Можно ли знать Бога?

Подобно Спасителю мы находимся в мире, чтобы совершать служение Божие. Мы находимся здесь, чтобы уподобиться Богу по характеру и чтобы своей жизнью и своим служением открыть миру Бога. Чтобы сотрудничать с Богом, чтобы быть подобными Ему и открывать миру Его характер, мы должны иметь о Нем правильное представление. Мы должны знать Его таким, как Он Сам открывается.

Познание о Боге лежит в основе правильного воспитания и образования и всего истинного служения. В этом единственная верная защита от искушения. Только это может сделать нас подобными Богу по характеру.

В этом познании нуждаются все, старающиеся поднять своих ближних на более высокий духовный уровень. Изменение характера, чистота жизни, продуктивность в служении, преданность правильным принципам — все это зависит от правильного познания о Боге. Это познание является необходимой подготовкой как для этой жизни, так и для будущей.

„Познание Святого — разум». Прит. 9, 10.

Через познание Его „даровано нам все потребное для жизни и благочестия» 2 Пет. 1, 3.

„Сия же есть жизнь вечная, — говорит Иисус, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Иоан. 17, 3. См. также Иер. 9, 23. 24.

Мы должны изучить откровение, которое Бог дал о Самом Себе.

„Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; через это придет к тебе добро». Иов. 22, 21.

„Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны». Рим. 1, 20.

Окружающая природа в настоящее время дает нам только слабое представление о славе Едемского сада. Грех испортил красоту земли; во всем можно видеть следы и действие греха. Но все же еще осталось много красивого. Природа свидетельствует, что Некто, имеющий бесконечно великую силу, благость, милосердие и любовь, сотворил землю и наполнил ее жизнью и довольством. Даже в своем изуродованном состоянии все в мире открывает нам дела великого Художника. Куда бы мы ни взглянули, везде мы можем слышать голос Божий и видеть доказательства Его доброты.

От торжественных раскатов грома и несмолкающего шума океана до веселых песен, которые оглашают леса, — все в природе на тысячу различных голосов поет Ему хвалу. Мы видим Его славу на земле, на море и на небе в изумительном сочетании красок и теней — то в резко отличающемся великолепии оттенков, то в их гармоническом сочетании. Предвечные горы свидетельствуют о Его силе. Деревья, колышущиеся зеленой листвой в сиянии солнца, и нежная красота цветов — направляют наши взоры к Творцу. Живой зеленый ковер, покрывающий темную поверхность земли, говорит о Его заботах о самом скромном из Его творений. Пучины моря и глубины земли открывают Его сокровища. Тот, Кто поместил жемчужины на дне океана и аметист и хризолит — среди скал, любит красоту. Солнце, поднимающееся на своде небесном, является представителем Того, Кто дает жизнь и свет всему сотворенному Им. Вся слава и прелесть, украшающая и освещающая небо, говорит нам о Боге.

„Покрыло небеса величие Его». Ав. 3, 3.

„Земля полна произведений Твоих». Пс. 103, 24.

„День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Пс. 18, 3-5.

Все в мире говорит о Его нежных отцовских заботах и о Его желании сделать Его детей счастливыми.

Могущественная сила, которая действует во всей природе и содержит все, не является, как некоторые ученые утверждают, просто всеобъемлющим принципом или вызывающей действие энергией. Хотя Бог — Дух, все же Он — Личность, ибо Он открывается нам, как таковой.

„А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. . . Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес». „Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего». „Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростер небеса». Иер. 10, 10. 11. 16. 12.

Творческие дела Божий в природе не являются Самим Богом в природе. Все творение является выражением характера Божия и Его силы; но мы не должны считать природу Богом. Благодаря художественным способностям люди создают очень красивые произведения искусства, на которых мы с восхищением останавливаем взоры; эти произведения говорят нам кое-что о мыслях создавшего их; но произведения не являются мастером, создавшим их. Не произведения заслуживают уважение, а тот, кто создал их. Хотя природа и выражает мысли Божий, все же не природа, а Бог, создавший природу, должен быть прославлен.

„Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские и изливает их по лицу земли; Господь — имя Ему». Амос. 9, 6.

Сотворение мира невозможно объяснить научным путем. Но может ли наука объяснить тайну жизни?

„Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Евр. 11, 3.

„Я образую свет и творю тьму. . . Я, Господь, делаю все это». „Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я». „Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, — и они предстанут вместе». Ис.45, 7. 12; 48, 13.

При сотворении земли Бог не находился в зависимости от существовавшей раньше материи. „Ибо Он сказал, —- и сделалось; Он повелел, — и явилось». Пс. 32, 9. Все творение, материальное или духовное, появилось пред Господом Богом по звуку Его голоса и было сотворено с определенной Им Самим целью.

