распространяйте о них худую молву, не наносите вреда их репутации, но поручите их справедливому Богу, Который праведно судит всех людей… Молодые люди могут утверждать, что они беззаветно любят дело Божье, но если у них нет мира с их друзьями, то у них нет мира и с Богом. Именно… вынашивание эгоистичных чувств лишает Божьих благословений наши сердца и наши семьи. Да изольется Христова любовь в наши сердца, да преобразит она наш характер — в противном случае мы не станем Божьими детьми65.

Просеивание привело Петра к обращению

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22:31, 32).

Многие, называющие себя учениками Христа, впадают в ужасные искушения, потому что они не знают самих себя. Из-за этого невежества Петр был так основательно просеян врагом. Если бы мы осознали собственную слабость, то осознали бы и великую нужду в Божьей помощи и смирили сердца свои под крепкую руку Божью. Если бы мы вверили свою беспомощную душу Христу, Он восполнил бы наше неведение Своей мудростью, нашу слабость — Своей силой, нашу бренность — Своим непреходящим могуществом. Петр пал, потому что он не подозревал о собственной немощи. Он считал себя сильным…

Если бы Петр ходил смиренно с Богом, сокрыв свое «я» во Христе, если бы он ревностно искал Божественной помощи и был менее самоуверен, если бы он воспринял Господне увещевание и претворил его в жизнь, он бодрствовал бы в молитве… Если бы он внимательно исследовал себя, Господь послал бы ему Божественную помощь, и не было бы нужды в просеивании со стороны сатаны. Во всем сатанинском воинстве нет силы, которая могла бы повредить душе по-детски доверчиво полагающейся на мудрость Божью66.

Петр был восстановлен благодаря тому, что Христос бодрствовал над ним. Сатана не мог противостоять всемогущему заступничеству Христа. Молитву, которую Христос вознес за Петра, Он возносит за всех смиренных и сокрушенных сердцем… Петр согрешил против света и знания, против великих и возвышенных преимуществ. Самонадеянность привела его к падению. И сейчас это зло проявляется в человеческих сердцах. Мы можем поставить перед собой цель: поступать справедливо и правильно, но мы наверняка впадем в самое большое заблуждение, если не будем постоянно учиться в школе Христа. Только смиренно ходя с Богом, мы можем быть в безопасности67.

Лазарь был воскрешен для свидетельства о Божьей славе

Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Бо-жией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11:4).

Христос медлил два дня, услышав о болезни Лазаря, но не равнодушие и не пренебрежение были тому причиной… Эта мысль должна служить ободрением для нас… Нам необходимо покоиться в Господе и терпеливо надеяться на Него. Ответ на нашу молитву может прийти не столь быстро и не в том виде, в каком мы его ожидаем. Но Бог знает, что служит к наивысшему благу Его детей. Он пошлет намного больше, чем мы просим, если мы сохраним веру и мужество68.

Христос думал не только о дорогих Его сердцу людях из Ви-фании. Он желал преподать урок Своим ученикам. Им предстояло нести Благую весть миру, чтобы благословение Небесного Отца распространилось на всех. Ради них Он допустил смерть Лазаря. Но если бы Христос просто исцелил Лазаря, то не совершилось бы чуда, ставшего самым убедительным свидетельством Его Божественности.

Если бы Христос был у постели Лазаря, тот бы не умер, потому что у сатаны не было бы над ним власти. В присутствии Жизнедателя смерть не вонзила бы свое жало в Лазаря… Он допустил, чтобы Лазарь оказался во власти смерти и скорбящие сестры увидели, как их брата положили во гроб. Христос знал, что, когда они взирали на своего мертвого брата, их вера в Искупителя подверглась суровому испытанию. Тем самым, Он подрезал ветви, чтобы те принесли больше плода. Он знал, что благодаря испытанию их вера воссияет еще ярче69.

Для тех, кто стремится следовать воле Божьей, время глубочайших потрясений окажется временем, когда Божественная помощь будет ближе всего к ним… Из всех искушений, из всех испытаний Он выведет их, и они обогатятся опытом, и вера их станет еще тверже70.

