2. Действительное и реальное

Евангелие от Матфея 5:21-42

Человек не может осознать то, о чем еще не думал; следовательно, слова Иисуса не имеют никакого смысла для того, кто не рожден свыше. Библия — сокровищница фактов откровения, которые казались нам совершенно бессмысленными до тех пор, пока мы не родились свыше. После этого нам открылось то, чего мы никогда раньше не видели. Мы вознеслись туда, где обитает Иисус, и посмотрели на мир Его глазами (Ин. 3:3).

Под «действительным» мы подразумеваем то, с чем соприкасаются наши чувства, а под «реальным» — что находится за пределами наших ощущений (см. 2 Кор. 4:18). Фанатик видит только реальное и игнорирует действительное, материалист — наоборот. Единственным по-настоящему нормальным человеком был Иисус Христос, потому что в Его понимании действительное и реальное совпадали. Он жил не только в действительном, но и в реальном мире. Именно поэтому душевный человек даже не задумывается о Нем: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2: 14). После рождения свыше мы начинаем смотреть на действительное в свете реального. Мы говорим, что молитва изменяет обстоятельства, но на самом деле перемена действительных обстоятельств не идет ни в какое сравнение с изменениями в человеке, который смотрит на эти действительные обстоятельства. В Нагорной проповеди наш Господь совмещает действительное и реальное.

Чистота (ст. 21-30)

В этом отрывке Господь устанавливает принцип, согласно которому всякий, кто хочет следовать за Ним и слушаться Его Духа, должен предварительно очиститься. Соблюдение закона при этом оказывается недостаточным, потому что чистота зависит не от правильного выполнения заповедей, а от состояния сердца человека. Дать определение чистоты довольно трудно; самое лучшее, что приходит в голову, — это состояние сердца, соответствующее состоянию сердца Господа Иисуса Христа. Чистота — это не невинность, потому что невинны только младенцы, но, как это ни странно, несмотря на то, что младенец по своей сущности чистым не является, его невинность дает нам общее представление о чистоте. Однако Бог не требует от взрослых невинности — Его интересует их чистота. Никто не рождается чистым в глазах Бога. Чистый человек — это не тот, кто никогда не проходил через испытания, а тот, кто познал зло и научился побеждать его. То же относится к добродетели и морали. Никто не появляется на свет с ними в сердце. Человек с самого рождения является аморальным существом. Моральная чистота — всегда продукт конфликта, а не необходимости. Иисус Христос утверждал, что чистота должна быть откровенной и безусловной, т.е. действительное поведение, действительное целомудрие тела и разума не должно вызывать порицания со стороны Бога, Который, как правило, намного требовательнее людей. Стремление заслужить лишь одобрение человека ведет к фарисейству, потому что обмануть ближнего практически не составляет труда. Целью искупления Иисуса Христа была «пересадка» человеку нового сердца, настолько чистого, что Бог не находит в нем никакой вины. В этом состоит чудо искупления: Иисус Христос награждает меня новым, незапятнанным наследием Святого Духа, которое не замедлит дать реальные результаты.

В Мф. 15 Господь показывает истинную сущность человеческого сердца: «Из сердца исходят…», — и за этим следует целый перечень мерзостей. Кто-то скажет: «Но я никогда не чувствовал ничего подобного в своем сердце». Мы предпочитаем больше доверять своему невинному неведению, чем обличающим словам Иисуса Христа. Нам необходимо понять, что либо Христос представляет высшую власть в человеческом сердце, либо вообще не имеет смысла Его слушать. Если я сделаю сознательную невинность показателем истины, то, скорее всего, очень быстро увижу, что Иисус говорил правду, и с ужасом буду вынужден признать возможность наличия во мне зла. Может быть, я никогда не был подлецом, но, однажды представ перед Богом совершенно нагим, увижу, насколько Он был прав. До тех пор, пока я прикрываюсь ширмой невинности, я живу в раю дураков. Человеческая логика всегда сможет опровергнуть любое утверждение Господа.

Иисус Христос требует, чтобы сердце ученика было безупречно чистым, но, если Он Сам не очистит его, все Его учение — самое настоящее издевательство. Может быть, Он только хотел раздразнить меня, сказав, что я должен сделать нечто совершенно невозможное? Тогда уж лучше вообще Его не слушать. Но, поскольку Он может дать мне Свою святость, я начинаю понимать, как обрести эту чистоту. Иисус Христос — самый непреклонный, но и самый мягкий из всех спасителей.

Евангелие Божье заключается не только в том, что Иисус умер за мои грехи, но и в том, что Он отдал Свою жизнь для того, чтобы я мог отдать Ему свою. Бог не может принять мою благость. Он только может принять мой грех и дать взамен совершенную святость Господа Иисуса (см. 2 Кор. 5:21).

