9. «Совершилось!»

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Евангелие от Иоанна 19:30

Братья мои, я хотел бы обратить ваше внимание на удивительную ясность и силу ума Спасителя в последние мучительные минуты перед смертью. Предсмертные страдания и боль обычно ведут к быстрому угасанию умственных способностей. Человек не может собраться с мыслями или выразить словами внятно для окружающих то, что ему все-таки удалось вспомнить и понять. Человек, испускающий дух, не обладает феноменальной памятью и проницательностью. Но последние действия Искупителя были осмысленными и осознанными, хотя Его страдания были неизмеримо глубоки. Он прекрасно понимал значение всех ветхозаветных образов! Он ясно видел смысл тех божественных символов, о назначении которых ангелы только лишь мечтали узнать! Перед Ним были раскрыты тайны, которые приводили в замешательство пророков, а теперь исполнились в Его Собственном теле. Мы также должны обратить внимание на то, как четко Он представлял Себе связь между прошлым и настоящим: ветхозаветные обряды и жертвоприношения приобрели определенный смысл, пророчества соединились в одно великое откровение, все обещания исполнились во Христе. И обо всем этом Он сказал: «Совершилось, совершилось во Мне». Какой силой должен был обладать Его разум, чтобы охватить все пророчества, произнесенные в течение столетий, понять вечность завета в ожидании славы небес! Его ум работал тогда, когда толпа насмехалась над Ним, а Его руки и ноги были прибиты ко кресту! Какой мощью обладал разум Спасителя, сумевший преодолеть горный пик под названием Страдания, касавшийся облаков. В каком удивительном состоянии находился Его ум во время распятия, если Христос смог обдумать всю историю откровения! На первый взгляд кому-то покажется, что в этом утверждении нет ничего примечательного, но давайте рассмотрим его повнимательней, чтобы прийти к определенным выводам. Иногда мне приходится слышать такое: «Как Христос мог так быстро перенести страдания, которые были эквивалентны вечным мучениям в аду?» Ответ заключается в том, что мы не знаем, что был способен совершить Сын Божий в течение одного мгновения, мы не знаем, что Он мог сделать и как пострадать в течение жизни и перед смертью. Люди, которым приходилось тонуть, но которых успели спасти, свидетельствуют о том, что в страшные мгновения перед ожидаемой смертью мозг начинает работать необычайно активно. Эти люди рассказывают о том, что вся жизнь проносилась перед ними за несколько мгновений. И если бы их спросили, сколько времени они провели под водой, они бы сказали, что не меньше двадцати минут, хотя на самом деле они были там лишь несколько секунд. Рассказ о путешествии Магомета с ангелом по имени Альборак может послужить нам хорошей иллюстрацией. Пророк утверждал, что когда ангел явился ему в видении, чтобы сопровождать его в путешествии в Иерусалим, он прошел через все семь небес, увидел все их чудеса, но все это заняло так мало времени, что вода в кувшине, которой ангел коснулся крылом, не начала волноваться, а они уже вернулись назад. Длинный сон этого эпилептика и выдумщика действительно мог продолжаться секунду-две. Разум смертного человека обладает специфическими способностями, которые в особых ситуациях помогают, если это угодно Богу, охватить такой объем информации, на постижение которого ушли бы столетия. За мгновение в нашей голове может пронестись столько мыслей, что в обычной ситуации нам бы потребовались десятки лет, чтобы все пережить и ощутить. Поэтому мне кажется, что удивительная ясность и сила ума Спасителя на кресте доказывают, что Он был способен в течение двух-трех часов понести на Себе груз не только тысячелетних, но даже вечных мук. В любом случае у нас нет никаких оснований утверждать, что этого не могло быть. Когда Бог облекается в человеческую сущность, человеческая природа приобретает неограниченные возможности страдать. Как ноги Христа были достаточно могущественны, чтобы идти по воде, так Его тело было способно погрузиться в бездонные пучины неизведанных страданий. Давайте не будем, я умоляю вас, пытаться измерить страдания Христа линейкой своей ограниченной логики, но давайте будем помнить и верить, что Его мучения были приняты Богом как равные всем нашим адским мукам. Все, что произошло на кресте, было не шуткой и не игрой, а тем, о чем в стихотворении Харта сказано:

Он вынес все,

Что воплощенный Бог

Мог вынести.

Хватило силы,

Но не более того.

Наша дальнейшая беседа поможет лучше понять мысль, которую я сейчас высказал. Во-первых, мы вслушаемся в этот возглас и постараемся понять его, во-вторых, вслушаемся в этот возглас и удивимся и, в-третьих, услышав, возвестим его другим людям.

