15. Питание и здоровье

Важные принципы

Адвентисты седьмого дня обладают наиважнейшими истинами. В вопросе воздержания они должны быть впереди всех остальных. Вопрос о том, как сохранить здоровье, — один из самых важных. Когда мы изучим этот вопрос в страхе Божьем, то мы поймем, что самое лучшее как для нашего физического, так и для духовного развития, соблюдать простоту в питании. Давайте терпеливо изучать этот вопрос. Нам нужны знание и здравое суждение, чтобы мудро продвигаться вперед. Законам природы нельзя противиться, их нужно соблюдать.

Только когда мы будем разумно подходить к принципам санитарной реформы, мы сможем распознать все зло, которое причиняет нам неправильное питание. Те, кто, увидев свои ошибки, решится переменить свои привычки, поймут, что процесс преобразования требует борьбы и немалого упорства. Однако, когда будут сформированы правильные вкусы, они поймут, что употребление пищи, которую они прежде считали безвредной, медленно, но верно закладывало основание для расстройства пищеварения и прочих заболеваний.

Пища должна быть полезной и питательной

Некоторые из нашего народа добросовестно воздерживаются от нездоровой пищи и в то же время пренебрегают продуктами, которые могли бы обеспечить их необходимыми для поддержания телесного здоровья элементами. Мы навлекаем поношение на санитарную реформу, если, отказавшись от вредных продуктов питания, мы не заменяем их здоровой и вкусной пищей. При приготовлении питательных блюд, способных заменить многое из того, что подается на стол во многих семьях, необходимо проявлять большой такт и благоразумие. Эта работа требует веры в Бога, целеустремленности и желания помочь друг другу. Рацион, в котором недостает необходимых элементов питания, приносит бесчестье делу санитарной реформы. Мы смертные люди и должны обеспечивать себя пищей, которая позволит поддерживать наше тело в надлежащем состоянии. Те, кто не знает, как готовить здоровую пищу, должны учиться сочетать здоровые, питательные продукты таким образом, чтобы получались вкусные блюда. Пусть те, кто желает приобрести познания в этой сфере, подписываются на наши журналы о здоровье…

Без находчивости и изобретательности достичь успеха в приготовлении здоровой пищи невозможно; те же, чьи сердца открыты для влияния и советов Великого Учителя, научатся многому и смогут научить других, ибо Он даст им и умение, и разумение.

Нужно быть особенно осмотрительными при приготовлении блюд из орехов. Некоторые виды орехов не столь полезны, как прочие. Не следует ограничивать свой рацион несколькими блюдами, составленными в основном из орехов и их производных. Эти продукты нужно употреблять с оглядкой. Если бы некоторые употребляли их более умеренно, результаты были бы более удовлетворительными. Когда орехи наличествуют в рационе в больших количествах, это делает питание чрезмерно обильным, так что организм уже не может его надлежащим образом усваивать.

Разумные шаги

Давайте будем делать разумные шаги по пути упрощения нашего рациона. По провидению Божьему в каждой стране есть продукты, содержащие необходимые для поддержания организма питательные вещества. Их них можно готовить здоровые, вкусные блюда.

Пусть те, кто отстаивает санитарную реформу, искренне стремятся к тому, чтобы в полной мере ей соответствовать. Пусть они откажутся от всего, что может нанести ущерб здоровью. Употребляйте простую, здоровую пищу. Фрукты — замечательная еда, приготовление которой не требует больших усилий. Откажитесь от выпечки, пирожных, десертов и прочих кулинарных изделий, приготовленных для того, чтобы возбуждать аппетит. Меньше ешьте за один присест, вкушайте пищу с благодарением.

Что касается мяса, то здесь мы можем лишь сказать: «Оставьте его!» Все мы должны нести ясное свидетельство против чая и кофе, воздерживаясь и от того, и от другого. Это наркотики, одинаково вредные для мозга и для прочих органов тела. Не пришло еще время, когда я смогу сказать, что нужно полностью отказаться от молока и яиц. Не стоит причислять молоко и яйца к мясной пище. При некоторых заболеваниях яйца могут оказаться крайне полезными.

Пусть члены наших церквей откажутся от всех своих нездоровых пристрастий. Каждый грош, потраченный на чай, кофе и мясо, не просто выброшен на ветер, он потрачен во вред, ибо эти продукты препятствуют развитию физических, умственных и духовных сил (Письмо 135, 1902 г.).

Освящение и победа над собой

Божьему народу необходимо познать смысл воздержания во всем. Они должны проявлять умеренность в еде, питье и одежде. Всякое потакание своим прихотям должно быть исключено из их жизни. Прежде чем они смогут понять смысл истинного освящения и послушания воле Христа, им нужно в сотрудничестве с Богом превозмочь свои нездоровые, недобрые привычки и обыкновения (Рукопись 16, 1902 г.).

