4. Характер и поведение

Евангелие от Матфея 7:1-12

«Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель…». Петр, обращаясь к детям Божьим, рожденным свыше, говорит: «Прилагая старание, сосредоточьтесь». Слово «приложить» подразумевает формирование нрава. Никто не рождается со сформировавшимся характером. Человек — творец своей натуры. При рождении свыше Бог вкладывает в человека новое сердце, но для формирования характера требуется дисциплина. Ни естественное, ни сверхъестественное рождение не подразумевает автоматическое наличие характера, который зависит от того, как человек при контакте с внешней средой использует то, что в него вложил Бог. Нрав невозможно определить на основании отдельных примеров; он зависит от общих тенденций в жизни человека. При описании личности мы склонны отмечать ее выдающиеся черты, хотя общие моменты имеют гораздо большее значение. Характер — это линия поведения, оказывающаяся превалирующей на всем протяжении жизни. Он формируется посредством постоянного и настойчивого повторения одних и тех же действий. Бог сказал: «Благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» (Ос. б:4). Глава 7 Евангелия от Матфея посвящена вопросу формирования характера.

Отличительные черты христианина (ст. 1-5)

а) Не судите (ст. 1)

«Не судите, да не судимы будете». Критика — неотъемлемая составляющая часть человеческой натуры. Все мы имеем определенное чувство юмора, позволяющее нам видеть, где что не так, и побуждающее высказаться по этому поводу. Но Иисус сказал: «Моим ученикам не подобает ударяться в критику». В духовном измерении критика — это «прокисшая» любовь. В полноценной духовной жизни нет места критике. Способность к критическому взгляду на вещи относится к интеллектуальной, а не к моральной части мышления. Критика, превратившись в привычку, разрушает моральную энергию человека и парализует его духовные силы. Только Святой Дух имеет право критиковать человека. Человек же не должен судить своего ближнего, потому что тем самым ставит себя выше него. Критик должен стоять над сферой своего разбора. Для полновесной оценки искусства или музыки требуется полный набор информации. Критик должен смотреть на объект своей проработки сверху вниз, и именно поэтому человек не имеет права критиковать своего ближнего. Это оскорбляет Святого Духа. Человек, постоянно подвергающийся обсуждению, очень скоро перестает верить в себя, потому что неодобрительные слова отбивают у него все желания и высасывают из него силы. Действие критики убийственно, так как разделяет внутренние силы человека и не дает ему возможности сосредоточиться на определенной цели. Святой Дух так не поступает. Только Он способен по-настоящему критиковать человека, потому что может без побочных эффектов показать, что в его жизни требует изменений.

Душевный настрой, заставляющий нас замечать все ошибки других людей, не несет в себе ничего созидательного, потому что парализует творческий потенциал человека, и это еще раз подтверждает, что подобная критика исходит не от Святого Духа. Осуждая, мы ставим себя выше другого человека. Иисус подчеркнул, что ученик не имеет права наблюдать за жизнью ближнего с целью критики: «Не судите». Следите за тем, чтобы ни в чем не возвышаться над другими.

Иисус советовал воздерживаться от осуждения. Сначала это кажется странным, потому что сама природа Святого Духа подразумевает, что Он указывает на сферы, подлежащие изменению, но это только кажущееся разногласие. Святой Дух действительно показывает нам, что происходит в сердце человека, но делает это не ради критики, а с целью ходатайственной молитвы. Если Он что-то показывает нам относительно греха или неверия в жизни конкретного человека, то при этом не хочет, чтобы мы оставались праздными критиками-наблюдателями, которые говорят: «Слава Богу, что я не такой». Святой Дух жаждет, чтобы мы воззвали к Богу об этой душе и просили Его о помощи ей в обращении к Отцу. Никогда не просите Бога дать вам различение, потому что вместе с ним резко возрастает ваша ответственность, иединственный способ выполнить ее — ходатайственная молитва на коленях перед Отцом. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти» (1 Ин. 5: 16). Господь не терпит никакой критики в духовной жизни, но допускает различение и разделение.

