8. Советы и предостережения

Наше отношение к учреждениям Господа

В последние годы я много писала нашим братьям и сестрам в Америке, Европе и Австралии о том, как следует относиться к нашим церковным институтам. Посылаю вам некоторые из этих советов в качестве своевременной инструкции.

Цитирую из письма 1889 года:

«Люди, которые проводят нелегкую работу в наших институтах, должны находить подкрепление и поддержку в знании, что все члены церкви на местах молятся о процветании и успехе этих институтов. Если общины не чувствуют, что работа, совершаемая в наших институтах, — это самая важная работа, и что работники нуждаются в их сочувствии и поддержке, в мысленном единстве, то это не замедлит сказаться на продвижении этого дела. Нередко звучат жалобы в адрес людей, которые несут тяжелую ношу. Последних может охватить уныние духа, потому что находятся непосвященные словоохотливые люди в церквах, которые говорят: «Скажите, и мы пожалуемся на ваши слова». Они тем самым лишь усугубляют положение и без того загруженных людей.

Те, кто ежедневно посвящает себя Богу и поддерживает руки находящихся на ответственных постах, будут иметь благословение Небес. Мы занимаемся великим делом, и сатана будет использовать всю свою силу, чтобы увлечь за собой особенно тех мужчин и женщин, которые могли бы объединиться с Богом в выполнении важной работы, если были бы очищены, освящены и ведомы Святым Духом, если бы имели горячие, верные сердца и испытывали любовь и уважение к тем, кому Бог поручил большую и важную работу. Люди, ставшие на путь служения Учителю, нередко испытывают нападки со стороны тех, кто думает и говорит злое, а также питает враждебность и зависть, недопустимые чувства проявления».

Те же самые принципы были представлены вниманию наших братьев и сестер на Конференции в Айове в 1902 году. В обращении ко всем членам церкви есть следующее указание:

Отношение членов церкви к медицинским работникам

Через обет крещения члены церкви дают обещание находиться под водительством Отца, Сына и Святого Духа. Впоследствии некоторые под действием искушения уходят из-под влияния Духа Божьего и служат врагу. Они начинают сеять зло и раздоры. Вместо того чтобы исцелять и восстанавливать, они вредят и разрушают.

Как осторожен должен быть каждый человек, который любит и боится Бога, в отношении репутации институтов, которые утвердил Сам Бог согласно Своему Слову! Как осторожен должен быть каждый посвященный христианин в отношении доброго имени тех, чья работа приносит облегчение страдающим людям. Врачу необходимо иметь спокойные нервы. Неужели членам церкви непонятно, что, если они будут постоянно вредить репутации назначенных Господом врачей, которым поручена особая работа, слуги Божьи будут испытывать острую боль от их неосвященных высказываний? Сердца их будут сокрушены духом критиканства и колкостями, нехристианским поведением тех, кому следовало бы поддерживать носителей Божьей помощи.

Опрометчивый и жестокий критицизм

Многие называющиеся христианами становятся орудиями сатаны, который использует их, чтобы критиковать и травить вплоть до смерти тех, кому Бог предназначил выполнять наиболее важную работу. Звучат многие слова, враждебные принципам истины и справедливости, многие слова сеют подозрение и недоверие. Разве эти бедные души, для которых такое поведение не ново, не в состоянии понять, что, поступая так, они невольно служат врагу всякой праведности? Разве они не могут понять, что по их вине успешные работники ввязываются в поединок с сатаной и искушением?

Многие из этих беспечных болтунов не знают, что они делают. Они не понимают, как ранят их слова того, кому Бог доверил представлять Иисуса Христа и Его истину для этого времени. В деле облегчения страданий человечества освященные врачи исполняют работу Великого Исцелителя, Который сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Пусть люди с неосвященными устами поймут, что ради своего же собственного блага им следует обратиться, чтобы их слова стали запахом живительным на жизнь, а не смертоносным на смерть. Настало время возрождения для пустословов. Пусть каждый начинает реформу со своей собственной семьи.

Пусть каждый член церкви облегчает ноши и ободряет сердца своих собратьев, поддерживая их руки и укрепляя их для исполнения воли Божьей» (Серия Б, № 5, с. 23-25).

Необходимы опыт и мудрость

Можно встретить много врачей, которые получили диплом и на этом прекратили свою учебу. Будучи самонадеянны, они считают, что знают все, что только имеет ценность в мире, а то, чего они не знают, ценности не представляет. Но не такие врачи нам нужны. Когда врач приступает к практической работе, то чем больше опыта он приобретает, тем большую нужду в знаниях чувствует.

Самодостаточный врач не будет читать статьи о заболеваниях и о том, как их лечить, не прибегая к естественным средствам; он будет опираться на разные утверждения и применять их в своей практике, при этом не исследуя их глубоко и внимательно, не анализируя каждое из них. Поступая так, он просто машинально будет выполнять свою работу. Поскольку он знает так мало, он будет готов экспериментировать над человеческими жизнями и пожертвует не одной из них. Таковой является убийцей, настоящим убийцей. Он не делал свое дело со злым умыслом, он не имел дурных намерений, но жизнь приносится в жертву вследствие его невежества, потому что он поверхностно учился, он не занимался тем, что могло бы спасти людей, жизнь которых была доверена ему. Чтобы выполнять работу врача, требуется серьезное, глубокое напряжение разума, нужно строго относиться к своему долгу, тщательно изучая свою профессию.

Врач, который получил тщательное образование, будет очень осторожен в своих заявлениях. Он не согласится ни на один эксперимент, связанный с риском для человеческой жизни, чтобы не быть виновным в убийстве и знать, о чем будет обязательно записано в небесных книгах. Это будет внимательный, компетентный врач, который будет редко пользоваться лекарствами и не станет утверждать, что сильнодействующие яды в огромных дозах значительно более эффективны, нежели небольшие количества тщательно подобранных лекарственных средств» (Рукопись 22, 1887 г.).

Служитель и его супруга

Служитель и его супруга, истинно обращенные и полностью посвятившие себя делу Божьему, с каждым днем будут становится все более рассудительными и действенными в своем служении ближним. Они могут открывать Писание людям, неся свет разуму, находящемуся во тьме.

