Бог, открывшийся как Властитель судеб

Неотступность

Бог хранит Свой народ

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Рим. 8:30

Вначале укажем, что, объявляя о вечной безопасности народа Божьего, лучше говорить о сохранении христиан, а не об их неотступности, как это обычно делают. Неотступность означает непоколебимость, несмотря на разочарования и действие враждебных сил. Утверждение о том, что верующие не отступают от веры и послушания, истинно, но причина этого кроется не в них, а во Христе, продолжающем при посредстве Духа неотступно хранить их.

Писание с особой силой подчеркивает это положение. Иоанн говорит, что Иисус Христос, добрый пастырь, обещал Своему Отцу (Ин. 6:37-40) и Своим овцам (Ин. 10:28-29) хранить их, чтобы они никогда не погибли. В первосвященнической молитве, вознесенной Богу перед распятием, Иисус просил, чтобы те, кого дал Ему Отец (Ин. 17:2, 6, 9, 24), были сохранены для славы; и доныне Он продолжает ходатайствовать за Свой народ, так что нельзя допускать и мысли, что Его молитва, продолжающаяся до сих пор (Рим. 8:34; Евр. 7:25), останется безответной.

Павел считает Божий суверенный замысел спасения Своих избранных единой системой, а прославление искупленных ее элементом (Рим. 8:29-30). На этом он и строит великолепную заключительную часть своего Послания к Римлянам (8:31-39), где воспевает настоящую и будущую уверенность спасенных во всесильной Божьей любви. В других посланиях апостол радуется от уверенности в том, что Бог завершит «доброе дело», которое начал в душах адресатов Павла (Флп. 1:6; ср. 1 Кор. 1:8-9; 1 Фес. 5:23-24; 2 Фес. 3:3; 2 Тим. 1:12; 4:18).

Реформатское богословие отражает эту же уверенность. Вот что заявляет Вестминстерское исповедание:

Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью и окончательно отпасть от состояния благодати, но будут несомненно сохранены Им до конца и навеки спасены. (XVII. 1)

Согласно этому учению, возрожденные спасаются благодаря тому, что до конца сохраняют веру и христианский образ жизни (Евр. 3:6; 6:11; 10:35-39), и только Бог позволяет им выстоять. Из этого не следует, что спасены будут все, когда-либо заявлявшие о своем обращении. Несомненно, бывают и ложные исповедания веры; принявшие слово с радостью, но непостоянные отпадут (Мф. 13:20-22); многих из числа говорящих Иисусу: «Господи, Господи» Бог отвергнет (Мф. 7:21-23). И только те из живущих в мире, кто выказывает себя возрожденным, неотступно следующим путем освящения сердца и подлинной любви к ближним, странствуя по этому миру, имеют право быть уверенными в спасении во Христе. Стойкость в вере и покаяние, причем не в формальном смысле, есть путь к славе. Представление о том, что вера в способность выстоять до конца ведет к беззаботной жизни и надменной самонадеянности, является абсолютно неправильным.

Иногда возрожденные люди оступаются и впадают в тяжкий грех. Но это не соответствует их сущности, насилует их собственную, новую природу, от чего они становятся жалкими, несчастными. Так что в конце концов они стремятся вернуть и возвращают утраченную праведность. Сквозь призму прошлого их погрешность кажется им безумием. Когда же возрожденные верующие действуют соответственно своей природе, они выказывают смиренное, благодарное желание угождать Богу, Который спасает их; и осознание того, что Он связан обетованием спасти их навеки, только усиливает это желание.

Непростительный грех

Не простится лишь нераскаянный грех

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Мк. 3:28-29

Иисус предупреждал фарисеев о том, что хула на Духа Святого не подлежит прощению ни в настоящем, ни в будущем веке (Мф. 12:32; Мк. 3:29-30), когда Его, изгонявшего бесов, обвинили в связях с сатаной (Веельзевулом). Это предупреждение Христа фарисеям показывает, как Он понимал их духовное состояние.

Он мог, что позднее и делал, молиться о прощении хуливших Его Самого по неведению: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Фарисеев же Иисус не считал невежественными.