а) Сердце и дела (ст. 21-22)

Господь использовал в качестве примера то, что было знакомо всем ученикам. Человеку, который отказывается прислушиваться к голосу здравого смысла, грозит суд, а если и суд не может изменить преступника, то его ожидает вечное осуждение. Иисус взял этот пример из повседневной жизни для того, чтобы показать нам сердце истинного ученика. Мои мотивы, изменить которые сам я не в силах, должны быть праведными. Иисус смотрит на побуждения, стоящие за действием. На деле я могу не выказывать ни малейших признаков гнева, но Иисус Христос смотрит, есть ли гнев в моем сердце. Все причины моих действий и желаний должны быть настолько чистыми, чтобы добрые дела стали их естественным результатом.

В Пс. 138 псалмопевец осознает, что не может справиться с собой, и взывает к Богу в молитве: «Господи, посмотри на меня, исследуй мое сердце. Есть ли во мне что-то нечистое? Каковы желания моих желаний и побуждения моих побуждений? Направь меня на путь истины и веди меня дорогой вечной». Спасение необходимо не только от сознательного греха, но вообще от любого греха перед Богом, ведь Бог может заглянуть даже в те уголки моего сердца, о существовании которых я даже не подозреваю. Благодаря чудесной жертве Иисуса Христа Бог в состоянии очистить источники моего подсознания и сделать мое сердце безупречным.

Не отбрасывайте радикальные аспекты учения Господа, ссылаясь на то, что на каждое отрицательное действие нашего сердца у Бога есть противодействие. Это извращение истины. Иисус ни слова не говорил о том, что мы должны сопротивляться и бороться с проблемами в своем сердце. Бог дает нам совершенно новую сущность. Только Тот новый Дух, Который Он вложил в нас, может истолковать учение Господа, не имеющее ничего общего со сводами законов и ограничений.

Человек не может имитировать сердце Иисуса Христа. У него или есть Его сердце, или нет. Совершая во мне Своего Сына, Бог меняет мою человеческую сущность, и я обязан облечься в нового человека в соответствии с Его жизнью и слушаться Его. Лишь тогда Его сердце будет постоянно проявляться во мне. Мы же стараемся добиться всего своими силами. Бог должен сотворить во мне Свое сердце, и я обретаю его в момент рождения свыше. Каждому человеку нужно работать над своим характером, но только Бог может сотворить в нас сердце Христа. Сердце Христа — это дар Божий. Наш естественный характер переходит к нам по наследству, но в момент перерождения Бог вкладывает в нас характер Своего Сына. Все мотивы в сердце Христа абсолютно чисты, и если Он действительно вкладывает в меня Свой характер, то чистота сердца перестает быть недостижимой абстракцией. «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Отдав Богу свое естественное наследие, я отдаю Ему всю жизнь, и Иисус Христос обретает нового ученика. Слишком много людей, называющих себя христианами, не выказывают никакой преданности Господу.

Требования Иисуса выходят за рамки старого закона. Все Его заповеди совершенно невыполнимы без Его Духа и внутреннего перерождения. После рождения свыше человеку не нужно притворяться святым, потому что он стал таковым на деле. Кто я такой: духовно реальный человек или побеленный гроб? Прихожу ли я к Богу в нищете духа или изображаю профессионала? Знание ослепляет, и за ним мы уже не видим Бога. Слава Богу за совершенную нищету духа, которая принимает все, что Он дает нам.

Только испытания помогут нам определить, очистил ли Иисус наши сердца. Всякий раз, когда обстоятельства приносят очередное испытание, вместо того, чтобы сопротивляться переменам, мы с удивлением замечаем, что прежние чувства исчезли. Слава Богу! Только Он мог совершить такое чудо! Я знаю, что Бог изменил мое сердце, потому что раньше я был резким, неподатливым, полным сарказма и горечи, но теперь в моем сердце появилась необычная сладость, которой прежде не было. Тогда уже не нужно убеждать себя, что Бог что-то сделал в нас, это и так видно. На самом деле, критиковать христиан иногда бывает полезно. Всякий, кто утверждает, что рожден свыше, подвергается всевозможным атакам, и я бы сказал, что вполне заслуженно. Родившись свыше от Духа Божьего и приняв жизнь Иисуса через Его смерть на кресте, мы должны доказать истинность своего нового рождения поведением, речью и честностью в бизнесе.