Женщины должны научиться находить подход к другим женщинам. Они должны быть специально подготовлены для проведения библейских занятий, они должны иметь успех в преподавании Слова Божьего другим во всей его простоте. Они получат большое благословение, оказывая влияние на матерей и их дочерей. Это святое дело, и те, которые занимаются им, будут получать ободрение.

Врач и его супруга

В медицинской миссионерской работе женщинам следует лечить женщин. Муж и жена, оба врачи, могут делать великое дело, работая сообща. Жена может посещать других женщин, и, встречая больных и страдающих, она сможет советоваться с мужем относительно того, как лучше оказать им помощь. Нам нужно больше женщин-врачей, чем есть сейчас. Если за больными женщинами ухаживают и лечат их женщины, то дверь, через которую стремится проникнуть сатана, закрывается. Мне было показано много случаев, когда сатана проникал через эту дверь, разрушая семьи. Не давайте ему такую возможность.

Я хочу, чтобы все поняли это. В наших санаториях должны быть женщины-врачи, которые работали бы рядом с мужьями, которые могли бы проводить медицинский осмотр и лечить женщин. Многие благоразумные, истинно обращенные женщины могли бы стать хорошими врачами.

Мне было показано, что в наших санаториях женщины-врачи должны трудиться наравне с врачами-мужчинами (Письмо 108, 1910 г.).

Тонкие искушения

Врачу, верующему в истину для последнего времени, встретятся тонкие, опасные искушения. Считается, что ему можно то, что запрещено специалистам других профессий. Здесь скрывается множество грехов, которые отмечены в небесных книгах как отклонение от библейских принципов. Вместо беспечности и фамильярности он должен поступать мудро и осмотрительно. Наши санатории не должны подвергаться критике из-за легкомыслия и беззаботности врачей и медсестер. Врач может избежать искушений такого рода, если понимает их опасность и обращается к своему Спасителю, живя по слову Божьему во всех отношениях. Если, верные Слову Божьему, мы находимся на Его стороне, на стороне Христа и верных, святых ангелов, то мы стоим под щитом Всемогущего. Кого же нам тогда бояться? (Рукопись 162, 1897 г.).

Утверждение высокого нравственного стандарта

Некоторые работники санатория, имеющие влияние, ведут себя своевольно, пренебрегая правилами и установленным порядком. Такие люди оказывают негативное влияние, поощряя неверное поведение особенно в вопросах ухаживания и брака. Они не подходят для своих обязанностей, они не живут реальной жизнью, позволяя себе слишком высокие и романтические представления о счастье, и в своем желании сделать приятное друг другу они отступают от веры.

Ошибочное представление об ухаживании основывается на неверном понимании брака. Оно основано на влечении и слепой страсти. Такое ухаживание проникнуто духом флирта, стороны нередко преступают границы скромности и становятся повинны в неблагоразумных поступках, даже если они не нарушают Закон Божий. Высокий, благородный, возвышенный замысел Божий в установлении брака не распознается, и, следовательно, не развиваются чистые стремления сердца, благородные черты характера.

Не следует произносить такие слова и совершать такие поступки, которые были бы отмечены святыми ангелами в небесных книгах как плохие. Вы должны направлять свой взор только на славу Божью. В сердце должны быть только чистые, святые чувства, достойные последователей Иисуса Христа, возвышающие их природу, более небесные, чем земные. Они не имеют ничего общего с унизительным и неуважительным ухаживанием. Брак не будет святым и прославленным перед лицом чистого и святого Бога, если он не будет возвышен принципами Священного Писания.

Необходимость предостережений

Эти предостережения могут быть расценены как излишние, но те, кто будет отстаивать полную свободу действий, не представляют ценности для наших учреждений. Разные вольности называют свободой и независимостью, но те, которые желают называться сыновьями и дочерьми Божьими, должны придерживаться высокого стандарта и не поддерживать дружбы с теми, кто игнорирует правила и предписания.

Санаторий, который не охраняется серьезными правилами и предписаниями, вскоре превратится в очаг беззакония. Здесь появятся люди, которые станут улавливать и вводить в заблуждение других. Они будут вносить дух озлобления, вместо того чтобы проявлять уважение к тем, кто несет тяжелое бремя и стремится высоко поднять знамя добродетели. Такое влияние окажет свое действие на чистый и безопасный моральный климат санатория. Всегда найдутся люди, которые сумеют проникнуть в учреждение, чтобы сеять там зло. Это те люди, которые постоянно вносят горькое в сладкое, а сладкое в горькое. Это мнимые христиане, которые будут искажать сознание и затемнять разум, имея вид благочестия; и те, кто не увидит и не почувствует опасности, станут жертвами обмана или жертвами сатаны…

Наставление относительно общения

В наше время брак не должен рассматриваться только как источник удовольствия. Это ненадежная позиция. Чаще результатом брака становятся страдания, чем счастье; и все же люди женятся и выходят замуж так же, как это было во дни Ноя.

По-видимому этого не изменить, но страсть и влечение имеют великую силу, и молодежь, кажется, очарована такой чувственной любовью. По этой причине правила и постановления должны быть особенно строгими в отношении работников санаториев, колледжей и издательств, и те, которые считают такие ограничения необязательными, не проявляют духовной проницательности, и они скорее ощутят в своей работе препятствия, нежели поддержку…

Грех века сего

Чувственность — это грех века. Но религия Иисуса Христа удержит контроль над любым проявлением вседозволенности; нравственная сила будет контролировать каждую мысль, слово и поступок. Ложь не должна осквернять уста истинного христианина. Не должна быть допущена ни одна нечистая мысль. Не должно быть сказано ни одного слова в оправдание чувственности, не должно быть совершено ни одного действия, которое имеет даже видимость зла.

Чувствами следует управлять. Человек, в котором пребывает Иисус, достигнет истинного величия. Разумная личность, которая с уважением относится ко всем Божьим заповедям, по благодати Христа сможет сказать всем страстям, таящимся в сердце, указывая на великий Божий моральный стандарт праведности: «Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим», — и благодать Христа станет стеной огня вокруг души.

