9. Управление санаториями

Благородный труд

Управление нашими санаториями — дело непростое. Люди, в них работающие, совершают благородный труд, и они должны придерживаться строгих принципов. Работники должны трудиться во благо делу Божьему в соответствии с Его предписаниями и ради распространения принципов истинного воздержания в еде, питье и одежде. Нести людям знания подобного рода, а также весть о благодати и милости Божьей — самый почетный и благородный труд, в котором могут участвовать адвентисты седьмого дня. Тем самым они прославляют Бога. Причем эта работа послужит их собственным интересам как в жизни сей, так и в вечности. Своим примером они показывают путь к спасению душам, за которые отдал Свою жизнь Христос.

Высокий уровень

Мы должны стремиться к тому, чтобы работа в наших санаториях была на высоком уровне. Мы должны высоко держать знамя истины, доброты и полезности. Наша жизнь должна быть отмечена святостью и всецелым посвящением, являя благословенные плоды евангельского древа. Каждый истинный соработник Божий должен быть как город, стоящий на верху горы. Врачи и управляющие в наших медицинских учреждениях должны быть осмотрительны, дабы не отвергнуть принципы истины и праведности, превозносящие Господа небес. В их сердцах должен жить Бог, в противном случае они будут подавать другим недобрый пример.

Их будет преследовать искушение потворствовать вкусам и привычкам неосвященных людей, привнося разного рода нововведения, и в результате их труд останется без Божьего благословения. Не забывайте, что подлинная ценность в глазах Божьих — кроткое и смиренное сердце в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа — вот что драгоценно пред Богом. Бог благословляет кротких и смиренных. Он может использовать их как орудия во благо другим людям; ибо они воздадут славу Богу, Которому принадлежит всякое величие и сила.

От работников требуются здравый смысл и изобретательность. Им необходимо быть постоянно на страже, когда они сталкиваются с предубеждением и преодолевают трудности. Иначе в наших учреждениях будет не мир, а меч. Работникам приходится постоянно общаться с теми, кто тоже несет тяжелые бремена, и все они нуждаются в Божественном просвещении. Им нужно проявлять бескорыстный, любящий дух Христа. Они будут испытаны. Будут испытаны их вера и любовь, терпение и постоянство, но Бог обязательно им поможет (Рукопись 162, 1897 г.).

Управление, угодное Богу

Наши здравоохранительные учреждения имеют ценность в глазах Божьих только в том случае, если их сотрудники позволяют Богу главенствовать в управлении ими. Если же Его планам и замыслам придается меньше значения, чем планам человеческим, то в Его глазах эти учреждения ценны не более, чем лечебницы, которые были учреждены и находятся под управлением мирских людей. Бог не станет считать Своим учреждение, которое не учит живым принципам Его закона и не приводит свою деятельность в строгое соответствие этим предписаниям. Тем учреждениям, которые существуют не по Его закону, Он выносит приговор: «Не приемлю; взвешены на весах святилища и найдены легкими».

Тот, кто возглавляет какую-либо из отраслей дела Божьего, должен быть человеком разумным, способным успешно управлять большим предприятием, обладающим ровным характером, христоподобным терпением, в совершенстве владеющим собой. Достойным руководителем может быть только тот, чье сердце преображено благодатью Христа.

Руководящие работники в наших санаториях не должны ориентироваться на мирскую стратегию и линию поведения, ибо наши учреждения должны открывать миру знамение Божье, описанное в Исх. 31:12— 17, во всем его всеобъемлющем значении. Надлежащее соблюдение субботнего дня всеми, кто трудится в наших санаториях, окажет огромное влияние к добру. Каждое медицинское учреждение, организованное адвентистами седьмого дня, должно нести на себе этот Божий знак, ни в коем случае не скрывая его от мира. Мы должны возвещать весть третьего ангела, летящего посредине неба, который имеет вечное Евангелие, чтобы благовествовать его миру. Мы должны высоко держать знамя, на котором написано: «Заповеди Божьи и вера Иисуса» (см. «Соблюдение субботы», раздел 11).

Использование средств

Люди, занимающие ответственное положение, должны рассматривать средства, находящиеся у них в распоряжении, как Божий доход, и использовать их бережливо. Если казна полна, не следует тратить деньги на возведение дополнительных зданий там, где уже стоят памятники Божьи. Есть сотни других мест, нуждающихся в этих деньгах, дабы и там тоже возвещалась истина. Работа должна вестись во всех уголках Божьего виноградника.

Нельзя допускать, чтобы какой-то человек единолично решал, как использовать и как тратить Господни деньги. Нужно давать отчет за каждый потраченный доллар. Божьи средства следует тратить в нужное время и в нужном месте, дабы они стали благословением, а также наглядным уроком, показывающим, что Он трудится в соответствии с принципами справедливости и праведности.

Все вы — братья

Никто не должен выставлять себя как правителя, как господина над ближними своими, чтобы поступать по влечению своего плотского сердца. Нельзя позволять, чтобы голос и влияние одного какого-то человека становились определяющей силой. Те, кто притесняет своих сотрудников в наших учреждениях и кто отказывается переменить свое отношение к помощникам, должны быть смещены со своих постов. Будучи руководителями, они должны оказывать возвышенное, облагораживающее влияние к добру. Если они облечены властью, то им тем более необходимо являть образец истинного христианства.

Я получила наставление от Господа сказать, что положение, занимаемое человеком, не наделяет его какой-то особой добродетелью и не делает его праведным. «Начало мудрости — страх Господень». Некоторые люди, занимающие ответственное положение, придерживаются той мысли, что это положение служит для их самовозвышения и карьерного роста. Пусть никто из руководителей не думает, что всякий разум должен быть подчинен его разуму, что всякая воля должна быть подчинена его воле и что все методы работы должны соответствовать его методам. Нет для любого церковного учреждения ничего страшнее, чем руководитель, проявивший себя подобным образом. Оставлять его на руководящей должности ни в коем случае нельзя. Это грех против Бога — позволять неверным управителям занимать ответственные посты, ибо их неверность может совратить народ Божий с пути истинного (Рукопись 154, 1902 г.).

