11. Последний крестный возглас нашего Господа.

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. Евангелие от Луки 23:46

Наш Господь Иисус Христос умер со словами на устах: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Я напомню вам, что с уст Христа сорвалось семь возгласов, когда Он был на кресте. Каждый возглас Господа принято называть «словом». Позвольте мне повторить эти «слова». Первое «слово» Он произнес, когда Его прибивали ко кресту: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Это «слово» было сохранено для нас Лукой. Позже, когда один из двух разбойников сказал Иисусу: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», — Он ответил ему: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Эти слова также записаны Лукой. Затем, находясь в предсмертных муках, наш Господь увидел свою мать, стоявшую неподалеку. Ее сердце было разбито. Она смотрела на Него с неописуемой любовью и печалью, и Он сказал ей: «Жено! се, сын Твой», — и возлюбленному ученику сказал: «…се, Матерь твоя!» Иисус позаботился о пристанище для своей матери после того, как Он покинет ее. Этот возглас был записан только Иоанном.

Четвертое, самое главное «слово»: «Элои, Элои! ламма савахфани?» — что значит: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» В нем выражен пик Его страданий. Этот самый страшный возглас, который когда-либо срывался с уст человека. Он отражает бесконечную глубину мучений. Не случайно он был произнесен четвертым, так как необходимо было произнести три «слова» до него и три «слова» после, которые словно защищали его от непонимания. Этот возглас рассказывает нам о праведном человеке, Сыне Божьем, оставленном Своим Богом. Это центральное «слово» мы находим у Матфея и Марка, но его нет у Луки и Иоанна. Пятое «слово» донесено до нас Иоанном: «Жажду» — самый короткий, но не самый резкий из семи возгласов, хотя в физическом отношении это было, возможно, самое болезненное восклицание. Иоанн также записал другое, очень важное и удивительное крестное «слово» Иисуса Христа: «…совершилось!» Это был предпоследний возглас, который подвел итог делу всей жизни Христа, ибо Он не оставил ни одного дела незавершенным: не осталось ни одной свободной нити, вся ткань искупления, доведенного до совершенства, была соткана от начала до конца, подобно Его хитону, у которого не было швов. Сказав: «…совершилось!», — Он произнес последнее «слово»: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

Многое было сказано разными авторами об этих семи крестных возгласах. Я перечитал почти все из того, что написано на эту тему, и мне сложно добавить что-то свое к тому, что уже сказано, потому что люди прошлого любили глубоко размышлять над последними словами Христа. И древние авторы, которых, пожалуй, можно отнести к католической школе, не превзойдены даже протестантами в своем страстном желании проникнуть в предсмертные слова Спасителя. Им открывается новый, более глубокий смысл, который просто недоступен современным хладнокровным критикам Библии, имеющим глаза крота: видят там, где ничего нет, и не видят того, что заслуживает быть увиденным. Современная критика вместе с современным богословием не разглядели бы и цветка в Эдемском саду. Они похожи на сухой и знойный африканский ветер, который обрушивается обжигающим потоком на землю, не принося с собой ни капли росы. Как они далеки от правильного отношения к Писанию, не получившие благословение Бога и не способные благословить людей!

Семь возгласов наводят многих авторов на размышления о семи обязанностях христианина. Когда наш Господь сказал: «Отче! прости им…», — тем самым Он заповедал нам прощать своих врагов. Даже когда вас презирают и причиняют вам невыносимую боль, будьте готовы простить. Будьте, как сандаловое дерево, которое начинает благоухать сильнее, когда его ствол ломается под ударами топора. Будьте полны доброты, любви и прощения, чаще молитесь: «Отче, прости им».

Следующий возглас указывает на нашу вторую обязанность — с верой и покаянием обратиться ко Христу, ибо Он сказал умиравшему разбойнику: «…ныне же будешь со Мною в раю». Исповедали ли вы также, как разбойник, свой грех? Есть ли у вас такая вера, как у него, молитесь ли вы так, как он? Если да, то и вы будете приняты, как был принят этот разбойник. Итак, второй возглас учит нас покаянию и вере.

Сказав Своей матери: «Жено! се, сын твой», — Наш Господь заповедал нам сыновнюю любовь. Ни один христианин не может не любить своей матери, своего отца или любого другого человека, с которым Бог объединил нас родственны ми узами. Любовью умирающего Христа к Своей матери я умоляю вас не лишать себя человеческого обличья, всегда помнить о своей матери! Она дала вам жизнь, поддержите же ее жизнь в старческие годы и с любовью заботьтесь о ней до самого конца.