Некоторые скажут: «О, совсем не нужно быть такими строгими. Небольшой флирт не повредит». Это подталкивает плотское сердце к искушению, и практически одобряется то, что ведет ко греху. Это — низкий моральный уровень, он далек от высокого стандарта Закона Божьего.

Низменные наклонности сердца человеческого недопонимаются. Всегда найдутся люди, связанные с нашими учреждениями, характер которых оставляет желать лучшего, и они бедствуют, нуждаясь в преобразовании, но слова ободрения со стороны тех, кто занимает высокое положение, подталкивают к вольностям и радуют неосвященные сердца. Такие люди не являются открытыми фешниками; они скрывают свои грехи от человеческих глаз; они имеют внешний вид праведности, но очи Господа видят их. Они находят возможности удовлетворять свои низкие чувственные побуждения; их жизнь запятнана, и они пятнают других своим примером…

Избегайте первого неверного шага

Не нужно проверять, насколько близко вы можете подойти к краю пропасти и остаться в безопасности. Не приближайтесь к опасности. Нельзя шутить с интересами души. Ваш капитал — это ваш характер. Лелейте его, как ваше самое дорогое сокровище. Нравственная чистота, самоуважение, стойкость должны быть непоколебимы и постоянно поддерживаемы. Здесь не должно быть никаких уступок: один проступок, одна неосторожность могут подвергнуть опасности душу, открыв двери искушению, и сила сопротивления окажется ослабленной.

Псалмопевец, рассуждая о многих ловушках и искушениях, пишет такие слова: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» Этот вопрос касается всех, кто связан с нашими миссиями и кто является орудием Божьим. Далее дан ответ: «Хранением себя по слову Твоему». Необходимо поддерживать живую связь с небесами, обращаясь к Божественной благодати так же часто, как это делал Даниил, — три раза в день, чтобы обуздать склонности и страсти. Борьба с греховными наклонностями и страстями не будет успешной без Божественной помощи, но сделайте Христа своей крепостью, и языком вашей души станут такие слова: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». И Апостол Павел говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Пусть никто не думает, что сможет победить без помощи Божьей. Вам необходимо обладать энергией, силой, могуществом духовной жизни, обитающей в вас. И тогда вы принесете плод праведности и получите отвращение ко греху. Вам необходимо постоянно бороться, чтобы удаляться земного, избегать пустых разговоров, всякого рода похотей и стремиться к благородству души, к воспитанию чистого, незапятнанного характера. Ваше имя может быть настолько чистым, что его невозможно будет связать с чем-то бесчестным или несправедливым, но только с добрым и чистым. Оно может быть записано в Книгу жизни Агнца, увековечено среди святых ангелов (Рукопись 4а, 1885 г.).

Подобно потоку из чистого источника

Доктора и помощники… я обращаюсь к вам как к христианам, как к мужчинам и женщинам, чьи души соединены со Христом, подобно тому, как ветви соединены с живой лозой. Если вы не обновитесь в духе, то не сможете сокрыться со Христом в Боге. А это первое и самое главное дело вашей жизни. Когда Христос поселяется в сердце, то там уже нет места легкомыслию, пустоте и нескромности. Но вы станете осмотрительными и заслуживающими доверия на всяком месте, будете произносить чистые, целомудренные слова, станете подобны потокам воды из чистого источника, освежающего всякого, кто соприкасается с ним.

Если вы решили продолжать свои пустые разговоры и несерьезное поведение, идите в другое место, где ваше влияние и пример не будут ощущаться так сильно, заражая других. В чем вы все нуждаетесь, так это в таком понимании непорочности и святости Христа, которое приведет вас к неприятию религиозного лицемерия, которое не укрепляет веру и не приносит ни благословений людям, ни спокойствия совести.

Пусть все связанные с нашими учреждениями, которые Бог установил для спасения душ, ищут Божественной мудрости и небесной благодати, чтобы оказывать облагораживающее влияние на других. Если они не будут постоянно получать силу от Иисуса, взирать на него, доверяя и уподобляясь Ему, то станут легкой добычей искушения.

Существует множество передовых девушек и смелых современных женщин, которые обладают способностями внушать доверие и свободно вести себя в обществе молодых людей, привлекая их внимание, принимая ухаживания от женатых и холостых мужчин, поэтому если вы не находитесь под опекой Христа, под Его твердой как сталь защитой, то вам грозит опасность быть уловленными в сети сатаны.

Воспитывать чистоту помыслов

Настало время, чтобы мы, как христиане, достигли более высокого уровня. Бог не желает, чтобы какое-либо учреждение, основанное Им, стало бы местом погибели, местом, где учат беззаконию. Пусть в школе Христа все учатся смирению сердца, вручая свои беспомощные души Иисусу. Живите в свете истин Божьих. Воспитывайте свой разум и сердце на чистых, возвышенных, святых мыслях: «Будьте святы во всех поступках». Все свое влияние направьте на возвеличивание Иисуса. Если вы не делаете этого, — вы ложный путеводитель, уводящий души прочь от истины, жизни, света; и тогда, чем более привлекательными и приятными будут ваши манеры, тем больший вред вы нанесете людям…

Тех, кто взирает на Иисуса, чтобы обрести силу, и признает свою зависимость от Его благодати в деле своего спасения, не будут привлекать пустые разговоры. Они верою принимают Иисуса как личного Спасителя и становятся причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.

Мужчины и женщины, которые трудятся в центрах здоровья, должны быть добрыми и приветливыми, и в то же время им следует избегать проявлений фамильярности. Они не только сами должны строго соблюдать нормы приличия, но своим примером и наставлением воспитывать других, чтобы они были скромными и остерегались проявлять слабость, высмеивать, льстить и пустословить.