Если мы позволим этим лучам света проникнуть в самую глубину своей духовной жизни, то поймем, почему Иисус сказал: «Не судите». У нас для этого просто не остается времени. Вся наша жизнь должна быть настолько переполнена силой Божьей, чтобы только живая вода изливалась через нас на наших ближних. Некоторые настолько озабочены этим потоком, что не замечают, как он пересыхает. Мы постоянно спрашиваем: «Какая от меня польза?». Иисус говорит, что нужно делать, чтобы стать по-настоящему полезными для общества: «Веруйте в Меня, и из чрева вашего потекут реки воды живой».

«Не судите, да не судимы будете». Позволив этим словам проникнуть в самую глубину своего сердца, мы обретем неимоверную силу. «Не судите». Как правило, рядовой христианин критикует все, что можно и что нельзя; но во всем этом нет ничего общего со Христом. Критичный настрой противоречит всему учению нашего Господа. Иисус сказал: «Начинайте с самих себя, а не со своих ближних. Почему ты судишь брата своего — все мы предстанем на суд перед Богом?». Критично настроенный дух не может войти в общение с Богом, а несет с собой тяжесть, мстительность, жестокость и оставляет нас с ложным чувством превосходства над ближним. В сердце святого нет места для критики. В первую очередь, Святой Дух устраивает нам духовную чистку, после которой в сердце не остается ни грана гордыни. Жизнь человека — его личное дело. Иисус дал нам хороший совет по поводу осуждения; «Даже не думайте об этом. Да не будет в вашем сердце критического настроя, потому что критика полностью лишена способности созидать». Труднее всего научиться передавать в руки Бога то, чего мы не понимаем. В каждой ситуации остается хотя бы один скрытый от нашего взора фактор, и поэтому Иисус сказал: «Не судите». Мы никогда не должны забывать об этом правиле поведения, установленном нашим Господом.

б) Неизменный критерий (ст. 2)

«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Это не просто красивые слова, а вечный закон, действующий на всех уровнях, начиная с престола Божьего (см. Пс. 17:26-27). Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. В данном случае Иисус связывает этот закон с критикой. Если вы с рвением вынюхивали секреты знакомых и незнакомых людей, то придет день, когда и с вами начнут поступать так же. «Я уверен, что этот человек постоянно критикует меня». Помните, чем вы сами занимались не так давно? Как аукнется, так и откликнется! Это необязательно будет исходить от того же человека, но закон есть закон: «Каким судом судите, таким будете судимы». Этот принцип действует как в положительном плане, так и в отрицательном. Щедрый человек постоянно получает благословения от щедрых людей, а критикана всегда кто-то подозревает. Не следует путать воздаяние и месть. Господь сказал, что вся жизнь устроена на законе воздаяния, но при этом запретил месть.

В главе 2 Послания к Римлянам мы видим более конкретное приложение этого принципа: я сам виновен в том, что критикую в другом человеке. Все то, что мне не нравится в вас, Бог находит и в моем сердце; начиная осуждать кого-то, я признаю, что сам виновен в том же. «Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Бог смотрит не на дела, а на возможности. Если уж на то пошло, то часто мы вообще не верим тому, что написано в Писании. Например, действительно ли мы верим, что виновны в том, за что сию минуту осуждали своего ближнего? Нам так легко заметить грех в его жизни потому, что мы сами виновны. Почему мы сразу видим лицемерие и обман? Очень просто — мы сами лицемерим и обманываем. Положение становится еще серьезнее, когда мы начинаем называть это плотское подозрение обличением Святого Духа. Обличая человека, Святой Дух преследует лишь одну цель: обращение к Богу. Мы не имеем права ставить себя выше своего ближнего и указывать на его недостатки, потому что это — дело Святого Духа.