Покажите ценность санитарной реформы

«Пусть дело санитарной реформы будет на виду», — такова весть, которую мне поручено нести. Покажите ценность санитарной реформы, чтобы люди повсюду осознали ее необходимость. Однако ни в коем случае не отстаивайте голодную диету. У всех нас есть возможность полноценно питаться, не прибегая к мясу (Письмо 49, 1902 г.).

Для Божьей славы

По вдохновению Духа Божьего Павел пишет: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете», даже если речь идет об удовлетворении естественных потребностей в еде и питье, делать это нужно не ради потворства извращенному аппетиту, но с чувством ответственности; «все делайте в славу Божию». Нужно беречь каждый орган своего тела; мы должны быть на страже, дабы то, что попадает к нам в желудок, не удалило из нашего разума возвышенные и святые помыслы.

Личные права

«Разве я не вправе распоряжаться собой?» — спрашивают некоторые, как будто мы хотим лишить их чего-то доброго, когда говорим им о необходимости разумно подходить к питанию и сообразовывать свои привычки с законами, которые установил Бог. У каждого человека есть определенные права. Каждый из нас обладает индивидуальностью и отличительными особенностями. Никто не должен растворяться в личности другого. Все должны поступать по велению своей совести.

Что касается нашего долга и нашего влияния, то мы ответственны перед Богом, ибо наша жизнь исходит от Него. Мы получаем ее не от людей, но исключительно от Бога. Мы принадлежим Ему по праву творения и искупления. Мы не вправе обращаться со своими телами по собственному усмотрению, калеча их пагубными привычками, делая невозможным их полноценное служение Богу. Наши жизни и все наши способности принадлежат Ему. Он печется о нас каждый миг; Он поддерживает жизнь человеческого организма; если бы наш организм был отдан в наше полное распоряжение хотя бы на мгновение, мы бы тут же умерли. Мы находимся в полной зависимости от Бога.

Если мы поймем, как мы соотносимся с Богом и как Он соотносится с нами, то мы усвоим великий урок. Слова «вы не свои», «вы куплены дорогою ценою» должны быть у нас перед глазами, дабы мы никогда не забывали о Божьем праве на наши таланты, на нашу собственность, на наше влияние, на нас самих. Мы должны научиться обращаться с этим даром Божьим в разуме, в душе, в теле, дабы, будучи искупленной собственностью Христовой, совершать для Него здоровое, благоуханное служение.

Верный Даниил

Почему Даниил и его товарищи отказались питаться с царского стола? Почему они отказались от его еды и напитков? Потому что они были научены, что подобного рода пища подорвет их здоровье и они не смогут содержать свой разум и свое тело в наилучшем состоянии для Божьего служения…

Они были крайне озабочены тем, чтобы не утратить связь с Богом. Они молились и учились и добросовестно смиряли свои души в практической жизни. Они ходили с Богом подобно Еноху. Слово Господне было их пищей и их питием. «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

В свете этой библейской истории все человеческие доводы о пользе мяса или большого разнообразия блюд не должны иметь никакого существенного веса для кого бы то ни было из людей. Когда чада веры с горячей молитвой посвятят себя без остатка Богу, Господь почтит их веру и благословит их ясным разумением (Письмо 73, 1896 г.).

Обращение к врачу

Вы не понимаете, насколько более действенными были бы ваши услуги в религиозном отношении и насколько больше удовлетворения приносила бы ваша работа вам самим, если бы вы следовали полученному вами свету… Своими пристрастиями, привычками и обыкновениями вы научите тех, с кем работаете, выискивать себе те же доводы, которыми вы оправдываете собственное потворство употреблению плоти мертвых животных.

Назад к простоте

Господь намерен вернуть Свой народ к простоте в питании, основанном на фруктах, овощах и злаках. Он повел детей Израилевых в пустыню, где они не могли добыть себе мяса; и Он дал им хлеба с небес. «Хлеб ангельский ел человек». Но они возжелали египетских котлов с мясом и стали тосковать и плакать о мясе, несмотря на то, что Господь обещал им, что, если они будут послушны Его воле, Он приведет в землю Ханаанскую и утвердит их там, и сделает чистым, святым, счастливым народом, и не будет во всех коленах их ни одного болящего, ибо Он удалит всякую болезнь из их среды.