Верность Елисея и награда за нее

И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою (3 Цар. 19:19).

Земные труды пророка Илии близились к концу. На смену ему, для продолжения служения был призван другой. Илия совершал свой путь, направляясь на север… Где бы ни останавливался взгляд Илии, всюду он видел землю, принадлежавшую одному человеку — человеку, который не преклонил колена перед Ваалом и сердце которого безраздельно предано служению Бога… Владельцем земли был Сафат…

Внимание Илии привлек Елисей, сын Сафатов, который вместе со слугами пахал землю на двенадцати парах запряженных волов. Он был воспитателем, управляющим и работником. Елисею не довелось жить в многолюдных городах. Его отец был земледельцем. Елисей воспитывался вдали от разгульной городской и дворцовой жизни. Он был приучен к простоте, послушанию родителям и Богу… Кроткий и спокойный духом, он имел твердый характер. Ему были свойственны честность, верность, любовь и страх Божий. Он имел данные руководителя, но вместе с тем обладал кротостью покорного слуги. Он охотно выполнял малые обязанности, готовясь быть верным во «многом». Таким образом, он приготовился внимать Божьему голосу, если бы тот призвал его к более непосредственному служению.

Семья Елисея не бедствовала. Но он понимал, что для получения всестороннего образования ему нужно браться за любую работу, в которой только возникала необходимость. Ему не хотелось хоть в каком-либо отношении быть менее сведущим, чем слуги его отца. Сначала ему надлежало научиться служить, а затем уже — руководить, наставлять, повелевать71.

Елисей занял место Илии. И тот, кто был верен в малом, доказал свою верность и в большом72.

Моисей, как бы видя Невидимого, был тверд

Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:27).

Моисей пожертвовал почестями Египта ради славы Божьей и освобождения своего угнетенного народа. Тогда в особом смысле Бог занялся его воспитанием… Ему еще предстояло усвоить урок зависимости от Божественной силы. Он неверно понимал Божьи намерения. Он надеялся освободить Израиль силой оружия. Ради этого он рискнул всем и потерпел неудачу. Пережив горечь поражения и разочарования, он стал изгнанником в чужой стране… Казалось, навсегда отрезанный от своей жизненной миссии, он тем не менее обретал здесь знания, необходимые для ее осуществления. Он должен был приобрести опыт, который помог бы ему стать верным и долготерпеливым пастырем Израиля… В суровой простоте пустыни… Моисей обрел то, что не оставляло его все последующие годы странствий и забот, — чувство личного Божественного присутствия…. Когда его не понимали, извращали его намерения, осыпали упреками и оскорблениями, когда ему грозила опасность и смерть, — все это он мог вынести, «ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд»73.

Мудростью и честностью Моисей превосходит всех земных владык и государственных мужей… Великодушие, благородство, выдержанность — все эти качества были развиты у Моисея в полной мере. Он умел увещевать своих ближних, потому что его жизнь была живой демонстрацией того, каким человек может стать, и что он может совершить, если Бог является его Помощником. … Он говорил от сердца, и его слова достигали сердец. Он был умудрен в знанияхи, однако же, прост как дитя в проявлении глубоких чувств. Наделенный замечательной интуицией, он мог мгновенно оценить нужды всех, кто окружал его… По словам Христа, человеку, известному своей кротостью, Он может доверять. Через него Я открою Себя миру. Он не будет вплетать в Мою ткань нити эгоизма74.

Даже претерпев суровые испытания, Иов остался непорочным и праведным

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла (Иов 1:1).

Бескорыстие — принцип Царства Божьего — ненавистно сатане; он отвергает само существование этого принципа. С самого начала великой борьбы дьявол старался доказать, что Божьи принципы — эгоистичны, и сегодня он стремится обвинить в этом всех, кто служит Богу. Цель Христа и Его последователей заключается в том, чтобы опровергнуть ложные обвинения сатаны..,

В древнейшей библейской книге приводится жизнеописание человека, против которого сатана вел безжалостную борьбу. Испытующий сердца так говорит об Иове, патриархе из земли Уц: «Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».

