2. Пробуждения: истинные и ложные.

Сила Слова

Везде, где Слово Божье проповедовалось добросовестно, оно приносило плоды, свидетельствовавшие о его Божественном происхождении. Дух Божий сопровождал работу слуг Господних, и слово их было со властью. Грешники пробуждались. «Свет … который просвещает всякого человека, приходящего в мир», озарял самые сокровенные уголки души, и «все тайное становилось явным». Глубокое раскаяние овладевало их умом и сердцем. Они были убеждены во грехе, праведности и грядущем суде. У них появилось сознание праведности Иеговы, и они ужасались от одной только мысли, что предстанут в своей виновности и нечистоте перед Испытывающим сердца. И в душевных муках они вопрошали: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» По мере того как перед ними открывалось все величие Голгофы с безграничной Жертвой, принесенной за грехи людей, они начинали понимать: ничто, кроме заслуг Христа, не может изгладить их беззакония и примирить их с Богом. С верой и смирением они приняли Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира, и через Кровь Иисуса «получили оставление грехов».

Новый образ жизни

Эти души сотворили «достойный плод покаяния». Они уверовали, были крещены и вышли из воды для новой жизни уже как новое творение во Христе Иисусе, чтобы никогда больше не поступать по «прежним похотям», но с верой в Сына Божьего идти по Его стопам, отражая Его характер и стремясь достичь такой же Божественной чистоты. Теперь они возлюбили то, что прежде ненавидели, и возненавидели то, что раньше любили. Строптивые и самоуверенные превратились в кротких и смиренных сердцем; тщеславные и надменные — в серьезных и скромных; безнравственные — в благочестивых; пьяницы — в трезвенников, развратники — в целомудренных людей. Вся земная суета была оставлена. Для познавших Бога главным становилось «не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде» — для них образцом был «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3,4).

Наступившее пробуждение заставляло людей исследовать свое сердце и смиряться. Самые торжественные и серьезные призывы были обращены к грешникам, к тем, за кого Христос пролил Свою кровь. Мужчины и женщины возносили молитвы и боролись с Богом за спасение душ. Результаты этого пробуждения были видны в душах, готовых к самопожертвованию, считавших за счастье переносить поношения и испытания во имя Христа. Все видели разительные перемены, которые произошли в жизни тех, кто исповедовал Иисуса. Эти люди оказывали на общество благотворное влияние.

Это был результат действия Духа Божьего. Только происходящие в жизни перемены свидетельствуют о подлинном раскаянии. Если грешник возвращает залог, отдает похищенное, исповедует свои грехи и начинает любить Бога и ближних, тогда он может быть уверен в том, что примирился с Богом. Таковы были последствия религиозного пробуждения прежних лет. Судя по их благословенным плодам, они были предназначены Господом для спасения людей и возвышения всего человеческого рода.

Как распознать ложное пробуждение?

Но многие подобные движения пробуждения наших дней резко отличаются от тех проявлений Божественной благодати, которые в прошлом сопровождали труды рабов Божьих. Верно, что пробуждается всеобщий интерес, многие обращаются, и церкви пополняются, и тем не менее нельзя утверждать, что происходит возрастание истинно духовной жизни. Свет ярко вспыхивает на какое-то время, а потом гаснет, и тьма становится еще непрогляднее.

Слишком часто религиозное пробуждение достигается путем обращения к воображению и эмоциям, использования присущей людям тяги ко всему новому и загадочному. Люди, обращенные благодаря подобным манипуляциям, мало расположены к тому, чтобы слушать библейскую истину, у них нет интереса к свидетельствам пророков и апостолов. И если в богослужении не содержится ничего сенсационного, оно не привлекает их. И весть, взывающая к здравому рассудку, не зату-маненному страстями, не находит у них отклика. Ясными предостережениями Слова Божьего, прямо касающимися их вечных интересов, они пренебрегают.