Ропот Израиля

И хотя у них было ясное «Так говорит Господь», они тем не менее скорбели и плакали, роптали и жаловались, пока не разгневали Господа. Поскольку они так настойчиво добивались плоти мертвых животных, Он дал им ту самую пищу, от которой хотел их удержать…

Господь дал бы им мясо, если бы оно было необходимо для их здоровья, однако Тот, Кто сотворил и искупил, долго водил их по пустыне, чтобы научить их и обуздать, и привить им правильные привычки. Господь понимал, насколько дурно влияет употребление мяса на человеческий организм. Он хотел, чтобы Его народ своим внешним видом и физическим состоянием свидетельствовал о Его благословении, несмотря на долгий путь…

Одно из величайших заблуждений, которого упорно держатся многие люди, состоит в том, что мышечная сила зависит от животной пищи. Однако простые злаки, древесные плоды и овощи обладают всеми питательными свойствами, необходимыми для выработки качественной крови. Мясная пища на это неспособна…

Мы состоим из того, что едим, а обильная мясная пища подрывает наши интеллектуальные способности. Учащиеся учились бы гораздо успешнее, если бы не ели мяса. Когда животная составляющая человеческой природы подкрепляется мясоедением, в соответствующей пропорции снижается его интеллектуальная сила. Духовное развитие людей проходило бы быстрее и успешнее, если бы они отказались от мяса, ибо такая пища вызывает склонность к сладострастию и ослабляет нравственную и духовную природу человека. «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти».

Мы крайне нуждаемся в том, чтобы в нас пребывали чистые, целомудренные мысли и укреплялись наши нравственные силы, а отнюдь не силы низменные и плотские. Боже, помоги нам избавиться от наших пагубных пристрастий!..

Причина высокой смертности

Раковые опухоли и все воспалительные заболевания в значительной степени вызваны употреблением мяса.

На основании света, полученного мною от Бога, я могу утверждать, что повсеместное распространение раковых опухолей вызвано в основном преобладанием в рационе людей мертвой плоти. Я искренне молюсь и надеюсь, что вы, как врач, не останетесь вечно слепы в этом отношении, ибо эта слепота замешана на недостатке нравственного мужества, который не позволяет вам отказаться от своих пристрастий и понести свой крест вопреки естественным наклонностям и страстям…

Этот вопрос был представлен мне в самых разных его аспектах. Люди не понимают, что высокий уровень смертности связан с употреблением мяса; иначе мы более не услышали бы ни одного довода в пользу пристрастия к мертвечине. У нас есть множество доброкачественных продуктов, которыми можно утолять голод, не подавая на наши столы трупы животных…

Мне было открыто, что вопрос о питании стал камнем преткновения в вашем духовном развитии и что такой же камень преткновения вы полагаете на пути других, и все из-за того, что ваша восприимчивость была притуплена потворством собственному аппетиту. Ради Христа загляните в себя, исследуйте себя и поступайте в соответствии с тем светом, который Богу было угодно дать вам и прочим людям по этому вопросу (Письмо 72, 1896 г.).

Обращение к служителю

Мне было ясно показано, что Божий народ должен быть решительно настроен против употребления мяса. Разве стал бы Господь в течение тридцати лет посылать Своему народу весть о том, что, если они желают иметь чистую кровь и ясный ум, им нужно отказаться от мяса, если бы Он не хотел, чтобы они к этой вести прислушались? Употребляя мясо, люди укрепляют свою животную природу, а их духовная природа при этом ослабевает. Таким людям, как вы, участвующим в самой священной и важной работе, которая когда-либо была доверена людям, нужно уделять особое внимание тому, что они едят.

Вам нужно помнить, что, когда вы едите мясо, вы потребляете те же самые злаки и овощи, только как бы из вторых рук; ибо животные получают из этих плодов питание для роста. Жизнь, которая была в злаках и овощах, переходит в животных и становится частью их жизни, а затем люди покупают этих животных на рынке и употребляют их в пищу. Почему же им так нравится эта «подержанная» еда?..

Мне противна сама мысль об убийстве животных ради того, чтобы их затем съесть. Если бы человеческое разумение не было испорчено потворством аппетиту, людям бы и в голову не пришло есть плоть животных.

Не противодействуйте санитарной реформе

Нам было поручено двигать вперед дело санитарной реформы. Господь желает, чтобы Его дети пребывали в согласии друг с другом. Мы ни в коем случае не должны оставлять ту позицию, которой вот уже тридцать пять лет повелевает нам держаться Господь. Будьте осмотрительны, чтобы вам не встать на пути санитарной реформы. Она будет продолжаться; ибо таким образом Бог хочет уменьшить страдания в этом мире и очистить Свой народ.