Избегать фаворитизма

Не должно быть никакой особой благосклонности или особого внимания, преимущественного выделения одного перед другими ни среди врачей, ни среди младшего медицинского или обслуживающего персонала. Поступающие так огорчают Бога. Среди пациентов есть достойные люди, которые, испытывая боль и страдания, нуждаются в особом уходе, но не выражают недовольство. Они часто становятся жертвами равнодушия и жестокосердия, что больше соответствует характеру сатаны, чем характеру Христа, в то время как молодые бесцеремонные девушки, которые не нуждаются и не заслуживают особого внимания, получают его. Все это записывается в небесных книгах. И все это служит развитию характера. Пусть все работники нашего учреждения хорошо запомнят вдохновенные слова: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Когда вы проходите мимо тех, кто нуждается в вашем сострадании, делах милосердия и обращаете свою благосклонность к другим, помните, что в лице этих людей вы оскорбляете Иисуса. Он сказал: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». И когда следует удивленный вопрос: «Когда мы видели Тебя таким?» — то ответ таков: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших [которые страдали и нуждались в вашем участии], то не сделали Мне». «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». В вашем внимании нуждаются не богатые, но бедные. Отношение к страдающим и больным, агнцам стада, находящаяся среди нас, показывает, каков характер тех, кто называется детьми Божьими.

Ведущие других к гибели

Ангелы Божьи наблюдают развитие характера. Они взвешивают нравственную ценность. Если вы уделяете внимание тем, кто нуждается в этом, то вы наносите им вред, а сами скорее получите осуждение, чем награду. Помните, что когда в своем общении вы опускаетесь на уровень легкомысленных разговоров, вы подталкиваете других на путь, ведущий к погибели. Ваше уместное внимание может способствовать гибели души. Вы искажаете представление таких людей о христианской жизни и христианском характере. Вы смущаете их мысли и создаете такое впечатление, которое, возможно, никогда не будет изглажено. Вред, наносимый душам, которые нуждаются в подкреплении, очищении, облагораживании, нередко есть грех, ведущий к смерти. Они не могут увязать таких людей с тем возвышенным положением, которое они занимают. Оказывается, что служители, руководители церкви — все не лучше их самих. Где же тогда их пример?

Бог призывает всех, которые желают быть христианами, возвысить знамя праведности и очистить себя, так как Он чист. «Будьте святы во всех поступках». «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего… О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления». «Посему, [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении (откровении — др. перевод) Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем», потому что теперь вы ходите во свете, «поэтому по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках (словах — др. перевод). Ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят»» (Письмо 6а, 1890 г.).

Призыв к милосердию

Христианский врач — это служитель высшего порядка. Он — миссионер. Люди, которые благодаря мастерству и ревностным усилиям веры, мудрости, полученной от Бога, могут облегчить физическое страдание, находятся в таких отношениях со своими пациентами, что они могут указать им на Целителя души, Который сказал: «Прощаются тебе грехи твои»…

Заслуживая доверие пациентов

Вы слишком сдержанны. Заслужить доверие пациента — в ваших силах, и если вы не пользуетесь их доверием, то это только потому, что вы не видите необходимости в проявлении такта и умения в том, чтобы способствовать оздоровлению души так же успешно, как оздоровлению тела. Я не оправдываю тех, кто обманывает умирающих. Нужно как можно более мягко и осторожно сообщать им всю правду об их болезни (я верю, что вы так и поступаете), а затем указать им на Иисуса как на их единственную надежду.

Вы не имеете права держать все в себе и почти ничего не говорить пациентам. Вы не должны заставлять их ожидать вашего решения в отношении их. Несправедливо заставлять людей страдать в душе из-за неоправданной отсрочки. Каждое дело в соответствии с необходимостью должно быть быстро и тщательно изучено. Небрежность в этом отношении наносит вред прежде всего вашей медицинской практике. Этого не следует допускать.

Мне было показано, что именно этот недостаток вашего характера дал основание мужчинам и женщинам проклинать вас в своих сердцах и богохульствовать, выступая против Бога. Я бы не писала вам об этом, если бы думала, что это нельзя изменить. Вам как христианскому врачу следует совершенствовать свое поведение и привычки, чтобы в палате больного всегда выглядеть бодрым и приветливым, проявлять нежную заботу и легко общаться на интересные и важные для ваших пациентов темы. Вы сможете достичь высокого уровня в вашей практической медицинской работе.

Думая о некоторых неприятных вопросах

Я умоляю вас, не возлагайте вину на других. Вы слишком много занимаетесь неприятными вопросами. Многого вы не видите в правильном свете. Перестаньте, наконец, думать о неприятностях, перестаньте говорить о них; фиксируйте ваше внимание на Иисусе, вашем Помощнике, и работайте с верой и доверием. Дисциплинируя себя, вы достигнете гораздо большего успеха, чем когда-либо прежде…

Врачу необходимо находиться в ежедневном общении с Богом, чтобы быть постоянным проводником света для своих пациентов. Он должен подражать Господу Иисусу Христу. Поскольку он постоянно сталкивается со смертью, работая для тех, кто находится на краю могилы, он нуждается в непрерывном получении благодати Божьей, потому что существует опасность того, что он может стать равнодушным к вечным истинам. Его единственное спасение заключается в том, чтобы постоянно взирать на Господа, непрестанно находясь под влиянием Духа Божьего.

Христианская любезность и деликатность

Врач должен достойно вести себя во всякое время и во всех случаях. Я говорю об этом прямо, потому что знаю, что это мой долг. Вы не должны быть слишком строгими в своих высказываниях или слишком скромными при обследовании пациентов. Грубость или бестактность в операционной или у постели больного — грех в очах Божьих, а в глазах пациентов это свидетельствует против врача. И до тех пор, пока он не будет постоянно следить за своим поведением, он будет продолжать эмоционально травмировать скромных и чувствительных пациентов.

Врачу более всех других, занимающих ответственное положение, необходима связь с Богом, чтобы постоянно получать наставления от Него, иначе под действием искушения он может стать нечестивым, грубым и распущенным. Он нуждается в чистой и незапятнанной религии. Его помощники также должны быть разумными и спокойными людьми, боящимися Бога. Вы будете в безопасности только в соединении с Источником всякой силы, чистоты и возвышенного характера.