Люди могут дойти до внутреннего понимания того обстоятельства, что Иисус, согласно Его заявлениям, есть божественный Спаситель, и все же не желать исповедовать эту истину публично по причине отсутствия той полной перемены сердца, которая требуется для подобного исповедания. Бывает, что для оправдания себя в собственном нечестии выдумываются поистине абсурдные доводы, лишь бы не исповедовать Иисуса Богом, достойным поклонения. Иисус ясно понимал, что, называя Его служителем сатаны, фарисеи поступали именно таким образом. Они не были невеждами; они душили свою веру, замалчивая непреложный и неприятный факт; они осознанно прятали глаза от света и делали грубой, бесчувственной свою совесть, называя ее тьмой. Безумие, которое Иисус сделал явным, открыв противоречия в их словах (Мф. 12:25-28), указывало на силу истины, которой они противились; иррациональное мышление всегда бывает показателем сопротивления истине.

Приписывая изгнание бесов, творимое Святым Духом (Мф. 12:28), сатанинской силе, фарисеи хулили Духа. Подобный грех превращается в непростительный, когда совесть, называющая добро злом, становится такой бесчувственной, что нравственная слава Иисусовых чудес (которые воистину совершались в подтверждение Его божественности: Мф. 11:2-6; Ин. 10:38; 14:11) совершенно, в полном смысле уничтожается. Подобное ожесточение сердца против Иисуса устраняет любые угрызения совести за хулу на Святого Духа. Между тем отсутствие угрызений совести делает покаяние невозможным, а отсутствие покаяния, в свою очередь, делает невозможным прощение.

Итак, огрубление совести посредством нечестивых помыслов, направленных на отрицание Божьей силы во Христе и отвержение одного за другим Его призывов к покаянию и вере, есть формула непростительного греха. Другая версия, на сей раз речь идет о номинальных христианах, отпавших от Христа, описана в Евр. 6:4-8. Христиане, испытывающие страх в связи с тем, что они, быть может, совершили некогда непростительный грех, тем самым (посредством этого беспокойства) показывают, что такого греха они не совершали. Люди, решившиеся на подобный грех, не раскаиваются, не чувствуют за собой вины и не беспокоятся о будущем; более того, они обычно не осознают, что творят и к чему приговаривают себя. Иисус понимал, что фарисеи были на краю этой пропасти, вот почему Он обращался к ним в надежде спасти их от неминуемого.

Смерть

Христиане не страшатся смерти

Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп. 1:21-24

Неизвестно, каким образом люди покидали бы этот мир, если бы не грехопадение; некоторые даже сомневаются, что им пришлось бы это делать в принципе. Но так или иначе, разделение тела и души во время физической смерти, как следствие греха и одновременно Божья кара (Быт.2:17; 3:19, 22; Рим. 5:12; 8:10; 1 Кор. 15:21), является одной из реалий этой жизни. Отделение души от тела знаменует и символизирует духовное отделение человека от Бога в качестве первопричины смерти (Быт. 2:17; 5:5), и для тех, кто оставит этот мир, не познав Христа, это отделение станет еще трагичнее. Вот почему смерть кажется врагом (1 Кор. 15:26) и внушает ужас (Евр. 2:15).

Христиане перестают ужасаться физической смерти, однако непривлекательность ее остается. Сам Иисус, их воскресший Спаситель, прошел через более мучительную, чему у кого бы то ни было, смерть и ныне жив и укрепляет Своих служителей, когда те покидают этот мир, чтобы оказаться в месте, которое Он приготовил для них в грядущем веке (Ин. 14:2-3). Христиане должны рассматривать предстоящую смерть как запланированное событие в календаре Иисуса, которое, несомненно, произойдет. Павел мог говорить: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:21, 23), ибо «выйти из тела» означает «водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

По смерти души верующих (то есть сами верующие) делаются совершенными в святости и вступают в небесную жизнь, исполненную поклонения Богу (Евр. 12:22-24). Иначе говоря, так они прославляются. Некоторые, не принимая этого учения, утверждают, что после смерти души попадают в чистилище, которое, согласно их представлениям, является следующим этапом на пути освящения, когда сердце очищается и характер облагораживается, чтобы приготовиться ко встрече с Богом. Однако подобные представления не согласуются ни с Писанием, ни со здравым смыслом; ибо если с пришествием Христа святые, которые будут жить на земле в то время, наряду с их плотским преображением станут нравственно и духовно совершенными (1 Кор. 15:51-54), то естественно предположить, что то же самое в момент смерти происходило и происходит с каждым верующим, оставившим свое бренное тело. Другие утверждают, что души в промежутке между смертью и воскресением пребывают в бессознательном состоянии (спящие души), хотя Писание говорит об ушедших как о пребывающих в ясном сознании (Лк. 16:22; 23:43; Флп. 1:23; 2 Кор. 5:8; Отк. 6:9-11; 14:13).

