Что детям читать?

глава объединенных сил зла всегда старается скрыть от взоров людей слова Божий и направляет их внимание на мнения человеческие. Он желает, чтобы мы не слышали голоса Божьего, говорящего нам: „Вот путь, идите по нему» (Ис. 30, 21). Он прилагает все силы, чтобы своими искаженными методами образования затмить небесный свет.

Философские предположения и научные исследования, в которых Бог не признается, делают тысячи людей скептиками. В школах в настоящее время старательно преподаются и тщательно рязъясняются выводы, к которым ученые пришли благодаря своим научным исследованиям; при этом подчеркивается, что если эти ученые правы, то Библия ошибается. Скептицизм очень привлекает умы людей. Молодежь видит в нем своего рода независимость, которая овладевает воображением; она поддается этому обману. Сатана торжествует. Он поддерживает каждое семя сомнений, посеянное в молодых сердцах. Он помогает ему расти и приносить плод; и вскоре пожинается обильный плод неверия.

Сердце человека очень склонно ко злу, и поэтому очень опасно сеять в умах молодежи семена сомнения. Все, что подрывает веру в Бога, лишает душу силы сопротивляться искушению. Это устраняет единственную действительную защиту от греха. Мы нуждаемся в школах, в которых молодежь получала бы наставление, что величие заключается в почитании Бога тем, что Его характер открывается в их повседневной жизни. Мы должны познавать Бога через Его Слово и через Его дела, чтобы в нашей жизни мог осуществиться Его план.

Истинный источник света

Многие думают, что для хорошего образования необходимо изучать произведения неверующих авторов, потому что эти произведения содержат много прекрасных мыслей. Но от Кого исходят все эти прекрасные мысли? От Бога и только от Него. Он — единственный источник света. Зачем же нам прокладывать себе дорогу через массу заблуждений, которые содержатся в произведениях неверующих авторов, ради нескольких разумных истин, если вся истина в нашем распоряжении?

Каким образом люди, враждующие с правлением Божьим, приобретают мудрость, которую они иногда выставляют напоказ? Сатана сам получил образование в небесных чертогах; он имеет познание как добра, так и зла. Он смешивает низменное с ценным, и в этом его сила вводить в заблуждение. Разве мы должны принимать сатану за ангела света, потому что он одевается в светлые одежды неба? Искуситель имеет своих представителей, которые получили образование по его методам, которые вдохновлены его духом и приспособлены к выполнению его дела. Неужели нам необходимо сотрудничать с ними? Неужели мы должны принимать произведения его представителей как необходимые для получения образования?

Если бы изучению драгоценного слова Божия уделялось столько времени и стараний, сколько уделяется на усвоение блестящих идей безбожников, то тысячи людей, которые теперь находятся во тьме, радовались бы славе Света жизни.

Когда я вижу библиотеки, переполненные солидными томами со всевозможными сведениями по истории и богословию, я думаю: „Для чего тратить деньги на то, что не хлеб»? Шестая глава Евангелия Иоанна дает нам больше сведений, чем можно найти в таких произведениях. Христос говорит: „Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». „Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек». „Верующий в Меня имеет жизнь вечную». „Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан. 6, 35. 51. 47. 63).

Бог и история

Нельзя совершенно отрицать пользу от изучения истории. Священная история была одним из предметов изучения в школах пророков. Из исторических повествований мы узнаем о том, как Господь обращался с народами. Точно так же мы и в наши дни должны принять во внимание обращение Божие с народами земли. Через историю мы должны видеть исполнение пророчеств, должны изучать действие провидения Божия в великом реформационном движении, должны понимать развитие событий, которые ведут все народы к последней схватке в великой борьбе между добром и злом.

Такие знания дадут широкое, всестороннее понимание жизни. Это поможет нам хоть немного понять их взаимную связь и взаимодействие, поможет понять, как чудесно мы связаны в великом братстве народов и общества, и в какой степени угнетение и падение одного члена служит всем во вред.

Но история, как она обычно изучается, занимается достижениями человека, его победами в сражениях, его успехами в достижении власти и величия. Участие Божие в предприятиях людей упускается из виду. Только немногие видят в возникновении и падении народов осуществление Его намерений.

