Раздел IV. «Проповедуй Слово»

Введение

Когда в 1933 г. руководство Генеральной Конференции разработало планы усиления евангелизационной деятельности в Северной Америке, стало очевидно, что для достижения больших успехов в этом направлении проповедники, стоящие перед людьми, должны отвлечься от предметов второстепенных и обратиться к освещению третьей ангельской вести во всей ее полноте и насущности. По запросу Генеральной Конференции был опубликован документ под названием «Проповедуй Слово», содержавший шестнадцать страниц и включавший советы Елены Уайт. Распространение многих тысяч экземпляров этой брошюры принесло большую пользу, ибо она по-новому представила проповедническое служение, показав, насколько священна ответственность за провозглашение миру вести о наступлении последнего часа. В настоящем разделе представлены те части указанной публикации, которые не вошли в другие книги Елены Уайт. Утверждения, приводимые в настоящем разделе, не являются исчерпывающей компиляцией всего, что было написано Еленой Уайт по этому вопросу. Дополнительный материал, освещающий поставленные здесь задачи, можно найти в книгах «Евангелизм», «Служители Евангелия», «Свидетельства для проповедников» и «Христианское служение».

Вслед за темами, освещенными вышеупомянутой брошюрой, в данном разделе помещены и другие связанные с этими темами главы. Одна из них — «Опасность крайних точек зрения» — представляет собой переписку с одним нашим проповедником, содержащую советы относительно служения; их в настоящее время можно найти лишь в «Заметках из записной книжки». Следующая глава настоящего раздела — «Времена и сроки»-также относится к поднимаемой здесь теме. Раздел завершается советами, взятыми из «Особых свидетельств», серия Б, № 2 и записанными во время кризиса 1903 и 1904 гг., когда нашей Церкви навязывались в качестве нового света определенные пантеистические взгляды, но и это послужило благословением для Церкви. Основным благословением, связанным с этим кризисом, стали те уроки истины, которые были даны борющейся Церкви вестницей Господней и которые можно найти, главным образом, в «Свидетельствах для Церкви», т. 8, и в книге «Служение исцеления».

Совет попечителей литературного наследия

Елены Уайт

[154]

[155]

19. О чем проповедовать и о чем не проповедовать

Да будет явлен Христос

Цель всякого служения — меньше привлекать внимания к себе и больше ко Христу. Возвышение Христа является той великой истиной, которую должны нести все, кто трудится в слове и учении (Рукопись 109,1897 г.).

Трудящиеся во имя истины должны представлять праведность Христа не как новый свет, но как драгоценный свет, который на какое-то время был сокрыт от людей. Мы обязаны принять Христа как своего личного Спасителя, и Он вменит нам праведность Божью во Христе. Будем же повторять и особо выделять ту истину, которую провозглашал апостол Иоанн: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10).

В любви Божьей открывается Церкви и миру самый чудесный поток истины и сокровища благодати Христовой. . Какая любовь, какая безмерная любовь, побудившая Христа умереть за нас, когда мы были еще грешниками! И как пагубно для души осознавать требования закона и не понимать при этом преизобилующей благодати Христовой.

[156]

Закон Божий действительно открывает любовь Бога, но только тогда, когда проповедуется как истина в Иисусе, ибо дар Христов греховному миру должен быть одной из основных тем в каждой беседе. Неудивительно, что истина не смягчает сердца людей, когда ее преподносят сухо и безжизненно. Неудивительно также, что вера в Божьи обетования ослабевает, когда служителям и работникам не удается показать взаимосвязь Иисуса и Закона Божьего. Насколько чаще им следовало бы убеждать людей, что «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 11:32).

Сатана твердо намерен помешать людям увидеть любовь Божью побудившую Его отдать Своего ^Единородного Сына ради спасения погибающего человечества; благость Божья приводит людей к покаянию. О, как же нам преуспеть в раскрытии перед миром глубокой, драгоценной любви Божьей! Нет лучшего способа достичь этого, чем воскликнуть: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Давайте же скажем грешнику: «Вот Агнец Божий, Который беретка Себя грех мира» (Ин. 1:29). Открывая Иисуса как представителя Отца* мы сможем рассеять тьму, которой сатана стремится окутать наш путь, чтобы мы не увидели милосердия и невыразимой любви Божьей, явленной в Иисусе Христе. Взирайте на Голгофский крест, Он есть залог безграничной любви и безмерного милосердия Небесного Отца (Рукопись 154,1897г.).

*Здесь не приводится полный перечень тем. Прочие советы можно найти в книге «Евангелизм», с. 184-199, 217-278. — Составители.