б)Нрав разума и истина вопроса( ст.2 3-26)

В этих стихах Господь приводит другой известный пример. Если человек, собиравшийся отдать священнику пасхального агнца для жертвы, вспоминал, что дома у него оставалась закваска, он должен был вернуться и вынести закваску. Только после этого он мог пожертвовать агнца. Сегодня мы не приносим в жертву животных, но это не умаляет духовный смысл данного примера. Здесь мы видим разницу между реальностью и искренностью.»Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, — сказал Иисус, — и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя… (не говори Мне больше ни слова, но) пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (см. Мф. 5:23-24). Речь о другом человеке не идет вообще. Иисус сказал: «Ты иди». Он не сказал: «Пройти половину пути». «Пойди прежде». Вопрос о правах даже не вставал.

Эта истина бьет прямо в яблочко! Вся человеческая гордыня превращается в пар в присутствии Иисуса Христа. Святой Дух пробуждает нашу совесть, и мы начинаем чувствовать то, что никогда не чувствовали раньше. Никогда не сопротивляйтесь чуткости, которую Святой Дух вкладывает в ваше сердце, не отвергайте Его обличение. Если Святой Дух показал вам что-то, то это Его действительно волнует.

Критерием проверки является не истина вопроса, а нрав разума. Большинство из нас не имеет никаких проблем с восприятием истины, но нрав нашего разума мерзок перед Господом, и Иисус жаждет изменить его.

Он сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь…». Он не сказал: «Если почувствуешь что-то». Именно здесь сатана ловит младенцев во Христе и превращает их в религиозных лентяев. «Вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя». Святой Дух напомнит нам о случившемся. Никогда не старайтесь придумать оправдание. Немедленно повинуйтесь Господу, даже если это означает страшное унижение лично для вас.

Все это совершенно невозможно для человека, чей разум не был обновлен Словом Божьим. Святой сможет без труда сделать то, что душевный человек почитает унижением. Тот же самый характер, который не позволил Сыну Божьему встать во главе естественного мира, меняет наше понимание своих прав. Именно эта претензия на права, а не аморальность души, как это принять считать, является истинной сущностью греха. «Он не имеет права так со мной поступать». Но если Бог дал мне новое сердце, то я могу беспрекословно повиноваться Иисусу.

Остерегайтесь всего, что может привести к моральному падению. Если Иисус Христос все еще не укротил нрав вашего разума, то всякий раз, когда Святой Дух напоминает вам что-то, вы немедленно отвечаете: «Нет, я не пойду к нему. Он сам во всем виноват. А потом он еще будет хвалиться, что заставил меня признать свою вину». Все ваши молитвы останутся без ответа до тех пор, пока вы не откажетесь от своих прав. Между вами и Богом встала стена выше Голгофы. С этой проблемой сталкивается каждый верующий. Но Бог хочет вложить в нас Свой нрав разума, который делает примирение таким же естественным, как дыхание, и мы с удивлением замечаем, что можем делать то, что раньше нам было не под силу. Повиновавшись, вы увидели, что нрав вашего разума реален. Иисус Христос превращает нас из просто искренних людей в людей реальных. Искреннего, но не реального человека нельзя назвать лицемером, потому что он абсолютно искренен и честен, он жаждет угодить Иисусу, но не может, потому что не принял Того, Кто делает его реальным, — Святого Духа.

Иисус Христос подвергает людей практическому испытанию. Мне больше не нужно говорить о том, что мое сердце чисто перед Богом, — мои дела говорят громче всяких слов; я искренен не только в делах, но и в самих помыслах. Снова и снова Иисус возвращается к этой истине. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев…». Его требование к нам не ограничивается рамками старого закона, и единственный способ исполнить эти требования — позволить Иисусу изменить саму нашу сущность и не забыть о том, что мы действительно можем исполнить все то, что Он заповедовал нам. Все учение нашего Господа можно сформулировать в одном предложении: «Слушайтесь Меня, и тогда найдете сокровищницу силы в своем сердце».

в) Похоть и распущенность (ст. 27-28)

Каждый раз Господь смотрит в самый корень проблемы, не оставляя ни малейшей возможности для оправданий. Жестоко? Очень. Но грех тоже страшно жесток, и лжеправедность не имеет ни малейшего извинения. Иисус Христос смотрит правде в глаза и от нас требует того же.

Наше представление о чистоте ограничивается соблюдением законов и рамок и неизбежно ведет к гордыне и самоуверенности. Библия не дает никаких оснований для этого; она требует совершенной чистоты. Некоторые утверждения из Слова Божьего звучат пугающе, но человеку с чистым сердцем бояться нечего. Если бы Иисус Христос мог только сделать человека благонравным, то при одной мысли о жизни и работе среди морально разложившегося языческого мира у верующих по коже бегали бы мурашки. Но Иисус вкладывает в нас Свою чистоту, ведет туда, куда шел Сам, и дает силы для того, чтобы незапятнанными выйти даже из самых морально разложившихся трущоб. Он сохранит нас такими же чистыми, как и Самого Себя. Мы начинаем говорить о социальной распущенности народа, потому что это затрагивает наши личные чувства, но болит ли наше сердце при виде человека, живущего в бунте против Бога? Святой Дух вкладывает новые мерки справедливости и истины в наши сердца.