Проявляйте осмотрительность в своих высказываниях, дабы вам не оказаться причиной разделений. Мой брат, если даже вам самим не удается привнести в свою жизнь и в свою семью благословения, которые вы могли бы иметь, будь вы послушны принципам санитарной реформы, не вредите другим, противодействуя свету, который дал Бог по этому вопросу. Хотя мы и не делаем употребление мяса критерием истины и не хотим никого принуждать к отказу от него, тем не менее наш долг потребовать от каждого служителя конференции, чтобы они не относились легкомысленно и не противостояли санитарной реформе в этом ее аспекте. Если же, несмотря на свет, данный Богом относительно вредного воздействия мяса на организм, вы будете по-прежнему есть мясо, то вам придется пожать печальные последствия. Однако не высказывайте в разговорах с людьми свое отношение, которое дало бы им повод думать, что отказываться от мяса нет никакой необходимости, ибо Господь призывает к реформе.

Господь поручил нам провозглашать весть санитарной реформы; если вы не можете занять место в рядах тех, кто возвещает эту весть, вам не следует выставлять это напоказ. Противодействуя усилиям своих соработников, наставляющих людей в принципах санитарной реформы, вы нарушаете строй, выступая не на той стороне (Письмо 48, 1902 г.).

Обращение к родителям

Господь скоро решит дело Свое по правде. Земля растлена живущими на ней. Всякого рода болезни поражают ныне человеческую семью. Бедствия, порождаемые господствующим в мире растлением похотью, множатся с поразительной быстротой и выражаются во всевозможных преступлениях. Грабежи, убийства, сладострастие, жестокость сатанинских сил — эти и многие другие пороки окружают нас со всех сторон. Повсюду вокруг нас незримые опасности.

Когда же те, кто знает истину, твердо выступят на стороне верных принципов для настоящего времени и для вечности? Когда же они будут верны принципам санитарной реформы? Когда же они поймут, насколько опасно употреблять в пищу мясо?

Мне дано наставление сказать, что если употребление мяса и было когда-то безопасным, то эти времена давно прошли. В города и села привозят туши больных животных и продают их в мясных лавках. Многие из этих бедных созданий умерли бы вскоре, если бы их не отправили на убой; и тем не менее мясо этих больных животных готовят на продажу, а люди с готовностью вкушают эту ядовитую пищу. Подобное питание загрязняет кровь и пробуждает низменные страсти.

Многие родители поступают так, словно у них совсем нет разума. Они пребывают в состоянии летаргического сна, парализованные потворством извращенному аппетиту и пагубным страстям. Наши служители, знающие истину, должны выводить людей из этого паралича и побуждать их отказаться от всего, что возбуждает тягу к мясной пище. Если они не изменят отношение к реформе, то вскоре потеряют духовную силу и будут продвигаться все дальше и дальше по пути упадка и потакания греховным пристрастиям. Во многих семьях придерживаются привычек, внушающих отвращение небесной Вселенной, привычек, делающих людей хуже зверей. Пусть все, кто знает истину, скажут: «Прочь плотские похоти, восстающие на душу!»

Пример для подражания

Пусть никто из наших служителей не подает дурной пример, употребляя мясную пищу. Пусть они и их семьи живут в соответствии со светом санитарной реформы. Пусть они перестанут низводить до звероподобного состояния и себя, и своих детей. Дети с необузданными желаниями подвергаются искушению не только потворствовать распространенным дурным привычкам, но и дать волю низменным страстям и пренебречь чистотой и добродетелью. Таковых ведет за собой сатана, и они не только разлагаются сами, но подталкивают ко злу других. Если родители ослеплены грехом, они могут так и не распознать эту опасность (Рукопись 133, 1902 г.).

Нарушения пищеварения

Скоро наступит время, когда нам придется осознать смысл простой диеты. Не за горами то время, когда мы будем обязаны изменить свой рацион, и притом весьма существенно…

Нам нужно овладевать искусством приготовления простых блюд из фруктов, злаков и овощей. Нам ни к чему эти изыски, получившие ныне широкое распространение. Если мы ничего не изменим, то нам не избежать нарушений нормальной деятельности желудка и кишечника (Рукопись 150, 1905 г.).

Не садитесь за стол слишком часто

Если вы едите слишком часто и слишком много, то вы тем самым перегружаете пищеварительные органы и вводите свой организм в лихорадочное состояние. Кровь загрязняется, появляются разного рода заболевания. Вы посылаете за врачом, который прописывает вам сильнодействующие лекарства, приносящие временное облегчение, но не избавляющие от самой болезни. Они могут изменить форму заболевания, но не избавляют от зла, а преумножают его. Природа делала все возможное, чтобы избавить организм от скопления нечистот, и если бы ее предоставили самой себе, да еще поспособствовали ей доступными небесными благословениями — свежим воздухом и чистой водой, — то безопасное выздоровление не заставило бы себя долго ждать.