Готовность ПРИНЯТЬ СОВЕТ

Никто в наших учреждениях, даже их руководители, не должен считать, будто он волен во всем поступать по-своему. Пусть никто не думает, что он все знает и ему больше нет нужды чему-то учиться. Если мы не будем постоянно учиться у Христа и если мы не будем принимать советы своих собратьев, нам не преуспеть в своей работе, ибо мы преисполнимся самонадеянности, а с самонадеянными Бог работать не может…

Проницательность

Человек, занимающий руководящее положение, должен быть мужественным и верным, готовым бесстрашно стоять за правду. Он должен быть человеком проницательным, способным отличать добро от зла и исправлять ошибки с наименьшими разногласиями. Недостаток проницательности, неспособность рассуждать от причины к следствию зачастую приводят к тому, что в наших учреждениях возникают ситуации, крайне неугодные Господу (Письмо 30, 1887 г.).

Ненужные долги

Руководителям всех наших санаториев я хочу сказать: не влезайте в большие долги. Не делайте необдуманных шагов. Не поддавайтесь желанию закупить все оборудование сразу. Лучше в полной мере использовать имеющиеся возможности, чем набирать долги. Все, что требуется, можно будет приобрести со временем, но необязательно иметь всю меблировку и оборудование сразу. Во всех своих поступках руководствуйтесь рассудительностью, трезвомыслием и мудрым расчетом. Нашим учреждениям, созданным для попечения о больных, будет сопутствовать успех, если их руководители предпочтут обходиться самым необходимым, не накапливая долгов.

Господь призывает нас совершать работу в самых разных местах. У нас должны быть санатории, способные существовать, не обременяя наше дело большими долгами (Письмо 140, 1906 г.).

Без показухи

Наши врачи должны являть христоподобную простоту во всех сферах своей работы. Если они облекутся в небесные доспехи — христоподобную кротость и смирение, — то будут по-настоящему успешны. Если же они будут сообразовываться с миром сим, чтобы заручиться его благоволением и признанием, то непременно ослабеют. Не делайте подобных уступок. Наше упование и наша сила не зависят от внешнего лоска. Те, кто отворачивается от истины из-за отсутствия изысков в архитектуре, в меблировке, в одежде, в оснащении, показывают тем самым, что они не способны понять существо истины. Они не способны по достоинству оценить Евангелие Христа. Когда люди, участвующие в работе, которая призвана приготовить народ к грядущему времени скорби, оставляют Бога и следуют обычаям мира сего, они тем самым бесчестят Бога… Не следует искать той популярности, которая уводит от простоты Христовой. Вашим Вождем должен быть Бог. Настоящие христиане будут стоять в силе Божьей. Они явят в своей жизни превосходство, которое Бог дает Своим послушным подданным, тем, кто верен Его заповедям. Верующие в истину никогда не устыдятся благовествования Иисуса Христа. В наших медицинских учреждениях должны господствовать принципы истины. И тогда те, кто следует обычаям мира сего, будут в страданиях своих приходить в эти учреждения, где увидят простоту, которая их по-настоящему очарует. Они ощутят невидимое присутствие небесных ангелов (Рукопись 172, 1899 г.).

Простота меблировки

Бог поручил нам совершать работу в эти последние дни, и помещения, обставленные не столь дорогой мебелью, как вам хочется, вполне ей соответствуют. Вы лелеете подобные представления от того, что так и не познали на собственном опыте, что значит смиренно ходить пред Богом. Вы считаете внешний блеск непременным условием, без которого вам не вознестись на вершину успеха. Это заблуждение. Вы стремитесь к показному лоску, который совершенно не соответствует характеру работы, порученной вам Богом, к лоску, на поддержание которого требуются большие деньги. Мы не можем согласиться с тем, чтобы помещения санатория обставлялись в идолопоклонническом духе века сего, даже если это приведет к росту клиентуры. Христианское влияние гораздо важнее, чем эта показуха.

Желание пустить пыль в глаза подобно язве, разъедающей жизненно важные органы. Показуха — это безжалостный тиран. Вам нужно сдерживать свою склонность к показухе и зрелищности.

Вы ошибаетесь, если думаете, что, поддерживая внешний лоск, вы привлечете больше пациентов и, соответственно, больше средств. Плачевные последствия подобного образа действий пока еще не бросаются в глаза, но они обязательно проявят себя, если вы не остережетесь…

Божий путь — самый лучший

Бог смотрит не на внешность, а на сердце. Каждый свой шаг нужно тщательно продумывать. Нельзя вкладывать деньги во всякого рода излишества. Мы возводим санаторий не потому, что хотим возвысить себя, но потому, что желаем прославить Бога и донести до людей истину, о которой у них превратное представление. Это учреждение должно превозносить наши отличительные религиозные принципы. Их ни в коем случае нельзя скрывать.

Божий путь — всегда самый лучший путь. Нам ничего не грозит, пока мы следуем за Тем, Кто говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Если Христос, Величие небес, кроток и смирен, то тем более должны быть кроткими и смиренными мы, кому вынесен смертный приговор за непослушание. Влияние наших врачей в санатории должно способствовать атмосфере кротости и смирения. Нельзя превозносить людей. Прославлять нужно только Бога (Письмо 51, 1900 г.).

Служение в испытаниях

Господь допускает разного рода испытания в жизни христиан, чтобы побудить их к жизни более высокого порядка и к более освященному служению. Без этих испытаний они все дальше уходили бы от подобия Христа и все глубже проникались бы духом научной, далекой от реальности человеческой философии, которая заставила бы их объединиться с последователями сатаны.

Провидение Божье допускает, чтобы каждое доброе и большое начинание подвергалось испытаниям. Так проверяется чистота и сила принципов, которых придерживаются те, кто занимает ответственное положение, и формируется и укрепляется характер каждого отдельного человека по Божественному образцу. Это и есть образование высшего порядка.

