1. Первый крестный возглас.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Евангелие от Луки 23:34

В момент этого возгласа наш Господь испытывал первые муки распятия: палачи только что пронзили гвоздями Его руки и ноги. Правда, Он был измучен еще до креста: страшная ночь в Гефсимании, бичевание и жестокие издевательства, которые Он утром претерпел от Каиафы, Пилата, Ирода и солдат претории, лишили Его практически всех сил. Но ни слабость, ни боль не могли помешать Ему молиться. Агнец Божий молчал перед людьми, но Он не молчал перед Богом. Он был безгласен как агнец пред стригущими, Он не сказал ни слова в Свою защиту, а в сердце не прекращал взывать к Своему Отцу. Слабость и боль не могли прервать Его моление. Возлюбленные, какой пример Господь дает нам! Давайте будем молиться до тех пор, пока бьется наше сердце, пусть никакие страдания не удалят нас от престола благодати, а напротив, приближают нас к Богу.

Пока живу, Тебе молюсь;

Пока Тебе молюсь — живу.

Перестать молиться — значит отказаться от утешения, так необходимого нам. Как бы сильно суета ни опутывала наш дух, как бы ни было угнетено наше сердце, великий Боже, помоги нам продолжать молиться и никогда не опускать в отчаянии рук, воздетых к небу. Наш благословенный Искупитель молился даже тогда, когда холодное железо разрывало Его нервы, а удары молотка мучительно сотрясали Его тело. Это постоянство можно объяснить тем, что Иисус настолько привык молиться, что не мог отказаться от молитвы даже в этой ситуации. Длинные ночи на холодных склонах холмов, многие дни, проведенные в уединении, каждодневно возносимые к небесам мольбы — все это сформировало в Нем настолько сильную привычку молиться, что ее не могли сломить даже самые жестокие муки. В то же время это была не просто привычка. Наш Господь был крещен духом молитвы: Иисус жил в нем, и он жил в Иисусе. Этот дух стал частью Его естества. Иисус был подобен дорогим пряностям, которые, будучи размолоты, не только не прекращают благоухать, но даже испускают еще более сильный аромат. Благодаря ударам ступки аромат обретает новое качество: запах идет уже не с поверхности, а изнутри. Пряности, размельченные в ступе, раскрывают свои внутренние секреты. Иисус не может не молиться, как не может не благоухать пучок мирры, как не может не петь соловей. Его душа была облечена в молитву, как тело в одежду, Его сердце всегда было украшено молитвой. Я хочу, чтобы это было примером для нас. Как бы ни сложились обстоятельства, какими бы тяжелыми ни казались испытания, какими бы угнетающими ни были проблемы, никогда не прекращайте молиться.

Обратите также внимание и на то, что наш Господь, даже во время казни, сохранил твердую веру в Свое Сыновство. Тяжелейшие испытания, котором Он подвергся, не убили в Нем этой веры. Он начал молитву со слова «Отче». И нас Иисус учил начинать молитву со слов «Отче наш», ибо успех в молитве во многом зависит от убежденности в наших близких отношениях с Богом. После тяжелой утраты и во время испытаний нам кажется, что Бог поступает с нами не как отец с сыном, а как суровый судья с осужденным преступником. Возглас Христа, вырвавшийся из Его груди во время тяжелейшего испытания, которое нам никогда не придется перенести, показал, что Иисус не сомневался в Своем Сыновстве. В Гефсимании, когда пот капал с Его лба подобно крови, та часть молитвы, которая была больше всего исполнена горечи, началась со слов «Отче Мой». И только за этими словами последовала просьба, чтобы чаша страданий, если это только возможно, минула Его. Он умолял Господа как Отца, когда снова и снова взывал к Нему в ту темную и скорбную ночь. И теперь первый из Его предсмертных возгласов начинается словом «Отче». Пусть же Дух, побуждающий нас взывать «Авва, Отче», никогда не прекращает действовать в нас! Да не попадем мы никогда снова в рабство из-за лукавства нашего врага: «Если Ты Сын Божий…». А если он даже и набросится на нас, да одержим мы над ним такую же победу, какую одержал Иисус в голодной пустыне. Пусть Дух, вопиющий «Авва, Отче», изгонит всякий страх неверия. Когда Господь наказывает нас, как Он и должен делать (ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?), давайте в любви подчинимся Отцу нашего духа. Но никогда не будем становиться пленниками духа рабства и сомневаться в любви нашего милостивого Отца и в своем усыновлении.

