2. Молитва Христа о грешниках, находящихся в неведении.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Евангелие от Луки 23:34

Какая забота! Какая самоотверженность! Какая необъятная любовь! Иисус не сказал распинавшим Его: «Прочь!» Одного такого слова хватило бы для обращения их в бегство. Они отступили назад и пали на землю, когда Он во время ареста в саду произнес лишь одну короткую фразу. И теперь, будучи на кресте, Он одним возгласом мог бы заставить всех, кто был рядом, пасть на землю или бежать в ужасе.

Иисус не произносит ни одного слова в Свою защиту. Когда Он молился Своему Отцу, то мог бы сказать: «Отче! Посмотри, что они делают с Твоим возлюбленным Сыном. Суди их за зло, которое они причиняют Тому, Кто любит их и Кто сделал для них все, что только можно было сделать». Но Иисус не просит об этом. Еще в древности пророк Исаия предрек: «…и за преступников сделался ходатаем». И теперь это пророчество исполнилось. Иисус просит за Своих убийц: «Отче! прости им…»

С Его уст не срывается ни слова упрека. Он не говорит им: «Зачем вы делаете это? Почему вы пронзаете руки, кормившие вас? Почему прибиваете ноги, которые ходили по земле из милости к вам? Почему вы насмехаетесь над Человеком, Который любил благословлять вас?» Нет, ни слова даже мягкого укора, тем более, никакого проклятия. «Отче! прости им…» Иисус не говорит: «Я прощаю им», — но эти слова можно прочитать между строк, и так они звучат еще сильнее. Иисус отказался от Своего величия. На кресте Он занял унизительное положение просителя вместо возвышенного места Того, Кто имеет власть прощать грехи. Как часто в словах людей: «Я прощаю тебя», — сквозит эгоизм! Человек утверждает себя в самом акте прощения. Но Иисус становится просителем, просителем за тех, кто убивал Его. Да будет благословенно Его имя!

Мы воспользуемся этим крестным возгласом Спасителя и постараемся извлечь из него наставление для себя. И, несмотря на то, что нас там не было и не мы предавали Иисуса смерти, мы тем не менее стали причиной Его смерти, а значит, тоже распинали Господа славы. Он и за нас молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Я хотел бы рассмотреть эти слова не столько с точки зрения толкования, сколько в ракурсе жизненного опыта. Я уверен, что среди нас много людей, к которым можно отнести эти слова. Вот о чем я предлагаю поразмышлять. Во-первых, в определенной мере мы были в неведении ; во-вторых, мы признаем, что неведение не является оправданием ; в-третьих, мы благословляем имя Господа за то, что Он просил о нас; в-четвертых, мы радуемся, получив прощение . Да поможет нам милостиво Святой Дух в наших размышлениях!

I. Обращая взор на прожитую жизнь, я должен сказать, что мы в определенной мере были в неведении . Мы, получившие прощение, омытые кровью Агнца, грешили в значительной мере по неведению. Иисус сказал: «…не знают, что делают». И теперь я спрашиваю вас, братья и сестры, когда вы жили в царстве сатаны, служили себе и своему греху, не происходило ли это в определенной мере по неведению? Вы можете уверенно сказать, как мы только что пропели в гимне: «Увы, не ведал я, что делал!»

Мы не знали, во-первых, страшной сути греха. Начав грешить еще в детстве, мы знали, что поступаем неправильно, но не понимали, что означает собственно грех. Мы продолжали грешить, став молодыми людьми, и, без сомнения, были повинны в серьезных грехах. Мы знали, что живем неправильно, но находились еще только в самом начале и не понимали, что будет в конце. Мы не видели в грехе бунта против Бога. Нам не приходило в голову, что мы насмехаемся над Богом, ни во что ставим Его мудрость, не ценим Его силу, отвергаем Его любовь, презираем Его святость. Мы не думали об этом, но мы делали это. Грех — это бездна. Дно греха увидеть невозможно. Когда мы наслаждались грехом, как сладкой конфетой во рту, мы не знали о всех тех страшных ингредиентах, которые придавали греху смертельный горько-сладкий привкус. Можно сказать, мы не подозревали, какое большое преступление совершали, когда осмеливались жить, бунтуя против Бога. Думаю, до сих пор я описывал не только свой, но и ваш опыт.