I. Давайте вслушаемся в этот возглас и постараемся понять его.

Сын Божий стал человеком. Он заканчивал жизнь, полную совершенства и самоотречения. В течение всей жизни Он, муж скорбей и изведавший болезни, был презрен и уничижаем людьми. У Него была целая армия врагов и горстка неверных друзей. Наконец, Он был предан в руки тех, кто ненавидел Его. Его арестовали во время молитвы. Он был привлечен к светскому и духовному суду, где был облачен в дорогие одежды ради смеха, а затем позорно лишен всех одеяний. Он был объявлен невиновным, но предан на смерть судьей, который должен был защитить Его. Его тащат по улицам Иерусалима, города, в котором убивали пророков, а теперь готовились обагрить руки кровью Господа всех пророков. Его кладут на крест и прибивают к проклятому древу. Солнце опаляет Его тело. Зияющие раны вызывают лихорадку. Бог оставляет Его. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — в этом крике сосредоточились все страдания мира. Он сошелся на кресте в смертельной схватке с грехом и сатаной, Его сердце разрывается, мышцы рук и ног разрываются под тяжестью тела. Небо не поддерживает Его, даже солнце померкло. Земля предает Его, ибо «все ученики, оставив Его, бежали». Нигде и ни в ком Он не находит защиты, Он смотрит вокруг, но ни один человек не готов прийти к Нему на помощь. Он топчет точило в одиночестве, никого из людей нет рядом с Ним. Однако Он готов выпить до дна ту чашу, которую Отец не мог пронести мимо Него. Наконец, Он произносит: «…совершилось!» — и испускает дух. Вслушайтесь, христиане, вслушайтесь в этот победоносный клич, чье звучание не утратило силу и сегодня, по прошествии восемнадцати веков со дня Его смерти! Услышьте его из Священного Слова, и пусть Дух Божий откроет ваши уши, чтобы вы могли слышать и понимать то, что слышите!

1. Что имел в виду Спаситель, когда сказал: «…соверши лось»? Во-первых, Он хотел сказать, что все образы, символы и пророчества нашли свое исполнение в Нем. Слово «совершилось» встречается дважды в рассматриваемом отрывке. «После того Иисус, зная, что уже все совершилось , да сбудется Писание, говорит: жажду» (стих 28). А позже Он сказал: «…совершилось!» (стих 30). Итак, все Писание теперь исполнилось, вся книга, от первой до последней страницы, весь закон и пророки исполнились в Нем. Нет ни одного драгоценного камня-обещания, от первого изумруда в Эдемском саду до последнего сапфира в Книге пророка Малахии, которым бы не был украшен наперсник истинного Первосвященника. Нет ни одного образа, от рыжей телицы до молодого голубя, от иссопа до храма Соломонова, который бы не нашел свое отражение в Нем. Нет ни одного пророчества, произнесенного при реке Ховаре или на берегу Иордана, ни одного видения, полученного от Бога в Вавилоне, Самарии или Иудее, которые бы не исполнились до конца во Христе. И, братья, как удивительно то, что такое огромное количество разных обещаний, пророчеств и образов нашли свое отражение в одной личности! Забудем на мгновение о Христе, дадим какому-нибудь мудрому человеку Ветхий Завет и скажем ему: «Вот книга, ваша задача заключается в том, чтобы создать образ героя, который бы во всем соответствовал ветхозаветным предсказаниям. Он должен быть пророком, подобным Моисею, и завоевателем, похожим на Иисуса Навина, Он должен быть Аароном и Мелхиседеком одновременно. Он должен быть Давидом и Соломоном, Ноем и Ионой, Иудой и Иосифом. Он должен быть не только агнцем, которого закалывали, но и козлом отпущения, которого отпускали в пустыню, не только молодым голубем, чьей кровью кропили стену жертвенника, и священником, убивавшим птицу, но и самим жертвенником, и скинией, и золотой крышкой ковчега, и хлебами предложения». Мы можем напомнить этому человеку еще и о пророчествах, которые на первый взгляд противоречат друг другу и не могут исполниться в одном человеке. Например: «И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» и «Он был презрен и умален пред людьми». Этот мудрец должен начать жизнеописание своего героя с рождения от девушки: «Се, дева во чреве приимет и родит Сына». Он должен быть без пятна и порока, но на него Господь возложит все наши беззакония. Он должен обладать славой, быть Сыном Давида, и в то же время Он — росток из сухой земли. Я смело утверждаю, что если бы величайшие умы всех времен взялись за решение этой задачи и попробовали найти ключ ко всем загадкам, символам и пророчествам, они бы потерпели неудачу. Я представляю себе, как вы, мудрые люди, бьетесь над древними тайнами, предлагая тот или иной путь к их разрешению тайны, но вы неизменно попадаете в тупик. Все тщетно — тайны Моисея остаются нераскрыты ми, пока не появляется тот, кто объявляет: «Крест Христа и воплощение Бога Сына». Тогда все проясняется, тогда читающий может все понять, и истина открывается даже детям. Благословенный Спаситель! В Тебе мы видим исполнение всего, о чем говорил Бог через древних пророков, в Тебе мы находим образ того, смутное пророчество о ком мы находим в дыме жертвоприношений. Слава имени Твоему! «…совершилось» — все исполнилось в Тебе.

