Исцеление души

Многие из тех, которые приходили ко Христу за помощью, были сами виноваты в своей болезни; но Он не отказывался исцелять их. И когда Его сила касалась их души, в ней пробуждалось сознание греха, и многие исцелялись от своих духовных недугов, как и от физических болезней.

Среди этих людей был расслабленный человек из Капернаума. Подобно прокаженному, этот парализованный утерял всякую надежду на выздоровление. Его болезнь была результатом греховной жизни, и угрызения совести еще увеличивали его страдания. Напрасно он обращался за помощью к фарисеям и законникам: они признали его болезнь неизлечимой, осудили его как грешника и объявили, что он умрет, пораженный гневом Божьим.

Расслабленный человек впал в отчаяние. Потом он услышал о делах Иисуса. Другие такие же грешные и беспомощные, как и он, были исцелены; это укрепило его веру, что он тоже может быть исцелен, если его понесут к Спасителю. Но надежда его гасла, когда он думал о причинах своей болезни; и все же он не мог совершенно отказаться от возможности исцелиться.

Самым большим желанием его было — избавиться от бремени греха. Он очень желал видеть Иисуса, чтобы получить уверенность в прощении и мир с Богом. После этого он мог спокойно жить или умереть, сообразно с волей Божьей.

Нельзя было терять времени; его изнуренное тело уже носило на себе отпечаток смерти. Он умолял друзей понести его на постели к Иисусу, и это они с радостью сделали. Но в доме и вокруг дома, где находился Спаситель, собралась такая густая толпа, что больному и его друзьям было невозможно не только войти в дом, но даже подойти достаточно близко, чтобы услышать Его голос. Иисус учил в доме Петра. По обычаю того времени ученики сидели вокруг Него; „и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи, и из Иерусалима». Лук. 5, 17. Многие из них пришли, чтобы следить за Иисусом и найти обвинение против Него. Позади них теснилась разношерстная толпа: люди ревностные, любопытные и неверующие. Здесь находились люди всяких национальностей и из всех слоев общества. „И сила Господня являлась в исцелении больных». Духжизни витал над собравшимися, но фарисеи и законники не чувствовали Его присутствия. Они не сознавали своей нужды, и поэтому исцеление было не для них. „Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем». Лук. 1, 53.

У ног Иисуса

Несущие расслабленного напрасно все снова и снова пытались протиснуться через толпу. В невыразимых мучениях больной глядел во все стороны. Как может он упустить этот случай, когда долгожданная помощь так близка? По его предложению друзья подняли его на крышу дома, сделали отверстие в крыше и опустили его вниз, к ногам Иисуса.

Беседа была прервана. Спаситель посмотрел на грустное лицо человека и увидел его умоляющий взгляд, устремленный на Него. Он хорошо понимал желание этой обремененной души. Христос Сам обличил его совесть, когда он был еще дома. Когда он раскаялся в своих грехах и поверил, что Иисус силен восстановить его здоровье, милость Спасителя излилась в его сердце. Иисус видел, как первые проблески веры превратились в твердую уверенность, что Он — Единственный, способный помочь грешнику; Он видел, как вера его возрастала с каждым новым усилием прийти в Его присутствие. Христос Сам привлек страдающего к Себе. Теперь Спаситель сказал — и слова Его были подобны музыке для уха слушающего: „Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Мат. 9, 2.

Бремя греха снято

Бремя греха было снято с души больного. В этом не могло быть никаких сомнений. Слова Христа указывали, что Он имеет способность читать сердца людей. Кто может после этого отрицать Его силу прощать грехи? Отчаяние уступило место надежде, и гнетущее уныние — радости. Его физическая боль прошла, и все его существо преобразилось. Он больше ничего не требовал, но лежал тихо и спокойно, слишком счастливый, чтобы говорить.

Многие, затаив дыхание, наблюдали за каждой подробностью этого странного происшествия. Многие видели в словах Христа приглашение, обращенное к ним. Разве они не страдали также душой от своих грехов? Разве они не желали освободиться от этого бремени?

Но фарисеи боялись потерять влияние на толпу и сказали в сердце своем: „Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? Мар. 2, 7.