Отличительной характеристикой святого является смирение. Мы понимаем, что все эти грехи и еще множество других были бы и в нашем сердце, если бы не благодать Божья, и поэтому не имеем права судить своего ближнего. Иисус сказал: «Не судите, потому что тогда вас будут судить вашим же судом». Кто из нас осмелится встать перед Богом со словами: «Боже, суди меня тем же судом, которым я судил своего ближнего»? Мы осуждаем своих братьев и сестер во Христе, словно они грешники; а если бы Бог судил нас тем же судом, то мы горели бы в аду. К счастью, Бог смотрит на нас через чудесную заместительную жертву Иисуса Христа.

в) Горькая правда (ст. 3-5)

Большинство «борцов за истину» действует под прямым водительством дьявола. Сатана постоянно выискивает новые жертвы для обличения, а люди получают несказанное удовольствие от поиска сучков в глазу ближнего, потому что при этом с наслаждением осознают, что находятся на более высоком уровне духовного развития. Откуда у человека появилась такая черта? От Господа Иисуса? Нет! Святой Дух в человеке творит только дела света. Не понимая этого, мы начинаем говорить, что проповедник все время критикует нас. Это неправда. Святой Дух, живущий в его сердце, видит, что что-то в нашей жизни не так.

Нет ничего хуже человека, считающего, что само Провидение поставило его на пути ближнего. Он уверен, что никто не сможет справиться без его совета, а если его не по слушают, — все пойдет из рук вон плохо. Иисус Христос резко обрывает его: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». Слово «лицемер» буквально означает «актер», человек, у которого реальность жизни не совпадает с искренностью. Лицемер сознательно играет две или больше ролей с целью получения личной выгоды. Найдя вину в другом человеке, мы можем быть вполне искренними, но Иисус сказал, что на самом деле мы — обманщики.

Никто не может укрыться от пронзительного взгляда Иисуса Христа. Если я замечаю сучок в глазу своего брата, то это значит, что из моего глаза торчит бревно. Принять такое заявление довольно трудно. Если я позволил Богу удалить из моего глаза бревно, то мне совсем не трудно поверить в то, что Он сможет без труда справиться с сучком в глазу моего брата! Эта уверенность приходит вместе со спасением Божьим. Если Бог смог изменить мою жизнь, то Ему ничего не стоит изменить кого угодно: «Я знаю, что Бог тебе с радостью поможет. Ты еще не так плох по сравнению со мной. Когда-то я сам блуждал во тьме. Я был злым человеком, ненавидел людей. Меня интересовала только личная выгода, но Бог изменил меня, а это значит, что для каждого верующего есть надежда».

Это заявление Господа рассеивает туман духовной гордыни, говорящей: «Слава Богу, что я не такой, как все остальные», и помогает нам понять, почему Даниил склонял голову в унижении и ходатайстве: «Я согрешил вместе со всем моим народом». Этот призыв снова и снова слышится в сердцах людей и среди народов.

Тактичность христианина (ст. 6-11)

Мы должны относиться к своим ближним так, как к нам относится Бог.

а) Необходимая дискриминация (ст. 6)

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Иисус Христос подчеркивает необходимость крайней рассудительности при представлении истины Божьей людям. Если мы начнем разбрасывать жемчужины откровения Божьего перед душевными людьми, то они просто попрут ее своими ногами; затопчут не просто нас — это еще ничего, — но саму истину Божью. Это сказал не какой-то человек, а Сам Иисус Христос, и только Святой Дух может открыть нам подлинный смысл Его слов. Некоторые истины Божьи не так просты, как кажется на первый взгляд. Только два учения Бог изложил четко и ясно: спасение и освящение. После этого наше понимание Слова Божьего полностью зависит от хождения в свете. Проповедники снова и снова разбавляют Слово Божье ради недуховных людей, тем самым бросая его на попрание «свиньям». Спросите себя: «Бросаю ли я истину Божью духовным свиньям?». Иисус сказал: «Не давайте святыни псам». «Псы» — символ неверующих. Не давайте им святыни и не разбрасывайте истину Божью перед «свиньями». Павел пи сал о том, что жемчужина освящения может затеряться в грязи разврата. Мы не имеем права рассказывать людям о некоторых моментах своего хождения с Богом. В общении верующих бывают такие моменты, когда мы показываем своим близким друзьям некоторые жемчужины, но Бог не хочет, чтобы мы открывали их перед неверующими без Его разрешения. Иисус лучше других знал, что истина Божья будет попрана ногами «свиней».