Страдальцы в подобных случаях способны сделать для себя то, что не смогут сделать для них другие. Они должны постараться снять, с природы груз, которым они ее обременили. Они должны исправить причину. Попоститесь немного и дайте желудку возможность отдохнуть. Снимите лихорадочное состояние организма с помощью разумного и осмотрительного применения воды. Таким образом, вы поможете природе в ее стараниях освободить организм от нечистот (Духовные дары, т. 4, с. 133, 134).

Двухразовое питание

У людей в миру принято питаться три раза в день, причем не в строго определенное время. Последняя трапеза у них, как правило, наиболее обильна, и принимают ее зачастую непосредственно перед отходом ко сну. Все это противоречит естественному порядку; последнюю трапезу нельзя принимать так поздно. Если эти люди изменят свои привычки и станут есть всего лишь два раза в день и ничего между едой — ни яблока, ни ореха, ни какого-либо другого плода — это улучшит их аппетит и скажется весьма положительно на их здоровье (Ревью энд Геральд, 29 июля 1884 г.).

Упорство в борьбе с извращенным аппетитом

Люди, привыкшие услаждать себя мясом, острыми соусами и разного рода тортами и джемами, не могут сразу привыкнуть к простому, здоровому и полезному рациону. Их вкус настолько извращен, что их нисколько не привлекает здоровая диета из фруктов, простого хлеба и овощей. Им не нужно ждать, пока у них появится тяга к пище, столь отличной от того, чем они услаждали себя столько лет. Если им поначалу простая пища придется не по вкусу, то они должны попоститься немного, пока не появится к ней аппетит. Пост принесет им больше пользы, чем лекарства, ибо измученный желудок получит тот отдых, в котором он так нуждается, а настоящий голод можно будет удовлетворить простой пищей. Чтобы привести свой извращенный вкус в норму и обрести здоровые привычки в еде, потребуется время. Однако упорство в преодолении излишеств в еде и питье вскоре сделает свое дело и вернет им аппетит к простой, здоровой пище, и они начнут вкушать ее с большим удовольствием, чем эпикуреец свои излюбленные деликатесы (Духовные дары, т. 4, с. 130, 131).

Молитесь о нравственном мужестве

С тех пор как я получила свет с небес, всякий раз, когда я вижу тарелки с мясом на столе перед детьми, мне приходит в голову мысль, что, если бы только родители знали, что делают, то они принялись бы поститься и молиться о нравственном мужестве, мудрости и благодати от Бога, чтобы Он помог им поступать правильно. Кто ощущает нужду в Его Духе, способном просветить его и помочь ему обуздать самого себя и надлежащим образом обучить своих детей, тот отвергнет себя, возьмет крест и последует за Иисусом.

Пост и молитва полезны и уместны в определенных обстоятельствах. Это средство в руках Божьих, призванное очистить сердце и сделать более восприимчивым сознание. Мы получаем ответы на наши молитвы, потому что смиряем наши души пред Богом. Если наш аппетит требует плоти мертвых животных, нам необходимо поститься и молиться Господу, чтобы Он даровал нам Свою благодать и мы могли противиться плотским похотям, восстающим на душу.

Христос — наш Хлеб

Нам нужно меньше беспокоиться о том, что мы будем есть и что будем пить, чтобы удовлетворить свой аппетит; но нам нужно больше заботиться о духовном насыщении и молиться об особом просвещении Словом Божьим, вкушать и пить это слово. Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни»…

Мы должны постоянно размышлять над этим Словом, вкушать от него, впитывать его и, воплощая в дела, усваивать его, дабы оно стало частью нашей повседневной жизни. Те, кто вкушает от Христа, будут своим примером учить других поменьше думать о том, что они едят, и гораздо больше беспокоиться о пище, которую они дают своей душе.

Истинный пост

Истинный пост, который будет полезен для всех, — это воздержание от всякого рода возбуждающей пищи и употребление простой, здоровой пищи, которой Бог снабжает нас в изобилии. Людям нужно меньше думать о том, что у них на столе, и гораздо больше о пище с небес, которая оживит и укрепит весь их религиозный опыт (Письмо 73, 1896 г.).