Иисус устремил на них взор, который заставил их содрогнуться и попятиться назад, и сказал: „Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи’, или сказать: ,встань и ходи’? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Мат. 9, 4-6.

Тогда принесенный к Иисусу на носилках встал на ноги с легкостью и силой молодости: „Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми; так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». Мар. 2, 12.

Творческая сила

Чтобы восстановить здоровье в этом разлагающемся теле, требовалось не меньше, чем творческая сила. Тот же голос, который вызвал жизнь в человеке, сотворенном из праха земного, дал также жизнь умирающему расслабленному. И та же сила, которая вернула жизнь телу, обновила и душу. Тот, Кто при сотворении мира „сказал, — и сделалось, . . . повелел, — и явилось» (Пс. 32, 9), дал жизнь душе, мертвой по преступлениям и грехам. Исцеление тела было доказательством наличия силы, которая обновила душу. Христос повелел расслабленному встать и идти, „чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».

Расслабленный нашел во Христе исцеление как для души, так и для тела. Он нуждался в здоровье души, прежде чем мог наслаждаться телесным здоровьем. Прежде чем физический недуг мог быть исцелен, Христос должен был освободить мысли и очистить душу от греха. Нельзя упускать из виду это поучение. Тысячи людей в наши дни страдают от физических болезней и, подобно расслабленному, желают услышать весть: „Прощаются тебе грехи твои». Бремя греха с его беспокойством и неудовлетворенными желаниями, лежит в основании их болезней. Они не могут найти себе облегчения, пока не придут к Целителю души. Мир, который только Он может дать, восстановит силы души и здоровье тела.

Врата неба открыты

Исцеление расслабленного произвело на народ такое впечатление, что им казалось, что открылись небеса и явилась слава лучшего мира. Исцеленный человек проходил через толпу, славя Бога на каждом шагу; он нес свою постель, как будто она ничего не весила. Все отступили, чтобы пропустить его; они глядели на него с благоговением и страхом и тихо шептали между собой: „Чудные дела видели мы ныне». Лук. 5, 26.

Велика была радость в доме расслабленного, когда он вернулся к своей семье и с легкостью нес постель, на которой только недавно осторожно был вынесен оттуда. Со слезами радости они окружили его, едва осмеливг.ясь верить своим глазам. Он стоял перед ними в полном расцвете сил. Его руки, которые раньше безжизненно свисали, теперь послушно повиновались ему. Его тело, прежде сморщенное и свинцового цвета, теперь имело свежий, румяный вид. Он шел твердой, уверенной походкой. В чертах его лица светилась радость и надежда; следы греха и страдания уступили место выражению чистоты и мира. Все в доме выражали радость и благодарность, и Бог был прославлен через Своего Сына, Который вернул надежду отчаявшемуся и силу — нетрудоспособному. Этот человек и его семья были готовы отдать жизнь за Иисуса. Их вера не омрачалась сомнениями, неверие не нарушало их верности Тому, Кто принес свет в их омраченный горем дом.

У купальни Вифезды

„Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Иоан. 5, 2. 3.

Временами вода в купальне приходила в движение; в народе верили, что это действие сверхъестественной силы, и что каждый, кто войдет в воду после этого движения воды, исцелится от болезни, какой бы он ни страдал. Сотни страдающих приходили на это место; их собиралось так много, что, когда вода приходила в движение, все устремлялись вперед и топтали ногами более слабых мужчин, женшин и детей. Многие не могли даже приблизиться к купальне. Другим удавалось добраться до нее, но они умирали на ее краю. Вокруг этого места были построены крытые ходы, чтобы больные имели защиту от дневного зноя и ночного холода. Некоторые из них проводили ночи в этих ходах и каждый день приползали к краю воды в надежде получить исцеление.

Иисус был в Иерусалиме. Он шел Один, очевидно, углубленный в размышления и молитву, и дошел до купальни. Он видел несчастных, ожидающих того, что, казалось, было их единственной надеждой на исцеление. Он очень желал проявить Свою исцеляющую силу и восстановить здоровье каждого страдающего. Но это было в субботу. Народ толпами шел в храм на богослужение; Он знал, что такое дело исцеления только возбудит предубеждения у иудеев, и Его деятельность должна будет прекратиться раньше срока.