Не забывайте о том, что каждое религиозное настроение, проявившееся не на своем уровне, несет с собой тайную аморальность. Так устроена человеческая природа; всякий раз, когда эмоции не выносятся на надлежащий уровень, они выплескиваются там, где не следует. Лучше даже не пытаться скрывать отрицательные эмоции. Остановите их на самом пороге своего разума тисками крови Агнца и не пускайте дальше ни на шаг.

При спасении Бог не дает человеку нового тела: тело остается прежним, но сердце меняется. Бог изменяет мотив и заменяет похоть любовью. Что такое похоть? Нетерпение желания — «Я хочу это сейчас». Любовь может ждать годами — похоть не может выждать и двух секунд. Прекрасным примером похоти служит Исав со своей миской похлебки. Семь лет службы Иакова ради Рахили — пример любви. В этих стихах похоть ставится на низший уровень, но не забывайте о том, что она стремится от самого основания аморальности к высотам духовной жизни. Иисус Христос смотрит в самый корень наших желаний. Человек, более не подвергающийся нападкам похоти, на собственном опыте познал перемену сердца. Если Иисус Христос еще не сделал в человеческом сердце то, что обещал, свобода от похоти так и остается недостижимой. Ученик Христа должен быть свободен от похотливой деградации, и чудо искупления состоит в том, что Сам Иисус приносит нам эту свободу. Он пообещал сделать для человека все, что сам человек сделать не в силах. Иисус не меняет нашу человеческую природу — она в этом не нуждается, — Он заменяет ее источник. Великое чудо спасения заключается в том, что Иисус изменяет наше наследие. Распущенность — эту бунт против закона: «Я делаю, что хочу, и меня не волнует, что по этому поводу думают другие». Свобода — это способность исполнить закон. Мое существо неспособно прожить независимо от Бога;

Вы видите связь? Иисус Христос заповедал ученикам быть чистыми. Чистота слишком глубока, чтобы мы могли достичь ее самостоятельно. Единственный образец истинной чистоты мы видим в сердце Господа, и Он передает эту чистоту нам. Иисус сказал, что свидетельством чистоты нашего сердца является спокойствие разума в обстоятельствах, которые ранее пробуждали в нас похоть и эгоизм. Здесь речь идет о чисто практических вопросах. «Кто делает правду, тот праведен» (1 Ин. 3:7).

г) Направление дисциплины (ст. 29-30)

Если Бог Сам меняет наше сердце, то как быть с дисциплиной? В этих стихах Господь как раз говорит о жесточайшей дисциплине — вплоть до отсечения руки и вырывания глаза. Необходимость дисциплины вызвана тем, что прежде наши тела подвергались влиянию развращенного сердца. При перемене сердца тело остается прежним, и теперь задача состоит в том, чтобы превратить его в покорного слугу нового характера (см. Рим. б: 19).

«И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30). Что это значит? Это означает непоколебимую настойчивость в борьбе даже со всем хорошим, что стоит на пути самого лучшего. «Хорошее — враг лучшего». Не просто что-то плохое, но то хорошее, которое недостаточно хорошо. Нет ничего плохого в правой руке. Рука — одно из самых больших благословений, но Иисус сказал, что если она препятствует вашему духовному развитию и мешает исполнять Его заповеди, то лучше ее отрезать. Иисус Христос говорил открыто. Он не ходил вокруг да около. Лучше быть инвалидом, чем вечно гореть в аду. Лучше прожить жизнь калекой в глазах людей и красавцем в глазах Бога, чем красавцем в глазах людей и калекой в глазах Бога. Если уж на то пошло, то вся жизнь на земле перекошена. Слишком часто люди, кажущиеся окружающим совершенно нормальными, перед Богом предстают убогими и несчастливыми.