Смерть судьбоносна. После нее всякая возможность спасения раз и навсегда теряется (Лк. 16:26); после смерти как благочестивые, так и нечестивые пожинают плоды того, что сеяли в этой жизни (Гал. 6:7-8).

Смерть для верующих есть приобретение (Флп. 1:21), поскольку после смерти они приближаются ко Христу. Но освобождение от тела как такового не назовешь приобретением; ибо тело служит человеку для самовыражения и приобретения опыта, и лишиться тела значит стать ограниченным и даже лишенным важнейших качеств. Вот почему Павел желает «облечься» в тело воскресения (то есть «перевоплотиться»), а не «совлечься» (то есть освободиться от телесной оболочки, сделаться бесплотным, 2 Кор. 5:1-4). Воскресение для небесной жизни является подлинно христианским упованием. Как жизнь в «промежуточной» или «временной» форме между смертью и воскресением лучше, чем жизнь в этом мире, которая предшествует ей, так жизнь по воскресении будет еще лучше. Несомненно, она станет наилучшей. И все это Бог приготовил Своим чадам (2 Кор. 5:4-5; Флп. 3:20-21). Аллилуйя!

Второе пришествие

Иисус Христос вернется на землю в славе

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

1 Фес. 5:1-4

Новый Завет неоднократно возвещает о том, что Иисус Христос однажды вернется на землю. Это станет Его «Царским визитом», Его «явлением» и «пришествием» (греч. parousia). Христос вернется в этот мир во славе. Во второй раз Спаситель, второе Лицо Троицы явится во плоти (Мф. 24:44; Деян. 1:11; Кол. 3:4; 2 Тим. 4:8; Евр. 9:28), Его триумфальное шествие будет зримо, явно, очевидно (Мк. 8:38; 2 Фес. 1:10; Отк. 1:7). Иисус придет завершить историю, воскресить мертвых и устроить суд над этим миром (Ин. 5:28-29), наконец, прославить детей Божьих (Рим. 8:17-18; Кол. 3:4) и ввести их в обновленную вселенную (Рим. 8:19-21; 2 Пет. 3:10-13). Исполнение Христом этой череды дел станет последней фазой и окончательным триумфом Его посреднического Царства. По завершении этих дел Искупление, или борьба с сатанинским сопротивлением, бывшая особым делом этого Царства, придет к концу. Слова Павла о Христе, «предавшем Царство» и ставшем подданным Отца (1 Кор. 15:24-28), не умаляют последующей славы Христа, а знаменуют исполнение замысла переселения избранных на небеса, для исполнения которого воскресший Сын и был вознесен на престол. Избранники славы, очищенные и ставшие совершенными, будут вечно воздавать хвалу и славу Агнцу, оказавшемуся достойным раскрыть книгу с Божьим планом устроения и совершения Искупления в истории и привести все замыслы Божьи в исполнение (Отк. 5). В Новом Иерусалиме Бог и Агнец займут престол и станут царствовать во веки вечные вместе (Отк. 22:1, 3). Однако это царствование есть, скорее, продолжение отношений Владыка — слуга между Богом и Его избранными. Оно последует за эрой, когда Иисус был Ходатаем за всех людей, а не будет продолжением этого Царства как такового.

В 1 Фес. 4:16-17 Павел учит, что пришествие Христа произойдет в виде схождения с небес, возвещаемого трубными звуками, шумом и гласом архангела. Прежде воскреснут умершие во Христе и будут с Ним, затем все христиане, находящиеся на земле, «восхитятся» (то есть будут взяты на облака для встречи Христа в воздухе) и смогут тотчас вернуться на землю вместе с Ним как часть Его победоносного сопровождения. Представление о том, что христиане будут восхищены из этого мира на время, пока Христос не явится в третий раз для второго «второго пришествия», широко распространено, но это представление не имеет достаточного обоснования в Писании.