Удивительным является и то, что наш Господь просил Отца не о Себе. Конечно, Он продолжал просить на кресте и за Себя, об этом свидетельствует Его скорбный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Но в первом из семи великих крестных возгласов: «Отче! прости им…» — Иисус просит о других людях, и хотя в Его словах есть намек на жестокое обращение этих людей с Ним, это всего лишь намек. Как видите, Он не говорит: «Я прощаю их», — это само собой подразумевается. Возможно, Он даже забыл, что эти люди сделали зло Ему, Он думал только о том зле, которое они совершали против Отца, о том оскорблении, которое они наносили Ему, унижая Его Сына. В возгласе: «Отче! прости им…» — нет ни капли эгоизма. Он словно не существует Сам для себя, Он в такой степени уничижил Себя, что забыл о Себе и Своих страданиях.

Братья мои, если и было время в жизни Сына Человеческого, когда Он имел право молиться о Себе и только о Себе и никто бы не упрекнул Его за это, то, без сомнений, это было время Его предсмертных мук. Мы бы не удивились, если бы кто-нибудь из нас, прикованный к столбу для сожжения на костре или пригвожденный ко кресту, во всех своих молитвах, с первой и до последней, просил лишь о том, чтобы Бог дал сил перенести пытку. Но Господь Иисус просит о других людях. Какое великодушное сердце! Какое великое сострадание Распятого! Какой Бог, какой Господь! Кто прежде Его в самые мучительные минуты перед смертью ходатайствовал перед Богом за других людей? Пусть и в нас, братья, не будет эгоизма, как его не было у Господа. Пусть каждый думает не только о себе, но и о других. Любите ближнего, как самого себя, и, видя перед собой пример великодушия Христа, стремитесь подражать Ему, идти по Его следам.

В венце Его сияющей любви есть еще одна драгоценная жемчужина. Солнце праведности взошло на Голгофе во всей своей славе, и среди яркого сияния, окружавшего Его путь в другой мир, больше всего выделялась не просто молитва за других, а молитва за жестоких врагов. И каких врагов! Он молился не за тех, кто поступил с Ним плохо несколько лет назад, а за тех, кто был рядом и убивал Его прямо сейчас. Спаситель молился не тогда, когда время сделало свое дело и Он стал забывать об оскорблении, — так было бы проще простить — но тогда, когда первые капли крови брызнули на руки, вбивавшие гвозди. Молоток еще не успели отмыть от алой крови, а Его благословенные уста уже возносили сердечную молитву: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Я не утверждаю, что молитва касалась только Его непосредственных палачей. Я уверен, что эта молитва была произнесена также за книжников и фарисеев, за Пилата и Ирода, иудеев и язычников, в каком-то смысле за все человечество, потому что все мы в той или иной мере принимали участие в этом убийстве. Но, без сомнения, Иисус в первую очередь просил за тех, кто прямо там и в то время совершали дикое преступление, распиная Его на кресте. Как возвышенна эта молитва! Она в одиночестве возвышается над остальными, достигнув вершины славы. Никто так не молился прежде. Правда, Авраам, Моисей и пророки молились о нечестивых людях, но не за тех, кто пронзил их ноги и руки гвоздями. Конечно, христиане впоследствии возносили к Богу ту же молитву, например, Стефан молился так: «Не вмени им греха этого». И многие мученики в последней молитве на костре просили Бога о своих гонителях. Но вы знаете, у Кого они научились этой молитве. У кого же научился этой молитве Иисус? Где Он взял пример для подражания? Ни у кого Он не учился и ни с кого не брал пример, эта молитва была проявлением Его собственной божественной сути. Сострадание, которым мог обладать только Он, побудило Его произнести эту уникальную молитву. Его небесная любовь к людям родила в Нем это незабываемое прошение, у которого не было никакого примера, но которое служит примером нам. Я бы сейчас с большей радостью опустился на колени перед крестом моего Господа вместо того, чтобы стоя за кафедрой, проповедовать вам. Я восхищаюсь Им. Я поклоняюсь Ему от всего сердца за эту молитву. Если бы я знал о Нем только по этой молитве, то и тогда я должен был бы преклониться перед Ним, ибо эта ни с чем несравнимая мольба о милости, наполняющая мое сердце трепетной любовью, полностью убеждает меня в божественности Того, Кто вознес ее.