Господь не просил нас исповедовать ничего, кроме Него Самого: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми…» (Мф. 10:32). Мир не примет субъективное свидетельство человека, потому что оно предназначено для святых, понимающих духовные истины; но нашим свидетельством миру должен быть Сам Господь. Исповедуйте Его: «Он спас, освятил, оправдал меня перед Богом». Но нам гораздо легче оставаться верными своим переживаниям, а не Иисусу Христу. Слишком много людей представляют Его не таким, Какой Он есть. Центральным моментом истины является не спасение, не освящение и не Второе пришествие, но Сам Иисус Христос. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Все ошибки возникают в результате того, что мы берем какое-нибудь из дел Иисуса и начинаем проповедовать его как истину, не задумываясь о том, что это всего лишь часть ее. Сделав ее началом и концом всей истины, мы начинаем защищать идею, а личность Господа Иисуса отходит на второй план. Идея мешает закончить начатое дело. Если мы преданны учению христианства, а не Иисусу Христу, то все наши доводы будут подобны ударам молота. Они заставят слушателя признать: «Хорошо, может быть, это действительно так», но он воспротивится тому, как эта истина представлена. В тот момент, когда мы начинаем следовать за Иисусом Христом, все наши повелительные и диктаторские наклонности исчезают, и их место занимает сосредоточенность на Господе.

б) Понятие о Высшем контроле (ст. 7-10)

Простой истиной, скрытой за этими словами, Господь напоминает нам, что Бог все держит под контролем и Ему можно доверять. Мы должны осознать разницу между исполнением Духом и принятием ума Христова. Иисус излагает правила поведения для исполненных Святым Духом верующих. Осознав постоянство присутствия Божьего, мы перестаем беспокоиться, получив откровение того, что Отец знает обо всем происходящем. Это приходит вполне естественно, без каких-либо усилий с нашей стороны. Раньше, попав в неприятности, мы метались от одного человека к другому, но теперь настолько уверены в заботе Божьей, что сразу же обращаемся к Нему. Деятельность разума достигает предельной активности в момент стресса. К кому мы обращаемся в первую очередь? Каковы наши начальные шаги? На чью силу мы уповаем? Мы на практике видим действие принципа, сформулированного в Мф. б:25-34: Бог — мой Отец. Он любит меня и помнит даже о том, о чем я иногда забываю. Зачем же тогда волноваться? Постоянно возрастайте в вере в то, что Бог все держит под контролем. Ничто не случается без Его ведома, и мы можем успокоиться на этом. Иногда кажется, что Бог не в состоянии развеять завесу тьмы, но не падайте духом. Время от времени нам начинает казаться, что Бог ведет Себя, как друг, отправившийся спать, но это не так; как плохой отец, но и это не так; как нечестивый судья, но и здесь мы ошибаемся. Придет час, когда мы получим ответы на все вопросы. Молитва — это не просто прошение, но состояние сердца, создающее атмосферу, в которой прошение становится вполне естественным и нормальным, а Иисус сказал: «Всякий просящий получит».

Человек получит от жизни все, что просит, потому что не просит того, чего не хочет. Если человек просит от жизни богатства, то получит его, а иначе в прошении не было бы никакого смысла. Иисус пообещал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Мы молимся с показной святостью, но наша воля не жаждет просимого, и мы говорим, что Бог не отвечает на молитвы. Но ведь мы Его ни о чем не просили. Прошение подразумевает полное участие воли.