Святой Дух

Христос, Великий Учитель, мог выбирать из бесконечного множества тем, но более всего Он обращался к теме обретения Духа Святого. Сколько великих благ Он предрекал Церкви, обретшей Святого Духа! Но разве есть ныне тема, которая привлекала бы меньшее внимание верующих? Какое обетование нашло меньшее исполнение? Святой Дух время от времени становится темой для проповеди, но затем эту тему оставляют до лучших времен (Рукопись 20, 1891г.).

[157]

Последовательные шаги к обращению

Проповедникам необходимо более ясно и просто раскрывать перед людьми истину, как она есть в Иисусе. Им необходимо более полно осознать великий план спасения. Тогда они смогут отвлечь помыслы слушателей от земного к духовному и вечному. Многие желают знать, что им делать, чтобы спастись. Люди нуждаются в четком и ясном разъяснении последовательных шагов, ведущих к обращению; и не должно быть ни одной проповеди, в которой не было бы уделено внимание объяснению пути, которым грешники могут придти ко Христу ради спасения. Проповедники обязаны указывать на Христа так, как это делал Иоанн, и с такой же трогательной простотой, с сердцем, воспламененным любовью Христа, они должны восклицать: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Грешник должен услышать сильный и искренний призыв к покаянию и обращению.

Тот, кто пренебрегает подобной работой, сам нуждается в обращении, прежде чем приступать к проповедническому служению. Те, чье сердце исполнено любовью Иисуса, драгоценными истинами Его Слова, смогут черпать из сокровищницы Божьей новое и старое. Они не будут тратить время на анекдоты, они не будут делать упор на своем ораторском искусстве, они не будут витать в облаках, не замечая при этом окружающих; но простым языком со всей серьезностью они будут открывать людям истину такой, как она есть в Иисусе (Ревью энд Геральд, 22 февраля 1887 г.).

Возрождение старых истин о пришествии

Есть еще одна работа крайней важности; которой не следует пренебрегать нашим служителям и всем верующим. Им необходимо изучать историю народа Божьего и Его дела. Нельзя забывать о взаимоотношениях Бога с Его народом в прошлом. Они должны возродить и оживить те истины, которые представляются маловажными тем, кто не познал на своем личном опыте силу и славу, сопровождавшую их, когда они впервые были явлены народу Божьему. Эти истины необходимо вновь открыть миру во всей, их первоначальной свежести и силе (Рукопись 22,1890 г.).

[158]

Служение ангелов

За каждого человека идет борьба между добрыми и злыми ангелами. Сам человек определяет, кто из них победит. Я призываю служителей Христовых со всей убедительностью разъяснять всем, кто их слушает, эту истину о служении ангелов людям. При этом не следует предаваться фантазиям. Наше единственное надежное основание — Слово Божье. Мы должны, подобно Даниилу, молиться о защите со стороны небесных сил (Письмо 201,1899 г.).

Дискуссионные проповеди

Многочисленные дисскусионные проповеди редко смягчают и смиряют души… Каждый вестник должен проповедовать полноту Христа. Там же, где не раскрывается щедрый дар праведности Христовой, проповеди становятся сухими и безжизненными, овцы и агнцы остаются голодными. Павел говорит: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4).

В Евангелии есть и глубина, и полнота. Иисус является живым центром всего сущего. Христос должен быть в каждой проповеди. Размышляйте о драгоценной милости и славе Иисуса Христа; ибо Христос, сущий в нас, есть упование славы (Письмо 15, 1892г.)*

Являйте истину с кротостью

Провозглашая весть, будьте осторожны. Не внимайте жадно новым теориям, ибо зачастую они таковы, что их нельзя излагать перед церковью. Избегайте самовозвышения или самовосхваления. Пусть из ваших уст„ освященных истиной, исходит Слово Божье. Каждый служитель должен проповедовать истину, как она есть в Иисусе. Он должен быть уверен в том, что он провозглашает, и обращаться со Словом Божьим под водительством Святого Духа Божьего. Ходите и трудитесь пред Богом с осмотрительностью, собратья, чтобы ни одна душа не оказалась введенной в заблуждение вашим примером. Тому, кто явится причиной гибели хоть одной души, лучше было бы не родиться на свет.

[159]

Провозглашающие себя слугами Божьими должны упорно трудиться ради обретения такой жизни, в которой нет места греху, болезни и скорби. Им надлежит проповедовать «во время и не во время».

Богу нужны реформаторы, которые будут произносить с кафедр сильные и вдохновляющие слова. Проповедники бывают обижены и обескуражены холодным приемом, когда они произносят свои собственные слова, вместо того чтобы проповедовать Слово Божье в силе Духа. Именно тогда они подвергаются искушению произносить слова, которые могут вызвать в его слушателях дух горечи и противоречия. Будьте осторожны, братья мои; Подобные слова не должны исходить из уст вестников Христовых. Освященные уста произносят слова преобразующие, а не раздражающие. Истину надлежит нести в кротости и любви Христовой (Письмо 348,1907 г.).