Человек сотворен по образу Божьему

При сотворении человека проявилось действие личного Бога. Когда Бог сотворил человека по образу Своему, это было совершенное во всех отношениях, но безжизненное тело. Затем личный Бог, имеющий жизнь в Самом Себе, вдохнул в это тело дыхание жизни, и человек стал живым, разумным существом. Все части человеческого организма пришли в действие. Сердце, артерии и вены, язык, руки и ноги, чувства и способности ума — все начало действовать согласно установленным законам. Человек стал душою живою. Через Христа — Слово — личный Бог сотворил человека и наделил его разумом и силой.

От Него не скрыт был состав наш, когда мы были созидаемы втайне, очи Его видели наш состав до рождения, в книгу Его записаны дни наши, когда ни одного из них еще не было.

В отличие от всего более низкого творения, Бог сотворил человека, как венец творения, чтобы он мог выражать Его мысли и свидетельствовать о Его славе. Но человек не должен превозносить себя как бога.

Бог постоянно поддерживает и использует для Своего служения все, что Он создал. Он действует через законы природы, используя их, как Свои орудия. Они не действуют сами по себе. Природа своими действиями свидетельствует о наличии разума и действующей силы Верховного Существа, Которое распоряжается всем по Своей воле.

„Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». „Ибо Он повелел, — и сотворились. Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет». Пс. 134, 6; 148, 5. 6.

Земля из года в год дает свое изобилие во всем и продолжает вращаться вокруг солнца не благодаря собственной, присущей ей силе. Нет; рука Предвечного постоянно действует и направляет нашу планету. Непрестанно проявляемая сила Божия поддерживает положение и вращение земли. Солнце восходит на небе по действию Божьему. Он отверзает небеса и дает дождь.

„Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел». Пс. 147, 5.

„По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих». Иер. 10, 13.

Его сила заставляет растительность развиваться, вызывая рост каждого листа, цветение каждого цветка, развитие каждого плода.

Мы Им живем и движемся

Устройство человеческого организма не может быть полностью понято; в нем скрыты тайны, которые ставят в тупик самых мудрых людей. Пульс бьется и вздох следует за вздохом, но это не действие механизма, который, будучи однажды приведен в движение, продолжает действовать. В Боге мы живем и движемся и существуем. Биение сердца, удары пульса, каждый нерв и мускул в живом организме сохраняются в порядке и в действии благодаря силе вездесущего Бога.

В Библии нам показан Бог во святом и высоко превознесенном месте не в состоянии бездействия, не в тишине и одиночестве, но окруженный тьмами тем и тысячами тысяч святых существ, готовых выполнять Его волю. Через этих вестников Он находится в живой связи с каждой частью Своих владений. Благодаря Духу Святому Он присутствует везде. Посредством Своего Духа и Своих Ангелов Он служит сынам человеческим.

Он восседает на престоле высоко над смятением мира сего; все открыто для Его священного наблюдения; и из Своей великой и спокойной вечности Он дает повеления, которые Его провидение считает наилучшим.

„Не в воле человека путь его … не во власти идущего давать направление стопам своим». Иер. 10,23.

„Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их». „Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих спокойны». „Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Пс. 32, 18. 19; 35, 8; 145, 5.

„Милости Твоей, Господи, полна земла». Ты любишь „правду и суд». Ты „упование всех концов земли и находящихся в море далеко, поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей . . . и мятеж народов». Пс. 118, 64; 32, 5; 64, 6-8.

„Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». Пс. 144, 14-16.

Бог как личность

Бог, как Личность, открылся через Своего Сына. „Будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), Иисус пришел в мир, как личный Спаситель. Он вознесся на небо, как личный Спаситель; Он, как личный Спаситель, ходатайствует за нас на небесах. Перед престолом Божьим мы имеем Ходатая, „подобного Сыну Человеческому». Откр. 1, 13.

Христос, Свет мира, скрыл Свою ослепительную славу Божества и в образе Человека жил среди людей, чтобы они могли познакомиться со своим Творцом и не быть уничтоженными Его славой. С того времени как грех удалил человека от Творца, никто не видел Бога; Он открывается только через, Христа.

„Я и Отец одно», — сказал Христос. Иоан. 10, 30.

„Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Мат. И, 27.

Христос пришел, чтобы научить людей всему, что Бог желает, чтобы они знали. На небе вверху, на земле и на безграничных водах океана мы видим Божий дела творения. Все сотворенное свидетельствует о Его силе, Его мудрости и Его любви. Но от звезд, океана или водопадов мы не можем узнать о личности Божьей того, что было открыто через Христа.

Бог видел, что требуется более ясное откровение Его личности и Его характера, чем данное через природу. Он послал Сына Своего в мир, чтобы показать, насколько человеческий взор мог выдержать, естество и качества невидимого Бога.

Рассмотрим слова, которые Христос сказал в верхней горнице в ночь перед распятием. Для Него приближался час серьезного испытания; Он старался утешить учеников, которым также предстояло суровое испытание и искушение.