Совершенство характера достигается благодаря напряжению душевных сил, во времена величайших испытаний, в послушании всем требованиям Закона Божьего. Люди, занимающие ответственные посты, должны быть орудиями в Божьих руках, служащими для славы Его, и достичь совершенства характера они смогут, предельно добросовестно исполняя свои обязанности (Рукопись 85, 1906 г.).

Нужда в проницательных людях

«Вы достигли, — сказал наш Наставник, — важного этапа в истории вашего дела. Кто будет избран нести ответственность в санатории в начале его работы? В этом вопросе ошибка недопустима. Нельзя ставить на ответственные посты не испытанных и не проверенных людей. Нужно избрать людей, понимающих волю Господню, — людей, которые способны постичь суть той работы, которая им предстоит, и выполнить ее в молитвенном духе, не повторяя ошибок и заблуждений прошлого».

«Тот, кто будет управлять финансовой стороной дела, — сказал Он, — должен каждодневно пребывать под водительством Божьим. Он занимает крайне важное место и должен обладать необходимыми для этой работы качествами. Он должен быть человеком достойным и знающим, имеющим ясное представление о том, как правильно использовать свой авторитет. Жизнью своей он должен открывать Христа. Он должен быть человеком, способным дать религиозное наставление и оказывать духовное влияние. Он должен знать, как обращаться с душами, и позволять Духу Божьему руководить его собственной душой. Слова уст его должны быть наполнены мудростью и ободрением для всех, с кем он общается. Он должен знать, как выявлять и исправлять ошибки. Он должен быть человеком, умеющим работать в согласии со своими сотрудниками, способным адаптироваться в их среде. Он должен обладать умением говорить о различных аспектах нашей веры, если возникнет такая необходимость. Его слова и поступки должны являть справедливость, рассудительность и любовь Божью».

Тот, Кто давал израильтянам наставления из столпа облачного и вел их по пустыне в землю обетованную, ведет и нас сегодня. Мы находимся под Божьим водительством, и если мы будем послушны Его заповедям, то будем безопасны на этом пути и будем отмечены особыми знаками Его благоволения (Письмо 325, 1904 г.).

Умеренные расценки

Наши санатории должны быть доступны всем классам общества. Господь не призывает наш народ открывать учреждения, где всякий мог бы бесплатно получить пищу и крышу над головой и где не проповедовались бы отличительные истины нашей веры. Это было бы напрасной тратой времени и денег.

Условия проживания и лечения должны быть привлекательными для пациентов из более высоких общественных слоев. Палаты должны быть оснащены так, чтобы там могли лежать обеспеченные люди, способные щедро оплатить свое лечение. Однако врачам не следует оказывать особые знаки внимания богатым пациентам, которые могут позволить себе заплатить большие деньги; точно так же не должно быть и необоснованной траты средств на показуху с целью завлечь клиентов побогаче. Плата за лечение не должна быть слишком высокой, иначе у пациентов появится недовольство простой, здоровой пищей, столь необходимой для хорошего самочувствия. Устанавливайте разумные цены за предоставляемые услуги. Такой подход будет говорить сам за себя для всех, кто мыслит разумно.

Устанавливать несправедливые, нечестные цены — значит поступать в соответствии с обыкновением, принятым у мирских врачей, однако это не послужит к славе Божьей. Нет на то Его воли, и этим не заслужить Его одобрения. Это окажет неблагоприятное влияние на мир. Завышенные цены принесут отдачу и окажут влияние, совершенно отличные от тех, на которые рассчитываем. Ни в коем случае нельзя заламывать непомерные цены.

Необходимая перемена

Мне поручено сказать всем врачам, работающим в наших учреждениях: дела в наших учреждениях нужно вести иначе. Ими нельзя управлять так, как принято вести дела в миру. Многие, кто не может заплатить, лечатся бесплатно, тогда как с других требуют непомерную плату за процедуры, которые отнимают совсем немного времени. Нашим учреждениям не следует ориентироваться на цены, устанавливаемые мирскими врачами…

Господь говорит по этому поводу: берегитесь! Он не станет благословлять обман во всем, что касается финансовой стороны дела. Медики в массе своей сильно грешат несправедливыми поборами; стоит ли нам перенимать их грех? Мы — реформаторы. Нам надлежит поступать так, чтобы люди увидели в нас подлинную человечность, чистый, возвышенный характер Христа. Если мы действительно таковы, то будем являть непоколебимую честность и в малом, и в большом. Освященные сердца должны всегда являть освященные принципы (Рукопись 169, 1899 г.).

Неопытному управляющему

Вы должны всегда ставить себя на место человека, с которым вы имеете дело, чтобы увидеть, как вы будете себя чувствовать в сходных обстоятельствах; и тогда поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами, дабы никакая тень не омрачила драгоценное дело истины. Нельзя допускать, чтобы оно претерпевало поношение из-за нескольких лишних долларов или центов. Мы не должны подавать людям ни единого повода говорить о нас, будто мы, адвентисты седьмого дня, поступаем дурно. Тем самым мы навлечем на себя презрение. Пусть все наши деловые операции будут чистыми и безупречными в глазах мира и наших единоверцев. Не поступайте так, чтобы вам потом пришлось объяснять свой образ действий в попытке представить его хоть в сколько-нибудь благоприятном свете.

Пусть все увидят, что наше учреждение призвано способствовать счастью и благополучию наших ближних. Лучше, гораздо лучше претерпеть какое-нибудь неудобство или убыток, чем в погоне за прибылью вызвать у людей озлобление и оставить у них впечатление, будто их обобрали и обманули. Нельзя допускать, чтобы они покидали наше учреждение с враждебными чувствами. Вы должны неизменно руководствоваться нравственными принципами и устоями нашего учреждения, принципами благородными и разумными, особенно в отношении тех, кого постигли бедствия и недуги (Письмо 26, 1888 г.).

О пострадавшем сотруднике

Когда кто-то из вашего числа получает травму на работе, как это было уже некоторое время назад, обращайтесь с ним так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами в подобных обстоятельствах. Явите христоподобное сострадание. И тогда вы поступите по-Божески, в духе истинной справедливости и благородства.