2. У этого слова есть еще более глубокий смысл. Не только исполнились пророчества и обещания, но были также отменены, когда стало ясно их назначение, все символические жертвоприношения старого иудейского закона. Им пришел конец, конец во Христе. Представьте себе на минуту, что Авель и святые, которые еще до потопа попали в славу высшего мира, с небес смотрят на происходящее на земле. Бог зажигает одну за другой звезды. Обещание за обещанием вспыхивают ярким светом во мраке, покрывшем землю. Они видят Авраама и с удивлением наблюдают за тем, как Бог открывает Аврааму тайну о Христе в его сыне Исааке. Они, подобно ангелам, пытаются проникнуть в тайну. Со времен Ноя, в течение жизни Авраама, Исаака и Иакова, они видят дымящиеся жертвенники, что является признанием греховности человека. Их души, пребывающие у престола, вопрошают: «Господи! Когда прекратятся жертвы? Когда больше не будет проливаться кровь?» Но кровавых жертвоприношений становится все больше и больше. Жертвы приносят посвященные для этого люди. Аарон, первосвященники и левиты каждое утро и каждый вечер приносят в жертву агнца, а по особым случаям приносятся более значительные жертвы. Волы ревут, бараны истекают кровью, голубям скручивают шеи, и все это время святые вопрошают: «О Господи! Доколе? Когда прекратятся жертвы?» Год за годом первосвященник идет за завесу и кропит крышку ковчега кровью. Давид приносит сотни жертв, Соломон — десятки тысяч, Езекия изливает реки масла, Иосия жертвует стада откормленных тучных животных. И души праведников говорят: «Неужели этому не будет конца? Неужели жертвоприношения не прекратятся? Неужели всегда придется помнить о грехе? Скоро ли придет последний Первосвященник? Не прекратит ли чин и род Аарона свой труд за ненадобностью, когда всему придет конец?» Еще нет, еще нет, души праведников, ибо после возвращения из вавилонского плена жертвоприношения продолжатся. Но вот, наконец, Он идет! Смотрите внимательнее, как никогда, ибо идет Тот, Кто отменит дело священников! О чудо! Вот Он стоит, одетый не в льняной ефод, украшенный колокольчиками и драгоценными камнями, а в человеческую плоть. Его жертвенник — крест, тело и душа — жертвы, Он Сам — священник, и вот Он приносит Своему Богу Свою душу за завесой тьмы, которая укрыла Его от человеческих взоров. Принося Свою собственную кровь, Он входит за завесу, окропляет кровью жертвенник и, выходя из мрака, взирает на потрясенную землю, на затаившие дыхание небеса и восклицает: «Совершилось! Совершилось то, чего вы так долго ждали».

3. Спаситель, без сомнений, имел в виду, что в этот момент Он увенчал совершенством Свое послушание Отцу. Для своего спасения человек должен был исполнить закон, ибо никто не может увидеть лица Божьего без совершенной праведности. Христос взялся за исполнение Божьего закона ради Своего народа: Он повиновался каждому повелению и не нарушил ни одной заповеди. В первые годы Своей жизни Он шел к этой цели, почитая отца и мать. В течение трех лет, будучи у всех на виду, Иисус повиновался Богу, пока не стал первым и единственным человеком, исполнившим весь закон Божий.

Господь и Искупитель мой,

Ты в Слове сём явил закон.

Но в жизни сей закон живой

Живым курсивом очерчён.