Один из принципов учения нашего Господа, который нам так трудно осознать, заключается в том, что единственным путем к сверхъестественному является жертва естественного. Душевная жизнь ни чиста, ни греховна. Я сам делаю ее или той, или другой. Иисус учит, что душевная жизнь подлежит принесению в жертву. Мы можем отдать ее Богу, и это единственный способ сделать ее духовной (см. Рим. 12:1-2). Именно здесь потерпел неудачу Адам: он отказался пожертвовать душевной жизнью и повиноваться голосу Бога, в результате чего согрешил. Его грех состоял в том, что он настаивал на своих правах. Но Бог не требует жертвы душевного ради духовного. С самого начала Его план состоял в том, чтобы душевное превратилось в духовное посредством послушания. Грех сделал такую жертву необходимой, но это уже совершенно другой вопрос. Всякий, кто хочет быть духовным, должен распрощаться с душевным, принести его в жертву. Если человек отказывается пожертвовать душевным ради духовного, то, по словам Иисуса, о духовном ему можно вообще забыть. Это не наказание, а принцип вечности.

Это самый жестокий вид дисциплины. Нет ничего более героического или величественного, чем христианская жизнь. Духовность — не характеристика людей, а обладание жизнью Божьей, полной величия и силы. Бог может превратить даже самое извращенное, искореженное и замаранное грехом существование в духовную жизнь, если только человек согласится следовать Его правилам. Воздержание таит в себе большую мощь и силу. Того, кто готов на воздержание ради Иисуса Христа, ждет великое будущее.

После того, как Иисус изменил наш характер, нам предстоит привести тело в гармонию с ним, что невозможно без суровой дисциплины и готовности пожертвовать многим ради духовной жизни. Речь идет не только о руках и глазах. Мы отказываемся что-то делать, и мир удивляется: «Как глупо. Что такого в правой руке?». Так мы обретаем репутацию фанатиков и чудаков. Если вас еще не называли чудаком или фанатиком, то, возможно, вы еще не начали серьезно относиться к жизни. Для начала Святой Дух может показать нам множество аспектов, которые не являются камнем преткновения для большинства людей. Каждый должен сам решить, что ему следует отбросить, и мы не имеем права использовать собственную ограниченность в качестве повода для критики ближнего.

Иисус предупредил нас о том, что духовный рост невозможен без принесения в жертву репутации в глазах мира. Если мы готовы пожертвовать лишь негативными сторонами своей жизни, то нам не следует даже заикаться о том, что мы любим Его. Вы спрашиваете: «А что в этом-то плохого?». Делайте, что хотите, только потом не жалуйтесь на потерю духовности. Каждый может отвергнуть все плохое, если знает, как это сделать, но готовы ли мы пожертвовать ради Иисуса Христа тем самым лучшим, что имеем? Единственное право, которым наделен христианин, — это право отказаться от своих прав.

Практика (ст. 31-37)

Практика — постоянное повторение человеком определенного действия. Привычка — вторая натура — является результатом практики. Разница между людьми состоит не в личной силе, а в уровне дисциплины; не в силе разума, а в его собранности. Если мы научились мыслить, то уже обладаем не только умственной силой, но и дисциплиной, которая помогает нам держать ситуацию под контролем. Остерегайтесь сиюминутных порывов. Только дети повинуются им. Взрослым людям это не пристало. Взрослый человек, не умеющий контролировать себя, не знает, что такое настоящая собранность. Неконтролируемый порыв — это недисциплинированная сила.

Каждая привычка является механической и производит определенные изменения в человеческом мозге. Материя мозга, хоть и очень медленно, но меняется, и с каждым повторным действием в коре мозга расширяется канал, благодаря которому всякое последующее повторение становится все более естественным. Это продолжается до тех пор, пока привычка не переходит в подсознание. После перерождения посредством силы и присутствия Божьего мы можем избавиться от обычаев, не соответствующих наполняющей нас жизни Христа. Никогда не старайтесь изменить в себе не угодную Богу привычку постепенно. Делайте это единовременным, резким и решительным действием и не допускайте перерывов. Нам необходимо научиться формировать привычки в соответствии с заповедями Святого Духа. Сила и практика не должны расходиться. Причиной каждой неудачи являются недостаточный опыт, отсутствие механического рефлекса. Постоянная практика приводит к формированию второй натуры, и в момент кризиса мы увидим, что нас поддерживает не только благодать Божья, но и наша собственная сущность. Мы сами, а не Бог, несем ответственность за свою деятельность, и кризис показывает, насколько успешно мы справились с задачей. Причиной большинства падений становится не дьявол, а недостаточная личная дисциплина.