Вы должны были проявить особое участие к пострадавшему, ибо он неверующий. У вас есть все причины возблагодарить Небесного Отца за то, что он остался в живых.

Если пострадавшего нужно отправить в санаторий, пусть плата за лечение будет минимальной, а то и вовсе не следует брать никакой платы. Кроме того, нужно как следует подумать, не требует ли принцип справедливости сохранить ему заработную плату на время его нетрудоспособности, ведь он пострадал в результате несчастного случая на работе.

Ни в коем случае нельзя пользоваться несчастьем, которое может случиться с любым сотрудником; ибо все открыто взору Того, Кому мы служим. Он требует, чтобы мы лелеяли честность в душе и являли ее в жизни (Письмо 58, 1902 г.).

Будьте обходительны с бедными и несчастными

В наших учреждениях не должно быть места желанию делать все по-своему, вопреки суждению со-работников. «Все же вы — братья». В них должен проявляться дух любви и нежности. В наших санаториях, да и в любых других учреждениях, должны высоко цениться доброе слово, участливый взгляд и снисходительное отношение. Истинная любезность весьма к себе располагает. Какой силой к добру обладает такое качество, как снисходительность, в общении с людьми! Какое духоподъемное, возвышающее влияние оно оказывает на тех, кто беден и угнетен, кто сломлен недугом и нищетой! Неужели мы лишим их бальзама, который производит такое замечательное действие?..

Нашим ответственным работникам придется столкнуться с теми, кому выпал нелегкий удел. Тяготы и лишения без надежды на лучшее будущее делают их бремя крайне тяжелым. А если ко всему прибавляется еще и болезнь, то груз для них становится почти невыносимым. Суровость по отношению к таким людям со стороны Божьих управляющих просто недопустима. Такая суровость граничит с жестокостью. Пусть они облекутся в одежды доброты и любезности. Пусть они будут добры и обходительны в общении с самыми скромными и бедными людьми. Бог увидит их отношение и вознаградит их за него (Письмо 30, 1887 г.).

Освященное достоинство

Я получила наставление о том, что наши санатории надлежит очистить от тех людей, которые своим образом действий дискредитируют священный санаторный труд.

Наши здравоохранительные учреждения должны заботиться о своем освященном достоинстве. Не держите на работе тех сотрудников, которые не проявляют чувства истинного достоинства. Принимайте на работу тех, кто засвидетельствовал, что они стремятся к совершенству, чья жизнь отмечена знаками Божественного подобия. Отбирая людей для работы инструкторами в наших санаториях, нужно проявлять большую мудрость. Это должны быть не просто люди, умеющие хорошо рассуждать на научные темы. Это должны быть мужчины и женщины, научившиеся трудиться под водительством Духа Божьего и быть послушными наставлениям Христа. Они должны быть способны дать мудрый совет в духе доброты и рассудительности. Раздражение и брань ни к чему хорошему не приведут, тогда как слова, сказанные просто и по-доброму, обязательно принесут долговечный добрый плод. Господь поможет всем, кто по-настоящему хочет научиться от Него.

Нам не произвести на больных достойного впечатления, если работники санатория будут грубы и сварливы или завистливы и нетерпимы или лелеять дух легкомыслия. Подобных сотрудников держать в наших санаториях нельзя, ибо враг всегда готов воздействовать на их сознание и через них отвращать души от Христа. Гораздо лучше платить более высокое жалованье и принимать на работу добрых, благоразумных помощников, чем держать тех, кого нельзя ни приучить к порядку, ни чему-то выучить.

Влияние безупречного характера

Приятный нрав, прекрасный характер — вот что будет использовать Бог во благо больным. Истины Слова Божьего обладают освящающей, преображающей силой. Если принять их сердцем и практиковать их в жизни, они окажутся запахом живительным на жизнь. Сотрудники наших учреждений должны быть таковы, чтобы в их словах и делах сиял свет истины. Только таковых Христос может принять как Своих соработников.

Я говорю об этом со всей определенностью, дабы все осознали, насколько важно для нас освободить от злого влияния наши санатории, организованные ради того, чтобы нести исцеление и благословение страждущим людям, больным душой и телом (Рукопись 69, 1909 г.).

Потребность в опытных сотрудниках

Мы поступаем не совсем разумно, когда набираем в наши санатории слишком много неопытных работников, которые приходят как ученики, в то время как ощущается острая нужда в опытных, квалифицированных сотрудниках. Нам требуется больше знающих свое дело женщин и мужчин, здравомыслящих и утвержденных в принципах, почтенных мужчин, боящихся Бога и способных трудиться с большой пользой. Конечно, можно принимать и таких, кто готов работать за меньшее жалование, потому что им нравится в санатории или хочется чему-то научиться; однако будет неправильно набирать в штат учреждения в основном неквалифицированных помощников.

Если в наших санаториях будут работать достойные люди и если все они смирятся пред Богом, то какими бы обременительными ни были долги того или иного учреждения, Господь сделает так, чтобы этот долг уменьшился, а больные души обратились к истине, увидев, что сотрудники следуют путем Господним и соблюдают Его заповеди (Рукопись 57, 1909 г.).

Всем сердцем посвященные Богу

Я крайне переживаю о том, чтобы все сотрудники наших санаториев были всем сердцем посвящены Богу, чтобы они были людьми, свободными от злых дел. Увы, среди них есть люди, которые, похоже, утратили всякое представление о священном характере наших учреждений и о цели, ради которой они были созданы. Мне становится страшно от одной мысли, какие плоды может принести этот недостаток духовности и проницательности. Нам крайне не хватает верности принципам. Господь призывает к труду в наших санаториях молодых людей, которые не будут поддаваться искушению. Молодые люди, работающие в наших санаториях, должны быть таковыми, чтобы их жизнь служила к обличению и обращению тех, кто еще не принял истину для настоящего времени.

Дела в наших санаториях должны вестись таким образом, чтобы они приносили честь и славу Богу. Они не должны становиться дьявольской сетью. Однако если люди, в них работающие, не будут под водительством Святого Духа, то враг будет использовать их для осуществления своих замыслов, чтобы помешать делу Божьему и погубить их собственные души. Многие уже утратили свою первую любовь к великим, величественным библейским истинам относительно Второго пришествия Христа (Рукопись 63, 1908 г.).