Среди врачей встречаются грубые и даже распущенные люди. Бог запрещает такие проявления в характере тех, кто заявляет о своей вере в святую истину. Дух Божий защитит нас от всякого зла и даст нам понимание духовных и вечных вопросов. Важные истины, которые мы исповедуем, будут освящать душу, если мы возложим их на алтарь нашего сердца. О, каждый врач должен стать таким, каким Бог желает, чтобы он стал, — чистым, святым, неоскверненным, защищенным благодатью Божьей, понимающим, что Христос его личный Спаситель.

И еще, доктор, помните, что больница — это место, где всегда должны проявляться любезность, деликатность, вежливость, где нет места обыденности. Действия врача производят свое впечатление: интонация голоса, выражение лица, слова, которые он произносит, — все это анализируется пациентом. Каждая мелочь тщательно оценивается.

Благодарность направляйте Богу

Когда больной получает избавление от боли и переходит от смерти в жизнь, он склонен почти обожествлять того, кто, как он полагает, спас ему жизнь. Он редко задумывается о том, что Бог сделал это для него посредством человека. Так сатана получает возможность войти и овладеть врачом, побуждая его возвеличивать самого себя вместо Христа. Иисус сказал: «Без Меня не можете делать ничего».

Вы должны указать пациенту на Иисуса как на Исцелителя тела и души. Если врач имеет любовь ко Христу в сердце, то он будет, используя свое влияние, обращать взоры больного на Великого Целителя. Он может направить мысли, благодарность и хвалу на Источник всякого могущества, милости и благости. Если он не делает этого, то упускает благоприятные возможности. О, какая прекрасная возможность есть у христианского врача применять свои таланты для славы Божьей, отдавая их в оборот, умножая и возвращая небесам потоками света, хвалы и благодарности Богу за Его милость и любовь. О, какие это возможности заронить в сердце семена, которые принесут плод праведности!

Тот, кто любит Бога превыше всего, всем сердцем, всей душой, разумом, силой и крепостью, будет любить ближнего своего как самого себя и будет стремиться делать все возможное для его наивысшего блага. Он не упустит ни одной возможности представить Господа перед каждым больным.

Ложные идеи морали

Существуют ложные идеи логики и этикета, которые приводят к пренебрежению священными обязанностями. Любые правила этикета, которые стоят на пути спасения людей через возвышение перед ними Христа и препятствуют делать им добро, должны быть отброшены. Нам следует постоянно изучать, как наилучшим образом мы можем следовать примеру Христа и способствовать Его славе. Связь с Богом — это все. То, что врачи пытаются делать, Бог исполнил наилучшим образом. Цель работы врача — продлить жизнь. Христос же есть Жизнедатель.

Кто дает врачу ум и разумение? Тот, Кто есть истина и жизнь. Он изливает бальзам галаадский. Он — наш Великий Исцелитель. Он есть Тот, Кто не однажды побеждал смерть и Кто дарует вечную жизнь — Всемогущий Бог. Если врач учится в школе Христа, то он в своем служении больным, страдающим людям будет бодрствовать над их душами как обязанный дать отчет.

Невидимый Свидетель

Христианские врачи нуждаются в молитве, они должны бодрствовать в молитве. Перед ними много искушений, и они нуждаются в осознании того, что бодрствующий находится с ними, как Он был на святотатственном пиру Валтасара, где люди чествовали серебряных и золотых богов и пили из священных сосудов храма Божьего. Когда люди прославляют себя, они бесчестят Бога. Всякий раз, когда чьи-то действия ведут к тому, что люди забывают Бога или же пренебрегают ясными указаниями Его Слова, Невидимый Свидетель удостоверяет это, подобно тому, как Он написал на стенах дворца: «Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27) (Рукопись 17, 1890 г.).

Учреждение новых санаториев

В это утро я начала писать в то время, когда все другие еще спали. Я получаю письма от людей, которые интересуются, имею ли я свет относительно учреждения новых санаториев.

С какой целью создаются наши санатории? Как мы должны к ним относиться?

Несколько лет назад мне был послан свет относительно учреждения санаториев. Господь не поручает нам слишком быстро умножать количество санаториев. В Его планы не входит, чтобы учреждения одинакового профиля мы размещали слишком близко друг от друга. Любому учреждению, где бы оно ни стояло, необходимо хорошее оборудование и опытные работники. Это должны быть способные, богобоязненные руководители — люди крепкой веры, которые оказывали бы доброе влияние и были способны нести тяжелое бремя ответственности, возложенное на них, не отставая и не вовлекая учреждения в долги.

Тот, кто начинает строить башню, должен сначала сесть и посчитать издержки, чтобы увидеть, сможет ли он закончить работу, которую намеревается начать. Все, кто имеет цель устройства санатория, должны ясно понимать, что это очень большое дело. Если они недостаточно искусны для строительства нового знания, то им следует взяться за уже готовый санаторий, используя его для своих целей…

Санатории для личной выгоды

Люди, которые позволяют себе действовать по своему собственному побуждению и устраивают санатории для личной выгоды, не понимают того влияния, которое такой образ действий оказывает на мир…

В прошлом адвентисты седьмого дня поступали в соответствии со своими эгоистическими желаниями, стремясь получит то, что принесет им личную выгоду. Они практически не принимали во внимание то влияние, которое их действия оказывали на работу подобных учреждений, созданных по повелению Бога. И если из-за неверного понимания цели учреждений, которые уже действуют, подобные люди могут переключать внимание на себя ради личной выгоды, они будут постоянно искушаемы поступать несправедливо по отношении к этим учреждениям…

Бог не благословит тех, которые действуют, не советуясь со своими собратьями. Любой адвентист седьмого дня, который полагает, что в самом себе он имеет полноту и может всегда безопасно следовать своему собственному суждению и разумению, не будет благонадежным, потому что он не ходит во свете подобно тому, как Христос во свете. Будет много людей, которые не будут уверены в правильности того, что они делают. Людям нужны ясные идеи, глубокая духовность. Бог желает, чтобы каждый человек действовал благоразумно, оценивая мотивы своих поступков.

Среди нас есть безответственные люди, которые не стремятся сделать то важное дело, для которого Господь предназначил наши учреждения, — дело ухода за больными и распространения драгоценных принципов реформы здоровья. Те, чья жизнь не соответствует принципам этой важной реформы, нуждаются в полном преобразовании.