А в завершение Иисусу необходимо было умереть в послушании Отцу. Тот, кто хочет служить Богу, должен отдать не только свою душу и силу при жизни, но он также должен быть готовым пойти на смерть ради славы Божьей. Наш совершенный Поручитель нанес последний штрих на Свой шедевр послушания Богу Своей смертью, поэтому Он заявляет, что свободен от долга: «…совершилось!» Да, славный Агнец Божий, совершилось! Ты был искушаем во всем, подобно нам, но не согрешил ни разу! Все уже совершилось, ибо сатана выпустил в Тебя последнюю стрелу из своего колчана. Все коварные замыслы и нападки зла исчерпали себя. Князь мира сего подступал к Тебе со всех сторон, снаружи и изнутри, но в Тебе не приобрел ничего. Твое испытание завершилось, Ты закончил дело, которое Твой Отец дал Тебе исполнять, закончил Его столь совершенно, что сам ад не может найти изъяна. И на кресте, обозревая весь Свой путь послушания, говоришь: «…совершилось!» И мы, искупленные Тобой, верим, что так оно и есть. Братья и сестры, мы бы не могли сказать «совершилось», если бы Адам не пал. Если бы мы сейчас находились в Эдемском саду, мы бы не смогли похвалиться совершенной праведностью, потому что творение никогда не может выплатить Богу долг послушания. Пока человек живет, он должен повиноваться, пока существо, обладающее свободной волей, ходит по земле, оно находится в опасности нарушения своего обета повиноваться. Если бы Адам прожил в Эдеме от первого дня до сегодняшнего, то завтра он мог бы пасть. Предоставленный сам себе царь природы мог бы потерять свой венец. Но Христос, сотворивший мир, также совершил искупление. Большего Бог потребовать не может. Закон удовлетворен полностью. Справедливость не может потребовать больше ни часа дополнительного послушания. Все закончено, все совершено, сделан последний стежок челнока, одежда праведности соткана сверху донизу. Давайте радоваться, потому что Господь Своим предсмертным возгласом сказал нам, что Он приобрел совершенную праведность, чтобы облачить нас в нее.

4. Спаситель также имел в виду, что Он удовлетворил справедливость Бога сполна. Долг выплачен до последнего гроша. Искупление и умилостивление были совершены за всех раз и навсегда посредством одной жертвы, принесенной Христом на древе. Перед Ним была чаша, в ней был ад, и Он выпил ее. Он не остановился, пригубив содержимое чаши, не остановился после первого глотка, но выпил до дна, не оставив ни капли для Своего народа. Огромный десятиременный бич закона изорвался в клочья, истязая Христа, не осталось ни одного удара для тех, за кого умер Христос. Великая Божья артиллерия израсходовала все боеприпасы, не осталось ни одного снаряда, который мог бы полететь в искупленных. Вложи меч в ножны, о справедливость! Успокой свой гром, о закон! Не осталось ни скорби, ни боли, ни муки, которые пришлось бы испытать избранным Богом грешникам за свои грехи, потому что Христос пострадал за всех Своих возлюбленных. «…Совершилось!» — проклятые грешники в аду никогда не смогут произнести это слово. Если бы вы или я были отправлены в ад, чтобы удовлетворить справедливость Бога, мы бы никогда не смогли сказать: «Совершилось». Христос оплатил долг, который не мог бы быть оплачен даже вечными страданиями в аду. Потерянные души страдают веками, но справедливость Божья не удовлетворена, закон не получил должного. Когда кончится время и останется только вечность, которая будет продолжать ся без конца, долг по-прежнему не будет выплачен. Непрощенные грешники будут вечно нести наказание за свои грехи. Но Христос совершил то, чего не мог сделать вечный огонь ада. Он превознес закон, почтил его и на кресте сказал: «…совершилось!»

5. Когда Иисус сказал: «…совершилось!», — Он полностью уничтожил силы сатаны, греха и смерти. Великий воин поступил на службу, чтобы сражаться за искупление наших душ, сражаться против всех наших врагов. Он вступил в бой с грехом. Ужасный, жуткий, почти всемогущий грех пригвоздил Его ко кресту, но тем самым Христос пригвоздил его к древу тоже. Они вместе оказались на кресте: грех и Победитель греха. Грех убил Христа, и тем самым Христос убил грех. Потом вышел второй враг — сатана. Он набросился на Христа со всей своей армией. Созвав своих прислужников со всех концов вселенной, Он сказал: «Восстань, пробудись, падший мир! Вот наш главный враг, который поклялся размозжить мою голову, давайте же ужалим его в пяту!» Они отправили все свои адские стрелы в Его сердце, вылили все свои бочки с горячей смолой Ему на голову, они впустили весь свой яд в Его кровь, оплели Его свои коварством, окружили ужасом и мраком. Он стоял в одиночестве, Лев из колена Иудина, окруженный всеми адовыми псами. Наш Герой не дрогнул, Он поднял Свое святое оружие, укрепив человеческие руки всемогуще ством божественной природы, поражая врагов направо и налево. Полк за полком надвигались на Него, залповый огонь не прекращался. Это не было игрой, война потрясла врата ада. Великий Завоеватель сокрушил врага, разбив его наголову. Он встал лицом к лицу с предводителем адской армии. Давид вступил в схватку с Голиафом. Бой был не долгим, но густой была тьма, покрывшая обоих. Тот, Кто был Сыном Божиим, а равно и сыном Марии, знал, как нанести смертельную рану, и Он нанес ее в божественном гневе и ярости, разоружив врага, угасив его огненные стрелы, размозжив его голову, и, наконец, сказал: «…совершилось!» — и низверг побежденного, истекающего кровью врага в ад. Мы представляем себе, как Спаситель преследует его, восклицая:

Изменник!

Мой меч тебя отыщет и пронзит

В какой бы адский ров ты камнем ни нырнул,

В погибели ища уход от страшных мук.

Молния святого гнева поражает дьявола. Схватив врага обеими руками, Спаситель сковывает его большой цепью. Ангелы запрягают колесницу, к которой приковывают плененного врага. Гоните лошадей по вечным холмам! Души, достигшие совершенства, выходят навстречу Ему. Воспойте Победителю, Который пленил плен и подверг позору смерть и ад! «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» Но подождите: Он должен избавиться от этого бремени прежде, чем войдет. Вот Он повергает сатану в непроглядный мрак: сила зла сломлена, сокрушена, раздавлена, ее венец валяется в пыли, а через мгновение он навечно исчезает в адской бездне. Таким образом, когда Спаситель сказал: «…совершилось», — Он одержал победу над грехом и сатаной, разделался со смертью. Как сказал Кристмас Эванс, смерть набросилась на Спасителя, посылая в Него огненные стрелы. Одна из стрел, пронзив Спасителя, вошла в крест так глубоко, что смерть смогла вытащить лишь древко стрелы, оставив наконечник в кресте. На что способна смерть после этого? Она обезоружена. Тогда Христос освободил некоторых из ее пленников, ибо многие святые воскресли, и их видели. Он сказал: «Смерть! Я забираю твои ключи. Еще некоторое время ты будешь охранять постели Моих уснувших святых, но Я забираю твои ключи». И вот сегодня Спаситель держит ключи смерти в Своих руках и ждет часа, которого никто из людей не знает, часа, когда прозвучит труба архангела и Господь скажет: «Пленники свободны». Тогда откроются могилы силой смерти Спасителя и святые в новых телах вступят в небесную жизнь вечной славы.

«Свершилось » —

Услышьте возглас смертный со креста

II. А теперь давайте вслушаемся в этот возглас и удивимся.

Попытаемся представить себе все то великое, что было утверждено возгласом «…совершилось!» Этот возглас подтвердил завет. Завет был подписан и запечатан раньше, в нем не было никакого изъяна, но он вступил в силу лишь тогда, когда Христос сказал: «…совершилось!» Когда кровь из сердца Христа окропила божественные письмена, то уже невозможно было изменить написанное никакими силами. Вы знаете, в чем состоял завет. Бог со Своей стороны поклялся, что Христос будет смотреть с довольством на подвиг Своей души, что все люди, данные Ему Отцом, будут обладать новым сердцем и правым духом, что они будут омыты от греха и войдут в вечную жизнь через Него. Христос со Своей стороны пообещал: «Отец, Я исполню Твою волю. Я оплачу долг до последнего гроша. Я во всем буду повиноваться Тебе и в совершенстве удовлетворю Твою справедливость». Если бы вторая часть завета не была бы выполнена, то и первая оказалась бы недействительной. После того, как Иисус сказал: «…совершилось», — все условия завета с Его стороны были выполнены, и теперь осуществление договора зависит только от выполнения первой части. Бог решительно говорит: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам…» И Он обещает: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь…»; «Очищу вас от всех беззаконий ваших»; «Поведу слепых дорогою, которой они не знают…»; «Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю». Завет был утвержден в тот час, когда Христос сказал: «…совершилось!» Он тем самым почтил Своего Отца и явил справедливость Бога. Отец всегда любил Свой народ. Не думайте, что Христос умер для того, чтобы Отец начал любить людей. Он любил их прежде создания мира, но возглас «…совершилось!» убрал барьеры, которые стояли на пути Отца. Он желал, будучи Богом любви, благословить грешников, а теперь Он мог сделать это, оставаясь справедливым. Отныне Отец с радостью принимает грешников. Когда Христос сказал: «…совершилось!», — Он Сам был прославлен . На Его голову был возложен венец непревзойден ной славы. Отец оказал Ему почет, которого Он не знал прежде. Он обладал славой как Бог, а как человек Он был презрен и унижен. А теперь Христос и как Бог, и как человек навечно воссел на престоле Своего Отца, увенчанный честью и славой. Кроме того, возгласом «…совершилось!» нам был дарован Святой Дух.