Ст. 31-32: брак и деньги составляют элементарную структуру личной и социальной жизни человека. Именно они являются критериями реальности и вокруг них сосредоточена большая часть работы Святого Духа. Брак — это одна из тех горных вершин, на которых гром Божий сбивает души в ад, но там же Его свет переносит человеческую жизнь в вечность на небесах. Иисус Христос не боялся говорить о грехе и от нас ожидает того же. Никакие обстоятельства и душевные раны не могут испугать Бога, а Его сила достаточно велика для того, чтобы решить любую проблему. Библия, вопреки утверждениям некоторых людей, вовсе не является книгой для детей и безумцев. Она была написана для мужчин и женщин, готовых сделать выбор между адом и небесами. Если Иисус Христос не может прикоснуться к жизни, полной боли и страданий, то на что же годится Его спасение? Но, слава Богу, для Него нет ничего невозможного. Он может изменить всю сущность человека, навеки забрать его греховные желания.

а) Речь и искренность (ст. 33)

Искренность — соответствие внешних факторов реальному состоянию. Иисус сказал: «Помните, что на суде вас судит не человек, а Сам Бог; говорите истину, и ваш небесный Отец подтвердит всякое ваше слово. Всякий, кто пытается защититься от обвинений, действует по водительству лукавого». Нам не нужно призывать кого-то в свидетели. Одного нашего слова должно быть достаточно. И пусть человек сам решает, верить нам или нет. Все мы знаем людей, которые держат свое слово. На них можно полагаться, потому что их характер и образ жизни говорят лучше всяких свидетелей. Если ваша речь не передает искренности разума, то лучше всего придержать язык за зубами. Лишь тот, в ком отобразился Христос, может быть по-настоящему искренен. Его жизнь делает нас честными с самими собой и с ближними.

Каждый может часами рассуждать об истине Божьей, но часто на этом все заканчивается. Бывает так, что человек, умеющий прекрасно изложить истину, не идет дальше этого. Большинство верующих может вести беседы на «святые темы», но это лишь оболочка, лишенная силы. Иисус говорит, что наша речь должна быть построена на основании Святого Духа, и только тогда каждое наше слово будет назиданием для слушающего. Искренность всегда помогает человеку возрасти в познании Бога, а злословие оставляет в нас чувство пустоты и озлобленности. Есть люди, от которых и слова плохого не услышишь, но, тем не менее, они оказывают на слушателей чисто бесовское влияние. Смотрите не на внешнюю оболочку, а на то, что за ней скрывается. Пусть ваша речь соответствует жизни Сына Божьего в вас, и постепенно слова придут в соответствие с сердцем. Это и есть настоящая искренность.

б) Непочтительное почтение (ст. 34-36)

Во времена Иисуса, как, впрочем, и в наши дни, люди подкрепляли свои обещания клятвой во имя Бога. Иисус осудил это, сказав, что человек не должен заверять свои слова ничем, что имеет отношение к Богу. Каждое слово истинного ученика просто и честно, потому что истина в устах человека не противоречит истине в устах Бога. Призыв Бога в свидетели практически равен признанию в том, что все сказанное — ложь. Точно так же оправдания часто свидетельствуют о лживости слов, потому что истина не нуждается в оправданиях и доказательствах.

Непочтительное почтение — это легкомысленное упоминание того, о чем следует говорить с величайшим благоговением. Мне на память приходит один случай. Одна индианка покаялась. До этого она была необычайно уродлива, но сразу после обращения к Иисусу Христу ее лицо совершенно преобразилось; вся ее душа была охвачена почтительным обожанием Господа и Владыки.

в) Целостность (ст. 37)

Целостность — это неизменная чистота сердца. Бог может сделать наши слова точным отражением жизни, которую вложил в нас. Иисус словом и делом учил, что человек не должен защищать свою честь. Сам Господь ни слова не говорил в Свою защиту. Он «уничижил Себя Самого». Люди называли Его обжорой и пьяницей, безумцем, одержимым, но Он хранил молчание. Однако, когда кто-то посягал на славу Отца, Он не только выступал в Его защиту, но и творил ужасные вещи (см. Мк. 11:15-17). Иисус Христос Своим Святым Духом меняет наше понимание чести, и настоящий ученик Господа не заботится о том, что о нем говорят другие, но не может выдержать посягательств на славу Господа. Он понимает, что оскорбили не его, а Господа. Скажите мне, что беспокоит вас, и я скажу, где находится ваше сердце.

Скандал заслуживает не больше внимания, чем пятнышко грязи на брюках. Если попытаться его убрать, пока грязь не засохла, то пятно станет еще больше, а грязь пропитает ткань. После того, как грязь засохла, ее можно легко удалить одним движением ногтя. Не обращайте внимания на скандалы. Не прикасайтесь к ним.

Пусть люди делают с вашей истиной все, что хотят. Вы не обязаны ее объяснять. Иисус никогда ничего не объяснял, мы же стараемся всему найти подходящее доказательство и этим только усложняем ситуацию. Святой Август молился такой молитвой: «Господи, освободи меня от похоти постоянно защищать себя». Господь никогда не указывал ученикам на их ошибки. У них не только первый блин получился комом, но Иисус продолжал сеять истину, предоставив самим ученикам исправлять свои ошибки.