Для каждой истинно обратившейся души отношения с Богом и вечностью составляют главное в этой жизни. Но где в популярных церквах наших дней есть дух посвящения Богу? Обращенные не отрекаются от своей гордыни и любви к миру. Даже после своего обращения они не стремятся отказаться от своего «я» взять крест и следовать за кротким и смиренным Иисусом. Религия сделалась предметом шуток для безбожников и скептиков, потому что жизнь многих, носящих имя христианина, очень далека от христианских принципов. Сила благочестия почти изгнана из многих церквей. Увеселительные прогулки, церковные ярмарки и представления, игры, роскошные дома, собственные выставки — все это подавляет размышления о Боге. Люди настолько поглощены мирскими заботами, своими землями и имуществом, что вечные ценности кажутся ничтожными, мелкими и ненужными.

Невзирая на всеобщий упадок веры и набожности, все же есть в этих церквах истинные последователи Христа. Перед тем, как последние суды Божьи посетят нашу землю, среди народа Божьего произойдет такое возрождение благочестия и святости, какого еще не бывало со времен апостолов.

На детей Божьих будет излит Его Дух и сила. Тогда многие оставят церкви, в которых любовь к миру вытеснила любовь к Богу и Его Слову. Многие служители и простой народ с радостью примут те великие истины, которые по воле Божьей возвещаются в наше время, чтобы приготовить людей ко Второму пришествию Господа. Но враг человеческой душ» Всеми силами старается помешать такой работе; он попытается не допустить возникновения этого движения, подменяя его своей фальшивкой. В тех Церквах, которые ему удастся обольстить, он создаст впечатление, будто уже излились особенные благословения Божьи; и будет казаться, что происходит великое религиозное пробуждение. Множество людей будет радоваться чудесному воз-действию на них Бога, в то время как это будет совершать совсем другой дух. Прикрываясь маской религиозности, сатана попытается распространить свое влияние на весь христианский мир.

Обмана можно избежать

Во многих религиозных движениях, происходивших за последние полвека, в большей или меньшей степени видно действие той самой силы, которая проявит себя в более широких движениях будущего. Мы видим, что люди испытывают эмоциональный подъем, истина смешивается с ложью, что многих вводит в заблуждение. Но обмана можно избежать. В свете Слова Божьего не так уж трудно определить природу этих движений. Мы можем с уверенностью сказать, что нет благословения Божьего там, где люди пренебрегают свидетельством Библии, отворачиваются от тех ясных и испытывающих душу истин, которые требуют самоотречения и отказа от мирских удовольствий. Если применить правило, данное Самим Христом: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), становится ясно, что эти движения — не от Духа Божьего.

В истинах Своего Слова Бог открыл Себя людям, и для всех, принимающих эти истины, они являются щитом против обольщений сатаны. Только пренебрежение этими истинами открыло дверь для пороков, которые сегодня широко распространены в религиозном мире. Сущность и значение Закона Божьего в большой степени потеряны из виду. Неправильное представление о природе, незыблемости и требованиях Божественного закона привело к ошибочному восприятию обращения и освящения, а это повлекло за собой упадок благочестия в Церкви. Этим и объясняется отсутствие Духа и силы Божьей в современных движениях за возрождение.

Может ли быть изменен Закон Божий?

Многие религиозные наставники утверждают, что Христос Своей смертью отменил Закон, и, следовательно, люди свободны от его требований. Находятся и такие, кто уверяет, что Закон — это тяжелое бремя, и противопоставляет рабству Закона свободу, даруемую Евангелием.

Но пророки и апостолы иначе относились к святому Божьему Закону. Давид говорит: «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118:45).Апостол Иаков уже после смерти Христа называл десятисловие «Законом Царским» и «законом свободы» (Иак. 2:8; 1 :25). И Иоанн, спустя пятьдесят лет после распятия Иисуса, говорил о благословениях, которые будут ниспосланы тем, кто станет соблю-дать «заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Oткр. 22:14).