Хотя некоторые подробности, приведенные Павлом, и носят символический характер (труба Божья, подобно трубе, зовущей в бой, обращает внимание на действия Бога, Исх. 19:16, 19; Ис. 27:13; Мф. 24:31; 1 Кор. 15:52; облака символизируют Божье деятельное присутствие, Исх. 19:9, 16; Дан. 7:13; Мф. 24:30; Отк. 1:7), речь, по всей видимости, идет о буквальных событиях, и то обстоятельство, что описанное Павлом превышает силу нашего воображения, не должно удерживать нас от понимания его слов в прямом значении: все так и будет, как он описал.

В Новом Завете много говорится о том, что должно происходить между двумя пришествиями Христа, но, за исключением падения Иерусалима в 70 г. (Лк. 21:20, 24), эти пророчества относятся, скорее, к историческим процессам, чем к конкретным событиям, и из них нельзя вывести даже приблизительную дату повторного пришествия Иисуса. Языческий мир будет обращен в веру (Мф. 24:14); евреи будут введены в Царство (Рим. 11:25-29, предрекает ли этот отрывок обращение еврейского народа, непонятно); появятся лжепророки и лжехристы или антихристы (Мф. 24:5, 24; 1 Ин. 2:18,22; 4:3). Многие отрекутся от веры, и для верных наступит время скорби (2 Фес.2:3; 1 Тим. 4:1; 2 Тим. 3:1-5; Отк. 7:13-14; ср. 3:10). По всей видимости, неподдающийся опознанию «человек греха», о котором Павел говорил в устном обращении к фессалоникийцам, не дошедшем до нас (2 Фес. 2:5), уже должен появиться или появится (2 Фес. 2:3-12). Если тысячелетний период, о котором сказано в Отк. 20:1-10, представляет собой реальную эпоху в мировой истории между двумя пришествиями Христа, тогда состоится последнее сражение между всемирными антихристианскими силами и народом Божьим (ст.7-9). И все же никаких дат из этих данных установить невозможно; время второго пришествия Иисуса остается тайной за семью печатями.

Второе пришествие Христа станет таким же знамением для христиан, которые будут жить, когда это случится, каким является смерть для христиан, которые умрут перед тем: это будет конец жизни в этом мире и начало жизни в том, который назван «неизвестной средой с хорошо известными обитателями» (ср. Ин. 14:2-3). Христос учит (Мф. 24:36-51), что для тех, кого parousia застигнет неприготовленными, это будет катастрофой. Напротив, мысль о Его возвращении на землю постоянно должна присутствовать в нашем сознании, ободряя нас в нынешнем христианском служении (1 Кор. 15:58) и научая жить в готовности к тому, что в любой момент может прозвучать призыв ко встрече Христа (Мф. 25:1-13).

Всеобщее воскресение

Умершие во Христе восстанут в славе

Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое… … Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

1 Кор. 15:35-37, 42-44

Иисус был первенец из воскресших к вечной славе (Деян. 26:23), и когда Он вернется в этот мир, Он воскресит Своих служителей, даровав им такую же обновленную жизнь, какой обладает Сам (1 Кор. 15:20-23; Флп. 3:20-21). Более того, Он воскресит весь человеческий род; те же, что не принадлежат Ему по вере, воскреснут для осуждения (Ин. 5:29). С теми христианами, что будут жить в этот момент, произойдут удивительные перемены (1 Кор. 15:50-54), а с христианами, умершими к тому моменту, — славное перевоплощение (2 Кор. 5:1-5).

Будет иметь место преемственность между смертным телом и телом воскресения, как это было с Иисусом, поскольку в Его случае воскресло именно то тело, в котором Он умер. Павел сравнивает связь между телом воскресения и смертным телом с той связью, что существует между семенем и тем, что из него вырастает (1 Кор. 15:35-44); это некая непрерывность, которая, заметьте, подразумевает большие различия между начальной точкой и конечным итогом. Кроме того, говорит Павел, наряду с преемственностью, здесь имеется и очевидное качественное различие. Наше настоящее тело, подобно Адамову, является природным и уничиженным, подверженным всякой немощи и тлению, пока не погибнет. Но наши воскресшие тела, как и тело Христово, будут духовными (созданными, населенными и поддерживающимися Святым Духом), а также принадлежащими вечному, нерушимому, бессмертному и небесному (1 Кор. 15:45-54).