Таким образом, я рассказал вам о первом крестном возгласе Господа. И теперь, если Святой Дух поможет, я постараюсь показать вам его значимость для всех. Во-первых, он служит нам примером ходатайства нашего Господа, во-вторых, эти слова преподают урок о служении церкви, в-третьих, этот возглас должен побудить неверующих задуматься .

I. Во-первых, мои дорогие братья, давайте обратимся к этим удивительным словам как к примеру ходатайства нашего Господа.

Господь молился за Своих врагов тогда, Он молится за Своих врагов сейчас. Слова на кресте в прошлом были только началом той молитвы, которую Он возносит на престоле сейчас. Он занимает более высокое положение, Его окружает слава, но Он продолжает заниматься тем же самым делом. Перед вечным престолом Он продолжает просить за грешных людей, моля: «Отче! прости им…» В какой-то мере все Его нынешние молитвы похожи на голгофскую мольбу, и крестный возглас поможет нам понять суть сегодняшних молитв нашего Спасителя.

Первое, что обращает на себя внимание в Его ходатайстве, — необыкновенная милость. Те, о ком молился Господь, не заслуживали Его молитвы. Они не сделали ничего, что могло бы побудить Его благословить их за усердное служение. Напротив, они были недостойными людьми, предавшими Его смерти. Они распяли Его жестоко и злобно. И в тот момент они как раз отнимали у Него последнюю искру жизни. Объектом молитвы стали люди не только не заслуживавшие ее, но люди, недостойные даже одного доброго слова из уст Спасителя. Они никогда не просили Его молиться за них, им просто в голову не приходило попросить: «Моли о нас Бога, умирающий Царь! Вспомяни нас, Сын Божий!» Я думаю, что солдаты, услышавшие молитву, или не придали ей значения, равнодушно пропустив мимо ушей, или использовали как повод для очередной издевательской шутки. Я признаю, что очень сурово сужу о людях, предполагая, что они сделали молитву предметом смеха. Но рядом происходили ужасные события, и я допускаю, что это преступление, издевательство над Распятым, тоже было совершено. И все же наш Спаситель молился о тех, кто не заслуживал молитвы, более того, о тех, кто заслуживал проклятия, о людях, не только не просивших о молитве, но насмехавшихся над ней, когда она была произнесена. На небесах находится Первосвященник, ходатайствующий за виновных людей, повторяю, за виновных людей, мои слушатели. Никто на земле не заслужил Его ходатайства. Он ходатайствует не из-за чьих-то заслуг. Он просит как праведный за неправедных. «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом», — не праведные имеют ходатая пред Отцом, а согрешающие. Помните, что наш великий Ходатай просит о тех, кто никогда не просил Его молиться. Избранные, все еще находящиеся среди мертвых во грехах и преступлениях, являются объектом Его милостивого ходатайства. В то время, когда они с презрением отвергают Его Евангелие, Его любящее сердце молит небо о благосклонности к ним. Подумайте, возлюбленные, если то, о чем я говорю, ѕ истина, то вы можете быть уверены в успехе своей молитвы, обращенной к Богу, если попросите Господа Иисуса Христа ходатайствовать за вас. Может быть, кто-нибудь из вас со слезами, от всего сердца умоляет Спасителя быть вашим Заступником? Отвергнет ли Он вашу просьбу? Разве здравый рассудок может допустить такое? Он молится о тех, кто отвергает Его молитвы, тем более Он будет молиться о тех, кто ценит Его молитвы выше золота. Помните, мои дорогие слушатели, если в вас нет ничего доброго, если вы исполнены всякого рода зла и греха, ничто не может помешать Христу быть вашим Защитником. Он будет просить даже о вас. Придите и доверьте Ему Свое дело, ибо Он сможет произнести за вас такую молитву, которая бы никогда не пришла вам в голову, Он представит ваше дело Отцу так же, как Он представил дело Своих убийц: «Отче! прости им…»