„Да не смущается сердце ваше, — сказал Он: — веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам»…

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: .покажи нам Отца’? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Иоан. 14, 1-10.

Ученики еще не понимали слов Христа относительно Его взаимоотношений с Отцом. Многое из Его учения все еще было скрыто от них. Христос желал, чтобы они имели более ясное, более определенное познание о Боге.

„Доселе Я говорил вам притчами, — говорит Он, — но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Иоан. 16, 25.

Наши ограниченные знания

В день Пятидесятницы, когда Дух Святой был излит на учеников, они лучше поняли истины, о которых Христос говорил притчами. Многое в Его учении, что было для них тайной, стало понятным. Но и тогда ученики не получили полностью обещанного Христом. Они получили все познания о Боге, которые только могли вместить; но то, что Христос обещал открыть им прямо об Отце, еще не вполне исполнилось. Так обстоит дело и в наши дни. Наши познания о Боге частичны и несовершенны. Когда борьба на земле закончится, и Человек Иисус Христос признает перед Отцом Своих верных тружеников, которые верно свидетельствовали о Нем в этом мире греха, — тогда они ясно поймут то, что теперь является для них тайной.

Христос восшел на небеса в прославленном человеческом естестве. Принимающим Его Он дает силу быть сынами Божьими, так чтобы Бог в конце концов мог принять их, как Своих, и чтобы они пребывали с Ним в продолжение всей вечности. Если они в течение этой жизни верны Богу, они, наконец, „узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Откр. 22, 4. Что может быть лучше небесного счастья — увидеть Бога? Что может быть более радостно для грешников, спасенных благодатью Христа, чем видеть лицо Божье и знать Его, как своего Отца?

В Писании ясно говорится о взаимоотношении между Богом и Христом, и так же ясно показаны личные особенности каждого из Них.

„Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне . . . Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столь превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: ,Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: ,Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном «. Евр. 1, 1-5.

Личность Отца и Сына, а также единство между Ними представлены в семнадцатой главе Евангелия Иоанна, в молитве Христа об учениках.

„Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Иоан. 17, 20. 21.

Единство между Христом и Его учениками не устраняет личных особенностей каждого. Они едины в целях, в мыслях и в характере, но не в лице. Таким же образом Бог и Христос едины.

Христос принял человеческое естество, чтобы стать единым с человечеством и в то же время открыть грешным людям Отца нашего Небесного. Только Тот, Кто был от начала с Отцом, Кто был ясно выраженной копией невидимого Бога, мог открыть человечеству характер Божества. Он во всем уподобился братьям Своим. Он стал плотью, стал подобным нам. Он терпел голод, жажду и усталость. Пища поддерживала Ему жизнь, сон укреплял Его. Он во всем разделял участь человека, но все же был непорочным Сыном Божьим. Он был странником и пришельцем на земле; был в мире, но не от мира сего; был искушен и испытан подобно тому, как люди в настоящее время испытываются и искушаются, но прожил без греха. Заботливый, сострадательный, отзывчивый, постоянно внимательный к другим, Он представил миру характер Божий и всегда был занят служением Богу и человеку.

Он говорит: „Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, пропо-ведывать пленным освобождение», „слепым прозрение», „проповедывать лето Господне благоприятное и . . . утешить всех сетующих». Ис. 61, 1. 2. Лук. 4, 18.

Он повелевает нам: „Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного». „Ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Мат. 5, 44. 45. Лук. 6, 35. „Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Мат. 5, 45. „Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Лук. 6, 36.

Крест — центр любви

Центральным пунктом откровения любви Божьей к человеку является крест. Невозможно выразить словами или описать пером его полное значение; ум человека не может постигнуть этого. Глядя на Голгофский крест, мы только можем сказать: „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан. 3, 16.

Христос, распятый за нас, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо, — в этом сущность нашего спасения; этому мы должны учиться и учить других.

Каждое благословение, которое мы получаем, дается нам через дар Христа. Через этот дар на нас изо дня в день изливается неизменная благость Господня. Каждый цветок с его нежной окраской и ароматом дан нам на радость через этот единый дар. Солнце и луна были созданы Им. Среди Звезд, украшающих небосвод, нет ни одной, которая не была бы сотворена Им. Каждая падающая на землю капля дождя, каждый луч света, изливающийся на неблагодарный мир, свидетельствует о любви Божьей, открытой во Христе. Все дается нам через этот неизреченный Дар — через Единородного Сына Божия. Он был пригвожден ко кресту, чтобы все эти блага могли изливаться на творение Божие.

„Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». 1 Иоан. 3, 1.

„Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него». Ис. 64, 4.

Познание о Боге, открытое во Христе, является тем знанием, которое все спасенные должны иметь. Это познание вызывает изменение характера. Это познание, полученное человеком, возродит душу по образу Божьему. Оно даст всему существу духовную, Божественную силу.

Это то познание, которое Бог предлагает нам; в сравнении с ним все другое — только суета и пустота.