В то время мы не знали о великой любви Бога к нам. Я не знал, что Он избрал меня прежде создания мира, даже не мечтал об этом. Я не знал, что Христос стал моей заместительной жертвой. Я не знал, что Он обручил меня Себе в праведности и верности, чтобы мне быть вечно в единении с Ним. Вы, дорогие друзья, знающие о любви Христа, не понимали Его любви в прошлом. Вы не знали, что вы согрешали против вечной любви, против необъятного сострадания, против особого чувства любви, которое Бог имел к вам от вечности. В такой мере вы не знали, что делали.

Я думаю, мы также не знали в полной мере, что делали, когда отвергали Христа и огорчали Его. Он приходил к нам, когда мы были молоды. Его слова касались нашего сердца, и мы в трепете начинали искать Его лицо, но нас заманил в свою ловушку мир, и мы отвергли Христа. Слезы нашей матери, молитвы нашего отца, увещевания нашего учителя не оставляли нас равнодушными, но мы были очень упрямы и отвергли Христа. Мы не знали, что своим отвержением распинали Его. Мы отрицали Его божественность, а иначе бы поклонились Ему. Мы отрицали Его любовь, а иначе бы покорились Ему. И по сути, каждый раз, совершая грех, мы забивали гвоздь в Его крест, но не знали этого. Возможно, если бы мы знали, то не распяли бы Господа славы. Мы знали, что поступаем плохо, но не осознавали всего зла, которое совершали.

Мы также не знали, что стояло за нашим промедлением . Мы колебались, были на грани обращения, потом возвращались обратно к своим грехам. Наше сердце ожесточалось, мы по-прежнему жили без Христа и без молитвы, и каждый из нас повторял: «Я просто хочу закончить текущие дела. Мне надо еще немного подрасти. Я хочу сначала что-нибудь взять от жизни». А на самом деле мы отвергали Христа и выбирали вместо Него удовольствия греха. Каждый час промедления был часом, потраченным на распятие Христа, часом оскорбления Его Духа, часом выбора в пользу это развращенного мира и отвержения любящего и вечно благословенного Христа. Мы не знали этого.

Мне кажется, к этому можно кое-что еще добавить. Мы не знали, что значит наша самоправедность. Некоторые из нас думали, что обладают своей собственной праведностью. Мы регулярно ходили в церковь и даже посещали многие другие молитвенные дома. Нам дали новое имя при крещении, мы прошли конфирмацию, или, наоборот, мы радовались, что ничего подобного в нашей жизни не было. Мы возлагали свое упование на обряды или на отсутствие обрядов. Мы произносили молитвы, мы читали по одной главе из Библии каждое утро и каждый вечер. И чего мы только не делали! Но на этом мы успокаивались. Мы были праведны в своих глазах. Нам не надо было исповедовать какой-то особенный грех, и у нас не было причин в прахе падать перед престолом Божьего величия. Внешне мы были настолько хорошими, насколько это возможно, и мы не знали, что даже тогда мы наносили Христу дерзкое оскорбление. Ведь если мы не были грешниками, тогда зачем умирал Христос? И если у нас самих была праведность, то зачем Христос сходил на землю и приобрел праведность для нас? Мы делали Христа лишним, думая, что достаточно хороши и без Его искупительной жертвы. Мы думали, что угождаем Богу своей религиозностью, благочинием и правильностью. Но в это самое время мы возводили на престол, принадлежащий Христу, антихриста. Мы вели к тому, что во Христе нет необходимости, мы лишали Его славы! Увы, Христос мог бы сказать о нас, имея в виду все это: «Они не знают, что делают». Я желаю, чтобы вы спокойно взглянули на свое прошлое, когда служили греху, и убедились, что ваш разум был помрачен, ваш дух был слеп, поэтому вы не знали, что делали.

II. Далее, мы должны признать, что неведение не является оправданием . Господь Иисус мог использовать наше неведение в молитве как обстоятельство, смягчающее вину, но мы сами не можем так поступить. Мы не знали, что делали, поэтому не были виновны так, как если бы знали, но все же были достаточно виновны, и нам следует это признать.