Многие известные современные печатные произведения наполнены сенсационными рассказами, которые наставляют молодежь в нечестии и влекут на путь, ведущий к гибели. Дети, молодые по годам, созрели в познании преступлений. Вымышленные истории, которые они читают, толкают их на преступления. В своем воображении они повторяют то, что им представлено, пока ими не овладевает честолюбивое желание проверить, могут ли они тоже совершить преступление и избежать наказания.

Для восприимчивого ума детей и молодежи все вымышленные события будущего являются действительностью. Предсказания о переворотах и описание всякого рода событий, которые разрушают все, держащее их в рамках закона, увлекают воображение многих. Они чувствуют побуждение совершать, если возможно, еще более ужасные преступления, чем описанные в этих сенсационных произведениях. Такое влияние деморализует общество. Семя беззакония широко сеется. Не удивительно, что следствием этого является урожай преступности.

За кулисами

Не меньшим проклятием для читателя являются романы и пустые, захватывающие рассказы. Автор может уверять, что хочет преподать урок нравственности; через все его произведение может красной нитью проходить религиозная мысль; но часто это служит только для того, чтобы замаскировать скрывающуюся под этим бессодержательность и пустоту.

Мир наводнен книгами, в которых описываются заманчивые заблуждения. Молодежь принимает за истину то, что Библия отвергает, как ложь; она начинает любить заблуждение и привязывается к тому, что влечет за собой гибель души.

В художественной литературе есть произведения, которые написаны с целью преподать истину или разоблачить какое-либо великое зло. Некоторые такие произведения совершили доброе дело. Но они также причинили очень много вреда. Они содержат такие утверждения и высоко художественные образы, которые возбуждают воображение и вызывают ряд мыслей, полных опасности, особенно для молодежи. Молодежь все снова переживает в своем воображении описанные сцены. Такое чтение делает ум невосприимчивым для полезного и неспособным к духовному размышлению. Это разрушает интерес к Библии. В уме остается мало места для небесного. Мысли останавливаются на описании грязных сцен; страсти разгораются, и результатом является грех.

Книги, содержащие вымыслы

В настоящее время в воспитании детей и молодежи уделяется много внимания сказкам и вымышленным фантастическим рассказам. Такого рода книги употребляются в школах; их можно найти во многих домах. Как могут верующие родители допускать, чтобы их дети читали такие книги, наполненные неправдой? Если дети спрашивают о значении прочитанного, которое так противоречит учению их родителей, им отвечают, что это вымышленные события; но это не устраняет вредных результатов такого чтения. Идеи, представленные в таких книгах, вводят детей в заблуждение. Они создают у них неправильное представление о жизни и вызывают и поддерживают любовь к воображаемому.

Широкое употребление таких книг в наши дни является одним из обманчивых приемов сатаны. Он старается отвратить умы старых и молодых от великого дела развития характера. Он желает, чтобы наши дети и наша молодежь были унесены потоком губящего душу обмана, которым он наводняет мир. Поэтому он старается отвлечь их мысли от Слова Божьего и таким образом удерживает их от познания истин, которые служили бы им защитой.

Никогда не следует давать детям и молодежи книг, искажающих истину. Не допускайте, чтобы дети, получая образование, усваивали идеи, которые впоследствии окажутся семенами греха. Если бы люди с более зрелым суждением не имели никакого дела с такими книгами, их собственное положение было бы более надежным, а их пример и доброе влияние во многом помогли бы оградить детей от искушения.

Мы имеем избыток правдивого, Божественного материала для чтения. Жаждущие знаний могут не обращаться к загрязненным источникам. Господь говорит: „Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к Моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя»? (Прит. 22, 17-21).

Самый чистый поток знаний

Христос также представил принципы истины в Евангелии. Благодаря Его учению мы можем черпать из самого чистого потока, который течет от престола Божьего. Христос мог бы передать людям знания, далеко превосходящие все достижения прошлого, и отодвинуть на задний план все другие открытия. Он мог бы открывать одну тайну за другой, мог бы собрать вокруг этих замечательных откровений всех активных и серьезно мыслящих людей всех поколений до конца времени. Но Он не хотел тратить на это ни одной минуты Своего времени, посвященного на наставление в спасении. Он ценил и использовал Свое время, Свои способности и Свою жизнь только как средство для спасения душ человеческих. Он пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее, и от этого задания Его невозможно было отвлечь. Он не допускал, чтобы что-либо отвлекало Его.