Однако так же, как воскресший Иисус был узнаваем учениками, несмотря на перемены, произошедшие с Его телом в результате воскресения, и как перевоплотившиеся Моисей и Илия были узнаваемы во время Преображения (Мф. 17:3-4), и как перевоплотившиеся иудейские святые были узнаваемы во время воскресения Иисуса (Мф. 27:52-53), так и воскресшие христиане будут узнавать друг друга, так что за пределами этого мира нас ждет радостное воссоединение с верующими, которых мы любили в этом мире и с которыми нас разлучила смерть. Все это подразумевается в Первом послании к Фессалоникийцам (4:13-18), написанном Павлом в связи с тем, что возрожденные люди горевали от того, что утратили навсегда умерших во Христе; Павел заверяет их в том, что они еще непременно увидятся с возлюбленными братьями и сестрами.

Как Иисусова целеустремленная любовь и смирение являются образцом, которому Бог уподобит наши возрожденные души, так и Его прославленное тело, та форма, посредством которой Он совершенным образом выражал вышеозначенные внутренние качества во время Своего земного служения, является образцом для переустройства наших тел (Флп. 3:21). Тела, принадлежащие христианам ныне, представляют собой в лучшем случае орудие для выражения желаний и целей возрожденного сердца, а многие немощи, с которыми святым приходится бороться, — застенчивость, слабый характер, похоть, уныние, холодность в общении и так далее — тесно связаны с нашей физической конституцией и ее отражением в нашем поведении. Тела, которые станут нашими во время всеобщего воскресения, будут телами, соответствующими нашим совершенным возрожденным характерам, и станут совершенными орудиями нашего святого самовыражения в вечности.

Прославлением (оно названо так потому, что это проявление Бога в нашей жизни, 2 Кор. 3:18) Писание называет Божье завершение того, что Он начал в тот момент, когда возродил нас, а именно завершение нравственного и духовного переустройства, с тем чтобы мы были совершенны и подобны Христу. Прославление — это дело преобразующей силы, посредством которой Бог в конце концов обратит нас в безгрешных созданий с бессмертными телами. Смысл нашего прославленного окончательного состояния — это а) совершенное познание благодати через бесконечность наших познавательных способностей (1 Кор. 13:12); б) совершенная радость лицезрения и пребывания с Отцом и Сыном; в) совершенное поклонение и служение Богу из побуждений совершенно целостной природы и сердца, совершенно свободного для любви и послушания; г) совершенная свобода от всего, что воспринимается как грех, зло, слабость и неверие; д) совершенное исполнение всех осознанных желаний (не половых, Мф. 22:30; не удовлетворение желания есть и пить, Отк. 7:16; или желания сна, Отк. 22:5; но стремления ко все большему общению с Богом); е) совершенное исполнение всего того, что было благим и достойным во время жизни в этом мире, но осталось неисполненным, поскольку желания превышали наши возможности удовлетворить их; и ж) бесконечное личное духовное возрастание на фоне всех этих совершенств.

В Послании к Римлянам (8:30) Павел заканчивает анализ этого процесса спасения Богом Своих избранных, употребляя глаголы прошедшего времени: «кого оправдал, тех и прославил». Во времена Павла, как и в наши дни, прославление относилось к будущему времени для всех, кроме Христа, однако мысль Павла, и это совершенно очевидно, заключается в следующем: поскольку наше прославление уже в настоящем предопределено и установлено в рамках суверенного Божьего замысла, то его уже можно считать совершившимся. Прошедшее время указывает на то, что наше прославление обязательно совершится. Такова уверенность и определенность христианского упования.