Заслугой гибели Твоей,

Распятья на Голгофе,

Дух Святый ныне снизойдёт

На нас — сухие кости.

С того часа Святому Духу, Которого Христос раньше обещал послать, открылся новый и живой путь в сердца людей. Он может жить в людях, а люди могут жить с Ним. Возглас Христа «…совершилось!» оказал влияние и на небеса. Тогда седьмое основание небесного города из хризолита стало крепче, ярче засияли драгоценные камни в воротах и стенах города. До этого святые были спасены как бы авансом. Они вошли на небеса, потому что Отец верил в Сына. Если бы Христос не довел Свое дело до конца, то этим людям пришлось бы оставить небесные обители, чтобы самим страдать за свои грехи. Я думаю, небеса бы сокрушились, если бы Христос не выполнил того, за что взялся. Небесный город разрушился бы, стены, здания сравнялись бы с землею подобно тому, как это происходит с земными городами. Но Христос сказал: «…совершилось!» , — и Его кровь, Его клятва, Его завет придали твердость небесному городу, дома искупленных навечно стали принадлежать им, их ноги уже не могли больше поколебаться или поскользнуться. Более того, возглас «…совершилось!» повлиял даже на мрачные пещеры и подземелья ада. Сатана в ярости стал грызть свои цепи, завывая: «Я поражен именно тем человеком, которого, как мне казалось, я победил. Мои надежды рухнули, ни один избранный не попадет в мою темницу, ни один искупленный кровью не будет обитать в моих ужасных подземельях». Как рыдали потерянные души в тот день, ибо они говорили: «Совершилось! Если Сам Христос-Поручитель не мог освободиться, пока не заплатил за все возложенные на Него грехи, значит, мы никогда не освободимся!» Для них похоронный колокол прозвучал еще раз: «Увы нам! Справедливость, которая не отступила от Христа, никогда не отпустит нас на свободу. Для Него все совершилось, это значит, что для нас это никогда уже не совершится». В тот час земле был дарован необычный луч солнца. Ее холмы озарились восходящим солнцем, и хотя ее долины все еще покрыты мраком и люди блуждают в темноте, ибо полдень для них, как ночь, солнце все же восходит, поднимается по небесным ступеням. И когда оно взойдет, то уже никогда не сядет. Его лучи пронзят толстый покров туч и тумана, и каждому взгляду откроется солнце, каждое сердце будет веселиться, видя его свет. Возглас «…совершилось!» укрепил небеса, потряс ад, утешил землю, принес радость Отцу, прославил Сына, открыл путь Духу и утвердил вечный завет, заключенный со всеми избранными.

III. Я перехожу к заключительной части беседы и не задержу надолго ваше внимание. «…Совершилось!» — после того, как мы услышали этот возглас, давайте возвестим его другим людям.