Советы по санаторному питанию

Пациентов нужно в изобилии снабжать здоровой, вкусной пищей, приготовленной настолько аппетитно и поданной настолько привлекательно, чтобы у них не возникало искушения и тяги к мясным блюдам. Трапезу вполне можно сделать средством обучения принципам санитарной реформы. Особое внимание нужно уделять комбинированию блюд, подаваемых пациентам. Мы должны высоко ценить познания в области сочетаемости различных продуктов и воспринимать их как мудрость от Бога…

Мы должны помнить, что одним лучше питаться два раза в день, тогда как у других трапезы легче и им нужно что-то перекусить вечером. Нужно есть достаточно, чтобы поддерживать силу мышц и сухожилий. Кроме того, нельзя забывать, что пища, которую мы потребляем, поддерживает и работу мозга. Сотрудники наших санаториев должны вести медико-миссионерскую работу и в том числе показывать значимость здорового питания.

Избегайте резких перемен

В наших санаториях действительно не должно быть на столах ни чая, ни кофе, ни мяса. Для многих это серьезная перемена и жестокая потеря. Однако, насаждая другие перемены, скажем, в количестве приемов пищи в день, вы в некоторых случаях можете принести больше вреда, чем пользы.

Есть люди, для которых час ужина — самое радостное и долгожданное время. Это время, когда вся семья по окончании трудового дня собирается за столом для общения.

Ясно, что принимать пищу два раза в день лучше, чем три. Я сама придерживаюсь этого обыкновения, но у меня нет однозначного «Так говорит Господь», что так должны поступать абсолютно все. Мы не должны уподобляться фарисеям, связанным многочисленными правилами и установлениями. Божье Слово не говорит определенно о времени, когда нужно принимать пищу. Нам нужно проявлять осмотрительность, дабы не устанавливать законы, подобные законам фарисеев, и не выдавать за доктрины заповеди человеческие.

Ваши установления и правила должны быть настолько логичны, чтобы взывать к разуму даже тех, кто недостаточно просвещен в этих вопросах. Когда вы пытаетесь привнести возрождающие, преобразующие принципы истины в практическую жизнь людей, приезжающих в санаторий, чтобы поправить здоровье, пусть они увидят, что ваши требования к ним отнюдь не произвольны. Не давайте им повода подумать, что их принуждают к чему-то вопреки их воле (Письмо 213, 1902 г.).

Никакого мяса на столах в санатории

Мне было дано ясное наставление от Господа о том, что в столовых наших санаториев не должно быть мяса на столах. Я получила свет, согласно которому пациентам можно давать мясо, если, прослушав общие лекции, они по-прежнему настаивают на том, чтобы им готовили мясные блюда; однако в подобных случаях они должны принимать пищу в своих палатах. Все помощники должны отказаться от мясной пищи. Однако, как уже было сказано выше, если, узнав о том, что в наших столовых получить мясо будет невозможно, некоторые пациенты будут настойчиво требовать себе мясных блюд, с готовностью подавайте их им в их собственных комнатах…

Большое разнообразие

Пусть блюда будут вкусно приготовленными и аппетитно поданными. Вам придется готовить больше блюд, чем это было бы необходимо, если бы вы подавали мясо. Нужно заменить его другими продуктами, чтобы от мяса можно было отказаться. Некоторым можно подавать молоко и сметану.

Я не делаю себя критерием для других. Есть вещи, после которых мне становится очень плохо. Я стараюсь определить, что мне подходит более всего, а затем, никому ничего не говоря, я ем то, что могу съесть, зачастую не более двух или трех блюд, которые не вызовут расстройства желудка.

Не будем забывать, что у нас ушло немало времени на привыкание к здоровому питанию. Нам нужно понимать, что в наших санаториях придется готовить блюда, несколько отличающиеся от тех, что мы готовим для себя; ибо мы уже приучили себя к простой пище. В медицинском учреждении должно быть большее разнообразие блюд, чем у нас в домах. Нужно многое учитывать и делать скидку на то, что у разных пациентов, приезжающих на лечение в наши санатории, могут быть разные потребности. Нельзя сразу же надевать на их аппетит смирительную рубашку. Когда вы познакомитесь с этими людьми поближе и определите их истинное состояние, тогда можно будет прописать им диету, соответствующую их индивидуальным потребностям (Письмо 45, 1903 г.).

Лекции для пациентов

Общаясь с пациентами наших санаториев, мы должны рассуждать от причины к следствию. Мы должны помнить, что привычки и обыкновения, которых люди придерживались всю жизнь, нельзя изменить в одночасье. При наличии умелого повара и большого запаса здоровых продуктов можно изменить отношение людей к питанию, однако это, скорее всего, произойдет не сразу. Не нужно напирать на людей, если в этом нет особой необходимости. Мы должны помнить, что пища, которая кажется аппетитной приверженцу санитарной реформы, может показаться совершенно пресной тем, кто привык к сильно приправленным блюдам.