Четвертый возглас Иисуса Христа учит нас держаться Бога и доверять Ему: «Боже Мой, Боже Мой!». Посмотрите, как обоими руками Он держался за Своего Бога: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Он не мог вынести отлучения от Бога, вся остальная боль ничего не стоит по сравнению с мукой, которую испытывает оставленная Богом душа. Давайте будем держаться за Бога обеими руками веры, и если вам показалось, что Он оставил вас, взывайте к Нему и просите: «Объяви мне, за что Ты со мною борешься? Я не могу жить без Тебя».

Пятый возглас «Жажду» учит нас ценить исполнение слова Божьего. «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Старайтесь во всех переживаниях помнить слово Божие, исполнять повеления, постигать учение и успокаивать себя его обещаниями. Ваш Господь в великой скорби сказал: «…жажду», — потому что было написано, что Он так должен сказать. И вы почитайте слово Божье во всех мелочах.

Шестой возглас, «…совершилось!», учит нас полному послушанию. Идите по жизни, во всем повинуясь Богу, не забывайте ни об одной заповеди, исполняйте каждую из них, пока не сможете сказать: «Совершилось». Совершайте дело всей жизни, повинуйтесь Господу, страдайте и служите по Его воле и не успокаивайтесь, пока не сможете сказать вместе со своим Господом: «Совершилось. Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

И последнее «слово»: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», — учит нас покорности. Предайте все, даже свой дух, Богу, когда Он повелит сделать это. Стойте спокойно и во всем покоритесь Господу, и пусть вашим девизом с первого до последнего дня жизни будет: «В руки Твои предаю дух мой».

Я уверен, вам хочется как можно глубже постичь последние слова Христа. Поэтому позвольте мне задержать на них ваше внимание. Эти семь крестных возгласов объясняют нам суть служения нашего Господа. Это семь окон из агата, через которые мы можем увидеть Его, это жемчужные врата, через которые мы можем приблизиться к Нему.

Во-первых, Он предстает перед нами как Ходатай: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Чтобы увидеть в Нем Царя, осмыслите второй возглас: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Вы хотите увидеть в Нем любящего Защитника? Послушайте, что Он говорит Марии: «Жено! се, сын твой», а Иоанну: «Се, матерь твоя». Хотите заглянуть в бездну Его страданий? Тогда слушайте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Хотите узнать остроту страданий Его тела? Тогда услышьте Его возглас: «…жажду», — ибо в нем выражена мука жаждущего тела, которое горит из-за страшных кровоточащих ран. Люди, раненные на поле боя и потерявшие много крови, рассказывают, что нет хуже пытки, чем жажда, которую они испытывали в те часы. «…жажду», — говорит Иисус. Посмотрите на Того, Кто страдал телом, и поймите, что Он может сострадать вашим болезням, ибо Сам так мучился на кресте. Вы хотите увидеть в Нем Совершителя вашего спасения? Тогда слушайте: «…совершилось!». О, как прекрасен этот возглас! Мы видим благословенного Совершителя нашей веры. И тогда вам останется бросить последний взгляд и увидеть, что Он страдал добровольно. У Него не забирали жизнь, Он берет Свою душу и предает в руки Того, Кто сохранит ее: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

Вы видите, как многому нас могут научить крестные возгласы Христа. Семь нот могут зазвучать прекрасной мелодией. Пусть они прозвучат опять. Во-первых, мы видим близость Христа к людям: «Отче! прости им…» Он становится рядом с грешниками и пытается найти оправдание для них: «…ибо не знают, что делают». Мы видим Его царскую власть. Он открывает небесные врата перед умирающим разбойником и предлагает ему войти. «…ныне же будешь со Мною в раю». В-третьих, мы видим отношения, в которых Он находился с людьми. Как близок Он нам по крови! «Жено! се, сын твой». Вспомните, что Он говорил: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». Он — кость от кости и плоть от плоти нашей. Он является членом большой человеческой семьи. И Он в большей мере человек, чем любой из людей. Он есть истинно Бог от Бога, и также истинно Он есть человек от человека, воспринявший природу не только иудеев, но и язычников. У Него была Своя национальность, но Он поднялся над ней, Он есть Человек из всех людей, Сын Человеческий.