Подбор сотрудников

Нужно проявлять большую осмотрительность при подборе молодых сотрудников для наших санаториев. Не следует принимать на работу тех, кто не имеет любви истины в сердце. Больные нуждаются в мудром слове. Каждый работник должен оказывать на них благоприятное влияние в пользу религии Иисуса Христа. Мне был дан свет, что для работы в санаториях нужно отбирать молодых людей, которые засвидетельствовали, что они способные ученики в школе Христа (Письмо 59, 1905 г.).

Санатории и образование

Каждый санаторий, организованный адвентистами седьмого дня, должен служить еще и к просвещению людей. Он должен постоянно развиваться, поднимаясь на все новые и новые высоты в своей деятельности. Ответственные сотрудники должны помнить, что их слова и поступки оказывают определенное влияние на тех, кто с ними связан. Они должны трудиться ради духовного и физического здоровья тех, кто оказывается в их учреждении. И эту работу нужно вывести на гораздо более высокий уровень, чем она велась до сих пор.

Люди, занимающие ответственные посты в санатории, будь то управляющий или старшая сестра, должны осознавать свою ответственность за обучение подчиненных. Они должны научить их работать добросовестно и быстро. Если они истинные христиане, то они будут искренне стремиться достичь наилучших результатов для нынешнего и вечного блага своих подопечных. Они оправдают оказанное им священное доверие и не станут привносить в свои наставление собственные мнения, не соответствующие учению Слова Божьего.

Люди, отвечающие за эту работу, должны прежде обрести христоподобие. Им надлежит каждый день учиться в школе Христа. И тогда у них достанет мудрости, как обращаться с человеческими душами. Они будут знать, как шаг за шагом нести истинное знание тем, кто приходит в санаторий, чтобы научиться быть полезными в Божьем служении.

Санатории как центры подготовки

Все наши учреждения должны выступать в роли учебных заведений. Особенно это касается наших санаториев. Молодежь должна получать в них мудрые наставления. От них нужно требовать аккуратности и добросовестности. Нужно учить их предельной расторопности в работе. Медлительность следует рассматривать как болезнь, от которой нужно избавляться.

В каждом учреждении должны быть мудрые руководители, которые надзирали бы над работой внутри и вне его стен, дабы помощники научились бороться со своей леностью и праздностью. Старшая сестра должна отобрать из своих подчиненных тех, кто мог бы помочь ей обучить молодых людей исполнять свою работу со всей тщательностью и добросовестностью. Медлительность и нерасторопность ни в коем случае нельзя поощрять. Каждый должен стараться работать быстро и в то же время аккуратно и внимательно.

Старшая сестра должна проявлять материнскую заботу о девушках, работающих под ее началом. Ей следует научить их разумному обращению со своим жалованием. Она должна следить за тем, чтобы они были всегда опрятно и прилично одеты. Ей следует препятствовать проявлениям тщеславия и расточительства.

Экономия средств

Тот, кто отвечает за финансы, должен учиться экономить, а не тратить. Все ненужные расходы должны быть урезаны. Сотрудники должны понимать, что потребление не должно превышать производство. Расточительство в санатории — последнее дело. В санатории много людей, выполняющих самую разную работу, и очень важно, чтобы они осознавали необходимость бережливости. Бережливость — это очень важная наука. Многие теряют много денег, будучи расточительными в мелочах. Многие семьи выбрасывают на ветер столько, что хватило бы прокормить еще одну небольшую семью. В наших санаториях должны учить в том числе и бережливости.

Деньгами нужно дорожить; не следует расточать их на тех, кто в них не нуждается. Ваши доброхотные дары могут помочь многим страждущим. Как часто те, у кого есть деньги, забывают, сколько людей в мире голодают. Таковые могут сказать: «Все равно мне их всех не накормить». Однако, воплощая в жизнь уроки бережливости, преподанные Христом, вы сможете накормить хотя бы одного, а может быть, и многих, кто нуждается в хлебе насущном. А их души вы сможете накормить хлебом жизни. «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Эти слова были произнесены Тем, в Чьих руках все сокровища Вселенной; Своей чудотворной силой Он накормил тысячи людей, но при этом не упустил случая преподать им урок бережливости.

Бодрый, отзывчивый дух

Сотрудникам наших санаториев нужно помогать осваивать те обязанности, к которым они более всего приспособлены. Однако если возникает срочная необходимость и требуется помощь, никто из них не должен говорить: «Это не моя работа». Сотрудник, полагающий, что он должен делать только то, что входит в его служебные обязанности, и ничего более, и считающий, что он не обязан помогать там, где может потребоваться помощь, должен незамедлительно отказаться от этой мысли. Он ни в коем случае не должен думать, что с ним поступают несправедливо, когда просят в каких-то чрезвычайных обстоятельствах потрудиться сверх положенного. Если от них требуется дополнительная помощь, сотрудники должны откликаться с готовностью, в духе христианской кротости, и тогда они получат благословение.

Вполне может быть, что некоторые сотрудники воспротивятся, когда им будут давать какие-то небольшие, простые поручения. Однако им нужно понимать, что речь идет об обязанностях, которые они должны знать, как исполнять. Именно верность в малом приготовит нас к большим делам. Самыми успешными тружениками становятся те, кто готов послужить Богу и в малом, и в великом. Каждый человек должен трудиться над нитью своей жизни, вплетая ее в общую ткань ради создания прекрасного узора. Кто хочет быть полезным, тот всегда найдет себе дело. Таковые никогда не сидят сложа руки…

Пусть никто не проводит время в бесплодных мечтаниях, забывая об обычных повседневных обязанностях и лелея мечту о чем-то великом. Нужно ступень за ступенью подниматься вверх по лестнице, превозмогая боль и усталость. Однако усердие увенчается успехом, и достигнутый прогресс будет подлинной наградой для тех, кто искренно стремится к победе…

Своими поступками сотрудники наших учреждений показывают, насколько они добросовестны или недобросовестны в служении. Кто приходит работать в учреждение, не горя желанием помочь, кто выполняет поручения через силу, неохотно, кто трудится, всем видом показывая, что с удовольствием снял бы с себя этот хомут нудных, повседневных обязанностей, тот большой пользы учреждению не принесет. За механическим послушанием может скрываться тлеющий огонь мятежа, готовый разгореться в любую минуту, протестуя против тесных рамок. В служении подобных людей нет ни мира, ни света, ни любви. Их души окружены отнюдь не благоухающей атмосферой. Влияние их слов и дел сказывается на остальных, причем оно наносит вред даже тем, кто отдает все силы любой работе, которую им поручают. Жалость к самому себе портит характер того, кто ей потворствует, и он начинает распространять влияние, ущемляющее счастье ближних.