Духовное теряется вследствие эгоистичных целей

Когда люди настолько запутываются и становятся такими беспринципными, что занимаются санаторной работой для своей личной выгоды, они не будут иметь успеха в своей духовной жизни и будут неспособными оказывать на других людей должное влияние. Пусть желающие прославить себя занимаются работой, которая не настолько связана с делом Божьим, как учреждение нового санатория (Рукопись 26, 1902 г.).

Мудро и справедливо

Вчера (25 августа 1907 г.) меня посетил доктор, и мы долго разговаривали…

Доктор спрашивал меня о том, как нам следует относиться к частной медицинской практике и к частным санаториям. Я не думаю, что следует как-то ограничивать людей, которые, не руководствуясь эгоизмом, работают частным порядком, хотя известно, что в некоторых случаях там возникают затруднения. Многое зависит от того, как управляются эти частные санатории (Письмо 410, 1907 г.).

Считать деньги

При организации санаториев следует самым тщательным образом готовиться, поскольку это важная работа. Руководители проекта должны советоваться с опытными собратьями относительно планов, которым нужно следовать. Они должны просчитывать каждый шаг, который делают. Им не следует начинать работу, если они не представляют, сколько денег она потребует.

Первым должен быть поставлен такой вопрос: «Нужен ли в этом месте санаторий?» Если да, то следует идти дальше. Тут же возникает другой, очень важный вопрос: «Являются ли эти люди, которым будет доверена работа планирования и проектирования учреждения, осмотрительными, не самоуверенными и богобоязненными людьми? Будут ли они принимать советы тех людей, которые имеют опыт в этом деле?»

Предупреждение ошибок гораздо более ценно, чем можно подумать. Пусть в этом деле не будет таких молодых людей, которые, будучи назначены на серьезное дело, становились бы неумелыми, беспокойными и азартными. Пусть они учатся мудрости на ошибках других.

Пусть никто не думает, что руководить организацией легко. Я видела многих, которые взялись за это дело и не справились. Человек желает стать главой какого-то учреждения. Он выбирает санаторий. Однако когда он берет это дело в свои руки, то совершает множество ошибок. До тех пор, пока люди, которые руководят нашими учреждениями, не станут достаточно скромными, чтобы подчиниться руководству Господа Иисуса Христа, они будут действовать неосмотрительно. Для того чтобы они могли продвигать дело Божье, их способности должны быть освящены, тогда они будут иметь разумение для руководства от начала и до конца.

Интересы наших санаториев должны быть обеспечены. Все должны сознавать, что делать все возможное для продвижения медицинской миссионерской работы — это преимущество. Бог предостерегает Свой народ воздерживаться от всего, что может помешать работе других. Неправильно и неблагородно начинать работу санатория в таком месте, где уже есть санаторий. Возможно, для управления санаторием потребуется строжайшая экономия, чтобы правильно его оборудовать для проведения соответствующего лечения и приготовления здоровой пищи для пациентов и персонала.

Каждый поступок говорит о характере человека. Работа не должна быть случайной. Ничего не должно делаться в духе эгоизма и игнорирования прав и собственности других людей (Рукопись 93, 1901 г.).

Санаторное дело как бизнес

Однажды утром я была разбужена словами: встань и запиши то, что я сообщу тебе.

При строительстве скинии израильтянам были даны умение и мастерство. И сегодня Своему народу Господь даст умение и мастерство для выполнения Его дела. Всем, кто примет участие в этой работе, Он даст мудрость. Но они должны полностью зависеть от Него. Они должны желать Его руководства и управления. Нам следует жить и работать как людям, обязанным дать отчет Богу.

Некоторые по собственной инициативе берутся за санаторное дело. Другие относятся к этой работе, как к бизнесу, надеясь заработать побольше денег. Их целью является не столько исцеление — физическое и духовное — страдающих людей, сколько желание заработать. Таким нужно помочь понять, что работа в санатории означает намного больше, чем они полагают.

В надежде получить прибыль совершается много несправедливости. Господь видит все эти дела. Ни одно неправое дело не остается незамеченным. Все, приобретенное таким образом, окажется потерей, вечной гибелью.

Орудия Божьи должны быть чистыми, святыми, возвышенными

Наши санатории — это орудия Божьи, и они должны твердо стоять в истине, чтобы их влияние было проявлением живой силы Евангелия. Они должны быть возвышенными, чистыми, святыми, движущими вперед дело реформации. Все связанные с нашими санаториями должны строго держать себя в подчинении, выполняя свое дело и удаляясь от всякой неправды.

Ни единой нити эгоизма не должно быть вплетено в эту ткань. Но это делается и будет продолжаться до тех пор, пока народ Божий не получит новое сердце, что сделает все его поступки освященными. Если они не будут преобразованы и их характер не изменится, то они останутся вне врат Города Божьего, потому что не войдет в него ничто нечистое. Только те, кто без пятна и порока или чего-либо подобного, смогут пройти великий смотр. Честолюбивые замыслы погубят многие души. Вот то, что мне было поручено сообщить всем, кто заявляет о своей вере в настоящую истину.

Отклонение от правильных принципов

Люди принимаются за санаторное дело скорее ради прибыли, чем из-за желания исполнять миссионерскую работу для Христа. Они не понимают, что обязаны работать как посвященные верующие, которые стремятся дать свет тем, кто находится во тьме, раскрывая святость, которая угодна Богу. Они не поддерживают принципы реформы здоровья. Некоторые даже противодействуют ей, другие только отчасти осведомлены в вопросах реформы питания.

Главной заботой в работе их санатория является желание показать, что: «Я могу сделать». Они не сели вначале и не взвесили все обстоятельства, спрашивая себя, смогут ли они, взявшись за работу, продвигать ее вперед с успехом в страхе и любви Божьей. Вместо того чтобы с осторожностью продвигаться вперед, соблюдая строгую экономию на всех этапах работы, они расходуют заимствованный капитал. Они уверены, что смогут продвигать дело без всяких потерь и вскоре рассчитаться с долгами. Они не разрабатывали планов со страхом и трепетом, и они не проявляли беспокойство о том, чтобы их дело было поддержано и исполнено.