Ухищрения врага

Мы должны молиться о Божественном просвещении, но в то же время следует осторожно принимать все, что называют «новым светом». Надо остерегаться, чтобы под личиной поиска новых истин сатана не отвлек нашего взора от Христа и особых истин для нашего времени. Мне было показано, что враг через различные ухищрения стремится увлечь разум людей какими-то смутными и несущественными вопросами, чем-то, что не до конца открыто или не играет большой роли для нашего спасения. Все это выдают за «истину для настоящего времени», тогда как все их исследования и предположения еще больше запутывают дело и смущают умы тех, кто должен искать единства через освящение истиной (Письмо 7, 1891г.).

[160]

Человеческие предположения и догадки

Пусть никто не убаюкивает народ Божий красивой софистикой. Не облекайте высокую, священную истину для нашего времени в фантастические одеяния человеческой мудрости. Пусть те, кто делает это, остановятся и воззовут к Богу о спасении своих душ от обманчивых мифов.

На сердца людей будет воздействовать живая энергия Святого Духа, а не приятные, лживые теории. Причудливые измышления не могут быть хлебом жизни, они не способны спасти душу от греха.

Христос был послан с небес для искупления человечества. Он проповедовал учения, данные Ему Богом для наставления людей. Провозглашенные Им истины, содержащиеся как в Ветхом, так и в Новом Заветах, должны провозглашать и мы сегодня как слово живого Бога.

Пусть те, кому нужен хлеб жизни, обращаются к Священному Писанию, но не к учению смертного, заблуждающегося человека. Давайте людям хлеб жизни, который Христос, сойдя с небес, принес людям. Не смешивайте с вашим учением человеческие домыслы и предположения. Пускай каждый познает, насколько необходимо вкушать плоть и пить кровь Сына Божьего — сделать Его слова частью своей жизни (Рукопись 44, 1904 г.).

Наша верпу основанная на истине

Я очень хочу выполнять каждый день вдвое больше работы. Я прошу Господа дать мне силы и мудрости воспроизводить писания тех свидетелей истины, которые утвердились в вере и в нашей вести с первых лет ее провозглашения. После того как миновал срок, назначенный на 1844 г., они получили свет и ходили во свете; и когда появлялись люди, заявлявшие об обретении нового света и провозглашавшие свои замысловатые вести относительно различных истин Писания, мы, благодаря Святому Духу, получали насущные свидетельства, которые защищали нас от влияния таких вестей, как весть, которой посвящает свое время пастор Г.* Этот бедный человек усердно трудится, отрицая истину, подтвержденную Святым Духом,

[161]

Если сила Божья свидетельствует о чем-то как об истине, то эта истина должна стоять вечно. Не следует принимать во внимание какие-то более поздние предположения, противоречащие свету, данному ранее Богом. Будут появляться люди и выдвигать свои интерпретации Писания, кажущиеся истинными для них, но таковыми не являющиеся. Истина для нашего времени дана нам Богом как основание нашей веры. Он Сам научил нас тому, что есть истина. Будут возникать то один, то другой носитель новых идей, противоречащих свету, который был дан нам Богом через Его Святого Духа. Живы еще люди, прошедшие через опыт, приобретенный при утверждении этой истины. Бог милостиво продлевает их жизнь, с тем чтобы они могли до конца своего века вновь и вновь делиться тем опытом, который они приобрели, так же, как это делал до самого конца апостол Иоанн. А знаменосцы, уже ушедшие из жизни, должны говорить с людьми через написанные ими труды. Мне дано наставление о том, что их голос должен быть по-прежнему слышен. Они будут нести свое свидетельство о том, в чем заключается истина для нашего времени.

Мы не должны воспринимать доводы тех, кто приходит к нам с вестью, противоречащей особым доктринам нашей веры. Они произвольно выбирают нужные им места из Писания и приводят их в качестве доказательства пропагандируемых ими теорий. Это происходит вновь и вновь в течение последних пятидесяти лет. В то время как Писания являются Словом Божьим и требуют к себе должного почтения, их использование, если оно расшатывает хоть одну из основ, утвержденных Богом за последние пятьдесят лет, является большим заблуждением. Тот, кто использует Писания подобным образом, не познал удивительных проявлений Святого Духа, которые наделяли силой и мощью прежние вести, дарованные народу Божьему.