Терпеливое обращение с заблуждающимися

Тот, у кого под началом оказались подобные люди, ни в коем случае не должен раздражаться или браниться. Он не должен давать волю нетерпению или терять над собой контроль. Поговорите с ними один на один и скажите им, что подобные проявления нельзя допускать, что им нужно изменить отношение к работе. Скажите им, что нельзя приучать себя к мысли, что ты нуждаешься в сочувствии, — это самое неразумное, что они могут сделать. Помолитесь вместе с ними, а затем дайте им поручение так же, как дает их нам Бог. Он дает каждому человеку ту работу, которая соответствует его способностям.

Если после полноценного и достаточно продолжительного испытания в этих молодых людях не произойдет никакой перемены, нужно сказать им прямо, что вы не можете больше держать их в учреждении. Пусть их место будет отдано тем, кто не будет столь обременителен для учреждения…

Рабства быть не должно. Служение каждого человека должно быть добровольным и доброхотным. Однако тем, кто обучает молодежь в наших учреждениях, придется столкнуться с одной бедой, которую им нужно будет исправлять. Многие из молодых людей получили в своей семье негодное воспитание. Зачастую матери делают себя рабынями своих детей и тем самым упускают самое важное в своем труде — они не приучают детей заботиться о самих себе, быть аккуратными, любить порядок и быть добросовестными даже в мелочах…

Когда такие дети достигают совершеннолетия, они так и остаются неприученными к покорности и дисциплине. У некоторых из них возникает желание поступить в один из наших санаториев и выучиться на медсестру или медбрата. Их принимают, однако недостатки их домашнего воспитания дают о себе знать, и их пребывание в учреждении становится бременем и для них самих, и для тех, кто отвечает за их обучение.

Преодоление недостатков родительского воспитания

Нельзя допускать, чтобы в нашем учреждении усугублялись недостатки домашнего воспитания. Для этих бедных молодых людей, которых портили с юных лет неразумным потворством, не останется надежды, если в учреждении они столкнутся с тем же отношением, что и дома. Их нужно приучать к дисциплине, проявляя мудрость и доброту, и когда вы заметите, что они стараются стать лучше, сделаться такими, какими они должны быть, нужно их поддержать ободряющим словом. Но они должны знать, что в учреждении у них не получится угождать себе так же, как это было у них дома. Если они готовы начать все с начала, если они решительно настроены бороться со всеми проблемами, их усилия не будут напрасны…

Нерадивость их родителей привела к тому, что их обучение идет труднее, чем могло бы. Не оставляйте без внимания ни одно проявление легкомысленного отношения к труду, но и не обвиняйте и не браните их. Это им не поможет, а только смутит их и приведет в уныние. Как можно тактичнее объясните им, что им придется преодолеть наследие прошлого, иначе они не смогут оставаться в учреждении. Им нужно указать на необходимость решительных перемен. Их нужно побудить к тому, чтобы они оставили дурные привычки и приобрели новые.

Вам нужно работать с теми, кто сочувствует работнику, приносящему много неприятностей из-за своего нежелания исправлять недостатки домашнего воспитания. Покажите им, что их долг — помочь тем, кому нужно столько в себе преодолеть. Ответственные сотрудники учреждения могут навредить юношам и девушкам на всю оставшуюся жизнь, проявляя к ним неразумное сочувствие, нежничая с ними и выслушивая их жалобы. Всякий, кто так поступает, сам нуждается в серьезных переменах, прежде чем он будет готов мудро управлять делами в санатории или в любом другом учреждении, где обучаются молодые люди.

Это одно из направлений, в котором должна вестись медико-миссионерская работа в наших санаториях. И как же осторожны должны быть их ответственные сотрудники, дабы не совершать никаких ошибок! Кто, занимая ответственное положение, дает неверный совет, тот противодействует делу Господа Иисуса.

Задачи, стоящие перед руководителями

О, какая работа предлежит тем, кто занимает ответственное положение в наших учреждениях! Перед ними стоят большие задачи. Им предстоит нести нелегкий груз ответственности, и ответственность эту должны нести люди, обладающие живым опытом общения с Богом, изо дня в день ищущие Его всем сердцем. Священный долг возложен на врачей и управляющих нашими санаториями. Они должны подавать пример, достойный их исповедания истины…

Я хочу, чтобы наши врачи по возможности осознали, насколько это важно — чисто и праведно представлять Бога, дабы мир увидел Его во всей Его красоте. Я хочу, чтобы они настолько исполнились Духом, пребывавшим в Нем, что мир уже не будет иметь над их сознанием никакой власти и не отвратит их от работы — открывать людям великие, прекрасные возможности, которыми обладает каждая душа, принимающая Христа и верующая в Него (Рукопись 27, 1902 г.).