Также Его возглас характеризуется обдуманностью . «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Наш Спаситель словно искал в Своих врагах что-нибудь такое, что могло бы смягчить их вину. Но не увидел ничего, пока Его любящий взгляд не остановился на их незнании: «…не знают, что делают». Как внимательно Он наблюдал за обстоятельствами и характерами тех, о ком молился! Он поступает так же и теперь на небесах. Христа никак не назовешь безразличным Ходатаем о Своем народе. Он точно знает ваше состояние в это мгновение, видит искушение, которое вас сейчас одолевает, и понимает, что происходит в вашем сердце. Более того, Он предвидит ожидающие вас искушения, и в Своем прошении за вас имеет в виду также будущее, которое открыто Его глазам. «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». О, как заботлив наш Первосвященник! Он знает нас лучше нас самих. Ему известна всякая скрытая боль, Ему понятен каждый стон. Вы можете не беспокоиться о правильности слов в молитве, Он Сам подберет их. И даже если вы сами не знаете, о чем надо молиться, то Он знает, Ему открыт разум Бога, и ваш разум тоже. Он увидит повод для милости, который вы не заметите. Когда наступает время темной ночи для вашей души и вы не видите, на что можно опереться, чтобы вознести мольбу к небесам, у Господа Иисуса Христа уже готовы прошения за вас, и из Его уст они безоговорочно принимаются у престола благодати. Итак, вы видите, что Его молитва, во-первых, исполнена милости и, во-вторых, хорошо продумана.

Далее мы должны обратить внимание на искренность Его просьбы. Никто не усомнится в том, что искренность слов: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают», — заставила небеса принять эту молитву. Братья, можно утверждать, не задумываясь, что Христос молился совершенно искренно. И у нас есть доказательство этого. Люди, чего-то искренне желающие, бывают очень сообразительны, у них хорошо получается отыскивать обстоятельства, которые будут говорить в пользу их желания. Если вы просите напавшего на вас сохранить вам жизнь, и он спрашивает, на каком основании он должен это сделать, уверяю, вы найдете причину для ее сохранения, даже если никто другой не посчитает ее достаточно веской. Иисус настолько искренно и сильно желал спасения Своим врагам, что увидел такую причину для милости, которую бы не заметил никто другой: «…не знают, что делают». Если рассуждать по всей строгости, то едва ли можно назвать это причиной для оказания милости. В самом деле, незнание, сознательное незнание, не смягчает вину, а незнание тех, кто окружал Его, было сознательным. Они могли узнать, что Он был Господом славы. Разве Моисей не говорил ясно об этом? А разве Исаия не был смел в своих речах? Разве можно было сомневаться, увидев все явленные Им знамения и чудеса, что Иисус является Мессией? С таким же успехом можно в ясный день сомневаться в том, что у нас над головой солнце! И все же Спаситель с удивительной искренностью превращает в основание для просьбы то, что, казалось, не могло послужить таковым: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». О, как могучи Его молитвы на небесах их искренностью! Не думайте, что сейчас Он менее горяч в Своих молитвах. Нет, братья мои, Христос по-прежнему всем сердцем молит вечного Бога о нас. Он не умолкнет ради Сиона и ради Иерусалима не успокоится, доколе не взойдет, как свет, правда Его и спасение Его — как горящий светильник.