Нужно читать пациентам лекции, объясняющие, почему так важно изменить рацион питания, и показывающие, каким образом употребление сильно приправленной пищи вызывает воспаление слизистой оболочки пищеварительных органов. Нужно объяснять, почему мы, как народ, изменили свои привычки в еде и питье. Покажите им, почему мы отказались от табака и всех алкогольных напитков. Четко и ясно излагайте принципы санитарной реформы, а в подкрепление ваших слов пусть на столах будет обилие вкусно приготовленной, здоровой пищи; и Господь поможет вам убедить людей в насущности реформы и откроет им глаза, чтобы они увидели, что эта реформа послужит им к наивысшему благу. Они будут скучать по привычной для них сильно приправленной пище, но нужно сильно постараться, чтобы у них на столе оказались здоровые блюда, настолько вкусные и аппетитные на вид, что у них пропадет тяга к нездоровой пище. Объясните им, что лечение, которое они проходят, не принесет им пользы, если они не произведут необходимых перемен в питании и питье (Письмо 331, 1904 г.).

Врачу, умирающему от переутомления и скудного питания

Не доводите себя и не впадайте в крайности в том, что касается санитарной реформы. Некоторые из ваших помощников весьма беспечны в отношении санитарной реформы. Но если кто-то далеко отстал от вас, то это не значит, что вы должны в стремлении стать им примером, доводить дело до крайности. Вы не должны лишать себя той пищи, которая способствует выработке хорошей крови. Ваша приверженность истинным принципам побуждает вас придерживаться питания, которое введет вас в состояние, отнюдь не свидетельствующее в пользу санитарной реформы. И в этом кроется для вас большая опасность.

Когда вы видите, что слабеете физически, вам нужно что-то менять, причем незамедлительно. Включите в свой рацион то, чего вам недостает. Это ваш долг. Купите яиц от здоровых куриц. Приготовьте эти яйца или употребите в сыром виде. Разбейте сырые яйца в лучшее неперебродившее вино, какое только сможете найти. Таким образом, вы восполните то, что необходимо вашему организму. Ни мало не сомневайтесь и смело употребляйте это средство: ничего плохого в этом нет.

Есть одно средство, которое спасало жизни, — переливание крови от одного человека другому; но вам это будет трудно устроить, а то и вовсе невозможно. Я просто предлагаю.

Молитва веры исцелит болящего, и я умоляю вас незамедлительно обратиться к пресвитерам церкви. Да поможет вам Господь — вот о чем я не перестаю горячо молиться.

Употребление молока и яиц

Мы ценим ваш опыт на врачебном поприще, и все же я настаиваю, что в вашу диету нужно включить молоко и яйца. Еще не пришло время отказаться от этих продуктов, и не следует этому учить.

Вы в опасности. Вы придерживаетесь слишком радикальных взглядов на санитарную реформу, а себе назначили такое питание, которое не способно поддерживать ваш организм.

Повторюсь: не подвергайте себе излишним тревогам. Оставьте свои труды и побудьте в покое немного. Так надо. Вкусите целебных листьев от дерева жизни. Молитесь великому Врачу о себе и попросите других молиться за вас. «Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною».

Я очень надеюсь, что вы прислушаетесь к словам, которые я вам говорю. Мне было показано, что вы не сможете донести до людей важность санитарной реформы, если не станете в некоторых вещах менее строги к себе и к другим. Придет время, когда уже нельзя будет употреблять молоко в таких количествах, как сейчас; но еще не время от него отказываться. Да и в яйцах содержатся вещества, которые помогают нейтрализовать определенные яды. И хотя я предостерегала от употребления этих продуктов в тех семьях, где дети привыкли потакать себе в еде, мы, тем не менее, не должны принципиально отказываться от яиц от куриц, которых правильно содержат и надлежащим образом кормят…

Подавайте аппетитные блюда

Те, кто придерживается крайних взглядов на санитарную реформу, склонны, к сожалению, готовить безвкусную еду. И делают это с немалым упорством. Пища становится настолько пресной, что ее даже не принимает желудок. Блюда, подаваемые больным, должны отличаться разнообразием. Нельзя подавать им одни и те же блюда снова и снова…

Пища должна быть питательной и вкусной

Бог призывает тех, за кого умер Христос, надлежащим образом заботиться о себе и подавать в этом добрый пример другим. Брат мой, вы не должны навязывать народу Божьему свои взгляды на питание, ибо они потеряют веру в наставления, которые чрезмерно ужесточены. Господь желает, чтобы Его народ имел здравое суждение во всем, что касается санитарной реформы, и мы не должны впадать в крайности…

Почему доктор____подорвал свои силы? Потому что он исчерпал свои запасы здоровья и не восполнил их за счет здоровой, питательной, вкусной пищи. Брат мой, посвятите свою жизнь всецело Тому, Кто был распят за вас, но не связывайте себя скудным питанием; ибо так вы выставляете в неверном свете санитарную реформу.