Если бы наши врачи с готовностью объединились с людьми, опытными в проведении финансовых операций; если бы они энергично работали в стесненных обстоятельствах до тех пор, пока не увеличится их зарплата; если бы они решились отказаться от накопления долгов, то избавили бы самих себя и своих собратьев от многих забот. Если бы они положились на помощь Божью, доверяясь Ему и проявляя готовность начать с малого, позволяя качеству их работы говорить самому за себя; если бы они имели освященные побуждения; если бы они стремились оказывать спасительное влияние на мир, то имели бы благословение в своей работе, было бы построено много санаториев, представляющих истину.

Серьезное предостережение

Господь поручил мне предостеречь тех, которые занимаются организацией новых санаториев, чтобы они начинали свою работу в смирении. Им следует посвятить свои усилия Богу, чтобы иметь возможность прославить Его имя.

Санатории, которые следует организовывать в будущем, не должны быть огромными, дорогостоящими сооружениями. Нужно учреждать небольшие местные санатории, связанные с нашими школами.

Многие санатории следует располагать за пределами городов. Их сотрудниками должны быть мужчины и женщины, способные и посвященные, действующие в любви и страхе Божьем. Эти учреждения должны быть обучающими центрами. Обучающиеся не должны думать, что они учатся ради диплома и знают все, что необходимо знать. Они должны прилежно и внимательно учиться урокам Христа (Рукопись 76, 1902).

Более внимательны

Есть люди, которые ведут себя неразумно. Они озабочены тем, чтобы произвести сильное впечатление. Они думают, что внешний вид прибавит им влияния. В своей работе они не считают нужным вначале взвесить все обстоятельства, чтобы увидеть, будут ли они в состоянии завершить то, что собираются начать. Этим они показывают свою слабость. Они делают вид, что понимают необходимость осмотрительности и сдержанности, но в своем самодовольстве совершают много ошибок. Это может нанести такой ущерб, от которого они никогда не оправятся. К ним могут относиться также и те, которые считают себя способными учреждать санатории и руководить ими. Однако их ожидает неудача и… они окажутся в долгах…

Удовлетворенность постепенным ростом

Люди, которые могли бы процветать, если бы посвятили себя Богу, охотно и скромно работали, постепенно укрепляя свое дело и не влезая в долги, потерпят неудачу, потому что идут неправильным путем. Когда они встречаются с трудностями, то поступают как некомпетентные руководители. Они желают освободиться от финансовых трудностей, не думая о последствиях.

Те, которые помогают им таким путем выйти из затруднений, нередко связывают их такими крепкими путами обязательств, что они очень скоро начинают чувствовать себя рабами. Им редко удается избежать репутации плохих управленцев и неудачников.

Тем, которые влезают в долги, мне поручено сказать: не делайте этого, если вы идете верным путем. Работая с полной отдачей сил, вы облегчите свое положение. Не вовлекайте учреждение в долги. Каждому санаторию лучше жить по средствам.

Руководители наших санаториев должны действовать осторожно. И наступит время, когда они увидят рост и развитие. Пусть они действуют мудро, тактично и гибко. Им следует изучать и применять на практике указание Христа, данное в отношении строительства башни. Предусмотрительность гораздо ценнее, чем запоздалое раздумье; когда пренебрегают мудрой расчетливостью и заботливым управлением, то ясно, что результатом будет неудача. Слабые руководители, которые не знают, как управлять, должны быть отстранены от этой работы. Избирайте на работу таких мужчин и женщин, которые знают, как свести концы с концами и укрепить дело.

Нужно, чтобы все связанные с нашими учреждениями смирились перед Богом. Пусть они просят у Бога помощи в таком мудром и экономном планировании, которое позволит учреждению укрепиться и принести плод во славу Божью. Не следует зависеть от людей. Взирайте на Иисуса. Молитесь и бодрствуйте в молитве с благодарением. Поддерживайте тесную связь со Христом (Письмо 12, 1902.).

Прославляйтесь смиренномудрием

Хотя управляющие некоторыми нашими крупными санаториями имеют все необходимые условия для работы, они желают много усовершенствовать, используя деньги, которые принадлежат Господу, а не им. Некоторые пренебрегают делами милосердия и используют сэкономленные таким образом гроши для себя. Многие раз за разом обворовывают Бога в лице Его святых. Те, кто связан с нашими учреждениями, в своих деловых отношениях должны вдохновляться благородными принципами, являя своим примером чистоту и святость, которые должны руководить каждым христианином…

Спаситель человечества в этот проклятый грехом мир был рожден от незнатных родителей. Он был воспитан в безвестном Назарете, маленьком городке в Галилее. Он начал Свое служение в бедности, не занимая общественного положения. Таким образом Бог представил Евангелие. Такой подход разительно отличается от того, каким многие думают, было бы мудро представить то же самое Евангелие в 1902 году. В самом начале евангельского служения Бог учил Свою Церковь полагаться не на мирское положение и славу, но на силу веры и послушание. Помощь Божья ценнее золота и серебра. Сила Его Духа — бесценное сокровище.

Нам никогда не следует полагаться на мирское признание и общественное положение. При организации наших учреждений мы не должны конкурировать с мирскими организациями в размерах или великолепии. Самым большим стремлением руководителей наших санаториев должно быть желание так ходить в послушании Господу, чтобы все сотрудники учреждения, подобно Еноху, могли бы верой ходить с Богом.

Господь будет руководить всеми, кто в смирении ходит с Ним. Смиренные люди, доверяющие Ему, будут самыми успешными работниками в Его деле. Мы одержим победу не возведением массивных зданий, конкурируя с нашими противниками, но воспитанием христоподобного духа смирения и любви. Лучше крест и несбывшиеся надежды, чем жизнь с князьями и потеря неба. Истина встретит ожесточенное сопротивление, но никогда не утратит свою жизнестойкость (Рукопись 109, 1902 г.).

Нерентабельность крупных учреждений

«Распустите крупные центры — таково слово Господне. — Рассейте свет во множестве мест». Те, кто желает быть успешным в медицинской миссионерской работе, должны понимать, что крупные учреждения в большей степени управляемы по типу светских, и студенты, работающие в таких институтах, не смогут получить соответствующего образования для проведения медицинской миссионерской работы.