Вы скажете: «Я просил Бога превратить мою жизнь в цветущий сад, а вместо этого в моей жизни начался период скорби, вместо сада — пустыня». Бог не ошибается. Для того, чтобы что-то посадить в почве сердца, нужно сначала ее вскопать, потом посеять семя. Предоставьте Богу возможность позаботиться о временах года в вашей душе, и сад не заставит себя долго ждать.

Мы должны понять, что Господь контролирует наши прошения. Мы приступаем к Нему с «самовольным служением» (Кол. 2:23). Воля — это активизирующая часть человеческого существа, и в ней сосредоточены огромные силы, но человек, добившийся моральной победы посредством силы воли, становится неприступным. Именно воля является центральным элементом творения Божьего в человеке; грех — всего лишь закваска зла, вошедшая в него. Изначально человеческая воля совпадала с волей Божьей, но постепенно обросла желаниями и мотивами, и теперь каждый раз, когда дело доходит до спасения души, Святому Духу приходится разгребать весь этот мусор, чтобы добраться до основания воли. Мы пытаемся манипулировать волей человека; но, если только начнем превозносить Иисуса Христа, Он Сам во всем разберется. Все Его учение о молитве по-детски просто: просите. Иисус пообещал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». И никаких «но».

в) Необходимость различения (ст. 11)

«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Здесь не следует забывать, что просить следует то, что соответствует характеру Бога, открывшегося в Иисусе Христе, то, что находится в Его сфере власти. Бог — не профессор черной магии. Он хочет преобразить нас в подобие Своего Сына. Мы знаем, что находится в человеке по «духу человеческому, живущему в нем», но «Божье» познается лишь посредством духовного различения (см. 1 Кор. 2:9-14).

Различение, о котором здесь идет речь, представляет собой вошедшее в привычку осознание того, что все хорошее, что у нас есть, дается нам исключительно по благодати всемогущего Бога. Иисус говорит: «Подумайте, чего вы заслуживаете?». Ничего. Но Бог дал нам все. Так сохранит нас Бог от этого холодного, жестокого, проклятого менталитета, утверждающего, что помогать нужно лишь тем, кто заслуживают помощи. Я буквально слышу крик Святого Духа в своем сердце: «Кто ты такой, чтобы так рассуждать? А ты заслужил спасение, дарованное тебе Богом? Ты заслужил исполнения Святым Духом?». Все это мы получаем лишь по благодати всемогущего Бога. Иисус продолжает: «Тогда будьте, как ваш небесный Отец. Будьте совершенны, как Он совершен». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Смирение и святость идут рука об руку. Заметив в своем сердце резкость и грубость по отношению к ближнему, можете быть уверены, что начинаете выходить из света Божьего. Наша проповедь должна быть освежающей и настоящей, как само Слово Божье. Истина Божья не подлежит разбавлению. Во взаимоотношениях с людьми не забывайте, что вы, на каком бы уровне духовного развития ни находились, — все равно спасенный благодатью грешник. Если вы ходите в полноте благословения Божьего, то лишь по чудесной благодати всемогущего Бога.

Снова и снова мы виним Бога за то, что Он пренебрегает некоторыми людьми, и выказываем им особую симпатию. Может быть, это не выражается на словах, но все наше существо громко кричит, что мы доделываем то, о чем забыл Бог. Не допускайте даже намека на подобные мысли. Бог здесь абсолютно ни при чем. Люди живут ниже должного уровня из-за того, что мы не выполнили свое задание. Сегодня социалистическое учение начинает приобретать популярность, и дошло до того, что Иисуса Христа называют реформатором социального строя! Это ужасное заблуждение. Он поручил нам быть такими реформаторами, а мы пытаемся переложить всю ответственность на Него. Иисус изменяет наше сердце и оправдывает нас перед Богом, а Его принципы немедленно зовут нас на путь реформ. Не нужно куда-то уезжать — дел хватает и там, где мы находимся сейчас: дома, на работе, в общении с друзьями. Иисус говорит: «Вспомните, как Бог принял вас. Вот так и вы должны принимать людей».