Ибо, во-первых, не забывайте, что по закону незнание не является оправданием . По нашим английским законам, человек обязан знать закон. Если он нарушает его, то не может оправдаться, сославшись на незнание. Судья может счесть это за смягчающие обстоятельства, сам закон смягчения вины не допускает. Если я нарушил закон, не зная об этом, мой поступок все равно считается грехом. По закону Моисееву за грехи неведения приносились специальные жертвы. Незнание не заглаживало греха. Это видно из слов Христа, ибо если из-за неведения грех перестает быть грехом, зачем же тогда Иисус просил: «Отче! прости им…»? Он просит о милости, потому что люди виновны в грехе, хотя неведение в какой-то мере уменьшает вину.

Но, дорогие друзья, мы могли бы знать! Мы не знали, потому что мы не хотели знать. Ведь Слово проповедовалось, но мы не стремились услышать его. У нас была Библия, но мы не открывали ее. Если бы вы и я посмотрели на свое поведение в свете священного Писания, то узнали бы намного больше об ужасе греха, о любви Христа, о том, как мы неблагодарны, когда отвергаем Христа и не обращаемся к Нему.

Кроме того, мы не думали о том, что делаем. «Но молодые люди никогда не думают, что они делают!» — скажете вы. Не думают, но должны думать. Если кому-то не нужно думать, так это старым людям, чьи дни сочтены. Если они и думают, то у них слишком мало времени что-либо менять, но у молодых людей вся жизнь впереди. Если бы я был плотником и должен был сделать сундук, я бы не стал думать о том, как его сделать, после того как я его закончил. Я бы подумал перед тем, как тесать дерево, какой сундук мне нужен. Только глупый человек сначала делает, а потом думает. Молодой человек должен думать больше, чем кто-либо еще, потому что он только приступает, так сказать, к изготовлению сундука. Он выбирает направление жизни, поэтому должен думать за двоих. Многие из нас, кто сейчас принадлежит Христу, знали бы о Своем Господе намного больше, если бы в молодые дни уделили Ему больше внимания. Человек думает о своей будущей жене, он размышляет о своем будущем деле, он думает, прежде чем купить лошадь или корову, но он не удосуживается подумать о Христе и о Всевышнем Боге. Его неведение — преднамерен ное, а значит, непростительное.

Более того, дорогие друзья, хотя мы признаем свое неведение, о многих грехах мы все-таки знали. Позвольте мне напомнить вам кое-что. Иногда мы, зная, что то или иное действие неправильно, не совершали его. Затем мы подсчитывали прибыль от этого поступка, и продавали свою душу за цену расчета, и сознательно делали то, что, как мы прекрасно знали, было грехом. Разве нет среди нас людей, спасенных Христом, которые должны признаться, что порой они поступали наперекор голосу совести? Наперекор Святому Духу затемняли небесный свет, отгоняли Духа от себя, прекрасно понимая, что делают. Давайте склонимся перед Богом в сердце и признаемся в этом. Вы слышите, что говорит Господь: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Давайте добавим свои слезы к этому: «Прости нас тоже, потому что иногда мы знали, что делали. Мы могли бы знать обо всем, что делали, но были в неведении, потому что отказывались думать, хотя наша первейшая обязанность — думать о Боге».