Выступая против переедания и невоздержания, мы должны помнить о том, как правильно применять евангельскую истину, которая говорит сама за себя для тех, кто обладает здравым суждением. Чтобы вести свою работу в верном направлении, мы должны учитывать состояние, в котором оказалась человеческая семья.

Мудрость в наставлении

Бог обеспечил всем необходимым людей, живущих в разных странах мира. Те, кто желает быть соработ-никами Божьими, должны тщательно следить за тем, как они учат санитарной реформе в великом Божьем винограднике. Они должны быть осмотрительны, когда указывают людям, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Вестники должны объединять усилия с Божественным Помощником, когда несут весть милости людям, которых желает спасти Бог.

Мы должны быть ближе к людям. Если преподавать им санитарную реформу в наиболее крайних ее проявлениях, то мы принесем больше вреда, чем пользы. Мы просим их отказаться от мяса, чая и кофе. И это хорошо…

Мы должны воздерживаться от всякого рода мясных продуктов, но при этом к овощам нужно добавлять немного молока или сметаны или чего-то подобного, тогда они станут вкуснее. Бедняки, когда им разъясняют принципы санитарной реформы, говорят: «Что же нам есть? Орехи нам не по карману». Я получила наставление разъяснять бедным, что они должны есть ту пищу, в которой есть все необходимые элементы. Я не могу сказать им: «Вы не должны есть яйца или молоко, или сметану. Вы не должны пользоваться сливочным маслом при приготовлении пищи». Евангелие должно быть проповедано бедным, и еще не пришло то время, когда нужно будет придерживаться строжайшей диеты.

В свое время нам придется отказаться от некоторых продуктов, которые мы сейчас используем, таких, как молоко, сметана и яйца; но мне поручено сказать вам, что вы не должны устраивать для себя время скорби до срока и таким образом причинять себе страдания и подвергать себя смертельной опасности. Повремените, пока Господь не приготовит для вас путь (Письмо 37, 1901 г.).

Свет, данный из любви и сострадания

Наш милостивый Небесный Отец видит плачевное состояние людей, которые — одни сознательно, но большая часть по невежеству — нарушают установленные Им законы. Из любви и сострадания к роду человеческому Он посылает свет о санитарной реформе. Он оглашает Свой закон и наказание, которое повлечет за собой его нарушение, дабы все усвоили законы природы и жили в согласии с ними. Он возвещает Свой закон настолько отчетливо и понятно, что тот уподобляется городу, стоящему на вершине горы. Все разумные люди могут понять этот закон, если захотят. И только умалишенные не будут нести ответственность за его нарушение. Разъяснять законы природы и убеждать людей в необходимости повиноваться им — это как раз та работа, которая сопровождает трехангельскую весть и готовит народ к пришествию Господа (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 161).

Для дальнейшего изучения:

Питание и здоровье:Советы по здоровому образу жизни, с. 107—161; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 63, 362—364, 368-370, 374, 375, 412-414, 602, 603; Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 171, 172, 485—489; Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 153—166; Служение исцеления, с. 295—336; Воспитание, с. 202—206.

Связь между здоровыми привычками и характером:Советы по здоровому образу жизни, с. 43—48; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 354—359; Советы по здоровому образу жизни, с. 64—70, 107—121; Служение исцеления, с. 130; Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 487, 488, 618, 619; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 404; Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 162,163; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 199, 257, 258; Служители Евангелия, с. 230, 241; Принципы христианского воспитания, с. 143, 144, 147.

Необходимость в реформе:Советы по здоровому образу жизни, с. 575—579.

Результаты потворства аппетиту:Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 164, 165.

Простая пища:Советы по здоровому образу жизни, с. 42; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 352.

Простая пища Даниила — основание его успехов:Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 515, 516.

Питание для детей:Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 365, 366; Принципы христианского воспитания, с. 20, 143 150.

Обедненная диета:Советы по здоровому образу жизни, с. 151, 152; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 366—368; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 254; Служители Евангелия, с. 241.

Жидкая диета не самая лучшая:Принципы христианского воспитания, с. 226, 227; Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 74.

Крайности в диете:Советы по здоровому образу жизни, с. 153— 156; Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 205; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 538.

Приготовление здоровой пищи и школы, обучающие приготовлению пищи:Советы по здоровому образу жизни, с. 135; Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 161; Советы по здоровому образу жизни, с. 143—147; Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 681 — 687; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 370, 373; Советы по здоровому образу жизни, с. 443, 450, 451, 551, 552; Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 537; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 112, 113; Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 112.