Доказательства, приводимые пастором Г., не обоснованы. Если принять их, они разрушат веру народа Божьего в истину, которая сделала нас тем, что мы есть.

[162]

Нам следует проявить решительность в этом вопросе, ибо аргументы, которые он пытается подтвердить Писанием, не являются здравым учением. Они не доказывают, что опыт, приобретенный народом Божьим в прошлом, ошибочен по своей сути. Мы обрели истину, и ангелы Божьи направляли нас. Истина относительно святилища была изложена нам под водительством Святого Духа. Тем, кто не участвовал в формировании отличительных доктрин нашей веры, лучше хранить молчание. Бог никогда не противоречит Себе. Писание используется неверно, если его принуждают свидетельствовать о том, что не есть истина. Будут появляться все новые и новые желающие принести якобы великий свет; они станут выдвигать свои предположения. Мы же твердо стоим на прежних позициях (цитируется 1 Ин. 1:1-10).

Я получила указание сказать, что эти слова мы можем использовать для наставления в наши дни, ибо пришло такое время, когда грех должен быть назван его истинным именем. Наше дело сдерживают люди, не являющиеся обращенными, но ищущие славы себе. Они хотят, чтобы их считали авторами новых теорий, которые они называют истиной. Однако если принять эти теории, то следует отречься от истины, которую в течение последних пятидесяти лет Бог давал Своему народу, подтверждая ее проявлениями Святого Духа (Письмо 329,1905 г.).

* Речь идет об учениях, связанных со святилищем, которые идут вразрез с доктринами Церкви адвентистов седьмого дня. Эти учения отрицали исполнение пророчества в 1844 году и служение Христа в следственном суде. — Составители.

Открывающиеся истины

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Учись принимать истины, которые открываются тебе, и использовать их таким образом, чтобы они стали пищей для паствы Божьей.

Мы будем встречать людей, которые позволяют своему разуму погружаться в праздные предположения о том, что никак не упоминается в Слове Божьем. Бог говорит ясным языком обо всем, что имеет отношение к спасению души, но Он не хочет, чтобы мы целыми днями предавались фантазиям; Он говорит нам: «Идите работать в виноградник Мой. Приходит ночь, когда никто не может работать. Оставьте праздное любопытство, будьте бдительны, работайте и молитесь. Исследуйте истину, которая вам открывается». Христос ожидает от нас, чтобы мы отринули пустые мечтания, Он указывает нам на поля, поспевшие к жатве. Если мы не предадимся ревностному труду, вечность сокрушит нас грузом ответственности…

[163]

Во времена апостолов самые нелепые ереси преподносились как истина. История повторялась и будет повторяться. Всегда найдутся люди, вполне искренне увлекающиеся тенью, вместо того чтобы стремиться к самой сущности вещей. Они подменяют истину заблуждением, поскольку заблуждение облекается в новую одежду, за которой, как им кажется, скрывается нечто замечательное. Но одежда эта должна быть сорвана, и под ней окажется ничтожество (Ревью энд Геральд, 5 февраля 1901 г.).

Вопросы вечного значения

Размышляйте над уроками, над которыми размышлял Христос. Доносите их до людей так, как доносил их Он. Сосредотачивайтесь на вопросах, которые затрагивают наше вечное благо. Все, что враг человеческий изобретает ради отвлечения разума от Слова Божьего, все новое и необычное, что он подбрасывает нам, чтобы привести нас к разделению мнений, он преподносит как нечто очень важное. Но все эти вопросы, которые мы не в состоянии ясно понять, не имеют для нас и десятой доли того значения, присущего тем истинам Слова Божьего, которые мы можем ясно осознать и привносить в свою повседневную жизнь. Нам следует учить народ тем урокам, которые привносил в Свои учения Христос, черпая их из ветхозаветных Писаний. Язык этих Божественных истин предельно ясен (Письмо 16,1903 г.).

Вопросы, несущественные для веры

Существует множество вопросов, поднимаемых время от времени, но не являющихся существенными для совершенства нашей веры. У нас нет времени для их изучения. Многие предметы не доступны для нашего ограниченного понимания. Они находятся вне пределов нашего разумения и даны не для того, чтобы мы их объясняли. Эти истины нам следует безоговорочно воспринимать как слова бесконечного Бога. В то время как ревностный исследователь должен искать истину, как она есть в Иисусе, существуют вещи, которые не просты для понимания и которые человеческий разум не может постичь и объяснить, не предаваясь измышлениям, которые не есть запах живительный на жизнь.

Каждая истина, действительно существенная для нас, важная для нашей практической жизни, затрагивающая спасение нашей души, раскрыта совершенно ясно и определенно (Письмо 8, 1895г.).

[164]