Посмотрите, Он берет на Себя наши грехи. «Какой это возглас?» — спросите вы. Пожалуй, все семь говорят об этом, но один из них говорит об этом лучше других: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Иисус был оставлен Богом именно потому, что взял на Себя наши грехи. «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех», поэтому и звучит горестный вопль: «Элои, Элои! ламма савахфани?» Прислушайтесь к пятому возгласу: «…жажду», который говорит о том, что Он взял на Себя не только наши грехи, но и немощи и болезни нашего тела. Если вы хотите увидеть не только Его физическую слабость, но и Его совершенство, не только Его скорбь, но и Его вседостаточность, вслушайтесь в возглас: «…совершилось!». Какое совершенство отразилось в этом слове! Искупление совершено до конца. Ничего не осталось незавершенным, горькая чаша страданий была выпита полностью, до последней капли. Выкуп заплачен сполна, к нему не надо добавлять ни гроша. И если вы хотите убедиться в том, что Он примирил нас с Богом, посмотрите, как Человек, сделавшийся проклятием за нас, возвращается вместе с нами к Богу Своему Отцу в Своем последнем возгласе: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Иисус возвращается к Отцу, ибо «…совершилось!», и мы с вами тоже возвращаемся к Отцу через Его совершенное дело искупления.

Я сыграл только две или три мелодии на воображаемой арфе, но этот удивительный инструмент способен на большее. Если это и не десятиструнная арфа, то в ней есть по крайней мере семь струн, и не хватит ни времени, ни самой вечности, чтобы извлечь всю музыку, на которую она способна. Семь предсмертных слов бессмертного Христа будут звучать для нас прекрасной мелодией всю вечность.

А теперь я попрошу обратить ваше внимание на отрывок, выбранный нами для размышлений: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

Вы видите нашего Господа? Он умирает, но и в последние минуты не забывает о людях, к которым Он обращается с возгласом: «…совершилось!». Послушайте, все сыны человеческие, Он обращается к вам: «…совершилось!». Можно ли было в той ситуации, в которой находился Христос произнести лучшее прощальное слово, обращенное к нам? Он говорит нам, что успел завершить Свое дело на земле: «…совершилось!». Попрощавшись, Иисус обращает лицо к небу. Дело сделано, более чем геркулесовы подвиги совершены, великий Победитель возвращается к престолу Своего Отца: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Это первые приветственные слова, с которыми Иисус обращается к Отцу, в тогда как «…совершилось!» — последнее прощальное слово, сказанное нам. Пусть слова: «…в руки Твои предаю дух мой», — также станут и вашим первым приветствием Отцу, когда вы вернетесь к Нему! Да даст вам Бог сил именно так говорить в час смерти! В католической церкви эти слова стали избитой фразой, но от этого они не стали хуже. Многие произносили их перед смертью по-латыни: «In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum». Эти слова превратились в магическое заклинание и потеряли свою первоначальную сладость, потому что почти никто не понимал по-латыни. Но на нашем родном языке они звучат прекрасной музыкой для всех умирающих во Христе: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