Всесторонняя развитость христианина (ст. 12)

Христианская благодать охватывает всего человека. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Спасение означает не только чистое сердце, просвященный разум, праведный перед Богом дух, но и то, что весь человек захвачен сиянием чудесной силы и благодати Божьей. Тело, душа и дух охвачены великолепием Господа Иисуса Христа. Хорошим примером может послужить газокалильная сетка. Если ее неправильно настроить, то свет будет исходить только из одной точки, но стоит лишь повернуть ручку, и комната на полнится волшебным сиянием. То же происходит и с нами, когда мы, наконец-то, познаем благодать Божью. «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Некоторые из нас лишь частично понимают эту благость.

а) Позитивная граница праведности

Границей проявления благодати Божьей в нас является наше тело. Мы еще можем понять необходимость чистого сердца, сосредоточенного на Боге разума и Святого Духа, вошедшего в наш дух, но как быть с телом? Тело — это наша граница праведности. Мы различаем четкое интеллектуальное понимание истины и ее практический исход, но Иисус Христос ни слова не сказал об уровне интеллектуального развития человека.

Некоторые прекрасно понимают истину, но излагают ее так, что она теряет всю свою силу. Чрезмерное рвение мешает нам посмотреть жизни в глаза; оно превращается в нашего бога. Мы уже живем за его счет и через некоторое время замечаем, что жизнь утратила свою реальность, а сила и присутствие Божьи вообще пропали. Определенные отношения дома, на работе или с друзьями являются духовным барометром, показывающим силу нашей связи с реальностью. Любой может проповедовать истину, но поступать в соответствии с ней — привилегия святого.

б) Прозаический принцип рассудительности

«Как хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними». Какого отношения вы ожидаете от людей? «Вот так и вы, — продолжает Иисус, — поступайте с ними. Не ждите, пока они начнут хорошо относиться к вам». Святой Дух зажжет в вашем воображении образы того, что вы хотите получить от людей, но этим Он только показывает, каких действий ожидает от вас. «Я хочу, чтобы люди замечали мою щедрость». Хорошо, начинайте замечать их щедрость. «Я не хочу, чтобы люди осуждали меня». Не осуждайте их, и все устроится само собой. «Я хочу, чтобы люди молились за меня». Прекрасно! Начинайте молиться за них.

Признаком роста в благодати является наше отношение к людям. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — сказал Иисус. Сатана приходит в облике ангела света и говорит: «Не думай о себе», но Святой Дух помогает нам задуматься о себе, потому что только тогда мы научимся думать о других. Он помогает нам представить, что мы хотели бы получить от людей, а потом говорит: «А теперь иди и сделай это для них». В этом стихе Господь устанавливает стандарт практической этики. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Никогда не ищите неправды в своем ближнем и храните собственное сердце. Мы все время стараемся найти в этом мире справедливость, но подобного понятия в миру не существует. Иисус сказал: «Не ждите справедливости, но все время поступайте в соответствии с ней». Все учение Господа несет на себе отпечаток невозможности; именно поэтому Он должен изменить наше сердце, для чего и пришел в этот мир; дать человеку новое наследие, которое поможет нам соблюдать все принципы Его учения.

в) Принципиальный смысл откровения

Иисус Христос пришел для того, чтобы закон Божий мог воплотиться в человеческой жизни, и это — чудо благодати Божьей. Мы должны быть ходячими посланиями, «узнаваемыми и читаемыми всеми человеками». Новый Завет не допускает мысли о том, что спасенный по благодати человек может отказаться творить благодатные дела. Иисус Христос силой Своего искупления способен привести жизнь верующего в соответствие с его исповеданием.

Мы на собственном опыте можем испытать «крещение светом», если позволим принципам Иисуса Христа буквально пропитать все наше существо. Его слова не были планками на беговой дорожке. Бог перерождает нас и вкладывает в нас Свой Святой Дух, Который начинает приводить в движение принципы учения Христова и помогает нам поступать в соответствии с ними под Его водительством.