Интересно также заметить, что крестная молитва помогает нам понять, что небесное ходатайство Спасителя — постоянное и настойчивое. Как я уже отмечал, если наш Спаситель и имел право прервать Свое ходатайство, то Он мог сделать это, когда Его прибивали ко кресту; когда враги совершали насилие против Его божественной личности, Он мог бы прекратить молиться за распинающих Его. Но грех их не может сковать уста нашего Друга. Какое утешение мы находим здесь! Вы согрешили, если не веруете во Христа, вы оскорбили Его Дух, но этим вы не смогли остановить Его молитву о вас. Возможно, братья, вы были бесплодны, как смоковница из Евангелия, вы заслужили быть срубленными, но из-за этого Ходатай не перестает быть Ходатаем. В это мгновение Он просит за вас: «Оставь его еще на год». Грешник, ты вызываешь гнев Божий, отвергая Его милость и все ниже опускаясь в своих грехах. Но ни богохульство, ни нечестие, ни даже неверие не заставят Христа прекратить молиться о последнем из грешников. Он живет, а пока Он живет, Он молится. До тех пор пока на земле есть хотя бы один грешник, которому надлежит получить спасение, на небесах всегда будет возноситься ходатайство о нем. Я надеюсь, что высказанные мною мысли, помогут понять, что у вас есть великий Ходатай — ваш Первосвященник.

Молитва Господа на земле похожа на Его небесную молитву своей мудростью . Он желал самого лучшего и самого необходимого для тех, о ком Он молился: «Отче! прости им…» В первую очередь и больше всего они нуждались в прощении Бога. Иисус не молит: «Отче! просвети их, ибо не знают, что делают», — так как простое прозрение было бы пыткой для совести и прямой дорогой в ад. Поэтому Он просит: «Отче! прости…» И пока звучал Его голос, капли драгоценной крови, стекавшей из ран, тоже обращались к Богу в мольбе. И Бог услышал и, вне всяких сомнений, простил. Первая милость, которую должны получить грешники от Бога, — прощение грехов. Иисус мудро молился об их самой острой нужде. И на небесах Он молится мудро и благоразумно, зная без наших подсказок, о чем просить Бога. Изливайте перед Богом все свои желания, в конце скажите так: «О, мой Господь Иисус, не исполняй желаний моих, если они не совпадают с Твоей волей, и если я не попросил о чем-то, что мне действительно нужно, дополни мои прошения, ибо Ты бесконечно мудрее меня». Как хорошо было бы иметь знакомого при дворе, который доводил бы наши прошения до совершенства, перед тем как подать их царю. Я уверен, что до Бога всегда доходят совершенные молитвы. Я имею в виду, что наш великий Отец слышит наши молитвы только совершенными: в них нет ничего лишнего, в них есть все нужное. Это не значит, что мы произносим совершенные молитвы, нет, наш Посредник по Своей безграничной мудрости делает их совершенными, и они предстают перед Богом в полном соответствии с Его волей, и Он, конечно, отвечает на такие молитвы.

И вот мы видим, что молитва Господа распятого похожа на молитву Господа, прославленного своим успехом. Многие из тех, за кого Он молился, были прощены. Вспомните, как Он повелел Своим ученикам начать свидетельство в Иерусалиме. В день Пятидесятницы Петр вместе с другими одиннадцатью апостолами обличил людей в том, что они руками беззаконных распяли и убили Спасителя, и три тысячи человек, принявшие это справедливое обвинение, уверовали во Христа и были крещены во имя Его. Это был ответ на молитву Иисуса. Главными виновниками смерти Христа были священники, но в книге Деяний мы читаем, что «из священников очень многие покорились вере». И это был еще один ответ на Его молитву. Поскольку все люди, иудеи и язычники, в определенном смысле приложили руку к смерти Иисуса, Евангелие было проповедано иудеям, а затем и язычникам. Молитва Господа как камень, брошенный в воду. В месте его падения образуется сперва маленький круг, а затем круги расходятся все шире и шире. Благодаря молитве Иисуса создался вначале небольшой круг уверовавших иудеев и священников, а потом вера достигла всех уголков Римской империи. Сегодня круги, расходящиеся от этой молитвы, охватили всю землю. Десятки тысяч людей спаслись благодаря одной мольбе: «Отче! прости им…» Также и небесные молитвы Иисуса никогда не бывают безрезультатными. Кровоточащими руками Он вырвал и удерживает победу. Он победил и взошел на небо, хотя Его ноги были прибиты к древу. Оставленный Богом и презренный людьми, Он победил молитвой. Что же говорить теперь, когда Его голова украшена венцом славы, Его рука сжимает скипетр абсолютной власти над вселенной, Его ноги обуты в серебряные сандалии? Он — Царь царствующих и Господь господствующих! Если слезы и возгласы обессилевшего Христа были всемогущими, то Его священная власть должна быть еще могущественнее. Он предстает как Первосвященник перед престолом Отца и напоминает Ему о завете, заключенном между Ними. О уверовавшие, может быть, вам трудно сейчас, но доверьте Ему свои заботы! Виновные грешники, идите к Нему и просите Его молиться о вашем прощении. И вы, не умеющие молиться, просите Его, чтобы Он ходатайствовал за вас. Если ваше сердце разбито, разум устал бороться за жизнь и вы лишены утешения, обратитесь к Тому, Кто наполняет золотую кадильницу Своими заслугами, перемешивает их с вашими молитвами и воскуряет приятное благоухание пред Богом, Который, почувствовав сладкий аромат, принимает вас и ваши молитвы в Возлюбленном.