Утверждение, что Христос Своей смертью отменил Закон Своего Oтца, лишено всякого основания. Если было бы возможно изменить Закон или же упразднить его, тогда незачем было бы Христу умирать, чтобы спасти человека от наказания за грех.

Как примириться с Богом?

Обращение и освящение действуют таким образом, что люди примиряются с Богом и начинают жить согласно принципам Его Закона. Вначале человек был сотворен по образу Божьему. Он был в совершенной гармонии с природой и Законом Божьим; принципы праведности были запечатлены в его сердце. Но грех разлучил его с Творцом. И человек перестал отражать в себе Божественный образ. Его сердце объявило войну принципам Закона Божьего. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Но «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного», чтобы примирить человека с Богом. Через заслуги Христа человек получил возможность восстановить гармонию со своим Творцом. Его сердце должно быть обновлено Божественной благодатью; он должен принять новую, исходящую свыше жизнь. Эта перемена и есть второе рождение, без которого, говорит Иисус, «человек не может увидеть Царствия Божия».

Первый шаг к примирению с Богом — это осознание греха. «Грех есть беззаконие». И «законом познаётся грех» (1 Ин. 3:4; Рим 3:20). Для того чтобы увидеть свою вину, грешник должен испытать себя величайшим мерилом Божьей праведности. Это зеркало, которое открывает совершенство праведного характера и позволяет человеку увидеть собственные недостатки.

Закон только открывает человеку его грехи, но не избавляет от них. Тому, кто будет исполнять его, обещана жизнь, а удел нарушившего его — смерть. Только Евангелие Христа может освободить человека от проклятия и скверн греха. Человек должен раскаяться перед Богом, Закон Которого он нарушил, и верить во Христа и Его примиряющую жертву. Таким путем он получает «оставление грехов» и становится причастником Божественного естества.

Освобождается ли он теперь от требований Закона Божьего? Павел говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» И Иоанн заявляет: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (Рим. 3:31; 6:2; 1 Ин. 5:3). При новом рождении сердце примиряется с Богом, а также с Его Законом. Когда в грешнике происходит такая огромная перемена, тогда он переходит от смерти в жизнь, от греха – к святости, от беззакония и возмущения – к повиновению и верности.

Kто совершает освящение?

Ложные теории освящения, являющиеся результатом пренебрежения или отвержения Божественного закона, также занимают видное место в религиозных движениях наших дней. Эти теории неверны в доктринальном отношении и опасны по своим практическим последствиям; тот факт, что они встречают такой горячий прием у людей, еще раз подчеркивает настоятельную необходимость разъяснить учение Писания по этому вопросу.

Истинное освящение — это библейское учение. Апостол Павел в своем Послании к Фессалоникийцам писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше», и он молился, чтобы Бог мира освятил их «во всей полноте» (l Фес. 4:3; 5:23). В Библии четко объясняется, что такое освящение и как можно достичь его. Спаситель молился о Своих учениках: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). И апостол Павел учил, чтобы верующие были освящены Духом Святым (см. Рим. 15:16). В чем заключается работа Святого Духа? Иисус сказал Своим ученикам: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). И псалмопевец говорит: «Закон есть истина». Через Слово и Дух Бога людям открыты великие принципы праведности, воплощенные в Его Законе. И так как Закон Божий «свят, праведен и добр» и отражает Божественное совершенство, то и характер, сформированный на основе повиновения этому Закону, также будет святым. Христос есть совершенный Пример подобного характера. Он говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего». «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 15:10; 8:29). Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благо-дать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение.

Это может произойти только по вере в Христа, силой живущего в нас Духа Божьего. Павел наставляет верующих: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12, 13). Грех будет соблазнять христианина, но он будет постоянно воинствовать с ним. Вот здесь-то и требуется помощь Христа. Человеческая слабость объединяется с Божественной силой, и грешник верой восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).