Христос передавал только такие знания, которые могли быть использованы. Поучая народ, Он ограничивался их нуждами и их положением в практической жизни. Он не удовлетворял их любопытства, когда они приходили к Нему с пытливыми вопросами. Все такие вопросы Он использовал, чтобы привлечь внимание к важному, серьезному и существенному в жизни. Тем, которые старались срывать плоды с дерева познания, Он предлагал плоды с дерева жизни. Они находили все пути закрытыми, кроме пути, ведущего к Богу. Все источники были запечатаны, кроме источника вечной жизни.

Спаситель не поощрял никого в посещении школ раввинов Своего времени, потому что умы таких людей были бы повреждены постоянно повторяющимся „говорят» или „сказано». Зачем же нам принимать ненадежные слова людей как наивысшую мудрость, если более великая и точная истина в нашем распоряжении?

Все виденные мной вечные ценности и вся виденная мной человеческая слабость произвели глубокое впечатление на мое мышление и оказали влияние на всю мою жизнь. Я не вижу ничего, чем бы человек мог хвалиться и прославляться. Я не вижу причины, почему мнения светских мудрецов и так называемых великих людей должны пользоваться таким доверием и так славиться. Как могут люди, лишенные Божественного света, иметь правильные понятия о Божьих планах и путях? Они или совершенно отрицают и игнорируют Его существование, или же ставят Его силу в рамки своих собственных ограниченных понятий.

Будем же предпочитать быть наученными Тем, Кто сотворил небо и землю, Кто установил порядок движения звезд на своде небесном и определил солнцу и луне их дело.

Наивысшее развитие ума

Для молодых людей вполне естественно чувствовать, что они должны достигать наивысшего развития сил ума. Мы не можем ставить границ в образовании, в котором Бог не ставит границ. Но все наши достижения будут бесполезны, если они не используются во славу Божию и на благо человечеству.

Нехорошо перегружать ум знаниями, которые требуют усиленного применения, но не используются в практической жизни. Такое образование будет бесполезным для учащегося. Такие занятия будут только понижать его желание и склонность приобретать знания, которые сделали бы его полезным и способным выполнять свои обязанности. Практическое образование гораздо ценнее, чем все теоретические знания. Недостаточно только иметь знания; мы должны иметь способность правильно применять свои знания.

Время, средства и старания, которые многие тратят на сравнительно бесполезное образование, должны быть посвящены на получение такого образования, которое сделало бы их практичными людьми, способными нести ответственность в жизни. Такое образование будет иметь величайшую ценность.

Мы нуждаемся в познаниях, которые укрепляют ум и душу, которые делают нас лучшими людьми. Правильное развитие чувств гораздо важнее, чем только книжные знания. Очень хорошо и даже очень важно иметь познание о мире, в котором мы живем; но если мы выпускаем из своих расчетов вечность, то мы делаем ошибку, которую никогда не сможем исправить.

Ученик может посвятить все свои силы приобретению знаний; но если он не имеет познания о Боге, если он не подчиняется законам, которые управляют всем его существом, то он идет навстречу самоуничтожению. Неправильные привычки уничтожают у него способность правильно оценивать самого себя; он теряет контроль над самим собой. Он не может правильно рассуждать о том, что наиболее глубоко касается его самого. Он обращается опрометчиво и неразумно со своим телом и умом. Пренебрегающий развитием правильных основ жизни потерян как для этого мира, так и для будущего.

Если бы молодые люди сознавали собственную слабость, они нашли бы силу у Бога. Если они стараются научиться от Него, они приобретут Его мудрость; жизнь их будет плодотворной и послужит благословением для мира. Но если они занимают свой ум только мирскими знаниями и предположениями и таким образом удаляются от Бога, — они лишаются всего, что обогащает жизнь.