Мы вышли в открытое море истины, рассуждая о первом крестном возгласе Господа, вам хватит пищи для размышлений до вечера. Поэтому, услышав в первом крестном возгласе нашего Господа отголосок Его небесных молитв, мы оставляем первую часть нашей беседы.

II. Далее, в этом возгласе мы видим урок о служении церкви.

В этом мире церковь должна быть подобна Христу. Господь пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить Самому, не для того, чтобы завоевать славу, но чтобы спасти других. Его церковь, если она правильно понимает свое служение, знает, что она создана на земле не для того, чтобы накапливать богатство и славу, не для того, чтобы занимать почетное и влиятельное место в обществе, а для того, чтобы жить и, если надо, умереть ради спасения потерянных овец, ради спасения потерянных людей. Братья, в крестном возгласе Иисуса не было ни капли эгоизма. Он забыл о Себе. Молитва церкви, ее ходатайство за грешников должны быть такими же. Церковь не должна жить для самой себя или для своих служителей, каждый ее день должен быть посвящен потерянным сынам человеческим. Может быть, вы думаете, что церковь существует для содержания проповедников? Неужели вы считаете, что церковь в нашей стране нужна только лишь для того, чтобы платить зарплату епископам, дьяконам, кураторам, пресвитерам и еще кому-нибудь? Братья мои, если бы она существовала только ради этого, ее нужно было бы убрать с лица земли. Церковь предназначена не для того, чтобы развлекать в выходные дни сыновей знатных людей. Церковь предназначена не для того, чтобы искусные ораторы произносили речи по воскресеньям, зарабатывая себе на хлеб. Нет, у церкви совершенно иная цель. Здания, построенные для поклонения, даны не для того, чтобы по воскресеньям вы могли, удобно усевшись, послушать что-нибудь интересное и приятно провести время. Любая церковь в Лондоне, если она существует не для того, чтобы делать добро людям, живущим в трущобах и нищенских лачугах, не имеет никаких оснований для своего дальнейшего существования. Церковь не борющаяся с язычеством, злом, заблуждением, обманом, не имеет права быть. Церковь, как и Христос, живет не для себя. Он приобрел славу, потому что отказался от славы, и слава церкви заключается в том, что она отказывается от респектабельности и почитает за славу собрание изгоев общества и за высшую для себя честь — поиск в смрадном болоте драгоценных жемчужин, за которые Иисус пролил Свою кровь. Спасать души от ада и приводить их к Богу, к надежде, небесам — вот ее небесное призвание. О, пусть церковь всегда помнит об этом! Пусть в церкви будут епископы и проповедники, пусть им платят зарплату, пусть все ради Христа будет организовано как можно лучше. Но пусть все это будет служить одной цели — обращать заблудших, учить невежественных, помогать бедным, защищать справедливость, бороться со злом и любой ценой стоять на страже венца и царства нашего Господа Иисуса Христа.