Часто, не будучи уверены в том, что вышло так, как нужно, мы хотим услышать мнение людей. Однако, зная, что все прошло нормально, мы уже не заботимся о том, что скажут люди. То же можно сказать и о страхе. Все мы знаем таких людей, которые постоянно говорят, что ничего не боятся, но сам факт, что они говорят об этом, доказывает обратное. Мы должны научиться жить в совершенной целостности.

Мы слишком часто забываем, какое влияние наши помыслы оказывают на то, что слетает с наших уст. Мы можем произносить красивые речи, но мысли покажут, что действительно лежит у нас на сердце. Бывает так, что человек говорит правду устами, но лжет в сердце. Я могу слово в слово повторить все ваши слова, сохранив интонацию и все остальное, но при этом солгать, потому что состояние моего разума не соответствует вашему. Ложь — это не несоответствие слов. Она берет свое начало в самых глубинах сердца. Я могу говорить правду на словах, но при этом лгать. В расчет принимаются не слова, а их влияние на людей.

Всякое подозрение исходит от дьявола и зачастую является причиной того, что люди говорят больше, чем следует, и тогда это уже исходит «от лукавого». Если ребенок вырос в атмосфере скептицизма, где никто никому не доверял, то у него появилась привычка говорить: «Если не веришь мне, то можешь спросить у него». Нормальному ребенку такое даже в голову не придет, но все меняется, если он снова и снова слышит: «Я тебе не верю». Тогда ребенок начинает думать, что лжет, если не может доказать истинность своих слов. Чистое сердце не станет защищать себя. Подозрение наносит страшные раны, и поэтому ребенок никогда не должен подвергаться необоснованным подозрениям.

Гонения (ст. 38-42)

а) Обида (ст. 38-39)

Всякий, кто собирается следовать за Иисусом Христом, должен не только очиститься и правильно вести себя, но и приготовиться к гонениям. Господь описывает ситуацию, совершенно чуждую для большинства верующих. На Востоке пощечина считалась одной из наивысших форм оскорбления; сегодня с ней может сравниться плевок в лицо. Епиктет, римский раб, сказал, что мучительная смерть лучше пощечины. Иисус сказал: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Нагорная проповедь подчеркивает, что всякий, кто принимает решение исполнять заповеди Христа, обязан отказаться от своего законного права на самозащиту. Личное оскорбление помогает святому явить миру поразительную любовь Господа Иисуса.

Каждое слово Нагорной проповеди попадает прямо в точку. Иисус сказал: «Если кто-то ударит вас по правой щеке, то, как и подобает Моим представителям, не обращайте на это внимания». Другими словами, покажите характер Божий в себе, подставив другую щеку. Такое мог посоветовать или безумец, или Сын Божий. Все знают, что лишь трус не отвечает ударом на удар, но в духовном мире все обстоит иначе. Именно поэтому люди часто не замечают разницы между лицемером и святым. Мир презирает кротость святого, и поэтому христианство считается религией презренных. Нашей силой должна быть сила Сына Божьего, Который умер на кресте за грехи мира. Сделав шаг в невозможное, вы увидите, что для Бога нет ничего немыслимого.

Все эти требования относятся исключительно к ученикам Иисуса Христа. Только Святой Дух может открыть нам истинный смысл Его слов. Господь пообещал, что Святой Дух напомнит нам каждое Его слово, в том числе и о том, что каждый раз, когда кто-то оскорбляет нас, мы не только не должны сопротивляться, но и обязаны воспользоваться возможностью прославить Сына Божьего.

Секрет ученика заключается в личной преданности своему Господу. Жизнь полна перемен, но это не должно отражаться на неизменности наших взаимоотношений с Ним. Это можно сравнить с постоянством в жизни ребенка, который все время меняется и развивается. Но есть также незыблемость кирпичной стены, стоящей без движения. Постоянство христианина должно ограничиваться жизнью в нем Сына Божьего, а не постоянством теорий. Люди посвящают себя учениям, а потом всемогущему Богу приходится выбивать из них упрямство, прежде чем они смогут полностью посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Христианство несет в себе необъятную силу первой любви. Реальность жизни в нас Сына Божьего должна отражаться на нашем поведении.

Способности исполнять требования Нагорной проповеди предшествует чудо перерождения. Только Сын Божий может исполнить все эти требования, и если мы позволим Богу отобразить в нас Своего Сына, то Он даст нам силы. Но все начинается со слов Иисуса Христа: «Должно вам родиться свыше» (см. Лк. 1:35; Ин. 3:7).