Дети Божии, вы, верой принявшие Христа, вы, для которых Он все во всем, каждый день своей жизни говорите другим людям: «Совершилось!» Пойдите и расскажите об этом тем, кто мучает себя, думая удовлетворить справедливость послушанием и умерщвлением плоти. Вон, индус готов уже проткнуть себя гвоздями. Подожди, несчастный человек, зачем тебе истекать кровью, если все «…совершилось!»? Другие люди истязают себя постами и «самоотречением». Остановись, остановись, несчастное создание, зачем тебе вся эта боль, если Христос сказал: «Совершилось»? Повсюду на земле есть люди, которые думают, что мучением тела и души они могут искупить свои грехи. Идите к ним, остановите их безумие и скажите им: «Зачем вы делаете это? Ведь совершилось!» Все страдания, которые навлек на нас грех, понес Христос. Христос удовлетворил все требования закона, которые касались наказания тела за грехи. «…Совершилось!» А после этого пойдите к живущим во тьме приверженцам Рима. Когда вы увидите, как священник, обращенный спиной к людям, приносит якобы жертву во время каждой мессы и поднимает вверх просфору, — по их словам это и есть жертва, — «бескровную жертву за живых и мертвых», тогда воскликните: «Прекрати, лжесвященник, прекрати! Ибо все совершилось на кресте! Остановись, лжепоклонник, не преклоняйся, ибо Христос сказал: «…совершилось!» Бог не требует и не принимает никакой другой жертвы, кроме той, что Христос один раз за всех принес на кресте». Найдите среди тех, кто окружает вас, невежественных людей, которые думают, что своими дарами и золотом, молитвами и обетами, посещением храма или молитвенного дома, крещением и конфирмацией сделают себя угодными Богу. Скажите им: «Остановитесь! Совершилось. Бог не требует ничего этого от вас. Он получил уже достаточно. Зачем вы пытаетесь пришить куски своих отрепий к прекрасной одежде Христовой праведности? Для чего вы хотите добавить фальшивую монету к тому великому выкупу, который Христос дал за вас? Прекратите все свои потуги, дела, обряды, ибо совершилось, Христос уже сделал все необходимое». Одного этого возгласа Христа достаточно, чтобы пустить Ватикан по миру. Подложите этот возглас Христа под папство, и он взорвет его, как бочонок пороха взрывает скалу, в которую он заложен. Эта весть страшна для любой человеческой самоправедности. Только позвольте этому возгласу Христа проникнуть в вас, подобно обоюдоострому мечу, и все добрые дела и красивые церемонии будут вынуждены бежать. Совершилось. Что можно добавить к тому, что уже совершено? Как можно улучшить совершенное? Библия закончена, имя того, кто решится что-нибудь добавить к ней, будет изглажено из Книги жизни. Жертва Христа также закончена, и того, кто осмелится что-либо добавить к ней, ожидает та же участь. И когда вы скажете эти слова людям всех народов и всех племен, вы скажете их душам, находящимся в отчаянии. Вы видите, как на коленях они вопиют: «О Боже! что мне сделать, чтобы покрыть свои беззакония?» Скажите им: «Совершилось, грехи уже покрыты». «О Боже, — говорят они, — где мне взять праведность, с которой бы Ты принял даже такое ничтожество, как я?» Скажите им: «Совершилось». Праведность для них уже приобретена, им не надо ничего добавлять к тому, что совершилось. Найдите тех бедняг, которые лишились последней надежды и приготовились не просто к смерти, а к вечному проклятию, к тем, кто говорит: «Я не могу избавиться от греха, я не могу избежать наказания». Скажите им: «Грешники, путь спасения уже ждет вас». И если вы встретите человека, называющего себя христианином, но мучимого сомнениями и страхом, скажите ему: «Совершилось». Среди нас так много людей, истинно обратившихся к Богу, которые все-таки не знают, что все «совершилось». Они никогда не чувствуют себя в безопасности. Они не знают, что все совершилось. Им кажется, что хотя они сегодня и верят, но завтра могут потерять свою веру. Они не знают, что все совершилось. Они надеются, что Бог примет их, если будут делать какие-то дела, забывая, что они уже приняты во Христе. Бог с одинаковой готовностью принимает и грешника, обратившегося пять минут назад, и святого, знавшего и любившего Его в течение восьмидесяти лет. Бог принимает людей не потому, что они что-то делают или чувствуют, а только лишь потому, что сделал и совершил Христос. О, несчастные сердца, некоторые из вас любят Спасителя, но любовь ваша слепа. Вам кажется, что вы должны совершить это, достичь того, и тогда у вас появится уверенность, что вы спасены. Но вы можете быть уверены в спасении уже сегодня: если вы верите во Христа, вы спасены. «Но я знаю свои недостатки», — скажет кто-то. Знаете? Ну и что с того? Бог не смотрит на ваши недостатки, а покрывает их праведностью Христа. Он удаляет их от Себя и не ведет им учет. «Но я не могу быть таким, каким бы хотел». Но что с того, что вы не можете? Бог не смотрит на вас такого, как вы есть, а видит вас во Христе.

Станем рядом и возьмемся за руки при виде собирающейся грозы, потому что мы не боимся. Как ярко сверкает молния! Но мы стоим твердо. Как ужасен раскат грома! Но мы спокойны. Есть ли в нас что-нибудь, что может защитить нас от бури? Нет, но мы стоим у подножия креста, который подобен громоотводу во время грозы, отводящему от нас ее ярость. Мы в безопасности. Ты можешь громко греметь, о закон, ты можешь устрашающе сверкать, о справедливость! Мы спокойно взираем на бушующую стихию, ибо мы укрыты крестом.