В возгласе Христа была великая духовная цель. Вы видите, что Иисус не просит ни о чем, кроме того, что нужно душам грешников: «Отче! прости им…» Церкви необходимо помнить, что она ведет войну не против плоти и крови, не против начальств и властей мира сего, а против духовного зла. Она должна бороться не за те законы, которые помогают правительствам мудро руководить страной и не допускают тиранов на трон, а за утверждение духовного царства в сердцах людей, завоеванных Христом, царства, в котором все подчинено Его истине. Я верю, что чем усерднее церковь Божия ищет пред Богом прощения грешников, чем больше она в молитвенной жизни стремится научить грешников тому, что такое грех, что такое кровь Христа и что такое ад, который последует за смертью, если грехи не будут омыты, и что такое небеса, в которые войдут все, кто очищен от греха, тем лучше. Стремитесь, братья мои, как один человек, к тому, чтобы грешники получили прощение. Всеми средствами ведите войну с теми грехами, которые мучают человечество, пусть утверждается трезвость и распространяется образованность, помогайте политическим и церковным реформам настолько, насколько у вас хватает времени и сил, но пусть первоочередным делом каждого христианина будет забота о душах людей, которых ожидает суд вечного Бога. Пусть ничто не отвлекает вас от вашего божественного поручения дарить милость бессмертным душам. Это ваше самое главное дело. Рассказывайте грешникам о том, что грех влечет за собой проклятие, что только Христос может устранить грех. Пусть вашими душами будет владеть одна страсть: «Отче! Прости им, прости им! Пусть они узнают, что значит быть прощенными . Пусть они и в самом деле будут прощены, и помоги мне не успокаиваться, пока я еще могу быть тем, через кого грешники получают Твое прощение, даже самые грешные из них».

Возглас нашего Спасителя учит церковь, чей дух должен быть неэгоистичным, а цели духовными, не ограничивать поле своей миссионерской деятельности . Христос молился за нечестивых, за самых нечестивых людей, сборище дикарей, окруживших крест. Он молился за невежественных людей. Он сказал: «…не знают, что делают»? Он молился за гонителей. Тот, кто был Его самым большим врагом, оказался дороже всех Его сердцу. Церковь Божия, ты послана не для немногих уважаемых людей, которые соберутся вокруг твоих проповедников и будут почтительно слушать их слова, ты послана не к элите и не к мудрецам, которые будут взвешивать каждое твое слово и высказывать критические замечания о всяком твоем учении, ты послана не к тем, кто относится к тебе с уважением и любовью, хотя, безусловно, и к ним тоже. Но твое великое поручение — нести весть о спасении блудницам, ворам, богохульникам, пьяницам, самым развращенным и испорченным. Если больше никто не проявляет интереса к этим людям, значит, о них должна позаботиться церковь, об этих людях церковь в первую очередь должна вспоминать в молитвах. Но, увы, о них мы вспоминаем в последнюю очередь. Мы обязаны помнить о невежественных людях. Если наши проповеди понятны только тем, кто с юности был наставлен в христианском учении, значит, мы не выполняем до конца свой долг. Мы не должны забывать, что есть люди, для которых самые банальные богословские истины мало чем отличаются от китайского языка. Проповедовать надо так, чтобы наши слова были понятны самому неискушенному слушателю. И если невежественные люди не приходят слушать нас, нам следует прибегнуть к средствам, которые побудят, заставят их услышать Благую весть. Евангелие также предназначено для тех, кто преследует верующих. Мы должны направлять стрелы любви в сердца наших врагов. Если к некоторым людям мы и должны нести весть о спасении в первую очередь, то этими людьми являются те, кто далек от Евангелия, кто наиболее враждебно относится к нему. «Отче! Прости им. Если никого больше Ты не простишь, то их все же прости».

Церковь должна быть такой же искренней , как и Христос. Если у нее будет сильное желание спасать гибнущих, она легко найдет основание для надежды тем, кому она благовествует, поймет, как можно просить Бога об их спасении.

Церковь должна надеяться . Никогда еще у церкви не было столько основания для надежды, как в наше время. Если невежество является хорошим доводом в молитве, то посмотрите на современных язычников, миллионы коих никогда не слышали имя Христа. Прости им, великий Бог, ибо воистину они не знают, что делают. Если невежество является основанием для надежды, то у огромного Лондона есть надежда, ибо вокруг нас живут сотни тысяч людей, для которых простейшие евангельские истины являются сенсацией. Братья, как грустно становится от того, что наша страна все еще лежит в невежестве, но жало этого удручающего факта притупляется надеждой. Если мы правильно воспринимаем молитву Спасителя, она дает нам силы надеяться и самим восклицать: «Прости им, ибо не знают, что делают!»