Воспитание без грубости

В вашем стремлении приучить молодежь к порядку и дисциплине, не опускайтесь до грубости и резкости. Не отдавайте им строгих приказов. Ведь именно жесткие правила и повеления порой оставляют у них впечатление, будто их принуждают к тому, чего они делать не обязаны. Предостерегая молодых людей или выговаривая им, делайте это так, чтобы они увидели, что вы проявляете в них искреннее участие. Они должны понимать, что единственное ваше желание — чтобы напротив их имен в небесных книгах появилась добрая запись…

Словами и делами в сей жизни определяется вечная участь каждого человека, поэтому будьте крайне осторожны, чтобы не подтолкнуть искушаемую душу в руки врага. Не провоцируйте молодежь на гнев. Не возбуждайте в них своими несправедливыми упреками и грубым обращением стремление ответить тем же. Очень часто те, кто должен знать, как обращаться с молодыми людьми, отвращают их от Бога необдуманными словами и поступками. Бог рассматривает такое отношение к молодежи как грех против Него. Обращайтесь с искушаемыми так, чтобы они увидели в вас друга, который никогда их не обидит и не будет судить о них превратно.

Увещевания, данные Богом в Его Слове, во сто крат лучше, чем любые порицания из ваших уст. Помогите молодым людям увидеть, что если они последуют путем, отмеченным для них Господом, это будет для их же вечного блага. Скажите им, что им нельзя грешить, ибо тем самым они огорчают сердце Искупителя. Пусть они чураются греха, ибо возмездие за грех — смерть. Нежно и с любовью старайтесь пробудить в них стремление исполнить свой долг пред Богом и ближними. Помните, что вся будущая жизнь этих молодых людей будет отмечена учением, которое вы им преподали.

Воспитывая таким образом молодежь, оказавшуюся в вашем попечении, вы будете воспитывать и сами себя, приготовляясь к более ответственному служению для Господа. Ваш характер будет претерпевать изменения, которые сделают вас добрым примером для тех, кто подвергается искушениям и испытаниям. Приучая к дисциплине других, вы дисциплинируете и обучаете сами себя…

Стремитесь являть в своей жизни Христа

Пусть каждый, кто занимает ответственное положение, остерегается, как бы своими недостатками характера и нехристоподобньш нравом не воспрепятствовать Божьим намерениям. Слава Божья и благо людей должны пробуждать в каждом стремление показать на собственном примере, каким может стать человек благодаря благодати Христовой. Он должен всецело полагаться на заслуги Того, Кто отдал Себя в жертву, чтобы стать Посредником между Богом и человеком. Усилия каждого, в чьем сердце ежедневно совершается работа благодати, будут запахом живительным на жизнь для тех, кто находится у него на попечении. Он добьется успеха в труде по спасению душ, стоящих на краю гибели. Он приведет их к Архипастырю, Который один только может всегда спасать всех, кто к Нему приходит.

Люди, управляющие и наставляющие несведущих и заблуждающихся, нуждаются в терпении и любви Христа. Их терпение будет испытано, и неоднократно; те, ради кого они трудятся, могут оказаться маловосприимчивыми к наставлению; будет нелегко убедить их поступать правильно. Нужно донести до них истину, которая смягчит и покорит их сердце. Те, кто пытается помочь им, должны быть способны вести их шаг за шагом, вполне осознавая, что они должны убеждать грешников, а не заставлять их примириться с Богом.

Христос говорит: «Овцы Мои слышат голос Мой и идут за Мной прочь от греховных путей». Как трудился Христос, так должны трудиться и вы. С нежностью и любовью выводите заблуждающихся на путь правды. Это потребует от вас огромного терпения и сдержанности, а также постоянного проявления прощающей любви Христовой. Вы должны каждый день являть сострадание Спасителя. Вы должны следовать примеру, который Он оставил. Он облек Свою безгрешную природу в нашу греховную плоть, дабы узнать, как помочь искушаемым.

Тот, кто выполняет эту работу, должен вкладывать в нее все свое сердце, ибо она требует от человека полной самоотдачи. Если он выполняет ее как наемник, работающий за деньги, ему не миновать полного краха…

Необязательно сообщать обо всех промахах, нуждающихся в исправлении, управляющему. Когда вы видите работника, поступающего неправильно, пойдите к нему и поговорите с ним по-доброму и мягко, выказав искреннюю заботу о его благополучии. В девяти случаях из десяти ваши усилия достигнут своей цели. Вы спасете душу от смерти и покроете множество грехов (Письмо 67, 1902 г.).

Вместо отца

Все наши учреждения должны быть миссионерскими, во всех смыслах этого слова. Ничто не должно мешать осуществлению главной задачи — работе по спасению душ. В каждом учреждении должна совершаться миссионерская работа. От управляющего до самого скромного работника — все должны осознавать свою ответственность за необращенных в их среде. Они должны прилагать ревностные усилия, чтобы приобрести их для Христа. Благодаря этим усилиям многие будут приобретены для Спасителя и станут верно и искренно служить Богу. Последовательная религиозная жизнь, святой образ жизни, безупречная честность, благочестивый пример — все это средства, которые использует Бог для обличения и убеждения неверующих.

Мои собратья, по провидению Божьему вам приходится соприкасаться и вести дела с молодыми людьми, не принявшими Христа как своего Спасителя. У вас за плечами многие годы в истине. У вас есть собственные дети. Вам следует знать, как обращаться с этими молодыми людьми, чтобы привести их ближе к Спасителю. И все же, как мне было показано Господом, вы не предпринимаете особых усилий, чтобы приобрести их, чтобы явить им свою любовь и уважение. Если бы эти юноши обратились, Господь мог бы использовать их в Своей работе. Однако кто из вас, людей зрелых, многоопытных, озаботился их спасением? Христос умер, чтобы спасти их. Вы являете им христоподоб-ную нежность? Вы беседуете с ними как с людьми, достойными спасения? Или же вы отталкиваете их? Засвидетельствовали ли вы им, что они вам небезразличны? Или же вы всем своим отношением показали им, что не считаете их достойными своего внимания?

Бог возлагает на руководителей Своих учреждений ответственность за молодых людей, дабы они обращались с молодежью вежливо, с уважением и с отеческой добротой. Они должны обращаться так, как им самим хотелось бы, чтобы с ними обращался Христос. Наша первейшая задача, как показал мне Господь, состоит в том, чтобы, будучи добрыми с молодежью и проявляя искреннюю заботу об их интересах, дать им увидеть в нас родных людей.