Против этого человека сатана выдвинул презрительное обвинение: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?..»

Господь ответил сатане: «Вот, он в руке Твоей, только душу его сбереги».

И вот, получив разрешение, сатана уничтожил все, что имел Иов, — стада и пастухов, слуг и служанок, сыновей и дочерей, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его».

Но и этим не ограничился его горький удел. Самые близкие друзья, видя в несчастьях только возмездие за грех, усугубляли и без того подавленное и тягостное состояние Иова своими обвинениями.. .

«Пусть испытает меня — выйду, как золото». Так и произошло. Своим терпением и стойкостью он оправдал и себя, и Того, Чьим представителем он был… Господь дал Иову вдвое больше того, что он имел прежде… «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние»75.

Ослепший Павел увидел Христа

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа (Деян. 9:17).

Когда-то в военных школах Египта Моисея учили закону силы, и это так сильно повлияло на него, что понадобилось сорок лет… чтобы он смог руководить Израилем по закону любви. Такой же урок должен был усвоить и Павел.

Встреча с Господом у ворот Дамаска изменила ход всей его жизни. Гонитель стал апостолом, учитель-раввин—учеником. Мрачные дни одиночества, проведенные в Дамаске, стали равноценны годам по приобретенному опыту. Ветхозаветные Писания, накопленные в памяти, были его учебником, Христос — Учителем, а безлюдная природа стала для него школой. Он уединился в Аравийской пустыне, чтобы исследовать Писания и учиться у Бога. Он освободил свой разум от предрассудков и преданий, составлявших его прежнюю жизнь, и черпал наставления из Источника истины.

В своей дальнейшей жизни он руководствовался только одним принципом — самопожертвования и служения любви. «Я должен, — сказал он, — и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам»…

Павел обладал незаурядным умом, и вся его жизнь свидетельствует о его редкой мудрости. Принципы глубокой важности, в которых величайшие умы того времени были несведущи, раскрываются в его учениях и в его жизни. Он обладал той бесценной мудростью, которая обостряет проницательность и делает сострадательным сердце. Это располагало к нему людей, а он пробуждал в них лучшие наклонности и вдохновлял на достижение высшей цели в жизни…

«Злословят нас, — сказал он, — мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим»; «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»76.

Моав терпит неудачу, потому что отказался измениться

Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих, и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его и запах его не изменялся (Иер. 48:11).

Человек может отказаться внимать советам и увещаниям Божьим. Он может избирать собственный образ жизни. Подобно Моаву, он отказывается от изменения, исправления недостатков своего характера, хотя Господь ясно указал на его долг, его преимущества, возможности, прогресс, который должен быть достигнут. Для него слишком мучительно оставлять свои прежние пути, менять свои взгляды и образ действий. «Оставался в нем вкус его». Он цепляется за свои недостатки77.

Многие не удовлетворяются делом, которое Бог доверил им. Они не хотят радостно служить Ему в том месте, которое Он предназначил для них, или без ропота выполнять работу, порученную им Господом. Мы вправе быть недовольны, но не самим делом, а тем, как мы его выполняем, ибо… в Своем провидении Бог поручает людям служение, которое будет целительным для их больного ума… Некоторых Он помещает в такие условия, где они научились бы ценить время и лучше, и мудрее его использовать, где нет соблазнов слабой дисциплины и чрезмерной снисходительности, которые могли бы уловить их в сети.

Некоторые желают стать руководящей силой, но нуждаются в том, чтобы научиться подчиняться… Господь готовит их к тому, чтобы они заняли место, где их облагороженные способности будут использованы для величайшего служения. Некоторых Бог воспитывает, допуская в их жизни разочарования и явные неудачи. Его цель заключается в том, чтобы люди научились преодолевать трудности…

Многие не умеют трудиться для Бога, потому что не желают смириться с Божьим воспитательным процессом. Моав не преуспел, потому что, как явствует из Писания, он «от юности своей был в покое»78.