Судилище

Бог будет судить род человеческий

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…»

Мф. 25:41

Тема неизбежности последнего суда обрамляет новозаветную проповедь о спасительной благодати. Павел особо подчеркивал неотвратимость суда, выступая перед искушенными афинянами (Деян. 17:30-31) и детально разбирая этот вопрос в первом разделе Послания к Римлянам, новозаветной книге, содержащей его полнейшее толкование Благой вести (Рим. 2:5-16). От «грядущего гнева» в «день гнева и откровения праведного суда от Бога», утверждает Павел, нас спасет лишь Иисус Христос (1 Фес. 1:10; Рим. 2:5; ср. Рим. 5:9; Еф. 5:6; Кол. 3:6; Ин. 3:36; Отк. 6:17; 19:15). Слова Божий гнев, ярость и негодование, которые часто встречаются в Писании, относятся к суду; эти слова всегда указывают на святого Создателя, действенно осуждающего грех. Тема грядущего суда над всем родом человеческим, которым Иисус Христос завершит дело Своего посреднического Царства, выступая в роли Судии от имени Своего Отца, проходит по всему Новому Завету (Мф. 13:40-43; 25:41-46; Ин. 5:22-30; Деян. 10:42; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:1; Евр. 9:27; 10:25-31; 12:23; 2 Пет. 3:7; Иуд. 6-7; Отк. 20:11-15). Когда Христос вновь придет на землю и история завершится, все люди, жившие во все времена, будут воскрешены для суда и займут место пред судилищем Христовым. Это событие, конечно, невообразимо, но разве воображение человека может быть критерием того, что всемогущий Бог может и желает сделать?

На этом суде каждый должен будет дать Богу отчет о себе, а Бог через Христа «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6; ср. Пс. 62:12; Мф. 16:27; 2 Кор. 5:10; Отк. 22:12). Возрожденные христиане, которые как служители Христа научились любить праведность и желать славы святых небес, получат признание и на основании Христова искупления и своих личных достоинств будут награждены тем, к чему стремились. Остальных в наказание за их собственные провинности постигнет участь, соответствующая безбожной жизни, которую они избрали; и это будет судьбой, которая заслужена ими на основании собственных недостатков и дурных черт (Рим. 2:6-11). Их недостатки будут оценены в той мере, в какой они познали волю Божью (Мф. 11:20-24; Лк. 11:42-48; Рим. 2:12).

Этот суд явит, а в конце концов и подтвердит, совершенную справедливость Божью. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14:16), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, справедлив ли Бог, если всевластен, или всевластен ли, если справедлив. Но для Самого Бога справедливый суд есть дело Его славы, и последний суд станет Его окончательным ответом, снимающим всякие подозрения в том, что Он перестал попечительствовать о праведности (Пс. 49:16-21; Отк. 6:10; 16:5-7; 19:1-5).

Что касается людей, которые утверждают, что принадлежат Христу, то их дела (Мф. 12:36-37) будут свидетельствовать о том, является ли их исповедание веры и в самом деле плодом возрожденного сердца (Мф. 12:33-35) или просто штампом лицемерной религиозности (Мф. 7:21-23). В судный день станет известно все обо всех (1 Кор. 4:5), и каждый получит от Бога соответственно тому, чем он (или она) является в действительности. Люди, у которых исповедуемая ими вера не повлекла перемены их образа жизни, не породила ненависти ко греху и стремления к упорному труду в служении Богу и людям, погибнут (Мф. 18:23-35; 25:34-46; Иак. 2:14-26).

Падшие ангелы (бесы) будут судимы в последний день (Мф. 8:29; Иуд. 6), и святые будут участвовать в этом процессе (1 Кор. 6:3), хотя Писание не открывает их конкретной роли в этом деле.

Знание о грядущем суде — это всегда требование совершить покаяние в настоящем. И только покаявшиеся будут готовы к суду, когда он наступит.

Ад

Нечестивые будут обречены на бесконечные страдания

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Отк. 20:14-15

Сентиментальная бездуховность современной западной культуры с ее экзальтированным оптимизмом в отношении человеческой природы, ущербным представлением о Боге и скептицизмом в отношении подлинного значения нравственности — иначе говоря, упадком совести — не дает христианам принимать реальность геенны всерьез. Откровение геенны в Писании принимает характер глубокого духовного прозрения божественной святости (которого лишены многие из нас) и человеческой и бесовской греховности. Однако учение о геенне представлено в Новом Завете в качестве неотъемлемой части христианского вероучения, так что мы призваны понимать его так, как понимали его Иисус и Его апостолы.