Распространение истины по всему лицу земли требует создания небольших санаториев во многих местах, не в городах, а в таких местах, где влияние городов ощущалось бы как можно меньше.

Мне поручено сказать, что, создавая крупные центры и собирая вместе тех, кому следует заниматься медицинской миссионерской работой во многих местах, мы делаем то, что Бог точно не повелевал делать.

Тот факт, что много пациентов поступают в новые большие санатории, не оправдывает создание таких крупных учреждений. В такой большой санаторий будут обращаться многие мужчины и женщины, которые фактически не являются больными. Работники будут вынуждены опекать их; наши медицинские сестры будут обслуживать мирских людей, не склонных к благочестию или религии. Но это не та работа, которую Бог поручил медицинским миссионерам. Наша задача поставлена нам Величайшим медицинским Миссионером, из всех, когда-либо явленных миру (Письмо 210, 1903 г.).

Опасность отделения от Евангелия

Опасно, когда доктор стремится привнести стандарты этого мира в свои идеи и практику. Ему нужно искать Господа на каждом шагу. Ему следует помнить не о своей славе, но о том, как прославить Господа… Он искушаем поставить медицинскую миссионерскую работу на первое место и сделать ее не рукой трехангельской вести, но ее телом. Он не будет иметь в этом успеха, и он не должен пытаться делать то, что не может исполнить. Он будет поступать честолюбиво, отделяя медицинскую миссионерскую работу от евангельского служения, но Господь не призывает Своих врачей отделять медицинскую миссионерскую работу от евангельского служения. Истина, настоящая истина для этого времени должна быть исповедуема и воплощена в тесной связи с принципами реформы здоровья.

Суббота — испытание для этого времени

Учрежденные санатории должны быть тесно и неразрывно связаны с Евангелием. Господь дает указание о необходимости распространения Евангелия, а оно включает в себя принципы реформы здоровья. Наша работа заключается в просвещении мира, потому что он не видит совершающихся изменений, готовящих путь бедствиям, которым Господь допустит прийти в мир. Верные стражи Божьи должны дать предостережение.

Доктор… желает совершать большие дела. Он находится в опасности растратить свою энергию вне санатория, вместо того чтобы посвятить все свои силы созданию учреждения, в котором была бы объединена евангельская весть с субботней реформой. Доктор… должен быть направлен туда, где он смог бы понять истину для настоящего времени. В этом его единственная безопасность как врача. Он нуждается в том, чтобы его ноги были обуты в готовность благовествовать Евангелие.

Он может запутаться и не увидеть возвышающее святое влияние, которое субботний вопрос приобретет для этого времени. Он будет считать, что в субботу необходимо делать многое, чего на самом деле не следует делать в субботу. Если он старается заполнить этот день различными обязанностями, то это означает, что он слишком мало почитает субботу. Такое влияние будет губительным для учреждения. Сотрудники наших санаториев должны быть научены относиться к субботнему вопросу как к великому испытанию для настоящего времени. Бог желает, чтобы Его народ связал медицинскую миссионерскую работу с делом трехангельской вести. Это та работа, которая восстановит нравственный образ Божий в человеке.

В истине больше силы, чем в мирском обществе

Доктор… не должен заботиться о том, как ему соответствовать требованиям мира. Он не должен следовать миру, его стилю поведению, оправдывая себя тем, что это и есть путь, на котором он встретит представителей высших слоев общества. Евангелие запрещает вынашивать мирские идеи. Вы можете спросить, где? И я укажу вам на жизнь Христа. Подумайте, Кем Он был до пришествия в наш мир — Руководителем всех небесных существ. Кем Он пришел на нашу землю? Мы знаем Его как бедняка, Который с самого начала Своей земной жизни утверждал скромность, смирение. Идея о том, что внешний вид способствует влиянию человека или укрепляет его положение в обществе, является одним из обманов сатаны. Пусть ни один человек не пытается превзойти методы и пример нашего Бога. Нет более высокого образца, чем жизнь Христа. Как народ мы не должны уступать требованиям мира, которые сделали людей такими, каковы они есть теперь. Мы не должны следовать обычаям и привычкам мудрецов мира для того, чтобы иметь влияние или успех в обществе. Истинное христианство — это христоподобие. В истине есть сила, которая может не проявляться внешне, но которую, однако, не смогут изменить ни мирское мнение, ни влияние (Рукопись 172, 1899 г.).

Без компромиссов

К тем братьям, которые посвящают себя медицинской миссионерской работе, придет искушение возвысить себя работать на публику для достижения эффекта. Откажитесь от этого в своей работе. Пусть заботы вашей души будут теми же, какие имел Христос в Своей работе. Мы не должны идти на компромисс в обычаях и привычках этого мира. Мы должны твердо стоять на основании вечной истины и чистоты. В этом мы можем выглядеть одиночками, но это жребий для тех, кто выбрал Христа своей долей. Каждый работник медицинского миссионерского поля будет успешен в этом служении благодаря живой связи с Великим Миссионером (Рукопись 96, 1898 г.).

Для ДАЛЬНЕЙШЕГО изучения:

Поддерживайте друг друга:Советы по здоровому образу жизни, с. 242, 243.

Сотрудничайте с церковными организациями:Советы по здоровому образу жизни, с. 519—523; Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 158-162.

Нужда в квалифицированном совете:Советы родителям, учителям и учащимся, с. 92; Жизнь Елены Уайт, с. 303.

Избегайте лишних обязательств:Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 244—248, 252, 253; Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 189— 191.

Святость жизни:Советы по здоровому образу жизни, с. 581—634.

Нравственная чистота:Советы по здоровому образу жизни, с. 567—572 (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 450—457).

Утонченность и изысканность:Советы по здоровому образу жизни, с. 363—366.

Сентиментализм:Советы по здоровому образу жизни, с. 294,295.

Громадные санатории:Советы по здоровому образу жизни, с. 239; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 102, 103.

Не следует страшиться противодействия:Советы по здоровому образу жизни, с. 527.