Важно также отметить, что последние слова, произнесенные нашим Господом, были взяты из Писания. Они, как многие из вас знают, из тридцатого псалма шестого стиха. Давайте прочитаем его. Христос жил Писанием! Он не был одним из тех, кто мало ценил Библию. Он был наполнен ею, подобно тому как шерсть, расстеленная Гедеоном на траве, была наполнена росой. Иисус размышлял над Писанием постоянно. Даже перед смертью не мог не вспомнить несколько слов из него. Вот что написал Давид: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». Вы видите, возлюбленные, что Христу пришлось изменить слова Давида, иначе Он не мог бы использовать их. Он добавил слово «Отче». Давид сказал: «В Твою руку предаю дух мой…», а Иисус говорит: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Благословенный шаг вперед! Он знал больше, чем Давид, потому что Он в большей мере был Сыном Божьим, чем Давид. Он был Сыном Бога как второе лицо Троицы, находящееся в вечном общении с первым. Именно поэтому Он обращаясь к Богу, говорит: «Отче». Но Он также кое-что убрал из молитвы Давида. Иначе и быть не могло, ведь Давид сказал: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял (В английском переводе вместо слова «избавлял» — «искупил». Я перехожу к самому возгласу. Во-первых, мы должны уяснить учение, которое в нем содержится, во-вторых, мы должны понять и принять обязанности возлагаемые на нас, и, в-третьих, мы должны использовать преимущества , которые он нам дает.) меня, Господи, Боже истины». Наш благословенный Господь не был искуплен, потому что сам был Искупителем, и Ему надлежало бы сказать: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой, ибо Я искупил Свой народ». Но Он решил не добавлять этих слов, Он просто воспользовался той частью молитвы Давида, которая подходила Ему: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». О братья мои, ничего лучше слов из Писания мы сказать не можем, и особенно в молитве. Нет лучше той молитвы, которая полна словом Божьим. Пусть вся наша речь будет приправлена отрывками из Писания! Я сожалею, что пока это не так. Люди смеялись над пуританами, потому что они даже имена своим детям выбирали из Писания. Но что касается меня, то пусть лучше надо мной смеются из-за того, что я слишком много цитирую из Писания, чем из-за того, что я слишком много цитирую из бульварных романов. К нашему стыду, надо сказать, что многие проповеди в наше время так изобилуют цитатами из романов (которые приличным людям не стоит даже читать), что иной раз не знаешь, то ли слышишь реальную историю, то ли выдумку. Да избавит нас Господь от этого кошмара!

Итак, вы видите, как умело Спаситель использовал Писание, как от первого сражения с дьяволом в пустыне до последней битвы на кресте, закончившейся Его смертью, Он постоянно использовал одно оружие: «Написано…»

I. Во-первых, мы должны уяснить учение, которое заключено в последнем крестном возгласе нашего Господа.

Учение заключается в том, что Бог есть Отец нашего Господа Иисуса Христа и что Бог есть наш Отец тоже. Он не сказал: «Отец наш», потому что Бог является Отцом Христа в другом, более возвышенном смысле. И тем не менее то, что Он является нашим Отцом, если мы уверовали в Иисуса Христа, так же истинно, как и то, что Он является Отцом Христа. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Иисус сказал Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Верьте в то, что Бог есть Отец для своего народа. Я и раньше вас предупреждал, что учение о вселенском Отцовстве Бога — это ложь, мы не принимаем его. В первую очередь оно сводит на нет новозаветное учение об усыновлении, ибо как Бог может усыновить людей, если они уже являются Его детьми? Это ложное учение также противоречит учению о возрождении, которое ясно преподано в Писании. Мы становимся детьми Божьими благодаря возрождению и вере. Но как это может быть, если мы уже являемся детьми Бога? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Как Бог может дать людям власть быть детьми Его, если они уже ими являются? Не верьте дьявольскому обману, но веруйте в истину Божию: Христос и все, кто живет верой в Него, могут быть уверены в том, что Бог есть их Отец.

Этот возглас Христа показывает, в чем заключается наше главное утешение. В час беды, во время сражения мы можем сказать: «Отец». Я думаю, вы заметили, что последний возглас похож на первый. Иисус начинает со слов: «Отче! прости им…» — и заканчивает словами: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Чтобы справиться с такой тяжелой обязанностью, как прощение, взывайте к Богу: «Отец!» Чтобы выдержать суровое испытание, такое, как смерть, тоже взывайте: «Отец!» Ваша сила в том, что вы — истинно дитя Божие.

Смерть означает водворение в дом Отца. Я сказал одному своему старому знакомому: «Мистер N ушел домой». Я имел в виду, что он умер. Мой друг ответил: «Да, конечно, куда еще он мог уйти?» Мудрое замечание. Куда еще мы можем уйти? Завершив дело своей жизни, убеленные сединой, куда еще мы можем пойти, кроме своего дома? Поэтому, когда Христос сказал: «…совершилось!», Его следующим словом было «Отче». Он закончил земной путь и теперь уходил домой, на небеса. Подобно ребенку, который устраивается на руках своей матери, когда устал и хочет спать, и Христос говорит: «Отче», прежде чем уснуть смертным сном.