Новый Завет рассматривает ад (gehenna, как Иисус называет его, место сожжения; Мф. 5:22; 18:9) как последнее место пребывания грешников, приговоренных на последнем суде к вечной погибели (Мф. 25:41-46; Отк. 20:11-15). Ад считается местом огня и мрака тьмы (Иуд. 7, 13), плача и зубовного скрежета (Мф. 8:12; 13:42, 50; 22:13; 24:51; 25:30), погибели (2 Фес. 1:7-9; 2 Пет. 3:7; 1 Фес. 5:3) и мучений (Отк. 20:10; Лк. 16:23) — иначе говоря, сплошных бед и страданий. Хотя эти понятия представляются больше символическими, чем буквальными (огонь и мрак тьмы с формально-логической точки зрения исключают друг друга), можно с уверенностью сказать, что реальность, вообразить которую у нас не достанет сил, по своему ужасу превосходит всякие символы. Новозаветное учение о геенне должно приводить нас в смятение, потрясать и лишать дара речи от ужаса, убеждая в том, что так же, как небеса на самом деле неизмеримо прекраснее, чем мы можем себе представить, так и геенна неизмеримо страшнее, чем мы можем себе вообразить. Таковы вопросы вечности, которые необходимо воспринимать как самые реальные.

Суть понятия геенны — это отсутствие взаимоотношений с Богом; Бога в аду нет, там присутствуют Его гнев и немилость. Божий гнев уподобляется огню поядающему (Евр. 12:29); испытания адские — это праведный суд Божий над теми, кто открыто не повиновался Ему, был привержен греху, который отвратителен Ему; это и лишение всего, что ценно, приятно и полезно (Рим. 2:6, 8-9, 12). Понятие ада формировалось при систематическом отрицании всех элементов Божьей благости, которую верующие познают посредством благодати, а весь род человеческий знает из благодеяний Провидения (Деян. 14:16-17; Пс. 103:10-30; Рим. 2:4). Реальность ада, как указывалось выше, неизмеримо ужаснее, чем понятие о нем; никому не дано представить себе масштабов беды и страданий ада.

Ад в Писании представлен нескончаемым (Иуд. 13; Отк. 20:10). Рассуждения о «второй возможности» после смерти, или личной аннигиляции безбожных на определенной стадии, являются домыслами, которые не имеют под собой никаких библейских оснований.

Писание считает ад личным выбором человека; оказавшиеся там поймут, что сами приговорили себя к нему, возлюбив тьму, а не свет, решив не признавать Создателя своим Господом, предпочтя греховную вседозволенность праведному самоотречению и (если им пришлось услышать благовестие) отвергнув Иисуса, вместо того чтобы прийти к Нему (Ин. 3:18-21; Рим. 1:18, 24, 26, 28, 32; 2:8; 2 Фес. 2:9-11). Общее откровение привлекает внимание всего рода человеческого к этой теме; с его позиций ад представляется следствием Божьего уважения к выбору человека. Каждый получает то, что сам выбирает: либо во веки веков пребывать с Богом, поклоняясь Ему, либо навечно остаться без Него, поклоняясь самому себе. Попавшие в ад узнают не только дела, которыми они заслужили ад, но и то, что сами избрали для себя эту участь.

Цель библейского учения об аде состоит в том, чтобы заставить нас ценить, с благодарностью принимать и благоразумно предпочитать Христову благодать, которая одна спасает нас от геенны (Мф. 5:29-30; 13:48-50). Подлинная милость к роду человеческому заключается в том, что Бог в Писании не оставил никаких сомнений в отношении ада. Теперь уже нельзя утверждать, что мы ничего не знали.

Небеса

Избранных Божьих ждет вечное блаженство

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

Ин. 14:1-3

Слово небеса, которое в еврейском и греческом языках имеет значение «небо», является библейским термином, обозначающим обиталище Бога (Пс. 32:13-14; Мф. 6:9), где поставлен Его престол (Пс. 2:4); место Его пребывания, куда вернулся прославленный Христос (Деян. 1:11); где ныне Церковь воинствующая и Церковь победоносная соединяются для поклонения (Евр. 12:22-25); и где в установленный день народ Христов останется со своим Спасителем во веки веков (Ин. 17:5, 24; 1 Фес. 4:16-17). Небеса изображаются как место отрады (Ин. 14:2) и прекрасный город (Евр. 11:10, 16). В определенный момент в грядущем, когда Христос вернется, чтобы судить, небеса обновятся (2 Пет. 3:13; Отк. 21:1).