Но Спаситель увидел одного особенно несчастного больного. Это был беспомощный калека, неспособный ходить уже тридцать восемь лет. Его болезнь в большой мере была следствием его собственных греховных привычек и рассматривалась, как наказание Божие. Одинокий, без друзей, чувствуя себя лишенным милости Божьей, он провел многие годы в страданиях. Когда ожидали движения воды, кто-нибудь, сжалившись над беспомощным, приносил его в купальню. Но в благоприятный момент не было никого, кто бы помог ему войти в воду. Он видел движение воды, но никогда не мог добраться дальше, чем до края купальни. Другие, более сильные входили раньше него. Бедный, беспомощный больной не был в состоянии соперничать с напирающей, эгоистичной толпой. Его неустанные усилия достигнуть цели, его страх и постоянное разочарование быстро подрывали остатки его сил.

Больной человек, лежа на своей подстилке, временами поднимал голову, чтобы посмотреть на воду; вдруг ласковое, сочувствующее лицо наклонилось над ним, и внимание его привлекли слова: „Хочешь ли быть здоров»? В его сердце пробудилась надежда. Он почувствовал, что кто-то хочет оказать ему помощь. Но искра радости быстро погасла, когда он вспомнил, как часто он уже пытался добраться до воды, и как мало у него надежды дожить до следующего движения воды. Он утомленно отвернулся и сказал: „Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Иисус повелел ему: „Встань, возьми постель твою и ходи». Иоан. 5, 6-8. Больной человек с новой надеждой взглянул на Иисуса. По выражению лица и по голосу Он был так непохож на других людей. Любовь и сила как бы исходили от всего Его существа. Калека с верой ухватился за слова Христа. Не спрашивая ни о чем, он приложил все старания, чтобы послушаться; и когда он сделал это, все его тело повиновалось.

Каждый нерв и каждый мускул вздрогнул от притока новой жизни; искалеченные конечности получили способность нормально двигаться. Вскочив на ноги, он пошел своим путем уверенным, твердым шагом, славя Бога и радуясь притоку новых сил.

Иисус не дал расслабленному человеку никаких уверений в Божественной помощи. Человек мог бы сказать: „Господи! если Ты исцелишь меня, я буду послушен слову Твоему». Он мог бы начать сомневаться и таким образом потерять единственный случай исцелиться. Но он поверил слову Христа, поверил, что исцелился; он тотчас же сделал усилие, и Бог дал ему силу; он захотел ходить — и начал ходить. Действуя по слову Христа, он получил исцеление.

Верь слову Спасителя

Грех лишил нас жизни Божией. Наши души парализованы. Сами по себе мы так же неспособны жить святой жизнью, как расслабленный человек был неспособен ходить. Многие сознают свою беспомощность; они желают иметь ту духовную жизнь, которая может привести их снова в согласие с Богом, и стараются получить ее. Но их усилия напрасны. В отчаянии они взывают: „Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти»? Рим. 7, 24. Эти подавленные, борющиеся души должны поднять взоры вверх. Спаситель, наклонившись над искупленными Его кровью, с невыразимым участием и состраданием говорит: „Хочешь ли быть здоров»? Он повелевает вам встать здоровыми и примиренными. Не ждите, пока почувствуете, что вы здоровы. Верьте словам Спасителя. Проявите силу воли и действуйте в согласии со Христом. Имейте желание служить Ему; действуя по Его слову, вы получите силу. В чем бы ни заключались греховные привычки и излюбленные пороки, которым вы подчинялись долгие годы и которые связывают душу и тело, — Христос в состоянии избавить вас и желает сделать это. Он даст новую жизнь душе, мертвой „по преступлениям и грехам». Ефес. 2, 1. Он освободит пленников, связанных слабостями, неудачами и оковами греха.

Женщина, взятая в прелюбодеянии

Праздник кущей как раз закончился. Заговор священников и раввинов против Иисуса не удался, и с наступлением вечера „разошлись все по домам. Иисус же пошел на гору Елеонскую». Иоан. 7, 53; 8, 1.