Я выскажу еще одну мысль. Когда человек находится в неведении и не знает, как поступить, что он должен делать в такой ситуации? Он ничего не должен делать, пока не узнает, что правильно. И в этом была наша беда: хотя мы были в неведении, мы все равно продолжали делать свои дела. И почему мы не выбирали хорошее? Почему, находясь в темноте, никогда не поворачивали в сторону праведности, но всегда сбивались с пути, шли от одного греха к другому? Не говорит ли это о том, насколько испорчены наши сердца? Хотя мы пытаемся поступать правильно, но, предоставленные сами себе, обязательно выбираем плохое. Оставьте ребенка одного, оставьте взрослого одного, оставьте целое племя без наставления и учения. К чему это приведет? Произойдет то же самое, что и с заброшенным полем. На нем никогда не вырастет сама собой пшеница или рожь. Не обрабатывая поле вы соберете прекрасный урожай осота, пырея и прочих сорняков. Это говорит о том, что земля сама по себе склонна производить то, что не имеет ценности. О друзья, исповедайте врожденное зло вашего сердца, так же как вы исповедали греховность вашей жизни, признайте, что, будучи в неведении, вы из-за испорченности своих природных наклонностей всегда выбирали злое и отвергали доброе! И когда вы еще не знали Христа и не ценили Его настолько, чтобы принять правильное решение жить с Ним или без Него, вы инстинктивно не хотели прийти к Нему, чтобы иметь жизнь. Вам нужен был свет, но вы закрыли свои глаза в солнечный день. Вы жаждали, но не желали напиться, когда были возле ручья. И поэтому, хотя вы и находились в неведении, это было преступное неведение, которое надо исповедать перед Господом. О, придите ко кресту те, кто уже стоял у него и освободился от греховного бремени! Приди те и снова исповедайте свою вину, обнимите этот крест опять и посмотрите на Того, Кто проливал за вас кровь, и прославьте Его дивное имя за то, что Он однажды молился за вас: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Я предлагаю продолжить рассуждение. Мы были в какой-то мере в неведении, но мы исповедали то, что наше неведение не оправдывает нас.

III. В-третьих, мы благословляем нашего Господа за то, что Он просил о нас. Вы обратили внимание на время, когда Иисус просил о нас? Он молился, когда Его распинали . Враги только что забили гвозди, подняли крест, укрепили его клиньями в основании. Тело Христа приняло неестественное положение, так что Он мог сказать: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались». О, дорогие друзья, именно тогда вместо стона и вопля возлюбленный Сын Божий произнес: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Эти люди не просили о прощении, Иисус просил о прощении их. Руки врагов были обагрены Его кровью. Но именно в ту минуту Он молился о них. Давайте задумаемся о великой любви, которой Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, купавшимися в грехе, пившими грех, как вол пьет на водопое. А Он молился за нас. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых». Благословите Его имя в этот вечер. Он молился за вас, когда вы еще не молились за себя. Он молился за вас, когда вы распинали Его.

Иисус, обращаясь с просьбой к Отцу использует в качестве довода Свое Сыновство . Он говорит: «Отче! прости им…» Он был Сыном Божьим, и Свое божественное Сыновство ради нас кладет на чашу весов. Иисус словно говорит: «Отец, Я — Твой Сын, поэтому дай мне то, о чем прошу, и прости этих преступников. Отче! Прости им». Иисус обладал великими правами Сына. Он был Сыном Божьим не так, как мы, т.е. по усыновлению, а по Своей природе. По вечному бытию Он был Сыном Всевышнего. «Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога», второе Лицо Троицы напоминает Богу о Своем Сыновстве и просит: «Отче! прости им…» О, как сильны слова израненного, мучающегося, умирающего Сына! Он говорит: «Отец, Отец! Сделай так, как прошу. О, Отец, прости им, ибо не знают, что делают», — и великий Отец склоняет Свою голову в знак того, что прошение принято.

Обратите внимание, что Иисус усиливает свою просьбу молчаливым напоминанием о Своих страданиях . Положение Христа, произнесшего эту просьбу, весьма примечательно. Его руки были раскинуты по поперечному бревну, Его ноги были прибиты к вертикальному брусу. В такой позе Он просил. Просили Его ноги и руки, просило Его измученное тело, каждая артерия и каждый мускул обращались к Богу. Жертва была представлена пред лицом Отца, еще не законченная, но совершенная в Его воле. Крест придавал просьбе силу: «Отче! прости им…» О, благословенный Христос! Мы получили прощение, ибо Его Сыновство и Его крест тоже обращались к Богу и просили о нас.