В Писании ясно говорится о том, что работа освящения — это непрерывный, поступательный процесс. Когда, обратившись, грешник находит мир с Богом через искупительную Кровь, тогда христианская жизнь только начинается. Теперь он должен идти к совершенству, возрастать «в меру полного возраста Христа». Павел говорит: «За-бывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13, 14). И Петр ставит перед нами ступени, по которым достигается библейское освящение: «То вы, прилагая к сему все старание,покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь… Так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Петр. 1:5-10).

Нам нечем хвалиться

Те кто на личном опыте пережил библейское освящение, будут во всем проявлять дух смирения. Подобно Моисею, они увидели внушающее благоговение величие святости, осознали свои недостойные дела в сравнении с чистотой и непревзойденным совершенством Безграничного.

Пророк Даниил является примером истинного освящения. Его продолжительная жизнь была наполнена благородным служением своему Творцу. Он был мужем, возлюбленным Небом (см. Дан.10:11). Но, вместо того чтобы гордиться своей чистотой и святостью, этот почтенный пророк ставит себя на один уровень с грешным Израилем и умоляет Бога заступиться за свой народ: «Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие». «Согрешили мы, поступали нечестиво». Он прямо заявляет: «Я еще говорил, и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего». И когда позже Сын Божий пришел, чтобы дать ему наставления, Даниил говорит: «Вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Дан. 9:18, 15,20; 10:8).

Когда Иов услыхал голос Божий среди сильного ветра, он произнес: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). И когда Исаия увидел славу Божью и услышал, как херувимы восклицают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», он вскричал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис. 6:3, 5). После того, как Павел был вознесен до третьего неба и слышал такие слова, какие невозможно передать человеку, он говорил сам о себе как о «наименьшем из всех святых» (Еф. 3:8). Возлюбленный Иоанн, который не раз склонял свою голову на грудь Иисуса и видел славу Его, пал, как мертвый, к ногам Его (см. Orкр. 1:17).

Те, кто живет в тени Голгофского креста, никогда не могут питать чувства самодовольства и утверждать хвастливо, что они свободны от греха. Они сознают, что это их грех причинил такую муку Сыну Божьему и сокрушил Его сердце, и эта мысль приведет их к еще большему самоуничижению. Чем ближе человек ко Христу, тем яснее видит он всю слабость и греховность человечества и надеется только на заслуги распятого и воскресшего Спасителя.

Ложное освящение — «только верой»?

Освящение в том его понимании, которое получает все большее распространение в современном религиозном мире, проникнуто духом само возвышения и пренебрежения к Закону Божьему как чуждому библейской религии. Защитники такой теории учат, что освящение — это единовременный акт, когда исключительно при помощи веры человек достигает совершенной святости. «Только верьте, — говорят они, — и получите благословение». По их мнению, от получателя благословений в дальнейшем не требуется каких-либо усилий. В то же самое время они отрицают авторитет Закона Божьего, утверждая, что свободны от необходимости соблюдать заповеди. Но возможно ли человеку достичь святости, угодной Господу и соответствующей его характеру, если он пренебрегает теми принципами, которые выражают Его природу и волю и показывают, что благоугодно Ему?

Из желания исповедовать легкую, удобную религию, которая не требует борьбы, самоотречения и отказа от мирских ценностей, и родилось учение о том, что достаточно веры, одной только веры. Это учение очень популярно, но что говорит Слово Божье? Апостол Иаков замечает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2: 14-24).

Слово Божье свидетельствует против такого ложного учения о вере без дел. Вера, которая претендует на благосклонность Неба и в то же время не подчиняется условиям, на которых может быть дарована милость,- это вовсе не вера, а дерзкая самонадеянность; ибо подлинная вера основывается на обетованиях Священного Писания.