Если Бог является нашим Отцом, а смерть мы считаем возвращением домой, потому что мы идем к Отцу, то следующее учение состоит в том, что Он примет нас. Нет совершенно никаких оснований думать, что мы предадим свой дух в руки Бога, а Он может не принять нас. Вспомните, как молился Стефан под градом камней: «Господи Иисусе! приими дух мой». Какой бы смертью мы ни умирали, пусть нашими последними словами, если и не на языке, то на сердце, будут: «Отче! Прими дух мой». Может ли наш небесный Отец не принять Своих детей? Если вы, будучи злы, принимаете детей, пришедших поздно домой, то тем более ваш Отец, Который на небесах, примет вас, когда закатится солнце вашей жизни. Отцовство Бога и все, что следует из этого для верующих, — вот главное учение, которое мы должны извлечь из последнего крестного возгласа.

II. Во-вторых, мы должны понять и принять обязанности, которые на нас возлагает последний крестный возглас.

Мы должны быть покорными. Какая бы беда с вами ни приключилась, покоритесь Богу. Повторяйте: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Пойте вместе с Фабером:

Перед волей я смирюсь Твоей,

Хваля Твои Пути;

И каждый день я буду жить,

Чтоб возвышался Ты.

Далее, я хочу подчеркнуть, что мы должны молиться. Когда вас мучает боль, когда страдают не только ваше тело, но и душа, молитесь. Не забывайте «Отче наш». Пусть ваши крики не будут обращены просто в воздух, пусть ваши стоны будут слышать не только ваш врач и ваша сиделка, взывайте к Богу: «Отец». Разве не так кричит потерявшийся мальчик? Когда ребенок просыпается ночью один в комнате и кричит: «Отец!», — то разве сердце его отца не будет тронуто? Есть ли среди нас люди, которые ни разу не взывали к Богу? Есть ли среди нас те, которые никогда не говорили Богу: «Отец»? Если такие есть, тогда я прошу моего Отца, излить Свою любовь в их сердца, и пусть они этим вечером скажут: «Встану, пойду к Отцу моему». Люди узнают, что вы истинно дети Божьи, если услышат, как вы сердцем и голосом взываете к Богу как к Отцу.

Мы также должны предавать себя Богу верой. Предайте себя Богу, доверьтесь Ему. Каждое утро отдавайте себя на попечение Богу. Замкните себя, так сказать, в Божью шкатулку. И каждый вечер, перед тем как лечь спать, забирайтесь в нее и отдавайте ключи от нее Тому, Кто может сохранить вас, когда на вашем лице лежит тень смерти. Предавайте себя Богу перед сном. Я имею в виду, что следует делать это даже тогда, когда, казалось бы, ничего не угрожает, когда все вокруг спокойно, дует тихий теплый ветерок, и ваш корабль ровно спешит к желанным небесам. Не успокаивайте себя своим собственным покоем. Тот, кто сам разделывает для себя мясо, может порезаться и оказаться перед пустой тарелкой, а у того, кто доверяет эту работу Богу, на столе всегда будет лакомый кусочек. Он вознаградит вас за ваше доверие так, как вы и не предполагаете.

Кроме того, мы должны постоянно ощущать близкое присутствие Бога: «Ты рядом, я знаю, что Ты рядом. Я чувствую Твое присутствие в час скорби и в минуту опасности, и я предаю себя в Твои руки. Как я бы искал защиты у полицейского, если бы кто-нибудь напал на меня, так я ищу защиты у Тебя, невидимого Хранителя ночи, неутомимого Стража дня. Ты укроешь меня в день битвы. Я укроюсь в тени Твоих крыльев и доверюсь Тебе, как цыпленок доверяется наседке».

Вот наши обязанности. Мы должны покориться Богу, молиться, предать себя Ему и успокаивать себя Его присутствием. Да поможет вам Дух Божий выполнять эти важные и святые обязанности!

III. Наконец, мы должны использовать преимущества , которые нам дает этот возглас Христа.

Во-первых, давайте пользоваться великой возможностью покоиться в Боге во время тревоги или боли. Допустим, врач только что сообщил, что вас придется оперировать. Скажите: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Есть большая вероятность того, что ваша болезнь окончательно подкосит вас и вы окажетесь на долгое время прикованным к постели. Повторите: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Не мучайте себя беспокойством, это не поможет вам. Не бойтесь будущего, от этого не будет толку. Предайте себя — это ваше великое преимущество — в Те руки, которые были пронзены за вас, предайте себя любви Того сердца, в Которое вонзилось копье ради вашего искупления. Просто удивительно, какой покой может дать Бог человеку в самом безнадежном положении. О, как пели некоторые святые на костре! Как они радовались, приближаясь к эшафоту! Подвал для хранения угля, который Боннер (один из английских епископов, возглавлявших гонения на протестантов в XVI веке в Англии.) в Фулхаме использовал для содержания мучеников, был ужасным местом в холодную зимнюю ночь. Мученики ободряли себя небесными песнопениями, когда лежали в этой дыре. Боннер однажды не выдержал и сказал: «Они еще смеют шуметь!» На что получил ответ, что он и сам бы шумел не меньше, если бы радовался так, как радуются они. Если вы предали свой дух в руки Бога, вы можете наслаждаться покоем во время скорби и опасности.