Иисус ушел от шума и суеты городской жизни, ушел от нетерпеливой толпы и коварных раввинов и направился в уединенные оливковые рощи, где мог быть наедине с Богом. Рано утром он вернулся в храм; вокруг Него собрался народ, и Он сел и начал учить.

Но скоро Он был прерван. Пред Ним предстала группа фарисеев и книжников; они привели с собой охваченную ужасом женщину и суровыми, резкими словами обвиняли ее в нарушении седьмой заповеди. Толкнув ее к ногам Иисуса, они сказали с лицемерным уважением: „Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь»? Иоан. 8, 4. 5.

Под этим мнимым уважением скрывался хорошо обдуманный заговор погубить Его. Если Иисус оправдает женщину, Его можно обвинить в неуважении к закону Моисея. Если Он объявит ее достойной смерти, Его можно обвинить перед римлянами, что Он присваивает себе авторитет, который принадлежит только им.

Иисус посмотрел кругом; здесь стояла дрожащая жертва, охваченная стыдом, — и жестокие церковные сановники, которые не имели даже человеческого чувства жалости. Его безупречно чистый дух содрогался при виде этого зрелища. Но Он не подал и виду, что слышит вопрос, наклонился, устремив взоры на землю, и стал писать на песке.

Он медлил с ответом и, казалось, не обращал ни на кого внимания; тогда охваченные нетерпением обвинители подошли ближе, настоятельно стараясь привлечь Его внимание к их делу. Следуя взорами за Его движениями, они взглянули на землю у Его ног — и голоса их умолкли. Здесь перед ними были перечислены тайные преступления их собственной жизни.

Выпрямившись, Иисус устремил взор на сговорившихся старейшин и сказал: „Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», ст. 7. И нагнувшись снова, Он продолжал писать.

Он не устранил закона Моисеева; Он также не подорвал авторитета Рима. Обвинители потерпели поражение. Их одежды мнимой святости были сняты с них, и теперь они стояли виновные и осужденные в присутствии бесконечно Непорочного. Они боялись, что скрытые беззакония их жизни откроются перед толпой; опустив головы и потупив взоры, они незаметно ушли и оставили свою жертву наедине с полным сострадания Спасителем.

Иисус выпрямился, посмотрел на женщину и спросил: „Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», ст. 10. 11.

Женщина стояла перед Иисусом, дрожа от страха. Его слова: „Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» — звучали для нее, как смертный приговор. Она не смела поднять глаза и взглянуть Спасителю в лицо и молча ожидала смерти. С удивлением она увидела, что обвинители удалились безмолвные и смущенные. Затем до ее слуха дошли слова надежды: „И Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши». Сердце ее было тронуто; она бросилась к ногам Иисуса, зарыдала от благодарности и любви и с горькими слезами исповедала свои грехи.

Начало новой жизни

Это было для нее началом новой жизни, полной чистоты и мира, — жизни, посвященной Богу. Подняв эту павшую душу, Иисус совершил большее чудо, чем при исцелении самых ужасных физических болезней; Он исцелил духовную болезнь, которая ведет к вечной смерти. Эта раскаявшаяся женщина стала одной из Его самых верных последовательниц. С самоотверженной любовью и преданностью она выражала свою благодарность за Его милость и прощение. Для этой заблудшей женщины мир имел только презрение и порицание; но Безгрешный сжалился над ее слабостью и протянул ей руку помощи. Лицемерные фарисеи осудили ее, но Иисус только предостерег: „Иди, и впредь не греши».

Иисус знает обстоятельства каждого человека. Чем тяжелее вина грешника, тем больше он нуждается в Спасителе. Его сердце, переполненное Божественной любовью и пониманием, более всего сочувствует тем, которые наиболее безнадежно запутались в сети врага. Он собственной кровью подписал документ об освобождении человечества.