Задача церкви заключается в том, чтобы искать падших и невежественных людей, искать их не уставая. Церковь никогда не должна прекращать делать добро. Если Господь придет завтра, то мы, христиане, не можем только слушать и читать, встречаясь друг с другом для взаимного утешения и забывая о миллионах гибнущих людей. Говорят, что через две недели этот мир погибнет и что Наполеон — зверь из книги Откровения. Так это или нет, не имеет для меня никакого значения, мои обязанности от этого не меняются, я по-прежнему должен служить Господу. Пусть Господь приходит, когда Ему угодно. Пока я тружусь для Него, я готов к встрече с Ним. Церковь по-прежнему должна думать о спасении душ. Если она будут стоять, устремив взор к небу, как требуют от нее нынешние пророки, если она прекратит выполнять свое поручение и погрузится в толкование пророчеств, то приход Господа застигнет ее врасплох. Но если она трудится, без устали ищет драгоценные жемчужины для своего Господа, она не постыдится, когда придет ее Жених.

У меня слишком мало времени для беседы на такую обширную тему, но я хотел бы, чтобы мои слова гремели, как гром, чтобы смысл и искренность, которые я вкладываю в них, блистали, как молния. Как бы я хотел пробудить каждого христианина, находящегося здесь, и дать ему правильное представление о том, в чем заключается его дело как члена Церкви Христовой. Братья мои, вы не должны жить для себя. Сбережение денег, воспитание детей, строительство дома, работа ради хлеба насущного — все это вы можете делать, но, если вы стремитесь уподобиться Христу, как вы и должны делать, помня об искуплении, у вас должна быть более возвышенная цель. Начните жить для других, пусть все увидят, что вы живете не для себя, что центр вашего существования находится вне вас, что вы расточаете и расточаетесь, чтобы за ваши добрые дела люди прославляли Бога и чтобы Христос радовался, видя в вас Свой образ.

III. Я еще скажу несколько слов, чтобы побудить неверующих задуматься .

Послушайте меня внимательно. Я постараюсь быть немногословным. Некоторые из вас не спасены. Некоторые до этого утра были невежественны и, согрешая, не знали, что делали. Вы знали, что вы грешники, вы знали это, но не знали, как велико бремя вашей вины. Вы долгое время не посещали дом молитвы, не читали Библию, и родители ваши — неверующие. И вот недавно вы начали беспокоиться о своей душе. Помните, что ваше неведение не является оправданием, иначе бы Христос не сказал: «…прости им». Прощение необходимо даже тем, кто не знает, что делает. На каждом из нас в отдельности лежит вина. И все же ваше неведение дает вам маленькую надежду. Бог закрывает глаза на то время, когда вы жили в неведении, но теперь Он повелевает всем людям покаяться. Принесите же достойный плод покаяния. Бог, о Котором вы по неведению своему забыли, готов простить вас. Вот Благая весть для вас: «Доверьтесь Иисусу Христу, умершему за виновных грешников, и будете спасены». О, да поможет вам Бог этим утром довериться Христу, и вы станете новым человеком, в вас произойдет перемена, равная новому рождению. Вы будете новым творением в Иисусе Христе.

Но, друзья, о некоторых из вас Сам Христос не мог возгласить: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — потому что вы всегда знали, что делали. Каждая услышанная вами проповедь и особенно каждое оказанное на вас Евангелием воздействие увеличивают вашу ответственность и лишают вас последнего оправдания неверия. Друзья, вы знаете, что есть Христос и есть мир, что вы не можете обладать тем и другим одновременно. Вы знаете, что есть грех и есть Бог и что вы не можете служить обоим одновременно. Вы знаете, что есть радости греховные и радости небесные и что вы не можете одинаково наслаждаться теми и другими. Бог дал вам свет, и пусть теперь Его Дух поможет вам выбрать то, что выбрала бы истинная мудрость. Примите решение сегодня в пользу Бога, в пользу Христа, в пользу неба. Да поможет вам Господь ради имени Своего. Аминь.

Утро, 24 октября 1869 г.