Вы пытались быть бескорыстными, добрыми, сделать свои слова и поступки благоуханием к жизни? Могут ли ваши подчиненные смотреть на вас как на истинных христиан? Вы — отцы. Вы задавали себе вопрос: а хотелось бы вам, чтобы с вашими детьми обращались так, как вы обращаетесь с некоторыми из молодых людей, находящихся у вас в подчинении? Мне был дан свет, благодаря которому я знаю, что некоторые из работающих здесь ответственных сотрудников никогда не увидят Царства Небесного, если не обратятся. Мне больно видеть, что в своей практической жизни они не являют мудрости, веры и любви к погибающим душам. Молодежь не получает от них ни единого лучика теплой, сердечной дружбы. Совсем не таким должно быть обращение, с которым они сталкиваются в учреждении, руководимом людьми, которые должны знать Бога.

Справедливая плата за труд

Время от времени вы даете своим сотрудникам понять, что повысите им жалование, а затем не выполняете обещанного. Это ли тот свет, который должен сиять в добрых делах ваших? Благоугодно ли такое служение Господу? Такая ли работа должна совершаться в Божьих учреждениях, которые были созданы для спасения душ тех, кто с ними связан? Вы задерживаете жалованье на возможно больший срок. Разве вы не знаете, когда удерживаете у работников плату за труд, что поступаете не так, как должно? Почему люди, называющие себя христианами, ловчат и поступают неблаговидно, подражая врагу рода человеческого? Он будет играть на вашем честолюбии. Он будет пытаться обольстить вас, заставить вас думать, будто поступать с людьми нужно именно так, как поступаете вы. Но вам не будет оправдания, если вы позволите ему обмануть себя; ибо Бог отметил для вас простой путь, по которому вы должны идти…

Христос пришел в этом мир, чтобы найти и спасти погибшее. Когда фарисеи обвинили Его в том, что Он ест с мытарями и грешниками, Он ответил: «Я пришел призвать не праведников [так о себе думающих], но грешников к покаянию». Он пришел спасать, а не губить. Души весьма драгоценны в Его глазах, ибо они принадлежат Ему по праву творения и искупления. Неужели вы не понимаете, что Он возлагает на вас ответственность за спасение тех, с кем вы имеете дело? Неужели вы не понимаете, что Он спросит с вас задуши, которые вы и не пытались спасти? Или вы думаете перехитрить врага, который постоянно пытается убедить молодежь, что неверующие поступают правильнее, чем те, кто говорит, что верит в истину?

Если управляющие не дорожат любовью Божьей, то лучше не отдавать молодых людей под их начало…

Небесные записи

Помните, что Великий Художник изо дня в день делает зарисовки с вашего характера. Он переносит ваши мысли, ваши слова, ваши поступки в Свою небесную книгу, подобно тому, как живописец переносит человеческие черты на свой холст.

Мы должны быть представителями Христа на земле — чистыми, добрыми, справедливыми и милостивыми, полными сострадания, являющими бескорыстие в словах и делах. Алчность и корыстолюбие — это два порока, отвратительные для Бога. Они уходят корнями в себялюбие и грех и портят любое дело, в котором им позволяют проявиться. Грубость и невыдержанный характер — это изъяны, которые Священное Писание решительно осуждает как бесчестящие Бога.

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью» — то есть христианской щедростью. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

«Очистите себя»

Слово Господне, обращенное к тем, кто трудится в Его учреждениях, таково: «Очистите себя, носящие сосуды Господни!» Во всех наших учреждениях своекорыстие должно уступить место бескорыстной любви и труду. И тогда золотой елей потечет из двух оливковых ветвей по золотым трубочкам прямо в приготовленные сосуды. И жизнь Христовых работников обязательно станет воплощением священных истин Его Слова.

Страх Божий, осознание Его благости, Его святости должны наполнять атмосферу в каждом учреждении. Дух любви и мира проникнет в каждый отдел. Каждое слово, каждый поступок будут распространять влияние, подобное влиянию небес. Христос будет пребывать в людях, и люди будут пребывать во Христе. Во всяком деле будет проявлен Божий характер. Души тех, кто общается с нашими работниками, будут ощущать на себе Божественное влияние, передаваемое через святых ангелов, и благоухание, исходящее от этих работников, будет распространяться на всех, кто пожелает его вдохнуть. Добрая ткань характера, созидаемая с Божьей помощью, получит свет и славу небес и предстанет пред миром как свидетельство, указывающее на престол живого Бога.

И тогда дело Божье будет продвигаться вперед неуклонно и с удвоенной силой. Работники всех направлений обретут новую силу. Люди будут познавать избавление от беззакония, которое принес им Мессия Своей жертвой. Последняя весть предостережения и спасения будет возвещена с великой силой. Земля осветится славой Божьей, а мы будем свидетельствовать о скором пришествии нашего Господа и Спасителя в силе и славе (Письмо 58, 1902 г.).

Для дальнейшего изучения:

Местоположение санаториев:Советы по здоровому образу жизни, с. 265—270; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 80—83; 85-89.

Экономия в строительстве и оборудовании:Советы по здоровому образу жизни, с. 274—279; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 90-94.

Управление:Советы по здоровому образу жизни, с. 280, 281; Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 571—573; Советы по здоровому образу жизни, с. 305, 319, 320.

Общий совет относительно работы учреждений:Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 549—563.

Не для искателей удовольствий:Советы по здоровому образу жизни, с. 271—273; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 95—97.

Коммерческая выгода:Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 169.

Опасности земного успеха:Советы по здоровому образу жизни, с. 290, 291.

Наши санатории — прибежище для работников:Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 292—294.

Особые служители для духовной работы в санаториях:Советы по здоровому образу жизни, с. 312, 313; Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 143, 144; Советы по здоровому образу жизни, с. 293; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 75.

Долг по отношению к бедным:Советы по здоровому образу жизни, с. 228—230; Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 550—552.

Бизнесмен, честность и способности:Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 247-249.

Бизнес и религия:Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 422—429.

Справедливое обращение с работниками:Советы по здоровому образу жизни, с. 314, 315.

Развлечения в санаториях:Советы по здоровому образу жизни, с. 240, 241; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 577—579.