б) Принуждение (ст. 40)

Здесь мы снова видим картину, ничего не значащую для нас, но имевшую огромный смысл во времена Иисуса. Если у человека по суду отбирали верхнюю одежду, он все равно мог брать ее, чтобы у него было, в чем спать ночью. С помощью этого примера Иисус описал, что ожидает его учеников. «Если кто-то требует чего-то от вас, пока вы находитесь у Меня на службе, отдайте им это и продолжайте трудиться. У Моих учеников нет времени для того, чтобы защищать свои права». Никогда не настаивайте на своих правах. Смысл Нагорной проповеди заключается в исполнении не обязанностей, а того, что в наши обязанности не входит, например, противостояние злу, но Сын Божий в нас побуждает нас к этому.

в) Тирания (ст. 41-42)

Во время правления римлян солдат мог заставить любого человека нести багаж на расстояние в одно поприще. Примером этого мог послужить Симон Киринеянин. Римский стражник поручил ему нести крест Иисуса Христа. Иисус сказал: «Мои ученики пройдут два поприща, потому что готовы сделать больше, чем от них требуется». Отговорки типа «Я больше не могу. Они меня не поняли и не приняли» не подобают ученикам Христа. Если бы Бог отказался пройти с нами второе поприще, то нас уже не было бы в живых. В первую очередь Бог требует от человека рождения свыше, а потом, когда его заставят пройти одно поприще, Сын Божий поможет ему пройти два. Единственное право, которым пользуется верующий, это право отказаться от своих прав. Каждый раз, когда мы настаиваем на своих привилегиях, мы раним Сына Божьего. Я могу принять Его боль на себя, пройдя второе поприще (см. Кол. 1:24).

Ст. 42 — самая настоящая арена для теологической акробатики. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Такое заявление мог сделать либо сумасшедший, либо Бог, явившийся во плоти. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с Его требованием, выполнить которое практически невозможно, мы говорим, что не совсем понимаем, что Он имеет в виду. Могущественная сила Иисуса несет нас прямо к невозможному, но Его благодать, которая поможет нам сделать это невозможное и явить мощь Его Духа, остается самой настоящей абстракцией до тех пор, пока мы не придем в полное отчаяние.

Эти слова Иисуса полностью меняют все наше понимание любви. Большая часть современной филантропии основывается на концепции даяния бедному лишь по той простой причине, что он того заслуживает, или потому, что нам больно смотреть на его жалкое положение. Однако Иисус в Своем учении о милостыне называет совершенно иные мотивы. Он сказал: «Давайте просящему у вас не потому, что он этого заслуживает, а потому, что Я так сказал». Мотивом нашего даяния должна быть заповедь Иисуса Христа. Всегда можно найти тысячу и одну причину для того, чтобы не повиноваться Господу. Мы склонны больше доверять своему разуму, чем Богу, а разум не принимает Бога в расчет. Что говорит цивилизация? «Заслуживает ли этот человек того, что я даю ему?». Но Дух Божий спрашивает в ответ: «Кто ты такой, чтобы судить его? Ты сам заслуживаешь того, что имеешь?».

«Просящему у тебя дай». Почему мы все время думаем, что речь идет о деньгах? Господь о деньгах еще и слова не сказал. Складывается впечатление, что у большинства людей в венах течет золото. В нашем разуме даяние ассоциируется с деньгами, потому что так настроено наше сердце. Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» (Деян. 3:6). Да поможет нам Бог понять, что истинным мотивом даяния должно быть не мгновенное побуждение и не нужда человека, а вдохновение Святого Духа. Я даю, потому что так заповедовал Иисус.

Причина, по которой верующие изменяют и извращают этот стих, заключается в недостаточном доверии провидению нашего небесного Отца. Мы ставим здравый смысл на место Бога и говорим: «Абсурд. Если я буду давать всякому просящему, то скоро весь город соберется у меня под дверью». А вы попробуйте. Я еще не видел человека, который, начав повиноваться заповедям Иисуса Христа, не стал свидетелем того, как Сам Бог направлял к нему нуждающихся. Если мы слепо повинуемся этим принципам, не принимая во внимание живущего в наших сердцах Святого Духа, то мир не увидит никаких признаков жизни Божьей в нас. Но если мы позволим Святому Духу показать нам практическое приложение слов Иисуса к конкретным житейским ситуациям и сосредоточимся на правильных взаимоотношениях с Богом, то станем свидетелями действия могучей руки Божьей. Если правящая сила Божья и является когда-то с особой мощью, то в тот момент, когда ученики Иисуса Христа начинают исполнять Его заповеди.