Я полюбил эту молитву за ее необъятность . «Отче! прости им…» Иисус не сказал: «Отче! Прости воинов, которые пригвоздили Меня ко кресту». Он включил их в Свое прошение. Он также не сказал: «Отче! Прости людей, которые смотрят на Меня, как на зрелище». Он и их имел в виду. Он не сказал: «Отче! Прости грешников, которые в будущем обратятся ко Мне». Но Он помнил о них. Он не сказал: «Отче! Прости Моих врагов. Отче! Прости Моих убийц». Нет, с Его уст не срывается ни одного обвинения. «Отче! прости им…» Я чувствую, что к «им» отношусь и я. Можете ли вы стать одним из них? Смиренной верой примите крест Христа, доверьтесь ему, и пусть слово «им» будет относиться и к вам! Это слово подобно колеснице, спустившейся с неба, в которую можно войти и быть вознесенным ввысь. «Отче! прости им…»

Обратите также внимание на то, о чем именно просил Иисус. Не понять этого — значит не понять главной сути просьбы. Он просил о полном прощении Своих врагов: «Отче! Прости им. Не наказывай их, прости их. Не вспоминай их греха, прости его, изгладь его, ввергни его в морскую бездну. Не вспоминай об этом, Мой Отец. Не упоминай этого греха против них никогда. Отче, прости им». Благословен ная молитва о прощении Божьем широка и глубока! Когда прощает человек, он сохраняет память об обиде, когда прощает Бог, Он говорит: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Именно об этом просил Иисус задолго до того, как мы приблизились к покаянию и вере. В ответ на эту просьбу нам было дано ощутить свои грехи, исповедать их и уверовать во Христа. И теперь, да будет прославлено Его имя, мы можем благословить Его за то, что Он просил о нас и приобрел прощение всех наших грехов.

IV. Я перехожу к заключительной части беседы, где отмечу, что мы радуемся, получив прощение.

Вы получили прощение? Можете ли вы искренне петь?

О, радость! Я прощен Христом.

Всю веру полагаю в Нем.

У меня в кармане лежит письмо образованного человека, занимающего видное место в обществе, который до недавнего времени был воинствующим атеистом. Он пишет об этом, одновременно прославляет Бога и желает мне всех мыслимых благословений за то, что нашел Спасителя. Он написал: «У меня не было счастья в этой жизни и надежды на будущую». Мне кажется, это о себе могут сказать многие неверующие люди. На что мы можем надеяться в будущей жизни без креста Христова? Самая прекрасная надежда для неверующего человека — умереть, как собака, перестать существовать. На что надеется католик, переступая черту смерти? Мне жаль многих серьезных и искренних людей, ибо я не понимаю, на что они надеются. У них нет надежды на небеса. В лучшем случае им придется мучиться в чистилище, прежде чем попасть на небо. Какая бедная вера у таких несчастных умирающих людей! У них нет надежды, поэтому и в последние минуты у них нет покоя. Я не знаю ни одной религии, за исключением веры в Иисуса Христа, которая обещает нам прощение грехов и полностью снимает с нас вину. Суть нашего учения не в том, что после смерти человек узнает, что он спасен. Мы верим, что «мы теперь дети Божии». «Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную». Вечная жизнь у нас есть уже сейчас, мы знаем это и радуемся.

Таким образом, я возвращаюсь к последней мысли нашей беседы: мы радуемся прощению, приобретенному Христом для нас. Мы прощены, я надеюсь, что большая часть моей аудитории может сказать: «По благодати Божьей мы знаем, что омыты кровью Агнца».

Мы получили прощение благодаря молитве Иисуса. Наша надежда покоится на молитве Христа и особенно на Его смерти. Если Иисус оплатил мой долг, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, я ничего не должен. Если Иисус понес наказание за мой грех, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, мне не угрожает никакое наказание, и я могу сказать:

Ты искупленье совершил,

За всё сполна Ты заплатил,

Что должны были мы:

И ад меня уж не страшит,

Когда в любви Твоей сокрыт,

Омыт в Твоей крови.

И коль свободу Ты мне дал

И добровольно умирал,

Исчерпав гнев Отца,

Господь Свой гнев не явит снова,

Коль на кресте явил Христовом,

Не спросит уж с меня.

Если Христос понес мое наказание, то это наказание никогда не обрушится на меня. Какой радостью мы обладаем, имея такую уверенность! Наша надежда на прощение основана на том, что Христос умер. Из его ран текла жизнь для нас.