Пусть никто не обольщается — невозможно достичь святости, осознанно нарушая хотя бы одно из требований Божьих. Преднамеренный грех заглушает обличающий голос Святого Духа и разлучает душу с Богом «Грех есть беззаконие». А «всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин. 3:6). Хотя Иоанн в своих посланиях и пишет так много о любви, однако он, не колеблясь, разоблачает истинный характер тех, кто, претендуя на освящение, в то же время нарушает Закон Божий. «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (l Ин. 2:4, 5). И здесь испытывается вера каждого. Нельзя судить о святости человека до тех пор, пока она не испытана единственным мерилом святости как на небе, так и на земле.

Человек, утверждающий, что он без греха, тем самым показывает, что он далек от святости. Только те, кто не имеет истинного представления о безграничной чистоте и святости Бога и о том, какими должны быть люди, живущие в согласии с Господом, могут считать себя святыми, потому что у них нет правильного понятия о чистоте и возвышенной любви Иисуса, о коварстве и порочности греха. Чем больше расстояние между человеком и Христом, чем несовершеннее его понятия о сущности и требованиях Господа, тем праведнее он кажется самому себе.

Освящение — это полное посвящение

Освящение, о котором говорит Священное Писание, касается всего человеческого существа: духа, души и тела. Павел умолял фессалоникийцев, чтобы их «дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). И еще он обращается к верующим: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). В древнем Израиле каждая жертва, предназначенная Богу, тщательно осматривалась. Какой-либо недостаток, обнаруженный у животного, делал его непригодным для жертвоприношения, потому что Бог требовал жертвы «без порока» . Так и верующие должны представить свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Для этого человек должен поддерживать себя в наилучшем состоя-нии. Каждая привычка, которая ослабляет физические и умственные силы, делает человека неспособным для служения Творцу.

И разве Бог довольствуется ничтожным, если мы можем принести Ему самое лучшее? Христос сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Те, кто любит Бога всем сердцем, будут стремиться наилучшим образом послужить Ему своей жизнью и будут стараться привести все свое существо в соответствие с законами, которые по-могут им исполнять Его волю.

Изменённая жизнь

Весь мир обратился в погоню за удовольствиями и развлечениями. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» — вот какие силы господствуют над сознанием большинства людей. Но к последователям Христа обращено святое воззвание: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». В свете Божьего Слова мы имеем полное право заявить, что освящение не может быть истинным до тех пор, пока человек не откажется от греховных привычек и мирских удовольствий.

Тем, кто соглашается с предложенными условиями «выйти из среды их и отделиться … и не прикасаться к нечистому», дано обетование Божье: «Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18). Каждый христианин имеет преимущество и обязанность жить полной и содержательной духовной жизнью … Лучи Солнца Праведности освещают рабов Божьих, и они должны отражать Его лучи. Подобно тому как звезды подтверждают существование на небе великого света, который они отражают, так и христиане должны показать, что над всей Вселенной царит Бог, Который достоин прославления и подражания. Добродетели Его Духа, чистота и святость Его характера должны отразиться в Его свидетелях.

Нет больше осуждения

Хотя жизнь христианина отличается смирением, это не означает печали и заниженной самооценки. Преимущество каждого — жить так, чтобы Бог мог его одобрить и благословить. Наш Небесный Отец не желает, чтобы мы все время пребывали во мраке и угрызениях совести. Истинное смирение состоит не в том, чтобы ходить с опущенной головой и постоянно думать о своих грехах. Мы можем пойти к Иисусу и очиститься и стоять перед Законом без стыда и угрызений совести. «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

Через Иисуса падшие сыны Адама становятся «сынами Божиими». «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями» (Евр. 2:11). Жизнь христианина должна быть жизнью веры, победы и радости в Господе. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Как справедливо говорит Неемия, Божий слуга: «Радость пред Господом подкрепление для вас» (Неем. 8:10). Павел говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Флп. 4:4; 1 Фес. 5:16-18).

Таковы, согласно Библии, плоды обращения и освящения (Великая борьба, с. 461-478).