Представлять себе небеса как некое место скорее верно, чем неверно, однако подобное понимание может ввести в заблуждение. Небеса предстают в Писании как пространственная реальность, которая проницает весь тварный мир и соприкасается с ним. В Послании к Ефесянам Павел помещает на небесах престол Христов одесную Отца (Еф. 1:20) и духовные благословения и воскресшую жизнь верующих во Христе (Еф. 1:3; 2:6). Павел также ссылается на опыт пребывания на «третьем небе» или в «раю» (2 Кор. 12:2, 4). Несомненно, следует различать небеса с престолом Божьим и поднебесную сферу, занятую духами злобы (Еф. 6:12). Воскресшее тело приспособлено к небесной жизни, которая ожидает нас (2 Кор. 5:1-8), и в этом теле мы увидим Отца и Сына (Мф. 5:8; 1 Ин. 3:2). Но, пока мы пребываем в своих уничиженных телах, небесные реалии для нас незримы, обыкновенно незаметны и весьма незначительны, и мы знаем их только по вере (2 Кор. 4:18; 5:7). Тем не менее никогда не следует забывать о близости к нам небес и их обитателей, Отца, Сына и Духа, святых ангелов и бесовских духов: ведь речь идет о подлинном бытии духовной реальности.

Писание учит нас формировать свои представления о небесной жизни посредством а) перенесения отношений, которые мы имеем ныне с Отцом, Сыном и Духом, с другими христианами и всем тварным миром с относительно несовершенного уровня в область помыслов о совершенных отношениях, свободных от всех ограничений, разочарований и падений; б) устранения из нашего понимания жизни для Бога всех видов боли, зла, страданий и бедствий, которые мы переживаем здесь, на земле; и в) обогащения собственных представлений об этом благостном грядущем состоянии постоянным напоминанием себе о совершенной и богоданной радости, которую мы познали. Видения небесной жизни из Книги Откровение (7:13-17 и 21:1-22:5) отражают все эти способы ее понимания.

Согласно Писанию, неизменное блаженство небесной жизни для искупленных будет проистекать из а) их видения Бога в лице Иисуса Христа (Отк. 22:4); б) их непрестанного ощущения Христовой любви, проявляемой в Его служении им (Отк. 7:17); в) их общения с возлюбленными единоверцами и всеми искупленными; г) постоянного возрастания, духовной зрелости, научения, развития дарований и укрепления сил, которые есть для них у Бога в запасе. Искупленные стремятся ко всему этому, ибо без этого не может быть полноты их счастья. Однако на небесах не будет неисполненных желаний.

На небесах будут существовать разные степени благословения и наград. Каждый получит столько благословений, сколько сможет принять, однако объем этот будет разниться так же, как мы отличались друг от друга в этом мире. Относительно наград (области, в которой безответственность в настоящем может привести к постоянным убыткам в будущем: 1 Кор. 3:10-15), следует усвоить два положения. Во-первых, когда Бог награждает нас за наши дела, Он этим венчает Свои собственные дары, ибо только по благодати эти дела исполнялись. Во-вторых, сущность награды в каждом конкретном случае будет определяться силой христианского стремления, в частности, желания углубить любящие отношения со Спасителем; на эту реальность указывают все библейские образы — почетные венцы, одеяния и праздники. Эта награда соответствует награде за ухаживание, которая обогащает отношения возлюбленных в браке.

Итак, жизнь небесной славы связана с видением Бога во Христе и через Христа, с любовью Отца и Сына, с отрадой (Отк. 14:13) и служением (Отк. 7:15), со славословием и поклонением (Отк. 7:9-10; 19:1-5), а также с общением Агнца и святых (Отк. 19:6-9).

Жизнь небесная бесконечна (Отк. 22:5). Вечность, бессмертие небесной жизни — это часть ее славы; бесконечность, беспредельность, нескончаемость — это, можно сказать, слава славы.

Испытывая радость на земле, сердце говорит: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Но все проходит. Испытывая радость на небе, сердце говорит: «Мгновенье, длись всегда». И оно длится. Что может быть лучше?