Иисус не желает, чтобы души, купленные такой дорогой ценой, становились жертвами искушений врага. Он не желает, чтобы вы были побеждены и погибли. Он закрыл пасть львам во рву львином; Он ходил со Своими верными свидетелями в раскаленной огнем печи; Он также готов помочь нам победить все грехи нашей природы. Сегодня Он стоит перед престолом благодати и возносит к Богу молитвы тех, которые желают получить от Него помощь. Он не отвергнет ни одной сокрушенной кающейся души. Он готов простить всех приходящих к Нему за прощением и обновлением. Он никому не напоминает всего, что Ему известно, но повелевает каждой трепещущей душе ободриться. Каждый желающий может воспользоваться силой Божьей и заключить с Ним мир, — и Он даст ему мир.

Душу, ищущую у Иисуса защиты, Он поднимет выше обвинений и споров. Ни человек, ни духи зла не могут обвинить этих людей. Христос делает их причастниками Своего Богочеловеческого естества. Во свете, исходящем от престола Божия, они стоят рядом с Тем, Кто понес на Себе все грехи.

Изгнание беса

В синагоге в Капернауме Иисус говорил о Своем задании освободить пленников греха. Его речь была прервана криком ужаса. Безумный человек выбежал из толпы и кричал: „Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».

Иисус запретил бесу, „сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему». Мар. 1, 24. 25; Лук. 4, 34. 35.

Причина страданий этого человека также скрывалась в его собственной жизни. Он был прельщен прелестями греха и хотел сделать свою жизнь сплошным праздником. Невоздержанность и распущенность извратили все благородные черты его характера, и сатана совершенно овладел им. Сожаление о соделанном пришло слишком поздно. Когда он был готов пожертвовать богатством и удовольствиями, чтобы восстановить свое человеческое достоинство, он оказался бессильным и полностью во власти врага.

В присутствии Спасителя в нем пробудилось желание освободиться; но бес сопротивлялся силе Христа. Когда человек пытался просить Иисуса о помощи, злой дух заговорил его устами, и он кричал в мучениях и в страхе. Бесноватый отчасти сознавал, что находится в присутствии Того, Кто может освободит его; но когда он старался подойти ближе и ухватиться за мощную руку, воля другого удерживала его; слова другого срывались с его уст.

Борьба между силой сатаны и его собственным желанием освободиться была ужасна. Казалось, что измученный человек лишится жизни в борьбе с врагом, который разрушил в нем достоинство человека. Но Спаситель заговорил с авторитетом и освободил пленника. Теперь одержимый человек стоял перед удивленным народом, свободный и вполне владея собой.

Радостными возгласами он прославлял Бога за освобождение. Глаза, в которых только недавно горел огонь безумия, теперь сияли разумом; из них струились слезы благодарности. Народ в изумлении молчал. Но как только люди снова были способны говорить, они громко спрашивали друг друга: „Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему». Мар. 1, 27.

Сила над бесами в наши дни

И в наши дни множество людей находится под властью злых духов, подобно бесноватому в Капернауме. Все, сознательно отступающие от заповедей Божьих, ставят себя в зависимость от сатаны. Многие люди заигрывают с грехом, думая, что могут порвать узы в любое время; но они увлекаются все дальше и дальше, пока не оказываются во власти другого, который сильнее их. Они не могут уйти от этой таинственной силы. Тайные грехи и излюбленные пороки делают их пленниками и такими же беспомощными, как бесноватый в Капернауме.

И все же такое положение не безнадежно. Бог не овладевает нашим умом без нашего согласия; каждый человек имеет свободу выбрать, какой силе он позволит управлять собой. Никто не пал слишком низко, никто не опустился настолько, чтобы не найти освобождения через Христа. Бесноватый вместо молитвы мог высказать только слова, внушенные ему сатаной; но невысказанная мольба сердца его была услышана. Ни один зов души, находящейся в нужде, хотя бы и не высказанный словами, не останется без внимания. Желающие вступить в завет с Богом не будут оставлены во власти сатаны или во власти слабостей собственной природы.

Впредь последователи Христа должны смотреть на сатану, как на побежденного врага. На кресте Христос одержал за них победу; Он желает, чтобы они приняли эту победу, как свою собственную.

Радуга обетования, окружающая небесный престол, является постоянным свидетельством, что „так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан. 3, 16. Она свидетельствует пред всей вселенной, что Бог никогда не покинет Своих детей в их борьбе со злом. Пока престол Божий будет стоять, радуга дает уверенность в Его силе и защите.