Мы славим Его за прощение, потому что теперь знаем, что делали. О, братья, не могу высказать, как мы должны любить Христа после того, как так тяжко грешили против Него! Сейчас мы знаем, что грех «крайне грешен». Сейчас мы знаем, что грех распял Христа. Сейчас мы знаем, что пронзили копьем сердце нашего небесного Господа. Мы предали самой ужасной смерти нашего лучшего Друга и Помощника. Сейчас мы знаем об этом и почти готовы пролить потоки горячих слез, вспоминая о том, как мы к Нему относились. Но нам все прощено, все в прошлом. Давайте прославим возлюбленного Сына Божьего за прощение даже таких грехов, в которых были виновны мы! Мы переживаем сейчас из-за этих грехов больше, чем раньше. Мы знаем, что прощены, но с болью думаем о том, каких страданий стоило наше искупление нашему Спасителю. Мы никогда бы не узнали, что такое наш грех, если бы не увидели Его кровавый пот. Мы бы не увидели ядовито-пурпурный цвет своего греха, если бы наше прощение не было записано алыми буквами Его драгоценной крови. И теперь мы видим свой грех и не видим, ибо Бог простил нас, забыл наш грех, забросил его за хребет навечно.

Отныне неведение , описанное нами, ненавистно нам. Незнание Христа и вечных истин ненавистно нам. Если по неведению мы согрешили, то больше не желаем оставаться в таком неведении. Мы будем изучать Слово Божье. Мы будем постигать науку всех наук — Христа распятого. Мы будем просить Святого Духа изгнать прочь неведение, которое привело нас ко греху. Да даст нам Бог больше не впадать в грехи неведения. Да скажет каждый из нас: «Я знаю, в Кого я верю. И отныне я буду приобретать знание, пока не постигну вместе со всеми святыми, что есть высота, и глубина, и долгота, и ширина любви Христовой, которая превосходит всякое разумение»!

Я хочу дать несколько практических рекомендаций. Если вы радуетесь тому, что вы прощены, покажите свою благодарность, стремясь уподобиться Христу. Никогда прежде не возносилась такая молитва: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Но вы молитесь этой молитвой за других. Кто-то оскорбил вас? Кто-то распускает сплетни о вас? Помолитесь сегодня вечером: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Давайте всегда будем воздавать добром за зло, благословением за проклятие. И когда мы пострадаем из-за грехов других людей, давайте будем считать, что они совершили эти грехи по неведению. Давайте будем молиться за них и вспомним об их неведении в наших молитвах об их прощении: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Я также хочу, чтобы вы помнили о миллионах жителей Лондона. Представьте себе тысячи семей, чьи дети сейчас покидают дома, заполняя кабаки. Пройдитесь по улицам под луной. Посмотрите на людей, о которых мне просто стыдно говорить. И молитесь: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Пусть этот серебряный колокольчик постоянно звенит. Серебряный? Нет, это золотой колокольчик на священнических одеждах. Носите его на своей одежде, ибо вы священники Божьи, и пусть он всегда издает эту золотую ноту: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Если мне удалось побудить всех святых Божьих уподобиться Христу в этой молитве, значит, я не напрасно проповедовал.

Братья, я вижу основания для надежды о самых невежественных людях, которые только окружают нас. Я вижу надежду для нашего несчастного города, для нашей бедной страны. Я вижу надежду для Африки, Китая и Индии. «…не знают, что делают». Это хороший довод в пользу народов этих стран, ибо они находятся в глубоком неведении. Они меньше нас знают об ужасной сути греха и о надежде на вечную жизнь. Вознесите это прошение, люди Божьи! Объедините ваши молитвы в единый мощный поток, поразите этой огненной стрелой небеса, направьте ее в самое сердце Бога, а Иисус поддержит нас Своим неотразимым прошением: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Если здесь есть необращенные люди, а я знаю, что они есть, мы вспомним о них как в наших тихих молитвах, так и в общей молитве. Мы будем молиться о них словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Да благословит вас всех Господь, во имя Иисуса Христа! Аминь.

Вечер, 5-го октября 1890 года.