Следующее преимущество верующих состоит в том, что им даются мужество и уверенность перед лицом смерти. В прошлый четверг вечером я много раз повторял предсмертные слова Господа. Я думаю, никто из нас не забудет тот вечер. Мне кажется, я не смогу забыть его, даже если проживу столько, сколько прожил Мафусал. Сверкающие молнии слились в сплошную стену огня. И чем дольше я шел, тем страшнее становилась гроза. Когда я повернул на Лейгхам Корт Роуд, молнии стали сверкать практически без перерыва, и, наконец, когда я взошел на вершину холма, раздался ужасный грохот — с неба сплошным потоком посыпался град, огромные градины, о размере которых я вам не буду говорить, иначе вы подумаете, что я все приукрасил. В тот момент я и мой друг почувствовали одно и то же: живыми домой не добраться. Мы попали как раз в центр урагана. Вокруг нас и, как нам казалось, даже внутри нас было сплошное электричество. Бог словно обнажил Свою десницу и начал войну. Я подумал: «Ну что ж, пришло время отправиться домой», — и предал свой дух в руки Бога. С той минуты, хотя я не могу сказать, что мне доставляли большое удовольствие раскаты грома и вспышки молний, я все же чувствовал себя так же спокойно, как чувствую себя сейчас здесь с вами. Возможно, я был даже более спокоен, чем сейчас в присутствии такого количества людей. Мне стало весело при мысли о том, что через мгновение я могу узнать и увидеть столько, сколько я не узнал и не мог надеяться узнать за всю жизнь. Я сказал своему спутнику: «Предадим себя Богу, мы знаем, что правильно сделали, выбрав эту дорогу, иначе мы не могли поступить, поэтому все будет хорошо». Мы могли только радоваться в ожидании близкой встречи с Богом. Однако огненная колесница не унесла нас, и Бог сохранил нас, чтобы мы могли закончить дело своей жизни. Но я почувствовал, как хорошо было бы закончить эту жизнь и предать свое сердце великому Хранителю душ со словами: «Отец, позаботься обо мне. В Твоих руках позволь мне жить и умереть. У меня больше нет никаких желаний, пусть все будет так, как Тебе угодно. В руки Твои предаю дух мой».

Мы можем не только быть спокойными в опасности и уверенными перед лицом смерти, но также можем радоваться совершенной радостью. Возлюбленные, если бы мы только знали, как предать себя в руки Бога! Нет ничего лучшего, чем быть в руках Бога! Бог поддерживает столпы вселенной, в которой мириады звезд, и до сих пор она не поколебалась, а твердо стоит. Если мы окажемся в руках Бога, значит, мы будем находиться в месте покоя, мы окажемся дома, мы обретем вечное счастье. Бессилие творения сменится всемогуществом Творца. О, поспешите туда, возлюбленные друзья, живите отныне в руках Бога!

«…Совершилось!» Вы еще ничего не закончили, но Христос уже все совершил. Он сделал все. Вам осталось воспользоваться тем, что Он для вас совершил, и являть Его завершенное дело сынам человеческим своей жизнью. И поскольку все уже совершилось, скажите: «Отец, я возвращаюсь к Тебе. Моя жизнь отныне будет в Тебе и только в Тебе. Моя радость в том, что я в присутствии Наполняющего все во всем не боюсь ничего, в том, что я умираю, чтобы получить вечную жизнь, в том, что отрекаюсь от своего «я» ради Сущего, в том, что моя сотворенная человеческая природа живет только для славы своего Творца». О возлюбленные, закончите сегодняшний вечер и начните завтрашнее утро молитвой: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Да пребудет Господь со всеми вами! О, если вы никогда не молились, да поможет вам Бог начать молиться сейчас, во имя Христа! Аминь.

Вечер, 9 июня 1889 г.