Я предлагаю вам отправиться со мной на царский пир. Царь сидит во главе стола, ангелы — в качестве слуг. Давайте войдем. Вот мы входим, садимся, мы едим и пьем. Как же мы решились на это? Ведь наша праведность, как запачканная одежда. Как же мы осмелились войти сюда? Но испачканная одежда больше не принадлежит нам. Мы отказались от своей праведности, и тем самым мы сбросили с себя испачканную одежду и облачились в царский наряд, данный нам Спасителем. С ног до головы мы одеты в белое, без пятна и порока. Мы, страшные, но красивые, отвратительные сами по себе, но славные в Нем, осужденные в Адаме, но принятые в Возлюбленном, стоим в солнечном свете. Мы не стыдимся и не боимся быть рядом с ангелами Божьими, разговаривать с прославленными душами. Мы даже можем разговаривать с Богом и называть Его своим другом.

Я обращаюсь к грешникам. Не знаю, где вы находитесь этим утром, но Бог найдет вас. Если вы были пьяницей, богохульником, вором, если вы были самым последним подлецом, если упали в сточную канаву беззакония или провалились в болото безнравственности, но сегодня ощутили ненависть ко греху, доверьтесь Тому, Кто сказал: «…совершилось!» Дайте мне свою руку, и мы вдвоем придем и скажем: «Вот две несчастные нищие души, благой Боже. Нам не во что одеться». И Он даст нам одежду, ибо Христос сказал: «…совершилось!»

— Но, Господи, достаточно ли эта одежда просторна, чтобы в ней поместились такие большие грешники, как мы?

— Да, — ответит Он, — ибо совершилось.

— Но нам нужно омыться, Господь! Есть ли какое-нибудь средство, которое может удалить черные пятна с нашей души?

— Да, — скажет Он, — вот кровь.

— Но не нужно ли нам добавить свои слезы к ней?

— Нет, — говорит Он, — нет, совершилось, всего достаточно.

— И теперь, Господи, Ты омыл нас, Ты одел нас, но мы хотели бы быть чистыми внутри, чтобы больше никогда не грешить. Господи, неужели это можно сделать?

— Да, — говорит Он, — вот вода, которая вытекла из сердца Христа.

— Но, Господи, хватит ли ее для того, чтобы смыть не только мою вину, но и испорченность?

— Да, ибо все совершилось. Иисус Христос сделался для вас не только оправданием, но и освящением.

Дитя Божие, хотел бы ты этим утром обладать совершенной праведностью Христа и будешь ли ты радоваться ей радостью, неизведанной тобой прежде? О грешник, примешь ли ты Христа? «О, — скажет кто-то, — я хочу, но я не достоин». Господь не требует от вас никакого достоинства. Единственное, чего Он просит, так это вашего желания. Вы помните, как Он сказал: «Жаждущий пусть приходит»? Если Он дал вам желание, вы можете уверовать в законченное искупление Христа прямо сейчас. «Но вряд ли это касается меня», — так может подумать не один грешник. Нет, речь идет именно о вас: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — говорит Христос. Жаждете ли вы Христа? Желаете ли вы быть спасенными Им? «Кто жаждет…» — не только та молодая женщина, не только тот седой старик, долго бывший врагом Христа, но и все вы, кто сидит внизу, и кто занимает обе галереи. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите…» О, если бы я мог побудить вас прийти к Нему! Великий Боже, дай грешникам желание быть спасенными, ибо сами они желают быть осужденными, и не обратятся, пока Ты не изменишь их волю! Вечный Дух, источник света, жизни, благодати, сойди и приведи блуждающих домой! Совершилось! Грешник, тебе ничего не надо совершать для Бога. Совершилось! Бог ничего не требует от тебя. Совершилось! Христу больше не надо истекать кровью. Совершилось! Вам больше не надо рыдать. Совершилось! Бог Святой Дух может больше не медлить из-за вашего несовершенства, а вам не надо медлить из-за своей беспомощности. Совершилось! С вашего пути убраны все камни преткновения, все двери открылись, все запоры сломаны, медные врата пали. Совершилось! Придите, придите! Стол накрыт, тучные тельцы закланы, волы приготовлены. И вот Он — Посланник! Он призывает всех бродяг и нищих, придите из всех трущоб и из-под всех мостов Лондона, придите, самые порочные, придите те, кто ненавидит себя, придите сегодня! Иисус зовет вас! Неужели вы будете медлить? О Дух Божий, повтори мой призыв, и пусть он станет действенным для многих сердец, во имя Христа! Аминь.

Утро, 1 декабря 1861 г.